Факультатив по русскому языку. Факультативное занятие по русскому языку Воспитательный компонент факультативных занятий по русскому языку

38. Факультативные занятия по русскому языку.

На факультативных занятиях дети усваивают материал в процессе повторения изученного ранее.

Значение факультативных занятии. Как показано в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х - начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

Содержание и организация факультативных занятии. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому- либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

Формы внеклассной учебной работы ???

а) Понятие о формах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

б) Предметные кружки и научные общества. Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся У-У1, VII-VIII и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

в) Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Рабочая программа факультатива

по русскому языку для 5 класса

«Секреты орфографии»

Составитель: Воробьева Н.Л.,учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС - 2).

Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.

Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся и орфографической зоркости.

Задачи:

Повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 4 класс, систематизировать и обобщить полученные знания;

Заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

Совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.

Занятия факультатива «Секреты орфографии» позволят обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и расширить, систематизировать теоретические сведения, полученные ими. У учеников появится возможность закрепить практические умения и навыки, восполнить пробелы в знаниях. Факультатив нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Формы работы: с очетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

Объяснение учителя;

Создание проблемной ситуации;

Анализ текстов различных стилей и типов;

Работа с тестами;

Различные виды грамматического разбора;

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

Создание кластеров, алгоритмов;

Составление ментальных карт.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

Основные орфографические правила за курс 4 и 5 класса;

Лингвистические термины;

Работать с текстом, орфографически анализируя его;

Работать с разными словарями.

Учебно-методическое обеспечение

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.

3. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.

5. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. Москва: Эксмо, 2009.

6. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2-х частях - Саратов: Лицей, 2008.

7. Лозинская Т.П. Русский язык… Это интересно! Брянск. 2000.

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

проведения

проведения

Раздел 1. Дорога к письменности (2 ч.)

Почему мы умеем говорить? Язык и речь

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :

Познавательные:

Личностные результаты :

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

осознание роли языка и речи в жизни людей

Анализ и просмотр текстов

Дорога к письменности.

Древние письмена

Раздел 2. Загадочный алфавит (3 ч.)

Как возникла наша письменность?

Предметные

Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные :

самостоятельно формулировать познавательную цель

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Личностные результаты

формирование знания о своей этнической принадлежности, о народах и этнических группах России, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Глаголица и Кириллица. Современный русский алфавит

Меня зовут фонема

Для всех ли фонем есть буквы?

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные :
определять новый уровень отношения к самому себе как
субъекту деятельности

Познавательные :
объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Раздел 3. Путешествие за «главным» правилом (4 ч.)

«Ошибкоопасные» места

Тайны фонемы

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки; находить непроизносимые согласные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные :

Познавательные :
выявляемые в ходе исследования
твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Опасные согласные

На сцене гласные.

Выходим на «главное» правило

Как слышишь звуки и произносишь слова

Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила (6 ч.)

«Фонемы повелевают буквами»

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки, различать твѐрдые и мягкие
согласные звуки; находить непроизносимые согласные; употреблять в письме ь

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных и написания ь

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

"Хитрый" мягкий знак

Ваши старые знакомые

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»

«Нефонемное» правило

Раздел 5. Как «приручить» правило (4 ч.)

Волшебное средство - «самоинструкция»

Предметные

Научиться подбирать нужное правило при написании слов, исходя из части речи и применяя метод исключения

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные

Личностные

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Занятия с элементами игр

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Раздел 6. Приставки-труженицы (7 ч.)

Поговорим обо всех приставках сразу

Предметные

Научиться выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок.

Научиться определять орфограмму в приставке слова, применять правила написания гласных и согласных в приставках.

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

Личностные

Формирование навыков анализа,
работы в парах по алгоритму,
самопроверки, взаимопроверки.

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

Приставки, которые пишутся всегда одинаково

(первая группа)

Нарушители главного правила

(вторая группа)

Самые трудные!

(третья группа)

Таинственная приставка при- ?

Коварная приставка пре- ?

Раздел 7. Зри в корень! (7 ч.)

Слова-«родственники»

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

Личностные

Формирование навыков анализа,
индивидуального и коллективного проектирования. Формирование творческих способностей через активные формы деятельности

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

У корней есть командир?

Корень и «главное» правило

«Пересаженные» корни

Подводим итоги года

Предметные

Научиться применять правила;
использовать способы проверки;
владеть терминологией

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные :

Теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания;

Основные орфографические правила за курс 5 класса;

Лингвистические термины;

Самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил;

Работать с текстом, орфографически анализируя его

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Анализ и просмотр текстов

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Наблюдение за языковыми явлениями

Контрольные (тестовые) задания

Жиган Марина Николаевна

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Цель: познакомить детей с текстом публицистического стиля, отработать элементы написания сочинения-рассуждения по критериям экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

Образовательные:

научиться понимать текст, анализируя содержание и композицию;

привлечь внимание к проблеме и авторской позиции в тексте;

подготовиться к написанию собственного сочинения-рассуждения по проблеме, затронутой автором в тексте.

Развивающие:

развивать навык написания сочинения-рассуждения;

умение выразить собственную позицию по предложенной теме;

развивать у обучающихся интеллектуальную, информационную, коммуникативную культуру;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;

воспитывать нравственные качества подрастающего поколения, потребности к высоким стремлениям: к добру, правде, красоте;

создать атмосферу психологического комфорта, сохранение здоровья детей.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты : совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Регулятивные результаты : определение цели учебной деятельности, составление плана рассуждения, определение правильности выполненного задания;

Познавательные результаты: развитие учебно-познавательного интереса материалу, развитие интереса к чтению, извлечение информации, представленной в виде текста публицистического произведения, презентации, видеоматериалов, ставить проблему и решать ее;

Коммуникативные результаты : умение общаться, ведение диалога, участие в коллективном обсуждении, слушание и понимание других, аргументирование своего мнения.

Презентация

Ход занятия:

Орг. момент.

Нам выбор дан: добро иль зло,

День яркий или сумрак ночи,

Сквозящий холод или тепло,

Ложь или все же правды клочья.

Слово учителя: наш урок так и будет называться «НАМ ВЫБОР ДАН…» Вот и вам приходится сейчас много выбирать: как (хорошо или не очень) готовиться к экзаменам и какие предметы сдавать, какую профессию выбрать и т.д.

И я вам предлагаю ответить на вопрос, как вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку.

1.Надеюсь на репетитора.

2.В школе на уроках, консультациях.

3.Самостоятельно, потому что в школе ничего не дают.

4.Надеюсь на удачу. (Дети, выбирая, поднимают руки)

Хорошо, что вы готовитесь в школе, дома, но лучше всё-таки комбинировать все виды подготовки, чтобы получить желаемый результат. А я, в свою очередь, пожелаю вам той самой удачи, которая никому не помешает.

Актуализация знаний. 2 шаг связан с выбором, как и всё в жизни. Итак, выберите один из разделов типовых заданий ЕГЭ, над которым вы бы хотели поработать. Нужно ли кому-нибудь повторить структуру экзаменационной работы по русскому языку. Давайте это сделаем.

Задания 1-3

Задания по микротексту

Задания 4-7

нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические)

Задания 8-14

орфографические правила

Задания 15-19

пунктуационные правила

Задания 20-24

задания по макротексту

Задание25

написание сочинения-рассуждения

Итак, каждой из 5 групп нужно выбрать раздел ЕГЭ, из которого вы выполните 1 задание.

1ГРУППА

Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)<...>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...

2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.

3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.

4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.

2ГРУППА

Задания4-7. Видоизменённое. Поставьте в выделенных словах ударение.

Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты , надевает платье из кружев . С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей . Малышей можно немного побаловать.

3 ГРУППА

Задания 8-14. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

М…теринство

р…стить

Неприм…римый

н…тариус

С…туация

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Бе…печный, бе…нравстенный

Сем…я, из…ять

Вз…грать, вз…скать

Пр…дательство, пр…зреть (сироту)

Н…век, п…советовать

4 ГРУППА

Задания 15-19.

Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Детей надо воспитывать (1)чтобы(2) когда вы состаритесь (3) они вас уважали и любили.

5 ГРУППА

Задания 20-24

«Используя такой приём, как (А) ______(«Ибо, по слову великого мудреца Серафима Саровского, «человек человеку- радость»), и такой троп, как (Б)______(«чёрные лучи его ненависти»), автор текста вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. (В)______(«он должен испытывать радость от того, что я живу на белом свете»). И также синтаксическое средство (Г)- (пр.3,21)

(«3) И даже тогда, по-видимому,мы осязаем посылаемые им лучи.

21)Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь незаживающую рану её сердца»)

1)метафора

2)ряды однородных членов

3)противопоставление

4)эпитеты

5)фразеологизм

6)вводные слова

7)экспрессивный повтор

8)восклицательные предложения

9)цитирование Ответ:9156

И выбирает каждый сам.

Кто праздники, а кто унынье,

кто метит в ад, кто в небеса,

Кто верит в силу, кто в бессилье.

И всё-таки основная работа на экзамене - написание сочинения-рассуждения, именно ему мы посвятим оставшуюся часть занятия.

Записываем тему - «Написание сочинения-рассуждения».

Какова цель?

Мы уже знаем, по каким критериям будет оцениваться ваша работа. Получить максимальное количество баллов (42 из 100) поможет вдумчивое прочтение текста и работа по плану.

Напомните пункты плана сочинения-рассуждения.

1. Вступление.

2.Формулирование основной проблемы прочитанного текста.

3. Комментарий проблемы.

5.Изложение собственной позиции.

6.Аргументация в защиту собственной позиции.

7.Вывод.

Показать ролик с песней из фильма «Долгие дороги в дюнах» (2 мин)

Чтение текста из книги А.Лиханова « Дети без родителей»

(1) Приходит из роддома вместе с ребёнком такая эффектная мамочка - на модных каблуках-шпильках, вся из себя элегантная, приносит младенца, чтобы соблюсти последние формальности, поставить подпись под отказом, сходить к нотариусу.

(2) Сходила мамочка к нотариусу, поставила точку в судьбе собственного ребёнка, стала прощаться, - не с ним, а сотрудницами,- Вера Надеждовна ей и говорит:

(3)- Покормите хоть последний раз грудью дитя-то собственное!

(4)Та не смутилась ни чуточки, воскликнула:

(5)-Что вы! (6)Я его в роддоме-то не кормила.

(7) Кивнула, прикрыла за собой дверь, и навек исчезла.

Альберт Анатольевич Лиханов (1935) 80 лет, советский, затем российский писатель. Председатель Российского детского фонда

Есть, ребята, о чём поразмышлять, высказать свою точку зрения.

Работа по тексту в группах.

Обратите внимание на то, что мы опустим такую традиционную часть любого сочинения, как вступление. Работа 2 части ЕГЭ позволяет начать сочинение сразу с формулировки проблемы. Но будет здорово, если вы будете следовать общим принципам и начнёте свою работу со вступления.

1 группа - сформулировать основную проблему текста, можно написать вступление

2 группа - написать комментарий проблемы

3 группа - определить авторскую позицию прямой оценки нет

Через оценочную лексику (мамочка-дамочка)

Фразеологизм - вся из себя

Через диалог

Имя собственное (Вера Надеждовна)

4 группа - изложить собственную позицию (не должно быть в государстве брошенных детей)

5 группа -аргументировать с помощью литературного произведения.

На доске список возможных произведений И.С.Тургенев «Бирюк»

М.Шолохов «Судьба человека»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

А.П.Платонов «Юшка»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

В.Богомолов «Иван»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» рекомендовать

И.Дубов «Сирота»

VII .Выступление групп. Зачитывание своих частей сочинения.

Заключительное слово : Это естественно, что у каждого ребёнка должны быть отец и мать. И, решившись на такой ответственный шаг, не должно быть выбора, только один путь - быть хорошей матерью и хорошим отцом. Всё остальное - преступление, нарушение всех человеческих законов. Никогда не должна мать исчезать, тем более - навеки.

Нам выбор дан , вопрос в другом,

как нам ошибок не наделать?

чем выбрать: сердцем иль умом,

Иль выбора вообще не делать…

Возможное дом задание: оформить сочинение письменно .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Чертковская СОШ № 2

С.Н. Гармашев

Приказ от 31.08. 2017г. № 143

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Направление общеинтеллектуальное

Некоторые вопросы грамматики и развития речи.

Подготовка учащихся к ОГЭ (факультатив)

Основное общее образование _ 9 класс

Учитель: Стюпан Н. Т.

п. Чертково

1 . Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена

на основании:

    Статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

    Статьи 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

в соответствие с требованиями:

    федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);

    Примерной программы основного общего/ среднего (полного ) общего образования по русскому языку (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263);

    Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 с изм. и дополн.);

    учебно-методического комплекса: Русский язык 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / М.М.Разумовская, С. И. Львова, В И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2016, мультимедийное приложение, книга для учителя;

в соответствии с:

Изучение русского языка на факультативе направлено на достижение следующих целей :

-повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского язык

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ОГЭ по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» .

Задачи курса:

Обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

Формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

Совершенствование умения излагать учебный текст;

Совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.

В ходе занятий учащиеся должны:

    овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

    научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

    владеть формами обработки информации исходного текста;

    работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

    четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

    самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

    уметь работать с бланками экзаменационной работы;

    сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

    умение вычленять главное в информации;

    умение сокращать текст разными способами;

    умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

    умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученикам необходимо прежде всего научиться понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа

и самостоятельным ответом (Ч.2 №2 – №14) . При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий, проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (15.1- 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Программа рассчитана на 34 часа.

2.Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

    Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме

    Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе

    Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста

    Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы

    Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы

    Работа с тестовыми заданиями (часть 2) ГИА

Всего:

    часа

Раздел 1 . Вводное занятие.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.

Раздел 2 .

Раздел 3 . Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста .

Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

Раздел 4 . Сочинение на лингвистическую тему.

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

Раздел 5 . Сочинение-рассуждение по тексту.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

Раздел6. Сочинение -_ рассуждение на морально-_этическую тему.

Раздел 7 . Работа с тестовыми заданиями Часть 2 (2-14).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Раздел 8. Заключительное занятие.

    Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку».

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста.

Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению.

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения.

Основные приёмы компрессии текста

Обучение приемам компрессии текста.

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

Работа над ошибками изложения. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок

Выполнение тестовых заданий № 2 - 3

Выполнение тестовых заданий № 3- 4

Выполнение тестовых заданий № 5-6

Выполнение тестовых заданий № 7

Выполнение тестовых заданий № 9

Выполнение тестовых заданий № 10

Выполнение тестовых заданий № 8, 11

Выполнение тестовых заданий № 12

Выполнение тестовых заданий № 13

Выполнение тестовых заданий №14

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 15.1

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 15.1

Подготовка к сочинению-рассуждению по фрагменту текста 15.2

Подготовка к сочинению-рассуждению по фрагменту текста 15.2

Подготовка к сочинению- рассуждению на морально-этическую тему. 15.3

Контрольная работа в формате ОГЭ (сжатое изложение, тестовые задания, сочинение).

5. Предполагаемые результаты.

В результате изучения факультатива учащиеся должны:

Систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

Уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

Уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

Находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие о нормах языка;

Рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

Познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

Познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение понимать основную мысль прослушанного текста;

умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение интерпретировать информацию звучащего текста;

умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение понимать главную мысль прочитанного текста;

умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

умение определять средства связи предложений в тексте;

умение проводить звукобуквенный анализ слова;

умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

умение определять основные способы образования слов;

умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

умение последовательно излагать собственные мысли;

умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

6. Оценка знаний, умений и навыков

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

текст как речевое произведение;

смысловая и композиционная цельность, связность текста;

функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

средства связи предложений в тексте;

звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

лексическое значение слова и фразеологического оборота;

морфемно-словообразовательный анализ слова;

основные способы словообразования;

морфологический анализ знаменательных частей речи;

морфологический анализ служебных частей речи;

простое предложение: главные и второстепенные члены;

двусоставные и односоставные предложения;

сложносочиненное предложение;

сложноподчиненное предложение;

сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

сложные предложения с разными видами связи между частями;

синтаксический анализ простого предложения;

синтаксический анализ сложного предложения.