Готовые конспекты уроков по русскому языку. Русский язык. Сообщение темы и целей урока

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

МОУ «Булынинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по русскому языку по программе

«Школа России»

по теме «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова »

(2 класс)

Провела: Алексеева Н.Г.,

учитель начальных классов

МОУ «Булынинская СОШ»,

Псковская область

Великолукский район.

Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными.

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь.

Планируемые результаты : учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; строить сообщения в устной и письменной форме.

Задачи:

1) Обучающие:

  • закрепить умения учащихся о правописании слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных и ключевых компетентностей;
  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.

2) Развивающие:

  • развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • развивать самостоятельность и ответственность ученика за процесс и результат своей деятельности.

3) Воспитывающие:

  • воспитывать творческую активность;
  • воспитывать культуру общения в группе со сверстниками;
  • создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование:

Компьютер, медиа-проектор, презентация к уроку;

Картинка с изображением кота Леопольда;

Лесенка успеха;

Карточки - сигналы настроения;

Карточки разного цвета с дифференцированными заданиями.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуйте наших гостей.

- Садитесь. Слайд 1.

Позитивный настрой.

Сядьте в удобную позу, закройте глаза, сделайте спокойный вдох и выдох. Представьте все стороны вокруг нас. Мысленно в каждую сторону направьте пожелание «Мир, добро, любовь всем, кто справа от меня, слева от меня, кто впереди, кто сзади от меня».

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Начать наш урок мне хочется с песенки кота Леопольда. Послушайте её, а кто знает слова - может подпевать. Слайд 2.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте», мне, пожалуйста, покажите карточку, соответствующую вашему настроению.

Слайд 3.

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!

II . Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Слайд 4.

- Что вы можете сказать о записи? (На доске: ь ьь ььь …) (Игра «Поймай мяч»)

- Запишите, продолжив закономерность. Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Не забывайте о правилах посадки.

- Что за предложение записано? Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

На слайде : Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Будем ли мы эту пословицу использовать на нашем уроке?

- Спишите её, разделяя слова черточкой для переноса, подчеркните мягкий знак.

- Кто справился с работой на «отлично» - поднимите руку?

2. Орфографическая минутка .

Слайд 5.

Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак - хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Для чего мягкий знак просится в слово? (Для обозначения мягкости согласных).

Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

Скажите, какие есть в этих словах орфограммы? (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

3. Словарная работа.

Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему? (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова (по картинкам: снегирь, пальто, медведь, морковь, коньки). Слайды 6-10.

Чем различаются данные слова? Слайд 11 .

Есть среди них слова с мягким знаком на конце слова? Назовите.

А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

Запишем эти слова в два столбика - в первый столбик слова с мягким знаком на конце слова, а во второй - слова с мягким знаком в середине слова. Подчеркните орфограмму.

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

Коллективная проверка - если правильно записано слово, то хлопаем в ладоши, если неправильно, то топаем ногами. Давайте оценим работу ваших одноклассников. Слайд 12 .

Кто справился с работой на «отлично»? Кто не справился? Почему?

А теперь отгадайте новое словарное слово.

Слайд 13 с записью : Б Ь Е Е М Л (мебель)

Дано вам слово странное,

Почти как иностранное.

На него вы посмотрите

И дружно мне переведите!

Учитель записывает слово на доске. Слайд 14.

Давайте произнесем слово мебель хором. Объясните его лексическое значение. Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. А теперь вам трудное задание - подберите однокоренные слова. Докажите свою точку зрения.

4. Игра «Угадай слово». Слайд 15 с ребусами (задача, пояс, комната, ворота).

А теперь давайте с вами разгадаем ребусы, а заодно выявим среди нас самого смышленого.

Составьте с одним из этих слов предложение, включив в него новое словарное слово.

III . Самоопределение к деятельности.

Дети, посмотрите на все выполненные задания и предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание слов с мягким знаком).

Давайте проверим наши предположения. Прочитайте тему урока на с.125.

Слайд 16: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Это новая тема? (Нет, мы знакомы с 1-ого класса и повторяли во2-ом).

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Слайд 17.

Сегодня на уроке мы обобщим наши знания об этой букве; закрепим умение правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова, будем писать красиво и аккуратно - это будет учитываться при выставлении оценок.

Таким образом, сегодня на уроке мы будем упражняться, закреплять,

повторять и обобщать, а еще писать, играть, работы друг у друга проверять.

Прочитайте самостоятельно правило на с.125. Что нового узнали из правила? (ничего). А где эти знания нам пригодятся в жизни. Для чего нужны?

IV . Физкультминутка «Солнышко»

С чем у вас ассоциируется радостное настроение? (С солнцем.)

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку для глаз «Солнышко» (Упражнение для глаз на слайде 18 - 19 .

V . Работа по теме урока.

Упражнение 206. 1-ая часть выполняется с комментированием у доски, 2-ая - самостоятельно.

Взаимопроверка в парах. Сверка с образцом на слайде 20 :

Школа - школь ный, сила - силь ный, декабрь - декабрь ский, апрель - апрель ский.

VI . Закрепление изученного материала.

Кот Леопольд приготовил для вас интересное задание в парах по карточкам.

Почему у меня в руке карточки разного цвета?

Выберите карточку, соответствующую вашему уровню подготовки, с которой вы сможете справиться. Посоветуйтесь с товарищем в паре.

Работа в парах по карточкам (карточки разного цвета с дифференцированными заданиями).

Давайте вспомним правила работы в парах. Слайд 21 .

«5» - жёлтая карточка

Прочитайте.

З…мля покрылас… белым к…вром на п…ляне стояла мален…кая ел… у л…сы бол…шой пуш…стый хвост.

  1. Определите границы предложений, правильно обозначая начало и конец предложения.

«4» - зелёная карточка

Прочитайте.

З…мля покрылас… белым к…вром. На п…ляне стояла мален…кая ел… . У л…сы бол…шой пуш…стый хвост.

  1. Вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы.
  2. В первом предложении найдите и подчеркните главные члены.

«3» - красная карточка

Прочитайте.

З…мля покрылас… белым к…вром. На п…ляне стояла мален…кая ел…. У л…сы б…льшой пуш…стый хвост.

  1. Вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы.

Ваши работы сегодня будут проверены, завтра вы узнаете, как справились с заданиями на сегодняшнем уроке и какие оценки получили.

VII . Творческое домашнее задание.

Найти и записать стих, в котором есть слова на изученную орфограмму.

Слайд 22.

IX . Итог урока.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Чему мы сегодня учились? С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? Как выдумаете, нам эти знания пригодятся в жизни? Где? Какое задание вам было интересно выполнять?

X . Рефлексия . Слайд 23.

А сейчас давайте оценим свои знания на сегодняшнем уроке. Посмотрите, пожалуйста, свои тетрадки - как вы справились с заданиями, как аккуратно работали в тетради. Перед вами лесенка знаний: поставьте магнитик на ступеньку, соответствующую вашим знаниям: если поставите магнитик на верхнюю ступеньку, значит вам всё понятно; на вторую ступеньку - испытываете затруднения; нижнюю - материал не усвоили вообще.

Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за… Слайд 24 .

С каким настроением вы его заканчиваете? Оставьте на партах карточку, соответствующую вашему настроению.

Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы".

Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.

Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

Цели и задачи урока:

  1. дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
  2. способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Целевая аудитория: для 7 класса

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.

На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).

Целевая аудитория: для 8 класса

1. Познавательные:

а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.

2. Практические:

а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету;
  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Тощакова Татьяна Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Судиславская СОШ
Краткое описание работы: Согласно рабочей программе по русскому языку это первый урок по теме: «Категория состояния как часть речи», на изучение которой отводится 3 часа. Так как это первый урок, то целесообразно было выбрать традиционную форму урока с технологией речевого критического мышления. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока. На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Кочнева Мария Владимировна
Учебное заведение: МБОУ "СШ №4" г.Касимов Рязанская область
Краткое описание работы: «Занимательный русский язык» - Викторина по русскому языку для детей 1- 2 классов. Прививает любовь к родному языку; закрепляет знания и умения, полученные на уроках; формирует навык чтения и интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Горбачева Татьяна Евгеньевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 52 города Брянска
Краткое описание работы: Цель урока: дать понятие о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. Задачи урока: а) образовательные: дать знания учащимся о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; развивать орфографическую зоркость; развивать каллиграфию; обогащать словарный запас учеников

Рахмешова Акслу Бакытжановна
Учебное заведение: СОШ №10 имени А.Байтурсынова города Уральска
Краткое описание работы: Это 8 урок раздела «Мы выбираем спорт». Учащимся знакомы многие виды спорта, чемпионы и призеры олимпийских игр, чемпионатов мира из Казахстана. Учащиеся знакомы со стилистическими особенностями текстов, на основе характерных признаков могут определить тип текста. Умеют ставить вопросы низкого и высокого порядка и отвечать на них.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Цель: определить уровень усвоения знаний учащихся об имени существительном за курс начальной школы.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном с целью дальнейшего углубленного изучения этой части речи.

коррекционно-развивающие:

  • развивать умение делать выводы при анализе;
  • развивать умение обобщать;
  • развивать умение составлять связный ответ по опорной схеме.
  • коррекционно-воспитательные:

    • воспитание уважительного отношения к отвечающим ученикам;
    • воспитание выдержанности, дисциплинированности при фронтальной работе.

    Оборудование: доска, схема опорного конспекта, раздаточный материал для проверки усвоения знаний, таблицы “Падежи”, “Склонение существительных”.

    Ход урока

    № п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
    I. Оргмомент.
    1. Приветствие учителя. Учащиеся здороваются и садятся.
    2. Сообщение темы и цели урока:

    Сегодня на уроке мы вспомним материал, изученный вами в начальной школе по теме “Имя существительное как часть речи”. Наша задача закрепить умения:

    • определять существительное как часть речи;
    • определить морфологические признаки существительного.
    Учащиеся записывают дату и тему урока.
    II. Фронтальная работа по повторению.

    Цель: организовать работу для активизации опорных знаний.

    1.

    Проверка домашнего задания. Словарно-орфографическая диктовка с последующей самопроверкой.

    Цель: повышение орфографической грамотности учащихся. Учитель контролирует деятельность учащихся по словарно-орфографической работе и оценивает работу.

    Ученик у доски записывает под диктовку учителя словарные слова, выученные дома. Остальные записывают в тетрадь.

    Футбол, хоккей, матч,

    спортсмен, баскетбол,

    вокзал, рюкзак, брошюра,

    жюри, парашют.

    Отвечающий у доски комментирует написанное, остальные проверяют, исправляют, дополняют.

    2.
    • Определите, к какой части речи относятся эти слова?
    Учащиеся задают вопросы к словам.

    Дополнительный вопрос:

    Что поможет определить часть речи данных слов.

    Вывод учителя по работе:

    Это существительные, потому что отвечают на вопрос кто? или что?

    Вопрос.
    Почему вы задали 2 вопроса? (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу) Существительные бывают одушевленные и отвечают на вопрос “Кто?” и неодушевленные и отвечают на вопрос “Что?”.

    Что обозначает существительное?

    Вывод учителя:

    Предметами называются все вещи, растения, явления природы (гром, мороз), люди, животные, насекомые, чувства людей (грусть, скука), т.е. существительными обозначают все что существует.

    Существительное обозначает предмет.

    Задание:

    Назовите по одному существительному по порядку начиная с...

    Учитель предоставляет учащимся опорную схему и делает в ней первую запись. (Приложение 1)

    Учащиеся по очереди называют существительные.
    3. - Имя существительное – самая распространенная часть речи. Вспомните, какие еще признаки кроме одушевленности и неодушевленности, вы знаете.
    Учитель обращает внимание на таблицу (слова, которые помогают определить род) Имена существительные имеют род.
    Учитель записывает на доске. Учащиеся пишут в тетради.
    Задание:

    Прочитайте слова, записанные на доске.

    Скатерть, чайник, кофейник, сахарница, полотенце, ложка, чашка, самовар, яблоко, варенье, масло, хлеб, молоко. Ученик с места читает слова.
    Для чего нам могут пригодиться все эти предметы? Все эти предметы необходимы для чаепития.
    Определите род существительных и запишите их в соответствующие столбцы. Учащиеся записывают существительные, распределяя их по столбцам.
    Проверка работы. Трое учащихся по очереди читают существительные мужского, женского и среднего рода. Остальные проверяют.
    Учитель делает запись в опорной схеме.
    Имена существительные изменяются по числам? Существительные могут быть единственного числа, а могут быть множественного.
    Учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся во множественном:
    Банты
    (Коварное слово, чередование х/ш) Уши

    Физкультминутка

    Учитель читает существительные:

    Игрушка, деревья, дом, ромашки, птица, мальчики, берег, велосипед, лошадь, корабли, костер, уроки, дом.

    Если существительные единственного число, учащиеся поднимают одну руку, если множественного - две руки.

    Вывод учителя:

    Существительные изменяются по числам (учитель делает запись в опорной схеме)

    Имена существительные изменяются по падежам.

    (Не всегда встречаем существительные, которые отвечают на вопросы кто? что? Встречаются: кого? чего? кем? чем? и т.д. - это падежные вопросы.

    Сколько падежей в современном русском языке? В современном русском языке 6 падежей.

    Работа с учебником.

    Прочитайте стр. 36, упражнение 80.

    Учащиеся читают название падежей и падежные вопросы.
    Учитель на доске записывает краткое название падежей, вопросы к ним и слова - подсказки. Учащиеся вслед за учителем делают запись в тетради.

    И.п.: кто? что?

    Р.п.: нет кого? чего?

    Дм.: даю кому? чему?

    В.п.: вижу кого? что?

    Т.п.: творю кем? чем?

    П.п.: думаюо ком? о чем?

    Изменение существительных по падежам называют склонением.
    Просклоняйте существительное ЗЕМЛЯ выделяя окончание.

    Один учащийся у доски склоняет слово ЗЕМЛЯ. Остальные у себя в тетради.

    земля

    земли

    земле

    землю

    землей

    о земле

    Чтобы правильно определить падеж существительного в предложении или в словосочетании надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

    Задание:

    Определите падеж существительных в словосочетаниях.

    Один учащийся работает у доски остальных в тетрадях.
    III. Проверочная работа

    Цель: Проверка усвоения учащимися материала урока.

    Раздаточный материал (Приложение 2). Учащиеся работают в карточках.

    Задание:

    Найдите в тексте существительные, определите их число, род, падеж.

    IV. Заключительный этап урока.
    1. Учитель дает домашнее задание с комментарием: упражнение 81. Ученики записывают домашнее задание в дневник.
    2. Выводы учеников и учителя по итогам урока. Ученики перечисляют с помощью опорного конспекта, что они повторили на уроке.