Нод для средней группы лепка насекомые. Конспект занятия в средней группе лепка "цветные зонтики". Гусеницы из пластилина - лепка из пластилина с детьми от трех лет

Татьяна Морозова

Программное содержание : Выявить у детей умение планировать свою работу, правильно создавать образ насекомого , передавать их строение, величину, самостоятельно выбирать способ лепки , передавать фактуру, рельеф с помощью стеки и дополнительных материалов. Закреплять умения лепить предметы используя таблицы - схемы с изображением порядка изготовления насекомого .

Обогащать и активизировать словарь ребенка, активизировать жизненный опыт по теме насекомые .

Развивать мелкую моторику, воображение, композиционные умения.

Воспитывать бережное отношение к насекомым .

Методы и приемы : сюрпризный момент, использование художественного слова, показ, рассматривание, вопросы к детям, практическая деятельность детей, итог.

Материал и оборудование : конверт, фото и иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, пластилин, стеки, доски для лепки , таблицы - схемы с изображением порядка изготовления насекомого , поднос с травой. Звуковое сопровождение голоса насекомых .

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций и фото насекомых , чтение художественной литературы о насекомых , разгадывание загадок про насекомых , просмотр мультфильмов, наблюдение за насекомыми на прогулке , на клумбе, знакомство с моделями существующих признаков насекомых .

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу конверт с письмом от королевы Розы, которая просит детей заселить цветочное царство жителями. Но сначала нужно отгадать загадки, что бы узнать про каких жителей говорит королева Роза.

На цветок пахучий, сел цветок летучий,

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, - он вспорхнул и улетел! (Бабочка) Показ насекомого .

Чем питается бабочка? (Соком растений, нектаром)

Бабочка пьет нектар длинным носиком, который называется хоботок. Можно ли ловить бабочек? Почему? (Нет, мы можем поранить бабочку)

Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится? (Погибнет)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Сколько крыльев у пчелы? (4) Где живут пчёлы? (в ульях)

Какую пользу пчёлы приносят людям? (они дают мёд)

Главная польза от пчел - даже не мед, а опыление цветов. Вымазывая ножки в пыльце, пчелы переносят ее с растения на растение и этим опыляют. Без пчел многие цветы просто не смогли бы размножаться, и на Земле не осталось бы цветов.

Что случится с пчелой после того как она ужалит? (Ужалив, пчела гибнет)

Ростом мал, но работящий,

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает (муравей) Показ насекомого .

Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят? (Муравейник. Строят из веточек, листиков, соломинок, травинок) .

Они очень трудолюбивые насекомые , могут переносить предметы в 10 раз больше своей массы. Какую пользу приносят нам они? (поедают вредных насекомых ) . Их называют санитарами леса.

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (божья коровка) . Показ насекомого .

Какую пользу приносят «коровки» ? (поедают вредных насекомых )

Правильно, они называются тля.

Последняя загадка.

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка,

С травы на былинку,

С ветки на тропинку (Кузнечик) Показ насекомого .

А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет (Мы услышим, как он поет)

Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а стрекочет. Поедает кузнечик вредителей, например гусениц.

Отгадали все загадки королевы Розы. Как мы назовем их одним словом жителей, которые нужны в цветочном царстве? (насекомые )

Каких еще насекомых вы знаете ?

Для чего нужны цветам насекомые ? (опылять цветы) .

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке , расправили свои крылья и полетели : Летит пчела жужжит : ж- ж -ж. Летит комарик, звенит : з-з-з-з. Кузнечики запрыгали. Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Вы помните, о чем просила королева Роза? (населить цветочное царство жителями – насекомыми ).

Я вам предлагаю их слепить, а помогут нам схемы.

Воспитатель предлагает ребятам выбрать понравившееся насекомое . Дети рассаживаются за столы, на которых лежит схема этого насекомого .

Из каких частей состоит насекомое ? (голова, грудь и брюшко, 6 лапок, два усика, у некоторых есть хоботок и крылья).

Как сделаем крылья?

Как сделаем лапки?

Чтобы приступить к ответственной работе, я предлагаю вам подготовить пальчики!

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела. Машут ладошками.

А за нею шмель - шмелёк На каждое название насекомого загибают пальчик .

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали. Роняют ладони на стол.

Теперь давайте приступим к ответственному делу : слепим жителей для цветочного королевства. В работе вы используете известные вам приемы лепки , а для оригинальности ваших работ, я приготовила материал, который лежит у вас на подносах. Вы его можете использовать для оформления своих работ.

Практическая деятельность детей

В конце занятия включается запись звуков, которые производят насекомые .

Готовые работы поместим на наш зелёный лужок. Королева Роза будет очень вам благодарна!

О чём мы сегодня говорили?

Каких насекомых мы слепили ?

Какие приемы лепки вы использовали ? (Скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, вдавливание).

Публикации по теме:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю воспитателем в средней группе (3-5 лет). Сейчас у нас проходит экологический проект на тему.

Конспект НОД в средней группе на тему: «На полянке» (по теме насекомые) составила Юсупова Патимат Магомедовна 05.05.18 г. Сертолово Ленинградская.

Конспект занятия по познавательному развитию «Опасные насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Насекомые» Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. Тема: «Насекомые». Петрозаводск МДОУ №98 «Сказка» Конспект занятия. Тема «Насекомые».

Конспект НОД по лепке в средней группе «Пчёлка»

Цель НОД:. Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке.
Задачи:
Образовательные: – учить создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание.
Развивающие: – развивать словарь, мелкую моторику рук, координировать движения рук, творческое воображение.
Воспитательные: - воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: пластилин (жёлтого, чёрного, белого цвета); салфетка для рук; доска для лепки(на каждого ребенка)
Демонстрационный материал: искусственный цветок с пчёлкой-образцом.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Воспитатель: Вот и наступило теплое время года Весна. В теплую весеннюю погоду все оживают, пробуждаются от спячки. Появились у нас на участке и первые бабочки, и жучки, выбрались из своих муравейников муравьи, застрекотали кузнечики. А кто мне скажет, как же их всех назвать одним словом? (Насекомые). Хочу вас познакомить с одним очень полезным насекомым! А с каким попробуйте угадать.
Рано утром просыпаюсь,
На работу собираюсь –
Мне весь тёплый летний день
Мёд носить домой не лень!
(Пчела.)
Воспитатель: Правильно, это пчела
А теперь, чтобы побольше узнать про пчёл мы с вами посмотрим презентацию.
После просмотра беседа с детьми о насекомом пчеле.
Как только пригреет первое солнышко и появятся первые цветочки пчела, уже занята работой: собирает ароматный и сладкий нектар, строит улей, опыляет растения.
Пчёлы, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел (а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск, перга, маточное и трутневое молочко, обножка и пчелиный яд) человек использует с большой пользой для себя. Мало того, что мёд сладкий и вкусный, он ещё и очень полезен для здоровья, а остальные продукты пчеловодства настоящее лекарство! Чтобы приготовить всего 100 граммов мёда, она должна пролететь 46 тысяч километров. Это тоже самое, что облететь земной шар по экватору.
Пчелки помогают не только людям, но и растениям. На своих лапках они переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя их. Благодаря чему, растения и деревья дают плоды и семена.
А теперь мы с вами немножко поиграем. Наша игра называется «Медведи и пчёлы».
Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей «медведи», остальные
«пчёлы». В одной стороне группы «лес», в противоположной «луг». «Пчёлы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчёлы» летят на луг и жужжат. Как только все «пчёлы» улетят, «медведи» идут в лес за мёдом. По сигналу воспитателя «Медведи!», «пчёлы» летят и жалят не успевших убежать «медведей», игра повторяется 2-3 раза.

2. Основная часть.
Воспитатель показывает цветок с пчёлкой и читает стихотворение:
На цветке сидит пчела
До чего она мала,
Наша пчёлка в хоботок
Набирает сладкий сок,
А цветок качается,
Это ей не нравиться!

Воспитатель: Давайте рассмотрим пчёлку.
- Какая головка? (Круглая, с глазками и хоботком).
- Какое брюшко? (Овальное, жёлтое с чёрными полосками и четырьмя крылышками)
- Что больше по размеру, а что меньше? (Головка меньше, брюшко больше).
Пчёлы живут большими семьями в домиках, которые называются ульи. Давайте слепим нашей пчёлке подружек, чтобы её было не одиноко и было с кем собирать нектар и играть на цветочной полянке. Но сначала давайте представим, что мы весёлые пчёлки.
Физкультурная минутка «Пчёлка - пчела».
Пчёлка-пчела, (Машем руками как крыльями)
Маленькая голова (Руки положить на голову)
На цветке сидела (Не убирая рук с головы, покрутить ею)
Головой вертела, (из стороны в сторону)
В траву свалилась, (Уронить руки на колени)
В яму провалилась. (Убрать руки с колен и уронить их в «яму»).
(Садятся на места)
Воспитатель: Теперь давайте приступим к ответственному делу: слепим наших пчёлок.
3. Практическая деятельность детей.
1)Скатать из равных кусков пластилина чёрного и жёлтого цвета две колбаски.
2)Разделить эти колбаски сначала пополам, потом половинки ещё раз пополам (т. е. на четыре части).
3)Скатать из них по четыре шара жёлтого и чёрного цвета.
4)Расплющить в толстую лепёшечку два жёлтых и три чёрных шара.
5)Собрать тело, чередуя лепёшечки.
6)Оставшиеся два жёлтых шара: голова и задняя часть тельца, прикрепить их.
7)Из последнего чёрного шарика слепить ножки насекомого (отщипывая кусочки и катая небольшие столбики).
8)Из белого пластилина слепить небольшие каплевидные крылышки и прикрепить их на спинку насекомого.
9)Оформить мордочку хоботком и глазками.
10)Пчёлки готовы.
4. Итог.
Воспитатель: Посмотрите сколько прекрасных пчёлок получилось! И все разные!
Дети вместе с воспитателем рассматривают каждую пчёлку и отмечают её особенности.

Воспитатель читает стихотворение:
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
Деловитое жужжанье
Раздаётся там и тут.
От пчелиного старанья –
Мёд, полезный от простуд.
(Л. Эйза)
- Расскажит е, куда собираются ваши пчёлки? Что будут собирать? Для кого?

Анализ
-Мы с вами сегодня узнали очень много нового и интересного про наших маленьких друзей пчёл.
Мы сегодня с вами сделали очень красивых пчелок. Вы покажете их родителям и расскажете, какие они полезные труженицы, и какую приносят пользу людям.


Приложенные файлы

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Учить красиво располагать предметы на пластине;
  • Учить лепить бабочку из отдельных частей.
  • Формировать умение раскатывание шара и колбаски, сплющивание готовых изделий, прищипывать мелкие детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета.

Развивающие задачи:

  • Развивать цветовое восприятие, творческую фантазию, аккуратность;

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать любовь к насекомым
  • Поощрять стремление украшать вылепленные изделия паетками.

Предварительная работа :

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением различных бабочек;

Рассматривание коллекций бабочек;

Д/игра ««Третий лишний»; «Кто где живет? »;

Раскрашивание раскрасок «Бабочки».

Оборудование:

  • соленое тесто (разных цветов);
  • стеки;
  • непроливайки;
  • кисточки;
  • доска для лепки;
  • салфетки влажные;
  • семена гвоздики;
  • бросовый материал: бисер, пайетки.

Ход занятия:

Дети свободно располагаются на ковре, стоят полукругом перед воспитателем.

Ребята, сегодня к нам рано утром пришла в гости Дюймовочка. У неё очень плохое настроение. На полянку, где она жила, пришли дети и распугали всех бабочек. А у вас какое настроение? (ответы детей). Почему? (Скоро наступит лето).

Расскажите, какое оно лето? (яркое, солнечное, много цветов).

Сегодня нам нужно помочь Дюймовочке вернуть всех бабочек на поляну.

Поводится д/игра «Кто лишний» (с насекомыми)

Сейчас я покажу вам картинки, а вы попробуйте узнать какая картина здесь лишняя.

Посмотрите на картинки. Вот какие красивые, разноцветные бабочки. А что есть у бабочки (крылья, продолговатое туловище, круглая голова, усики). Сейчас я покажу, как можно сделать (слепить) такую красивую бабочку. Подойдите к полянке и выберите цветок и садитесь на свои места.

Показ и объяснение способов и приемов лепки.

Воспитатель:

Рассмотрите картину, которая здесь стоит. На ней слепленная бабочка (Скажите из каких частей состоит бабочка?), туловище, крылья, голову лепим из соленого теста, усики из семян гвоздики, глаза делаем с помощью бисера, украшаем крылья бабочки с помощью бисера и пайеток. Начнем лепить бабочку с туловища скатаем шар, затем превратим его в колбаску раскатывая шар прямыми движениями ладони. Чтобы тело прилепить к цвету нужно мокрой кисточкой намочить поверхность, затем прикладываем туловище. Затем скатаем маленький шарик и из него будем лепить голову и прилепим его к телу бабочки. Теперь делаем усики из семян гвоздики, глаза из бусинок. Вот и готово туловище. Что теперь нужно делать? Да, теперь будем делать крылья. Что нужно для этого сделать? Для этого возьмем тесто (любого цвета) скатаем два одинаковых шара, затем сплющиваем между двумя ладошками и прикладываем, и прижимаем к телу придав форму. Затем ещё два шара раскатываем и также прикрепляем к туловищу. Сглаживаем поверхность пальцами, придерживаемся пропорций.

Воспитатель предлагает начать работу.

Игра «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся - больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.

(описание игры)

Дети стоят, опустив головы и руки вниз, спина расслаблена. В такт ритму стихотворения они плавно поднимают руки и головы вверх, смотрят на пальцы - вдох, затем возвращаются в и. п. - выдох.

После слов «солнце утром лишь проснется… » - маховые движения руками, кружение.

Во время самостоятельной работы детей используются приемы поощрения, пример, помощь. Воспитатель смотрит на работу детей и подбадривает их, предлагает исправить ту или иную деталь с последующей похвалой («Смотри ведь так будет лучше, правда) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Требования к речи и невербальному общению

По окончании работы рассматриваются вылепленные детьми бабочки. Воспитатель хвалит каждого ребенка за старание, за аккуратность.

Какие красивые бабочки у вас получились! А вы придумали своим бабочкам имена (лимонница, цветочница, ягодница и т. д.)

Предлагаю Вам украсить полянку прилетевшими бабочками, идемте поднимем настроение Дюймовочке. Пусть полянка Дюймовочки будет веселой и радостной. И у всех будет прекрасное настроение. Теперь Дюймовочки останется довольна тем, что Вы ей помогли вернуть чудесных бабочек.

Уборка рабочего места, сбор оборудования, его размещение в местах хранения По окончании лепки, ребята убирают свое рабочее место: очищают стеки, дощечки. Воспитатель координирует действия детей. Дети идут мыть с мылом руки, дежурные убирают оборудование на свои места. Воспитатель подсказывает куда убрать кисточки, непроливайки, стеки, салфетки.

Молодцы, вы очень старательные дежурные.

Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Насекомые»

Тема недели «Насекомые»

Занятие 35. Улитка

(Лепка из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. Упражнять детей в громком и четком произнесении слов песенки. Развивать мелкую моторику пальцев.

Раздаточный материал. Пластилин, короткие веточки или спички, картонки-подставки, вырезанные из зеленого картона в виде листьев дерева, доски для лепки.

Ход занятия

Проговорите вместе с детьми немецкую народную песенку в пересказе Л. Яхтина, при этом пальчиком одной руки малышам надо рисовать улитку по спирали на ладони другой руки:

Толстушка-ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши,

Рога покажи.

Предложите детям слепить улитку. Для этого надо сделать из пластилина шар, раскатать его в длинный столбик и скрутить в спираль, оставив небольшой кусочек столбика свободным. Это будет голова улитки. С противоположной стороны – оттянуть хвостик. На голове надо прикрепить две короткие спички (рога) и глаза из пластилина в виде маленьких шариков.

Получилось много разноцветных улиток!

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Бабочка(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей самостоятельно рисовать предмет, состоящий из симметричных частей. Учить украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами. Развивать творчество,

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Улитка(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. Упражнять детей в громком и четком произнесении слов песенки. Развивать

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Гусеница(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить образовывать имена существительные множественного числа.Демонстрационный материал. Предметные

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «В комнате» Занятие 19. Ковер(Декоративное рисование фломастерами)Программное содержание. Учить рисовать на ковре узоры в виде длинных несоприкасающихся линий. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию и воображение. Воспитывать любовь к русским

Из книги автора

Тема недели «Мой гардероб» Занятие 21. Шапка и варежки(Декоративное рисование гуашью)Программное содержание. Учить рисовать предметы одежды. Продолжать учить самостоятельно придумывать узоры и украшать одежду в одном стиле и цвете. Формировать чувство композиции и

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Транспорт» Занятие 47. Пароход(Рисование восковыми мелками и акварелью)Программное содержание. Учить рисовать простым карандашом предметы, передавая форму основных частей, их расположение и размеры. Продолжать закреплять умение вписывать изображение в

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Игрушки» Занятие 1. Мячики для котят(Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)Цель. Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту.Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки –

Из книги автора

Тема недели «Овощи» Занятие 2. Картошка и свекла(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть. Развивать речь и мышление.Демонстрационный материал. Разрезанная на две части

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Из книги автора

Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Жучки гуляют(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать знакомые формы, создавая сюжетные композиции. Развивать мышление.Демонстрационный материал. Картинки с насекомыми (муравей, бабочка, жук, пчела, стрекоза, комар,

Подготовила: Хабибуллина М.Х.
Цель:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
· обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
· упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
· уточнить представления о пользе насекомых.
2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
· развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
3. Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
· не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию: картинки из серии "Насекомые”, картинка о цикле размножения бабочки, игрушки (паук, жук, муравей), предупреждающие знаки о правилах поведения в природе.
Ход занятия
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, птицы!
Здравствуй, родная земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуйте, здравствуйте
Все, в ком добро живет!
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас? (Весна)
Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Сейчас месяц май – последний месяц весны. Давайте перечислим признаки весны, которые мы наблюдали в марте и апреле. (Растаял снег, текли ручейки, появилась трава, прилетели птицы, появились насекомые).
Правильно, ребята, на земле великое множество насекомых, мы их называем шестиногими малышами. Давайте будем всех насекомых обозначать так (овал с шестью ножками), они такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и заметить многих трудно: у них защитная окраска.
Загадки: Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья – у морошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу

Букву «ж» все твержу

Зная твердо букву эту

Я жужжу зимой и летом. (Жук)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…(божья коровка).

Последняя загадка в виде схемы про муравья:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей

Он ползет уже с трудом,

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

В.: А где живут муравьи? (в муравейнике) Пчелы – в ульях, осы строят дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего 2 недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультминутка «Бабочка»

Стоял цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется.

В.: Насекомые – удивительные существа, как вы думаете, где они были зимой? (спали) Верно, осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают. А вы знаете, что бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка откладывает много яиц, часть из них склевывают птицы, часть – унесут муравьи, а какая-то часть уцелеет. Из них то и появятся гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка.

Игра «Кто что делает?»

Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)

Пищат? (комар)

Стрекочут? (кузнечики, сверчки)

Какой звук издает бабочка? (никакой)

Подвижная игра «Поймай майского жука».

Гимнастика для глаз

На полянку жук влетел

Зажужжал и запел – жжжжж

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо)

Вот он влево полетел (смотрят влево)

Жук, вот правая ладошка (правую руку вперед)

Жук, вот левая ладошка (левую руку вперед)

Жук наверх полетел

И на веточку присел

На носочки мы привстали

Но жука мы не достали

Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп

Чтобы улететь он смог: жжжжж.

Воспитатель: Высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не навредите жучку (Дети подпрыгивают и пытаются поймать жука на веревке)

В.: Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые?

Кто из них вреден человеку (те, которые портят растения, переносят болезни, кусают)

А кто полезен для человека? (уничтожают вредителей, собирают мед)

Вредные они или полезные, мы не должны их обижать и уничтожать. В природе все взаимосвязано. Представьте себе, что бы было, если бы не стало комаров, исчезли бы стрижи и ласточки, потому что они питаются комарами. Каждое насекомое занимает свое место в природе.

Показ запрещающих знаков: нельзя ловить бабочек, нельзя разорять муравейники, собирать цветы и т.д.

Иногда людей сравнивают с насекомыми: трудолюбивый как пчела, назойливый как муха, как вы думаете, про каких людей так говорят.

Молодцы, ребята, как много нового мы сегодня узнали.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.