Подвиги героев-танкистов во времена великой отечественной войны. Легендарный подвиг советских танкистов

Даже самые страшные для Красной Армии первые месяцы Великой Отечественной войны явили нам большое количество подвигов советских солдат и офицеров. Подвиги эти навсегда будут вписаны в нашей страны. Если говорить о танкистах, то немалая доля заслуги в их подвигах была заключена и в их боевых машинах. К примеру, известный бой командира танковой роты старшего лейтенанта Колобанова закончился уничтожением немецкой танковой колонны из 22-х вражеских машин не только из-за профессионального выбора места для засады и слаженной работы всего экипажа танка, но и благодаря выдающимся характеристикам тяжелого танка КВ-1, который не подвел свой экипаж в том бою. Все, что ему смогли сделать немцы, - это разбить приборы наблюдения и заклинить механизм поворота башни.

Но далеко не все бои решались только превосходством огневой мощи и рекордного бронирования советских танков тех лет. Как справедливо отмечал польский писатель Станислав Ежи Лец: «Часто одной смелости мало, нужна еще и наглость». В годы войны этот афоризм не раз себя оправдывал. От военной наглости русских солдат и нетипичности их действий и поведения в боевых условиях у солдат и офицеров Вермахта часто происходил, как бы сейчас сказали, «разрыв шаблона». Уже после войны в мемуарах многие офицеры сокрушались, что не могут понять, как противник мог атаковать пехотный батальон на марше из засады силами всего пятерых солдат или как можно атаковать противника в городе силами всего одного танка. Именно последнее в октябре 1941 года совершил экипаж танка Т-34 Степана Горобца, который в одиночку ворвался в Калинин (теперь Тверь).


Жизнь Героя Советского Союза Степана Горобца оказалась неразрывно связана с Тверской областью, именно здесь, при обороне Калинина, танковый экипаж под его руководством совершил успешный одиночный танковый прорыв через весь город. Здесь же на этой земле, во время наступательных боев под Ржевом данный танкист сложил свою голову в 1942 году.

Степан Христофорович Горобец родился в небольшом селе Долинское 8 февраля 1913 года. Он вырос в Кировоградской области, по национальности был украинцем. Обыкновенный советский парень из крестьянской семьи перед войной трудился машинистом газодувной турбины на азотно-туковом заводе. Войну он встретил обыкновенным старшим сержантом, танкистом, только что окончившим учебку. Принимал участие в боях с сентября 1941 года. К моменту совершения танкового рейда, который сделал его имя бессмертным, весь боевой опыт Горобца составлял всего один месяц. Бой, который произошел 17 октября 1941 года, позднее назовут образцом настоящей смелости, военной наглости и находчивости.

17 октября 1941 года перед 21-й отдельной танковой бригадой была поставлена непростая задача: осуществить глубокий рейд в тыл противника по маршруту Большое Селище - Лебедево, разгромив силы немцев в Кривцево, Никулино, Мамулино, а также овладеть городом Калинин, освободив его от захватчиков. Бригаде нужно было осуществить разведку боем, прорвавшись через город и объединившись с частями, занявшими оборону на Московском шоссе. Танковый батальон бригады под командованием майора Агибалова выходит на Волоколамское шоссе. В авангарде батальона идут два средних танка Т-34: танк старшего сержанта Горобца и его командира взвода Киреева. Их задача выявлять и подавлять обнаруженные огневые точки гитлеровцев. На шоссе два наших танка настигают немецкую колонну из автомашин с пехотой и бронетехники. Немцы, заметив советские танки, успевают развернуть противотанковые орудия и завязывают бой. В ходе боя танк Т-34 Киреева был подбит и сполз с шоссе в кювет, а танк Горобца сумел проскочить вперед и раздавить позиции немецких орудий, после чего, не сбавляя скорости, он входит в деревню Ефремово, где вступает в бой с отходящей колонной. Обстреляв на ходу танки немцев, раздавив три грузовых автомобиля, танк под номером «03» пролетел по деревне и снова вышел на шоссе, путь на Калинин был открыт.

Однако в это же время танковый батальон Агибалова, идущий вслед за авангардом из двух Т-34, попадает под авиаудар юнкерсов противника, несколько танков подбиты и командир останавливает продвижение колонны. В то же время на танке старшего сержанта Горобца после боя в деревне вышла из строя рация, связи с ним нет. Оторвавшись от основной колонны батальона более чем на 500 метров, экипаж танка не знает, что колонна уже остановилась. Не зная о том, что остался один, старший сержант продолжает выполнение поставленной задачи, продолжает разведку боем в направлении Калинина. На шоссе к городу Т-34 нагоняет колонну немецких мотоциклистов и уничтожает ее.

Просто представьте себе ситуацию: оборонительные бои за Калинин к тому моменту уже завершены, немцы смогли занять город и закрепились в нем. Они оттеснили советские войска и заняли оборону вокруг города. Поставленная перед советской танковой бригадой задача - проведение разведки боем - это фактически танковый рейд в немецком тылу от Волоколамского до Московского шоссе. Прорваться в тыл, наделать там шуму, постараться отбить у противника Калинин и соединиться с другими советскими частями на другом участке фронта. Однако вместо танковой колонны к городу идет единственный танк - «тройка» старшего сержанта Степана Горобца.

Выехав из деревни Лебедево, с правой стороны от шоссе экипаж танка выявил немецкий аэродром, на котором размещались самолеты и бензозаправщики. Танк Горобца вступил здесь в бой, уничтожив огнем два самолета Ju-87 и подорвав топливную цистерну. Через некоторое время немцы опомнились, они начали разворачивать зенитки, для того чтобы открыть огонь по танку прямой наводкой. В это же время старший сержант, понимая, что его атака не поддерживается другими танками его батальона, которые уже должны были догнать оторвавшийся авангард и просто разметать обнаруженный аэродром, принимает нестандартное, смелое и в какой-то мере наглое решение.

Радиостанция на танке молчит, о судьбе колонны батальона Горобец ничего не знает, как не знает и то, на какое расстояние оторвался от основных сил. В этих условиях, когда немцы уже бьют по танку из зенитных орудий, командир машины решает выйти из боя и прорываться в Калинин уже в одиночку. Уйдя из-под обстрела немецких зениток, наш танк на пути к Калинину снова встречает колонну немецких войск. Тридцатьчетверка таранит три немецких автомобиля и расстреливает разбегающуюся пехоту. Не снижая скорости, средний танк врывается в занятый противником город. В Калинине на улице Лермонтова танк поворачивает налево и проносится со стрельбой по улице Тракторной, а потом по 1-й Залинейной улице. В районе парка Текстильщиков Т-34 совершает поворот направо под виадук и заезжает во двор «Пролетарки»: горят цеха завода №510 и хлопчатобумажного комбината, здесь оборону держали местные рабочие. В этот момент Горобец замечает, что на его боевую машину наводится немецкое противотанковое орудие, но отреагировать не успевает. Немцы стреляют первыми, в танке начинается пожар.

Несмотря на пламя механик-водитель танка Т-34 Федор Литовченко ведет машину на таран и давит противотанковое орудие гусеницами, в это время три других члена экипажа борются с пожаром, применяя огнетушители, ватники, вещмешки и другие подручные средства. Благодаря их слаженным действиям пожар удалось потушить, а огневая позиция противника была уничтожена. Однако от прямого попадания в башню танка заклинило орудие, из в грозной машине остаются лишь пулеметы.

Далее танк Горобца следует по улице Большевиков, затем проезжает по правому берегу реки Тьмаки мимо расположенного здесь женского монастыря. Танкисты сходу форсируют речку по ветхому мосту, рискуя обрушить 30-тонную машину в реку, но все обошлось и они вышли на левый берег реки. Танк с номером три на броне входит в створ Головинского вала, откуда пытается выйти на улицу Софьи Перовской, но встречается с неожиданным препятствием. Здесь установлены глубоко врытые в землю рельсы, привет от оборонявших город рабочих. Рискуя быть обнаруженными противником, танкистам приходится использовать свою боевую машину как тягач, расшатывая установленные рельсы. В итоге их удалось сдвинуть в сторону, освободив проезд. После этого танк выходит на трамвайные пути, идущие по широкой улице.

Танк продолжает свой путь по занятому противником городу, но теперь он черный, закопченный от недавнего пожара. На нем уже практически не видно ни звезды, ни номера танка. Немцы даже не реагируют на танк, принимая его за свой. В этот момент с левой стороны улицы экипаж танка видит колонну трофейных грузовиков, ГАЗиков и ЗИСов с пехотой, машины перекрашены, в них сидят немцы. Помня о том, что стрельба из орудия невозможна, Степан Горобец приказывает механику-водителю давить колонну. Совершив резкий поворот, танк врезается в грузовые машины, а стрелок-радист Иван Пастушин поливает немцев из пулемета. Тогда немцы начинают спешно радировать о ворвавшихся в город советских танках, не зная, что в город вошла одна единственная тридцатьчетверка.

Выезжая на улицу Советскую, Т-34 встречает немецкий танк. Воспользовавшись эффектом внезапности, Горобец обходит врага и таранит немца в борт, сбрасывая его с улицы на тротуар. После удара тридцачетверка заглохла. Немцы, высунувшись из люков своей машины, орут «рус, сдавайся», а экипаж советского танка пытается завести двигатель. Удалось это не с первого раза, но в этот момент появилась и очень хорошая : заряжающий Григорий Коломиец смог оживить орудие. Оставив протараненный танк противника позади себя, Т-34 выскакивает на площадь Ленина. Здесь взору танкистов открывается полукруглое здание, на котором установлены огромные фашистские флаги, а у входа разместились часовые. Здание не осталось без внимания, танк обстрелял его фугасными снарядами, в здании начался пожар. Выполнив очередную задачу, танк движется дальше и встречается с импровизированной баррикадой. На улице немцы перевернули трамвай, из-за которого в танк летят гранаты. Тридцатьчетверка сумела обойти это препятствие по груде камней (завал от обрушившегося жилого дома), оттолкнув трамвай с засевшими за ним немцами, и продолжает движение дальше по улице Вагжанова к Московскому шоссе.

Здесь Степан Горобец обнаружил замаскированную артбатарею немцев, орудия которой были развернуты в сторону Москвы. Танк врывается на позиции с тылу, тараном уничтожает орудия и блиндажи, утюжит окопы и выходит на Московское шоссе, вырвавшись из города. Через несколько километров возле горящего элеватора танк начинают сильно обстреливать почти со всех сторон. Здесь находились позиции одного из полков 5-й стрелковой дивизии. Машину Горобца сначала приняли за немцев, но вовремя разобрались с принадлежностью и прекратили огонь по танку, встречая танкистов криками «Ура!»

Позднее с экипажем Т-34 встретился лично генерал-майор Хоменко, командующий 30-й армией. Не дожидаясь наградных документов, он снял со своего кителя орден Красного Знамени и вручил его старшему сержанту Степану Горобцу. Уже потом Горобец смог дослужиться до звания младшего лейтенанта, был награжден орденом Ленина. Что характерно, орден Красного Знамени в наградных документах официально не фигурировал, так как проходил за генералом Хоменко. Позднее, 5 мая 1942 года, за проявленное в боях мужество и героизм младшему лейтенанту Степану Христофоровичу Горобцу было присвоено звание Героя Советского Союза, но уже посмертно.

Во время наступления 8 февраля 1942 года в бою у села Петелино в Ржевском районе Калининской (теперь уже Тверской) области, действуя в боевых порядках наступающей пехоты, экипаж танка Т-34 младшего лейтенанта Степана Горобца сумел уничтожить 3 орудия противника, подавить более 20 пулеметных точек и 12 минометов врага, уничтожить до 70 солдат и офицеров противника. В этом бою в день своего 29-летия Степан Горобец был убит. Его похоронили в деревне Братково Старицкого района Тверской области, в братской могиле недалеко от церкви в 10 метрах от шоссе Старица-Берново, на Пушкинском кольце. Всего же за все время боев на счету экипажа танка Степана Горобца было 7 подбитых и уничтоженных немецких танков.

За несколько дней до гибели Горобца башнёр сержант Григорий Коломиец был ранен, его дальнейшая судьба неизвестна. А механик-водитель танка старший сержант Федор Литовченко и стрелок-радист красноармеец Иван Пастушин прошли всю войну и дожили до победы. Впоследствии они встречались друг с другом на местах былых сражений, в том числе и в памятном для них городе Калинине.

Уже потом стало известно, что в последние дни войны под Берлином в Потсдаме был найден архив немецкого генерального штаба сухопутных сил. В этом архиве среди прочих документов был обнаружен приказ командующего 9-й немецкой армией генерал-полковника Штрауса от 2 ноября 1941 года. От имени фюрера по данному приказу награждался железным крестом первой степени полковник фон Кестнер - комендант оккупированного Калинина. Награда была вручена «за доблесть, мужество и энергичное руководство гарнизоном при ликвидации танкового отряда Советов, который, воспользовавшись снегопадом, смог прорваться в город». Справедливости ради стоит отметить, что к Калинину смогли прорваться 8 танков 21-й бригады, которые проскочили к городу под постоянными бомбежками. Однако, достигнув южных окраин города, уцелевшие машины двинулись на Покровское по Тургиновскому шоссе, танк старшего сержанта Горобца был единственным, который прошел с боем через весь город.

После войны память Горобца и его танкистов была увековечена. Одна из улиц Твери в настоящее время носит имя командира легендарной тридцатьчетверки с бортовым номером «03». На доме №54 по улице Советской в Твери была установлена мемориальная доска в память о легендарном танковом экипаже. А спустя 70 лет после описываемых событий, в ноябре 2011 года в городе был открыт памятник в память о подвиге экипажа среднего танка Т-34 из состава 1-го отдельного танкового батальона 21-ой танковой бригады 30-й армии Калининского фронта. Здесь же у памятника героям-танкистам в 100-летний юбилей Степана Горобца был организован мемориальный митинг. Также именем героя-танкиста была названа одна из улиц в его родном селе.

По материалам из открытых источников

«Стоять насмерть!»

В начале 1990-х годов в России появилось огромное количество литературы, прославляющей подвиги немецких лётчиков, танкистов, моряков. Красочно описанные похождения гитлеровских военных создавали у читателя чёткое ощущение, что победить этих профессионалов Красная Армия смогла не умением, а числом - мол, завалили противника трупами.

Подвиги советских героев при этом оставались в тени. О них писали мало и, как правило, ставя под сомнение их реальность.

Зиновий Колобанов

Между тем, самый успешный танковый бой в истории Второй Мировой войны был проведён советскими танкистами . Причём произошёл он в самое тяжёлое военное время - в конце лета 1941 года.

8 августа 1941 года немецкая группа армий «Север» начала наступление на Ленинград. Советские войска, ведя тяжёлые оборонительные бои, отступали. В районе Красногвардейска (такое название тогда носила Гатчина) натиск гитлеровцев сдерживала 1-я танковая дивизия.

Обстановка была крайне тяжёлой - вермахт, успешно применяя большие соединения танков, прорывал советскую оборону и угрожал захватом города. Красногвардейск имел стратегическое значение, так как был крупным узлом шоссейных и железных дорог на подступах к Ленинграду.

19 августа 1941 года командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й танковой дивизии старший лейтенант Зиновий Колобанов получил личный приказ от комдива: перекрыть три дороги, которые ведут к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа.

Стоять насмерть! - отрезал комдив.

Рота Колобанова была укомплектована тяжёлыми танками КВ-1. Эта боевая машина могла успешно бороться с танками, которыми располагал вермахт в начале войны. Крепкая броня и мощная 76-миллиметровая пушка КВ-1 сделали танк настоящей грозой панцерваффе.

Недостатком КВ-1 была его не лучшая маневренность, поэтому наиболее эффективно эти танки в начале войны действовали из засад. Для «засадной тактики» была и ещё одна причина - КВ-1, как и Т-34, к началу войны в действующей армии было мало. Поэтому имеющиеся в наличии машины от боёв на открытой местности старались по возможности оберегать.

Профессионал

Но техника, даже самая лучшая, эффективна только тогда, когда ей управляет грамотный профессионал. Командир роты старший лейтенант Зиновий Колобанов именно таким профессионалом и был.

Он родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Владимирской губернии в крестьянской семье. Отец Зиновия погиб на Гражданской войне, когда мальчику не было и десяти лет. Как и многим его сверстникам в ту пору, Зиновию пришлось рано приобщиться к крестьянскому труду. Окончив восьмилетку, он поступил в техникум, с третьего курса которого и был призван в армию.

Начинал службу Колобанов в пехоте, но Красной Армии нужны были танкисты. Способного молодого солдата отправили в Орёл, в бронетанковую школу имени Фрунзе. В 1936 году Зиновий Колобанов окончил бронетанковую школу с отличием и в звании лейтенанта был отправлен на службу в Ленинградский военный округ.

Боевое крещение Колобанов принял на советско-финской войне, которую начал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады. За время этой недолгой войны он трижды горел в танке, каждый раз возвращаясь в строй, и был награждён орденом Красного Знамени.

В начале Великой Отечественной войны Красной Армии остро не хватало таких, как Колобанов - грамотных командиров с боевым опытом. Именно поэтому ему, начинавшему службу на лёгких танках, срочно пришлось осваивать КВ-1, чтобы затем не просто бить на нем гитлеровцев, но и обучать этому своих подчинённых.

Засадная рота

В экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Усов, старший механик-водитель старшина Николай Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков.

Экипаж был под стать своему командиру: люди хорошо подготовленные, с боевым опытом и холодной головой. В общем, в данном случае достоинства КВ-1 приумножались достоинствами его экипажа.

Получив приказ, Колобанов поставил боевую задачу: остановить вражеские танки, поэтому в каждую из пяти машин роты было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов.

Прибыв в тот же день на место неподалёку от совхоза Войсковицы, старший лейтенант Колобанов распределил силы. Танки лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря заняли оборону на Лужском шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Ласточкина прикрывали кингисеппскую дорогу. Самому Колобанову досталась расположенная в центре обороны приморская дорога.

Танковый окоп экипаж Колобанова обустроил в 300 метрах от перекрестка, намереваясь вести огонь по противнику «в лоб».

Ночь на 20 августа прошла в тревожном ожидании. Около полудня немцы попытались прорваться по Лужскому шоссе, но экипажи Евдокименко и Дегтяря, подбив пять танков и три бронетранспортёра, заставили противника повернуть назад.

Спустя два часа мимо позиции танка старшего лейтенанта Колобанова проехали немецкие мотоциклисты-разведчики. Замаскированный КВ-1 себя никак не обнаружил.

22 подбитых танка за 30 минут боя

Наконец, появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецких лёгких танков, состоящая из 22 машин.

Колобанов скомандовал: - Огонь!

Первыми залпами были остановлены три головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. В результате немцы потеряли возможности для манёвра и не могли покинуть зону обстрела.

В то же время танк Колобанова был обнаружен противником, который обрушил на него шквальный огонь.

Вскоре от маскировки КВ-1 не осталось ничего, немецкие снаряды ударяли в башню советского танка, однако пробить его не удавалось.

В какой-то момент очередное попадание вывело из строя башню танка, и тогда для того, чтобы продолжить бой, механик-водитель Николай Никифоров вывел танк из окопа и стал маневрировать, разворачивая КВ-1 так, чтобы экипаж мог продолжать вести огонь по гитлеровцам.

В течение 30 минут боя экипаж старшего лейтенанта Колобанова уничтожил все 22 танка, находившиеся в колонне.

Подобного результата в ходе одного танкового боя не удавалось достичь никому, включая хвалёных немецких танковых асов. Это достижение позднее было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Когда бой стих, Колобанов с подчинёнными обнаружили на броне следы от более чем 150 попаданий немецких снарядов. Но надёжная броня КВ-1 выдержала всё.

Всего же 20 августа 1941 года пять танков роты старшего лейтенанта Зиновия Колобанова подбили 43 немецких «оппонентов» . Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.

Неофициальный герой

В начале сентября 1941 года все члены экипажа Зиновия Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Но высшее командование не сочло, что подвиг танкистов заслуживает столь высокой оценки. Зиновия Колобанова наградили орденом Красного Знамени, Андрея Усова - орденом Ленина, Николая Никифорова - орденом Красного Знамени, а Николая Родникова и Павла Киселькова - орденами Красной Звезды.

Ещё три недели после боя под Войсковицами рота старшего лейтенанта Колобанова сдерживала немцев на подступах к Красногвардейску, а затем прикрывала отход частей на Пушкин.

15 сентября 1941 года в Пушкине во время заправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 Зиновия Колобанова взорвался немецкий снаряд. Старший лейтенант получил очень тяжёлое ранение с повреждениями головы и позвоночника. Война для него закончилась.

Но летом 1945 года, восстановившись после ранения, Зиновий Колобанов вернулся в строй. Ещё тринадцать лет он служил в армии, выйдя в запас в звании подполковника, затем много лет жил и работал в Минске.

С главным подвигом Зиновия Колобанова и его экипажа произошёл странный казус - в него попросту отказывались верить, несмотря на то, что факт боя под Войсковицами и его результаты были официально задокументированы.

Кажется, власти стеснялись того факта, что летом 1941 года советские танкисты могли столь жестоко громить фашистов. Подобные подвиги не вписывались в общепринятую картину первых месяцев войны.

Но вот интересный момент - в начале 1980-х годов на месте боя под Войсковицами было решено поставить памятник. Зиновий Колобанов написал письмо министру обороны СССР Дмитрию Устинову с просьбой выделить танк для установки на постамент, и танк был выделен, правда, не КВ-1, а более поздний ИС-2.

Однако сам факт того, что министр удовлетворил просьбу Колобанова, говорит о том, что о герое-танкисте он знал, и подвиг его под сомнение не ставил.

Легенда XXI века

Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться от властей присвоения ему звания Героя России.

В 2011 году Министерство обороны России отклонило ходатайство, сочтя новое награждение Зиновия Колобанова «нецелесообразным». В итоге подвиг советского танкиста на Родине героя так и не оценен по достоинству.

Восстановить справедливость взялись разработчики популярной компьютерной игры. Одна из виртуальных медалей в онлайн-игре на танковую тему присваивается игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков противника. Она носит название «Медаль Колобанова». Благодаря этому о Зиновии Колобанове и его подвиге узнали десятки миллионов человек.

Возможно, такая память в XXI веке и есть лучшая награда для героя.

Самые результативные советские танкисты Великой Отечественной войны

Гвардии старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко

Гвардии старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко - его боевая служба продлилась всего полгода, но за это время он одержал 52 победы - результат, который за всю войну так и не смог превзойти ни один советский танкист. Лавриненко воевал в рядах знаменитой 1-й Гвардейской танковой бригады Катукова и погиб в боях под Москвой 18 декабря 1941 года - в самый разгар Московской наступательной операции. Ему было 27 лет. Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко было присвоено в 1990 году.

Капитан Владимир Александрович Бочковский - мастер танкового боя, одержал 36 побед.

Владимир Бочковский пять раз горел в танке. Как и Дмитрий Лавриненко, служил в 1-й гвардейской танковой бригаде, куда прибыл по окончании танкового училища летом 1942 года. В 1944-1945 годах принимал активное участие в танковых рейдах в тыл противника. За один из таких рейдов, в результате которого в тылу у немцев на Днестре был освобождён и удерживался до подхода главных сил город Чортков, заместитель командира танкового батальона 1-й гвардейской танковой бригады гвардии капитан В. А. Бочковский был удостоен звания Героя Советского Союза. Бочковский дошёл до Берлина, где был тяжело ранен во время штурма Зееловских высот. После войны Бочковский продолжил военную службу. В 1954 году окончил Военную академию бронетанковых войск, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. С 1980 года генерал-лейтенант танковых войск В. А. Бочковский - в отставке. Скончался 8 мая 1999 года.

Майор Иван Иванович Корольков



Майор Иван Иванович Корольков уничтожил 34 немецких танка. начал свою боевую карьеру механиком-водителем тяжёлого танка КВ-1, завершил службу командиром танкового полка. Летом 1942 года командир роты тяжёлых танков КВ-1 1-го танкового батальона 133-й танковой бригады 64-й армии Сталинградского фронта старший лейтенант Корольков в составе экипажа подбил 8 танков противника. В критический момент боя 18 августа возглавил атаку стрелковых подразделений и, несмотря на ранение, продолжал командовать танковой ротой до полного выполнения боевой задачи. За период боёв с 22 июня по 20 сентября 1942 года на боевом счету экипажа КВ-1 И. И. Королькова - 26 подбитых и уничтоженных танков противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшему лейтенанту Королькову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Комполка Корольков прошёл всю войну, которая закончилась для него 1 мая 1945 годя тяжёлым ранением в боях за немецкий город Ратенов.
С 1946 года майор Корольков- в запасе. Жил и работал в посёлке городского типа Солнцево Курской области. Умер в 1973 году.

Старший лейтенант Михаил Петрович Кученков



Старший лейтенант Михаил Петрович Кученков прошёл всю войну, уничтожил 32 немецких танка.
Из наградного листа: «Работая командиром взвода СУ-85 (4-я батарея) умело водил и маневрировал своими орудиями на поле боя за м. Фридриховку. Метким огнем орудия тов. Кученков сжег немецкий танк «Тигр» и несколько солдат и офицеров».
Из наградного листа: «19 июля 1944 г. в бою за Митулин тов. Кученков уничтожил минометную батарею, транспортер, 5 пулеметных точек противника. 21 июля 1944 г. в бою за Погорельцы огнем из пушки, пулеметов и гусеницами уничтожил до роты пехоты противника.»
Из наградного листа: «22 января 1945 г. в районе Жарнув уничтожил группировку противника своей самоходкой уничтожил: 1 самоходное орудие «Артштурм», 1 танк, 3 бронетранспортера, до взвода пехоты, взял в плен 48 солдат и офицеров противника. При форсировании р. Одер и уничтожении вражеской группировки в районе г. Штайгау и с. Крейшау с 24 по 29 января 1945 г. на западном берегу р. Одер огнем и гусеницами своей самоходки уничтожил: 2 танка, 1 самоходку, 3 бронетранспортера, 1 пулеметную точку, 2 КП, не менее взвода пехоты противника.»

Гвардии капитан Никита Прохорович Дьяченко



Гвардии капитан Никита Прохорович Дьяченко уничтожил 31 немецкий танк, став пятым по результативности танковым асом РККА. С первого дня войны Дьяченко воевал на танках Т-34 различных модификаций. Закончил войну заместителем командира танкового батальона 61-й Гвардейской танковой бригады. Трижды ранен. Награды: Орден Красного Знамени (20.02.1945), Орден Александра Невского (26.05.1945), Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (15.09.1945)



Даже самые страшные для Красной Армии первые месяцы Великой Отечественной войны явили нам большое количество подвигов советских солдат и офицеров. Подвиги эти навсегда будут вписаны в нашей страны. Если говорить о танкистах, то немалая доля заслуги в их подвигах была заключена и в их боевых машинах. К примеру, известный бой командира танковой роты старшего лейтенанта Колобанова закончился уничтожением немецкой танковой колонны из 22-х вражеских машин не только из-за профессионального выбора места для засады и слаженной работы всего экипажа танка, но и благодаря выдающимся характеристикам тяжелого танка КВ-1, который не подвел свой экипаж в том бою. Все, что ему смогли сделать немцы, - это разбить приборы наблюдения и заклинить механизм поворота башни.

Но далеко не все бои решались только превосходством огневой мощи и рекордного бронирования советских танков тех лет. Как справедливо отмечал польский писатель Станислав Ежи Лец: «Часто одной смелости мало, нужна еще и наглость». В годы войны этот афоризм не раз себя оправдывал. От военной наглости русских солдат и нетипичности их действий и поведения в боевых условиях у солдат и офицеров Вермахта часто происходил, как бы сейчас сказали, «разрыв шаблона». Уже после войны в мемуарах многие офицеры сокрушались, что не могут понять, как противник мог атаковать пехотный батальон на марше из засады силами всего пятерых солдат или как можно атаковать противника в городе силами всего одного танка. Именно последнее в октябре 1941 года совершил экипаж танка Т-34 Степана Горобца, который в одиночку ворвался в Калинин (теперь Тверь).


Жизнь Героя Советского Союза Степана Горобца оказалась неразрывно связана с Тверской областью, именно здесь, при обороне Калинина, танковый экипаж под его руководством совершил успешный одиночный танковый прорыв через весь город. Здесь же на этой земле, во время наступательных боев под Ржевом данный танкист сложил свою голову в 1942 году.

Степан Христофорович Горобец родился в небольшом селе Долинское 8 февраля 1913 года. Он вырос в Кировоградской области, по национальности был украинцем. Обыкновенный советский парень из крестьянской семьи перед войной трудился машинистом газодувной турбины на азотно-туковом заводе. Войну он встретил обыкновенным старшим сержантом, танкистом, только что окончившим учебку. Принимал участие в боях с сентября 1941 года. К моменту совершения танкового рейда, который сделал его имя бессмертным, весь боевой опыт Горобца составлял всего один месяц. Бой, который произошел 17 октября 1941 года, позднее назовут образцом настоящей смелости, военной наглости и находчивости.

17 октября 1941 года перед 21-й отдельной танковой бригадой была поставлена непростая задача: осуществить глубокий рейд в тыл противника по маршруту Большое Селище - Лебедево, разгромив силы немцев в Кривцево, Никулино, Мамулино, а также овладеть городом Калинин, освободив его от захватчиков. Бригаде нужно было осуществить разведку боем, прорвавшись через город и объединившись с частями, занявшими оборону на Московском шоссе. Танковый батальон бригады под командованием майора Агибалова выходит на Волоколамское шоссе. В авангарде батальона идут два средних танка Т-34: танк старшего сержанта Горобца и его командира взвода Киреева. Их задача выявлять и подавлять обнаруженные огневые точки гитлеровцев. На шоссе два наших танка настигают немецкую колонну из автомашин с пехотой и бронетехники. Немцы, заметив советские танки, успевают развернуть противотанковые орудия и завязывают бой. В ходе боя танк Т-34 Киреева был подбит и сполз с шоссе в кювет, а танк Горобца сумел проскочить вперед и раздавить позиции немецких орудий, после чего, не сбавляя скорости, он входит в деревню Ефремово, где вступает в бой с отходящей колонной. Обстреляв на ходу танки немцев, раздавив три грузовых автомобиля, танк под номером «03» пролетел по деревне и снова вышел на шоссе, путь на Калинин был открыт.

Однако в это же время танковый батальон Агибалова, идущий вслед за авангардом из двух Т-34, попадает под авиаудар юнкерсов противника, несколько танков подбиты и командир останавливает продвижение колонны. В то же время на танке старшего сержанта Горобца после боя в деревне вышла из строя рация, связи с ним нет. Оторвавшись от основной колонны батальона более чем на 500 метров, экипаж танка не знает, что колонна уже остановилась. Не зная о том, что остался один, старший сержант продолжает выполнение поставленной задачи, продолжает разведку боем в направлении Калинина. На шоссе к городу Т-34 нагоняет колонну немецких мотоциклистов и уничтожает ее.

Просто представьте себе ситуацию: оборонительные бои за Калинин к тому моменту уже завершены, немцы смогли занять город и закрепились в нем. Они оттеснили советские войска и заняли оборону вокруг города. Поставленная перед советской танковой бригадой задача - проведение разведки боем - это фактически танковый рейд в немецком тылу от Волоколамского до Московского шоссе. Прорваться в тыл, наделать там шуму, постараться отбить у противника Калинин и соединиться с другими советскими частями на другом участке фронта. Однако вместо танковой колонны к городу идет единственный танк - «тройка» старшего сержанта Степана Горобца.

Выехав из деревни Лебедево, с правой стороны от шоссе экипаж танка выявил немецкий аэродром, на котором размещались самолеты и бензозаправщики. Танк Горобца вступил здесь в бой, уничтожив огнем два самолета Ju-87 и подорвав топливную цистерну. Через некоторое время немцы опомнились, они начали разворачивать зенитки, для того чтобы открыть огонь по танку прямой наводкой. В это же время старший сержант, понимая, что его атака не поддерживается другими танками его батальона, которые уже должны были догнать оторвавшийся авангард и просто разметать обнаруженный аэродром, принимает нестандартное, смелое и в какой-то мере наглое решение.

Радиостанция на танке молчит, о судьбе колонны батальона Горобец ничего не знает, как не знает и то, на какое расстояние оторвался от основных сил. В этих условиях, когда немцы уже бьют по танку из зенитных орудий, командир машины решает выйти из боя и прорываться в Калинин уже в одиночку. Уйдя из-под обстрела немецких зениток, наш танк на пути к Калинину снова встречает колонну немецких войск. Тридцатьчетверка таранит три немецких автомобиля и расстреливает разбегающуюся пехоту. Не снижая скорости, средний танк врывается в занятый противником город. В Калинине на улице Лермонтова танк поворачивает налево и проносится со стрельбой по улице Тракторной, а потом по 1-й Залинейной улице. В районе парка Текстильщиков Т-34 совершает поворот направо под виадук и заезжает во двор «Пролетарки»: горят цеха завода №510 и хлопчатобумажного комбината, здесь оборону держали местные рабочие. В этот момент Горобец замечает, что на его боевую машину наводится немецкое противотанковое орудие, но отреагировать не успевает. Немцы стреляют первыми, в танке начинается пожар.

Несмотря на пламя механик-водитель танка Т-34 Федор Литовченко ведет машину на таран и давит противотанковое орудие гусеницами, в это время три других члена экипажа борются с пожаром, применяя огнетушители, ватники, вещмешки и другие подручные средства. Благодаря их слаженным действиям пожар удалось потушить, а огневая позиция противника была уничтожена. Однако от прямого попадания в башню танка заклинило орудие, из в грозной машине остаются лишь пулеметы.

Далее танк Горобца следует по улице Большевиков, затем проезжает по правому берегу реки Тьмаки мимо расположенного здесь женского монастыря. Танкисты сходу форсируют речку по ветхому мосту, рискуя обрушить 30-тонную машину в реку, но все обошлось и они вышли на левый берег реки. Танк с номером три на броне входит в створ Головинского вала, откуда пытается выйти на улицу Софьи Перовской, но встречается с неожиданным препятствием. Здесь установлены глубоко врытые в землю рельсы, привет от оборонявших город рабочих. Рискуя быть обнаруженными противником, танкистам приходится использовать свою боевую машину как тягач, расшатывая установленные рельсы. В итоге их удалось сдвинуть в сторону, освободив проезд. После этого танк выходит на трамвайные пути, идущие по широкой улице.

Танк продолжает свой путь по занятому противником городу, но теперь он черный, закопченный от недавнего пожара. На нем уже практически не видно ни звезды, ни номера танка. Немцы даже не реагируют на танк, принимая его за свой. В этот момент с левой стороны улицы экипаж танка видит колонну трофейных грузовиков, ГАЗиков и ЗИСов с пехотой, машины перекрашены, в них сидят немцы. Помня о том, что стрельба из орудия невозможна, Степан Горобец приказывает механику-водителю давить колонну. Совершив резкий поворот, танк врезается в грузовые машины, а стрелок-радист Иван Пастушин поливает немцев из пулемета. Тогда немцы начинают спешно радировать о ворвавшихся в город советских танках, не зная, что в город вошла одна единственная тридцатьчетверка.

Выезжая на улицу Советскую, Т-34 встречает немецкий танк. Воспользовавшись эффектом внезапности, Горобец обходит врага и таранит немца в борт, сбрасывая его с улицы на тротуар. После удара тридцачетверка заглохла. Немцы, высунувшись из люков своей машины, орут «рус, сдавайся», а экипаж советского танка пытается завести двигатель. Удалось это не с первого раза, но в этот момент появилась и очень хорошая : заряжающий Григорий Коломиец смог оживить орудие. Оставив протараненный танк противника позади себя, Т-34 выскакивает на площадь Ленина. Здесь взору танкистов открывается полукруглое здание, на котором установлены огромные фашистские флаги, а у входа разместились часовые. Здание не осталось без внимания, танк обстрелял его фугасными снарядами, в здании начался пожар. Выполнив очередную задачу, танк движется дальше и встречается с импровизированной баррикадой. На улице немцы перевернули трамвай, из-за которого в танк летят гранаты. Тридцатьчетверка сумела обойти это препятствие по груде камней (завал от обрушившегося жилого дома), оттолкнув трамвай с засевшими за ним немцами, и продолжает движение дальше по улице Вагжанова к Московскому шоссе.

Здесь Степан Горобец обнаружил замаскированную артбатарею немцев, орудия которой были развернуты в сторону Москвы. Танк врывается на позиции с тылу, тараном уничтожает орудия и блиндажи, утюжит окопы и выходит на Московское шоссе, вырвавшись из города. Через несколько километров возле горящего элеватора танк начинают сильно обстреливать почти со всех сторон. Здесь находились позиции одного из полков 5-й стрелковой дивизии. Машину Горобца сначала приняли за немцев, но вовремя разобрались с принадлежностью и прекратили огонь по танку, встречая танкистов криками «Ура!»

Позднее с экипажем Т-34 встретился лично генерал-майор Хоменко, командующий 30-й армией. Не дожидаясь наградных документов, он снял со своего кителя орден Красного Знамени и вручил его старшему сержанту Степану Горобцу. Уже потом Горобец смог дослужиться до звания младшего лейтенанта, был награжден орденом Ленина. Что характерно, орден Красного Знамени в наградных документах официально не фигурировал, так как проходил за генералом Хоменко. Позднее, 5 мая 1942 года, за проявленное в боях мужество и героизм младшему лейтенанту Степану Христофоровичу Горобцу было присвоено звание Героя Советского Союза, но уже посмертно.

Во время наступления 8 февраля 1942 года в бою у села Петелино в Ржевском районе Калининской (теперь уже Тверской) области, действуя в боевых порядках наступающей пехоты, экипаж танка Т-34 младшего лейтенанта Степана Горобца сумел уничтожить 3 орудия противника, подавить более 20 пулеметных точек и 12 минометов врага, уничтожить до 70 солдат и офицеров противника. В этом бою в день своего 29-летия Степан Горобец был убит. Его похоронили в деревне Братково Старицкого района Тверской области, в братской могиле недалеко от церкви в 10 метрах от шоссе Старица-Берново, на Пушкинском кольце. Всего же за все время боев на счету экипажа танка Степана Горобца было 7 подбитых и уничтоженных немецких танков.

За несколько дней до гибели Горобца башнёр сержант Григорий Коломиец был ранен, его дальнейшая судьба неизвестна. А механик-водитель танка старший сержант Федор Литовченко и стрелок-радист красноармеец Иван Пастушин прошли всю войну и дожили до победы. Впоследствии они встречались друг с другом на местах былых сражений, в том числе и в памятном для них городе Калинине.

Уже потом стало известно, что в последние дни войны под Берлином в Потсдаме был найден архив немецкого генерального штаба сухопутных сил. В этом архиве среди прочих документов был обнаружен приказ командующего 9-й немецкой армией генерал-полковника Штрауса от 2 ноября 1941 года. От имени фюрера по данному приказу награждался железным крестом первой степени полковник фон Кестнер - комендант оккупированного Калинина. Награда была вручена «за доблесть, мужество и энергичное руководство гарнизоном при ликвидации танкового отряда Советов, который, воспользовавшись снегопадом, смог прорваться в город». Справедливости ради стоит отметить, что к Калинину смогли прорваться 8 танков 21-й бригады, которые проскочили к городу под постоянными бомбежками. Однако, достигнув южных окраин города, уцелевшие машины двинулись на Покровское по Тургиновскому шоссе, танк старшего сержанта Горобца был единственным, который прошел с боем через весь город.

После войны память Горобца и его танкистов была увековечена. Одна из улиц Твери в настоящее время носит имя командира легендарной тридцатьчетверки с бортовым номером «03». На доме №54 по улице Советской в Твери была установлена мемориальная доска в память о легендарном танковом экипаже. А спустя 70 лет после описываемых событий, в ноябре 2011 года в городе был открыт памятник в память о подвиге экипажа среднего танка Т-34 из состава 1-го отдельного танкового батальона 21-ой танковой бригады 30-й армии Калининского фронта. Здесь же у памятника героям-танкистам в 100-летний юбилей Степана Горобца был организован мемориальный митинг. Также именем героя-танкиста была названа одна из улиц в его родном селе.

По материалам из открытых источников

После нападения на СССР фашисты, мозги которых были промыты гитлеровской пропагандой, были уверены в своём превосходстве над солдатами Красной Армии. И первые успехи вермахта, казалось бы, подтверждали эту уверенность. Однако вскоре им пришлось убедиться в ошибочности своих представлений. Сбить спесь с немецко-фашистских захватчиков помогли, в том числе, героические подвиги советских танкистов. О наиболее выдающихся эпизодах мы расскажем в этом посте.

Подвиг танкистов под Рассейняем

Шли первые дни войны. Немецкая группа армий «Север» вторглась в Прибалтику, обладая на этом направлении значительным численным превосходством над советскими войсками. Немцы планировали быстрый прорыв, однако вблизи литовского города Рассейняй столкнулись с контрударом советских танков КВ. Эти новые тяжёлые танки стали неприятным сюрпризом для немцев. Обычная противотанковая артиллерия была против них бесполезна, так что КВ просто подъезжали к немецким пушкам и давили их гусеницами. В результате всего 20 советских танков уничтожили десятки немецких, а в придачу множество противотанковых пушек и даже тяжёлых гаубиц. Хотя общее превосходство в силах позволило немцам всё же отразить контрудар и вскоре возобновить наступление, в это время один из танковых экипажей совершил действительно героический подвиг, подробности которого были восстановлены затем по запискам немецкого офицера.

Тяжёлый танк КВ-1

24 июня 1941 г. на дорогу, которая была уже в тылу наступавших немецких войск, выехал одинокий КВ. По какой-то причине, возможно из-за поломки или нехватки топлива, на ней он и остановился. Со стороны неподвижный танк выглядел брошенным, но когда на дороге появилась немецкая автоколонна, он открыл огонь. Уничтожив 12 грузовиков, танк продолжал блокировать дорогу. Особенность ситуации была в том, что танк блокировал важную дорогу, которая связывала передовые части немецкой 6й танковой дивизии с тылом, а по обоим сторонам от дороги были леса и болота, через которые не могла проехать техника. Передовые немецкие части, таким образом, оказались отрезанными от тыла, возникли трудности с подвозом снабжения и эвакуацией раненых. Единственный танк остановил наступление целой танковой дивизии немцев. Сначала немцы опасались, что появление КВ — часть советского контрудара, но когда они провели разведку и стало понятно, что танк один и, более того, неподвижен, немцы решили его уничтожить.

Для начала против танка были направлены 4 противотанковых 50-миллиметровых пушки. Они встали на позиции и открыли огонь, добившись нескольких попаданий. Наблюдавшие за этим немецкие солдаты зааплодировали, уверенные, что танку конец. Но не тут-то было! 50-миллиметровые снаряды не смогли пробить броню. Танк развернул башню и ответным огнём уничтожил все 4 орудия. Немцы были потрясены. Стало ясно, что единственная надежда на уничтожение танка — тяжёлая 88-миллиметровая зенитка. Во второй половине дня зенитка была доставлена и её стали выводить на позицию для стрельбы. Этому мощному орудию, однако, требовалось много времени для приведения в боевую готовность. Это и подвело немцев. Несмотря на всю их осторожность, экипаж КВ заметил зенитку и, выждав, пока немцы её установят, выстрелил первым! Зенитка была уничтожена вместе с частью расчёта. Дорога оставалась блокированной.

Наступила ночь, и немцы решили послать сапёров для уничтожения танка. Сапёры подобрались к танку, подложили взрывчатку, прогремел мощный взрыв, но танк остался неповреждённым, открыв огонь из пулемётов в разные стороны. Лишь к утру немецкие сапёры, спрятавшиеся под днищем, вернулись назад, сообщив о провале миссии. Немцы лихорадочно искали другой способ уничтожить танк. Командир дивизии даже пытался вызвать юнкерсы для уничтожения танка при помощи авиации, но ему отказали — лишних штурмовиков для борьбы с единственным танком не было.

Наконец, удалось достать ещё одну зенитку. На этот раз, наученные горьким опытом, немцы решили действовать иначе. Чтобы отвлечь экипаж, были направлены немецкие танки, которые на короткое время выезжали из леса, стреляли и прятались. Вреда КВ они причинить не могли, единственной их задачей было отвлечь внимание от зенитки. И на этот раз замысел немцев всё же сработал. Зенитка успела выстрелить и подбить танк. Тем не менее героическому экипажу, который не покинул танк и оборонял дорогу, удалось на 2 дня задержать наступление целой дивизии. Для лета 1941 это было огромное достижение.

Памятная доска в честь подвига танкистов КВ (надписи на литовском и русском языках)

Подвиг Зиновия Колобанова

В августе 1941 немецкие части прорвали фронт и двигались к Ленинграду. Зачастую немцы не встречали сопротивления и стремительно продвигались колоннами по дорогам. Возникла угроза захвата немцами Гатчины. Сил для обороны города почти не было, на оборону бросили всего лишь одну танковую роту под командованием Зиновия Колобанова, накануне получившую 5 танков КВ, только что выпущенных в Ленинграде. Этими танками нужно было перекрыть три дороги, ведущие к городу. Колобанов принял решение отправить по две машины на крайние дороги, а сам с одним танком занял позицию на центральной.

Колобанов с экипажем

Колобанов грамотно выбрал позицию на участке, где с обоих сторон дороги находилась заболоченная местность, а сам танк был тщательно замаскирован. 20 августа появились немцы. Начали они с разведки — пролетела немецкая авиация, проехали мотоциклисты, но замаскированный танк им обнаружить не удалось. Наконец появилась немецкая танковая колонна. Подпустив врага, КВ открыл огонь. Сначала были уничтожены первая и последняя машина, затем Колобанов стал методично расстреливать остальные. Не сразу сообразив, откуда по ним стреляют, немцы, наконец, обнаружили КВ и открыли ответный огонь. Но всё было бесполезно. Через 30 минут все 22 немецких танка были уничтожены, а затем та же участь постигла и противотанковые пушки, пытавшиеся стрелять из хвоста колонны. Хотя танк понёс повреждения, была заклинена башня, разбиты приборы наблюдения, броня выдержала. После боя на ней насчитали более 100 попаданий. Всего же рота Колобанова за этот день уничтожила 43 танка противника.

Подвиг Григория Найдина

Описанные выше успехи советских танкистов можно отчасти объяснить преимуществами тяжёлого танка КВ и его мощной брони. Однако среди героев-танкистов есть и те, кто воевал на лёгких танках.

БТ-7, которым командовал сержант Григорий Найдин, к началу войны уже устарел и имел довольно слабую броню, которую могла пробить любая немецкая противотанковая пушка. Но несмотря на это Найдин, которому 23 июня командование поставило задачу задержать немцев, двигавшихся к Вильнюсу, сумел преподать немцам урок.

Найдин устроил засаду на участке дороги, по обе стороны которой находился заболоченный луг. Ему удалось хорошо замаскировать танк, поэтому появившаяся на дороге немецкая колонна ни о чём не подозревала до последнего момента. В колонне было 12 танков, тащивших за собой прицепленные орудия. Огонь БТ-7 оказался совершенно неожиданным для немцев. Они впали в панику, открыв беспорядочную стрельбу во все стороны, но так и не смогли понять, откуда по ним стреляют до тех пор, пока вся колонна не была уничтожена.

Вслед за ней появилась ещё одна колонна немецких танков, которая, заметив разгромленную первую, повернула назад и попыталась проехать другой дорогой. Но Найдин не предоставил им такую возможность. Он устроил вторую засаду на другой дороге и успел подбить три немецких танка, прежде чем немцы развернулись и отступили. Таким образом, за день один лёгкий танк уничтожил 15 танков и 10 орудий противника. Лишь через три года за этот бой Найдин получил звание Героя Советского Союза.

Рейд Т-28 через Минск

30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.

Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.

Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.

Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.

Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.

Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать .

Рейд Т-34 через Калинин

То, что не удалось сделать Дмитрию Малько и экипажу Т-28, удалось экипажу Т-34 под командованием Степана Горобца.

Т-34 в 1941 году был новым танком, недавно поступившим на вооружение. Он обладал хорошей бронёй, но кроме того был надёжным и быстрым. Не случайно именно эта машина была впоследствии признана лучшим танком Второй Мировой.

В октябре 1941 немцы стремительно продвигались к Москве. Настолько стремительно, что информация о захвате ими тех или иных городов запаздывала, и с врагом неожиданно сталкивались части, считавшие, что они находятся в глубоком тылу. К 17 октября немцы уже заняли Калинин крупными силами, но командование, полагая, что в городе, в лучшем случае, авангард, направило туда танковый батальон под командованием Агибалова, поставив задачу выбить немцев из города и объединиться с частями, оборонявшимися на Московском шоссе.

Впереди движутся два Т-34, одним из которых командует Горобец. По дороге они настигают немецкую колонну и открывают огонь, но немцы отстреливаются из противотанковых орудий. Один из Т-34 подбит, но Горобец пробивается и уничтожает орудия, после чего в одиночку продолжает двигаться на Калинин. На танке выходит из строя рация и связь с батальоном пропадает. Тем временем отставший позади батальон атакует немецкая авиация. Несколько танков подбиты и Агибалов останавливает движение. Т-34 Горобца наступает на Калинин один, не зная об этом.

Двигаясь к Калинину, танкисты сначала уничтожают колонну мотоциклистов, а затем внезапно выезжают на немецкий аэродром. Здесь они уничтожают два самолёта и топливную цистерну. Немцы открывают по танку огонь из зениток, но не попадают. Т-34 выходит из боя и продолжает двигаться на Калинин. На въезде в город танкисты расстреливают немецких пехотинце и таранят несколько автомобилей. Ведя огонь на ходу, танк движется по улицам города, но в районе завода попадает под огонь противотанковой пушки. Немцы добиваются попадания, в танке возникает пожар, а пушку заклинивает. Но танкисты справляются с угрозой — пока остальной экипаж тушит пожар, механик-водитель давит немецкую пушку гусеницами.

Путь дальше оказывается нелёгок. Сначала танк проезжает по шаткому деревянному мосту, рискуя упасть в реку, затем танкистам приходится пробираться через противотанковые заграждения, вытаскивая из земли рельсы. Двигаясь через центр города, танкисты встречают немцев, которые, как и в Минске, поначалу ошибочно принимают Т-34 за свой или трофейный. Но несмотря на неисправную пушку, танкисты не пытаются пробраться через Калинин тихо. Колонну из встреченных грузовиков Т-34 давит и расстреливает из пулемётов. Видя впереди немецкий танк, Т-34 обходит его и таранит с борта. От удара двигатель глохнет, немцы окружают танк, но затем он всё-таки заводится. Выезжая на площадь Ленина, танк обстреливает здание, на котором вывешены немецкие флаги и продолжает движение к окраине города и Московскому шоссе.

Последним свершением танкистов стало уничтожение немецкой батареи, на которую они внезапно заехали с тыла. Раздавив орудия и окопы, танк, наконец, пробивается к советским позициям. Свои не сразу опознали Т-34 и открыли огонь по танку, но затем всё-таки разобрались. А командующий 30-й армией генерал Хоменко, узнав о приключениях танкистов, не дожидаясь решения о награждении, снял со своего кителя орден и отдал Горобцу.

Памятник легендарному экипажу Горобца в Твери