Заседавшие маяковский. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся». Анализ стихотворения Маяковского "Прозаседавшиеся". Метафора в произведении

Многим из нас не раз приходилось сталкиваться с беспощадной бюрократической системой, обивать пороги разных учреждений, а в них обходить десятки кабинетов, чтобы получить выписку о том, что и так всем известно. Маяковскому же пришлось столкнуться с похожей ситуацией еще в период становления коммунизма.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922 году. Революция и гражданская война остались позади, и теперь людям предстоит научиться жить при новой системе. Но государство задушено бюрократическим аппаратом, тонет в бумагах и забывается на многочисленных ничего не решающих заседаниях. Именно об этом пишет Маяковский.

В стихотворении присутствует и биографический характер, оно посвящено отдельному периоду в жизни автора. В 1921 году Маяковский пытался опубликовать в Госиздате свою пьесу «Мистерия-буфф», из-за чего ему прошлось пройти сквозь длительную и нудную бумажную волокиту.

Известно, что стихотворение очень понравилось Ленину, который говорил, что Маяковский очень хорошо отметил минусы только начавшей свое становление коммунистической системы.

Жанр, направление и размер

Жанр стихотворения весьма необычен. Это сатирический фельетон в стихотворной форме. Стихотворение высмеивает и критикует свойственный коммунизму бесполезный бюрократизм.

«Прозаседавшиеся» написано в гротескном стиле, для усиления чувства сумбурности и беспорядочности происходящего. Поэтический размер стихотворения – фирменная лесенка Маяковского.

Образы и символы

  1. Лирический герой – обобщенная версия просителя. Он ищет некоего Иван Ваныча для того чтобы попасть к нему на аудиенцию, но у него все никак не получается застать его на месте, так как Иван Ваныч все время находится на заседаниях.
  2. Сам Иван Ваныч — точно такой же обобщенный и карикатурный образ некоего начальника, который все время пропадает на абсолютно бессмысленных мероприятиях.
  3. Ополовиненные люди – это символы, обозначающие ненормальный и абсурдный график работы учреждений, где абсолютно невозможно все успеть.
  4. Также Маяковский все время определяет суточный период, когда происходит действие, чтобы подчеркнуть, как долго человек может провести в бессмысленной беготне за бумажками.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения – бюрократия . От рассвета и до рассвета лирический герой пытается пробиться на аудиенцию к Иван Ванычу, но ему все время отказывают, так как Иван Ваныч на заседании. Не выдержав, лирический герой врывается на одно из заседаний, и его взору предстает удивительная картина: в зале сидят лишь половины людей. Оказывается, что таким образом они пытаются успеть на два заседания сразу. Этот абсурд является следствием осложненной до придела бюрократической системы, которая буквально заставляет людей разделиться на части.
  2. Конфликт человека и государства . Пока чиновники решают пустяковые вопросы часами, люди вынуждены ждать под дверью кабинета, работники из которого приходят только для того, чтобы помочь просителям, решить их проблему. На деле же получается, что уполномоченные сотрудники лишь соблюдают бесчисленные формальности. Такое несоответствие рождает конфликт личности и государственной машины, которая становится равнодушной к его нуждам.
  3. Настроение стихотворения постепенно изменяется вместе с настроением героя. Вначале, герой спокойно интересуется, может ли Иван Ваныч дать аудиенцию, настроение стихотворения тоже сдержанное. Однако постепенно настроение просителя меняется, его злит сложившаяся ситуация. Настроение переходит в более агрессивное, увеличивается количество абсурдностей и сатирических элементов.
  4. Основная идея

    Стихотворение «Прозаседавшиеся» — блистательный пример гротескной сатиры. Он абсурден, автор издевается над всем, что связано с бюрократической системой. Его главная мысль — показать несостоятельность этой системы и то, что коммунизм начинает свое становление не с той ноги.

    Маяковский пытается показать читателю то, насколько глупа и несостоятельна тупая и слепая бюрократия, что люди попусту теряют время на заседаниях, обсуждая несуразицу, и в это же время заставляют и других тратить свое время впустую. Лирический герой ищет Ивана Ваныча целые сутки, в то время как он обсуждает покупку банки чернил Губкооперативом. Поэт пытается обратить наше внимание на беспощадную глупость бюрократии, в этом смысл его произведения.

    Средства художественной выразительности

    Первое, что бросается в глаза при прочтении – обильное использование канцеляризмов и неологизмов, своим стилем напоминающих канцеляризмы. Они придают стихотворению сатирическое настроение, отражают идею автора. Даже само название стихотворения – «Прозаседавшиеся» — авторский неологизм, представляющий собой нечто среднее между сломом «заседание» и приставки про-, которая выражает негативную оценку действия («промотавшийся», «проигравший»).

    Нельзя не отметить и намеренную гиперболизацию происходящего. Гипербола всегда была и будет одним из главных орудий сатиры. Причины заседаний нарочито нелепы, а то и абсурдны. Маяковский издевается даже над названиями организаций, гиперболизирует нелепость сокращений («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»). Ну и, конечно, своего пика гипербола достигает в кульминации, когда оказывается, что заседавшим пришлось разделиться на части, чтобы быть на двух заседаниях сразу.

    Также поэт использует экспрессивные и яркие эпитеты и метафоры. Так, эпитеты «взъяренный», «дикие (проклятья)» показывают, что терпение героя исчерпано. Метафоры «врываюсь лавиной», «свихнулся разум», «обдают дождем дела бумажные» тоже передают нужные эмоции.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни - самые важные! - служащие расходятся на заседания. Заявишься: "Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она".- "Товарищ Иван Ваныч ушли заседать - объединение Тео и Гукона". Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: "Через час велели придти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом". Через час: ни секретаря, ни секретарши нет - голо! Все до 22-х лет на заседании комсомола. Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. "Пришел товарищ Иван Ваныч?" - "На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома". Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? "Зарезали! Убили!" Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. И слышу спокойнейший голосок секретаря: "Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится разорваться. До пояса здесь, а остальное там". С волнения не уснешь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: "О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!"

Примечание

Прозаседавшиеся. Впервые - газ. "Известия ВЦИК", М., 1922, 5 марта (под общим заголовком "Наш быт"). Печатается по тексту первой публикации.

Высокую оценку этому стихотворению дал В. И. Ленин. В речи "О международном и внутреннем положении Советской республики" на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 года В. И. Ленин сказал:

"Вчера я случайно прочитал в "Известиях" стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Мы, действительно, находимся в положении людей, и надо сказать, что положение это очень глупое, которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы - до бесконечности. Был такой тип русской жизни - Обломов. Он все лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел... Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки" (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 13, 15).

В многочисленных изданиях отзыв В. И. Ленина о стихотворении "Прозаседавшиеся" приводится, к сожалению, со значительными сокращениями, опускается, как правило, замечание В. И. Ленина о герое романа И. А. Гончарова "Обломов" и тем обедняется смысл и значение ленинской оценки стихотворения Маяковского. Если раньше, в беседах о стихах поэта, В. И. Ленин, как известно, противопоставлял Маяковскому, выступавшему от имени футуристов, русскую классическую литературу и советовал больше читать Пушкина, то в отзыве о "Прозаседавшихся" такого противопоставления уже нет, более того, стихотворение Маяковского поставлено рядом с романом великого писателя XIX века. Все это говорит о тех значительных идейно-художественных изменениях, которые произошли в творчестве Маяковского за сравнительно короткое время и которые В. И Ленин не мог не заметить. В И. Ленин, таким образом, был одним из первых. если не самым первым, кто еще в начале 20-х годов почувствовал в стихах Маяковского их органическую связь с традициями русской классической литературы.

Интересны воспоминания Л В. Маяковской, сестры поэта, о том, какое огромное впечатление произвела на Маяковского и его родных ленинская оценка стихотворения "Прозаседавшиеся"

"Мы очень радостно восприняли этот отзыв Ленина. Нас ни капельки не смущали слова Владимира Ильича "не знаю, как насчет поэзии". Мы знали скромность Ленина, который не любил выдавать себя за знатока в области искусства, не хотел навязывать другим свои вкусы и оценки. И мы радовались, потому что политическая оценка стихотворения "Прозаседавшиеся", данная Лениным, в то время была всего важнее и нужнее Володе. Ведь те, кто старался скомпрометировать его революционно-поэтическую работу (а таких было немало), чаще всего ставили под сомнение политическое содержание творчества Маяковского... Володя вскоре после опубликования речи Ленина был у нас. Мы поздравляли его и еще раз читали и обсуждали добрые ленинские слова. Мы говорили что хорошо было бы Володе повидаться с Владимиром Ильичем, побеседовать с ним. И Володя об этом мечтал... Он пробовал договориться... через сестру Владимира Ильича, Марию Ильиничну Ульянову, которая работала в редакции "Правды". Но Владимир Ильич тяжело заболел..." (Л. Маяковская. О Владимире Маяковском. Из воспоминаний сестры. М., изд. "Детская литература", 1968, стр. 226).

Положительная оценка стихотворения "Прозаседавшиеся" В. И. Лениным означала принципиальную поддержку поэта в главном - в политической направленности его поэзии. "...Если Ильич признает,- сказал однажды Маяковский в беседе с американским журналистом,- что мое политическое направление правильно, выходит, что я делаю успехи в коммунизме. Это для нашего брата самое насущное, самое главное!" (Цит. по кн.: А. И. Метченко. Маяковский. Очерк творчества. М., изд. "Художественная литература", 1964, стр. 187).

...объединение Тео и Гукона .- Маяковский иронически соединяет два разных учреждения и тем усиливает сатирическую направленность стихотворения. Тео - театральный отдел Главполитпросвета. Гукон - Главное управление коннозаводства при народном комиссариате земледелия.

Газ. «Известия ВЦИК», М. 1922, № 52, 4 марта; «Маяковский издевается», 1-е и 2-е изд.; «13 лет работы», т. 1; «Избранный Маяковский»; «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается»; «Стихи о революции», 1-е и 2-е изд.; «Избранное из избранного»; Сочинения, т. 2; «Школьный Маяковский».

В настоящем издании в текст 2-го тома Сочинений внесено исправление, сделанное автором в сборнике «Школьный Маяковский» (1929) в строке 54: вместо «Поневоле приходится разорваться!» - «Поневоле приходится раздвояться».

"Стихотворение «Прозаседавшиеся» высоко оценил Владимир Ильич Ленин. В речи «О международном и внутреннем положении Советской республики» на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 года В. И. Ленин сказал:

«Вчера я случайно прочитал в „Известиях“ стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Мы, действительно, находимся в положении людей (и надо сказать, что положение это очень глупое), которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы - до бесконечности… Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 197-198).

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

В. Маяковский, как известно, был яростным сторонником революции. Он презирал буржуазное общество и жаждал его уничтожения. Приход к власти большевиков поэт встретил с восторгом. Он радостно приветствовал лозунги о строительстве совершенно нового общества. Постепенно радость Маяковского ослабевает. Несмотря на значительные внешние изменения в душе люди остаются прежними. Возвращаются те же самые отрицательные явления, против которых и была направлена революция. Одной из таких вечных российских проблем является бюрократия. Ей Маяковский посвятил стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922 г.).

Произведение начинается с радостной картины раннего начала трудовой деятельности. В молодой стране Советов люди полностью поглощены полезным трудом. Отдыхать некогда, с рассвета многочисленные учреждения наполняются работниками, охваченными трудовым энтузиазмом. Но сразу же появляются иронические интонации автора. Работа начинается с отбора наиболее важных («полсотни»!) дел. Но вместо того, чтобы приступить к их изучению, работники отправляются на заседания.

Появляется сам лирический герой. В его обращении к секретарше («Не могут ли аудиенцию дать?») уже заложена горькая насмешка. Революция провозглашала уравнение всех в правах, но советский проситель вынужден униженно обращаться к рядовому начальнику, как к высокой персоне в царское время. Секретарша также невероятно занята, ее ответ максимально лаконичен и краток. Для рядового посетителя он даже не всегда понятен. Откуда ему знать, что значит «заседание Тео и Гукона»?

Лирический герой проводит время в бесконечном блуждании по лабиринтам лестниц и коридоров в поисках неуловимого «Иван Ваныча». Его до сих пор не могут принять, так как на повестке дня очень «важный» вопрос – «покупка склянки чернил». Абсурдность ситуации подчеркивается тем, что в скором времени исчезает и секретарша, так как она тоже обязана присутствовать на каком-то заседании.

Наконец, ближе к ночи поиски автора заканчиваются успехом: он выясняет, где проходит очередное заседание. Отбрасывая все правила и приличия, герой врывается на него. Его глазам открывается страшная гротескная картина: в зале находятся только половинки людей. Автор думает, что сошел с ума, но секретарь его успокаивает. Так как заседания часто проходят одновременно, люди раздваиваются и присутствуют наполовину в разных местах. Эта чудовищное фантастическое зрелище олицетворяет собой буйно расцветшую советскую бюрократию, которая совершенно утратила человеческий облик. Последнее желание лирического героя в начале нового рабочего дня – увидеть «заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» — очень меткий удар сатиры на злобу дня. Уже в начале 20-х гг. советская бюрократия принимала невероятные размеры и значение. В этот период еще возможна была ее критика, чем пользовались талантливые авторы.

В современной литературе много писателей-сатириков. Едва ли не каждый третий стремится клеймить и обличать. Но были времена, когда «истину царям с улыбкой говорить» было опасно. По-настоящему сатирическим признано творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. Сатира как особый вид литературы призвана обличать пороки общества или видных представителей этого самого общества.

Поэт-футурист Владимир Маяковский тоже любил сатиру. Он называл ее «оружия любимейшего род». Ему, «агитатору, горлану, бунтарю», она действительно была по плечу. Поэт, конечно, больше славил Отечество, «которое есть», и «трижды – которое будет». Он верил в «коммунистическое далеко», а все, что мешает победному движению в будущее, должно быть устранено, сброшено под откос истории.

Очень много сатиры было создано им во время Гражданской войны – знаменитые «Окна РОСТа», в которых он высмеивал буржуев, белогвардейцев и обывателей. После Октябрьской революции и установления новой власти появилась новая беда: «вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Маяковский не стеснялся в выборе средств, используя даже брань.

Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. Одно из первых стихотворений – «Прозаседавшиеся» , анализ которого и будет представлен. По жанру это фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.

В стихотворении есть сюжет : герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний» . Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем» , и даже самых важных – «с полсотни» .

Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом» ), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом» , то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:

Кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет, расходится народ в учрежденья.

И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком» . Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.

Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины» , ведь

Поневоле приходится раздвояться!
До пояса здесь,
А остальное
Там.

Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского.

Очень важны для оценки событий и перемены в настроении лирического героя. Если вначале он говорит сдержанно, с некоторой долей иронии: «Не могут ли аудиенцию дать?» , так как ходит уже «со времени она» , то потом у него сдают нервы и он, «взъяренный, на заседание врывается лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая» . А от вида разорвавшихся прозаседавшихся у него «свихнулся разум» , и теперь он мечтает, казалось бы, о несбыточном:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Здесь Маяковский пародирует канцелярский стиль. Мечта героя, таким образом, тоже гиперболична, но читателю становится понятно, что нужно навсегда прекратить эту заседательскую волокиту.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского