Знаки Сварога: символы, обереги, значение. Символы и обереги бога сварога Сварог бог кузнец

Сварог — один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот — символами Сварога. По одной версии он сын Рода, по другой версии Сварог — это эпитет Рода, о чём мы ещё поговорим в дальнейшем. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца . Небо и Солнце, как отец и сын, присутствуют во многих древних верованиях и можно провести множество аналогий между славянскими Сварогом и Даждьбогом и богами других народов. Но обо всём по порядку.

Одной из самых известных сторон, приписываемых одному из высших богов славян, является его кузнечное дело. По преданиям, которые дошли до нас и в виде сказок и в виде упоминаний в поучениях против язычества, Сварог научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Для этого он дал людям клещи, которые упали с неба: «въ вpемя цаpства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оpyжье. Пpеже бо того палицами и камением бьяхyся (Лаврентьевская летопись)». Некоторые исследователи старинного фольклора относят это предание к находке людьми упавшего с неба метеорита, который состоял из железа и который послужил первым источником металла для древних славян, однако это лишь предположение. Стоит отметить, что Сварожичем называли как огонь, так и падающую звёзду на ночном небосклоне. Падающие звёзды-сварожичи и упавшие металлические клещи с небес, подаренные людям Сварогом, вполне правдоподобно могут объяснить происхождение данного мифа.

Небесный кузнец Сварог является главным покровителем кузнецов и всех, кто работает с металлом, а также пахарей, воинов и так далее, которые используют металлические изделия в своих целях. По той же причине Сварог считается покровителем свадеб и молодожёнов. В простонародье существует такое выражение, как «сковать свадьбу», что относит нас всё к тем же поверьям о небесном кузнеце, который сковал Землю и который может сковать людские сердца и чувства.

Некоторые исследователи предполагают, что Сварог — это лишь один из эпитетов Рода. — верховный бог славян-язычников. Сварог же мог быть лишь одним из его имён или обращений, обозначающий такую сторону бога, как небесное существование (сварга — небо, сварог — небесный бог) или огненную ипостась (свар, вар — огонь, жар). В качестве отступления также стоит отметить, что эпитетом Рода некоторые считают и Стрибога, который раньше считался богом ветров, из-за его упоминания в «Слове о полку Игореве» как деда ветров. Однако среди современных язычников принято считать Сварога отдельным божеством, который является богом неба, создателем Земли, покровителем кузнечного дела, военного искусства, брака, ремёсел.

Огонь — сын Сварога. По традиции огонь называют Сварожичем, как и других детей Сварога, например Даждьбог Сварожич заведует или же сам является небесным Солнцем, самым ярким огненным светилом. На земле его дети представляются и в виде падающих звёзд, и в виде огня в кузнице, который помогает справляться с ковкой, и в виде домашнего очага, который издревле почитался как священный. К огню-сварожичу всегда было отношение как к настоящему божеству в доме, который может согреть всех домочадцев своей горячей любовью и приготовить пищу. В одном из антиязыческих поучений XV века говорится о том, что славяне чтут своих идолов «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють зовуще его сварожицемъ». Есть также предположение, что сварожичами являются не только Даждьбог и сам огонь, но также такие боги, как Перун, Семаргл, Ярило.

Имя «Сварог» напоминает слово Сварга (небесное царство, царство богов). Вероятно, эти два слова неразрывно связаны, свар - санскр. небо или точнее «ходящий по небу». В Повести Временных Лет есть подтверждения существования такого бога не только на Руси, но даже в Египте. Во всех писаниях, сказаниях, летописях сыном Сварога был Даждьбог (Бог Небо породил Бога Солнце). Например, в Ипатьевской летописи 1114 года: («… сего ради прозваша и богъ Сварогъ… и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ… Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ». В Чехии и Словакии, вероятно, этого же бога называли Рарогом. Древнеиндийское слово svarga, вдруг оказавшееся в славянском языке и имени славянского бога, говорит о невероятной древности данного божества, который ведёт свою историю со времён индо-европейцев. Долгие исследования, споры и попытки объяснить появление этого слова в славянском языке как-то по-другому, так и не нашли успеха, и сегодня большинство исследователей, историков-славянистов считают, что Сварог относится к Богам, существовавшим в верованиях времён славяно-ариев или индо-европейцев. Так же существуют и другие мнения, например, М.Фасмер считает, что Сварог произошел от праславянского svara, то есть «спор», и переводит его как Бог Наказывающий. В. Й. Мансикка отождествляет Сварога и румынское слово sfarogŭ, švarogŭ — сухой, пылающий, которое в свою очередь румынами было заимствовано у славян skvara (огонь, пламя, дым, чад, жертвоприношение). Есть также предположения, что Сварог происходит от слова «сварливый»; от слова «сварить, сварганить» (сварганил, сварил Землю); имеет прямое отношение к древнерусскому «свар» или «вар» — жар, горение (небесный огонь), однако все эти версии, кроме славяно-арийской, большинством исследователей отвергаются, как маловероятные.

Пытаясь вызвать сомнения у славян-язычников, приверженцы других религий проводят аналогии между богами и якобы реальными людьми-царями. Однако если разобраться в приводимых убеждениях, становится понятно, что это всего лишь истории, основанные на древнейших мифах, и приводимые за реальные события в истории. Согласно этим рассказам, в Египте правили Феост (вероятно другое прочтение бога Гефеста — греческий аналог Сварога), которого называли Сварогом и при котором с неба упали клещи, и его сын Даждьбог: «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни… Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне», при Даждьбоге «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его». Таким образом, как бы реальными персонажами египетской истории становятся мифологические герои, которые в древних языческих верованиях были Богами, ведущими свою историю от общих корней славян и египтян. Сварог здесь играет всё ту же роль, что и в славянских верованиях — покровитель ремесла, кузнечного дела и брака.

Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест — бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран — олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер — бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян — христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».

Праздник Сварога приходится на 14 ноября. Это день известен, как Сварожки. В эпоху двоеверия, Сварожки стали называться днём Кузьмы и Демьяна, о чьей связи с богом Сварогом говорилось выше.

— сын Рода, Бог неба, родоначальник Богов природных сил — Даждьбога, Стрибога, Перуна. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же — знаменитый остров Буян) в Арконе стоял огромный храм этого Бога.
Имя «Сварог» происходит от древнерусского «Сварга» (Небеса), где корень «свар» означает «творение», «созидание», а равно «горение» и «жар». Иными словами, Сварог – это «Небесный Творец», «Небесный Огонь».
Сварог по некоторым легендам — Бог-создатель Мидгард-Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово «сварганить», правда, за годы христианства оно приобрело пренебрежительный оттенок. Кроме того, Сварог — Бог единобрачия у южных славян, к его эре (около 2000 лет до н.э.) относят переход к моногамии.
Сварог признавался и Богом плодородия; к нему воссылались мольбы (от слова «молвить» ) об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино — символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистой силой, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней — название святой, или светлой, недели.

Сварог как часть мироздания

-ВСЕЛЕННАЯ
С небесами Сварог связан не случайно, ибо Он и есть сами небеса, но не небесная сфера Земли, а вся наша Вселенная в целом.
Современная наука утверждает, что с момента Большого взрыва (рождения нашей Вселенной, и начала ее формирования) прошло 13,7 миллиардов лет (с допущением ошибки в 200 млн. лет). Это время и есть Рождение Сварога.
По форме наша Вселенная плоская и со времени взрыва расширяется со все более снижающейся скоростью. Процесс расширения никогда не остановится. Не будет и сокращение коллапса, как иногда считают некоторые ученые. Анализ МВ-радиации показал, что на 4% Вселенная состоит из «обычной материи» – атомов. На 23% – это «холодная темная материя», знания о которой пока крайне ничтожны. Оставшиеся 73% представлены «экзотической темной энергией», о которой известно еще меньше.
Расширяясь, Вселенная совершает круговое движение вокруг своего Центра. Это движение называется «Коло Сварога».
Вселенское Коло Сварога – вращение Вселенной вокруг своего центра и своей оси. Великое Коло Сварога – вращение Галактик вокруг центра Вселенной; Большое Коло Сварога – вращение Звёздных Систем вокруг центра Галактики; Малое Коло Сварога – вращение планет Звёздной Системы вокруг центра Системы.

Галактика вращается вокруг своей центральной области. В центре Галактики сосредоточена лишь сравнительно небольшая часть звезд. Поэтому вращение Галактики имеет свои особенности: с увеличением расстояния от центра изменяется и угловая, и линейная скорости вращения Галактики (угловая скорость убывает, а линейная, сначала возрастает, а затем, достигнув максимума, начинает убывать). Солнце как раз находится на том расстоянии от центра Галактики, где линейная скорость звезд максимальна. Солнце и ближайшие к нему звезды движутся вокруг центра Галактики со скоростью 250 км/c, совершая полный оборот примерно за 200-220 млн. лет (Большое Коло Сварога ).
День или Ночь Сварога – это земная эра, которая длится около 2160 лет. Две эры Земли составляют Сутки Сварога . А шесть Суток Сварога или двенадцать земных эр составляют Неделю Сварога или эпоху Земли с периодом в 25920 лет.
В ведической символической традиции описание Вселенной представлено четырьмя ликами и волосами Сварога, где первый лик – это Белбог, второй – Лада, третий – Чернобог, четвёртый – Морена, а волосы – Волос (Велес). Все вместе они являются Вселенскими Богами или Богами Высшего Пантеона.
Четыре Лика Сварога образуют Крест. При этом мужские лики находятся по одной линии креста (вертикаль), а женские по другой (горизонталь).
Крест – культовый знак, который восходит еще к каменному веку. В древности его носили на груди, подобно позднейшим христианам, египтяне, ассирийцы, этруски, эллины; существовал такой обычай и у американских индейцев. У славян «крест» изначально являлся символом Бога Сварога, но в дальнейшем стал символом и любого иного Бога.
У египтян, крест, как священный символ, появился в эпоху Среднего царства, но в качестве «знака жизни» он был известен и в памятниках Древнего Царства.
В отличие от ряда других культовых символов, которые бытовали в более или менее ограниченном ареале, этот знак был известен почти во всем мире. Так, он фигурирует в орнаменте народов Африки, Океании и доколумбовой Америки. Но все же, чаще всего знак креста как культовый символ или как декоративный мотив встречается в древних памятниках Восточной Европы и Передней Азии.
В пределах переднеазиатского раннеземледельческого ареала, охватывавшего территории нынешних Турции, Ирана, Сирии, северной части Ирака, культовый знак креста появился около VII тыс. до н.э. и получил повсеместное распространение к IV тыс. до н.э.
В регионе юга России и Северного Кавказа кресты обнаруживаются на керамике, в металле и в наскальных росписях с эпохи бронзы. Учитывая столь давнее появление здесь этого культового символа, можно понять, почему он пользовался в дальнейшем таким почитанием, как у христиан, так и мусульман.
У последователей «Новой Веры» почитание креста вначале вызывало немалый протест, ибо это был известный «языческий» символ. Но для массы новообращенных крест был привычным священным и всеми почитаемым знаком, поэтому он перешел в христианство, как и многие другие элементы ведической культуры: свастика, шестиконечная звезда и т.д.
Культовое изображение распятия появилось лишь в IV веке, уже после того, как была отменена такая казнь, а утвердилось оно в качестве почитаемой христианской эмблемы лишь в начале VI века.
В отличие от символа Жизни – простого креста или креста с изображением лика Бога, – «распятие», с точки зрения ведической культуры, является символом Смерти. Человек, носящий на себе этот символ, привносит в свою жизнь дисгармонию и болезни, он отвращается от мирской жизни, глаза его тухнут и постепенно он становится «живым смердящим трупом» (или как говорили наши предки – «смердом»). Крещение же «распятием» наносит на человека настоящую печать Смерти, которая разлагает вольный Дух человека, превращая его в послушного раба.
Каждый Вселенский Бог является Державным Коном одного из Миров Вселенной. Всего таких Мира четыре: ПРАВЬ (Вышний Мир, управляющий Мирозданием), НАВЬ (неявленный, невидимый Мир), ЯВЬ (явленный, видимый нами Мир), Междумирие (переходный мир).
В каждом Мире есть свои многие Реальности и малые Миры. Лишь в Междумирии, которым управляет Бог Волос (Велес), существует всего одна безвременная Реальность и нет малых Миров.
Белбог и Лада представляют Мир Яви, «Этот Свет», который часто именуется «Белым», а потому Они и называются светлыми Богами или Богами Света. Чернобог же с Мореной представляют «Тот Свет», который для людей является «Тёмным» (невидимым), а потому и Боги сии называются тёмными Богами или Богами Тьмы. Бог Волос занимает серединное положение в Междумирии, а потому является Серым Богом, представляющим все Миры сразу.
Принято считать, что Белбог и Лада породили первых Богов и духов явьего мира, а Чернобог и Морена – первых Богов и духов навьего мира. Однако это верно только отчасти, ибо любая жизнь явьего мира приходит в него из Нави и туда же возвращается. Поэтому правильнее было бы считать родителем первобогов единого четырёхликого Сварога, когда в процессе рождения Богов одновременно принимают участие все Боги Высшего Пантеона.
Миры Правь-Навь-Явь составляют Мировую Троицу. Белбог, Чернобог и Волос являются Державной Мировой Троицей, олицетворяющей мужское проявление Сварога. Лада, Морена и Волос – являются Державной Покровительствующей (Покрывающей) Троицей, олицетворяющей женское проявление Сварога.
Белбог, Лада и Волос – есть Святочная Светлая Троица, управляющая миром Яви, а Чернобог, Морена и Волос, соответственно – Святочная Тёмная Троица, управляющая миром Нави.
Символически каждая троица образует треугольник – Тригон. Соединение треугольников двух Святочных Троиц составляют шестиконечную фигуру – Логос.
Шестиконечная фигура считается специфически еврейским символом. Но она приобрела это значение сравнительно недавно. Свидетельства об использовании этой графемы в Древнем Израиле единичны; она чаще встречается в памятниках древних культур. Впервые Логос стал использоваться евреями как собственный символ в XII-XIV веках; тогда же появилось и иное название – Маген-Давид (Щит Давида). А с XV века его стали изображать и на обложках еврейских книг.
Шестиконечная звезда возникла в начале неолита. Древнейшие примеры шестиконечной звезды состоят из шести треугольников (знаки облаков) по периметру диска (знак неба), т.е. имеют вид зубчатой розетки с шестью зубцами.
В числе древних графем есть такие, которые читаются как «шесть сторон света» («шесть сторон Яви»). Например, в Древней Индии шестиконечная звезда служила символическим выражением понятия «шесть сторон горизонта».
Шестиконечный знак в виде шестиугольника или шестилепестковой фигуры присутствует в орнаментах славянской одежды, на мусульманских памятниках, на древних христианских надгробиях, а также в орнаментации христианских храмов и на окладе Евангелия.
Символ Троицы – Трёхдужник, который часто встречается в славянских узорах и на кельтских крестах, символизирует Вечность непрерывностью своей линии, а треугольник внутри обозначает Единство тройственности.
Учение каждой Троицы называется Тризна – триединое знание о жизни, смерти и возрождении. А человек, который живёт в соответствии с этими знаниями, по правилам (по Прави), т.е. своей духовной жизнью ПРАВЬ СЛАВИТ – именуется православным человеком.
Жизнь православного человека нацелена на достижение Божественной Святости, поэтому он должен упорно и постоянно развиваться и взрослеть духовно.

Сварог как сущее (воплощённое) божество

Сварог творит не магией или словом, а руками. Он создает материальный мир. Он сварганил (сварил, создал) и нашу землю — нашел бел-горюч камень Алатырь, взял его в руки и вспенил им океан. Загустевшая пена стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана.
Алатырь Сварог использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом и из разлетающихся во все стороны искр рождались новые Боги и ратичи — небесные воины.
В более поздние времена (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря . Так появилось слово алтарь - самое святое место в храме.
Приходя к людям, Сварог научил людей добывать огонь и с помощью его плавить руду и обрабатывать металл. Поэтому любая кузница или горн (металлургическая печь) – это уже капище Сварога.
Сварог научил людей и готовить (творить) продукты из молока, поэтому основные требы Сварогу приносят сыром (сырниками) и творогом — символами небесных хлебов.
Научил Сварог людей также и нравственности и почитанию поконов.
Сварог не эмоционален и не жалостлив. Он оценивает любую нашу вибрацию (мысль), как соответствующую просьбу. О чем думали, то и будет сотворено. Что сотворено, то и получите. Что получили, то и проживете, а как проживете, о том и будете думать – такой замкнутый круг. Всегда надо находиться в радостных, благополучных и созидательных мыслях.
Вышний Бог Сварог очень любит живую Природу и бережет различные растения и наипрекраснейшие, редкие цветы.
Сварог — Хранитель и Покровитель Небесного Вырия (Славяно-Арийского райского сада), посаженного вокруг Небесного Асгарда (Града Богов), в котором собраны со всех Светлых Миров всевозможные деревья, растения и наипрекраснейшие, редчайшие цветы со всей подконтрольной ему Вселенной.
Но Сварог заботится не только о Небесном Вырии, и о Небесном Асгарде, но также заботится о Природе Мидгард-Земли и других схожих с ней Светлых Земель, находящихся у Рубежа между Светлыми и Темными Мирами, на которых Он создал прекрасные Сады, подобные Небесному Вырию.
Посылаемая Сварогом на Мидгард-Землю плодотворная сила лучей Ярилы-Солнца и дождевых ливней согревает и питает растительный и животный мир земного Сада-Вырия возле Асгарда Ирийского, а также согревает и питает растительный и животный мир всего Мидгарда.
Вышний Бог Сварог дает необходимую растительную пищу птицам и животным. Людям он указал, какую им необходимо пищу выращивать для питания Родов своих и какой пищей нужно кормить прирученных птиц и животных.
Вырий Сад примыкает к Небесному Асгарду (Граду Богов), в центре которого находятся Величественные Хоромы Сварога. Великий Бог Сварог является постоянным Хранителем Небесного Чертога Медведя во Сварожьем Круге.
Вышний Бог Сварог установил Небесные Каноны восхождения по Златому Пути Духовного Развития. Этим Канонам следуют все Светлые Гармоничные Миры.

Оберег Чертога Медведя во Сварожьем Круге

Заповеди Родных Богов.
Заповеди Бога Сварога.

1.Почитайте друг друга, сын мать и отца, супруг супругу, живите в согласии.
2.На единую жену должен муж посягать, а иначе спасения вам не узнать.
3.Убегайте от кривды и следуйте правде. Чтите Род свой и Род Небесный.
4.Почитайте вы три дня на недели: третий, седьмой и девятый. Почитайте великие праздники. А посему следует поститься всем людям в третий и седьмой дни. А ежели кто в девятый день трудится, то не будет ему прибытка ни по жребию, ни по таланту, во другие дни без изъяна. День седьмой – человекам, скотам и рыбам на покой дан, на отдых телесный. Друг ко другу ходите, друга дружку любите, будет радостно вам — пойте гимны Богам.
5.Почитайте Великий пост от Сожжения Марены и до свадьбы Дживы. Берегитесь, люди, в это время кривды, сохраняйте строго от съедения чрево, руки от сграбления, и от хулы – уста.
6.Почитайте яйца в честь яйца Кащея, что разбил Даждьбог наш, вызвав тем потоп.
7.Почитайте Страстную неделю как скорбел Даждьбог наш от распятия до спасения Лебедем Дживы, так и вы скорбите смиренно и не пейте питья хмельного и не скажите бранного слова.
8.Почитайте дни Купальские. Вспоминайте победу Перунову, как Перун победил змея зверя Скипера и как сестрам своим он свободу дал, как очистил их в водах Ирия.
9.Почитайте Перунов день, как Перун к Диве сватался, как Перун Ния победил, и с небес низверг Бога Велеса.
10.Почитайте Ладу-Матушку и Рода Небесного – покровителей Родов Расы Великой и Рода Небесного.
11.После жатвы своей вспоминайте о дне Златогорки, почитайте также день Волха многомудрого, сына Индры – Ясна сокола.
12.Почитайте день Макоши Матушки, Святозара великой матери небесной Богородицы.
13.Почитайте день Тарха Даждьбога, вспоминайте его женитьбу.
14.Почитайте Великую Инглию и Богов ваших, которые — суть посланцы Бога Рода Единого.
15.Почитайте старость и защищайте младость. Познавайте мудрость, что оставили вам Предки ваши.
16.Круг с другими Родами живите в согласии, помогайте, когда просят вас о помощи.
17.Не щадите живота своего для защиты дома своего, Рода своего, и Святой Веры своей, для защиты Святой земли своей.
18.Не навязывайте Святу Веру насильно людям, но помните, что выбор веры – личное дело каждого.
19.Почитайте ПАСХЕТЪ, и помните о пятнадцатилетнем переходе из Даарии в Рассению, яко в шестнадцатое лето Предки наши славили Род Небесный за спасение от потопа Великого.
20.Живите в союзе с природою и не губите её, ибо она опора жизни вашей, и всего Рода живого.
21.Не приносите на алатырь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для них принимать кровь невинную от созданий божьих.
22.Защищайте рукою крепкой ваши Капища и Святилища, помогайте всеми силами вы странникам и капенам, что хранят Тайну Древнюю, Слово Божие, Слово Мудрое.
23.Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете яко звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, во лесах и во садах ваших, и обрящете вы тогда силы многие, силы светлые и не настигнут вас хвори и боли, мучения со страданиями.
24.Не стригите власы русые, власы разные и с сединами, ибо мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете.
25.Воспитай отец сынов с дщерями, приучи их к жизни праведной, воспитайте в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости. Освяти их жизни Святой Верой и Мудростью Первопредков.
26.Не хвалитесь своей силой перед слабыми, чтобы восхваляли и боялись. Обретайте силу и славу в битвах с ворогом.
27.Не глагольте ложного супротив ближнего вашего, сберегите от хулы уста ваши.
28.Творите деяния добрые да во славу Рода Небесного, да великих Предков ваших и Святой земли вашей.
29.Кои деяния сотворяще вам люди, такие же сотворяше и вы, ибо какждое деяние своею мерою мерится.
30.Даруйте десятую часть от достатка вашего Богу Единому, а сотую часть от достатка дружине вашей, дабы охраняли они землю вашу.
31.Не отвергайте незнаемое и необъяснимое, но постарайтесь незнаемое познать, а необъяснимое объяснить, ибо Боги помогают стремящимся к познанию.
32.Не отнимайте жизни у ближнего вашего, ибо не вы ее дали, а Боги, но не щадите жизни ворогов, что нападают на Землю вашу, ибо они против воли Богов пошли.
33.Не принимайте подношения, воздаяния за деяния, что сотворены вами при помощи дара Богов, и за деяния, ибо пропадет дар Богов вам данный, и не будет глаголить никто, что благое творите.

Сварог Бог славян – Бог-Творец, Справедливый Судья (Сварог Бог огня Справедливости). Творческая сила Сварога участвовала также в творении Миров, его также называют Отцом Небесным. Славянский Бог Сварог считается «Отцом Богов», мужской ипостастью Бога Рода.

«Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

Проявление Бога Сварога для славян

Бог Сварог в северной традиции гадания

Реза Сварога в оракуле «Славянские резы Рода» под номером 3.

Причина появления Резы Сварога в раскладе в том, что сейчас важно для Спрашивающего проявлять свое трудолюбие, творческую жилку и ответственность за свои дела. Необходимо опереться на трудолюбие, постоянство, надёжность, ответственность и практичность. Важно завершить начатое, прийти к концу трудов, а не бросать на полпути дело. Вопрошающий может найти пользу своему труду уже сейчас. У него есть сила и творческие способности для удачного завершения! Приход Резы Сварога в раскладе показывает, что нельзя сейчас расслабляться, а нужно смело приступать к делу.

Бог Сварог в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

Некоторые чаяния завтра не исполняются, да и не могут – для них надобно больше времени. Например, заговор для получения щедрого урожая имеет свой срок и время – как ни проси, раньше времени яблоки не поспеют. Или же случай, когда серьезно испортилось здоровье – несмотря на облегчение после заговора, окончательное выздоровление приходит только через несколько дней или даже недель. А еще делались заговоры для того, чтобы вернуть любимого человека, который ушел на путину (крупный ход рыбы в реке). Понимали люди, что пока полный коч улова не наберётся, человек домой не вернется.

Также и суд праведный – требует времени. Посему верили славяне, что, когда обращаешься к Сварогу – Справедливому Судье, непременно какое-то время еще переждать надо. Перед тем как вопрошать или звать Бога, народ дважды подумает, посмотрит, авось, есть вариант и своими силами всё разрешить, да потрудиться, чтобы желаемое получить.

Славяне к Сварогу обращались в случаях , когда:

  1. Уроки-призороки, порчу требовалось снимать.
  2. Смелость человеку прибавить нужно было.
  3. Когда сил у человека недостает ни физических, ни душевных.
  4. Очень уж нужно наладить отношения между супругами.

Праведный Суд Сварога способен сжечь на горне Небесной Кузни всё дурное, плохое, порченое, чёрное, несправедливое. Поэтому звать Сварога, строгого, но великодушного Бога обязательно нужно, когда особенно трудно пережить что-то в жизни.

Он зажег солнце. Он владыка Царства Земного, но он же и творец. Сварог обустраивает порядок на земле. Он дает законы жизни. Он сражается с Черным Змеем, побеждает его и загоняет в Подземное Царство. Он же создает и Царство Небесное - царство богов (Сваргу, или Ирий). Он взрастил Ирийский (райский) сад. Сварог является и творцом всего звездного неба (Сварга - это и звездное небо), или Колеса Сварога , которое вращает сам Перун.

Сварога представляли в виде строгого плечистого кузнеца. Он послал людям небесный огонь, даровал людям кузнечные инструменты, научил их ковать железо - покровительствует кузнецам.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды - это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода). Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце-Ра (отсюда наше слово радость) - и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря - белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен - земных и космических. Сварог — бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу — так как он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых — удары молоточков, звон цепей да завывание огня.
Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово «творог» означает — сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.
День празднования его приходится на 14 ноября — Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына — Сварожича-Огня.

В начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи — воины Сварога.

Сварог и Сварожич — это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.

Сварога «Книга Велеса » именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битве со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи… (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия 6езпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци… »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски — пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь — Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей… так спали с раба божия скорби… »

В «Книге Велеса » (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».

Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешь на земе-та.
Пекренував сичка земе (…)
Покривашъ е цьрна магла,
та а нищу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю…
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.

Оригинал и перевод из «Веды славян», XIII 1-35

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось. В жертву Сварогу приносили лошадей и кабанов, которых зарезали непосредственно перед ритуальным костром, так чтобы кровь жертвы попадала в огонь.

Способности

Сварог управляет небесным огнем и может сотворить из него все что угодно. Но появляется созданное не магическим образом, а посредством усердного труда.

Сфера влияния

Обитает Сварог в Прави и практически не вмешивается в дела остальных миров, однако именно он привнес в Явь огонь и научил людей обрабатывать металл.


Сварог - бог неба у славян-язычников, отец всего сущего. Многие называют его отцом таких важных, значимых и почитаемых богов как Перун , Даждьбог - Радегаст, Семаргл. Сварог - Бог огня и огненной стихии, его власть и энергия происходят от небесного огня и небесной сферы. Сварог олицетворяет лучезарное солнце - явление постоянное, значительное и жизненно необходимое для существования человека. Именно Сварог подарил когда-то древним людям, которые верили в него и почитали его, инструменты для кузнечного дела. Научил их обрабатывать медь и железо и изготавливать из них прочные сельскохозяйственные орудия труда. Бог Сварог у славян-язычников то же, что Гефест у Древних греков.

Сварог - Бог света и огня

Бог, имеющий общеславянское значение. Сварог Бог света и всего, что светится и горит. Славянский корень “свар” означает нечто жгучее, сияющее. До сих пор во многих северных районах слово “вар” на местном наречии означает жар, горение. Или такое просторечное слово сварганить, означающее смастерить или сотворить нечто особенное, было некогда очень распространенным. Оно является производным от имени бога Сварог, который по преданиям был прародителем сыновей Сварожичей - Перуна, Даждьбога, Семаргла - Рарога. Так же и древнеиндийское слово “сварга” переводится как “небо”. Сварог - Бог Неба, ведь именно на небе пребывали и праведники, и боги.

Практически все небесные боги славян - язычников имеют огненную природу. Может это идет от древнего обычая почитать огонь, который когда-то подарили первобытному человеку небеса и дали возможность не угаснуть зародившейся жизни? Культ огня, как самой могущественной природной силы, по-прежнему сохраняется в народной традиции. Благодаря божественному огню люди сумели обрабатывать металлы и смогли создать по образу и подобию небесных много полезных земных предметов - молот и клещи, инструмент Сварога - кузнеца. Колесницу, или земную телегу с колесами, чтобы быть почти на равных с богами, которые пешком и не ходят. Чтобы те, кто его почитает и поклоняется, могли защитить свои земли, города и села от набегов жестоких захватчиков, Сварог обучил людей искусству изготавливать оружие. Отсюда, Сварог - Бог воинов.

Сварог - бог домашнего очага, достатка

Сварог - это пожилой, седой, мудрый, могучий старец, едущий по холодному и темному, суровому зимнему небу. Вся природа по-стариковски насупилась и нахохлилась, хоть и оделась в нарядные белые снежные одежды. Все жилища утеплены, в очагах горит огонь, готовится сытая еда, если был хороший, добрый урожай. При свете лучин выполняют домашнюю работу - шьют, вяжут, чинят или рассказывают сказки, поют песни и ждут рождения молодого Хорса. Он придет на смену серьезному и величавому Сварогу, и начнутся зимние праздники и забавы.

Славяне - язычники верили, что Сварог установил на земле справедливость, порядок и суд, а так же разделил людей на семьи. Каждый мужчина имел право иметь одну единственную женщину, а женщине мог принадлежать только один мужчина. Поэтому справедливо утверждение, что Сварог учредил брак в современном его понимании и нам, потомкам славян стоило бы славить не Гименея, а Сварога. Славянский Сварог - Бог Неба, мудрости, клятв, знаний, ремесел, кузнечного дела, покровитель брака и семейного очага. Покровитель охотников и воинов.

  • Предание гласит, что Сварог сам выковал первый плуг весом в 40 пудов и научил людей пахать и засевать землю. Поэтому его почитали не только как Бога - ремесленника, но и Бога - земледельца.
  • Хотя изображение Сварога отсутствует среди прочих славянских идолов, которые были установлены в 980 году князем Владимиром на Киевском холме, это свидетельствует, что во времена Древней Руси Сварог был не оформившимся божеством, а олицетворял собой природную стихию огня.

9559 0

Статьи по теме

Презентация «Боги славян» содержит сведения о древних языческих богах, в которых верили наши предки в Древней Руси. В презентации находятся изображения наиболее прославленных славянских богов и их подробное описание:имена;за что он отвечал;кто ему

Презентация «Религия древних славян» выполнена учителем истории Артишевской Маргаритой Геннадьевной для учащихся 5-х классов средних общеобразовательных школ. В начале работы подробно рассматривается устройство мира по мнению древних славян.