Почему нельзя есть яблоки до преображения. Яблочный Спас: почему нельзя есть яблоки до этого дня. Что нельзя делать в Яблочный Спас

Не случалось ли так, что, узнав о вашем вкушении яблок до Яблочного Спаса, на вас косились ваши «сильно верующие» православные знакомые? А при упоминании о том, что и майский мед вы едите задолго до 14 августа, вас и вовсе стали почитать за человека нецерковного, почти что «нехристя»? Если такое было, то вы не избежали участи почти всех людей, интересующихся сутью, а не оболочкой церковного учения, сталкивающихся с гранитной сплошной стеной современного обрядоверия. Что же является правдой, а что — выдумкой в благочестивой в целом традиции освящения земных плодов? Попробуем выяснить.

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. Понятно, что никакого Яблочного или Медового Спаса тогда еще не было. Приносить же было положено начатки (то есть первый урожай) от всех плодов, важных для жизни человека. Например, в книге «Левит» говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…

Целью такого приношения было благодарение Бога за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать такой урожай. Как видим, в те времена люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Это благочестивая традиция, которая дошла до нас, хотя во многом и в искаженном виде. Вполне оправданно и похвально, когда человек приносит в храм первый урожай, то, что он вырастил или собрал сам, чтобы поблагодарить за это Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды.

Как мы заметили, таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может «творити ничесоже». Причем следует заметить, что приносятся именно те продукты, которые вырастил или добыл сам. Поэтому в случае с купленными фруктами и виноградом этот смысл, конечно же, вообще теряется.

Второй важный момент: внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме. Эта традиция, согласитесь, у нас редко соблюдается. Обычно мы с тем, с чем приходим, с тем и уходим, при этом чувствуем себя даже «в выигрыше», так как плоды теперь еще оказываются и освящены. Сколько духовного смысла скрыто в такой благочестивой «сделке», каждый пусть судит сам.

Монастырский устав

Теперь коснемся вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда, соответственно — до Медового. Такая традиция действительно имеет место, но только лишь по благословению настоятеля, в монастырях. Причем существует она только с целью смирения пребывающих там в послушании, полного отсечения своеволия, для воздержания и дисциплины. Вот что говорится об этом в Типиконе под 19 августа:

Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец.

Обратим внимание, что речь здесь идет только о винограде, и ничего не сказано об освящении яблок. Впрочем, дальше следует небольшая оговорка, на которой следует остановиться: Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет.

Отсюда видим, что выбор фруктов для освящения продиктован климатическими условиями: где что к этому времени поспевает, то и освящают. Вот почему в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас — яблоки. Причем в некоторых монастырях, если яблоки поспевают раньше, то и освятить их могут раньше, чтобы урожай не пропал. Точно так поступали иногда и в некоторых селах на Руси.

Никакой привязки именно к празднику Преображения нет. Раньше, если плоды не успевали поспеть, их освящали и на Успение. А в Австралии так и вовсе это делают на Сретение.

Что и когда принято освящать?

Какие продукты и когда принято освящать?

  • 14 августа — так называемый в простонародье Медовый Спас, на него принято освящать мед нового сбора, злаки и различные полезные травы, цветы (но не конкретно мак).
  • 19 августа в храме освящают фрукты (яблоки, груши, виноград), почему второй Спас и получил наименование Яблочного.

В чем суть праздников?

В действительности поводов для того, чтобы прийти в храм в эти дни, помимо освящения плодов, более чем достаточно, и они значительны. 14 августа — целых четыре праздника:

  • Изнесение Древ Животворящего Креста (в память о Константинопольской традиции выноса Креста для защиты от болезней);
  • Всемилостивому Спасителю и Богородице (в честь чудотворной помощи князю Андрею Боголюбскому и избавления от иностранных полчищ);
  • ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери и учителя, пострадавших за веру от язычников;
  • День Крещения Руси, т. к. великий князь Владимир именно в этот день принял святое крещение.

Как видим, название Медового Спаса в контексте этих праздников ничем не обусловлено и звучит кощунственно. Еще более издевательски звучит название «Маковея» и, по глупому созвучию, нецерковная традиция освящения в этот день мака, причем отнюдь не с благочестивой целью.

19 августа мы и вовсе отмечаем двунадесятый праздник — Преображение Господне. В этот день уместнее вспоминать о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе, а не думать о земных плодах, принесенных для освящения.

Акафист празднику Преображения Господнего вы можете найти .

Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки?

Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, если вы живете в городе и не имеете дачи или пасеки, освящение яблок и меда в храме вообще не имеет для вас большого духовного смысла. Во-вторых, не вкушать эти продукты до момента их освящения обязательно, пожалуй, только в двух случаях:

  1. если вы живете в монастыре по соответствующему уставу;
  2. если у вас есть на это специальное благословение духовника.

В остальных же ситуациях никакого греха в этом не будет: новые мед и яблоки можно есть, можно и не есть. Многие священники, напротив, считают, что гораздо большим грехом будет, если созревшие плоды — дары Божии — по этой причине просто пропадут. Тем более, ни в коем случае не стоит осуждать тех, кто употребляет названные продукты в пищу до Яблочного Спаса. Вспомните слова апостола Павла:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Интересно также отметить, что чаще всего строгой традиции невкушения меда и яблок до Медового и Яблочного Спаса придерживаются те люди, которые обязательные посты, установленные Церковью, обычно не соблюдают или держат их не так строго. В этом кроется большое несоответствие, парадокс. Ведь если человек решил исполнить какую-то маловажную часть Устава, то логично, что он вполне и бескомпромиссно должен осуществить и все остальные, причем более важные.

Суеверия, связанные с традицией

Наконец, традиция освящения плодов и меда, как это часто у нас бывает, тесно переплелась в народном сознании со множеством глупостей и суеверий. Причем они настолько прочно вошли в обиход, что порой за истинное учение Церкви принимаются вещи абсолютно немыслимые. Уже упомянутое освящение мака и разных «чудодейственных» трав в Медовый Спас — это чистой воды язычество. К православию оно не имеет никакого отношения, а напротив, дискредитирует саму веру.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Это даже породило такой церковный анекдот о том, чем прогневили Бога Адам и Ева — тем, что съели яблоко до Второго Спаса. Кстати, нужно заметить, что запрет именно на яблоки у нас никак не связан с историей грехопадения. Мы даже до сих пор точно не знаем, что это был за плод на Древе познания Добра и Зла, но точно не яблоко, как принято считать: в Библии говорится только «плод» и не уточняется, какой именно.

Зато наш народ придумал очень много магических мистификаций, особенно связанных с яблоками. Так, например, почему-то особенно нельзя их есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт — иначе этот грех якобы никогда не простится. Можно подумать, что если женщина не будет есть яблок, то только за одно это грех и простится.

Еще существует одно суеверие, что если родители до Второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы — райские яблочки. А уж сколько историй придумали про то, куда девать огрызки от освященных плодов! Одним словом, каких только глупостей люди не придумают, чтобы не думать о главном.

С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас — это один из полезнейших продуктов, который является, по сути, натуральной аптекой для человека.

Вот и верьте после этого опытным церковным бабушкам-«целительницам». Одно только можно сказать точно: не может православная вера держаться только на чудодейственных «медах» и освященных огрызках. В чем каждый может убедиться на личном опыте.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Яблочный Спас празднуется ежегодно 19 августа. Существует поверье, что до этого праздника нельзя есть яблоки. В этой статье мы разберемся, имеет ли это поверье что-то общее с православными традициями, почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса женщинам, и что думает по этому поводу официальная церковь.

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса по православию

Яблочный Спас отмечается 19 августа. Считается, что до этого для нельзя есть яблоки. На Яблочный Спас на праздничном богослужении освящаются фрукты нового урожая. Многие считают, что яблоки можно есть только после проведения данного ритуала, и первым нужно съесть именно освященный плод.

И на самом деле в церковном уставе существовал запрет на употребление яблок до Преображения. Дело в том, что раньше было принято крестьянам приносить в церковь результат свои трудов – яблоки и виноград. Поэтому перед тем, как вкусить плоды, они должны быть благословлены Господом.

Однако учитывая, что яблоки теперь можно не только вырастить в собственных садах, но и приобрести в магазине в любое время года, следовать данному правилу необязательно. Каждый человек может самостоятельно определить для себя, насколько ему важно следовать данному правилу. Если есть затруднения, необходимо обратиться к своему духовному наставнику.

В последнее время популярным стало такое правило: яблоки нового урожая нельзя есть с начала Успенского поста и до Яблочного Спаса.

Существует также народное поверье, что мать, которая потеряла ребенка, не должно есть яблоки нового урожая до Яблочного Спаса. Считается, что в таком случае малышу не достанется яблочка на том свете. Данное поверье распространяется как на умерших детей, так и на тех, кто так и не родился.

Официальная церковь утверждает, что поедание яблок хоть старого, хоть нового урожая никак не отражается на умерших детях. Чтобы у умерших детей было на том свете все хорошо, за них нужно молиться, ходить в церковь и ставить свечи. Поедание или не поедание яблок к этому не имеет никакого отношения.

Запрет на яблоки до Яблочного Спаса для женщин

По церковным канонам яблок до Яблочного Спаса есть нельзя. Это связано с необходимостью освятить первый урожай в церкви, и только после этого употреблять его. Однако если для детей и мужчин такая примета связана только с тем, что можно навредить своему желудку, то женщина при этом берет грех на душу.

Данная примета связана с тем, что Ева преподнесла Адаму именно яблоко, нарушив, таким образом, единственную заповедь Господа. И именно после этого Господь изгнал Еву с Адамом из рая. Поэтому если женщина в период после Пасхи и до Яблочного Спаса съесть яблоко, то она возьмет на себя первый грех Евы.

С какого числа нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

Яблочный Спас – один из наиболее важных православных праздников. Поэтому с ним связано множество обрядов и традиции. Основным из них является запрет употребления яблок.

Основной причиной запрета на употребления яблок являются сроки созревания данных фруктов. Дело в том, что большинство сортов яблок до 19 августа еще не поспевали, поэтому запрет ввели для того, чтобы предотвратить сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Из-за того, что неспелыми яблоками лакомились в основном дети, церковный запрет являлся единственным способом уберечь детей и взрослых от неприятных последствий со здоровьем. К тому же запрет на вкушение яблок позволяет развить духовную силу людей, укрепить веру и помощь бороться с греховными страстями.

Если раньше запрет на яблоки начинался после Пасхи и продолжался до Яблочного Спаса, то современная церковь рекомендует отказаться от употребления яблок нового урожая только с .

При этом запрет на яблоки не является строгий, и придерживать его рекомендуется только монахам. Даже многие церковнослужители нарушают этот запрет. Поэтому если вы не можете принять решение – стоит ли вам употреблять яблоки до Спаса, обратитесь к вашему духовному наставнику.

Ежегодно Яблочный Спас отмечается 19 августа. Большинство из нас яблоки кушают до Яблочного Спаса , невзирая на запрет православной церкви. Те, кто мужественно удерживаются перед яблочным соблазном, также отказываются от винограда и морковки. В общем, от всех овощей и фруктов, уродивших в этом году.

Яблочный Спас: первая причина, почему нельзя есть яблоки до Спаса

Считается, что перед тем как их отведать, урожай нужно освятить. В день Преображения люди благодарят Бога за плоды. Исходя из этой благодарности, мужчины и женжины отказываются от вкушения яблок, груш, винограда.

Яблочный Спас: вторая причина, почему нельзя есть яблоки до Спаса

Яблоки и груши дозревают как раз к Яблочному Спасу. Поэтому не совсем спелые фрукты могут навредить вашему желудку. Особенно это касается детей, которые норовят съесть все зеленым. Конечно, сейчас выведено много сортов яблок, которые поспевают намного раньше, но все же лучше довериться матушке-природе и дождаться середины августа.

Яблочный Спас: третья причина, почему нельзя есть яблоки до Спаса

Запрет на яблоки особенно касается женщин. Есть поверье - если женщина съест яблоко до Спаса , она возьмет на себя грех праматери Евы. Именно Ева преподнесла яблоко Адаму, нарушив при этом единственную заповедь. После этого все люди были выгнаны из Рая. Существует еще одно поверье. Оно касается женщин, которые потеряли ребенка. Им запрещено есть яблоки до Спаса , так как этим они забирают еду у детей на небесах.

Кушать яблоки , груши, сливы или виноград до Спаса дело лично каждого, но не стоит забывать о рекомендациях в период религиозных праздников. Возможно, в них есть тайная сила и тонкий смысл.

Из всех Спасов Яблочный имеет, пожалуй, наибольшее количество традиций - как церковных, так и народных. Потому и мнения относительно того, можно ли есть яблоки до наступления праздника, разнятся.

Яблочный Спас выпадает на период Успенского поста , однако это никак не объясняет запрета на употребление плодов. В период воздержания не дозволяется вкушать пищу животного происхождения, а фрукты и овощи, напротив, становятся основным рационом верующих.

Тем не менее, все еще живо мнение, что есть новый урожай до наступления Яблочного Спаса нельзя. Народная традиция объясняет это очень необычно: на Руси в древние времена бытовало поверье, что если мать, потерявшая дитя, съест яблоко до Спаса, душа ребенка не получит райского яблочка, которые раздает Ангел в честь праздника. Священнослужители заверяют, что никакого отношения к действительности это поверье не имеет.

Церковь поясняет появление такого странного запрета. Изначально он касался винограда, а запрет на яблоки — это «адаптация» к природным условиям средней полосы. Запрет был указан в церковном уставе: монахам, вкусившим виноград до наступления Спаса, воспрещалось есть его на протяжении всего августа. Кроме того, на Преображение Господне — церковный праздник, к которому и приурочен Яблочный Спас — существует обычай освящать собранный урожай и только потом употреблять его в пищу. Христиане старались не вкушать даров природы до освящения в церкви — это было своеобразной благодарностью Господу за ниспосланный урожай. Потому и родилось негативное отношение к употреблению яблок до момента освящения в церкви. Да и собирали плоды ближе к 19 августа: считалось, что яблоки наливаются и обретают наилучшие вкусовые свойства именно к этому времени.

В наши дни такой запрет не совсем актуален: в магазине яблоки доступны круглый год, а собственные дачные участки с яблонями имеет далеко не каждый. Потому вполне можно вкушать яблоки до наступления Яблочного Спаса. Это особенно необходимо тем, кто постится — организм требует витаминов, которые можно получить из фруктов.

Таким образом, нет никакого строгого запрета на употребление яблок до праздника. Священнослужители лишь говорят о том, что урожай по возможности следует освятить в церкви на Преображение Господне — это сделает праздник более радостным. Мы желаем вам благополучия и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2017 06:10

Наши сны, по мнению многих специалистов, иногда имеют тайное толкование. Каждый сон можно трактовать по-разному. ...

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

К ак-то мне рассказали о таком случае: в Троице-Сергиевой лавре, во время крестного хода, перед архиереями бежала старушка и кричала: «Батюшка, простите грех, перед Преображением яблочко съела».

Невольно возникает вопросом: а ведь на душе у этой женщины наверняка есть настоящие грехи, зависть, осуждение, вражда, мало ли еще грехов, которыми мучается душа человека, неужели они не вопиют о прощении. Почему они не заставляют бежать к священнику на исповедь, не дожидаясь удобного времени. Выходит, что иногда непонятные правила и уставы своей таинственностью затмевают простоту и понятность заповедей Божьих. Заповедь о любви к ближнему не всегда открывает свой смысл, зато таинственное правило о невкушении яблок до Преображения воспринимается как настоящее откровение, человек не только яблок не вкушает, он охотно даже от меда отказывается, ведь мед пчелы делают из яблочного цвета! А есть ли основание для такого рвения в церковном уставе, что на самом деле заповедано отцами относительно вкушения яблок на Преображение?

Об обычае освящения начатков овощей и о прещениях, ожидающих тех, кто не дождался праздника, мы читаем в Типиконе: «Подобает ведати, яко предание имамы от святых отец от спасительного сего праздника Преображения, снедати гроздия, идеже обретается. Благословение приемше от иерея... Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздия через весь месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец... Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

Мы видим, что наказание, в виде запрещения есть виноград целый месяц, грозит неповинующимся уставу св. отец. Но в чем этот устав состоит? В том, чтобы не вкушать винограда до праздника, или в том, чтобы не вкушать его до церковного благословения? Ведь сказано, что на праздник иерей благословляет плоды. Эти же правила предписываются и по отношению к смоквам и «прочим овощам», но о сроках тут ничего не сказано, когда что созреет.

Выходит, что смысл «устава святых отец» в том, чтобы начатки овощей не употреблять без церковного благословения.

Действительно, приношение начатков плодов - очень древний обычай. Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт. 4:2–4 ). Обычай приносить первые плоды урожая был органично воспринят ранней христианской церковью. Отголоски этого мы видим в некоторых канонических правилах (правило 46 Карфагенского собора, правило 28 Шестого Вселенского собора), запрещающих приносить начатки плодов, как евхаристическую жертву, что говорит о необычайной распространенности обычая приношения плодов. И это вполне понятно: верующий человек, получая урожай, понимает, что он от Бога. Св. Иоанн Златоуст говорил: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возвращающаго оные». Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как думают иногда не церковные люди. Человек жертвует в церковь часть своего урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник урожая - благость Божия. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

В Греции как раз в начале августа по старому стилю поспевает виноград. Как известно, виноград имеет в церкви важное символическое значение, из него делают вино. Поэтому сложился обычай благословлять виноград, в отличие от других начатков, одновременно для всех, на праздник Преображения.

В приведенных словах Типикона есть еще одно важное замечание: разрешение вкушать виноград, и прещение вкусившим до праздника, касается только тех мест, «идеже виноград обретается». Это еще раз подтверждает, что цель устава не погубить урожай там, где он уже созрел, а напомнить человеку, что источник урожая - Бог, и пользоваться им необходимо по Божьему благословению.

В Русской церкви обычай несколько изменился. Виноград в России не растет так обильно, как на востоке и созревает в другое время. В то же время, красоту обычая общецерковного благословения начатков плодов хотелось сохранить, поэтому русская церковь заменила виноград на яблоки.

В Минее сказано: «Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коегождо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде».

Как видим, о наказании по отношению к тем, кто ел яблоки до праздника, ничего не сказано, зато повторяется мысль о том, что иные плоды приносятся в свое время. Совершенно очевидно, что цель «устава святых отец», о котором упоминается в Типиконе, научить верующего человека благодарности Богу, а не выработать свод таинственных правил о времени вкушении разных продуктов, на подобие фарисейского, о котором апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8 ). Если какое-то правило церковного устава, из-за непонимания, вырождается в суеверие, не благочестивее ли следовать его духу, а не букве?

На Украине некоторые сорта яблок созревают за полтора месяца до Преображения. Как быть благочестивому человеку? Выбрасывать урожай, который дал ему Бог? Попытаться что-то законсервировать, чтобы спасти хотя бы малую часть (остальное все равно сгниет)? Может быть, правильнее пойти в храм и пожертвовать часть урожая тогда, когда Бог его дал, а не дожидаясь Преображения, а благословленные плоды вкушать с благодарностью и без смущения? Это и будет означать - «...повиноватися уставу святых отец...»