Славянские поселения. Поселения славян. Поселения древних славян. Воронеж asdf Поселения славян

Хотя определение точного возраста древних поселений - не такая простая задача для науки, как кажется на первый взгляд, на сегодняшний момент известен ряд городов, которые ученые называют самыми старыми на планете.


История древнего города Иерихона начинается еще в IX тысячелетии до н. э., когда здесь были обнаружены следы первого обитания людей. Расположенный в 30 км от Иерусалима, Иерихон не раз упоминался в евангельских событиях. Упоминание в Библии принесло Иерихону религиозную славу, а позднее привлекло толпы ученых, желавших документально подтвердить библейскую хронологию. По мнению некоторых археологов, Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, который насчитывает около 6000 лет почти непрерывного заселения. Заявить об этом спешат и таблички при въезде в город, гласящие: «Самый древний город в мире». Кроме того, город находится более чем на 200 м ниже уровня моря, что делает его одним из самых низких в мире.


На ливанском побережье Средиземного моря от древнего государства Финикия, центр которого находится в современном Ливане, до наших дней сохранился древний город Библ, который часто упоминается как самый старый город планеты. В античные времена Библ был известен как один из крупнейших портов Средиземноморья, через который из Египта в Грецию экспортировался папирус. В эпоху войн город не обошел ни один из завоевателей древнего мира, оставив в память о себе крепостные стены, амфитеатры, храмы и колоннады. Сегодня Библ представляет собой небольшой рыбацкий город на севере Ливана с численностью населения 20 000 человек, сохранивший древнюю гавань с каменными стенами и башнями, римский амфитеатр, каменные колодцы с саркофагами правителей и руины эллинских храмов. Центральная площадь города украшена древнеегипетским Храмом обелисков, сооруженным почти 4000 лет назад.



Ряд городов соседней Сирии также соперничает за звание самых старых на планете. Крупнейший по численности населения город страны - Алеппо впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. как столица древнего семитского государства Эбла. За свою историю через город прошел не один десяток завоевателей от Александра Македонского до Тамерлана, оставив свои следы в облике Алеппо. Благодаря стратегическому расположению на Великом шелковом пути, Алеппо привлекал множество торговцев со всех уголков Азии. До наших дней сохранился крытый рынок Аль-Мадина в старом городе, который является крупнейшим в мире историческим рынком протяженностью почти 13 км. Рынок вместе с территорией старого города и знаменитой Цитаделью Алеппо - средневековой крепостью X века - внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Город Сузы на юго-западе Ирана - еще один претендент на звание древнейшего в мире. Известность он получил как столица древнего государства Элам, существовавшего на территории Ирана с III тысячелетия до н.э. После падения Элама город стал сначала резиденцией ассирийских, а затем персидских царей. В настоящее время Сузы - небольшой город с численностью населения 60 000 человек. Несмотря на значительное культурно-историческое наследие, город знаменит не развалинами древнего дворца эламских царей, а построенной французскими археологами в конце 1890-х годов крепостью, которая обеспечивала их безопасность и сохранность находок.

О жилище древних славян мы можем судить по нескольким источникам: свидетельствам писателей и путешественников средневековья, археологическим и этнографическим исследованиям, языковым данным.

Писатели и путешественники средневековья пишут, что славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга. Пока они вели полукочевой образ жизни, они часто переменяли свое место жительства; этому способствовала и постоянная опасность, грозившая им от междоусобиц и нападений других народов. Чтобы обезопасить свой дом, славяне выбирали для его строительства труднодоступные места. Так, например, Маврикий пишет: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники» (1).

Арабский писатель начала Х века ибн-Русте объясняет строительство утепленных жилищ климатическими условиями; вместе с тем его описание недвусмысленно свидетельствует о том, что селились славяне в землянках или полуземлянках: «В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны» (2). Вероятно, в представлении автора слились две постройки – баня и жилище, которое протапливалось «по-черному», то есть дым от очага, печи не выходил через трубу, а оставался в жилище и постепенно улетучивался через естественные проемы, в том числе и через специальное отверстие-окошечко, прикрываемое дощечкой.

Многочисленные археологические исследования подтверждают описания средневековых писателей и еще более точно позволяют нам судить о древнейших славянских жилищах. Подземные и полуподземные жилые сооружения были распространены во многих археологических культурах, как славянских, так и неславянских. От построек других народов их отличает место расположения очага или глинобитной печи. Если представители германских племен очаг располагают в центре жилища, то у славян он находится в углу. Уже в жилищах трипольской археологической культуры эта особенность прослеживается очень четко.

Переходя из века в век, она сохраняется и в современных сельских жилых постройках, в которых печь располагается в углу помещения, напротив так называемого «красного угла». «…недаром, - пишет В.Я. Петрухин, - само праславянское обозначение дома – *kǫtja – связано со словом «кут», «внутренний угол с печью» (3). Этот корень сохранился и в сербском языке – кућа, древние болгары называли жилые постройки кǫшта , в современном болгарском – къща .

Еще одно обозначение славянского жилья - хата восходит к сарматскому или скифскому kata «дом, выкопанный в земле» - указывает на особенности в его построении.

Для обозначения наземных жилых построек славяне заимствовали из древне-верхненемецкого языка слово stuba «теплое помещение, баня», которое, подвергнувшись фонетическим изменениям, связанным с утратой количественных различий гласными, падением редуцированных, упрощением групп согласных и регрессивной ассимиляцией по звонкости, превратилось в изба (чеш. jizba): istuba -- istъba -- istba -- izba . По поводу происхождения слова изба среди ученых бытует и другое мнение, сближающее его со славянским истопить > истъпити . В пользу такой этимологии, казалось бы, говорит и наличие в восточнославянских говорах термина истопка, который обозначает отапливаемую кладовую для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или маленькую жилую избу (Новгородская, Вологодская области) (4). В таком случае, вероятно, должно было существовать в общеславянском языке истъпа (истопити – истъпа , как косити – коса ), которое после падения редуцированных по законам языка преобразуется в испа, но никак не в изба. Таким образом, сближение слова изба со словом топить, истопить следует признать позднейшим народно-этимологическим сближением.

Стены жилищ были срубными, бревенчатыми или сделанными из жердей, плах. Форма жилища по периметру приближалась к квадрату. В зависимости от материала и способа обшивки как земляные, так и наземные жилища принято разделять на столбовые (по углам и посередине каждой стены ставили столбы, к которым крепились жерди или плахи) и срубные (стены сделаны из бревен). Конструкции стен в разных племенах имели свои различия, что обусловливалось климатическими условиями и наличием поблизости строительного материала. Кровля дома была двускатной или двускатной с полицами, то есть переломом кровли. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Для кровли употреблялся разный материал: солома, земля, тес, настилавшийся вперехлёст, или лемех (черепица) - короткие дощечки. Концы лемеха делались заостренными или закругленными, но чаще всего городчатыми, то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Кровля была безгвоздевой («самцовой»).

Древние славяне располагали свои селения на возвышенности около рек или других водоемов. Надежной защитой им служили непроходимые леса и болота. Жилища на поселениях располагались бессистемно, а сами поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Первоначально поселения объединяли членов одного рода, но уже к концу первого тысячелетия нашей эры у славян возникают большие поселения, объединяющие членов нескольких родов. Большие торгово-ремесленные поселения, которые имеют административное значение или располагаются на торговых путях, превращаются в города .

Первые города были земляными – их огораживали земляным валом, затем вокруг города стали возводить ограждения из заостренных бревен (остроги), а позже – каменные. Центральная часть такого города – крепость, огороженная каменной стеной, называлась кремль , буквально «крепкий, прочный» (5). Сама лексема город , бытующая у восточных славян, и град – у южных для обозначения укрепленного поселения, связана по происхождению с глаголами городити, огораживати, ограждати . Лексемы с этим корнем (огород, город, перегородка и др.) обозначали всякое огороженное или отгороженное место, в том числе и крупный населённый пункт, обнесённый ограждением. У западных славян слова с этим корнем обозначают садовую ограду, забор: ср. чеш. hráze , слц. hrádza , польск. grodza ; стену, укрепление: чеш. hradba ; замок, кремль: чеш. hrad ; нагромождение чего-либо, дамбу, плотину: чеш. hráz , польск. gródź ; а для большого населенного пункта существует другая лексема – miasto (польск.), město (чеш., слц., в.-луж., н.-луж.), впрочем, в «Повести временных лет» мы также встречаем упоминание о «местах и погостах» - Новгород, Псков, Ладога (6).

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни славян, но очень часто оказывается, что различия между городскими и сельскими поселениями у древних славян размыты. Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством. При археологических исследованиях на территории древних славянских городов находят множество сельскохозяйственных орудий (лемехов плугов, мотыг, кос, серпов), ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, большое количество костей домашних животных. Напротив, сельское население занималось производством большинства «ремесленных» продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т.п. В селах не производили только металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Вероятно, основным отличием городского поселения было лишь наличие укрепления, крепостного сооружения.

Для обозначения негородских населенных пунктов сейчас в литературных славянских языках существует три термина: село (рус., укр., блр., блг., с.-хорв.), весь (слн., чеш., слц., польск., в.-луж., н.-луж.), деревня (рус.). Древнерусскому языку некогда также было свойственно обозначение весь (ср. «по городам и весям»), но сохранилось оно только как диалектное. По своему происхождению оно соотносится с лтш. víesis «пришелец, чужеземец», лит. viẽškelis «большая дорога», лат. vīcus «селение», гот. weihs «деревня».

Весьма интересной является история лексемы село . В древнерусском и старославянском языках она известна с двумя, казалось бы, несовместимыми значениями: «селение, деревня» и «поле». Это стало возможным из-за того, что праславянское *selo «пашня» у южных и восточных славян совпало с *sedlo -- *selo «поселение». У западных славян упрощения группы согласных *dl не произошло, и в чешском и словацком языках, например, мы обнаруживаем sídlo «местонахождение, сидение», sedlak «крестьянин». Южные и восточные славяне, за исключением сербов, хорватов и словенцев, сохранили только одно значение слова село – «селение негородского типа, деревня», так как сама лексема очень тесно связывалась с глаголом сесть и его производным – оседлый .

Появление в русском языке обозначения населенного пункта деревня связано с древнерусским обозначением пашни («пашетъ деревню»). До сих пор в архангелогородском диалекте слово деревня употребляется именно с таким значением. Вероятно, развитие современного значения этого слова происходило следующим образом: первоначальное *дьрвьня «пашня» стало употребляться по отношению к крестьянскому двору или хутору с участком земли, а затем и к любому негородскому поселению, не имеющему собственной церкви. Эту точку зрения подтверждает и сопоставление с балтскими языками. Так, в латышском druva «пашня», в литовском dirva «пашня, нива».

В древних письменных источниках можно обнаружить и другие обозначения населенных пунктов. Это городища, селища (вероятно, разоренные, покинутые города, села), погосты, слободы, сельца и т.п., однако они по большей части были утрачены литературными языками славян.

Литература
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.
Горнунг Б.В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. – М., 1963.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.
Древности славян и Руси. М., 1988.
Древность. Арьи. Славяне. М., 1996.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.
Древняя Русь: Быт и культура. М., 1977.
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2 томах. М., 1876-1879.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880.
История южных и западных славян. – М., 1979.
Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нраве славян. СПб., 1861.
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М., 1941.
Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.
Сказания древней Чехии: Пер. с чеш. Ф. Боголюбовой, М. Таловой. М., 2000.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991.
Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни: Опыт славянской археологии. В 2 томах. Томск, 1894-1897.

___________________________
Примечания
1. Маврикий Стратег. Стратегикон. Цит. по: Размышления о России и русских. М., 1994. С.29.
2. Ибн-Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар. Дорогие ценности. Цит. По: «Откуда есть пошла русская зем-ля...». М., 1986, т. II. С. 566.
3. История культуры славянских народов. Т.1. С.25.
4. Семенова М. Мы – славяне! М., 1997. С.157.
5. Фролов Н.К., Белякова С.М., Новикова Л.А. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С.82.
6. Др.-рус. мэсто имело значение «место, поле, площадь, селение» (Фасмер М. Этимологический словарь рус-ского языка. В 4-х тт. М., 1996. Т.II. С.607-608).

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища, изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития, переживаемой данным народом. И конечно, надо учитывать "освящённые временем" традиции, зачастую сохраняющие очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.
Согласно археологическим данным, в первой половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Об основных принципах выбора места для поселения рассказано в одноимённой главе.


III–V века

Раскапывая поселения славян, живших когда-то в днепровской лесостепи, учёные натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю. Расчищая их, исследователи пришли к выводу, что перед ними скопление индивидуальных домов, соединённых внутренними переходами – своего рода полуподземными крытыми коридорами. Казалось, была найдена блестящая иллюстрация к сообщению византийского автора, писавшего, что местные жители устраивали в своих жилищах много выходов на случай неожиданной опасности. Такие поселения стали называть "ульями", их описания можно встретить в научной и научно-популярной литературе, издаваемой в нашей стране в 30 – 40-е годы ХХ века. И лишь потом выяснилось, что это ошибка. Дополнительные исследования выявили: не было сложной системы переходов, не было "улья". То, что приняли за коридоры, ведшие из дома в дом, на поверку оказалось остатками полуземлянок, выкопанных в разное время и перекрывавших одна другую...
В глубокой древности предки славян действительно жили родовыми "гнёздами", то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек пятьдесят-шестьдесят во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Такие дома в разное время строили (а кое-где и сейчас ещё строят) все народы Земли. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, покидая клетушки внутри большого дома, так что постепенно тот потерял функцию основного жилища, оставшись "общинным домом" для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.


Древнее, "гнездовое" поселение.
VI–VIII века

К концу I тысячелетия нашей эры родовая замкнутость таких поселений постепенно ослабевает. Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения. С другой стороны, в прежних родовых посёлках появляются чужие, пришлые люди – "родовая" община постепенно превращалась в "соседскую"...
По мнению археологов, уже в VIII–IХ веках поселения северных славянских племён – кривичей, ильменских словен – приобретают черты, свойственные старорусской северной деревне. Большинство таких поселений было невелико – две-три избы, встречались и деревни-"однодворки". Существовали, однако, и более крупные.

«Боги древних славян» - Сохранилось крайне мало сведений о язычестве древних славян. Чернобог - бог отмщения. Д у х и. Зимцерла, или Зимстерла, весна. Корс, бог пьянства. Чур, бог межей. Могошъ, земные плоды. Златая мать, тишина, покой. Перун, движение эфира, гром. Дидилия, деторождение. Живот, сохранение жизни Лед, война.

«Жизнь Древних славян» - Почему славяне были крепкими, выносливыми? В какой части Европы было поселение славян? В реках и озёрах живёт водяной и русалка. Чем занимались женщины? Деревянные лавки и стол. Почему? Главный бог Перун – бог грома и молнии. На кабанов. Домовой – охраняет дом. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.

«Славяне» - В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. Кольца. Такая система земледелия требовала огромного количества земли. Различают до 200 типов различных видов подвесок.. Славяне были язычниками, то есть верили в природные явления и богов. Славянские поселения. Животноводство. В Древней Руси также широкое распространение получило бортничество.

«Урок Древние славяне» - Занятия славян. Волхвы. Урок окружающего мира в 4 классе. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Даждьбог – бог солнца. Кощей и Кикимора. Презентация. ppt. Стрибог – бог ветра. Одежда славян. Орудия труда и оружие славян. Теологи. Славянские племена. Географ. Как одевались славяне.

«Предки славян» - Другая часть славян пошла дальше на север. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было.

«Союзы восточных славян» - Белые хорваты. Верили во многих богов. Народное ополчение. Кривичи. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести. У знатных людей существовало многоженство. Верования. Внешний облик. Авары. Мурома. Весь. Племенные союзы восточных славян:

Всего в теме 34 презентации

Организуется славянская община-экопоселение.

Среди нас есть родовой знахарь, который будет обучать всех членов общины. Место уже найдено, план действий проработан. Все необходимые знания есть: строительство, земледелие, скотоводство по специальным древним технологиям.

Собираем людей, чтобы переехать из мегаполисов и жить в общине на земле, земли уже выкуплены.
Места в глуши, красивые. Тупиковая дорога, ближайшая деревня в 6 км; так как там никто не живёт уже лет 20 - земля отдохнувшая, очистившаяся, грибов море, река рядом.

ВНИМАНИЕ: выкупили землю - Владимирская область, Вязниковский район, близ деревни Гуляиха - заповедные места, чистейшие, тишайшие, заезжаем ранней весной - требуется больше активных, ответственных, решительных единомышленников! А то большинство: "да нет, ну я не знаю, ну я с радостью бы, но позже, через годик, у меня то, у меня сё.." - так человек сам себя закапывает в могиле под названием мегаполис.

Самое сложное это начало, создание, организация общины. Вот где особенно нужна помощь! Русичи, будьте активны! Присоединяйтесь!

Землю мы не распродаём - ОНА НЕ ПРОДАЁТСЯ - земля - общинная собственность и никакой нарезки на личные гектары не будет! Делается это для того, чтобы не расшатывать единение общины, если какой "умник" начнёт сепаратистские настроения.
Решения в общине принимаются единогласием, кругом.

Мы не принимаем в поселение сыроедов, анастасийцев.

Читать полностью

Стена поселения

28.05.2012 - 14:57

Мы хотим помочь тем людям, которые хотят понять что такое настоящая славянская община живущая на земле.
Коротко о нас. Мы уже переехали на свою землю. У нас лесов 15 Га - выкупили. У нас несколько полей для сельско-хозяйственной деятельности - 150 Га, различная сельхоз техника. Мы взяли в аренду 30 км. речки Вондух.
И мы хотим вытащить вас из ада городов хотя бы на время.
Чтобы люди приехали, посмотрели на славянский общинный уклад жизни, полное отсутствие индивидуализма, где человек ни в чём не нуждается. Он трудится на радость себе и природе во славу славяно-арийских богов.
Мы приглашаем всех славян приехать к нам в гости и потрудиться совместно со всеми членами общины на благо создания нового общества, где будет отсутствовать частная собственность.
И кому понравится и кто зарекомендует себя с положительной стороны, того мы с радостью примем в наши ряды.
Звоните 8-920-968-03-48.
http://belovodye.ucoz.ru

25.02.2012 - 15:58

А также, в связи с тем, что очень много непонятливых и ленивых что даже просто по телефону позвонить не могут - прошу, ответы на часто задаваемые вопросы:

Сводная информация

Статус Поселение строится Позиционирование Община-экопоселение Обновление от 13 Июнь 2012 На сайте с 24 Февраль 2012

Условия вступления

Присоединятйтесь к нашему коллективу!

Местоположение

Россия, Владимирская область, Владимирская область, Вязниковский район, близ деревни Гуляиха на берегах священной реки Вондух.

Возможность для приезда

Можно ставить палатки

Как добраться до поселения?

Увидеть нас могут только те, кто зряч...
Другие же видят просто поле и речку.

О коллективе

Участники

Образ поселения, устав, правила

Живя на природе, мы организуем новый центр будущей возрождающейся культуры Руси изначальной, т.е. далее мы будем вытаскивать людей из мегаполисов и селить их вокруг нашего поселения.
Мы берём на себя цивилизаторскую миссию возрождения, а не просто хотим свалить в глушь, чтоб кайфовать там в одиночестве - развитие не возможно без общества, а общинность есть суть славянской цивилизации.

Инфраструктура

Дороги до поселения

Дороги внутри поселения

Ближайшие населенные пункты

Коммуникации

Сотовая связь Вода Есть общественные родники Газопровод Электричество

Общий дом

Общего дома нет

Образовательные учреждения

Школа

Расстояние до школы

Природа

Участки с какой лесистостью присутствуют

  • Без древесной растительности
  • С отдельными древесными растениями возрастом до 5-7 лет
  • С отдельными взрослыми деревьями
  • Со взрослым лесом

Есть, значительный

Типы лесов

  • Лиственный лес
  • Хвойный лес
  • Смешанный лес

Рельеф местности

  • Ровные поля
  • Овраги и обрывы

Водоемы (менее часа ходьбы)

  • Река, подходящая для плавания на лодках