Храм в честь иконы божией матери знамение. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе Крестильный храм сщмч. Александра Хотовицкого. Храм мученика Трифона на Рижской: расписание богослужений и как добраться

Храм «Знамение» - один из тех немногих Московских соборов, который не закрывался никогда. Если вы войдете под его своды, то сразу же почувствуете необыкновенную атмосферу, которую православные называют «намоленностью».

История

В XVII веке на месте, где сегодня расположен храм, находилась деревянная церковь, которая была освящена в честь Иоанна Предтечи.

В 1712 году довольно ветхое строение сгорело. На его месте, на деньги благотворителей и прихожан, была выстроена новая церковь. Главный престол освятили в честь иконы «Знамение» и образа Богоматери. Храм из камня начали строить в 1757 году. А освящен он был в 1766 году.

По проекту архитектора С. В. Крыгина храм расширили (1888 г.): вперед вынесли боковые пределы, к колокольне были сооружены две пристройки, появился переход, который соединил хоры со вторым ярусом колокольни. Сохранилась мраморная доска, напоминающая об этом событии. Ее можно увидеть на южной стене трапезной. В это же время была построена церковная ограда. Ее автором стал тоже архитектор Крыгин.

Храм «Знамение» на Рижской в XX веке

В начале XX столетия при соборе работала богадельня. После Октябрьской революции храм не закрывался. В него передали иконы из закрывшихся к тому моменту окрестных церквей.

Долгие годы храм иконы Божьей Матери «Знамение» возглавлял протоиерей А. М. Державин.

В 1979 году здание было отремонтировано. В 1980 годах был выстроен церковный дом. В 1980 году освятили приставной престол. Его изготовили из 250-летнего дуба. Эту поистине ювелирную работу выполнил замечательный мастер - краснодеревщик В. И. Кудинов, который был прихожанином храма.

В декабре 1997 освятили крестильный храм - красивое здание, выполненное из камня.

Архитектура

Храм иконы Божией Матери «Знамение», который мы можем видеть сегодня, построен в стиле барокко. Здание отличается симметричной осевой композицией, которая была окончательно сформирована в 1888 г. Роспись обители выполнил художник Я. Е. Епанечников (1899 г.).

Храм иконы «Знамение» на Рижской имеет главную святыню - образ Богоматери, который хранится в центральной части собора. список XVI века, выполненный с подлинника древнейшей Образ Богоматери с поднятыми молитвенно руками окружен клеймами с изображениями святых.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» трепетно почитает Животворящий Крест, считая его чудотворным. Он находится в задней части храма у стены (у северного входа). Он установлен на возвышении, которое символизирует Голгофу.

Это Распятие мастерски вырезано из дерева. За Крестом находится изображение Иерусалима. Раньше Крест находился в расположенном неподалеку от затем его перенесли в храм преп. Пимена. Когда Пименовский собор закрыли, по благословению митрополита Сергия святыня была перенесена в храм «Знамение» на Рижской. С тех пор он постоянно находится именно здесь.

Храм «Знамение» на Рижской - иконостас

Это настоящее произведение искусства. Деревянный, резной, позолоченный иконостас, выполнен в конце девятнадцатого века. Иконостас в центре пятиярусный, в боковых пределах двухъярусный. Он выдержан в лучших традициях XVI в. Иконы Пророческого и Праздничного ярусов находятся в круглых медальонах. Они украшены пламеневидными кокошниками. Верх венчают резные изображения херувимов. Из небольших поясных образов состоит Праотеческий ряд. Они помещены в трехлопастные кокошники. В иконостасе собраны иконы московского письма.

Храм «Знамение» на Рижской в своем интерьере имеет подвесные и резные напольные киоты, которые соответствуют стилю иконостаса. Но удивительно, что мотивы резьбы не повторяются нигде.


Всего 79 фото

Храм иконы Божией Матери «Знамение», что на Рижской или Переяславской слободе, всегда меня притягивает необъяснимым образом. Я часто оказываюсь рядом с ним совершенно случайно и во вовремя. Это особенное место в Москве - мало того, что этот храм никогда не закрывался, - в него были свезены многочисленные чудотворные иконы и реликвии нашего народа со всей Москвы, - из храмов, которых постигла участь поругания и «порушения» в советские безбожные времена. В этот раз я был в Знаменской церкви по особому случаю - хотелось все же увидеть знаменитый чудотворный Поклонный крест из Крестовской часовни, что находилась когда-то у Крестовской заставы.

Летом 2015 года состоялось перенесение этой святыни из алтаря храма иконы Знамение, где он долгое время находился (куда, естественно не было широкого доступа), в новый храм-часовню «Во имя Воздвижения Креста Господня у Крестовской заставы», что был построен в 2007-2008 гг. на церковном дворе к западу от Знаменской церкви для хранения этого древнего памятного креста, отмечавшего место сретения мощей святого Филиппа митрополита в 1652 году. Часовня была освящена 14 августа 2014 года в память прежде существовавшей Крестовской часовни. Этот крест, к которому прикладывались многочисленные богомольцы и представители царственных семей, совершавших паломничества в Троице-Сергиеву Лавру меня чрезвычайно интересовал. «Живьем» я его никогда не видел, а только много всего узнал об этой святыне.

Поскольку я не знал точно, будет открыта эта часовня или нет - я доверился своей интуиции и поехал в Знаменскую церковь в этот мрачный зимний короткий день. Скажу сразу - мне повезло - я не только увидел этот чудотворный крест, но и попал на специальную камерную церковную службу у этого креста в Воздвиженской часовне.

Также хочу отметить, что в этом материале я не буду подробно рассказывать об истории храма, иконе «Знамение» и многочисленных святынях этой церкви - я это уже делал вот в этой вот статье о Знаменской церкви … Мы осмотрим церковь иконы Божьей Матери «Знамение», побываем в храме, осмотрим главные его святыни и, главное - увидим Поклонный крест из Крестовской заставы и внутренний объем этой новой чудной часовни-храма Воздвижения Креста Господня.


Снимать архитектуры в при таком скудном свете дело не очень благодарное, но я подумал, что возможно будет интересно сфотографировать этот храмовый комплекс именно зимой, без яркого летнего солнца, одновременно и без густой зелени деревьев и кустарников - таким образом у нас будет возможность снять эти строения так, как невозможно сделать летом. Это и будет также некоей особенностью этого репортажа о храме иконы Божией Матери «Знамение», что находится совсем рядом со станцией метро Рижская.
02.

Храмовый комплекс Знаменской церкви на Рижской виден отовсюду, привлекая наблюдателя изысканным сочетанием красно-кирпичного и белого цветов церковных строений.
03.


04.


05.

Церковь иконы "Знамение" очень красива и вызывает визуальное удовольствие, а также глубокий трепет перед тем как войти...
06.

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.
07.

08.

Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.
09.

10.


11.

Главная святына храма - икона Божией Матери «Знамение».
12.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) - православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу "Оранта". Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.
13.

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу
15.

Одной из главный святынь церкви - чудотворная икона святого Трифона с его тремя частицами мощей, к которой приезжают за помощью не только со всей Москвы и совсем издалека. Икона перенесена в Знаменский храм из закрытого храма святого Трифона в Напрудном в 1931 году.
16.


17.

В честь мученика Трифона в 1980 году был освящен приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как Трифоновский.
18.

Еще одна значительная православная святыня - животворящий крест-распятие из Страстного девичьего монастыря, что стоял некогда на нынешней Пушкинской площади.
19.

Распятие Господа, изображающее Голгофу, искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима.
20.

21.

Образ святой равноапостольной княгини Ольги находился ранее в приемном отделении детской больницы, которая располагалась в Орлово-Давыдовском переулке и называлась Ольгинской. Корпуса этой больницы сохранились до сих пор. Она была построена на средства С.В. Орлова-Давыдова в память о его матери - Ольге Ивановне Орловой-Давыдовой (урожденной Барятинской; †1876), известной московской благотворительнице. После революции икона, естественно, не могла оставаться в больнице и была принесена в Знаменский храм...
22.

Это Предтеченский придел. В иконостасе придела находится образ святого праведного Филарета Милостивого из храма мученикаТрифона в Напрудном.
23.

На самом деле, я упомянул только самые значительные святыни - почти пятьдесят уникальных икон храма иконы "Знамение" - это совсем отдельная история. В общем, лучше побывать один раз, чем прочитать и посмотреть картинки.

Сейчас мы осмотрим Знаменский храм, а затем и весь храмовый комплекс.
24.


25.


27.

Мозаичная икона "Знамение".
28.

Мозаичная икона архангела Михаила.
29.

Мозаичная икона архангела Гавриила.
30.

Мозаичная икона святого преподобного Сергия Радонежского.
35.

Южное крыльцо храма, выполненное из чугунного литья.
36.

37.

38.

Мозаичная икона святого Иоанна Предтечи.
39.

Мозаичная икона Богородицы с младенцем Иисусом.
40.

Мозаичная икона святителя Николая.
41.

Обходим северную сторону основного объема церкви.
42.

Мозаичная икона святого мученика Трифона.

Кстати, в своем предыдущем материале об этой церкви, эти замечательные иконы сильно бликовали на ярком летнем солнечном свете, то сейчас, благодаря облачности, свет был рассеянный и изображения хорошо видны без искажений.
43.

Это хозяйственные постройки на территории храмового комплекса.
44.


45.

46.

На первом плане - здание Воскресной школы.
47.

Слева от храма, если смотреть на его главный фасад - находится крестильный храм Александра Хотовицкого в Переяславской слободе. Он был освящен 8 февраля 1998 года . С троительство храма началось в 1995 году при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма - дар архитектора В.С. Васильева. Росписи на сюжеты, связанные с Крещением, выполнены художником А. Шишкиным. Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.
48.

49.

Рядом с крестильной церковью находится древний колокол храма иконы Божьей Матери "Знамение".
50.

Дом церковного притча.
51.


52.

Сейчас мы направляемся к Церкови-часовне Воздвижения Честного Креста Господня в Переяславской Ямской слободе. Это крупная кирпичная восьмигранная часовня под купольной кровлей с апсидальными пристройками. Сооружена в 2007-2008 гг. на церковном дворе к западу от Знаменской церкви для хранения древнего памятного креста, отмечавшего место сретения мощей св. Филиппа митрополита в 1652.
53.

Это вид на храмовый двор Знаменской церкви со стороны Воздвиженской церкви.
54.

Рядом с этой церковью выстроено одноэтажное здание иконописной и реставрационной мастерских.
55.


56.

В старину площадь Рижского вокзала называлась Крестовской заставой. Память об этом до сих пор сохраняется в местных топонимах - Крестовский мост, Крестовский переулок, Крестовский универмаг. Названия эти обязаны своим возникновением Кресту, который хранился в специальной часовне у заставы Камер-Коллежского вала.

История происхождения Креста такова. В 1652 году решено было перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: патриарха Иова из Старицы, патриарха Гермогена из Чудова монастыря и митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. За мощами святителя Филиппа был послан Новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.

57.

9 июня 1652 года Москва торжественно встречала честные мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется проспектом Мира, но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины митрополита Варлаама. В память об этих событиях и был сооружен дубовый Крест. На месте встречи мощей святителя Филиппа для Креста была построена специальная часовня. В ней молились многочисленные богомольцы, которые шли по Троицкой дороге в Лавру преподобногоСергия. Возле часовни останавливались и венценосные паломники — Российские государи. Здесь они слушали молебен и переодевались в дорожную одежду.

Мозаичная икона Спаса.
58.


Часовня была разрушена в 1929-х году, и Крест был принесен в храм Святой Троицы «на Капельках», а после его закрытия - в Знаменский храм, где и хранился с того времени в алтаре Предтеченского придела. В 1997 году трудами церковного совета была увеличена храмовая территория и появилась возможность воссоздать Крестовскую часовню, чтобы Крест, находящийся в алтаре храма, стал доступен для поклонения верующим, и чтобы у Крестовской заставы, как и прежде, стояла. По благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II, было решено построить не просто часовню, но храм в честь Воздвижения Креста Господня. Основные строительные работы были завершены к концу 2008 года. На западной стене храма появился образ Святой Троицы - дань памяти старинной Троицкой заставе.
59.

Белокаменный храм мученика Трифона, а за ним - корпус больницы, типичный образец советского модернизма. Что может быть общего у церкви XV века и московской больницы XX века? Пять веков пропасти, но общее все-таки есть.

Храм мученика Трифона: когда был построен

Храм мученика Трифона, который располагается недалеко от станций метро Рижская и Проспект мира - это одно из самых старых каменных зданий Москвы. Старше только главный собор Спасо-Андроникова Монастыря, который тоже был пострен в XV веке, но в самом его начале. Вот он, справа:

Храм мученика Трифона воздвигли немного позже: в конце XV века.

Белый камень. Ничего лишнего. Только строгие - почти идеальные пропорции. Никаких цветных стен или изысканных декоров. Типичная старо-русская архитектура.

Застывшее время.

Храм расположен рядом с Московским областным клиническим центром восстановительной медицины и реабилитации. Корпус был построен спустя 500 лет - во второй половине XX века.

Так что же между ними общего?

Советский модернизм - это один из самых недооцененных стилей. Вторая половина XX века. Партия объявила курс на избавление от любых излишеств в архитектуре. Главной задачей становятся масштабы и темпы строительства: жилого и казенного (институты, больницы).

Эпоха роскошной сталинской архитектуры закончилась. Архитекторы лишились любой возможности украшать здания. В их руках остались только пропорции зданий и «ритмика» фасадов. И их они использовали в совершенстве, создавая шедевры простой формы. Никаких излишеств.

Ничего лишнего!

Наверное, это их и объединяет: церковь мученика Трифона и больницу. Строгий белокаменный храм - ни латинизма, ни украшений, только необходимая форма с минимальными изысками. И больница - во внешности которой всё без исключения также подчинено функции, поскольку архитекторы почти не имели возможности самовыразиться.

(только, кажется, изначально у этого корпуса были немного другая отделка фасада, а та, что сейчас - похожа на новую).

Храм мученика Трифона: история

Точная дата создания церкви мученика Трифона неизвестна. Долгое время считалось, что это произошло начало XVI века. Но в начале XX века исследователи сошлись на мнении, что этот храм, скорее всего, воздвигли в в1470-х-1490- годах.

В XIX веке к храму были сделаны пристройки-приделы, но в середине XX века их удалили - ради придания храму по возможности изначального вида. Фото 70-х годов:

Полное название храма такое: храм мученика Трифона в Напрудном. Потому что, когда-то это было село Напрудное. Как и большинство районов Москвы были когда-то селами.

В советское время храм был закрыт - с 1930 по 1993 год.

Внутри мы не фотографировали, но поверьте - это одна из самых маленьких церквей Москвы. Кажется, окажись в ней десять человек, и уже будет тесно 🙂

Вообще, территория храма- это достаточно тихий островок посреди центра города.

Напротив - большие кирпичные здания. Перед ними дорога, которую не видно и почти не слышно.

Все аккуратно, все убрано. Скамеечки.

Деревянные мостки помогают посетителям не утопать в грязи, если кругом слякоть.

Пишу про то, что это островок среди суеты, а сам думаю о том, что на самом деле весь этот район - Мещанский - очень необычен для Москвы. Достаточно несуетлив, в нем не так много машин и домов, хотя рядом и Проспект Мира, и спорткомплекс Олимпийский… Совсем не «рафинирован» и по «старо-московски» спокоен.

Храм мученика Трифона на Рижской: расписание богослужений и как добраться

Церковь святого Трифона располагается по адресу: Трифоновская улица, дом 38

Дойти можно пешком, как от станции Рижская, так и от станции Проспект Мира. От Рижской чуть ближе.

Расписание богослужений лучше уточнять на официальном сайте храма . Там же рассказывается, где и во сколько проходит исповедь перед Причастием: они проходят в другом храме недалеко.

Святой мучениче Трифоне, моли Бога о нас!

Дата публикации 04.11.2010

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе - один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью».

Милость Божия сохранила храм и в 1812 г. и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно храм чуть было не исчез при строительстве Рижской эстакады.

Но Пресвятая Владычица Богородица не дала погибнуть Своему дому, и храм по-прежнему, вот уже четвертое столетие, звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу».

Знаменский храм ведет свою историю с начала XVII в. В 1626 г. на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она именуется так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Тонной слободе». В 1712 г. храм сгорел. Новая деревянная церковь была выстроена иждивением благотворителей и прихожан в 1713 г. причем главный престол освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Это был один из самых многолюдных приходов в Москве. в 1722 г. он насчитывал 550 дворов.

Каменный храм, существующий по сей день, начал строиться в 1757 г. и был освящен в 1766 г. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 г.

Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Храмовые росписи были выполнены в 1899 г. художником Я. Е. Епанечниковым.

8 февраля 1998 г. в Знаменском приходе был освящен новый храм - Крестильный храм во имя новомученика протопресвитера Александра Хотовицкого.

Строительство храма началось в 1995 г. при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма - дар архитектора В. С. Васильева. Росписи выполнены художником А.Шишкиным. Это копии картин «Явление Христа народу», «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира». Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.

Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса. над центральной аркой, вокруг хоров. помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

Зимой 1170 г. Великий Новгород был осажден соединенным войском семидесяти двух русских князей. Видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, новгородцы только от Бога могли ждать помощи и заступления. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн, с тех пор как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в Софийском соборе о спасении города. В третью ночь, стоя пред иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа. что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение града».

Отслужив молебен, икону торжественно понесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но воины не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел, одна из которых ранила священный лик. Тогда свершилось чудо: икона, как повествует летописец, «тотчас сама собою отвратив лице Свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию».

Архиепископ, утирая их фелонью, воскликнул: «О чудо преславно! Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему за град и люди, уповающие на милость Ея». В то же время на осаждавших напал неописуемый страх. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов и разбили их наголову. С этого времени иконе Божией Матери и присвоили название Знаменской, или «Знамение».

Храмовый образ Богоматери находится в центральной части храма в резном киоте. Это список XVI в. с древней новгородской иконы. Изображение Божией Матери с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых.

В воскресные дни после вечернего богослужения перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом.

В день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение». 10 декабря, в храме совершается архиерейское богослужение.

Православными жителями Москвы почитается как чудотворный Животворящий Крест, который находится у стены в задней части храма, справа от западного входа. Крест стоит на возвышении, изображающем Голгофу.

Распятие Господа искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Раньше этот Крест находился в женском Страстном монастыре (недалеко от Пушкинской площади), затем был перенесен в храм преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, по благословению митрополита Сергия (Страгородского). впоследствии Патриарха. святыня была перенесена сюда.

По пятницам после вечернего богослужения перед Животворящим Крестом совершается акафист Честному Кресту.

Одна из главных святынь Знаменского храма - образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его святых мощей.

Этот образ принесен в храм в 1930-х гг. приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым вместе с другими святынями из разрушенных московских храмов. В икону мученика Трифона вделаны драгоценные ковчежцы с частицами его святых мощей. присланными в 1803 г. из Черногории, где хранится чудотворная глава святого мученика Трифона. Эти ковчежцы - дар серебряных дел мастера Трифона Добрякова.

К XVI в. относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы, но позже уступил эту честь великомученику Георгию Победоносцу.

После закрытия Трифоновского храма в 1931 г. чудотворная икона мученика Трифона оказалась в Знаменском храме, где с благоговением хранится по сей день. В честь мученика Трифона в 1980 г. был освящен приставной престол. изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как Трифоновский.

Святой мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей.

Ежедневно после литургии перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поется акафист мученику Трифону.

В день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, 14 февраля, в храме совершается архиерейское богослужение.

В алтаре Предтеченского придела стоит большой старинный дубовый восьмиконечный Крест. История происхождения Креста такова. В 1652 г. решено было перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: Патриарха Иова из Старицы, Патриарха Ермогена из Чудова монастыря и свт. Филиппа, митрополита Московского из Соловецкого монастыря. За мощами святителя Филиппа был послан Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх.

9 июня 1652 г. Москва торжественно встречала честные мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется проспектом Мира, но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины шедшего в крестном ходе митрополита Варлаама. В память этого события, вероятно, тогда же и был сделан Крест. О таком происхождении Креста говорит вырезанная на его задней стороне надпись.

У Троицкой заставы Камер-Коллежского вала, там, где произошла встреча мощей святителя Филиппа, для Креста была построена специальная часовня, в которой всегда было много богомольцев - дорога вела в Троице-Сергиеву Лавру. Сама же застава после этого стала именоваться Крестовской. Об этом напоминают существующие в наши дни Крестовские переулки и Крестовский путепровод. А Знаменский храм стали называть храмом Иоанна Предтечи у Креста. После разрушения часовни Крест был принесен в Знаменский храм, где и хранится по сей день.

Резной деревянный позолоченный иконостас. выполненный в конце XIX в. отражает развитие «русского стиля» в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, иконостас Знаменского храма выдержан в традициях XVI-XVII вв. Иконы Праздничного и Пророческого ярусов помещены в круглые медальоны, украшенные пламеневидными кокошниками. Верх увенчан резными изображениями херувимов. Праотеческий ряд состоит из небольших поясных образов, помещенных в трехлопастные кокошники. В иконостасе - иконы так называемого московского письма.

В интерьере храма - резные напольные киоты и подвесные киоты. соответствующие по стилю иконостаса. При этом мотивы резьбы нигде не повторяются.

Духовенство храма: протоиерей Феодор Рожик (настоятель), иерей Николай Пушкин, иерей Павел Конюхов, иерей Андрей Пашнин, иерей Максим Батурин, протодиакон Дионисий Гусев, диакон Илия Кокин, диакон Димитрий Привезенцев.