Дидактическая игра с крышками от бутылок. Поделки из пластиковых крышек. «Дорисуй картинку с помощью пробок»

Работая в детском саду заметила, что дети проявляют большой интерес к занятиям с нетрадиционными материалами. А ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

Задачи, которые решаются в процессе работе с нетрадиционными материалами:

  1. Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.
  2. Развивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
  3. Учить пользоваться речью - доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности.
  4. Планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
  5. Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

Нетрадиционные материалы использую на занятиях по аппликации и моделированию-конструированию, а также в свободных играх детей.

Самым доступным является природный материал (желуди, шишки, семена, листья). Этот материал с детьми собираем вместе на прогулках. Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть в знакомых формах новые сочетания, осваивают разнообразные способы скрепления деталей, учатся бережно относиться к природе. К природным можно отнести и многочисленные виды семян, зерен, активно используемые для создания работ.

Также в своей работе использую различные пробки и крышки от сока, палочки от чупа-чупсов, прищебки, пуговицы. С этими материалами я сделала несколько вариаций игр, которые можно использовать в свободной детской деятельности.

Дидактические игры с пробками.

Что развивается:

  • восприятие цвета;
  • математические навыки;
  • воображение;
  • мелкая моторика;
  • пространственное мышление.

Как играть:

  • учить закрывать и открывать бутылки;
  • сортировать по цветам (по коробочкам или баночкам);
  • составлять математические примеры;
  • выкладывать цветные дорожки и ходить по ним;
  • выкладывать ковры из крышек и ходить по ним босыми ногами;
  • строить различные картины, узоры;
  • нанизывать на нить.

«Найди лишнюю пробку»

Цель: развивать логическое мышление детей.

Ход игры: воспитатель выкладывает в ряд 5 пробок одного цвета и среди них кладёт 1 пробку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пробку или заменить её на нужную пробку по цвету.

«Логические цепочки»

Цель: развивать логическое мышление детей

Средства: пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры: воспитатель начинает строить цепочку из пробок двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд.

«Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение и творчество детей.

Средства: пробки от пластиковых бутылок, картинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям дополнить картинку с помощью пробок. Спрашивает, сколько взяли пробок и какого они цвета.

«Сухой бассейн»

Цель: развитие мелкой моторики рук;снятие эмоционально – психологическогонапряжения. Средства: пробки от пластиковых бутылок, пластмассовый тазик.

Ходзанятия: Ребёнок опускает обе руки в таз с пробками и начинает их перебирать.

Можно в тазу спрятать игрушку и предложить ребёнку её отыскать.

Дидактические игры с разноцветными прищепками.

Что развивается.

  • мелкая моторика рук,
  • воображение и коммуникативная функция речи,
  • закрепляются сенсорные навыки и пространственные представления.

Закончи фигуру.

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

Оборудование: вырезанные из картона предметы (елка, облако, ёжик…) и прищепки разных цветов.

Ход занятия: Ребёнок прикрепляет цветные прищепки к соответствующему по цвету предмету. Например: если это елка, то ребенок берет зеленую прищепку и прикрепляет её.

Массаж пальчиков.

Также бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Накорми рыбок.

Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

Развесь белье .

Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».

Дидактические игры с пуговицами.

Что развивавается:

  • мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • зрительно-моторную координацию;
  • точность движений и внимание;
  • математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
  • эмоциональное и творческое развитие

Сортируем пуговицы.
Высыпьте перед ребенком пуговицы, перебирайте их вместе с ним и не забывайте рассказывать ему про цвет, фактуру, размер пуговиц. Посчитайте вместе с малышом количество дурочек. Исходя из этого, сортируем пуговицы по цвету, размеру, количеству отверстий, ищите одинаковые. Можно сделать копилку для пуговиц из коробочки, сделав в ней плоское отверстие, пусть малыш складывает в нее пуговицы.

Массажная дорожка.
Берем кусок плотной ткани размером порядка 30см*100 см, пришиваем к ней пуговицы различного калибра. Вот и готов массажный коврик. Можно некоторые части коврика сделать насыпными, наполнив их горохом или фасолью.

"Пуговичные узоры"

Для начала я предложила детям немного пофантазировать и выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов. Пуговицы интересны тем, что имеют разную форму, размер, фактуру.

"Запомни иовтори"

Эта игра поможет развить внимание, память.

Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых

Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

"Подбери дереву листья"

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года)

"Подбери машинам колеса"

Предложить подобрать колеса по цвету, величине

"Дорожки"

Детям предложили проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее

"Собери бусы"

Продевая сквозь пуговицы ниточку, получаются оригинальные бусы. Их оценили юные модницы!

Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит . Для достижения разных целей можно сделать различные игры.

Игру несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество. Для основы понадобится пластиковая с открывающейся крышкой. Также приготовьте горлышки с крышками от пластиковых бутылок. Хорошо, если они будут разного цвета и размера. Потом в крышке надо будет вырезать отверстия для горлышек. Вставьте горлышки в отверстия так, чтобы с лицевой стороны на него можно было закрутить крышку. Закрепить горлышко можно с помощью клея или скотча. Крышку закрепите скотчем.

Чтобы ребенку было интереснее играть, придумайте какой-нибудь сюжет для игры, например по морю плывет корабль, светит солнце, летают птички. Под крышки можно «поселить» разных персонажей- нарисовать или наклеить картинки;

Едет поезд, растут деревья, бегают животные; машина едет по дороге, светофор. Картинки можно сделать из аппликации, а колеса, окна, сигналы светофора –из крышек. Картинку можно дорисовать фломастерами или дополнить наклейками. А чтобы игра служила дольше, обклейте картинки скотчем.

Также эта игрушка будет полезна для . Для этой цели можно наклеить цветы разного цвета и подобрать к каждому по цвету сердцевину. Формировать цветовое восприятие можно и с простыми крышками, сортируя их по цвету. Возможно использовать разноцветные крышки вместо мозаики, составляя из них разные картинки и узоры.

Игра «Парные картинки» поможет развить у ребенка память. Ее тоже не трудно сделать самим. Для этого подберите крышки от бутылок, желательно одинакового размера и цвета. Можно использовать крышки от баночек для детского питания. Картинки можно вырезать из азбуки или найти в интернете.

Аналогичную игру можно сделать из кусочков ткани. Подберите небольшие кусочки ткани разной текстуры: шерсть, хлопок, шелк. Можно использовать кусочки меха, поролона, бархатной бумаги. Эти кусочки вклейте в крышечки от бутылок. Предложите ребенку пощупать ткань и найти такую же из предложенных образцов. В дальнейшем можно усложнить игру, спрятав крышечки с тканью в мешочек. Найти нужную крышечку необходимо не глядя, на ощупь.

Крышками можно поиграть и в ванной во время купания. Опустите крышки разного цвета и размера в воду. Малышу дайте сито или ложку и предложите вылавливать крышки. Попросите вылавливать крышки определенного цвета, если вы хотите закрепить знания различных цветов. Или попросите малыша выловить сначала маленькие крышки, потом большие -для закрепления размера.

Также для тренировки этих умений подойдут .

С помощью этих простых развивающих игр из крышек вы всегда найдете полезное занятие для своего малыша.

Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет Игры для развития фонематического слуха Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как подготовить руку ребенка к письму
Кинетический песок для развития творческих способностей. Повторяй-ка. Онлайн-игра на развитие памяти
Польза рисования для детей Понятие времени для ребенка
Развиваем логическое мышление у детей Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное — собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:

  • имеют простую форму,
  • имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер — очевидные, и еще один — материал, из которого изготовлены (большинство — пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие),
  • они легкодоступны.

Собрать коллекцию разноцветных крышек легко. Больших и маленьких, пластиковых и жестяных. Все мы покупаем соки, йогурты, минералку, соусы и прочие продукты с завинчивающимися емкостями. Сначала я собирала все крышки подряд, потом, когда набралось довольно много, уже стала выбирать по недостающим у нас в коллекции цветам, необычным размерам.

Итак, как играть? Постаралась расположить игры по мере усложнения, начиная с «младенческих».

  • Просто перебирать . Дети любят баночки с разными разностями, содержимое которых можно просто перебирать, ощупывать, раскладывать по кучкам. Одной из таких коробочек и стала у нас «крышечная». Помимо нее есть еще контейнеры с камешками, ракушками, кусочками поролона, но о них — в следующий раз.
  • Сортер . Первой самодельной игрушкой для дочки стал вот такой крышечный тренажер, который со временем оброс еще и функцией сортера. Можно в качестве емкостей для раскладывания крышек по размеру использовать просто несколько баночек с отверстиями разного диаметра, не объединяя их под одну коробку, как здесь. Или в коробке вырезать несколько отверстий, подходящих под разные диаметры имеющихся крышек.
  • Изучаем цвета . При желании можно собрать крышки всех цветов радуги, сначала просто называть цвет крышки, которую взял ребенок, потом просить найти крышку определенного цвета.
  • Радуга . Финишем предыдущего свойства крышек — разноцветности — является выкладывание ребенком радуги.
  • Сравнилки . Что можно у крышек сравнивать? Цвет — само собой, а также размер (больше, меньше, самая большая, средняя), количество (каких крышек больше — зеленых или красных?). На крышках также можно отрабатывать понятия «разные» и «одинаковые».
  • Сортировка . От сравнения отличается тем, что там обычно берем 2-3 предмета и сравниваем по разным признакам, а здесь раскладываем уже все множество крышек, по тем же параметрам: 1)цвету, 2) размеру, 3) материалу (пластиковые или железные, например). На картинке выше — сортировке по цветам, а на этой — по размеру: крышки самые большие, средние и самые маленькие.
  • Мозаика . Крышки можно использовать для создания образов, как из крупной мозаики. Вот такой цветочек, например.
  • Выкладываем ряды . Опять работаем с цветом и размером. Простые ряды — выкладывание одинаковых крышек в ряд. Посложнее — последовательности из 2-3 разных крышек (желтая-зеленая, белая-синяя-красная). Для усложнения добавляем второй признак (маленькая белая — большая синяя).
  • Строим пирамиду . Крышки выкладывать можно не только в ряд, но и в высоту. Можно поиграть в игру: кладем крышки по очереди, сначала мама, потом ребенок, на чьем ходе башня рухнула, тот проиграл.
  • Крышечный конструктор . Еще один вариант трехмерного строительства из крышек, только тут нужны одинаковые по размеру.
  • Считаем и изучаем количество . Крышки — прекрасный счетный материал для изучения прямого и обратного счета, тренировки определения количества «на глаз», сравнения множеств (о них уже упоминалось выше).
  • Предметы-заменители . Это когда любой простой предмет может стать в детской игре чем угодно. До этого ребенок должен дорасти, а взрослый — показать, как это делается. В наших играх крышки чаще всего становились монетками для игры в магазин, продуктами, посудой, грузами для перевозки в машинках.
  • Еще один вариант крышек-заменителей… персонажей. Дочь сама предложила такую игру. Самая большая крышка — папа, поменьше или такая же — мама, маленькие — дети. Каждая семейка имеет свой цвет. Они могут ходить друг к другу в гости, старшие — усесться рядком, дети — водить хоровод и т.д. Семьи могут быть с 1-2 детьми, а могут — и многодетными!
  • Игры «мемори» . В одинаковые крышки легко поместить небольшие парные картинки (наклейки, нарисованные от руки или вырезанные из газет или журналов — и вот вам классическая игра «мемори»! Собственным комплектом я никак не займусь, поэтому взгляните на «мемори»

Занимательные игры и творческие занятия можно проводить при помощи очень дешевого или даже бросового материала – в этом мы неоднократно убедились на страницах сайта «Шпаргалка для родителей». Сегодня предлагаю подборку упражнений с крышками от пластиковых бутылок и баночек детского питания. Легкие, крепкие, разноцветные крышечки интересно задействовать для развития ловкости, мелкой моторики, цветовосприятия и мыслительных навыков.

Игровая панель с крышками

В Сети несколько фотографий подобных развивающих досок и, рассмотрев одну из них, выясним, что же потребуется для создания пособия. Итак,

1) основа из тонкой ДВП размером 40х30 см или больше;

2) пейзажный фон, к примеру, из старого календаря;

3) цветная бумага;

4) крышечки от соков различного типа и размера;

5) наклейки с изображением мультяшных героев или вырезки из детских журналов, газет;

6) ножницы, клей, карандаши и фломастеры.


По-моему, великолепная задумка (увы, не знаю автора). Она не занимает места в квартире (можно зафиксировать на стене), оригинальна, может быть изменена и дополнена, когда надоест. Возрастная категория – от года и старше, так же, как и , застежками и липучками.

На пользу быта

Для дома, дачи, приусадебного участка крышки в большом количестве тоже сгодятся. Ими декорируют дорожки и внешние стены зданий, выкладывают окантовку небольших цветников. Из соединенных между собой элементов получают напольные коврики и покрытия для садовой мебели.


В Интернете прославился трудолюбивый пенсионер из Павлодара. 70-летний дедушка, трудящийся в коммунальном хозяйстве, долго собирал крышки и потом выложил из них удивительную мозаику – просто вдавив детали в землю. Теперь, по словам самого дворника, на его участке значительно чище – не поднимается у прохожих рука там мусорить. 50 000 крышек – это, кажется, очень много, но на самом деле – по штучке с каждого седьмого жителя города.

А некоторые умудряются буквально обшить свои дома столь необычным материалом. За основу многих панно берутся традиционные орнаменты и мотивы, а также представители животного мира.

Другие полезные упражнения для детей с крышками

Рисуем на основе кружочка. Обводим крышечку и придумываем, кто или что из нее получится, развиваем воображение.

Подбери по цвету. В основе – картинка с воздушными шариками, на каждом шарике – незакрашенный круг. Требуется подобрать крышки по цвету, чтобы «залатать» шарики и продолжить веселье.

Делаем лото из металлических крышек. Они удобны тем, что имеют низкие бортики и ровное дно. На лист картона наклеиваем изображения овощей, животных – чего угодно. И такие же – на крышки изнутри. Малыш берет крышку из мешочка, переворачивает, смотрит на картинку и ищет ей место на игровом поле. Развиваем внимательность, сообразительность.

Можно заняться тактильным развитием и наполнить крышечки кусочками различных по фактуре материалов. В остальном – тот же принцип лото: подобрал, накрыл.

Красочные игрушки из крышек от пластиковых бутылок

Прямоугольник цветного картона, клей, краски, глазки – и безликие крышки оживают, превращаясь в настоящий зоосад. Кого только здесь ни встретишь: лягушек, птиц, рыбок, котиков. А можно не отдельных персонажей создавать, а целую сюжетную композицию.

Скорей всего, у вас сейчас не наберется и десятка крышек от пластиковых бутылок. Но можно начать собирать их прямо сегодня, подключив друзей и родственников. Хранить накопления удобно в трехлитровой банке или пластиковой коробке на окне, на видном месте – чтобы не забывать пополнять свой развивающий «запасник».

Все мы знаем, как важно развивать и тренировать мелкую моторику у наших малышей. Моторика влияет на развитие речи, поэтому мы стараемся придумать, как можно больше игр, которые нам в этом деле помогут. Я уже рассказывала о , показывала наши игры с прищепками и шаблоны для игр со , которые тренируют, в том числе и моторику. Я выкладывала фото и описание различных для малыша, которые можно сделать своими руками. А еще показывала очень интересную самодельную игру .

Сегодня же я хочу показать вам игры с крышками, которые приготовила для нас мама Евгения. Мы уже знакомы с замечательным , который Женя сделала и , о которых она рассказывала. Слово Жене:

«Крышки использовала самые разные: от лимонадов, соков, йогуртов, мыла, майонеза — тут возможности и полет фантазии у каждого свой. Выглядит это пособие в форме планшетов. Взяла коробочный картон и наклеила в два слоя по углом в 90 градусов, для прочности. Затем обклеила со всех сторон оберточной бумагой. На картон наклеила рисунки, раскрасила акриловыми красками. А с крышками действовала так: отрезала горловинки от бутылок, а у коробок от соков отрывала основы вместе с крышками. Все это наклеила горячим пистолетом на рисунки. И игрушка готова. Диме очень нравится! Только крышки теряются — держите наготове замену.»