Суффиксы существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правило суффиксов иц ец Когда пишется суффикс ец и иц правило

Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

Правописание согласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик чередуются на -т-:

Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.

2) Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

Сварщик, кольщик, атомщик.

Правописание гласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?

Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.

Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :

Замочек - замочка - замочку.

Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!

2) Суффикс -еньк- и -оньк- .

Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс -еньк- :

Душа - душенька, заря - зоренька.

Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс -оньк- :

Губа - губонька, шуба - шубонька.

Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

3) Суффиксы -ич- + -к- получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):

Птица - птичка, пуговица - пуговичка.

Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :

Семечка, Манечка, имечко.

Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!

4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :

горошина - горошинка; машина - машинка.

Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.

5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

Письмецо

Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):

Назвал имя существительное "хлебом языка". Действительно, без использования этой части речи невозможно построить предложения. Предметы, вещи, события и состояния, людей и животных, чувства и эмоции - все это мы передаем в речи с помощью имен существительных.

При написании слов этой части речи следует придерживаться правил. Наибольшие трудности вызывают окончания и суффиксы. О том, как правильно писать суффиксы существительных, и пойдет речь в статье.

Суффиксы с единообразным написанием

Правильное написание многих морфем русского языка подчиняется морфологическому принципу, то есть они пишутся единообразно во всех словах и словоформах. Есть такие суффиксы и у существительных. Их нужно просто выучить.

Это такие суффиксы как ИЗН, ОТ, ИН, ОСТ, ОТН, ОВН и некоторые другие. ДешевИЗНа, дороговИЗНа, белИЗНа; добрОТа, краснОТа, простОТа; тишИНа, глубИНа; краткОСТи, молодОСТи, гордОСТи; бегОТНя, колгОТНя; болтОВНя и так далее. Такие суффиксы в основном свойственны образованным от прилагательных и отглагольным словам.

Рекомендуется запоминать написание слов, образованных от глаголов при помощи суффиксов ИВ и ЕВ, например "топлИВо", "месИВо", "варЕВо", "кружЕВо" и другие. К ним нельзя применить какое-либо правило, их нужно помнить или проверять по словарю.

Суффиксы ИК и ЕК

Суффиксы существительных ИК и ЕК служат для образования уменьшительно-ласкательной формы и при произношении звучат одинаково. Писать их нужно в соответствии с очень простым правилом. Если при склонении слова гласная "убегает" - то это суффикс ЕК, а если сохраняется - то это суффикс ИК. Классический пример, который очень любят и легко запоминают школьники, - замочек и ключик. Склоняем слова и видим:

  • замочЕК - замочКа (гласная "убежала");
  • ключИК - ключИКа (гласная осталась на месте).

Применяя данное правило, нужно сначала верно найти суффикс в слове. Например, в слове "мячик" - корень МЯЧ и знакомый нам суффикс ИК, в слове "летчик" колень ЛЕТ и суффикс ЧИК, а в слове "мальчик" суффикса нет вовсе, а есть только корень и нулевое окончание. Важно запомнить: существительных с суффиксом ЧЕК в русском языке не бывает!

  • Вывод. Для выбора ИК или ЕК нужно посмотреть, выпадает ли гласная в форме косвенных падежей.

Суффиксы ЕЦ и ИЦ

Правописание суффиксов существительных ЕЦ и ИЦ похоже на предыдущий пункт правила. Здесь тоже при склонении гласный выпадает из морфемы ЕЦ, но сохраняется в морфеме ИЦ. Но есть еще один нюанс. ЕЦ пишется в словах мужского рода: молодЕЦ, красавЕЦ, иноземЕЦ. Соответственно, ИЦ будет принадлежностью только слов женского рода: красавИЦа, метелИЦа, ленивИЦа.

Здесь все вроде бы просто. Но как быть со словами среднего рода, спросят внимательные читатели? У них и гласный-то при склонении никуда не выпадает. А здесь работает другой принцип, и обращать внимание нужно на ударение. Если ударение падает на окончание, пишем ЕЦ: пальтЕЦО, письмЕЦО. Если же ударной является основа слова - пишем суффикс ИЦ: платьИЦе, именьИЦе, вареньИЦе.

  • Вывод. Суффиксы ЕЦ и ИЦ зависят от родовой принадлежности слова. Ели слово среднего рода - смотрим на ударение.

Суффиксы ИЧК и ЕЧК

Суффиксы имен существительных ИЧК и ЕЧК встречаются тоже в ласковых и уменьшительных названиях как одушевленных, так и неодушевленных предметов. Различить из очень просто. ИЧК пишется в тех словах, которые образованы от форм с суффиксом ИЦ: лестнИЦа - лестнИЧКа, сестрИЦа - сестрИЧКа, мельнИЦа - мельнИЧКа. ЕЧК употребляется во всех остальных словах, в том числе ласково-уменьшительных форм имен собственных: крошка - крошЕЧКа, кошка - кошЕЧКа, Оля - ОлЕЧКа.

  • Примечание . Употребление имен ТанИЧКа, МанИЧКа и других подобных встречается в произведениях художественной литературы, но не является нормированным.

Также следует иметь в виду, что в русском языке не существует суффикса ЯЧК.

  • Вывод. Написание суффиксов ЕЧК и ИЧК зависит от наличия суффикса ИЦ в основе слова, от которой образовано данное существительное

Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК

Правописание суффиксов существительных с ласкательным значением ОНЬК и ЕНЬК редко вызывает затруднения, потому что они, как правило, отчетливо слышны при произнесении. Но все же обобщим: ОНЬК следует писать после твердого согласного, ЕНЬК - после мягкого или шипящего. Коса - косОНЬКа, береза - березОНЬКа, но дочь - дочЕНЬКа, ночь - ночЕНЬКа, Юля - ЮлЕНЬКа. Исключениями можно считать уменьшительно-ласкательные варианты слов "мама" и "папа": допустимо только мамЕНЬКа и папЕНЬКа, несмотря на то что основа этих слов заканчивается на твердые согласные. Нужно запомнить и написание слов, не подчиняющихся правилу, "заИНЬКа", "паИНЬКа", "баИНЬКи". Они пишутся особым образом и являются словарными.

  • Вывод. Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК зависят от мягкости / твердости предшествующего согласного.

Сочетания ИН-К и ЕН-К и суффиксы ИНК и ЕНК

Суффиксы существительных интересны еще и тем, что бывает трудно правильно выделить их. Слова имеют схожее значение, но образуются с помощью разных суффиксов. Например, слова "горошинка" и "снежинка" обозначают уменьшительную форму предмета, но первое образовано от слова "снег" с помощью морфемы ИНК, а гругое - от слова горош-ин-а путем добавления суффикса К.

  • Сочетание ИН-К пишется в словах, образованных от существительных женского рода с суффиксом ИН: балерИН-Ка - от балерИНа, бусИН-Ка - от бусИНа.
  • Сочетание ЕН-К встречается словах, образованных от существительных, оканчивающихся на -НЯ: вишЕН-Ка - от вишНЯ, черешЕН-Ка - от черешНЯ и так далее.

Суффиксы имен существительных ИНК и ЕНК сложно объяснить каким-либо четким правилом. ЕНК встречается в словах, обозначающих лиц женского пола: нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа и другие. Соответственно, в словах, не обладающих таким значением, пишется суффикс ИНК: горлИНКа, смешИНКа, задорИНКа. Если суффикс, вызывающий сомнение, находится в безударной позиции, лучше свериться со словарем.

  • Вывод. Написание суффиксов и сочетаний ЕНК (ЕН-К) и ИНК (ИН-К) зависит от морфемного состава слова или регулируется словарем.

Буквы О-Е в суффиксах существительных в позиции после шипящих звучат одинаково, из-за чего именно эта орфограмма вызывает больше всего затруднений, и именно с ней связано больше всего ошибок. На самом деле правило очень простое.

В суффиксах существительных ОК-ЕК, ОНЬК-ЕНЬК, ОНОК-ЕНОК и подобных под ударением пишется О, без ударения пишется Е. Примеры ударных позиций: речОНКа, межвежОНОК, кружОК. Безударные суффиксы: дочЕНЬКа, речЕНЬКа и другие.

Как видим, О-Е после шипящих в суффиксах существительных различить очень просто!

Но есть один нюанс (ведь русский язык не признает правил без исключений). Данное правило не распространяется на слова, образованные от глаголов. В них, независимо от места ударения, всегда следует писать Е (чаще всего такие суффиксы стоят именно в ударной позиции, чем и вводят в заблуждение). НочЕВка - пишем Е, потому что от глагола "ночевать", сгущЕНКа - пишем Е, потому что от глагола "сгустить", тушЕНКа - объясняется аналогично.

  • Вывод. Суффиксы существительных после шипящих зависят от места ударения (за исключением отглагольных слов).

Суффиксы ЧИК и ЩИК

Суффиксы существительных вызывают затруднение при написании не только гласных, но и согласных. Яркий пример - шипящие в суффиксах существительных ЧИК и ЩИК, которые в устной речи часто звучат одинаково. Чаще всего эти суффиксы образуют слова со значением профессии или рода занятий: "кровельщик", "лазутчик", "укладчик" и т. д. Как же их различить?

Суффикс ЧИК пишется только после букв Д, Т, З, С, Ж: добытЧИК, приказЧИК, перебежЧИК. Морфема ЩИК пишется после всех остальных звуков: каменЩИК, вербовЩИК и т. д.

Примечательно, что мягкий знак никогда не пишется перед суффиксом ЧИК, а перед ЩИК сохраняется только в одном случае - после Л: пиЛЬщик, кровеЛЬщик, верстаЛЬщик.

  • Вывод. Выбор суффикса ЧИК или ЩИК зависит от предшествующего согласного звука.

Н и НН в суффиксах существительных

Удвоенные гласные встречаются в словах любых частей речи, в том числе и у существительных. Как определить, сколько Н писать в суффиксах этой части речи?

  • Одна Н пишется, если существительное образовано без добавления суффикса Н от слова, основа которого оканчивалась на одно Н: юНость - от юНый, пряНик - от пряНый и так далее.
  • Две Н пишется на стыке морфем, то есть если существительное образовано от слова с основой на Н путем прибавления еще одной Н: измеННик - от измеНа с добавлением НИК, цеННик - от цеНа с добавлением НИК.
  • НН также пишется, если существительное образовано от прилагательного или причастия, уже имевших в своем составе удвоенную Н. УвереННость - от увереННый, сдержаННость - сдержаННый.
  • Вывод. Написание одной или двух Н в имени существительном зависит от морфемного состава слова, а также от количества Н в слове, от которого оно образовано.

Подведем итоги

Суффиксальный способ - основной способ словообразования имен существительных. Вероятно, этим и объясняется богатство и разнообразие суффиксов этой части речи. Здесь представлены такие распространенные морфемы как ОСТЬ, ЕК, ОНЬК, но есть и редкие или устаревшие суффиксы, например, ЯДЬ в слове "мокрядь", ЫШ в слове "найденыш" или УН в слове "бегун".

Сложность в том, что все суффиксы, образующие существительные, требуют применения особого правила, а также знания морфемного состава слова и способа словообразования. Поэтому при изучении правописания имен существительных обращаться к словарям придется очень часто.

Тема: « Учимся писать суффиксы -ец- и -иц-»

Цель : Создать условия для формирования умения грамотно писать слова с суффиксами -ец- и -иц-.

Задачи урока:

  • Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами -ец- и-иц-, способствовать развитию орфографической зоркости.
  • Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
  • Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД :

ЛичностныеУУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

Находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

  • Проблемный диалог
  • Здоровьесберегающие

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная,фронтальная.

Методы обучения:

  • Проблемно-поисковые
  • Практические
  • Словесные

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • карточки для групповой работы;
  • карточки с домашним заданием;
  • карточки для самопроверки и самооценки.

Структура урока и ход урока

1.Вхождение в деятельность.

Прозвенел звонок и смолк -

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

2. Каллиграфическая минутка.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ик, ек).

Дайте характеристику согласному звуку.

Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

(Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»)

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.

3.Актуализация знаний.

Продолжите предложение.

Суффикс - это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для образования новых слов).

Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и поработать в группах.

Задание группам.

На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.

1 группа

Учит. ль, строит. ль, спасат. ль, двигат. ль.

2 группа

Храбр. сть, мудр.сть, рад. сть, хитр. сть.

3 группа

Врем. на, сем. на, плем. на, им. на.

4 группа

Дожд. к, ключ. к, гвозд. к, бант. к.

5 группа

Мыш. нок, галч. нок, бельч. нок, медвеж. нок.

6 группа

Замоч. к, цветоч. к, горош. к, звоноч.к.

4. Выдвижение проблемы.

Вот, ребята, какие суффиксы вы знаете и умеете писать.

Ик-, -ек-, -онок-, -ёнок-, -ен-, -тель-, -ость-.

А как вам, кажется, вы уже все знаете о правописании суффиксов?

Ну, тогда посмотрите на эти слова. Кто скажет, какую букву нужно вставить?

Почему у нас получились разные ответы?

А теперь послушайте эти слова.

умел[иц]а

Как вы их произносите?

- Слышится [иц].

А пишутся они одинаково?

- Нет. В слове умелица пишется буква и, а в слове умелец - е.

Вы правы, ребята, в безударном положении суффиксы -ец- и -иц- звучат одинаково [иц], поэтому важно их различать.

5.Постановка учебной задачи.

Кто из вас догадался, какая тема урока?

Тема урока: Учимся писать суффиксы -ец- и -иц-.

Какую цель поставите на уроке?

Как спланируем свою работу по этой проблеме. Что будем делать сначала? Что потом?

План работы.

-Узнаю , когда в словах пишется суффикс -ец-, а когда - иц-.

- Буду учиться писать суффиксы -ец- и -иц-.

-Проверю себя.

- Оценю себя.

6.Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания»

- Итак, ребята, давайте решать нашу проблему.

Давайте подумаем

Посмотрите на слова. Что общего у этих слов?

- Имена существительные.

А теперь посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили?

Какой общий признак у имен существительных первого столбика?

А теперь посмотрите на слова второго столбика. Что вы заметили?

Какой общий признак у имен существительных второго столбика?

Какой признак определяет написание суффиксов -ец- и -иц-?

- Род имен существительных.

Кто может сделать вывод. Когда пишется суффикс -ец-, а когда - -иц?

А теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника. Откройте стр. 24.

Наш вывод совпал с правилом?

Расскажите правило друг другу.

Поднимите руку, кто смог рассказать правило.

Кто сможет рассказать вслух?

Уточнить понимание учащимися поставленных задач и плана работы.

Мы узнали, когда пишется суффикс-ец-, а когда - -иц-?

А теперь, что нам нужно сделать?

(Обращаемся к плану урока на схеме)

План работы.

Узнаю..

Буду учиться..

Проверю

Оценю

Но прежде давайте определим шаги, которые должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы - ец- и -иц-.

Мы слышим [иц]. Какие суффиксы можно написать?

- Суффиксы - ец- или -иц-.

Какую часть слова нужно выделить, чтобы определить суффикс?

-Корень

Что нужно определить, чтобы правильно написать суффикс?

- Надо определить род имени существительного.

Следующий шаг?

Алгоритм

1) Выделяю, если [иц] -?

2) Определяю род.

3) Если м.р., то -ец-

Если ж.р ., то -иц-

7. Физкультминутка

Мы ногами - топ-топ, мы руками - хлоп-хлоп,

Мы плечами - чик-чик, мы глазами - миг-миг.

Раз - присели¸ два - привстали,

Три, четыре - поскакали.

Пять - нагнулись, разогнулись.

Шесть - друг другу улыбнулись.

Семь - за парту тихо сесть,

А на восемь - лень отбросим.

8.Первичное закрепление

1) Работа по учебнику

Найдите упр. 1 на стр. 25. Прочитайте. Как вы поняли задание?

Дополнительно: Поставить ударение в словах и подчеркнуть буквы слабых позиций.

Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец- и -иц?

Назовите эти слова.

В каких именах существительных пишется суффикс - ец- (-иц-)?

2)Задание в рабочей тетради

Чему учились, выполняя это упражнение?

Самооценка:

Если все слова написали правильно, красиво и аккуратно, то «+».

3)Спиши. Обозначь часть слова, в которой пропущена буква. Объясни пословицу.

Белый свет не окол.ца, пустая речь не послов.ца.

9.Контроль и оценка знаний.

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

Смогли мы её достичь?

Для чего учимся писать суффиксы -ец- и -иц-?

Выполните работу по карточке «Проверь себя»и проверьте свою работу по эталону. (У каждого на столе)

Проверь себя

У имён существительных женского рода пишется суффикс _____

У имён существительных мужского рода пишется суффикс _____

Вставь пропущенную букву в слова:

Любим.ца, красав. ц.

Самооценка по эталону: иц,ец, -и,- е

- У кого все задания сделаны правильно, поставьте «+».

-Чтобы хорошо усвоить тему урока дома надо ещё потренироваться.

10.Домашнее задание

- Можно выбрать задание, по вашему усмотрению.

- Для тех кому нужно закрепить умение писать суффиксы -ец- и -иц-.

Карточка 1.

Попросил добрый молод.цкраснудев.цу подать ему яблочко. Вдоль по улице метел.ца метет.Из соседнего колодца целый день вод.ца льется. Добрая послов.ца не в бровь, а в глаз. Мороз.ц задернул ледком все луж.цы.

- Если нужно повторить правописание ранее изученных суффиксов и -ец- и -иц-.

Карточка 2.

Спиши. Вставь пропущенные буквы и обозначь часть слова, в которой они пропущены.

Бельч. нок, корабл.к, медвеж.нок, медвед.ца,правдолюб.ц,очевид.ца , груб.сть, кормил.ц, комар.к, фонар.к, овраж.к, чулоч.к, кирпич.к, плем.на, врем.на, постоял.ц,строптив.ца , звоноч.к, пес.к,глуп.сть, земля-кормил...ца.

Узнай значение выделенных слов.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

        • § 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно с произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.
        • § 21. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е, например: берёзонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).
        • Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется - ян - (после шипящих - ан -), в других - - енн - (что устанавливается в словарном порядке), например: гли́няный, ко́жаный, сере́бряный, ве́тряный (ветряная оспа, мельница), ма́сляный (масляная краска) при клю́квенный, соло́менный.
        • § 26. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс - ан (н)- , - ян (н)- - ать (-ять), и суффикс - ен (н)- , если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на - ти (- ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилагательное), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилагательное), намасленный, выведенный, остриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (существительное), валяный (но: валенки).
        • § 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е, например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым) от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.
        • § 39. Существительные мужского рода с суффиксами - ушк -, - юшк -, - ишк -, - ышк -, обозначающие предметы одушевлённые, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в именительном падеже единственном числе на -а, например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.
        • В окончании именительного падежа единственного числа одушевлённых существительных мужского рода после суффиксов - к - и - л - пишется -а- , например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Учимся писать суффиксы –ец, –иц, сочетания –ичк, –ечк

Цель: ознакомление с правописанием суффиксов -ец, -иц , сочетаний -ичк, -ечк.

  • формировать умения писать суффиксы имен существительных;
  • закреплять умения разбирать слова по составу;
  • развивать орфографическую зоркость, логику;
  • воспитывать умения коммуникативного общения.

Оборудование и литература:

  • Учебник “Русский язык”. Иванов С.В. 3 класс (1-4), М.-“Вентана-Граф”, 2008 г.
  • Рабочая тетрадь № 2. “Пишем грамотно”. Кузнецова М.И. 3 класс (1-4), М.-“Вентана-Граф”, 2008 г.
  • Демонстрационная таблица.
  • Демонстрационные карточки со словами.
  • I. Мотивация на успех деятельности.

    II. Каллиграфическая минутка.

    III. Изучение нового материала.

    — Что сейчас мы с вами прописали? (Cуффиксы -иц, -ец)

    — Что такое суффикс?

    Сегодня на уроке мы должны выяснить когда в словах в безударном положении пишется суффикс -ец , а когда -иц.

    1. Прочтите слова на доске: лужица, старец, красавица, пуговица, братец, морозец.

    Распределите слова в два столбика, в первый – существительные женского рода, во второй – существительные мужского рода.

    Внимательно посмотрите на слова и сделайте вывод.

    В именах существительного мужского рода пишется суффикс -ец , в именах существительных женского рода пишется суффикс -иц .

    2. Работа с учебником.

    Чтение правила на стр. 24.

    — Когда в именах существительных пишется суффикс -ец , а когда -иц ?

    Чтение алгоритма. (Учись применять правило)

    — Как мы будем применять это правило?

    IV. Закрепление.

    Спустись по лесенке, вставляя пропущенные буквы.

    2. Работа в тетради “Пишем грамотно”. (Cтр. 5, упр.1)

    Допиши суффикс -ец , или -иц . Помни, что после суффикса -иц надо писать окончание .

    брат____ умн_____ молод_____

    мудр___ пев______ храбр_____

    красав__ пев_____ лис_______

    красав__ сестр____ ящер______

    V. Физминутка.

    VI. Знакомство с правописанием сочетаний -ичк, -ечк.

    1. Сравните пары слов.

    — Что вам удалось заметить?

    Сочетание -ичк пишется в словах, образованных от слов на -ица . В остальных случаях пишется сочетание -ечк.

    2. Чтение правила. (стр.25)

    — Когда в словах пишется сочетание -ичк , а когда -ечк ?

    — Какое значение имеет суффиксы -ечк , -ичк ? (Уменьшительно-ласкательное)

    3. Чтение алгоритма. (Учись применять правило)

    VII. Закрепление.

    1. Работа в тетради “Пишем грамотно”. (Стр.5, упр.2)

    Вставь пропущенные слова.

    книж _ чка кош _ чка букаш _ чка

    пугов _ чка син _ чка нян _ чка

    сестр _ чка лис _ чка един _ чка

    чаш _ чка ватруш _ чка стран _ чка

    2. Деформированное предложение: построил, песка, маленький, из, Ван_чка, замок.

    VIII. Рефлексия.

    — Что нового узнали сегодня на уроке?

    — Как вы чувствовали себя на уроке, выберите нужную фигурку?

    Суффиксы –ец и -иц

    Пишутся в существительных среднего рода

    -ец (если ударение падает на окончание)

    -иц (если ударение падает на основу)

    Примечание. В существительных мужского рода пишется –ец — с беглым е (горец — горцы), в существительных женского рода–иц- (красавиц а).

    -ек (если гласная суффикса при склонении выпадает)

    -ик (если гласная суффикса при склонении сохраняется)

    -ичк от существительных с суффиксом -иц

    в остальных случаях

    -щик после остальных согласных

    Примечание. В некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется:-щик-: асфальт – асфаль- щик , процент- щик .

    -ышк в существительных среднего рода

    -ушк в словах мужского и женского рода

    -юшк в словах всех трех родов

    Правописание суффиксов, определение которых не представляет особого труда

    пишется только –и-

    после мягких согласных и шипящих

    после твердых согласных

    широконький, мягонький, плохонький

    Суффиксы –к- и –ск-

    Если прилагательные имеют краткую форму с –ок-:

    близкий близок

    узкий узок

    Во всех остальных случаях:

    –ц- :

    немецкий немец

    Если образованы от существительного с основой на –к\ц:

    ис основой на –ч\-ц: ткацкий ткач

    Если суффикс –н- не выделяется:

    юный, пряный, пьяный, рдяный, румяный

    Если есть н в основе + суффикс –н-:

    конный, санный, сонный, длинный, глубинный

    если прилагательные образованы от имен существительных на –мя: временный и временной, пламенный, племенной, семенной, именной, стременной

    Правило суффиксов ец иц

    Суффиксы существительных в русском языке

    Правила написания суффикса.

    Исключения и примечания.

    полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

    мам-еньк (а), пап-еньк (а)

    горош-ин(а) – горош-ин-к (а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к (а), солом-ин(а)-солом-ин-к (а)

    снеж-инк (а), пуш-инк (а)

  • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):

    Ь на конце:

    вишня (вишен)-виш-енк (а), сосна (сосен) –сос-енк (а)

  • Пишется после шипящих под ударением:

    волк – волч-Онок ()

    ключ-ик – ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

    Пишется без ударения:

    Пишется под ударением:

    волч-Ок , кулач-Ок

    письмо – письм-ец (О), ружье – ружь-ец (О);

    лестница – лестнич-к (а), луковица – лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

    семя – сем-ечк (о), ложка – лож-ечк (а), утро – утр-ечк (о),

    в именах собственных:

  • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
  • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :

    развед-чик , лет-чик , подпис-чик , смаз-чик , перебеж-чик ; развед-чиц (а), подпис-чиц (а)

    Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

    кабак – кабат-чик , добыча – добыт-чик

  • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
  • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):

    смен-щик , халтур-щик , дрессиров-щик .

    т пишется –щик-:

    процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

  • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
  • Пишется только под ударением:

    мор-ячк (а), сибир-ячк (а)

  • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
  • Пишутся в словах всех трех родов:
  • ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

    в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

    После суффикса пишется:

    окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

    окончание –А (в сущ. ж.р.):

    силищ А, ручищ А

    ня

    кухоньк а (кухонь), няньк а (нянь), песенк а (песен)

    грузин-к (а), артист-к (а)

  • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
  • Один из самых активных суффиксов:

    лес-ник , школь-ник , уче-ник , суббот-ник

    шир-ин (а) от ширь,

    Правописание суффиксов «ец» - «иц» (разработка урока)

    Урок открытия детьми новых знаний по теме «Правописание суффиксов иц-ец построен в соответситвии с технологией деятельностного метода. Включает в себя выдвижение проблемы, задание на пробное действие и постановку учебной задачи. В результате обучающиеся смогут самостоятельно вывести алгоритм написания слов с данными суффиксами.

    Просмотр содержимого документа
    «Правописание суффиксов «ец» - «иц» (разработка урока) »

    Предмет: Русский язык

    Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

    Тема: « Правописание суффиксов –ец- и -иц-»

    Цель : Создать условия для формирования умения грамотно писать слова с суффиксами –ец- и –иц-.

    Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ец- и–иц-, способствовать развитию орфографической зоркости.

    Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

    Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

    ЛичностныеУУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

    Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,

    проговаривать последовательность действий на уроке,

    учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

    Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

    Находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

    1.Вхождение в деятельность. Стих. « Суффикс это интересно »

    Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

    3.Актуализация знаний. Повторение.

    Суффикс – это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для образования новых слов).

    В написании суффиксов… Почему?

    Есть суффиксы, которые…

    Правила о написании суффиксов…

    Обобщение о повторении.

    4. Выдвижение проблемы. Задание на пробное действие.

    Вот, ребята, какие суффиксы вы знаете и умеете писать.

    А как вам, кажется, вы уже все знаете о правописании суффиксов?

    Вставь нужную букву. 1 минута

    Почему у нас получились разные ответы?

    Кто не знает, какую букву нужно вставить в слова?

    Почему у нас возникло такое затруднение?

    Мы не знаем правило о написании суффиксов.

    5.Постановка учебной задачи.

    Какие же цели мы перед собой поставим?

    Узнать правило правописания суффиксов

    Научиться писать слова этими суффиксами

    Кто из вас догадался, какая тема урока?

    Тема урока: Правописание суффиксов –ец- и -иц-.

    6.Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания»

    Как спланируем свою работу по этой проблеме. Что будем делать сначала? Что потом?

    Я предлагаю понаблюдать за словами, которые я выписала из словаря.

    девица, старец, мудрец, дачница, певица, братец

    Распределите слова на 2 группы.

    Найдите общий признак каждой группы.

    Сделайте обобщение, вывод.

    Посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили?

    Какой общий признак у имен существительных первого столбика?

    А теперь посмотрите на слова второго столбика. Что вы заметили?

    Какой общий признак у имен существительных второго столбика?

    Какой признак определяет написание суффиксов –ец- и –иц-?

    - Род имен существительных.

    Кто может сделать вывод. Когда пишется суффикс –ец-, а когда - -иц?

    А теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника.

    Наш вывод совпал с правилом?

    Расскажите правило друг другу.

    Кто сможет рассказать вслух?

    Это правило можно представить в виде алгоритма. –Какой первый шаг.

    Уточнить понимание учащимися поставленных задач и плана работы.

    Мы узнали, когда пишется суффикс–ец-, а когда - -иц-?

    А теперь, что нам нужно сделать?

    (Обращаемся к целям)

    2) Определяю род.

    3) Если м.р., то -ец-

    Если ж.р ., то -иц-

    8. Первичное закрепление. Тренировка в написании слов

    Составление пиктограммы по правилу.

    Во дворе я увидел большую луж…цу. Водичку из неё пила кур…ца. Петух-любим…ц клевал зерно.

    9. Контроль и оценка знаний.

    Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

    Смогли мы её достичь?

    Где нам пригодится умение писать суффиксы –ец- и –иц-?

    11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

    § 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и , пишется, согласно с произношением, по общему правилу ы , например: розыск , предыдущий , возыметь , изымать (но: взимать, где произносится и ), подытожить , безыскусственный , сызнова , безыдейный , безынициативный , безынтересный , сымпровизировать , надындивидуальный , предыстория .

    Но пишется и :
    § 17. Следует различать суффиксы существительных - ик (- ник , - чик ) и - ек . Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик - столика , дворник - дворника , стаканчик - стаканчика , но: ножичек - ножичка , овражек - овражка , барашек - барашка .
    § 18. Следует различать суффиксы существительных - ец - и - иц - :
    У существительных среднего рода известен также суффикс - ц - с беглым е , которое появляется в родительном падеже множественном числе, например: блюдце (блюдец) , щупальце (щупалец) .

    Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом - ец - следует отличать написания слов заяц и месяц .

    § 19. Следует различать суффиксы - ечк - и - ичк - .
    Суффикс - ечк - пишется:
    Суффикс - ичк - пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом - иц - , например: лестница - лестничка , пуговица - пуговичка , ножницы - ножнички .
    § 20. Следует различать правописание - инк - и - енк - в существительных:

    Пишется - енк - также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка , француженка , черкешенка , монашенка ; так же пишется слово лесенка .

    § 21. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е , например: берёзонька , липонька , бабонька , Веронька , Лизонька , лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька , Оленька , Марфенька , Сереженька , Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька , ноченька ; также волосоньки (но не «волосыньки»).

    Однако в словах заинька , паинька , баиньки пишется -инька (-иньки ) , а в существительных, образованных от слов на -ыня , пишется -ынька , например: милостынька (от милостыня).

    § 22. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имён существительных с суффиксами - ушк - , - юшк - и - ышк - , - ишк - и др.:

    Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами - ышек - , - ушек - , - ешек , например: колышек , воробышек и воробушек , хлебушек (также хлебушко ), камешек и камушек , краешек . Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом - юшк - , например: горюшко , полюшко , морюшко .

    О различении - ишка и - ишко см. § 39.

    Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс - ишк - (- ишка , - ишко ) , вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка , сараишко , платьишко , именьишко , шинелишка (ср. плутишка , воришка , дворишко , пальтишко ).

    § 23. Следует отличать существительные с суффиксом - атай , склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом - ат - и окончанием - ый , склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай - ходатая , ходатаи , ходатаев , но: вожатый - вожатого , вожатые , вожатых .
    § 24. От суффикса прилагательных - ев - (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс - ив - (милостивый, ср. ленивый) с его производными - лив - и - чив - , например: придирчивый , заносчивый , заботливый , словоохотливый .
    § 25. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс - ян - (после шипящих - ан - ) , если ударение стоит после суффикса, например: земляно́й , травяно́й , жестяно́й , костяно́й , нефтяно́й , вощано́й , платяно́й , дровяно́й .
    Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется - ян - (после шипящих - ан - ), в других - - енн - (что устанавливается в словарном порядке), например: гли́няный , ко́жаный , сере́бряный , ве́тряный (ветряная оспа, мельница), ма́сляный (масляная краска) при клю́квенный , соло́менный .
    В прилагательных, образованных при помощи суффикса - н - от основ на -мен- (именительный падеж единственное число на -мя ), пишется -енн- , например: временный (время, времени), пламенный , племенной , семенной , стременной . (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный .)

    § 26. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс - ан (н ) - , - ян (н ) - , если соответствующий глагол оканчивается на - ать ( -ять ) , и суффикс - ен (н ) - , если соответствующий глагол оканчивается на -еть , -ить , на - ти (- ть ) после согласных, на -чь , например: привязанный , вязанный (причастие), вязаный (прилагательное), увиденный , израненный , раненный (причастие), раненый (прилагательное), намасленный , выведенный , остриженный , настоянный , расковырянный , расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный , мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный , веяние , крашеный , крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (существительное), валяный (но: валенки).

    Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный : выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять , мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить , мучить , на -енный : меренный , мученный (ср. измеренный , измученный и т. п.).

    § 27. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

    О спряжении глаголов см. § 44 .

    Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом - им - .

    Примечание 2. От глагола брезжить действительное причастие пишется брезжущий .

    § 28. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный , пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н , например: спокойный - спокоен , знойный - зноен , буйный - буен , прямолинейный - прямолинеен .

    Но от достойный краткая форма - достоин (достоинство), однако причастие - удостоенный , удостоен (от удостоить, по § 26).

    § 29. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский , группируются по написанию следующим образом:

    Прилагательные оканчиваются на - инский :

    Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на () , в соответствии с прочно установившейся традицией сохраняют написание с -енский , например: пре́сненский (Пресня), пе́нзенский (Пенза).

    § 30. В прилагательных на -чий , образованных от существительных на -шка , перед ч пишется е в положении не под ударением, например: стару́шечий , куку́шечий , ко́шечий , лягу́шечий , индю́шечий , но известны и образования на -ачий с ударяемым а , например: коша́чий , лягуша́чий , индюша́чий .
    § 31. В числительных собирательных четверо , пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный , пятеричный и т. д. перед р пишется е .
    § 32. В суффиксах степеней сравнения в неударяемом положении всегда пишется е , например: громче , старше , краси́вее (краси́вей ), краси́вейший .
    § 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределённой форме на -вать , необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы:

    Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́ ):

  • затмева́ю - затмева́ть ,
  • застрева́ю - застрева́ть ,
  • намерева́юсь - намерева́ться ,
  • обурева́ет - обурева́ть ,
  • продлева́ю - продлева́ть ,
  • растлева́ю - растлева́ть ,
  • увещева́ю - увещева́ть .
    § 34. В суффиксах однократных глаголов на -ану́ть пишется а , например: долбану́ть , стегану́ть , садану́ть .

    В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о .

    § 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть , например: леденеть , костенеть , деревенеть , остервенеть , остолбенеть , оцепенеть ; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить , например: леденить , окровенить и др.

    § 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на , например: обессилеть , обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть , опостылею (стать постылым), выздороветь , выздоровею (стать здоровым) от соответствующих им переходных глаголов с основой на , например: обессилить , обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить , ослаблю .

    § 4. А. Если после ж , ч , ш , щ произносится под ударением о , то буква о пишется:

    «Наличие этих правил - вынужденная необходимость, вызванная особым положением шипящих и ц в системе фонем русского языка (их непарностью по мягкости-твёрдости). Слоговой принцип русской графики не в силах продиктовать здесь написание ё или о

    В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

  • В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
  • В суффиксах:
    1. а) имён существительных:
      • - ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок;
      • - онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
      • - онк -а , например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
      • б) имён прилагательных:
        • - ов - , например: ежовый , грошовый , парчовый , холщовый ;
        • - он (с беглым о ), например: смешон ;
        • в) наречий, например: свежо , горячо , общо .
        • В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок , -он , например: кишок , княжон .
        • В словах (и в производных от них): обжора , крыжовник , жом , трещотка , трущоба , чащоба , чокаться , чопорный , Печора , шов , шорох , шоры , в именах существительных: изжога , ожог , поджог (ср. написания с -ёг в прошедшем времени глаголов: изжёг, ожёг, поджёг); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть , зажора зажор ), жох , ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»), наречие чохом .

    Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон , мажор , шомпол - шомпола , Чосер (фамилия), но: жест , планшет .

    О букве ё см. также § 10.

    Б. Во всех прочих случаях после ж , ч , ш , щ под ударением пишется буква ё , хотя и произносится о , а именно:
    1. В глагольных окончаниях - ёшь , - ёт , - ём , - ёте , например: лжёшь , лжёт и т. д., печёшь , печёт и т. д.
    2. В глагольном суффиксе - ёвыва - , например: затушёвывать , перекочёвывать , также затушёвывание , перекочёвывание .
    3. В суффиксе отглагольных существительных - ёвк - ,
      например: перекочёвка , размежёвка .
    4. В суффиксе существительных - ёр - , например: дирижёр , ретушёр , стажёр , ухажёр .
    5. В суффиксе причастий страдательного залога - ённ - (- ён - ) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый , напряжён , напряжённость , напряжённо ; отрешённый , отрешённость ; размягчённый , размягчённость ; упрощённый , упрощённость ; учёный , учёность ; толчёный ; жжёный , жжёнка .
    6. В словах, в корне которых под ударением произносится о , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), жёрдочка (жердей); дешёвый , дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка , решётчатый (решето), кошёлка (кошелёк), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело), чёрт (чертей), чёрный (чернота), чёт (нечет), чечётка (чечет), отчёт , счёт (вычет, вычесть), чёрточка (черта), печёнка (печень), бечёвка (бечева); щётка (щетина), щёлкать (щелчок), пощёчина , щёки (щека); в корнях глагольных форм: сжёг , поджёг , сжёгший , поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать).
    7. В предложном падеже местоимения что : о чём , на чём , а также в словах причём , нипочём .

    Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

    § 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с :
    Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на с возвратной частицей -ся , например: спасся , нёсся .

    Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать .

    § 39. Существительные мужского рода с суффиксами - ушк - , - юшк - , - ишк - , - ышк - , обозначающие предметы одушевлённые, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в именительном падеже единственном числе на , например: дедушка , батюшка , мальчишка , старичишка , человечишка , соловушка , нянюшкa , ручишка .

    Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевлённые, а также все существительные среднего рода имеют в именительном падеже единственном числе после этих суффиксов окончание , например: хлебушко , дворишко , перышко , пальтишко .
    В окончании именительного падежа единственного числа одушевлённых существительных мужского рода после суффиксов - к - и - л - пишется -а- , например: гуляка , запевала , верзила , объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила , Кирила , Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

    Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко , Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo , Михайло Ломоносов .

    § 54. Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ , а в каких шч , или жч , или сч , или зч , или стч , или здч , надо уяснить себе состав слова.
    Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щётка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать), площе (ср. плоско), погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).
    Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.
    Пишется шч , жч , сч , зч , стч или здч :

    Примечание. В словах счастье , песчаный пишется сч .

    § 61. Двойное н пишется в суффиксах - енн - , - онн - прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный , болезненный , клюквенный , искусственный , внутренний , ведренный , свойственный , обеденный , революционный , позиционный .

    Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н , но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный , подветренный ).

    Прилагательные с суффиксом - ян - (- ан - ) , образованные от существительных, пишутся с одним н , например: волосяной , дровяной , глиняный , кожаный .
    Прилагательные деревянный , оловянный , стеклянный пишутся с двойным н .
    С одним н пишется суффикс - ин - в прилагательных, например: соловьиный , куриный , гостиный , а также в существительном гостиница .
    § 99. Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, мифологических существ и т. п. (см. §§ 95- 98) :

    Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:

    Примечание 2. Наречия, образованные от индивидуальных названий людей, всегда пишутся со строчной буквы, например: по-пушкински , по-суворовски .

    Значение, которое придает суффикс слову.

  • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:
  • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:
  • заря – зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

    за-иньк (а), ба-иньк (и), па-иньк (а)

    • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:
    • Уменьшительно-ласкательный.
    • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):
    • беж-енк (а), монаш-енк (а), неж-енк (а), нещ-енк (а), француж-енк (а)

      Пишется в существительных, образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

    • Придает оттенок пренебрежения
    • -онк- пишется после шипящих под ударением:
    • душа – душ-Онк (а)

    • Используется при обозначении детенышей животных.
    • Пишется после шипящих под ударением:
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):
    • замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

      Пишется без ударения:

      кусОч-ек , оврАж-ек

    • Пишется под ударением:
    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
    • Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

      молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):
    • кресло – крЕсл-иц (е), масло – мАсл-иц (е);

      Пишется у существительных женского рода:

      метель – метел-иц (а), красав-иц (а)

    • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц:
    • в остальных случаях (не от слов с суффиксом –иц-):
    • в именах собственных:

      Кол-ечк (а), Юл-ечк (а).

      Образует существительные со значением лица.

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :
    • Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

    • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):
    • Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    • Пишется только под ударением:
    • уменьшительно-ласкательное значение (иногда с пренебрежением)
    • Пишется в словах среднего рода:
    • солн-ышк (о), дон-ышк (о)

    • Пишется в словах мужского и женского рода:
    • хлеб-ушк (о), кум-ушк (а)

      бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);

      После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

        в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

      в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А:

    • Придает увеличительное значение.

    дом – дом-ищ (е), друг – друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

    После суффикса пишется:

      окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

    домищ Е, мужичищ Е

    окончание –А (в сущ. ж.р.):

  • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:
  • В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

  • Один из самых активных суффиксов:
  • Пишутся с буквой И

    крив-изн (а) от кривой),

    нов-изн (а)(от новый)

    глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

    больш-инств (о) (от большой), старш-инств (о) (от старший)

    Правило суффиксов иц ец

    Во всех родах с увеличительным значением (окончание –е – м.р. и ср.р., -а – ж.р.

    Домище, носище, скукотища

    Упражнение № 5. Образуйте существительные с суффиксом –ищ-, согласуйте их с прилагательными, определите род.

    Определите разряд прилагательных .

    УШК- пишется в существительных мужского и среднего рода. -ЮШК- — в существительных всех трёх родов с мягкой основой -ЫШК- пишется в существительных среднего рода -ИШК- — во всех родах со значением пренебрежительным

    Дядюшка, полюшко, волюшка Пёрышко, солнышко

    Упражнение № 6. Образуйте существительные с суффиксами –ушк-, -юшк-, –ышк-, ишк- составьте с ними словосочетания.

    Выпишите слово с проверяемой согласной в корне слова _______________________

    Суффиксы -ОСТЬ-, -ЕСТЬ-, -АРЬ—ТЕЛЬ-, входят в состав абстрактных существительных со значением качества, свойства, признака.

    Упражнение №7. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами –ость-, -есть-, -арь-, -тель-, разберите их по составу.

    Примеры для орфографической разминки:

    Камен_ик, газет_ик, приём_ик, набор_ик, объез_ик, учёт_ик, пулемёт_ик, бан_ик, водопровод_ик, бетон_ик, набор_ик, фонар_ик, буфет_ик, контор_ик, проход_ик, гардероб_ик, ответ_ик, растрат_ик, донос_ик, экскаватор_ик, зимов_ик, сортиров_ик, сталепрокат_ик, автомат_ик, перевод_ик, чугунолитей_ик, инсцениров_ик, лазут_ик, смёт_ик, укат_ик, настрой_ик, маслобой_ик, корректиров_ик, фальшивомоне_ик, совет_ик

    Суффикс -иц- в существительных. Примеры

    С суф­фик­сом -иц- и окон­ча­ни­ем ука­жем суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода. Приведем при­ме­ры слов сред­не­го рода с суф­фик­сом -иц- и окон­ча­ни­ем .

    Словообразовательный суффикс -иц-

    С помо­щью суф­фик­са -иц- обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода от одно­ко­рен­ных слов муж­ско­го рода:

  • импе­ра­тор - импе­ратр иц а;
  • царь - цар иц а;
  • негод­ник - негодн иц а;
  • поме­щик - помещ иц а;
  • послан­ник - посланн иц а;
  • посто­я­лец - посто­ял иц а;
  • кор­ми­лец - кор­мил иц а;
  • чтец - чт иц а.
  • Названия самок живот­ных и птиц обра­зу­ют­ся так­же от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода:

  • орел - орл иц а;
  • лев - льв иц а;
  • тигр - тигр иц а;
  • вер­блюд - вер­блюд иц а;
  • буй­вол - буй­вол иц а;
  • мед­ведь - мед­вед иц а;
  • волк - волч иц а.
  • В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода, назы­ва­ю­щих ряд живот­ных и птиц, про­сле­жи­ва­ет­ся этот же сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс:

  • кур иц а
  • кун иц а
  • син иц а
  • лис иц а
  • От основ при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фикс -иц- обра­зу­ют­ся одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода:

    • баг­ря­ный - баг­рян иц а;
    • раз­ный - разн иц а;
    • вет­ре­ный - вет­рен иц а;
    • мок­рый - мокр иц а;
    • кис­лый - кисл иц а;
    • суше­ный - сушен иц а;
    • овся­ный - овсян иц а;
    • пуд­ре­ный - пуд­рен иц а;
    • воль­ный - вольн иц а;
    • горь­кий - горч иц а.
    • Примеры существительных с суффиксом -иц-

      Укажем суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с суф­фик­сом -иц- и окон­ча­ни­ем :

      Оценочный суффикс -иц-

      Суффикс -иц- при­да­ет суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода уменьшительно-ласкательное зна­че­ние:

      Суффикс -иц- име­ет это же зна­че­ние в соста­ве суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, име­ю­щих окон­ча­ние -е:

    • варе­нье - варе́ньице;
    • поме­стье - поме́стьице;
    • крес­ло - кре́слице;
    • мас­ло - ма́слице;
    • собра­ние - собра́ньице;
    • селе­ние - селе́ньице;
    • жела­ние - жела́ньице;
    • созда­ние - созда́ньице;
    • зда­ние - зда́ньице;
    • уте­ше­ние - утеше́ньице;
    • пла­тье - пла́тьице.
    • Написание суффиксов -иц- и -ец-

      Поставив уда­ре­ние в про­из­вод­ных сло­вах, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся оце­ноч­ный суф­фикс -иц- , убе­дим­ся, что оно нахо­дит­ся перед суф­фик­сом.

      Это напи­са­ние без­удар­но­го суф­фик­са -иц- мож­но запом­нить так: если сло­во име­ет окон­ча­ние , то в суф­фик­се, напро­тив, пишет­ся бук­ва «и «.

    • солень е - солень и ц е;
    • имень е - имень и ц е.
    • Отличаем суф­фикс -иц- от без­удар­но­го суф­фик­са -ец- суще­стви­тель­ных сред­не­го рода.

    • ружьё - ружь е ц о́ ;
    • бельё - бель е ц о́ ;
    • копьё - копь е ц о́ ;
    • паль­то - пальт е ц о́ ;
    • пись­мо - письм е ц о́ .
    • Если в сло­ве удар­ное окон­ча­ние , то в суф­фик­се -ец- пишет­ся бук­ва «е» .

      • Патент на породу животных С введением в действие с 1 января 2008 г. четвертой части ГК РФ, наряду с ранее исключенными из охраны в качестве изобретений породами животных, не будут выдаваться патенты на изобретения, относящиеся к […]
      • Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям № 138-ФЗ Закон, согласно которому многодетным семьм будут бесплатно выделяться земельные участки для ведения подсобного хозяйства или строительства жилья, Дмитрий Медведев […]
      • Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Виды законов в РФ Закон - нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий […]
      • Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным […]
      • Правила баскетбола 2017 - правила игры в баскетбол с последними изменениями Здравствуйте, уважаемые посетители сайта basketball-training.org.ua! Как говорит статистика поисковых систем Yandex и Google, очень часто в строку поиска вводится […]
      • Как используется стаж для расчета процента оплаты больничного листа? Стаж для расчета больничного листа является ключевой величиной при определении суммы страхового пособия, причитающегося работнику за период его временной […]
      • Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН) Отправить на почту Единый налог при упрощенной системе налогообложения - его уплата в некоторых случаях предполагает снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. На чем можно и на […]
      • Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Коррекционная педагогика Презентация […]