Урок по теме личные местоимения. Личные местоимения. Работа по усвоению новых знаний

Тема: Личные местоимения.

Цели:

    - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; - познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; - упражняться в определении лица, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование:

Ход урока:

1.Орг. момент.

Эпиграф к уроку (на доске).

Учитель. Год 2015 объявлен годом русской литературы , не только в России, а ещё в 45 странах мира, где интересуются литературой и русским языком. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая историю, культуру, традиции своего народа, а также русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Георгиевича Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

2.Орфографическая минутка.

1) Запись дату урока. (на перемене)

2) Ручейку г. в.рила р. ка: (смайлики)

Ты узок, а я ш. рока!

Ты мелок, а я глубока!

Об одном позабыла река -

Что она нач. лась с ручейка.

Б) Объясните правописание орфограмм.

В) Чистописание оеиа. Закономерность Оеиа Еиао

Г) Антонимы.

Найдите противоположные слова по значению.

Запишите, девочки – ж. р., мальчики – м. р.

Какие слова получили? Как называются? Какой частью речи являются?

Какие еще части речи вы знаете?

3.Повторение изученного материала.

Учитель рассказывает стихотворение: (на доске)

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы, о чем это стихотворение? А как вы думаете, почему?

Какие из выделенных слов вам знакомы? (выделяем на доске)

Подумайте, о какой части речи сегодня будем говорить на уроке?

Что вы можете сказать о ней?

Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (отображение заметок)

Что такое местоимение?

Познакомиться с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").

Как оно изменяется?

Какую роль играет в предложении?

3. Изучение нового материала.

1) Что такое местоимение? (опустить экран)

Понаблюдаем за предложением. (Он вбежал на веранду .)

Можем ли мы знать кто вбежал на веранду? (врач, мальчик)

Сравните. (вторая часть предложения)

Теперь нам становится понятным, кто вбежал на веранду.

Какое слово заменили местоимением? Какой частью речи является это слово?

Местоимение он не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимения – слова, которые занимают место имени существительного. (слайд Жабаровский)

Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа , 2 группа - местоимения множественного числа. Запишите 1вариант - первую группу, 2вариант - вторую группу.

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

Куда вы идете?

Кого мы ждем?

Проверка –круги.

4.Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т. Собакин)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымится рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

3. Изучение нового материала (продолжение)

5) Местоимения в речи.

У.-А теперь вспомните, какие ещё цели мы ставили в начале урока.

Д.- Надо понять, зачем мы в нашей речи употребляем местоимения.

У.-Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить следующую работу.

На доске записан текст.

Ночью выпал снег . … покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга . … подняла в воздух лёгкие снежинки . … закружились в воздухе.

У.-Как вы думаете, в чём заключается задание?

Д.- Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

Взаимопроверка.

Один читает, остальные друг у друга проверяют.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

4. Закрепление нового материала

У.-Переходим к «весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Хитрые вопросы.

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Какое местоимение составлено из двух предлогов? она

Сколько личных местоимений в слове семья?

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? ямы

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. тыква

Первый слог – личное местоимение. Второй и третий– синоним к слову несчастье, горе. Вместе – доносчик, клеветник. ябеда

За какое местоимение нужно спрятать букву Ц чтобы получилось названия животного. заяц

Первый слог - личное местоимение. Второй - детская болезнь.

А вместе - тот предмет, который корабль выбрасывает, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен. (Я – корь)

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

5. Итог урока. Радуга.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн. ч.

Последний цвет радуги откроем на следующем уроке, и узнаем еще одну особенность местоимения.

6. Рефлексия. Одним словом

Уч-ся необходимо выбрать 3слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Корнеевка»

Разработка урока русского языка

В 6 классе

Подготовила учитель русского языка

И литературы

Белякова Г.А.

Тема: Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

Цели урока:

Обучающая цель : закрепить умения и навыки учащихся по

Определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание местоимений.

Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.

Оборудование: 1. Выставка книг «Стихотворения русских поэтов о

Природе» (19-20 вв).

2.Рисунки с изображением личных местомений.

3. Карточки с заданиями.

4. Репродукции картин о природе.

5. Рисунок «Местоимения»

План конспекта урока

1. Оргмомент (1)

2. Проверка домашнего задания. (2)

3. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями. (10) 4. Работа с местоимением «Я». (2)

5. «Найдём и исправим ошибку. (4)

Физминутка (1)

6. Дифференцированная работа в группах. (5)

7. Поэтическая минутка. (4)

8. Синтаксический разбор предложений. (5)

9. Устная работа со стихотворением (коллективная работа). (3)

10. Составление и разгадывание загадок. (3)

11. Итоги урока:

А) Вывод.

Б) Оценки.

В) Домашнее задание.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,

Сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Вам нужно было выписать из учебника литературы предложения с личными местоимениями. Прочитайте, какие предложения вы выбрали.

3. Объявление темы и целей урока.

Ребята, мы сегодня с вами побываем в стране, где живут местоимения, узнаем, какое участие они принимают в нашей речи, каким законам правописания подчиняются, выясним значение слова» Прономен». Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе:

… Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

Озаряя, высвечивают все уголки родного

Языка..

Откройте, тетради, запишите сегодняшнее число.

Теперь нам нужно будет узнать, что обозначает слово PRONOMEN.

Посмотрите на предложения.

1. Скоро она вступит в свои права.

(Скоро весна вступит в свои права).

2.Такая погода продержалась недолго.

(Дождливая погода продержалась недолго).

3. Через несколько дней засияет солнце.

(Через два дня засияет солнце).

Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?

А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

(Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение ОНА

Существительным, подобрать прилагательное и числительное, более точно характеризующие существительное).

Хорошо. А теперь отложите ручки и послушайте рассказ Януша Корчака.

« Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово--- КТО? Постучат в дверь, ты спрашиваешь:

«Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?» А тот всё отвечает: «Нет! Нет!»

И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?» и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.»

Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного?

Какое значение имеют местоимения?

Итак, теперь, наверно, понятно, почему PRO- NOMEN сочетание слов « вместо имени». Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть:

« Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты..»-- это говорит король этой страны. Давайте угадаем, как его зовут.

Слушайте внимательно стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика» и записывайте местоимение «Я» и его формы.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво- наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно, Именительный ---

Это я и только я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж Родительный

Для кого? А для меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки. Дательный ----

Это значит --- только мне.

Не смотрите подозрительно, --

У меня родня --- броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворён совсем не мной.

Ждёте, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного

Хватит с вас и так вполне.

Какие местоимения здесь склоняются?

Как зовут короля? (Я).

К какому разряду относятся записанные вами местоимении? (К личным).

4. Работа с местоименим «Я».

Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» - буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз ---Я.

Вывод: Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова просклоняли его.

Но оно (местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:

Дружные – МЫ

Дружелюбный –ТЫ

Вежливые -- ВЫ (вы)

Неотразимая -- ОНА

Всегда печальное – ОНО

Великолепный --- ОН

Неразлучные -- ОНИ.

(Работа с рисунками)

Все они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто- нибудь произносит или пишет их неправильно. Поэтому сейчас мы:

5.Найдём и исправим ошибку в их употреблении .

Обозначим род, число. Падеж правильно употреблённых местоимений.

Пользоваться нею -- ею (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им -- с ним (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили -- без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у него -- у него (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей -- к ней (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему -- к нему (3 л. М.р. Д.п.)

Какая особенность проявляется у местоимений 3-его лица в косвенных падежах? (У них появляется после предлогов Н).

ФИЗМИНУТКА

6. Дифференцированная работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.

1-й уровень.

Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:

Я (кто?) – И.п.

Мне…, мной…, обо мне…, мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,

Тобой…, тебе.

2-й уровень:

Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:

1 ) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3-й уровень:

Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время? (времени)

На (н) его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую (себя) как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья. (их)

Говорить с (н) им бесполезно.

Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении

Заданий?

7. Поэтическая минута

Русские поэты часто использовали личные местоимения в своих произведениях для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица. Послушайте стихотворение А.А. Фета о милой нашему сердцу весне.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно, радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижима, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты – благодатная тайна моя.

Не только поэты отмечали неповторимую прелесть весны. Но и художники часто обращались к ней. Посмотрите на эти иллюстрации.

8. Синтаксический разбор предложений

(Отрывки из стихотворений русских поэтов) по вариантам.

1 . А теперь поработаем над предложениями . Запишите на доске и в тетрадях предложения, сделайте синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставьте в нужном падеже.

Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд.

Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с ней и солнце краше, и весна милей!

2. Индивидуальная работа в тетради .

Запишите предложения, определите, каким членом предложения являются личные местоимения. Выполните фонетический разбор.

Что с нею, что с моей душой?

… С ручьём, она – ручей,

И с ним журчит привольно …

9. Устная работа со стихотворением

(коллективная работа)

А теперь обратимся к самому важному в жизни человека -- любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы» (на доске). Определите число, падеж, лицо местоимений в тексте.

Учись у них-у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!...

И за сердце хватает холод лютый;

… Они стоят, молчат, молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений;

Опять теплом и жизнию дыша…

Чему нужно учиться у природы?.

(Стойкости, выживанию. У неё главное свойство- отдавать всё, что у неё есть. Природа никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы).

10. Составление и разгадывание загадок.

А сейчас мы с вами отдохнём. Каким образом? Составим загадки из слов

(на доске).

Не спит, она, то полна, то стройна, по ночам.

То полна, то стройна

По ночам не спит она . (Луна)

11. Выводы по уроку:

А) Итак, ребята, мы ещё раз убедились в том, что личные местоимения помогают украсить нашу речь, точное выразить мысли.

Б) Домашнее задание.

Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

Предварительный просмотр:

Занимательные элементы устной работы на уроках русского языка

Среди основных предметов школьного курса наиболее сложными являются математика и русский язык, т. е. именно здесь, начиная с 1 класса, отрабатываются и закрепляются навыки письма, грамотности, правильности оформления работы . И далеко не у всех учеников высокая успеваемость по этим предметам. Причины можно назвать разные. Главное, по-моему, в недостаточности устной работы на этих уроках, особенно на уроках русского языка.

Часто бывает, что дети, хорошо занимающиеся по литературе, истории, географии плохо усваивают русский язык. Удивительно, что ученик с отличной памятью, способный вполне логично размышлять, делать выводы, не может полноценно работать на уроках русского языка. Дело в том, что, начиная с начальной школы и продолжая в средней школе, у ребенка появляется и закрепляется «комплекс» русского языка. Боязнь сделать на уроке что-то не так постепенно перерастает в страх перед самим уроком, тем более, если он письменный. И этот комплекс давит на психику ребенка на протяжении целых десяти лет.

А все дело в огромном объеме письменной работы на уроках русского языка. И ученик начинает воспринимать предмет как нечто массивное, тяжелое, страшное и нет возможности как-то по-другому взглянуть на русский язык.

Если спросить у детей, кто любит русский язык, то таких будут единицы. И это дети с врожденной, природной грамотностью. Им совершенно не трудно вставить пропущенную букву, даже не зная правила, определить, одна или две буквы Н пишутся в суффиксах прилагательных или причастий, какие слова пишутся раздельно, а какие через дефис. Этим детям легко на уроке, поэтому они положительно относятся к предмету.

Но большинство детей в школе не имеют таких способностей,

И для них урок русского языка сопряжен с переживаниями.

И здесь, как я думаю, необходимо чаще использовать на уроках занимательные элементы устной работы. Конечно, русский язык-письменный предмет, но без устной работы он становится однобоким, массивным. И задача учителя на уроках русского языка с помощью устной работы показать, как он разнообразен, интересен. Главная цель учителя-повышение интереса у учащихся к русскому языку стоит рядом с задачей обучения грамотности.

Устная работа поможет ученику проявить себя с другой стороны, тем более,если учитель смог его заинтересовать.

Это можно сделать через игру. Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх перед уроком.

Для многих детей игра-это связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком.

Чем разнообразнее устная работа на уроке, чем больше различных приемов использует учитель, тем качественнее его урок.

Самое главное же в том, что разнообразие устных приемов способствует раскрепощению детей.

Существуют различные виды устной работы. Я остановлюсь на устных играх, которые применяю на уроке. Игра способствует повышению познавательной деятельности детей.

Устные игры могут использоваться как в средних, так и в старших классах.

Игра «Вставь букву».

Эта игра –разминка. Учитель предлагает ученикам слова, в которых они должны определить, какую гласную нужно вставить: а-о, и-е. Этот вид работы способствует закреплению знаний о правописании безударных гласных в корне слова, правописании окончаний глаголов и имен существительных, правописании корней с чередованием.

Косой, касаться, растение, оросить, приоткрыть, презабавный.

Зависите-зависеть.

После изучения темы «Синтаксис» провожу игру « Определи количество запятых» . Читаю предложение, дети устно определяют количество запятых в них или пишут тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Этот вид работы зависит от количества предложений, запланированных учителем, но не более 5 минут.

Следующий вид « Тест» Но не в письменном виде, а в устном. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы (а, б, в, г). Этот вид удобен тем, что позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока, как закрепление изученного материала.

Игра «Лишнее слово»

Эта игра применима к любой теме русского языка. Использовать можно ее абсолютно на любом этапе урока. Чаще всего я использую в середине урока, когда детям нужно отдохнуть после письменного упражнения. Игра рассчитана на 5 минут. Детям предлагаю несколько слов (3-5), они должны выбрать лишнее слово и записать его. Из десяти заданий хорошую оценку можно ставить за 8-10 правильных ответов. Например, большой, золотой, сухой, высокий, второй.

В огромном, десятом, старинном, страшном, узком.

Синий, лиловый, столетний, сотый, современный .

А эта игра «Набери больше очков» рассчитана на целый урок. Можно использовать как самостоятельную работу. Детям предлагаю самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2, 3 балла. Если ответил правильно, то получает соответствующий балл. Если ответил неверно, то получает ноль баллов. Вопросы задаются по очереди. Перед учениками заранее нарисована шкала: 12-15 баллов-«5», 7-11 баллов-«4», 3-6 баллов-«3», ниже 3 баллов-«2». За подсказки баллы снимаются. Вопросы на 1 балл- самые простые, на 2 балла средние, на 3 балла –трудные.

1 балл - Синтаксическая роль в предложении имен существительных.

2 балла - Как правильно написать гласные в суффиксах –ек, -ик.

3 балла- Правописание НЕ- с существительными.

А эта игру провожу обычно в конце года. Игра « Счастливчик» включает в себя 4 колонки: «Фонетика», «Морфология», «Пунктуация», «Синтаксис». В каждой колонке по 5-7 вопросов, в зависимости от класса, по этой теме. Вопросы не записаны, а только пронумерованы. Ученик называет тему и номер вопроса. Отвечает-получает жетон, не отвечает-садится, встает следующий и так пока все вопросы не будут озвучены.

Все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны,и их можно использовать при оценке знаний учащихся. Игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.

По-моему, главная роль устной работы на уроке русского языка-сближение самого предмета и ребенка. Устные задания, построенные в виде игры, помогут ребенку подружиться с предметом. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции.


Данная работа может быть использована на уроках русского языка для проведения самостоятельной работы учащихся 4 класса.

Цели: повторение и обобщение знаний по изученной теме.

Тема «Личные местоимения»

Работа № 1

1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

__________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

________

3. Напишите личные местоимения единственного числа

__________________________________________________________________

Работа № 2

1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

Тайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.

Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.

__________________________________________________________________

3. Напишите личные местоимения множественного числа.

__________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.

Ты, рябинушка, раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)

3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема"Склонение личных местоимений"

Работа № 1

1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.

Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.

И.п.____________________________ В.п. ____________________________

Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________

Д.п.____________________________ П.п._____________________________

От меня - _________________________________________________________

У тебя - __________________________________________________________

К нам - ___________________________________________________________

Вами - ____________________________________________________________

О нём - ___________________________________________________________

Работа № 2

1. Составьте и запишите предложение с местоимением 1-го лица множественного числа в Д.п.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица множественного числа.

3. Выпишите личные местоимения 3-го лица множественного числа.

Им, ими, ему, вам, они, о них, тебя, нас, мной, нами, мне.

Работа № 3

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

___________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.

И.п.__________________________________________

Р.п.__________________________________________

Д.п.__________________________________________

В.п.__________________________________________

Т.п.__________________________________________

П.п.__________________________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

Мне - ___________________________________________________________

От нас - _________________________________________________________

Тобой - _________________________________________________________

О вас - __________________________________________________________

С нами - ________________________________________________________

Работа № 4

1. Спишите. Замените выделенные имена существительные местоимениями. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

Охотник нашёл в лесу лисёнка . Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.

Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.

_________________________________________________________________________________

2. Составьте и запишите предложение с местоимением 2-го лица единственного числа в Т.п.

_________________________________________________________________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

У нас, к тебе, с тобой, о них, у неё, к вам.

Приложение

Вопросы теста по теме «Личные местоимения» (по вариантам)

I вариант

1.Местоимение - это часть речи, которая указывает на:

А) признаки, предметы, действия;

Б) количество, действия, предметы;

В) признаки, предметы, количество;

Г) действия, количество, признаки.

2.Укажите в предложении личное местоимение.

Сегодня радостно и мне.

А) первое слово; б)второе слово; в) третье слово; г) четвертое слово.

3.В предложении личные местоимения бывают:

А) определениями и подлежащими;

Б) сказуемыми и обстоятельствами;

В) подлежащими и дополнениями;

Г) обстоятельствами и дополнениями.

4.В предложении Ласточка с весною в сени к нам летит личное местоимение стоит в:

А) Тв.п. б) Р.п. в) В.п. г) Д.п.

5. В этом предложении местоимение 3 лица написано правильно

А) С им никто не хочет идти.

Б) Около ее все время кто –то находился.

В) О нем говорят только хорошее.

Г) Алексей рассказал мне про их.

6. Допущена ошибка в форме местоимения.

А) грущу по вам; б) скучать по вас; в) тосковал по вас; г) спросить у нее.

II вариант

1.Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их, это:

А) предлог; б) глагол; в) местоимение; г) имя прилагательное.

2.В предложении Бабушка рассказала ей сказку личное местоимение это:

А) Первое слово; б) второе слово; в) третье слово; г) четвертое слово.

3.Найдите группу личных местоимений.

А) его, мой, тебе, их;

Б) мой, твой, ваш, наш;

В) их, мне, его, тебя;

Г) мой, твой, тебе, тобой.

4.В предложении Сегодня в гостях у нас бабушка Маши личное местоимение стоит в:

А) Им.п. б) Д.п. в) Р.п. г) Тв.п.

5. В этом предложении местоимение 3 лица написано правильно:

А) Без его мне свет не мил.

Б) Петя много знал о насекомых и часто рассказывал мне про них.

В) Я приготовила сегодня для его вишневый торт.

Г) Рядом с им я чувствую себя спокойно.

6. Допущена ошибка в форме местоимения:

А) тоскуешь по нас;

Б) грустишь по вас;

В)узнал у ней; г) скучает по вас.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.