Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим. Банк игр по ознакомлению с окружающим миром. Игры по ознакомлению с флорой и фауной

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром


Изучение мира природы

Найди такой же листик

Познакомьте ребенка с понятием «листопад».

Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

Рассортируй листья

Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому-то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.

Что на что похоже?

Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. Например, шишка - на ежика, шляпка желудя - на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена - на лепестки цветов и т.д.
Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.

Осенний венок

Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.

Птицы и звери

Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). Точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.

Домашние и дикие животные

Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.

Кто летает?

Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) - ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать - ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).

Третий лишний

Можно предложить ребенку игру «третий лишний». Положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. Спросите, что тут лишнее. На первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).

Что в корзиночке лежит?

Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 - 2 штуки каждого вида). Пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. Можно ещё раскладывать в две миски - овощи и фрукты. Или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. Или ещё интереснее задание - «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.

Изучение мира предметов


Что в коробочке лежит?

В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

Транспорт

Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

Посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

Выбери предметы

На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Одежда и обувь

Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.

Одеваем куклу

Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима - то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).


Рассматривание сюжетных картинок

С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты - тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.

Приобщение к трудовой деятельности

Стирка

Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

Мытьё посуды

Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

Беседы по картинкам

Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Материал к занятию.

Идем в гости к Мудрой Сове

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространствен-

ное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал.

Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустар-

ники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,

северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обознача-

ющие детей.

Задание.

Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила:

1. В игре участвуют 5–6 детей.

2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка

игрока исключается из отряда.

6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направле-

нии и прийти на Совет жителей леса.

Алгоритм проведения

1. Педагог сообщает детям игровую задачу.

2. Читает детям письмо от лесных жителей:

«Дорогие друзья!

Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около

дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе

со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно

добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно

рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой

стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад

до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.

С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в про-

резь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, ю г, северо-восток, юго-запад и т. д.

4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.

5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по

карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:

«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса.

Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.

Собери растение

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал . Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

—Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

Дом для поросенка

Цель. Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома (выбор места, подготовка к строительству, заготовка стройматериалов и т.д.). Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать.

Материал. Сказка С. Михалкова «Три поросенка», карточки с изображением героев сказки, большая картина леса, «стройматериалы» (нарисованные и вырезанные из бумаги камни, солома, ветки), контуры домов, на которые будут наклеиваться «стройматериалы», клей- карандаш.

Задание . Построить дом каждому поросенку, рассказать о процессе строительства.

Правила

1. Принимать участие в игре могут 3 — 6 человек.

2. Работать по командам дружно, те, кто мешает продуктивной деятельности команды, приносит своей команде отрицательный балл.

3. Если команда самостоятельно, без напоминания педагога украсила свою постройку, территорию около нее, то ей даются дополнительные баллы.

4. Выигрывает та команда, у которой нет отрицательных баллов, которая справилась с заданием (аккуратно и красиво построила дом и смогла рассказать о процессе строительства).

Алгоритм проведения

1. Дети делятся на три команды по 2—3 человека.

2. Каждая команда выбирает одного из трех поросят: Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа или Наф-Нафа. Того, кому они хотели бы помочь построить дом.

3. Дети в командах советуются, где лучше расположить дом своего героя, планируют совместную деятельность.

4. Происходит процесс строительства.

Чудо-цветок

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае —о растении).

Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: на одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой — карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания

1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правила

1. Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть по очереди.

3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

— Все мы любим цветы —и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

— Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.

Приготовь зайку и белочку к зиме

Цель . Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к объектам природы.

Материал . Две картины, изображающие один и тот же лес в осенний и зимний период; набор зайчиков и белочек, которым предстоит смастерить одежду на зиму; заготовки одежды (шаблоны).

Задания

1. Выбрать, кому из зверей хотел бы смастерить одежду.

2. Подобрать нужную одежду и одеть зверька в зимний наряд.

3. Поместить его в лес.

Правила

1. Количество играющих 3—4 человека.

2. Играть вместе, не мешать друг другу.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу по теме.

— Дикие животные, которые живут в лесу, и домашние животные, которые живут рядом с человеком, к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние. Как вы думаете, почему? (Чтобы не замерзнуть в холодную зиму.)

— Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зайчики и белочки. (Показ.)

—Они просят, чтобы вы им подготовили одежду на зиму. Давайте, исполним эту просьбу.

2. Каждому ребенку педагог дает зайчика или белочку, заготовки одежды (шаблоны).

3. Когда дети выполнят все задания и поместят зверей в зимний лес, воспитатель задает им два вопроса:

— Как вы думаете, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник?

— Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?

4. При ответе на эти вопросы ребенок, который выбрал одежду для зайки или белочки ярких цветов (желтого, красного и т.п.), понимает свою ошибку. Ему предоставляется возможность ее исправить.

5. В конце игры подводится итог.

Строитель

Цель . Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о процессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т.д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксом -щик-, -чик- (каменщик, водопроводчик, крановщик и т.д.)

Материал. Картины, изображающие блоки, панели домов; картины с изображением машин, помогающих при строительстве домов; фла- нелеграф; отличительные карточки.

Задания

1. Отобрать механизмы и материалы из большого количества предложенных для постройки дома.

2. Установить последовательность постройки дома.

3. «Построить» на фланелеграфе макет дома с учетом всех особенностей строительства.

Правила

1. Количество играющих 4—5 человек.

2. За правильные ответы дети получают отличительную карточку.

3. Выигрывают те дети, которые активно вместе «строили» дом и имеют отличительные карточки.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Сегодня мы будем строителями. Будем строить дом. Из чего его можно построить? (Дети высказываются.)

— Кто строит дома? Как вы думаете, какие машины нам помогут?

2. Дети выбирают из предложенных машин (трактор, легковая машина, бульдозер, подъемный кран, автобус, грузовик и т.д.) нужные. Определяют последовательность строительства.

3. Педагог спрашивает у детей:

—Что нужно сделать перед началом строительства дома? (Расчистить площадку.)

— А потом? (Дети отвечают.)

4. Дети выполняют игровые действия. На фланелеграфе внизу установлена полоска коричневой бумаги, изображающая землю. Дети выбирают машины, необходимые для строительства. Бульдозер «едет» по этой полоске, разравнивает землю, подготавливает площадку для строительства, экскаватор «выкапывает котлован» (середина коричневой бумаги вынимается и вставляется черная полоска, символизирующая закладку фундамента). Устанавливается кран. Начинается монтаж «этажей», то есть установка блоков, панелей. Далее дети «устанавливают крышу». После завершения «строительства» идут «отделочные работы». Детям предоставляется возможность благоустроить площадку около дома («посадить» рядом с ним деревья, кустарники, цветы и т.д.).

5. В конце игры подводится итог.

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Людмила Миничева
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие по городу»

Дидактическая задача. Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровые правила. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия. Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мама с детьми, бабушка с корзинкой, студенты и т. д.); на других - труд людей (строителей, почтальонов, водителей, маляров и т. д.); транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл); здания и украшения города (почта, магазин - посудный, книжный, продовольственный, фонтан, сквер, скульптура).

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи, считалочки дети делятся на четыре группы по два-три человека. Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними.

Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро

поставили свои картинки. Игра повторяется, при этом необходимо заменить некоторые картинки.

«Чья одежда?»

Дидактическая задача. Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика и др.

Игровые правила. По рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям. За правильный ответ игрок получает фишку.

Игровые действия. Одевание кукол в рабочую одежду.

Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

Посмотрите, дети (на картинке летчик гражданского аэрофлота, можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворения из книги «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя -

Об этом расскажет вам книжка моя.

Воспитатель показывает картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и др.

Затем воспитатель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Воспитатель советует детям, как можно с ними поиграть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).

«Кому что нужно?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Игровые правила и игровые действия. Те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?». И говорит:

В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит воспитатель.

Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет,- говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих.

Воспитательница,- отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Похож – не похож»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, чем они похожи.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

Чем похожи ложечка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Дети играя, постепенно учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром «В прошлое куклы» (старшая группа) Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления с историей возникновения куклы. Интеграция образовательных.

Окружающий нас мир полон чудес. В нем столько неизвестного, удивительного. Перед нами стоит цель – развить интерес детей к тому, что нас.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» (подготовительная группа) Окружающий мир. Подготовительная группа. Тема. Зима. Цель. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как лесные звери готовятся к зиме» (старшая группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Как лесные звери готовятся к зиме». Программное содержание.

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Тема: «Почему наступает зима»? Старшая группа работающая по адаптированной.