Практикум "игры и занятия по развитию и коррекции эвс". Успехи современного естествознания Развитие эмоционально волевой сферы ребенка

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Введение

Проявления эмоционально-волевой сферы можно наблюдать у личности с раннего детства. Она меняется на протяжении всей жизни. Бесспорно, в детском возрасте прослеживается наиболее яркая динамика развития эмоционально-волевой сферы (а также других психических функций), однако ее развитие в другие возрастные периоды имеет не меньшее значение в становлении личности, а на некоторых возрастных этапах, в частности в старшем школьном возрасте, даже играет ведущую роль. Актуальность выбора темы реферативной работы также объясняется тем, что старший школьный возраст - это время перехода от детства к самостоятельности, к умению брать на себя ответственность и осваивать социальные роли, присущие взрослым. Идентичность человека формируются на протяжении всей жизни, но именно на старший школьный возраст припадает кризис идентичности, кторых должен завершиться переходом к взрослой жизни, освоением норм и правил общества. Познавая свои способности, личность выбирает свой жизненный путь, профессию. Если кризис минует благополучно, социум получит его одного полноценного члена, но если кризис затянется, или пройдёт с осложнениями, у личности могут сформироваться многие негативные черты, например, слабоволие, зависимость, нерешительность и др.

Исследование очерченной проблематики осуществлялось в работах Божович Л.И., Кона М.С., Ильина Э.П., Фельдштейна Д.И., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Лурии А.Р. и других. Однако на сегодняшний день отсутствует единственный подход к проблеме изучения эмоционально-волевой сферы старшеклассников. Целью написания данной реферативной работы является рассмотрение особенностей развития эмоционально-волевой сферы, становления волевой саморегуляции старшеклассников и определения основных факторов, которые влияют на них.

1.Периодизация психологического развития личности

Развитие всех психических функций имеет гетерохронный (неравномерный) характер. Для определенных свойств психики существует возрастной период, на протяжении которого их формирование происходит наиболее динамично. Э. Эриксон выделил восемь этапов жизни, каждый из которых завершается возрастным кризисом, характеризующимся формированием новообразований, свойственных данному возрастному промежутку. Причём понятие «кризисы» рассматривается им не как негативно окрашенное понятие, а как переломный момент, период, связанный с обострённой чувствительностью и повышенным потенциалом. Чувствительность к определённым импульсам предопределяется развитием высших нервных функций. Периодизация эмоционально-волевого развития личности по Эриксону включает:

младенчество от 1 до 2-3-х лет, характеризуется формированием доверия у ребёнка, когда закладывается будущая замкнутость или открытость личности. Т.н. оральная стадия, при которой мать или иное близкое лицо является значимым для ребёнка в периоде, названном Эриксоном «основополагающей верой против безнадёжности»;

ранее детство от 1 до 3-х лет или анальная стадия, отличается формирование у ребёнка воли, из-за чего он может становиться капризным. Значимыми личностями являются родители. После кризиса маленькая личность обретает уверенность в себе и чувство самостоятельности, почему период также получил название «автономность против стыда и сомнений»;

детство (3-6 лет), фаллическая (эдипова) стадия - у ребёнка формируются интерес к постижению мира, целеустремлённость, настойчивость. Кроме родителей на личность влияют братья и сестры, соседи. В конце кризиса личность должна стать более активной, вовлечённой в общение со сверстниками, это время «инициативы против вины и сомнений»?

школьный возраст - 6-12 лет или латентный период, на протяжении которого ребёнок, приступающий к обучению, учиться ценить труд, усилия и жизненный достижения, борется с ленью, обучается устанавливать отношения в коллективе сверстников, которые наравне с учителями становятся значимыми для личности людьми на этапе «дружелюбия против неполноценности»;

старший школьный возраст (отрочество) и юность - 12-20 лет, генитальная стадия, период полового созревания, для неё характерны взросление личности, формирование эмоционально-волевой сферы взрослого человека. Складывается мировоззрение, основные черты характера при исключительной значимости сверстников. Конец периода «личностной идентичности против ролевого смещения» и связанного кризиса должен завершиться осознанием собственной уникальности, принадлежности, закреплением социальной и гендерной роли личности в обществе;

ранняя зрелось или взрослось - 20-25 лет, период в течении которого личность продолжает развиваться под влиянием новых факторов: рабочий коллектив, создани семьи. Друзья и любимые люди становятся значимыми личностями, возрастает роль сотрудничества в периоде «близости против одиночества», который личность должна пережить самостоятельно;

взрослость или средний возраст - 25-65 лет, личность переживает переоценку ценностей, меняется мировоззрение, наиболее важными являются семья и профессия в модели «продуктивность - застой»;

поздняя зрелость или старость - старше 65 (по мнению др.. исследователей 70-ти лет) - из нового кризиса личность должна выйти «учителем» для ближних, главными ценностями становятся люди, человечество, целостность личности противостоит отчаянию.

Д. Эльконин, рассматривая этапы развития личности в детстве выделяет:

дошкольный период (от рождения до 6-7 лет);

младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвёртый класс школы);

средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

В целом на сегодняшний день принято выделять 8 периодов психологического развития детей:

Младенчество (от рождения до одного года жизни);

Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

Ранний юношеский возраст или старший школьный (от 13-14 до 16-17 лет).

Для всех этапов характерно особое состояние эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведение. На каждом этапе меняется, как предметная деятельность ребёнка, так и характер межличностного общения.

2.Факторы развития личности в старшем школьном возрасте

Опираясь на понимание понятия «возрастной кризис», введённое Эриксоном, мы можем выделить старший школьный возраст как отдельный кризисный период, который протекает менее бурно, чем подростковый возраст, однако характеризуется важными новообразованиями, в частности развитием саморегуляции и профессиональным самоопределением. Старший школьный возраст - это период, который считается переходным этапом между детством и взрослостью. Именно в это время старшеклассник начинает рассматривать настоящее, учитывая будущие перспективы, задумываться над вопросами поиска смысла своей жизни и пути собственного самоопределения. Л.И. Божович писала, что старшеклассники - это «люди, обращённые к будущему, и настоящее выступает для них в свете этой новой личностной направленности». Старший школьный возраст, по мнению И.С. Кона, в российской системе образования совпадает с возрастом ранней юности и находится в пределах 14-18 лет. В дальнейшем, говоря о возрастных особенностях старшего школьного возраста, мы будем учитывать также особенности раннего юношеского возраста. Особенное положение данного возрастного периода предопределённо динамическими перестройками физиологичных структур, а также внутреннего (психологического) и внешнего (социального) окружения молодого человека.

Следует отметить, что процесс психического развития личности обусловлен гармоничным соотношением нейрофизиологических возможностей человека и требованиями, которые выдвигаются со стороны социального окружения. Поэтому перед тем, как рассмотреть особенности развития высших психических функций, сформулируем основные факторы, которые влияют на этот процесс:

а) достижение определённого уровня морфологической зрелости мозговой структуры, отвечающей за регуляцию соответствующей психической функции;

б) наличие стимулов от окружающей среды, которые отвечают нейрофизиологическим возможностям такой структуры, - при наличии адекватных раздражителей, для этих центров ускоряются темпы достижения ими функциональной зрелости, что, в свою очередь, приводит к активному формированию тех звеньев психических функций, которые обеспечиваются соответствующими центрами;

в) наступление сенситивного периода - с нейропсихологической точки зрения, сенситивность значит достижение определёнными мозговыми центрами такого уровня зрелости, при котором резко растёт их чувствительность к соответствующим влияниям среды.

Еще Б.Г. Ананьев указывал на невозможность возведения сенситивных периодов исключительно к морфогенезу мозга или лишь к социальным явлениям - они являются продуктом взаимопроникновения биологического и социального в целостном психическом развитии. А это, в свою очередь, значит, что для формирования новообразований, характерных для старшего школьного возраста, необходима тонкая и деликатная стимуляция со стороны ближайшего окружения для создания благоприятной социальной ситуации.

Анализируя вышеупомянутые предпосылки, можно сделать следующие выводы:

формирование психических функций, включая эмоционально-волевые качества, тесно связано и предопределено дозреванием соответствующих участков мозга;

дозревание определенной структуры головного мозга сигнализирует о начале сенситивного периода для определенной психической функции;

если из окружающей среды на протяжении длительного времени не приходят стимулы, за обработку которых отвечает соответствующий участок мозга, то она не только не будет развиваться, но и постепенно деградирует. Например, наличие аудиальных раздражителей на этапе формирования соответствующего ассоциативного участка содействует его развитию, в то время как отсутствие таких стимулов на протяжении длительного периода приводит к «атрофии» соответствующей зоны.

Опираясь на вышеупомянутый механизм формирования высших психических функций, очертим факторы, которые имеют решающее значение для формирования эмоционально-волевой сферы на данном возрастном периоде:

Физиологичное развитие;

Социальная ситуация;

Психические новообразования.

Этот отдел мозга отвечает за распознавание вербальных инструкций, формирование произвольного внимания, регулирует состояние активности и наиболее сложных форм сознательной деятельности, и прежде всего тех, что поддерживаются активирующим влиянием мотивации или сформулированы с помощью речи. Лобные доли являются аппаратом, который обеспечивает формирование стойких намерений, а намерения, в свою очередь, определяют сознательное поведение человека.

Дозревание лобных долей создаёт также условия для перехода мышления на стадию формальных операций. Лобные доли включают в себя премоторные (моторные) и префронтальные (немоторные) отделы. Моторные и премоторные отделы вместе с другими структурами обеспечивают работу двигательного анализатора. Префронтальный отдел является наиболее поздно созревающей частью мозга и обеспечивает регуляцию всех видов психической деятельности человека. Одни из значимых микроструктурных изменений ансамбльной организации префронтальных отделов лобной доли приходятся на возраст 12-14 и 18-20 годы, что связано с постепенным осложнением эмоционально-волевых и других процессов человека. Это означает возможность произвольной регуляции собственной деятельности, и, в свою очередь, тесно связано с протеканием эмоциональных и волевых процессов.

Начиная с 14-15 лет, происходит возобновление реактивности активационной системы и приближение ее функционирования к уровню взрослого. Дозревание передней ассоциативной области коры головного мозга создаёт возможности для регуляции сенсорных процессов при решении перцептивных задач. Наряду с физиологическим дозреванием происходит расширение диапазона социальных ролей и интересов, их количественная и качественная трансформация, с чем связано возрастание меры ответственности и самостоятельности, подконтрольностью эмоциональных реакций.

3.Основные особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Неопределённость позиции старшеклассника-юноши или девушки (с одной стороны - ребёнок, который не имеет существенного жизненного опыта, с другой - взрослый, поставленный перед новыми обязанностями) в значительной степени определяют протекание данного возрастного периода. Соответственно, необходимо указать на две крайности, которые могут быть одинаково опасными: первая заключается в том, что личность чрезмерно развращают и расслабляют ее волю, лишая необходимости прикладывать какие-либо усилия; вторая крайность заключается в перегрузке личности непосильными заданиями.

В первом случае не формируется навык прикладывать усилия в жизненных ситуациях, во втором же - создаётся привычка оставлять дело незавершённым, поскольку непосильные задания как правило невозможно выполнить. Этот процесс непосредственно зависит от условий окружающей среды. Обращаясь к современным социально-экономическим условиям, можно констатировать отсутствие социальной стабильности и уверенности. С экономической точки зрения, существенное значение имеют последствия экономического кризиса 2008-2009 годы, отголоски которого раздаются сегодня, а также нового кризиса 2014-2015 гг., вызванного геополитическими трансформациями. Они влияют как на актуальное финансовое положение, так и на прогнозирование и планирование ближайшего будущего и профессионального самоопределения - залогов успешной самореализации и финансовой обеспеченности молодежи.

Социальную ситуацию развития в юности определяет также процесс социализации. В период 15-17 лет идет процесс развития мышления (как абстрактного, так и логического), становления рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, которые вместе заостряют потребность молодого человека занять определённую социальную нишу, определить свою общественную позицию и вызывают появление нового измерения социального движения: «Я и общество». Развитие абстрактного мышления приводит к освоению абстрактных категорий свободы, справедливости любви, у молодого человека появляется тяга к мечтаниям. Одним из проявлений социальной незрелости может быть неосознание собственных общественных прав, обязанностей и последствий совершенных действий. Этим можно объяснить большое количество противоправных действий, в том числе экспериментов с алкогольными или наркотическими веществами, хулиганства, нарушения правил поведения в обществе, что совершаются в этом возрасте. Еще одним аспектом социализации является профессиональное самоопределение, психологическая готовность к которому формируется в старших классах.

С психологической точки зрения старший школьный возраст характеризуется стабилизацией всех психических процессов, личность приобретает стойкий характер. В возрасте 12-14 лет (что отвечает нижнему пределу возраста старшеклассников) достигается период становления и постижения формальных операций, в ходе которых старшеклассник может действовать, не только опираясь на действительность, но и относительно мира абстрактных возможностей. Поэтому данный возраст считают сенситивным для усвоения сложных интеллектуальных операций, а также построения жизненных планов. В своей книге «Теория развития или секреты формирования личности» Уильям Крейн, ссылаясь на работы Пиаже, указывает на то, что усвоение формальных операций ведёт также к развитию моральных суждений. На протяжении всего подросткового периода у детей формируются моральное мышление. Старший школьный возраст часто рассматривают как завершающий период в формировании воли, и связанных с ней моральных установок. Воля становится не только внутренней свойством индивида, но и выступает как такое качество, которое является для него ценным.

Часто значение воли переоценивается старшеклассниками. В силу того, что старшие подростки и юноши придают особое значение развитию силы воли, большинство из них пытались воспитывать в себе «силу воли». При этом многие из них признают, что они не справились с этим заданием. Вследствие этого старшим школьникам свойственно занижать собственную самооценку, в сравнении с оценкой со стороны. Эмоциональная сфера от этого становится нестабильной, они подвержены колебаниям настроений. Динамика развития таких волевых качеств личности как инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость указывает на то, что наивысший уровень учебной активности достигается за счет оптимального уровня выраженности волевой саморегуляции.

Гиперактивность и гипоактивность, что наблюдаются в старшем школьном возрасте, снижают результативность волевых действий и негативно сказываются на достижении поставленных целей, а также на эмоциональной сфере личности. Достижение в волевом поведении оптимального уровня активности основных волевых качеств наступает лишь после 15-16 лет. Ряд исследователей (Божович Л, Ильин Е., Лурия А., Рубинштейн С) указывают на то, что к этому возрасту такие волевые качества как инициативность, самостоятельность и настойчивость проявлялись как неустойчивые и лабильные, что может свидетельствовать об их интенсивном формировании. При этом они сопровождаются способностью к сопереживанию и появлением большей глубины чувства дружбы, любви, верности.

Половое созревание в подростковом возрасте приводит к бурному эмоциональному всплеску, в основе которого, по мнению. Фрейда лежит эдипов комплекс генитальной фазы развития личности. Подростки могут становиться демонстративно отчуждёнными от родителей, впадать в аскетизм или обращаться к интеллектуализации в вопросах любви и секса. При переходе к юношескому возрасту эти реакции ослабевают, парень или девушка становятся способными к романтическим чувствам, они размышляют о будущей семейной жизни, учатся исполнять освоенные гендерные роли. Эмоции при их многообразии к 18 годам становятся более устойчивыми. Развиваются эстетические чувства, а также чувства, связанные с включенностью в общество, например, патриотизм. При формировании идентичности молодые люди тяготеют к замкнутым группам, могут связывать себя с политическими и религиозными идеологиями. Вместе с тем у личности может теряться непосредственность опущений в познании мира, впечатления от восприятия мира постепенно сводятся до «клише», принятых у взрослых. Среди факторов, которые имеют существенное влияние на эмоционально-волевую активность старшеклассников, выделяют следующие:

сформированность мотивационной сферы;

стиль отношений с родителями;

гармоничное развитие личностных качеств, воспитание в семье.

Таким образом, развитие и укрепление эмоционально-волевых качеств на данном возрастном этапе происходит на основе роста самосознания. Ведущими компонентами осуществления старшеклассниками волевой саморегуляции в учебно-воспитательном процессе Е.П.

Ильин называл следующие: навыки целеполагания, умения планировать деятельность, самоконтроль, самоуправление. Перечисленные навыки обеспечивают эффективность школьной учёбы, и от того, насколько эти компоненты развиты и как они соотносятся с индивидуальным стилем самоуправления, будет зависеть качество овладения учебным материалом и достижения дальнейших жизненных целей.

У старшеклассников формируется моральный компонент воли. Воля начинает проявляться под воздействием идеи, которая может быть значимой для общества, товарищей, а не только для самого индивида. Часто волевая активность старшеклассников приобретает характер целенаправленности, основанной на самостимуляции. Достигая поставленных целей, индивид преодолевает внутренние и внешние препятствия, которые возникали на этом пути, проявляя, таким образом, умение управлять собой. В процессе такого преодоления могут быть задействованы не только психические и интеллектуальные процессы, но и сознание, эмоциональная и мотивационная сферы личности. Контроль над волей и эмоциями может рассматриваться также с точки зрения его роли в сохранение психосоматического здоровья.

Активность личности и способность к сознательному управлению чувствами и волевыми побуждениями к деятельности являются условиями осуществления успешного жизненного выбора, развития общих и специальных способностей. Этот период «личностной идентичности против ролевого смещения» является сложным для личности, так как связан не только с овладением новыми ролями, но и с поиском личного «Я». Можно сделать вывод о том, что существует связь между становлением образа «Я», овладением гендерными ролями, профессиональным самоопределением старшеклассников, успешностью студентов и способностью сознательной регуляции деятельности. Молодой личности может показаться, что инстинктивные импульсы действуют сами по себе, возникает чувство спутанной идентичности, поэтому для неё важно совладать со своими агрессивными влечениями, выстраивая защитный барьер. Именно механизм эмоционально-волевой саморегуляции и самостимуляции старшеклассников становится доминирующим в проявлении ими эмоционально-волевой активности.

Заключение

психологический старшеклассник личность

биологическим - окончательное формирование мозговых структур, в частности лобных долей, достижение физической зрелости;

социальным - рост уровня требований и общественных ожиданий со стороны окружающей среды, расширения круга обязанностей; -

психологическим - возникновение внутренней потребности почувствовать себя частью сообщества, желания найти своё место в жизни и влиять на неё и тому подобное.

Гармоничное соотношение этих факторов создаёт условия, а иногда и инициирует, во-первых, интерес к навыкам эмоционально-волевой саморегуляции со стороны старшеклассника, во-вторых, создают условия, в которых умение проявлять самоконтроль, выражать свои эмоции в приемлемой форме становится неотъемлемой частью деятельности. Например, отмеченные навыки необходимы старшеклассникам в процессе учебной деятельности, которая является подготовкой к деятельности профессиональной. Эмоционально-волевая саморегуляция, как важная часть развития эмоционально-волевой сферы - это способность личности сознательно и целеустремлённо управлять своими поступками и действиями, а значит и чувствами, следуя достижению поставленной цели. Однако для развития эмоционально-волевой саморегуляции личности, как было отмечено, необходимо гармоничное соотношение всех трех факторов, что в условиях современного общества чаще всего невозможно.

Следовательно, влияние социального окружения может проявляться, таким образом, что не дает возможности личности оптимально развивать эмоциональнее и волевые качества, тренировать их. Или же наоборот, ставит в позицию повышенной ответственности, требуя принять ключевые решения в условиях нехватки опыта. Более того, личность, способная к эмоционально-волевой саморегуляции, может быть нежелательной с точки зрения манипулирования сознанием индивида со стороны индустрии сбыта товаров, поскольку ей тяжелее навязать невыгодную стратегию потребительского поведения, или со стороны политической ситуации.

Следовательно, большой объем ресурсов тратится на воспитание путем влияния через СМИ, или другими путями, безвольного человека, который должен быть зависимым от господствующей точки зрения, то есть такого, которой имеет внешний локус контроля. Например, основной мерой успешного человека сегодня принято считать человека материально обеспеченного. «Не престижно» занимать те или иные позиции.

Если отсутствует внешняя социальная мотивация к воспитанию эмоционально-волевой саморегуляции, то острее становится вопрос формирования внутренней мотивации. Какой она должна быть? Какой характер должна носить такая мотивация и как ее формировать? Эти и другие вопросы раскрывают новые измерения для исследования проблемы эмоционально-волевого развития в старшем школьном возрасте. Выходя из рассмотренного материала, становится очевидным, что становление эмоционально-волевой сферы в старшем школьном возрасте имеет непосредственное влияние на дальнейшую жизнь человека. Поэтому крайне важно создать благоприятные условий для психологического развития личности в этом возрасте, как дома, так и в школе и др. социальных институтах.

Список использованной литературы

1.Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологи. Т.2. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 541 с.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

.Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 5268 с.

.Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. - М.: Владос, 2013. - 512 с.

.Долженко Я.А. К вопросу о важности формирования жизнестойкости личности в старшем школьном возрасте // В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 63-64.

.Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

.Конопкин А.О. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Ленанд, 2011. - 320 с.

.Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. - 5-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с

.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Academia, 2013. - 384 с.

.Нуриманова Ф.К. Содержание и структура ценностно-смыслового самоопределения в стршем школьном возрасте // Казанская наука. 2014. № 2. С. 228-230.

.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. - 291 с.

.Рубинтшейтн С.Л. Основы общей психологи. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.

Похожие работы на - Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характера.

Когда зарождается личность

Особенности эмоциональной сферы дошкольника проявляются в осознании собственной личности, активности, деятельности и объективной оценке себя. В это же время формируется соподчинение мотивов. Оно указывает на то, что ребенок уже способен подчинить непосредственные побуждения более осознанным целям.

Показателем корректного развития является способность управлять поведением, контролировать выполнение поставленных задач и возможность минимально предвидеть результат деятельности или ее отсутствия.

К чему приводит правильное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника? Некогда безудержные эмоции и чувства становятся подчиненными мышлению.

Эмоциональная сфера претерпевает серьезные изменения с речевым и физическим развитием. Глобально переформатируются взгляды на жизнь, отношения с окружающим миром. Что делать родителям? Они должны понимать, что их ребенок — индивидуальность, становление которой проходит с постепенным подстраиванием.

Развитие волевой сферы дошкольника возраста 2-4 лет требует постепенного подхода. Важно осознавать, что в этом возрасте дети нередко проявляют весь спектр негативных эмоций громкими истериками, слезами и криками.

В возрасте 4-5 лет эмоциями правит желание независимости, однако сложные ситуации, усталость, эмоциональная перевозбудимость могут привести к тому, что в поведении ребенка будут прослеживаться черты, которые присущи более младшим сверстникам. Возникновение такой ситуации должно стать сигналом для взрослых, на ребенка навалилось слишком много, он не может этого вынести. Все что потребуется: утешение, ласка, забота и разрешение вести себя как маленькому.

Всегда ли плохое настроение ребенка должно вызывать тревогу родителей? Нет! Дошкольник подчинен чувствам, ему не под силу корректное и постоянное управление переживаниями. Именно эта особенность объясняет постоянную смену настроения и целую гамму чувств, возникающую в короткий промежуток времени. Разительный смех может сменяться горькими слезам и истерикой, такое поведение детей считается абсолютно нормальным.

Развитие стабильного эмоционального состояния напрямую зависит от социальных ситуаций. Изменения привычного уклада жизни и режима могут стать причиной возникновения аффективных реакций и страха. На неудовлетворение новых потребностей личность отвечает состоянием фрустрации, которая выражается яростью, агрессией и депрессией.

Условия успешного развития дошкольника

К чему может привести неправильное общение:

  1. Односторонняя привязанность к матери очень часто оборачивается ограничением потребности в общении с одногодками.
  2. Выражение родителями отчаяния по поводу и без него формирует в ребенке волнение и страх.

Необратимые процессы в психике запускает навязывание родительских эмоций. В данном случае ребенок и вовсе не замечает своих чувств. Когда постоянно спрашивают, нравится ли ему, что, например, похвалили на занятиях и обиделся ли он, что забрали машинку, то эти события и вовсе могут не вызывать ярких эмоций, но ему приходится их замечать.

Активное развитие эмоциональной сферы дошкольника проходит и при проведении специально организованной деятельности. Речь идет о музыкальных занятиях, уроках рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия.

Интенсивное развитие эмоций происходит во время игры, которая для дошкольников является основным видом деятельности.

Стадии развития

Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста:

  1. От рождения до 1 года. Нормальной линией развития считается признание родителей, умение отличать близких людей и реагировать на их присутствие, мимику, голос.
  2. От 1 года до 3 лет. В этот временной промежуток формируется минимальный уровень самостоятельности и уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы требуется, если ребенок сомневается в собственных силах, наблюдаются нарушения в двигательных навыках, слабо развита речь.
  3. От 3 до 5 лет. Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в активном познании окружающего мира, живом воображении, подражании поведению и поступкам взрослых. Дополнительные обследования с корректирующими занятиями проводятся, если у ребенка наблюдается постоянная вялость, отсутствие инициативы, подавленность.
  4. От 5 до 7 лет. В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.

Способы развития эмоционально-волевых качеств

Для развития эмоциональной сферы активно используется 2 приема: песочная и сказкотерапия.

Второй метод своими корнями уходит в XVII век, однако до появления исследований В. Проппа и Р. Гарднера сказки были лишь забавой. С помощью сказок проводится интеграция личности, расширение сознания, развитие творческих способностей, формируются линии взаимодействия с окружающим миром.

Правильно подобранная сказка способна вызвать интенсивный эмоциональный резонанс и обратиться не только к сознанию ребенка, но и к его подсознанию. Особую актуальность метод обретает при работе с детьми с отклонениями в эмоциональной сфере, когда требуется создание эффективной ситуации общения.

Сказка выполняет несколько функций:

  • психологически готовит ребенка к сложным ситуациям;
  • позволяет примерить различные роли, оценить поступки и результат деятельности;
  • сделать выводы и перенести их в реальную жизнь.

Методы работы:

  1. Сказка-метафора. Образы и сюжет сказок побуждают в сознании свободные ассоциации, которые в дальнейшем должны активно обсуждаться и корректироваться педагогом.
  2. Не менее активный метод — рисование по мотивам сказок. В данном случае ассоциации выливаются в графическую форму, а не словесную.
  3. Сказка формирует понятие, что такое хорошо и плохо. На основе поступков и действий персонажей ребенок может вынести свой мотивированный вердикт поведенческой линии.
  4. Эмоции, вызванные сказкой, можно не только проговорить или нарисовать, но и проиграть, подключив мимику и интонации.
  5. Максимум творчества позволяет раскрыть переписывание, дополнение сказки, изменение ее концовки, добавление новых героев и персонажей.

Сказки примечательны тем, что в них отсутствуют прямые назидания и нравоучения, события всегда логичны и диктуются причинно-следственными связями, которые существуют в мире.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.

Основное преимущество песка в том, что он дает возможность ребенку строить свой индивидуальный мир, представляя себя творцом, задающим правила игры. Простое пересыпание песка позволяет снять напряжение и успокоиться, лепка фигур развивает мелкую моторику, побуждает фантазию, поиск зарытых сокровищ стимулирует заинтересованность.

Развивающие игры с песком способствуют выявлению психологических травм и позволяют от них избавиться. Данный метод особенно эффективен при работе с детьми, у которых наблюдается недостаточность в вербальном аппарате и задержка развития.

Работа над EQ

EQ — международное сокращение, обозначающее эмоциональный интеллект. Под данным термином понимают способность ребенка осознавать свои эмоции, связывать их с желаниями и поступками. При низких показателях EQ наблюдается противоречивое поведение, недостаточный контакт со сверстниками, неспособность выразить свои потребности, агрессивность и страх.

Эффективные игры на развитие эмоционального (коммуникативного) интеллекта:

  1. «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
  2. «Пиктограммы». Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.

Второй вариант предполагает парную игру. Один из детей выбирает половину изображения и описывает ее своему собеседнику, цель — найти вторую половину картинки. При несовпадении необходимо дать объяснение, почему именно эта картинка была выбрана.

  1. «Как дела?». Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
  2. «Испорченный телефон». Оригинальная игра по развитию эмоционального интеллекта, которую можно проводить с детьми старше 3 лет. Вся «телефонная сеть» закрывает глаза, бодрствующим остается только первое звено. Ведущий показывает ему эмоцию и предлагает передать следующему. Передача осуществляется только мимикой и жестами. После того как действие дойдет до последнего игрока, ведущий, начиная с конца, спрашивает о том, какая эмоция передавалась и почему, сложно ли было понять участника.

Игры на развитие эмоциональной сферы

Будучи включенными в игру дети обретают бесценный опыт моделирования жизненных ситуаций. Предлагается перечень наиболее интересных и универсальных игр, способствующих формированию и развитию эмоциональной и волевой сферы дошкольников.

«Угадай эмоцию»

Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих.

Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг.

На одного из детей надевают маску (неизвестную ему), его задача — определить эмоцию на основе подсказок коллектива. В качестве подсказок можно использовать визуальное описание (положение губ, бровей) и ситуативное (эмоция возникает, когда…).

«Мимическая зарядка»

Улучшает способность корректно выражать эмоции и делать это в связке с вербальными и невербальными проявлениями, а также активизирует развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

На карточках следует написать или изобразить эмоции (в зависимости от возраста детей) и попросить ребенка показать их в связке со сказочным героем: улыбнись, как Золушка; удивись, как Буратино…

«Актер»

Игра, направленная на формирование умения различать психологическое состояние людей, руководствуясь невербальными проявлениями.

Задание ребенку — изобразить с помощью жестов и мимики необходимую эмоцию. При этом часть его лица закрывается маской или листом бумаги. Задача команды отгадать изображенную эмоцию.

«Есть команда!»

Игра направлена на развитие способности быстро сосредотачиваться. Детям, марширующим под музыку, шепотом даются команды (присесть, поднять руки, взяться за плечи). Примечание: для игры выбираются только спокойные движения.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста — длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников (педагогов, воспитателей, психологов, родителей). Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.

Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.

Определение

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.

С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.

Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:

  • определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
  • превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
  • мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.

Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.

Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.

Компоненты

Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.

Наименование Краткая характеристика Примеры
Эмоции Простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление)
Чувства Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
Настроение Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное.
Воля Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели

Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.

Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.

Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.

Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.

Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.

Специфика развития

Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:

  • внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
  • внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).

И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.

  1. Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
  2. Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
  3. Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
  4. Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
  5. Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.

Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.

Важнейшие особенности дошкольников

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  1. Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  2. Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  3. Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.

Нарушения

Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.

  • Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
  • Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
  • Отсутствие чувства вины.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
  • Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.

Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.

Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:

  • гиперактивность ребенка;
  • невнимательность;
  • постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
  • вредные привычки ( , карандаши, сосать палец).

Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.

Устранение расстройств

Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.

  • Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
  • Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.
  • «Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней. При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.
  • «Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
  • «Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.
  • «Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).

Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.


Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.

  • Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
  • Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
  • Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
  • Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
  • Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.

Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.

Развитие волевых качеств

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.

Помогут в достижении цели следующие правила.

  • Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
  • Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
  • Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.

Научить малыша ставить цель и достигать ее поможет веселая игра «Котенок». Детям дается задание представить, что домой принесли котика, – один из них на время перевоплощается в животное. Другие должны позаботиться о нем. Дети поставят цель (стать котенком или ухаживать за ним) и предпримут определенные действия для ее достижения. Подвижные и настольные игры с правилами также станут отличным подспорьем родителям.

Игра «Да и нет» также поможет развитию волевых качеств. Суть ее проста – малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь маму?», «Тебя зовут Маша?», его задача – давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».

Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Мама дает ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просит его найти и вычеркнуть все буквы «А».

Использование арт-терапии

Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, а кроме того, помогут развить его художественные способности.

В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.

  • Рисование тычками.
  • Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
  • Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
  • Пластилинография.
  • Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
  • Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.

Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.

Развитие эмоциональной сферы

Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.

Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.

  • Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый дает малышу установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку.
  • Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребенок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.
  • Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.

Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.

Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.

Эмоционально-волевая сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство - особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену: у дошкольников чувства преобладают над всеми сторонами жизни, им не всегда удается управлять своими переживаниями, контролировать собственное поведение. Анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за детьми свидетельствуют о влиянии эмоционально-волевых проявлений на успешность деятельности. Часто ребенок, захваченный своими переживаниями, упускает из вида цель деятельности и способ ее выполнения, не соблюдает правила игры, нормы общения со сверстниками. На занятиях физической культурой эта проблема особенно актуальна, так как ребенок не только не достигает необходимого уровня физического развития, но и возникает риск не выполнения требований безопасности, травмирования ребенка. Между тем, организация физического воспитания предоставляет широкие возможности не только для освоения основных видов движений, развития физических качеств дошкольников, но и развития их эмоционально-волевой сферы. Об актуальности данной задачи говориться и в целевых ориентирах, представленных в ФГОС дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного возраста ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

В психологической литературе эмоциональная устойчивость ребёнка дошкольного возраста рассматривается как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью.

В период дошкольного детства развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.



Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые, они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми, в игре, насыщенной переживаниями, в специально организованной взрослым деятельности дети также учатся испытывать определенные чувства, например, в беседе после чтения сказки, стихотворения, слушании музыки и т.д.

Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.



В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Педагог показывает зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества. Таким образом, занятия физической культурой - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. Таким образом, изучив литературу по данной теме, мной был разработан определенный план деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами. [ 7, с.34 ]

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. [ 4, с.32 ]

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным, благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры).

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и впервой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В концедошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, обогащайте активный словарь словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему. [ 2, с.105 ]

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Таким образом, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи воспитателей - обеспечить разностороннее развитие детей. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе воспитателей и родителей. Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями педагоги обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Основными методами на таких занятиях выступают: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание к изображаемому предмету, явлению, показ и формирование навыков и умений, обследование предмета. В процессе обследования, наблюдения происходит сочетание восприятия предмета со словесным обозначением предметов, явлений, их свойств, и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.

Для определения эмоционального состояния ребенка можно использовать тесты на уровень тревожности, тест по самооценке, а также простой рисуночный тест, с помощью которого можно определить настроение, тревожность, агрессивность ребенка.

Психолого-педагогические принципы развития эмоционально-волевой сферы. Работа с детьми 3-6 лет по развитию эмоционально-волевой сферы должна базироваться на следующих принципах:

1. Единство социального, эмоционального и физического компонентов. Главным составляющим компонентом в отношениях между людьми являются эмоции, чувства и социальный мир ребенка, который не может существовать отдельно от их, а использование физических упражнений, и в частности подвижных игр, является один из наиболее рациональных путей для развития этих сфер.

2. Безоценочность. Любая оценка направлена на осознание уровня развития собственных качеств, достоинств и недостатков. Вместе с тем, чтобы не вызывать негативных эмоциональных состояний в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, должна осуществляться минимизация речевых обращений и переход к невербальным средствам 5 общения (мимика, пантомимика, жесты), которые будут способствовать безоценочному взаимодействию.

3.Присутствие соревновательного момента. При проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям. В подвижных играх у детей 3-4 летнего возраста соревновательный момент отсутствует. В силу возрастных особенностей фиксированность на собственных качествах, порождающая демонстративность, соперничество и ориентацию на оценку окружающих в данном возрасте нежелательна. Однако необходимо постепенно к 5-6 летнему возрасту вводить в образовательный процесс игры с соревновательной направленностью, которые развивают волевые качества личности.

4. Чувство общности и эмпатия является тем фундаментом, на котором строится социально-нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие. [ 25, с.6 ]