Презентация по литературному чтению Сергей Есенин "Берёза". Презентация к уроку русской литературы на тему сергей есенин "белая береза" Белая береза под моим окном урок презентация

Проектируемый процесс направлен на изучение жизни берёзы во взаимосвязи с её экосистемой в ходе познавательно исследовательской деятельности детей, способствует становлению эстэтического отношения к берёзе - символу русского народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Белая береза под моим окном…» (Старший дошкольный возраст) Разработала: Левина Т.Н. Презентация проекта на тему: 2015 год

Миссия Проектируемый процесс направлен: На развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в ходе ознакомления с миром природы; На гармоничное формирование разных видом отношения дошкольников к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного); На п риобщение к социокультурным ценностям.

Цели В ходе совместной исследовательской деятельности взрослых и детей: Стимулировать детскую познавательную активность для изучения жизни дерева во взаимосвязи с его экосистемой; Способствовать становлению эстетического отношения к миру природы родного края; Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, музыкальной и др.)

Задачи Развивать познавательно-исследовательский интерес к миру растений, чувство ответственности за них; Расширять и уточнять представления детей о взаимодействии березы с окружающим миром в ходе наблюдений, экологических игр в разные времена года; Способствовать накоплению знаний детей, развитию общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Планируемые результаты Повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников; Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – деревьям; Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных связей экосистемы; Успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников; Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; Экологическое развлечение «Мы хотим, чтобы березка зеленела»; Экологическая инсталляция «Вокруг дерева».

Содержание работы Занятия: «Деревья, кустарники», «Тайны русского леса», «Путешествие по нашей стране» (климатические зоны), «Береза – народный символ России» (включая рассматривание репродукции К. Юона «Березовая роща»), заучивание наизусть стихотворения Сергея Есенина «Береза», загадок о березе. Лепка: «Белая береза, я тебя люблю!» Ручной труд: «Наша Беляночка ». Рисование: «Русская березка». Экологическая инсталляция «Вокруг дерева» (совместно с родителями). Развлечение: «Мы хотим, чтобы березка зеленела». Выпуск газеты: «Всё о березке».

Наблюдения «Что есть у березы и других деревьев?»; «Кора березы»; «Листья»; «Чем питается береза?»; «Без чего береза не может жить?»; «Березовый сок»; «Весенние секреты березы» (цветение до распускания листьев, опыление); «С кем дружит береза весной».

Использование в хозяйстве Наши предки применяли части березы по-разному: Березовой лучиной освещали дома (она меньше коптит); Из древесины мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, мебель; Из бересты делали лапти, туески, лукошки, игрушки; Раньше не было бумаги, поэтому на бересте писали; Из белой коры делали деготь (тёмная смола с резким запахом) и смазывали им колеса, чтобы не скрипели; До сих пор люди в деревнях топят печки березовыми дровами и получают много тепла в домах и банях. В наше время березу используют в декоративном садоводстве, строительстве, делают фанеру, лыжи.

Береза – лекарственное дерево С начала апреля и до середины мая можно собирать набухшие смолистые почки березы. Сушат почки вместе с ветками в тени. Почки и молодые листья содержат смолу, витамин С. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Березовый уголь пьют при отравлении. Березовый гриб – чага, считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения аппетита и сна.

Спасибо за внимание!


Тема урока: С. Есенин «Берёза».

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза». Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об эпитете как образном средстве языка.

2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.

3.Систематизировать знания уч-ся по теме Графический редактор. Отработать навыки пользования PAINT.

4 . Воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.

Оборудование: компьютер, портрет Есенина, иллюстрации.

Вид урока: урок с применеием информационной технологии, интегрированный урок.

Ход урока.

I . Орг анизационный момент . 1 мин

Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.

II. Введение в тему. Постановка целей. 3 мин

1. Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:

В этом имени слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты:

Только скажут – Сергей Есенин,

Всей России встают черты.

О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин.

Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза». Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту, а потом постараемся нарисовать всё прочувствованное на компьют е ре. И в этом нам поможет Дамира Сапарбековна и Гулнар Куанышбаевна.

2.Кого вы знаете из казахских поэтов, который написал стихотворение о березе? (М.Макатаев) Чтение ученика стихотворение

Запишите число и тему урока.

Учитель: Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, и глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений .

ІҮ. Сообщение ученика 3 мин

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.

С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого.

V. Подготовка к восприятию стихотворения . 2 мин

Учитель. Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья.

Назовите их.

Какое из этих деревьев стало символом России, самым любимым деревом русского народа.

Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

( Все деревья убрать, оставить берёзу)

V І . Работа со стихотворением. 15 мин

1. Первичное знакомство с текстом.

Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели.

2. Чтение стихотворения учителем.

Какой же предстала перед вами берёзка?

В какое время года описано деревце?

3. Самостоятельная работа со стихотворением.

Давайте прочитаем стихотворение: первый ряд – хором, второй ряд – по двое, третий ряд по одному. Подчеркните непонятные слова и выражения. Запишите их в тетрадь.

Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?

Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.

4. Анализ произведения.

    Белая берёза

    Под моим окном.

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине.

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим (о цветах)

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? Утро.

Почему вы так решили? Заря.

Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?

5.Работа над выразительностью.

Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения.

Давайте повторим

условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры:

| - короткая пауза

|| - длительная пауза

________- слово, на которое падает логическое ударение

А теперь выполните задание учебника №3 стр.124

V ІІ . Учитель информатики. Рисование. 12 мин

Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Несколько репродукций.

Посмотрите, какой она может быть разной.

Сегодня я предлагаю вам немного побыть художниками.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка.

Нарисуем ствол дерева, одной линией наметим его высоту и характер, другой покажем толщину ствола у земли и постепенное сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отметим поочередное расположение крупных ветвей. Нарисуем их линиями разной длины, направления и характер с ответвлениями на некоторых из них. Покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем немногие конечные ветки, их мягкое, ниспадающее, волнистое движение. Белая кора ствола внизу вся изрезана черными корявыми трещинами. Нарисуем их. Изобразим выше расположенные чёрно-коричневые пятна и полосы.

Выполнение рисунков под мелодию. Печать. Показ лучших работ.

VI ІІ . Обобщение. Учитель информатики. 1 мин.

Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Что удалось вам передать компьютерной графикой? Какие чувства,какое настроение удалось показать с помощью цвета,тона,палитры красок? Оказывается, среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

ІХ. Рефлексия.Учитель литературы. 2 мин

С творчеством какого поэта мы сегодня поз наком ились ?

Какова тема стихотворения, прочитанного нами.

Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С . Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи. Составление пятистшья о бер ё зе. 1 мин

Х. Оценка 1 мин

Х ІІ. Домашнее задание. 1 мин

Выучить наизусть стихотворение С . Есенина «Берёза».


Сергей Александрович Есенин (гг.) Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). Вот как Есенин вспоминает детские годы: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».


В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете Шанявского. В этот университет принимали всех желавших получить среднее или высшее образование (чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой).


Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. До сих пор остается загадкой история его гибели... А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.









Прочитайте стихотворение сами «жужжащим» чтением. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.




Физкультминутка Мы работаем отлично,(встали) Отдохнуть не прочь сейчас.(руки вперед подняли) И зарядка к нам привычно (опустили руки) На урок приходит в класс.(руки в стороны) Выше руки, выше пятки (шаг на месте) Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!


Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее;восторженное;шутливое;печальное;веселое;праздничное;радостное;спокойное;мечтательное;грустное? - Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление;радость;восторг;восхищение;грусть;спокойствие;сожаление;печаль;ликование.


Работа с эпитетами -При помощи, каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? Вывод: Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. -Какие эпитеты вы бы придумали к слову черемуха?


Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Прочитать выразительно






«Стихотворения Есенина» - До наших дней сохранился родительский дом поэта. В глубине есенинского сада – избушка- времянка. На родине Есенин родился и впервые «выплеснул душу в слова». Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Недалеко от избушки Есенина среди вишен – амбар. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком…

«Жизнь Есенина» - «Лебедушка» Читают Федорова Лиза и Смирнов Денис 8 «Г» класс. «БЕРЕЗА» Читает Кулакова Вика 8 «А» класс. «Гой ты, Русь моя родная…» Читает Фанеев Владислав 11 «А» класс. «Гляну в поле, гляну в небо…» Читает Царева Рита 8 «Б» класс. «Я снова здесь…» Читает Кирьянова Полина 9 «Г» класс. Радугой тайные вести Светятся в душу мою.

«Есенин деревня» - Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. «Потрясающая» деревня в «Анне Снегиной ». Чувство Родины. Эволюция взглядов Есенина на русскую деревню. Одной из таких личностей является Сергей Есенин. Главная тема в поэме «Анна Снегина». За что же на флоте Мы губили себя и других? Русь моя, деревянная Русь!

«Жизнь Сергея Есенина» - Музеи. История знаменитого любовного треугольника. Биография поэта. Последние дни жизни поэта. Есенин в Крыму. Проверь себя. Есенинские места. Зинаида Райх и Сергей Есенин. Семья поэта. Айседора Дункан. История Галины Бениславской и Сергея Есенина. Женщины в жизни Есенина. Здесь дан список прижизненных сборников и изданий произведений Сергея Есенина.

«Женщины Есенина» - В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Любимая! Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум. Дункан в Москве открыла школу своего имени, учила детей танцам. Шаганэ ты моя, Шагаю! Родилась в 1896 году в с.Дединово Рязанской губернии в семье дьякона. Августа Миклашевская. Есенин». Помните последние строчки из «Шаганэ...»? «Там на севере девушка тоже.