Профессиональные ошибки. Управление медицинской организацией Ошибки медицинской сестры и их предотвращение

В любом виде деятельности человека возможны те или иные ошибки или упущения. Они могут быть и в работе хирурга и операционной медсестры при оказании хирургической помощи больным. Однако поскольку медики имеет дело с человеком, то их ошибки, и особенно ошибки врача-хирурга и операционной медсестры, приобретают особую значимость и в отдельных случаях носят трагический характер. Неудивительно, что медицинские ошибки нередко привлекают внимание широкой общественности. Вот почему тщательный, всесторонний и объективный анализ ошибок в хирургии, изучение их причин и особенно изыскание способов их предупреждения имеют огромное значение для дальнейшего улучшения хирургической помощи населению нашей страны.

Некоторые авторы считают возможным приписать к несчастным случаям технические погрешности во время операций, влекущие за собой смертельный исход, пытаясь объяснить несчастные случаи неосторожные действия медицинских работников (хирурга и операционной медсестры).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Проблема ответственности медицинских учреждений и их работников за причинение вреда жизни или здоровью пациента является в настоящее время нерешенной. Для юридического понимания этой проблемы необходимо четко разграничивать медицинские ошибки.

Профессиональной ошибкой мы называем те действия, которые на любом этапе оказания хирургической помощи нанесли невольно тот или иной ущерб здоровью больного. Если же ущерб здоровью больного нанесен в результате небрежного, халатного исполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей или в результате сознательного нарушения интересов больного, то такие действия медперсонала следует относить к преступным, и они подлежат дисциплинарной или судебной ответственности.

Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями, большинство судебно-медицинских экспертов и юристов делят на четыре группы: несчастные случаи; врачебные ошибки; профессиональные преступления; неосторожные действия медицинских работников

1. Под несчастным случаем в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход врачебного вмешательства, связанный со случайными обстоятельствами, которые врач не может предвидеть и предотвратить.

К несчастным случаям относят все летальные исходы. Примерами подобных исходов могут служить:

  • · активация хронической инфекции после операции;
  • · послеоперационные осложнения - случаи перитонита и кровотечений, после простых аппендэктомий) разрыв операционного рубца или тромбоз спустя много дней после операции,
  • · воздушная эмболия сердца и многие другие осложнения, зависящие от необычных морфологических особенностей.
  • 2. Медицинские ошибки связаны чаще всего с какими-то объективными причинами. Это либо несовершенство метода исследования, либо недостаточный опыт медперсонала, либо отсутствие соответствующих объективных условий для оказания медицинской помощи (мало времени для обследования, нет необходимой аппаратуры и лекарственных препаратов).
  • 3. Профессиональные преступления

Помимо медицинских ошибок и несчастных случаев, которые при их установлении не являются правонарушениями, дефекты профессиональной деятельности включают и профессиональные преступления медицинских работников.

Профессиональным преступлением в медицинской деятельности признается умышленное нарушение своих персональных обязанностей, которое причинило (или реально могло причинить) существенный вред здоровью человека или вызвало опасность для его жизни.

4. Неосторожные действия медицинских работников, в основе которых лежит халатность, недобросовестность, проявляющаяся в небрежности, легкомыслие и даже невежестве.

В отличие от несчастных случаев медицинские ошибки и профессиональные преступления связаны с неправильными действиями медицинского персонала, идущими вразрез с общепринятыми в медицине правилами.

Уголовные преступления медицинских работников.

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю необходимо выявить наличие следующих обстоятельств:

  • · неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - наличие или отсутствие к тому уважительных причин;
  • · наступление смерти или серьезного вреда здоровью пострадавшего;
  • · наличие вины медицинского работника;
  • · установление причин и условий, способствующих совершению

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить.

Бывают также медицинские ошибки, вызванные недобросовестным выполнением своих обязанностей. За это операционная медсестра несет ответственность в соответствии с существующими законами.

В Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее близкие статьи, касающиеся медицинской деятельности, когда речь идёт о врачебной ошибке, это ст.109 (причинение смерти по неосторожности); ст.118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст.124 (неоказание помощи больному)

Медицинские работники находятся в очень сложной ситуации, когда довольно велик риск возникновение юридической ответственности за их профессиональную деятельность.

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить

Чтобы минимизировать наступление юридической ответственности, медицинскому работнику в своей практике следует соблюдать установленные правила (стандарты, регламент, инструкции и т.д.) либо инициировать их написание, так как судебная практика по медицинским делам складывается по причине нарушения, либо отсутствия того или иного правила в ходе исполнения должностных обязанностей.

В целом надёжной защитой от мер юридической ответственности послужит профессионализм медицинского работника, включающий в себя правовую грамотность.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

«Медицинский колледж № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции

Тема:

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным:

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены все темы разделов проведения студенческой конференции

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: « Типичные ошибки в работе медсестры » составлена с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

  • Пояснительная записка
  • Темы разделов конференции
  • Цели
  • Задачи
  • Мотивация
  • Приложение
  • Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена преподавателями при поддержке студентов.

Этапы работы над конференцией

  1. Подготовка педагога со студентами о конференции.
  2. Рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией.
  3. Наглядные методы (использование конспектов и схем).
  4. Творческая работа студентов (оформление презентации).
  5. Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

  1. Сестринские ошибки при идентификации пациентов
  1. Сестринские ошибки в лекарственной терапии
  1. Сестринские ошибки при выполнении медицинских процедур


Цели

  1. Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;
  1. Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;
  1. Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

  1. Своевременность и правильность диагностики
  2. Своевременное и правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту
  3. Своевременное техническое выполнение операции и послеоперационное ведение пациента

Мотивация

Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное,

Что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было .

И. А. Кассирский

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции - «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом.

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
- перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
- перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
- перед проведением диагностических или лечебных процедур;

Перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

  • места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);
  • возраста;
  • состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);
  • объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2 В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни. Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1 После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация амбулаторного пациента

Студент 2 Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента, медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди.

Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

Студент 3 Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация ребенка и подростка.

Студент 1 Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав имя, дату рождения или адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов отделения реанимации:

Студент 2:

  • Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить особое внимание.
  • Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу пациента браслет с больничным номером).
  • Если пациент находится в коме или под действием лекарственных препаратов, то находящийся рядом родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать, сообщив имя, дату рождения или адрес.
  • Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ : Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3:

С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ : Перечислим важные правила идентификации пациентов:

Студент 1:

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения. Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

Студент 2:

При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

Студент 3:

Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании.

Студент 1:

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

Студент 2:

Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.

Студент 3:

Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела - «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

Студент 4:

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами в области качества медицинской помощи сформулированы

требования лекарственной безопасности:

  • лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный больной получил нужное лекарство,
  • в нужной форме и нужной дозировке,
  • препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;
  • контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

ВЕДУЩАЯ: приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:

В приемное отделение больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы. К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае бесполезно выяснять, кто ошибся - врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:

Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:

Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако, на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин. Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат. У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция. Противошокового набора на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4 :

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:

  • Лекарственную терапию необходимо проводить только после идентификации пациента.
  • Медсестры должны понимать механизм действия лекарств, значение режима приема и профилактики осложнений.
  • Проверка надписей на этикетках и ампулах должна быть доведена до автоматизма.
  • Медперсонал должен иметь соответствующую настороженность при работе с препаратами сходными по внешнему виду, сочетаемости препаратов.
  • Должно проводиться наблюдение за пациентом, чтобы вовремя определить неблагоприятные реакции на лекарства.
  • Все назначения врача должны быть письменно зафиксированы в истории болезни.

ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела - «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

Студент 4 :

В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки. Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги. За халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:

  • жесткий контроль температуры;
  • исключается прикосновение грелки к незащищенной коже;
  • проверка целостности грелки и герметичности крышки.

Промывание желудка

Студент 3 :

При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии - разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила введения зонда:

  • При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.
  • В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.
Клизма

Студент 7 :

В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» - это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила постановки клизм:

  • количество вводимой воды должно соответствовать возрасту :
  • грудным детям – 30-100 мл;
  • маленьким детям – 200-400 мл;
  • школьникам – 500-1000 мл;
  • взрослым – до 1,5 литра.
  • наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений

ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

  • обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
  • яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
  • никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
  • ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»;
  • обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
  • тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
  • регулярное прохождение обучения в методических кабинетах лечебных учреждений.

ВЕДУЩАЯ : НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

1 . С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР - Медиа» 2009

2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд, М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре №3 2013


Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «Если мы будем тре­бовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знаний».

Советский терапевт и гематолог, академик АМН СССР И.А. Кассирский так писал о врачебных ошибках: «...ошибки - это неизбежные и печальные издержки врачебной дея­тельности, и единственно оптимальное в них то, что они помогают тому, чтобы их не было. Выявленные, признанные, они учат, как не оши­баться. Вот почему систематический анализ допу­щенных ошибок является необходимой предпо­сылкой для совершенствования медицинской по­мощи населению». Эго применимо и к сестрин­ским ошибкам.

Качество сестринских услуг в части безопасности не может быть признано удовлетво­рительным: научные исследования выявляют не­ желательные инциденты на госпитальном уровне оказания медицинской помощи медсестрами.

Важнейшими предпосылками к возникновению сестринских ошибок являются проблемы взаимо­действия между амбулаторным и госпитальным этапами и оказания медицинской помощи. Причины сестринских ошибок - дефекты обра­зования, низкая правовая и этическая культура медсестер.

Воздействуя на причины ошибок, можно улуч­шить качество медсестринской помощи. Не последнюю роль в появлении погрешностей в работе играют стресс, усталость, спешка, т.е. субъективные факторы, которые являются при­ чиной около 10% ошибок. Неправильная органи­зация работы, недостаток опыта, игнорирование пожеланий пациента, недооценка мнения коллег в разных сочетаниях становятся причинами почти каждой выявленной ошибки.

Сестринские ошибки анализируют с разных точек зрения:

Их причины;

Времени и места совершения;

Прогноза для здоровья и жизни;

Своевременности и правильности медицин­ских действий.

Профессиональными ошибками при оказании медицинской сестринской помощи являются:

v Ошибки при идентификации пациента;

v Сестринские ошибки в лекарственной терапии;

v Ошибки общего ухода.

Сестринские ошибки при идентификации пациентов

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:

· перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;

· перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;



· перед проведением диагностических или лечебных процедур;

· перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

v места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

v возраста;

v состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадекватен);

v объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

Сестринские ошибки в лекарственной терапии

Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент:

· получил нужное лекарство;

· в нужной форме и нужной дозировке;

· препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;

· контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

Сестринские ошибки общего ухода

У начинающих медсестер с небольшим опытом работы главная причина - психологический стресс и физическая перегрузка. У стажированных медсестер - невнимательность, небрежность, самодеятельность.

Анкетирование

С целью изучения мнения населения о качестве работы медицинских сестер было проведено анкетирование (Приложение А). Практическое исследование проводилось на базе терапевтического отделения ГУЗ « Узловская РБ» (пос.Дубовка).Группа респондентов среди пациентов составила 30 человек.

Для изучения мнения пациентов была разработана специальная анкета, которая включала 19 вопросов. Анкетирование проводилось в виде письменных ответов на вопросы, анонимно.

Результаты исследования:

1. Ваш пол?

Вывод: Группа респондентов составила 30 человек, из которых 20 человексоставили мужчины, а 10 – женщины. Преобладают лица мужского пола.

2. Ваш возраст?


Вывод: Основная возрастная группа составляет от 35 до 60 лет

3. Ваш социальный статус?

Вывод: 50% респондентов являются пенсионерами.



На этом вводная ознакомительная часть анкеты закончена. В результате анализа был выяснен половозрастной состав респондентов и их социальный статус.

Следующая группа вопросов направлена на выяснение отношения пациентов к своему здоровью и оказание качественной медсестринской помощи.

4. Как часто Вы лечитесь в стационаре?


Вывод: 59% респондентов проходили лечение в режиме круглосуточного пребывания.

5. Как Вы оцениваете отношение медицинских сестер во время пребывания в медицинской организации?

Вывод: 70% респондентов удовлетворены отношением медицинских сестер во время пребывания в стационаре.

6. Удовлетворены ли Вы профессиональной деятельностью медицинских сестер?

Вывод: Профессиональной деятельностью медицинских сестер удовлетворены 87% респондентов.

7 . Укажите, пожалуйста, каковы, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительного качества работы медицинских сестер?


Вывод: Большинство респондентов считают,что большая нагрузка и низкая оплата труда являются причинами неудовлетворительного качества работы медицинских сестер.

8. Как Вы оцениваете внешний вид медицинских сестер?

Вывод: 78% респондентов оценивают вид медицинских сестер хорошо.

9. Имеют для Вас значение личностные (душевные) качества медицинской сестры?

Вывод: Для 83% респондентов имеет значение личностных (душевных) качеств. Все это говорит о том, что большинство пациентов желают общаться с высококвалифицированной, душевной медицинской сестрой.

Качество сестринской помощи в большей степени зависит от профессионального мастерства, добросовестности, дисциплинированности.

Вывод: Большинство респондентовоценивают качества медсестер оказывавших им медицинскую помощь, как доброжелательность, милосердие, внимательность и тактичность.

11. Как Вы оцениваете профессиональное мастерство выполнения медицинских манипуляций (инъекции, перевязки)?

Вывод: 60% респондентов удовлетворены профессиональным мастерством выполнения медицинских манипуляций.

12. Отдаете ли Вы предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение?


Вывод: 85% респондентов отдают предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение.

13. Разъясняет ли Вам медсестра характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?


Вывод: 90% респондентов ответили, что медсестра разъясняет характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?

14. Возникали ли у Вас конфликтные ситуации с медсестрами?


Вывод: 93% респондентов указали, что не возникали конфликтные ситуации с медсестрами.

Вывод: Большинство респондентов оценивают полученную сестринскую помощь как хорошо и удовлетворительно.

16. Как Вы оцениваете эффективность проведённого Вам лечения от момента поступления в больницу?


Вывод: 50% респондентов оценили эффективность проведённого лечения как выздоровление лечения от момента поступления в больницу.

17. Удовлетворены ли Вы полностью оказанными услугами в медицинской организации?


Вывод: 83% респондентов полностью удовлетворены оказанными услугами в медицинской организации.


19. Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых медсестринских услуг (вписать)________________________________________

Следующий показатель, который был выяснен при анкетировании - это как улучшить оказание медсестринской помощи. На что респонденты предложили для улучшения качества оказания медицинской помощи следующее:

Подводя итог по проведенному анкетированию можно сделать вывод, что психологическая эмоциональная сфера и качество жизни пациентов с различными заболеваниями, а следовательно, и само течение и исход заболевания зависит от того, насколько сильно пациент ощущает помощь и поддержку медицинской сестры.

На основании проведенной работы можно составить следующие рекомендации:

· Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранение.

· Развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи.

· Совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров.

· Обеспечение качества сестринской помощи населению.

· Совершенствование системы управления сестринскими службами.

· Совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.

· Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

· Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты в жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Развитие сестринского дела требует, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за сестринскую помощь и располагала достаточными полномочиями для этого. Ответственность стала одним из основополагающих принципов «глобальной стратегии достижения здоровья всех» и имеет перспективное значение для профессиональной сестринской помощи. Медицинская сестра должна четко знать границы своих полномочий и меру своей ответственности.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналам в учреждениях в здравоохранении и в любых других учреждениях, а так же на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Необходимо создание многоуровневой системы управление сестринскими службами с рациональными распределение задач и полномочиями сестер- руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управление здравоохранение субъектов РФ и кончая старшой сестрой отделение учреждение здравоохранение.

Повышение качество сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификация.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических так и в больничных условиях должны обеспечит четкую организацию работы сестринских служб.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

Высокий профессиональный уровень качества сестринской медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля над проведением медицинских мероприятий и за деятельностью медицинского персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Конституцию РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

5. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1

9. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

11. Приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

12. Письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

13. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»;

14. Приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

Нормативно-технические документы:

15.ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

16. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

17. ГОСТ 7.0.5.-2008 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

Книги и статьи из периодических изданий:

18. Островская И. В., Широкова Н. В. Основы сестринского дела; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2013. – 283с.

19. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М. Сестринское дело в педиатрии; Феникс - Москва, 2012. – 148 с.

20. Славянова И. К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии; Феникс - Москва, 2014. - 230 c.

21. Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела; Медицина - Москва, 2013. - 299 c.

22. Яромич И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника; Феникс - Москва, 2012. - 284 c.

23. Н. В. Алламярова, В. М. Алексеева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2015. - № 1-2. - С. 53-57

24. Бершадская, М. Б. Делопроизводство и документооборот в деятельности медсестры- руководителя / М. Б. Бершадская // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. - 2016. - № 1. - С. 21-31.

25. Ладыгина, Е. Е., М. Н. Михайловский // Медицинская сестра. - 2015. - № 5. - С. 47-48.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Профессиональные ошибки медицинского персонала

Введение

Профессиональные ошибки встречаются у врача, как и у представителя любой другой профессии, однако именно врачебные ошибки могут приобретать большое общественное значение. Врач несет моральную ответственность перед своим пациентом и обществом (забастовка врачей запрещена законом во всех странах). Бесспорно, врач обязан распознать болезнь, поставить правильный диагноз, обеспечить оказание пациенту необходимой медицинской помощи. Для этого он имеет специальное образование. Но обеспечивает ли получение врачом высшего медицинского образований успешную диагностику заболевания во всех случаях? К сожалению, далеко не всегда. Дело в том, что в настоящее время весь "объем" медицинских знаний уже не может быть освоен и осмыслен одним человеком.

Существует мнение, что нельзя возлагать на врача юридическую ответственность за каждый случай ошибочной диагностики. Это связано с тем, что болезнь - неповторимая человеческая жизнь в изменившихся условиях. Даже одинаковые по названию заболевания протекают у каждого человека по-разному. Нетипичность симптомов и кратковременность пребывания пациента под наблюдением - вот основные объективные причины врачебных неудач.

Диагностические трудности возникают, если пациент обращается с заболеванием, не связанным со специализацией врача.

Однако последний должен хотя бы сориентироваться в профиле заболевания пациента и организовать консультацию соответствующего специалиста. Многие авторы пользуются каждый своей классификацией врачебных ошибок.

Нами проанализировано 11 таких классификаций, но так как в каждой из них имеются определенные недостатки, мы попытались объединить несколько классификаций в одну, максимально включив все виды описанных в литературе врачебных ошибок.

1. Виды врачебных ошибок

Диагностические ошибки в установлении диагноза.

Лечебно-тактические ошибки неправильный выбор методов исследования для установления диагноза; неправильная оценка результатов исследования; ошибки в установлении показаний и противопоказаний к тому или иному методу лечения. Лечебно-технические ошибки неполноценное обследование больного; неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций. Организационные ошибки неправильная организация рабочего места; неправильная организация лечебного процесса.

Ошибки в ведении медицинской документации. Документы, которые оформляет медицинский персонал, могут быть либо оправдательными, либо обвинительными. Если пациенту оказана медицинская помощь, а записи в истории болезни нет, действие предполагается несовершенным, если пациенту ничего не сделали, а запись в истории болезни есть - действие совершено. История болезни, написанная только в компьютере, считается недействительной. Компьютер служит только для архивирования базы данных пациентов на случай обращения их через несколько лет.

Ошибки поведения медицинского персонала

Нарушение принципов этики и деонтологии между всеми работниками медицинского учреждения - это ошибки поведения медицинского персонала. За действия среднего и младшего медицинского персонала отвечает врач и не имеет значения, присутствовал он при действиях медсестры, санитарки или нет.

Пока существуют болезни, врачебные ошибки были и будут. Они неизбежны. Важно понять их сущность, чтобы трагедии не повторялись.

2.Причины врачебных ошибок

Объективные

Непостоянство отдельных постулатов, в результате чего меняется диагностика заболевания и его лечение. Особенно быстро такие изменения, в связи с развитием медицины и, в частности, стоматологии, происходят в последнее время. Нечетко налаженное обеспечение медицинской техникой, несовершенство медицинской техники. Все это может привести к неполноценному медицинскому обследованию, а соответственно и лечению.

Недостаточно четкая организация работы лечебного учреждения: нечеткая работа вспомогательных кабинетов, перегрузка врачей, низкая исполнительная дисциплина среднего и младшего медицинского персонала.

Субъективные

Отсутствие достаточного опыта врача. Опыт появляется со временем, но это не значит, что опытные врачи не ошибаются.

Несовершенствование врачом своих знаний. Несоблюдение принципов деонтологии (пессимизм или излишний оптимизм, врач может поставить "оригинальный" диагноз, предвзятость, нелогичность и т.д.).

В условиях внедрения страховой медицины появились случаи судебных исков со стороны пациентов, которые как потребители медицинских услуг предъявляют претензии к своим лечащим врачам.

3. Ответственность медицинских работников за профессиональные и служебные нарушения (преступления)

Виды ответственности Формы осуществления

Моральный разбор и обсуждение в коллективе. Обсуждение на заседании Высшей аттестационной комиссии при МЗ

Юридическая Дисциплинарная накладывается руководителем учреждения здравоохранения.

Административная Выносят органы СЭС, пожарного надзора и др.

Уголовная Осуществляется только в судебном порядке гражданско-правовая.

Виды наказания

Моральное осуждение коллег (общественное порицание)

Лишение права занимать должности, непосредственно связанные с лечением больных. Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или понижение в должности на тот же срок, увольнение с работы.

Денежный штраф, временное отстранение от должности и др.

Лишение свободы. лишение права заниматься про деятельностью на срок до 5 лет.условное осуждение. исправительные работы. штраф, увольнение от должности, принятие мер общественного воздействия.

Удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба здоровью пациента или родственникам в связи со смертью кормильца

К сожалению, до сих пор в высших учебных заведениях очень мало уделяется времени правовым вопросам врачебной (медицинской) деятельности. Для того, чтобы знать, как защищаться, надо знать требования, которые предъявляются действующим законодательством к медицинской деятельности. Необходимо знать законы страны, в которой мы живем. Так, например, если пациент скончался в кресле врача-стоматолога во время стоматологического приема - это несчастный случай в медицине, который произошел во время работы, он - ненаказуем.

В зависимости от характера правонарушения и последствий медицинский работник может быть привлечен к различным видам ответственности.

Гражданское правонарушение - нарушение норм гражданского законодательства, неисполнение медицинским учреждением (работниками, медицинским персоналом) договорных обязательств, которые могут повлечь за собой взыскание уплаченных пациентом денежных сумм (прямой ущерб), уплату штрафных санкций (убытки), а так же сумм в возмещение морального вреда в случаях, предусмотренных законом (убытки).

Гражданская ответственность. Применение имущественных санкций: возврат уплаченных пациентом сумм (добровольно или в порядке гражданского судопроизводства).

Административные правонарушения - признается посягающее на государственный или общественный порядок, на установленный порядок управления, права и свободы граждан, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность. Наложение штрафа, конфискация имущества, временное отстранение от должности.

Дисциплинарные правонарушения

Нарушение трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины: прогул, опоздание на работу, необеспечение сохранности вверенных товарно-материальных ценностей, невыполнение распоряжения главного врача, заведующего отделением.

Дисциплинарная ответственность. Применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод с понижением в должности, увольнение с работы).

Материальная ответственность. Возмещение причиненного ущерба (в порядке, предусмотренном трудовым законодательством).

Уголовное правонарушение - нарушение норм уголовного законодательства. Умышленное или неосторожное правонарушение медицинских работников, содержащее признаки преступления.

Уголовная ответственность. Осуществляется только в судебном порядке.

Иногда действие медработника является одновременно правонарушением нескольких видов. Каждый вид правонарушения несет за собой соответствующий вид ответственности.

Основным документом, регулирующим отношения между пациентом и медицинским учреждением являются "Основы законодательства РК об охране здоровья граждан", где действует принцип: "ПАЦИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ".

По законодательству закон предусматривает: "право пациента на выбор врача с учетом согласия последнего. Лечащий врач в амбулаторно-поли-клинических учреждениях назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача, последний должен содействовать выбору другого врача"

На основании законодательства врач может отказаться от лечения пациента по согласованию с соответствующим должностным лицом, если:

Отказ не причинит вреда жизни пациента и здоровью окружающих:

Пациент нарушает режим лечения и режим нахождения в стационаре:

Пациент не оплачивает лечение:

Клиническая ситуация не позволяет провести определенное лечение (установить ортопедическую конструкцию), которую требует пациент.

Вопрос оценки качества медицинской помощи и, что более важно, контроля качества давно обсуждается в здравоохранении у нас и за рубежом. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие "качество" очень трудно определить. В толковом словаре С.И. Ожегова: "Качество - это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других".

На сегодняшний день однозначных критериев качества медицинской помощи практически не существует, так как каждый конкретный случай лечения требует индивидуального разбора с привлечением экспертов, тщательного изучения медицинской документации, коллегиального принятия решения.

Литература

ошибка диагностический медицинский

1. Вермель И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности (вопросы теории и практики).

Свердловск: Изд-во Уральского университета

2. Гражданский кодекс РК (части первая и вторая)

4. Рыбакова М.Г. Окончательный диагноз - Мир медицины - 1997

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объективные, субъективные и смешанные профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины. Анализ врачебных ошибок как один из путей формирования мышления у специалистов. Направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Состав медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекциями медицинских работников. Риск инфицирования медицинского персонала. Стандартная иммунизация медработников против инфекции ВГВ.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Характерологические особенности врача и пациента. Административная и правовая ответственность врача. Типы реакций на жалобы. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок. Стратегия предупреждения и разрешения конфликтов путем сотрудничества.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников. Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2013

    Ошибки в тактике и в выборе сроков лечения. Ошибки в диагностике болезней. Причины объективных диагностических ошибок. Особенности развития болезней и неправильный анамнез. Смешанные ошибки, их связь с объективными факторами и степень их проявления.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Психологические знания в работе медицинских сестёр и младшего персонала. Психологический уход за больными в офтальмохирургическом отделении. Принципы работы среднего медицинского персонала. Создание оптимальной атмосферы пребывания пациента в отделениях.

    презентация , добавлен 23.07.2014

    Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников вирусами актуальных гемоконтактных инфекций (гепатиты В, С, ВИЧ) у медицинских работников. Применение антиретровирусных препаратов. Особенности вакцинации медицинского персонала.

    презентация , добавлен 30.11.2016

    Инфицирование медицинского работника в учреждении здравоохранения. Анализ риска заражения при проколе кожи инфицированной иглой. Устойчивость вируса иммунодефицита человека в окружающей среде. Действия медицинского персонала в случае аварийных ситуаций.

    презентация , добавлен 20.04.2016

    Роль среднего медицинского персонала в проведении психотерапии, тактика медицинского работника в психиатрической клинике. Психологические аспекты психиатрического стационара, снятие эмоционального напряжения в связи с болезнью и мобилизация ресурсов.

    реферат , добавлен 10.04.2012

    Роль среднего медицинского персонала в организации медицинского страхования. Профессиональные предпочтения представителей сестринского дела в организации медицинского страхования. Медицинское страхование в Ульяновской области: состояние и перспективы.

«Шок» - Существенно страдает функция почек, развивается олигурия, а у больных старше 50 лет - анурия. В торпидной фазе наблюдается общая заторможенность пострадавшего («окоченение» по Н.И.Пирогову). Активная функция ЦНС и клинические признаки жизни у раненого полностью отсутствуют. Резко нарушается функция почек с развитием анурии, постоянной гематурии, альбуминурии, гемоглобинурии.

«Роды» - Приёмы обезболивания. Определение срока родов. Ознакомить беременных с методиками определения срока родов; Происходит снижение массы тела. После полного раскрытия головка плода начинает продвигаться по родовому каналу. Когда в роддом: Приёмы расслабления; По данным ультразвуковых исследований, проведённых в разные сроки беременности.

«Профессиональный риск» - 11. Профессиональный риск. 8. Проблемы следовых концент-раций анестетиков. Все наши манипуляции носят, как правило, агрессивный и вынужден-ный характер. Биологическая опасность. Восприятие (узнавание) Принятие решения (познание) Действие (двигательная активность). Проблемы следовых концент-раций анестетиков.

«Заболевания беременных» - Инфекция мочевой системы Гломерулонефриты и другие хронические болезни почек Острая и хроническая почечная недостаточность Диабетическая нефропатия. Заболевания внутренних органов у беременных. Вы приобретете навыки: Какие заболевания внутренних органов у беременных вы будете изучать? Формирование знаний и умений по диагностике и лечению заболеваний внутренних органов у беременных.

«Математика в медицине» - Математическая статистика. Большое внимание уделено выводам и интерпретации результатов расчета. В фармацевтике особенно важна математика. Математика и медицина. И в биологии, и в медицине вовсю применяется математическая статистика. Фармацевтика. Кардиология.

«Заболевания медицинских работников» - Введение Профессиональные аллергозы Аллергические реакции на пыль натурального латекса. Высокую распространенность среди медицинских работников имеют аллергические реакции на пыль натурального латекса. Основу профилактики неблагоприятного воздействия ультразвука на лиц, обслуживающих ультразвуковые установки, составляет гигиеническое нормирование.