Мнение эзопа о языке. Рассуждения эзопа. Говори по делу

Классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире, объектом рассмотрения может стать и любое явление жизни. Чтобы определить темы и содержание классных часов, необходимо сначала изучить уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, интересы, суждения, желания. И только тогда могут быть предложены и составлены даже целые циклы классных часов. Но первый классный час должен, что называется, «заразить» ребят.

А начать можно с того, что самому особенно близко, понятно и дорого.

Ситуационный классный час «Умеем ли мы общаться?» по методике Николая Капустина оперативен, корректен, динамичен и способствует осознанию и проверке самого себя в конкретных реальных условиях.

Существуют и другие технологии и методики проведения ситуационных классных часов, но мне близка и понятна именно эта форма.

Она наиболее эффективна и дает возможность самовыражения классному руководителю и ученикам. Она универсальна по отношению к ситуации и возрасту. Она правдива и потому действенна.

Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово - «общение», а вопрос - «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?

Общение - это способ жизни человека.

В общении участвуют речь (письменная и устная), одежда, поведение, мимика и жесты. С кем и с чем человек общается, если это способ жизни?

С людьми, с природой, с животными, с предметами, с произведениями искусства, с самим собой.

Речь - средство передачи мыслей и чувств.

2500 лет назад в школе изучали науку, которая называлась «риторика». Слово «риторика» происходит от греческого «говорю», а слово «ритор» на греческом языке означает «красноречивый человек». То есть человек, который умеет красиво говорить. На уроках риторики учили сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

Любой поступок человека оценивается как прекрасный или безобразный. Уже у первобытных народов и племен существовали правила поведения, ритуалы, обычаи, запреты. Одна из наиболее древних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. В России культура этикета распространилась позднее, чем в Западной Европе, в первой половине ХVIII века. Но еще в середине ХVII века в России был свод правил поведения «Домострой» - энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей.

В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

В фойе помыли полы, а ты прошел и оставил грязные следы, потому что никто не видит. Ты сидел в классе и плюнул на пол, когда остался наедине. Плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на эстетику и красоту, потому что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением.

Возможна ли внутренняя культура при отсутствии внешней, могут ли они существовать изолированно, обособленно друг от друга? Человек грубо кричит, прерывает, не дослушав, своего собеседника, не уступит места старику и не подаст пальто женщине. Что это? Просто плохой человек, себялюбец, хам, эгоист, который считается только с собственным мнением и собственными удобствами, или человек внутренне неплохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? Думается, и то, и другое. Нельзя провести резкую грань между тем, как держится человек, и его внутренним обликом. Ведь хорошее воспитание, хорошие манеры поведения проявляются во всем. Чем больше в человеке простоты, тем он культурнее.

Ведь правила хорошего тона не сочинялись искусственным путем, не выдумывались, они возникали на протяжении истории человека как необходимые требования самой жизни. В их основе лежат общечеловеческие нормы нравственности: вежливость и тактичность, обязательность и уважение к людям, скромность и простота. Их возникновение диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважение к ним. Многие из хороших манер пришли к нам из глубины веков. Так, например, обычай здороваться за руку, обязательно снимая при этом с руки перчатку, возник тысячелетия назад. Этот жест означал, что у человека добрые намерения, он в кулаке не прячет никакого оружия, он пришел с миром. Рукопожатие при прощании означало, что во время встречи не было нанесено взаимных обид. В глубь веков уходит и обычай снимать головной убор, входя в помещение, здороваясь или прощаясь. Во времена средневековья странствующие рыцари, переступая порог дома, поднимали забрало и снимали свой шлем, как бы говоря тем самым, что они полностью доверяют хозяину дома и уважают его. И хотя давно уже исчезли воинственные рыцари, обычай этот сохранился как знак уважения к тем, с кем мы здороваемся при встрече. Ряд манер основывается на санитарно-гигиенических требованиях, к примеру, обычай вытирать чисто ноги, входя в помещение, при кашле закрывать рот платком, мыть руки перед едой. Воспитание - это упражнения, которые мы, выполняя каждый день, закрепляем, и они становятся культурными нормами нашего поведения.

Культурные нормы - это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

А знаете ли вы, что плохой почерк - не такой уж безобидный недостаток? Если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Во всех сферах общения важен признак уровня культуры общения.

Вы читали книгу В.К.Арсеньева «Дерсу Узала»?

Так вот, гольд (старое наименование нанайцев), охотник и собиратель женьшеня, всю свою жизнь проведший в глухой тайге, Дерсу Узала был очень культурным человеком, да еще самым коммуникабельным. Да-да, не удивляйтесь, он прекрасно читал «тайгу», знал признаки изменения погоды и свойства всех растений, он охотно общался с животными, птицами, вещами и людьми, был добрым и доверчивым.

В 1871 году русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай высадился на берег Новой Гвинеи, чтобы изучить и описать условия жизни и культуру племен, известных под общим названием «папуасы». Научный подвиг русского путешественника и ученого громаден, но сам Николай Николаевич, человек необычайного мужества и скромности, и не думал, что совершает подвиг. Он работал - наблюдал и писал. Так вот, Миклухо-Маклай и папуас Туй поняли друг друга с помощью жестов, пантомимы и мимики. Ведь из ритуального трудового или охотничьего танца первобытных племен выросло постепенно прекрасное искусство хореографии - балет. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляют то, что называется этикетом.

Любовь ШЕВАЛДЫШЕВА, педагог дополнительного образования средней школы №193

Возьмите на заметку

Бывают разные таланты и способности: к музыке, математике, литературе, рисованию. Но есть еще один особый талант - талант общения с людьми. Никто из нас не лишен этого таланта, просто его каждому надо развивать. Еще 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчеркнул, что он «будет остерегаться огорчать людей». Вежливый человек никогда не включит громко радио или телевизор, если в комнате он не один, не станет хлопать дверью, кричать или говорить, перебивая других. Не станет громко топать, когда в помещении тишина, постарается воздержаться от поступка, который может быть кому-нибудь неприятным.

Быть воспитанным - это прежде всего уметь думать о других, уважать чужое достоинство и самолюбие. От того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.

Чаще повторяйте слова: «Здравствуйте!», «Спасибо», «Будьте добры!», «Благодарю вас!».

Уроки 19 – 20. Рр Изложение по упражнению 87 (глава 1, § 15, с 54 – 55). Уроки Эзопа (Угощение Эзопа).

Цели урока:
Образовательные:
– совершенствовать знания учеников по русскому языку;
– создать условия для формирования языковой компетенции;
– систематизировать знания учащихся;
– формировать коммуникативную компетенцию – правильную и эффективную речь;
Развивающие:
– содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
– развивать орфографическую и лексическую зоркость;
– повысить общую языковую культуру;
– развивать лингвистические способности детей.
Воспитательные:
– повысить интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
–создать условия для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к родному слову;
– сформировать ответственное отношение к собственным словам.
Формирование УУД.
Познавательные УУД:
1) развиваем умение извлекать информацию из текста;
2) на основе анализа текста делать выводы;
3) находить ответы на вопросы в аудиотексте и в учебнике.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: 1. Аудиозапись упражнения 87 (басни Эзопа о языке).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

– Сейчас вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе. Но прежде давайте вспомним, какие факты из его биографии вам известны. (Эзоп – полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.)

III. Прослушивание аудиозаписи текста упражнения 87.

IV. Беседа по содержанию прослушанного текста.

– О чём рассказывается в тексте?
– Что сначала должен был сделать Эзоп?
– А что должен был сделать во второй раз?
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего на свете, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понимать это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?
– Согласны вы с рассуждениями Эзопа о языке?
Предание гласит, что не всем гостям Ксанфа приятно было слышать второй ответ Эзопа. Как вы думаете, почему?
– Некоторые из гостей Ксанфа вспомнили свои слова, которые привели к дурным поступкам, обидели кого-либо, и им не понравилось, что Эзоп своими рассуждениями напоминает об этом...
– Какова главная мысль этой поучительной истории?
– Итак, Эзоп рассуждает о языке, о речи человека. Даром слова, речью владеет только человек. И этим даром можно распорядиться по-разному – именно об этом и говорит Эзоп.
– Прослушайте текст ещё раз. В каких значениях употребляется в нём слово язык? Подкрепите свой ответ примерами из прослушанного текста.

V. Работа с учебником. Выполнение заданий 5 и 6 к упражнению 87 (с. 54) с последующей устной выборочной проверкой.

VI. Подготовка к изложению, близкому к тексту. Знакомство с инструкцией И 5 «Приложения к учебнику» (с. 32).

VII. Написание подробного изложения текста

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф спросил, почему Ээоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться в любви, поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять принёс языки. Все этому удивились.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Никто не смог возразить Эзопу. Гости были восхищены, а философ Ксанф доволен больше всех.

VIII. Рефлексия.

1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7. Изложение мне кажется
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / не интересным

Домашнее задание. Повторить теоретический материал § 10 – 14.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Поговорим о слове, о речи, о культуре общения.

А вы задумывались о том, что такое "язык"?

Гоовря и рассуждая о языке вспоминается басня...

Басня Эзопа о языке.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмиических особенностях.

Так же, говоря о культуре общения в целом, нельзя забывать о ее составляющих - точность речи, логичность, уместность, нормы и правила общения.

Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.

О себе

В 2011 году закончила ФГБОУ "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева", факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Специальность: специальная дошкольная педагогика и психология, логопедия. Квалификация: педагог-дефектолог, учитель-логопед. Имею диплом с отличием, множество грамот, сертификатов, публикаций, дипломов и благодарностей за учебный период.

Так же в 2008 году получила дополнительное образование по образовательной программе «Лечебно-оздоровительный массаж» (свидетельство).

С сентября 2011 года по настоящее время работаю учиетелем-логопедом ГБОУ д/с комбинированного вида № 1524 г. Москва.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Те книги , которые заставляют нас задуматься, сопереживать, смеяться, страдать и плакать! Любимые писатели - Л.Н. Толсой, Ф.М. Достоевский.

Мой взгляд на мир

Интересная притча о взгляде на мир

На дороге стояло старое засохшее дерево.
Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался -
ему показалось, что это стоит поджидая его стражник.
Прошел влюбленный юноша
и сердце его радостно забилось.
Он принял дерево за свою возлюбленную.
Ребенок, напуганный страшными сказками,

увидев дерево, расплакался,
решил, что это привидение,
но дерево было только деревом.

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

Мои достижения

Мои достижения - это успехи, победы и хорошие результаты мои учеников.

Моё портфолио

Работаю в образовании только четвертый год. Имею уже достаточно разносторониий опыт работы с детьми. Работа педагога очень сложная творческая, необычная и этим она еще более притягательна.Надеюсь, что положено хорошее начало моего большого пути и я согу внести свою частичку доброты, искренности в сердца моих воспитанников.

, Внеклассная работа

Класс: 2

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; раскрыть понятие о том, что язык - важнейшее средство общения; показать богатство и красоту русского языка.

Наглядность: опорные слова, таблицы, рисунки.

I. Вступление.

Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное увлекательное путешествие в страну с красивым и мелодичным названием Языкария, которое будет долгим, продолжительным и не закончится сегодня. Пусть оно всем доставит удовольствие, создаст радостное, праздничное настроение.

Маленькие путешественники, каково ваше настроение?

Готовы ли вы к дальнейшему путешествию?

Тогда занимаем места в этом сказочном поезде и отправляемся в путь, в страну Языкарию (звучит музыка).

II. Значение слова язык.

1. Вспомним, какие значения имеет слово язык?

Язык - орган в полости рта (он подвижный, с помощью него мы определяем вкус пищи).

Язык - средство общения.

Какие же значения имеет еще слово язык? На этот вопрос мы ответим, выполнив задание.

2.Запишите данные предложения в тетрадях:

Малыш больно прикусил язык.

Богат и красив русский язык.

Разведчики взяли языка.

Язык сильно ударил о стенки колокола.

Объясните значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении?

В третьем предложении вы сказали, что слово язык употребляется в значении пленный.

3. Чтение и обсуждение текста "Язык".

Послушайте текст.

Не теперь придумано называть "языком" пленного, от которого можно добыть важные сведения о противнике. За "языком" отправлялись в стан врага еще доблестные воины древних русских дружин.

Не зря говорят: "Язык без костей", "Развязать язык". Плененный нашими солдатами противник не раз выбалтывал многие военные секреты о своей армии: срок готовящего наступления, сведения о количестве войск, планы на будущее, число танков и самолетов:.

Какие же секреты выбалтывал пленный?

III. Чтение и анализ рассуждений Эзопа.

Хотите ли вы узнать, как относились к языку в давние времена. На минуточку перенесемся в Древнюю Грецию.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка".

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: "Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?"

Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, в другом утверждает, что язык - самое худшее, что есть на свете?

IV. Язык - друг, язык - враг.

Язык для человека может быть другом и врагом. Попробуем поразмышлять над тем, в каких жизненных ситуациях язык может принести пользу.

Язык - друг

1. Сценка.

Блоха встретила на тропинке сороконожку и испуганно закричала:

Остановись! Остановись немедленно!

Что случилось? - испугалась сороконожка.

Да у тебя на 39 ботинке шнурок развязался.

Что сделала Блоха? (предупредила, помогла)

Значит, когда помогаешь кому-либо язык - друг.

2. А. Барто "Наша Таня".

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Перестанет ли Таня плакать?

С какими добрыми словами утешения обратились к Тане?

Значит, когда мы утешаем, сочувствуем язык - друг.

Вспомните, случилось ли вам утешать кого-нибудь? Как это было?

3. Представьте, я вам сейчас скажу вот такое объявление: "Завтра мы поедем в цирк".

Какое чувство вызовет у вас это объявление? (чувство радости)

А какими словами вы выразите эту радость?

Значит, когда мы радуемся язык - друг.

4. А еще когда язык является нам другом? (благодарим, хвалим, советуем)

Язык - враг

1. Но язык может принести и вред своему хозяину, быть врагом.

Отрывок из сказки А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Что делает старуха? (бранится)

Если ругаешься, бранишься, оскорбляешь язык - враг.

2. Стихотворение Б. Заходера "Лесные сплетни".

Кем мы можем назвать синицу, сороку, галку, кукушку:.? (сплетницами)

Услышав все эти сплетни зяблик очень удивился.

Когда сплетничаешь язык - враг.

3. Кого мы называем предателем? (Человек, который предал, предает кого или чего-нибудь, изменник)

В каком произведении вы сталкивались с предателем?

"Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове" (просмотр отрывка из мультфильма).

4. Еще раз обобщим, когда язык - друг, а когда - враг.

V. Анализ русских пословиц и поговорок.

1. Прочитайте русские пословицы и поговорки о значении слова, речи в жизни человека, о том, как она способна повлиять на окружающих, и т.д. Подумайте, порассуждайте о смысле народной мудрости.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Доброе слово для доброго дела.

Слово горы ворочает.

Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

Язык мой - друг мой.

Худое слово доведет до дела злого.

От худого слова - да навек ссора.

Язык наш - враг наш.

2. Списывание пословиц и поговорок.

VI. Подведение итогов.

Наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться. Все заняли места в сказочном поезде (звучит музыка).

В какой стране мы побывали?

Почему нет ничего на свете лучше языка? И хуже языка?

Эзоп был обычным рабом, и однажды его хозяин Ксанф попросил его приготовить ужин из самого хорошего, что есть в мире. Эзоп приготовил три блюда из языков. На вопрос хозяина, почему все из языка, он ответил, что это самое прекрасное, что есть на свете, так как благодаря ему можно без боя покорять города, признаваться в любви. На следующий раз Ксанф попросил своего раба приготовить блюдо из самого плохого, что есть в мире. И на свое удивление, он опять увидел на ужин языки. На немой вопрос хозяин Эзоп ответил, что язык так же и самое плохое, что есть на свете, так как им можно обидеть любого человека, огорчить самых близких. Так в русском языке благодаря рабу, появилось выражение «Эзопов язык».

Происходит от имени великого баснописца Древней Греции Эзопа.

Басня.

Иллюстрация к Эзопову языку.

Простой рисунок карандашом.

Иносказательный язык, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения.

О мудрости Эзопа слагались легенды.

Эзопов язык, понятный искушенному читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.