Антиципация – примеры и механизм в психологии. Механизм антиципации Феномен антиципации

Антиципация

(от лат. anticipatio - предвосхищение) - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий . В психологии различают два смысловых аспекта понятия А.:

2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.

Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П. К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

Карпенко Людмила Андреевна

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Антиципация

Способность системы в некоей форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности. В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия:

1 ) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет решена (см. ); служит средством связи обратной при построении действия;

2 ) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или ) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П. К. Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания Г. Уолтера (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Антиципация Этимология.

Происходит от лат. anticipatio - предвосхищаю.

Категория.

Элемент процесса восприятия.

Специфика.

Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

Исследования.

Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания () Г.Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АНТИЦИПАЦИЯ

(от лат. anticipatio - предвосхищаю) - предмета, явления, результата действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Син. предвидение. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия , описанный П . К . Анохиным в теории функциональных систем . Физиологическим проявлением А. является Г. Уолтера (см. ) - медленное отрицат. изменение электрического потенциала, предшествующее ожидаемому предъявлению стимула, преимущественно выраженное в лобно-центральных отделах коры. В психологии мышления А. обозначает представление (в сознании человека) схемы решения к.-л. проблемы еще до того, как она будет реально решена (см. ). Ср. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "антиципация" в других словарях:

    АНТИЦИПАЦИЯ - (греч) 1) предвзятость. В философии: предвзятое, недостаточно обоснованное положение, из котор. делаются те или другие выводы; 2) отдача денег, взятых взаймы, прежде наступления срока, преждевременное получение налога, подати и пр.; 3)… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНТИЦИПАЦИЯ - (налогов) термин, обозначающий преждевременное, нередкопринудительное взимание налогов государством или размещение им краткосрочного займа, облигации которого принимаются в погашение определенно го налога. Словарь финансовых терминов. Антиципация … Финансовый словарь

    антиципация - и, ж. anticipation <лат. anticipatio. См. также антисипация. 1. Преждевременное взимание каких л. податных сборов. Сл. 18. Новый заем, и новыя так называемыя антиципации, которыя также не что иное суть, как заем, по справедливости почли… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АНТИЦИПАЦИЯ - (от лат. ante прежде, capere схватывать) предвидение или предвосхищение будущих событий, являющееся непосредственным и не представляющее собой вывода из др. знания. А. отличается как от ожидания, опирающегося на вероятностное умозаключение от… … Философская энциклопедия

    антиципация - предвосхищение, предугадывание, предвзятое мнение Словарь русских синонимов. антиципация см. предвосхищение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. А … Словарь синонимов

    Антиципация - (лат. anticipatio; англ. anticipation) 1) в праве и экономике уплата денег по долговому обязательству до наступления условленного срока; в налоговых правоотношениях см. Антиципация налогов. В … Энциклопедия права

    АНТИЦИПАЦИЯ - (лат. anticipatio) уплата денег по долговому обязательству до оговоренного срока. Соглашение, в соответствии с которым покупатель в случае досрочного платежа получает право на скидку, исходя из средней ставки процента … Юридический словарь

    Антиципация - А. Предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления. Б. Уплата денег по долговому обязательству до условленного срока. В. Наступление раньше срока какого либо события,… … Словарь бизнес-терминов

    АНТИЦИПАЦИЯ - (лат. anticipatio) ..1) предвосхищение2)] Преждевременное наступление какого либо явления … Большой Энциклопедический словарь

    АНТИЦИПАЦИЯ - (от лат. antici patio) 1) предвосхищение, предугадывание возможного хода событий; 2) преждевременное наступление какого либо явления, которое должно было наступить позднее, например уплата денег по долговому обязательству до условленного срока,… … Экономический словарь

Книги

  • Антиципации: Поэтический сборник , Максим Вышнев , Максим Вышнев хорошо известен читателям современной русской поэзии как автор 9 поэтических сборников, а также книг `Сценарии` (рассказы, повести, пьеса) и `Откровения` (афоризмы, максимы). По… Категория: Поэзия Издатель:

В статье рассматриваются основные подходы и направления исследования способности человека к опережающему отражению действительности. Показано, что в отечественной психологии преобладает функционально-регуляторный подход к исследованию процессов предвосхищения будущего, основанный на идеях П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Изучение места процессов прогнозирования в регуляции поведения человека как личности связано с исследованием ожиданий в западной психологии. Анализ достигнутых в этой области результатов показывает, что существует необходимость изучения прогнозирования на личностном уровне как проявления универсальной функции мозга.

Способность человека прогнозировать будущие события и действовать с упреждением во времени привлекает внимание психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины. Сложность данных феноменов, многообразие их проявлений обусловили возникновение целого ряда подходов к их исследованию, каждый из которых предлагает особые понятия и теоретические схемы. Для описания психических процессов и явлений, связанных с прогнозированием будущего, чаще всего используются термины « » , «вероятностное прогнозирование» , «опережающее отражение действительности» , «прогностическая способность» , «ожидание» . К числу феноменов предвосхищения будущего может быть причислена установка, понимаемая как готовность действовать в некоторой ситуации определенным образом . Наиболее ранним является термин «антиципация», введенный в психологию еще В. Вундтом. Понятие антиципации , по-видимому, является наиболее общим, которое используется в тех случаях, когда речь идет о проявлении способности психики к опережающему отражению. Классическим для отечественной психологии определением антиципации стало следующее: «Антиципация это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» . Чтобы сделать возможным систематическое изучение проявлений процессов антиципации, Б. Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым были определены ее функции, а также описано уровневое строение процессов антиципации. Полученная в итоге схема стала называться системно-уровневой концепцией антиципации. В соответствии с данной концепцией, исходя из предложенной Б. Ф. Ломовым классификации функций психики, выделяется три функции антиципации : когнитивная, регулятивная и коммуникативная. В приведенном выше определении на первый план выступает регулятивная функция антиципации, проявляющаяся в ограничении степеней свободы живой системы в соответствии с пространственно-временной структурой среды. В соответствии с прогнозируемыми изменениями условий внешней среды осуществляется опережающая подготовка, прогноз результатов действия и построение его программы. Все это определяет направление и характер поведения в сложившейся ситуации. Регуляция действия не может осуществляться без построения модели потребного будущего или, другими словами, акцептора результатов действия , который дает возможность сравнения полученных результатов действия с параметрами требуемого результата. Этот аспект регуляции обеспечивается процессами антиципации, так как результат является будущим по отношению к действию событием. «Цель конструирует деятельность, определяет ее характеристики и динамику. Она выступает как феномен опережающего отражения. Эффекты антиципации служат как бы материалом для ее построения» . Результаты прогноза включаются как существенные и необходимые компоненты в процессы принятия решения. Принятие решения невозможно без участия процессов антиципации, так как прогноз «потребного будущего» и предвидение возможных изменений условий деятельности являются наиболее существенными факторами, определяющими выбор альтернативы. В этом плане значение процессов антиципации столь велико, что Е. Н. Сурков считает одной из наиболее существенных функций антиципации максимальное устранение неопределенности в ходе принятия решения . Таким образом, роль процессов антиципации в регуляции поведения и деятельности весьма значительна. Прежде всего, это связано с тем, что человек, как и любая кибернетическая система, прогнозирует результаты собственной активности. Прогноз результатов делает активность целенаправленной и саморегулируемой, когда благодаря сличению параметров прогнозируемого результата с информацией, поступающей по каналам обратной связи становится возможной коррекция процесса деятельности, устранение отклонений от запланированных параметров результата. Вместе с тем прогнозирование касается не только будущих результатов действия, но и изменений условий внешней среды, которые происходят помимо активности субъекта, но могут иметь существенные последствия для индивида . По этой причине Б. Ф. Ломов считал, что опережающее отражение выступает в двух основных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание . Целеполагание характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта. Цель выступает как опережающее отражение будущего результата этой деятельности. Предвидение более относится к опережающему отражению объективного хода некоторых событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (когда субъект выступает в роли наблюдателя). Роль предвидения в регуляции деятельности не менее значительна, чем роль целеполагания. Так, в частности, Б. Ф. Ломов подчеркивал, что предвидение хода управляемого процесса и возможных изменений среды является неотъемлемым компонентом планирования деятельности . Хорошо известно, сколь большое значение имеет предвидение динамики условий деятельности в ходе принятия решений. Исходя из содержания прогноза в процессе регуляции деятельности, по-видимому, может быть дана более подробная классификация видов антиципации. Так, по мнению В. В. Фадеева, антиципация в деятельности охватывает следующие аспекты развития ситуации: возможные варианты трансформации условий; возможные варианты построения исполнительских действий; варианты оценки возможных результатов; возможные варианты коррекции модели условий и программы исполнительских действий . Рассматривая итоги исследований регулятивной функции антиципации, нельзя не заметить, что процессы прогнозирования будущего преимущественно рассматриваются с функционально-регуляторной позиции, истоки которой лежат в психофизиологических теориях регуляции поведения и деятельности . Соответственно, в поле зрения такого подхода не попадают те аспекты, которые требуют выхода за пределы функционально-регуляторного взгляда, в частности проблемы проявлений антиципации на уровне личности, содержательно-смысловых особенностей прогнозирования и т. д. Когнитивная функция антиципации связана с участием процессов прогнозирования в протекании различных познавательных процессов. Так, восприятие включает в себя элементы антиципации в форме перцептивной гипотезы или предвосхищающей схемы , . По мнению У.Найссера, исследовательская активность субъекта направляется предвосхищающими схемами, которые представляют собой «своего рода планы для перцептивных действий» . Результат исследовательской активности – выделенная информация – модифицирует исходную предвосхищающую схему, которая направляет дальнейшее восприятие. Центральным элементом данного перцептивного цикла, по мнению У.Найссера, является предвосхищающая схема, направляющая перцептивный поиск и подготавливающая субъекта к принятию определенной информации, тем самым обеспечивая избирательность восприятия. Антиципация участвует в селекции информации не только в процессах восприятия, но и в процессах запоминания, как это было показано Б. Ф. Ломовым . Б. Ф. Ломов подчеркивал, что запоминание не является механической записью того, что в данный момент действует на человека, оно необходимо включает селекцию воспринимаемой информации. Ведущая роль в процессе селекции информации для запоминания, по мнению Б. Ф. Ломова, принадлежит тем предсказаниям и планам, которые человек строит в процессе поведения. В актах целеобразования, антиципации и планирования поведения формируются критерии селекции воспринимаемой информации для запоминания, как произвольного, так и непроизвольного. Надо сказать, что и селекция информации из памяти в процессе воспроизведения, по мнению Б. Ф. Ломова, зависит от содержания антиципируемого будущего. Воображение не менее тесно связано с процессами антиципации . У. Найссер считал, что образы воображения представляют собой планы сбора информации из потенциально доступного окружения. Образы, по его мнению, являются реалистичным предвосхищением будущего, а суть воображения состоит в способности выделять предвосхищения из непосредственного контекста и манипулировать ими. Проявления антиципации в мышлении связаны, прежде всего, с прогнозом искомого, выступающего в форме мыслительной гипотезы . Прогноз искомого при этом рассматривается как детерминанта, определяющая направление поиска неизвестного. Необходимо подчеркнуть, что прогнозирование включено в решение любой мыслительной задачи (в том числе и непрогностической). На этом основании Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков считают возможным говорить о единстве мышления и прогнозирования. По их мнению, мышление – это прежде всего предвидение. Таким образом, прогнозирование включено в структуру почти всех познавательных процессов, что, по-видимому, дает основания считать антиципацию «сквозным психическим процессом» . Коммуникативная функция антиципации изучена несколько хуже, несмотря на тот факт, что каждый акт общения человека с другими людьми обязательно включает антиципационные процессы. Так, еще С. Г. Геллерштейн отмечал проявления антиципации в предвидении поступков других людей, основанном на не всегда осознанном знании логики эмоций и вытекающих из них поступков . В настоящее время в социальной психологии используется понятие социальных ожиданий, которые группа предъявляет по отношению к поведению каждого ее члена. Наличие конвенциональных ожиданий относительно поведения партнера делает ситуацию общения прогнозируемой и «безопасной». Большое значение имеет тот факт, что партнеры по общению могут осознавать ожидания партнера и строить свое поведение в соответствии с этими ожиданиями. При этом продуктивность общения отчасти определяется тем, какие ожидания предъявляют друг другу партнеры и насколько адекватно они осознают ожидания друг друга . Надо сказать, что исследование проявлений антиципации в коммуникативной сфере велось более широко в западной психологии и связано, прежде всего, с идеями символического интеракционизма и когнитивного подхода . При исследовании эффектов антиципации в коммуникативной и личностной сфере чаще всего опираются на понятие «ожидание». Понятие «ожидание» наиболее распространено в западной психологии и встречается в работах Ф. Хоппе, Э. Брунсвика, Э. Толмена, Ж. Нюттена, П. Фресса, Я. Рейковского и др. Э. Брунсвик ввел в психологию понятие вероятностного ожидания, детерминирующего, по его мнению, поведение субъекта. Ж. Нюттен связывает ожидания с оценкой результатов собственной деятельности, которое зависит от воспоминаний о результате и от оценки результатов в прошлом, а также от особенностей «Я-концепции». Им было выделено два типа людей – «оптимисты» и «пессимисты», которые различаются по характеру ожиданий результатов собственной деятельности и социальных ожиданий. Понятие «ожидание» используется в работах Ф. Хоппе, который при изучении уровня притязаний выявил различие между идеальной и реальной целями, в соответствии с которым человек прогнозирует не только необходимый (идеальный), но и ожидаемый в данной конкретной ситуации результат, который может существенно отличаться от первого . В работах этих ученых было показано, что прогноз значимых в контексте потребностей личности событий сопряжен с оценкой возможности их реализации. Тот факт, что индивидуальные особенности ожиданий Ж. Нюттен связывал с оптимистичностью, говорит о связи такой прогностической оценки с эмоциональными переживаниями. Большой вклад в исследование ожиданий в личностном контексте внес когнитивный подход. По мнению Э. Толмена, любое актуальное поведение мотивируют, наряду с потребностью, две переменные – ожидания и ценность цели. Научение сводится к развитию ожиданий, которые подтверждаются или опровергаются опытом. Представление о том, что ожидания являются одной из детерминант, мотивирующих деятельность, разделяют и другие представители когнитивного подхода в психологии личности, такие как Х. Хекхаузен, А. Бандура и др. Общим для всех представителей когнитивного подхода также является понимание ожиданий как особого рода знаний, которые фиксируют связь между разными способами поведения и его результатами. По мнению А. Бандуры, способность к антиципации позволяет человеку мотивировать свои действия, опираясь на их возможные последствия: «Прошлый опыт формирует ожидания того, что определенные действия принесут ощутимые преимущества, другие не приведут к существенным результатам, а третьи будут отдалять будущие неприятности. Представляя в уме, какими могут быть последствия совершаемых ими действий, люди способны превращать их в мотивационные факторы своего поведения. Таким образом, можно сказать, что большая часть человеческих действий находится под предварительным контролем» . Сформированные на основе прошлого опыта ожидания вызывают соответствующее им поведение. Так, в частности возникает особая форма дезадаптированного поведения – защитное поведение, которое связано с ожиданием угрозы: «Уже известная из прошлого опыта угроза активизирует защитное поведение не столько из-за своих аверсивных свойств, сколько потому, что обладает некоторой предсказательной силой. Ее появление сигнализирует о возможности болезненного исхода, если не будут приняты адекватные меры защиты» . Таким образом, в основе защитного поведения лежат «устрашающие ожидания» , которые иногда могут быть беспочвенными. Вместе с тем, такие ожидания с трудом поддаются коррекции, так как стойкое избегание некоторых ситуаций не дает организму возможности убедиться в том, что обстоятельства изменились и реальной опасности больше не существует. В итоге создается впечатление, что именно данное защитное поведение поспособствовало предупреждению потенциальной угрозы. Так подкрепляется защитное поведение, и люди продолжают вести себя в соответствии со своими ожиданиями. По мнению А. Бандуры, чтобы избавиться от устрашающих ожиданий, требуется мощный опровергающий личный опыт, который невозможно заменить вербальными уверениями. Несмотря на тот факт, что ожидания рассматриваются как особая когнитивная структура, А. Бандура указывает на тесную связь ожиданий не только с внешне наблюдаемым поведением, но и с эмоциональными реакциями: «Аверсивные переживания – как собственные, так и опосредованные – порождают ожидание неприятностей, которое, в свою очередь, может активизировать как страх, так и защитное поведение» . Наряду с ожиданием результатов поведения А. Бандура выделяет «ожидание эффективности». Ожидание результата определяется А. Бандурой как личная оценка того, что то или иное поведение должно привести к тем или иным результатам. Ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Так, например, субъект может знать, что некоторые действия приводят к определенному результату, но может не верить в то, что сам он способен произвести эти действия. Ожидание эффективности проявляется в том, будет ли субъект что-либо предпринимать для достижения цели. Основной вклад когнитивного подхода в исследование ожиданий связан, по-видимому, с анализом ожиданий как результата социального научения. Это особенно важно в связи выделением проблемы отрицательных ожиданий, вызывающих дезадаптированное поведение. Поиск истоков и методов коррекции отрицательных ожиданий в этом контексте связывается с содержанием личного опыта, опровергающего или подтверждающего наличные ожидания. Другой подход к изучению истоков негативных ожиданий связан с исследованием влияния особенностей Я-концепции на индивидуальные особенности ожиданий . По Р. Бернсу, одна из важнейших функций Я-концепции состоит в том, что она определяет ожидания индивида, под которыми Р. Бернс понимает «представления индивида о том, что должно произойти» . Он полагает, что ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. Существенно, что Я-концепция содержит в своей структуре оценочную составляющую, связанную с отношением к самому себе или к отдельным своим качествам, которую называют самооценкой или принятием себя . В зависимости от характера самооценки, содержание ожиданий может быть положительным или отрицательным. По мнению Р. Бернса, отрицательные ожидания могут укреплять негативную самооценку, ввиду того, что они реализуются с большой вероятностью по механизму «самореализующихся ожиданий». Таким образом, отрицательные ожидания могут выступать, с одной стороны, как результат низкой самооценки и, с другой стороны, вследствие наличия обратных связей в системе как один из источников неприятия себя. В отечественной психологии исследование ожиданий связано с изучением их роли в деятельности. Так, Т. Б. Булыгина отмечает, что объектом прогноза в учебной деятельности могут выступать отношения окружающих и свое собственное отношение к результатам учебной деятельности . По ее мнению, ожидаемая оценка поступков, действий, личностных качеств становится в младшем школьном возрасте «фактором развития регуляции поведения» . По мнению Т. В. Алексеевой, «ожидания результатов деятельности являются обобщенной характеристикой личности» . Под ожиданиями она понимает психические состояния субъекта, возникающие у него перед выполнением той или иной деятельности или какой-либо коммуникативной ситуации . Т. В. Алексеева подчеркивает тесную связь ожиданий оценки с насыщенными эмоциональными состояниями (положительными или отрицательными). Тесную связь негативных ожиданий с тревожностью обнаружила А. М. Прихожан. С помощью методики незаконченных предложений она выявила ожидание неблагополучия как компонент тревожности и характеристику личности. По ее мнению, истоки ожидания неблагополучия лежат в особенностях самооценки . Таким образом, исследование личностного аспекта проявлений антиципации преимущественно связано с понятием «ожидания», которое фиксирует результат предвосхищения личностно-значимых событий. В тех случаях, когда необходимо сделать акцент на процессуальной, а не результативной стороне, мы считаем возможным использование понятия прогнозирования. Термин «прогнозирование» по сложившейся традиции используют для обозначения проявлений способности к антиципации в мыслительной деятельности , т.е. он соответствует речемыслительному уровню по классификации Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова. Этот уровень является ведущим в регуляции поведения и деятельности личности, что заставляет считать понятие «прогнозирование» наиболее адекватным для использования в данном контексте. Обзор исследований антиципации показывает, что она выступает как некоторый универсальный механизм, «универсальная функция мозга» . Аналогичную позицию занимал и С. Г. Геллерштейн, который подчеркивал, что антиципация имманентно присуща любой деятельности, а ее корни следует искать «в сфере жизненно-важных приспособительных механизмов, являющихся биологически ценными продуктами эволюционного развития» . По мнению Е. А. Сергиенко, антиципация должна рассматриваться как «универсальный механизм психической организации человека», причем феномен антиципации имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, так как в этом понятии связываются воедино прошлые, настоящие и будущие события . Проявления антиципации на высшем уровне – уровне регуляции поведения и деятельности человека как личности являются одной из наименее изученных сторон данной проблемы в отечественной психологии. Универсальный характер функции антиципации заставляет предположить, что роль процессов прогнозирования на личностном уровне остается не менее существенной, чем на других, нижележащих уровнях. В пользу такого предположения свидетельствуют и данные зарубежных исследований, выполненных в русле когнитивного подхода и символического интеракционизма. Вместе с тем, в ходе исследования высших проявлений антиципации, по-видимому, следует учитывать принципиальное положение Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова о том, что антиципация выступает как универсальная функция мозга. Это значит, что изучение проявлений антиципации на любом уровне требует учета базовых и, следовательно, общих характеристик антиципации как функции мозга.

Список литературы:

1. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дис. … канд. психол. наук. – М., 1995. – 129 с.

2. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1998. – 400 с.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 258 – 372.

4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – С. 342 – 458.

7. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

8. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 103 – 339.

9. Булыгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1996. – 16с.

10. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т. 3. – Л.: Издательство ЛГУ, 1981. – 324 с.

11. Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март – апрель. – М., 1966. – С. 305 –316.

12. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. – 168 с.

13. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1976. – 21 с.

14. Колодич Е.Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач: Дис. … канд. психол. наук. – Минск, 1992. – 171 с.

15. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – 183 с.

16. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.

17. Ломов Б.Ф. Память и антиципация // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – С. 73 – 81.

18. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 278 с.

19. . – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

20. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М.: Прогресс, 1981. – 230 с.

21. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – С.189 – 191.

22. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. – № 2. – 1974. – С. 115 – 122.

23. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1977. – 18 с.

24. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. – Киев: Вища шк., 1997. – 88 с.

25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

26. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.

27. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дисс. в виде научного доклада … д-ра психол. наук. – М., 1997. – 118 с.

28. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 145 с.

29. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982.

30. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. – М.: Издательство МГУ, 1978. – 112 с.

31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.

32. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998. – 544 с.О. А. Сычев Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина

Помните старый анекдот? Сидит на лавочке интеллигент, читает "Войну и мир". Подходит к нему простой мужичок и вздыхает: "Экая у тебя книга-то сложная..." "Почему сложная" - удивляется интеллигент. "Ну как же - отвечает мужичок, - вона в ней сколько слов..."

Конечно, для нас с вами количество слов в тексте - не главный показатель его сложности. Но как ни крути, чем слов больше, тем дольше нам предстоит их читать. А лишнего времени сегодня ни у кого нет. И естественно возникает соблазн начать читать "по верхам", перескакивая, пропуская слова. Всю нашу школьную жизнь нас ругали за такое чтение, говорили, что читать нужно внимательно, вдумчиво - а между тем в "перескакивании" есть рациональное зерно.

Дело в том, что не все слова в деловом или учебном тексте одинаково ценны. Есть слова, несущие смысловую нагрузку, а есть связки, переходы и прочая "вода".По статистике на смысл в приходится около 70-75 % слов, а на воду - остальные 30-25%. И если мы научимся пропускать воду, то количество слов в тексте для нас уменьшится почти на треть, а значит и времени на чтение потребуется меньше.

Существует прием, позволяющий человеку читать быстрее, пропуская "воду" - этот прием называется антиципацией. Суть антиципации в том, чтобы по уже прочитанному предугадывать, что будет дальше, узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам и домысливать остальное.

В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин "антиципация" ввел в психологию в 1880г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру "Угадай мелодию". По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам - всю фразу, а по нескольким фразам - смысл всего абзаца или раздела.

Например, человек читает текст о здоровом образе жизни. Встретив слова "поддерживать" и "физическую", он догадывается, что речь идет о поддержании физической формы - и само слово "форму" ему читать уже не нужно. Естественно, что процесс чтения идет у него быстрее.

Как же научиться антиципации, развить в себе эту способность, натренироваться? Здесь вам помогут упражнения на прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; на восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); на составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта.

В нашем сегодняшнем выпуске мы решили предложить вам одно из таких упражнений. Перед вами текст, в котором пропущены слова в начале и в конце каждого предложения. Прочитайте этот текст и постарайтесь восстановить пропущенные слова по смыслу. Не старайтесь угадать их дословно. Ваша задача -- уловить смысл текста в целом. Приготовились? Начали.

Кстати я ***, что к моим *** и родным я еще не *** с визитом. Объездив *** домов, истратив почти все свои визитные ***, я *** карету у Петровского бульвара и *** с намерением дойти *** до Рождественского монастыря; невольно я *** на каждом ***, *** былое и любуясь *** Москвы, которые *** такими живописными после *** петербуржских ***, вытянутых в шеренгу. *** переулок на Трубе *** в гору, по которой *** были *** домики, построенные *** всем *** архитектуры и, может быть, потому еще более ***; их *** веселила меня в детстве и теперь снова *** меня своею прихотливою ***. По ***, едва огороженным, *** деревья, а между *** развешаны были разные *** принадлежности; над *** в три этажа и в одно окошко, *** красною ***, возвышалась огромная *** решетка в виде голубятни, которая, казалась, *** весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня *** удивления; я *** очень хорошо этот ***; с тех пор он нимало не ***, только с бока приделали новую *** в один *** и как будто нарочно выкрасили желтою ***; с нагорья была видна *** двора; по нему величаво ходили *** птицы, и многочисленная *** весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я *** на этот *** другими ***, видел ясно всю *** и безвкусие его ***, но, несмотря на то, вид его *** в душе такие ***, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские ***, которые, кажется, готовы расшаркаться по *** вместе с *** и которые, подобно своим ***, так опрятны, так скучны и ***.

(В. Ф. Одоевский "Косморама")

Прочитали? Отгадали смысл? Проверьте себя. Ниже мы предлагаем полный текст без пропущенных слов. Еще раз напоминаем, что если вы не отгадали фразу дословно, это не страшно. Важно уловить смысл.

Кстати я вспомнил, что к моим знакомым и родным я еще не являлся с визитом. Объездив кучу домов, истратив почти все свои визитные билеты, я остановил карету у Петровского бульвара и вышел с намерением дойти пешком до Рождественского монастыря; невольно я останавливался на каждом шагу, вспоминая былое и любуясь улицами Москвы, которые кажутся такими живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу. Небольшой переулок на Трубе тянулся в гору, по которой рассыпаны были маленькие домики, построенные назло всем правилам архитектуры и, может быть, потому еще более красивые; их пестрота веселила меня в детстве и теперь снова поражала меня своею прихотливою небрежностию. По дворам, едва огороженным, торчали деревья, а между деревьями развешаны были разные домашние принадлежности; над домом в три этажа и в одно окошко, выкрашенным красною краскою, возвышалась огромная зеленая решетка в виде голубятни, которая, казалась, придавливала весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня предметом удивления; я знал очень хорошо этот дом; с тех пор он нимало не переменился, только с бока приделали новую пристройку в один этаж и как будто нарочно выкрасили желтою краскою; с нагорья была видна внутренность двора; по нему величаво ходили дворовые птицы, и многочисленная дворня весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я глядел на этот дом другими глазами, видел ясно всю нелепость и безвкусие его устройства, но, несмотря на то, вид его возбуждал в душе такие чувства, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские дома, которые, кажется, готовы расшаркаться по мостовой вместе с проходящими и которые, подобно своим обитателям, так опрятны, так скучны и холодны.

(В. Ф. Одоевский. Косморама)

Это упражнение - своего рода пример. Успешно справившись с ним и уяснив принцип развития навыка антиципации вы сможете создавать для себя новые и новые упражнения самостоятельно. И вскоре заметите, что тратите меньше времени на чтение деловых и учебных текстов - и больше на то, что вам действительно нравится.

Антиципация – это дословно означает предвосхищение, т.е. умение системы в той или иной мере предугадывать развитие различных событий, результатов действий, явлений. В психологической науке различают два аспекта этих понятий: умение индивида представить себе вероятный итог действия до его совершения, также способность мышления индивида представить возможные средство решения проблемы до ее реального разрешения; умение организма индивида подготовиться к ответу на различные события до их наступления. Такое ожидание обычно проявляется определенной позой или движением.

Антиципация в психологии

Когда связывают познавательные процессы психики с их отношением ко времени, то обычно получается, что восприятие связано с настоящим, механизм антиципации — с будущим, память – с прошлым.

В процессах восприятия, которые протекают в настоящем, всегда включается с одной стороны прошлый опыт, сохраняющийся в памяти, с другой – всегда в восприятии присутствует антиципация (отнесенность к будущему).

Антиципация – это своеобразный феномен опережающего отражения, который может обеспечить возможность субъекту «заглянуть в будущее».

Хотя феномен опережающего отражения и относится к будущему, все равно он обязательно опирается на прожитый опыт, сохраняющийся в памяти индивида. Обнаруживается в актуальных деяниях индивида, совершающихся в определенный момент настоящего времени. В памяти индивида сохраняется то, что случилось и стало прошлым. Однако воссоздается такое прошлое в определенные моменты настоящего.

Обязательной предпосылкой возникновения феномена опережающего отражения является сохранение прошлого опыта в памяти. Так, например, слежение за зрительными или слуховыми сигналами показывает, что антиципация является необходимым условием для выполнения действия, если по каким-либо причинам испытуемый не в состоянии предвидеть изменения прослеживаемых сигналов, в таких случаях происходит срыв такой деятельности.

Понятие антиципации объединяет в себе проявления психических способностей к опережающему отражению. Т.е. в широком смысле антиципация представляет собой способность к действию и принятию различных решений с конкретным пространственно-временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Выделяют следующие функции антиципации: регулятивная, когнитивная и коммуникативная. Регулятивная функция проявляется в ограничении уровней свободы системы согласно временно-пространственной структурой среды. Согласно предполагаемым изменениям обстоятельств внешней среды происходит предупреждающая подготовка, исход результатов действий и постройка его программы. Это обуславливает характер и направленность поведения в ситуации, которая сложилась. Но регуляция деятельности не может происходить без постройки модели нужного будущего или акцептора исхода действий, дающего возможность сравнения приобретенных итогов действий с параметрами потребного результата. Данный аспект регуляции гарантируется процессом антиципации, т.к. исход является будущим событием по отношению к деянию. Результаты предвосхищения включаются в принятие решения в качестве необходимых и существенных компонентов. Поэтому, роль процесса антиципации в регуляции деятельности индивида и его поведения очень важна.

Ломов полагал, что «опережающее отражение» может выступать в формах предвидения (экстраполяция, прогнозирование, антиципация) и целеполагания. Именно целеполагание определяет опережающее отражение, которое включено в деятельность индивида. А цель выступает в качестве опережающего отражения будущего исхода такой деятельности. Т.е. предвосхищение причисляется к опережающему отражению реального хода различных обстоятельств, взятых безотносительно к индивиду. Т.е., индивид выступает в качестве наблюдателя.

Согласно Фадееву антиципация в деятельности захватывает такие аспекты развития ситуаций: вероятные варианты, преобразование условий, вероятные варианты постройки исполнительных деяний, вариации оценки вероятных исходов, вероятные варианты корректировки модели обстоятельств и программы исполнительных деяний.

Антиципация принимает участие в выборке информации в процессах запоминания и восприятия. Ломов полагал, что процесс запоминания – это не механическая запись того, что в определенный момент воздействует на индивида, она из-за необходимости включает выборку воспринимаемой информации. Ведущую роль в процессах выборки информации для процесса запоминания имеют планы и предсказания, строящиеся индивидом в процессе его поведения.

Прогнозирование включается практически во все познавательные процессы, поэтому антиципацию считают «сквозным» психическим процессом.

Геллерштейн обозначал проявления процессов антиципации в предвосхищении поступков других индивидов, которое основывается на осознанном (или не всегда осознанном) знании эмоций логики и вытекающей из них деятельности.

Существует также антиципирующее воображение. Оно лежит в основе такой важной и нужной способности индивида – способности предугадывания будущих событий, результатов действий. Такое воображение внутренне неразрывно связано с составом каждой деятельности индивида. В условиях, когда стимуляция одним из взаимозаменяемых механизмов недостаточна, наступает активация воображения. Из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших сочетаний. Генератором таких сочетаний могут выступать активные зоны нашего подсознания. Но такие генераторы будут не беспорядочными, а будут иметь тематическую направленность текущим моментом восприятия. Событие, которое воображается, обладает физическим эффектом. Например, при воображении тяжелой физической нагрузки сердце может начать биться более утонченно.

Антиципация связана напрямую с личностными свойствами. Прямой взаимосвязью будет связь прогностической компетентности с личностными свойствами, которые обеспечивают успешность адаптационных процессов (общительность, уравновешенность). А связь такой компетентности с личностными свойствами, которые отвечают за нестабильность сферы психики (депрессивность, невротичность, агрессивность, лабильность) будет обратной. Таким образом, неразвитые механизмы антиципации могут указывать на вероятные нарушения в системах психической приспособляемости индивида. У психически нездоровых личностей или у невротизированных такие механизмы будут нарушены.

Механизм антиципации

Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.

Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память. Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал. Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.

Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения. В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.

Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).

Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда). Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем. Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.

Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула. В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.

Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.

Примеры антиципации

Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.

Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.

Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.

Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.

Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.

Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.

Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.

Человек всегда желает предвосхищать предстоящие события, поскольку это позволяет ему готовиться к их воплощению. Также человек склонен верить в то, что возможное будущее обязательно реализуется, поэтому всегда желает его достичь, если оно предрекает ему что-то хорошее. Все это можно отнести к антиципации, примеров чего в психологии можно найти множество..

Под рассматриваемым понятием понимается предсказание дальнейшего развития будущего логическим или любым другим способом. Одни люди изучают причинно-следственные связи, чтобы предсказать возможное будущее. Другие занимаются оккультными науками. Хорош любой способ для человека, который желает знать, что его ожидает в будущем, чтобы быть к нему готовым.

Эффект «самореализующегося предсказания» гласит: ваши ожидания заставляют вас действовать так, чтобы они обязательно имели свое доказательство в реальности, даже если эти ожидания – выдумка.

Ваши ожидания имеют свойство реализовываться. И этому способствуете лично вы. Вы являетесь тем существом, которое начинает во что-то верить, а потом делает все, чтобы найти доказательства своей вере. К примеру, женщина, которая думает, что ее мужчина изменяет, всегда найдет доказательства своему ожиданию (найдет номер телефона другой женщины, хотя это будет просто его сотрудница, или приревнует к подарку начальницы, которая всех мужчин в своем коллективе поздравила с 23 февраля).

Если вы чего-то ожидаете, то обычно получаете это, независимо от того, ожидаете вы плохое или хорошее. Так многочисленны истории того, как страхи людей осуществлялись быстрее, чем их желания. Вспомните и вы, как чего-то боялись, а потом получали ситуацию, когда ваш страх реализовывался.

Почему ожидания становятся реальностью? Потому что вы сами начинаете поступать так, чтобы ваши ожидания нашли свое доказательство в реальности. К примеру, если вам сказать, что вы не нравитесь какому-то конкретному человеку, то общаясь с этим человеком, будете вести себя напряженно и скованно, без доверия и немного агрессивно (ведь вы ему не нравитесь). И тем самым своими поступками вы будете вызывать у него различные мысли о том, что он не нравится вам, вы ему не доверяете и вообще не хотите общаться. Хотя изначально вас могли обмануть относительно того, как к вам относится другой человек. Но вы нашли подтверждение своему ожиданию, потому что сами создали такую ситуацию, когда с вами общаются скованно и без интереса.

Ваши ожидания имеют свойство реализовываться, и причиной тому являетесь вы сами: вы начинаете во что-то верить, потом соответствующим образом вести себя, чтобы то, что вы ожидаете, действительно стало реальным.

Что такое антиципация?

Под антиципацией понимается предсказание дальнейшего развития событий, результатов, явлений, которые могут возникнуть в тех условиях, которые на данный момент имеются. Антиципация проявляется в жизни каждого человека, который путем логических рассуждений пытается предсказать, что его ждет в будущем. Однако примерами антиципаций могут стать также:

  1. Прогноз погоды, когда выдвигаются предположения, какой она будет.
  2. Игра в тотализаторы, когда игроки пытаются предугадать, в какой момент и при каких условиях они выиграют.
  3. Гадания, когда люди пытаются путем обращения к предметам выяснить, что их ждет в будущем.

Человек всегда желает знать, что его ждет в будущем, чтобы воспользоваться данной информацией. Если будущее будет таким, каким человек его желает видеть, тогда он просто готовится к его наступлению. Если будущее будет неблагоприятным, тогда индивид готовится к тому, чтобы справиться с ним. В некоторых случаях информация о возможном будущем позволяет человеку предпринять какие-то меры по предотвращению его развития, то есть индивид меняет свое будущее.

Антиципация является желанием человека влиять на свою жизнь и быть готовым к тому, что, возможно, произойдет. Это позволяет снизить уровень стресса. Таким образом, антиципация – это:

  • Возможность человека представить себе итог до его совершения.
  • Способность человека подобрать инструменты для устранения возможной проблемы в будущем.
  • Желание человека повлиять на свое будущее, изменить его, если это возможно.

Вы никогда не задавались вопросом, каким таким удивительным образом сбываются предсказания цыганок, ведуний, ясновидящих? Ведь не каждый человек, работающий в этой области, действительно владеет сверхъестественными способностями. А вы не можете быть уверенными в том, что попали на консультацию к по-настоящему одаренному человеку. Однако предсказания сбываются практически всегда, независимо от того, от кого они были получены. Как так происходит?

Не нужно вдаваться в сферу мистики и непознанного, чтобы проследить естественное развитие данного процесса. Вам что-либо предсказывается или просто говорится, как будет развиваться ваша жизнь, и вы начинаете верить в это. В силу того, что вам ясновидящий сказал, что вы встретите своего любимого человека в ближайшие два месяца, вы верите в это, поскольку получили это предсказание от авторитетного лица, которому доверяете. После чего ваша вера в то, что вы должны кого-то встретить, творит чудеса, а именно заставляет вас сузить свое сознание — вы начинаете обращать внимание лишь на то, что должно произойти.

Спустя два месяца вы можете познакомиться с неким человеком, и лишь потому, что в это время вы должны встретить свою любовь, вам кажется, что он/она — ваша вторая половинка. Хотя на самом деле вы просто познакомились с новым человеком, который может стать знакомым или другом. При этом вы не обращаете внимания на другие события, которые происходят в вашей жизни. Вы сконцентрированы на том, чтобы найти своего любимого человека, а не на том, что происходит вокруг вас в реальной жизни.

Предсказания сбываются лишь потому, что вы сами их провоцируете. Вы знаете, что должны с кем-то познакомиться, выходите в людное место и начинаете с удовольствием знакомиться с другими людьми. И делаете вы это лишь потому, что верите, что должны встретить нужного вам человека. Вот и выходит, что не вам предсказали, а вы сами сделали так, чтобы сказанное сбылось.

Более того, различные гадания действуют по принципу концентрации на желаемом. Как уже говорилось выше, вы обращаете внимание лишь на то, что ожидаете получить, полностью не замечая того, что еще параллельно с вами происходит. Ваше сознание суживается, поскольку вы ждете воплощения своего чуда, при этом не замечаете других несущественных вещей, которые могли бы вас увести в другом направлении, где вы бы действительно были счастливы, либо они вам показывают, что вы совершаете ошибку или, наоборот, идете в верном направлении, либо просто являются сопутствующими факторами. Другими словами, вы обращаете внимание на что-то одно, полностью не замечая других вещей, которые с вами происходят в это же время. Ведь помимо предсказания, с вами происходят и другие явления, которые могут подвести вас к свершению более лучшего желания, о котором вы и мечтать не смели. Но вы не замечаете этого, потому что желаете получить то, что уже нарисовали себе в своем воображении. По такому принципу и действуют любые предсказания, которые вы сами же и воплощаете и провоцируете.

И это касается не только предсказаний, но и вещаний близких вам людей. Они вам что-то говорят в порыве злости или обиды, а вы верите в это, после чего получаете то, что вам было сказано. Но это не они были правы, а вы сами с ними согласились, что так должно произойти, отчего спровоцировали те ситуации, которые подтвердили их догадки.

Учитесь быть более осознанными, то есть замечайте все, что с вами происходит. И, возможно, получится так, что вы захотите сменить свое желание и достичь большего, чем ранее себе позволяли желать.

Антиципация в психологии

Психология достаточно сложно рассматривает понятие антиципации. То, что человек имеет сейчас, он воспринимает. То, что с человеком было в прошлом, осталось в памяти. А то, что человек видит в своем будущем, называется антиципацией. То, как человек воспринимает настоящее, во многом зависит от того, какое прошлое в его памяти оставлено, а также в некоторой степени от того, на что человек надеется в будущем.

Антиципация – это феномен опережения, который рассматривается психологами следующим образом. Будущее кажется таким, каким было прошлое человека. Индивид неизбежно возвращается к своему опыту, когда он помнит, какие действия к какому результату привели. Также на будущее влияют те обстоятельства и действия, которые человек совершает. В совокупности от своего настоящего восприятия ситуации и прошлого опыта человек прогнозирует себе определенное будущее.

Человек всегда ориентируется на свой прошлый опыт. При этом он всегда желает знать, какое будущее его, возможно, ждет. Для чего? Это влияет на то, как человек начинает воспринимать настоящие обстоятельства, и на то, какие действия индивид совершает. Если знать свое будущее, тогда можно совершить именно те действия, которые исправят или, наоборот, подведут к возможному будущему.

Антиципация выполняет следующие функции:

  1. Регуляторная – человек начинает ограничивать себя в действиях в тех условиях, в которых находится сейчас, чтобы прийти к тому будущему, которое им желанно или возможно. Таким образом, в зависимости от того, какое будущее человек видит перед собой, он принимает решения, какие действия совершить.
  2. Когнитивная – человек запоминает не все подряд, что с ним происходит, а лишь то, что для него значимо и как-то связано с тем будущим, на которое он ориентируется. Человека окружает множество обстоятельств. Но он замечает лишь то, что важно для него в данный конкретный момент. Запоминание теперешних фактов становится выборочным, что зависит от того будущего, к которому человек стремится или ожидает.
  3. Коммуникативная – когда человек проявляет определенные эмоции и выстраивает такую модель своего поведения с другими людьми, которая будет способствовать тому результату, к которому он стремится или, наоборот, старается избежать.

Антиципация также влияет на развитие самого человека. Если человек не сулит себе ничего хорошего, тогда он не будет прикладывать усилия и развивать в себе сильные стороны. Если же человек стремится к какому-то успеху, который будет видеть перед собой, тогда это будет способствовать его самосовершенствованию.

Механизм антиципации

Антиципация базируется на многих процессах, которые происходят, пока человек действует. Обычно индивид предвидит то будущее, которое с ним уже случилось в прошлом (то есть имеется опыт достижения какого-то результата), или то, что человек себе желает (цель).

Пока человек действует в настоящем времени, на каждом шагу всплывают воспоминания о том, к какому результату привели в прошлом человека те или иные действия. Человек начинает корректировать свое поведение, повторять или совершать новые действия, в зависимости от желаемого будущего. Все это также записывается в памяти, которой человек будет пользоваться в будущем.

Также человек ориентируется на свои планы и цели. В зависимости от них, он начинает совершать не какие-то действия, а конкретные поступки, которые, по его мнению, должны привести его к желаемому результату.

Какие воспоминания человек будет использовать в процессе своего продвижения к конкретному будущему, зависит от тех обстоятельств, которые с ним происходят сейчас. При этом после каждого действия человек обращает внимание на результаты, которые уже достигаются, чтобы быстро корректировать свои поступки или продолжать в запланированном темпе, что зависит уже от внешних стимулов.

Какие примеры антиципации можно рассмотреть в итоге?

Антиципация проявляется в жизни каждого человека. Примерами в итоге могут стать:

  1. Предвидение того, какие действия совершит партнер, с которым человек контактирует.
  2. Предвидение того, в каком направлении будет развиваться общество.
  3. Предвидение того, каким товар должен быть, чтобы он заинтересовал потребителей.
  4. Предвидение того, о чем будет говориться в статье по его заголовку или описанию.