Чины в церкви православной по возрастанию. Церковная иерархия. Клирики и миряне Духовные звания в католической церкви

Иерархия Римско-Католической церкви

Иерархия римско-католической церкви восходит к апостольским временам Можно выделить 3 ступени священства: епископы, священики (или пресвитеры), и дьяконы. Однако особая роль в управлении католической церковью принадлежит епископу Рима. Согласно католическому учению. Он является преемником князя апостолов – св. Петра, которому Сам Христос вверил попечение над всей Церковью.

Слова «папа» (от лат. Papa)происходит от греч. «pappas» - «отец»(отсюда же, вероятно русское разговорное слова «поп»). С 3го столетия папами в христианской литературе стали именовать всех епископов, но уже с VIв. В западной церковной традиции это название закрепляется за епископами мира. Однако на христианского Востоке папа и сейчас именуют патриарха Александрийского.

До разделения Церквей римские епископы, играя в жизни Церкви значительную роль, все же не обладали абсолютной властью. Например, ни один из Вселенских соборов первого тысячелетия н.э. не проходил в Риме, однако мнение Римских пап неоднократно оказывались решающими при вынесении соборных решений. И только в Vв. Папа Лев Великий сумел утвердить в сознании Запада (а отчасти и Востока) мысль, что епископ Рима как преемник главы апостолов – св. Петра – является главой всей Церкви.

В VI-XI столетиях роль папы Римского на Западе все более усиливалась, в то время как на Востоке она постепенно ослабевала. Начиная со Средневековья и вплоть до сегодняшнего дня вопрос о примате папы Римского, т.е. о первенстве его власти в Церкви, - самый серьезный предмет противоречия между Католической и Православной Церквами.

С первых веков христианства римский епископ обладал особым авторитетом в Церкви, хотя и не имел прямой власти над другими епископами (особенно восточными). С падением Западно-Римской империи еписком Рима, именуемый также Папой Римским, постепенно стал главой не столько духовной, но и в некоторой степени политической жизни христиан западной Европы. После великого разделения церквей (1054г) Папа остался верховным иерархом католической церкви. Официальный титул папы таков: епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов, Первосвященник (или Верховный Пантифик), Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Метрополит Римской провинции, Монарх Государства – города Ватикан.

Как епископ папа участвует в епископской коллегии, как епископ Рима. председательствует в ней. Он несет полную ответственность за диоцез(епархию), который ему поручен. Папы всегда уделяли большое внимание этой обязанности, несмотря на тяжесть Вселенской миссии. Заботиться о диоцезе, насчитывающем 3 миллиона жителей, папе помогает кардинал - то есть викарий Рима (от латинского викариус - наместник), (заместитель), у которого тоже есть помощники. Викариат Рима расположен в Латеранском дворце около Базилики св. Ионна Латеранского. Верховной властью над всей Церковью обладает епископская коллегия вместе с епископом Рима. Однако папа, как наследник св. Петра и первосвященник и сам обладает верховной властью. Он созывает соборы и синоды и председательствует на них, рукополагает (возводит в сан) кардиналов и епископов, провозглашает догмы.

На него возложены обязанности Вселенского пастыря, и потому главным в его служении Господу является проповедь Слово Божия. Папа обращается к верующим во время воскресных богослужений, зарубежных поездок. Приемов в международных организациях и т.д., а каждую среду - к паломникам, пребывающим в Рим(такая речь называется магистерий) это может быть и частная беседа.

Особая форма проповеди – энциклика (от позднелат. Окружной, Общий), т.е. письмо, адресованное всем епископам мира или определенной страны, а через них – всем верующим. Как правило, энциклика сообщает о решении папой тех или иных вопросов, касающихся всех католиков.

Ватикан – самое маленькое государство в мире. Его независимость гарантируется Святому престолу перед лицом любой временной власти.

На том месте, где, по преданию, был похоронен св. Петр – первый епископ Рима (вероятнее всего он был казнен неподалеку, а потом предан земле на кладбище, находившимся на склоне Ватиканского холма), и в IVв. Император Константин Великий построил Базилику. Вскоре она стала местом поломничества христиан.

На территории Ватикана папа обладает всей полнотой законодательной и исполнительной властью. Папа Римский управляет Государством Ватикан с помощью администрации, составляющей правительство.

Кардиналы

В ранней Церкви епископы избирались духовенством и верующими диоцеза. Организация выборов епископа Рима была поручена настоятелям главных приходов и диаконам, которые помогали папе во время богослужения. Эти священники стали называться кардиналами (от лат. Кардо – «ось», «центр»), потому что были опорой в церковных общинах.

Назначение кардинала целиком во власти папы. Многие кардиналы (сегодня их около 150) не из римского духовенства, однако папа всегда ставит их во главе либо одной из семи исторических пригородных церквей Рима, либо древнего прихода, либо древнего римского диаконата. В течении долгого времени для того чтобы стать кардинала, было не обязательно иметь сан священника.

Коллегиальность в управлении Церковью.

Апостольская коллегия восходит к 12 апостолам во главе со св. Петром, которым Христос доверил управлений Своей Церковью. Епископы, как учит Католическая Церковь, - наследники апостолов, а епископ Рима – преемник самого св. Петра. Коллегиальность – это не поиск более эффективной моделе управления церковью, а выражение единства Церкви, универсального характера ее миссии, ибо Иисус Христос заповедал нести учения Церкви по всей земле. Епископская коллегиальность выражается в деятельности Вселенских соборов. Управлять Вселенской Церковью папе помогает Римская курья – орган, созданный в конце XVIв. и реорганизованный в соответствии с современными требованиями после 2го Ватиканского собора (1962-1965). Римская курья состоит из 9 конгрегаций: вера и мораль, по делам епископов, по делам духовенства, восточных Церквей, богослужения и таинств, евангелизация народов, католическое образование, канонизация святых, по делам монашеских орденов и светских институтов.

Структура Церкви

Несколько епархий составляют метрополию, ее центром является диоцез, епископ которого считается митрополитом. Отдельные Церкви какой-либо страны в совокупности называются поместной церковью. Основу отдельной церкви составляет приход. Пастырская забота а прихожанах поручена настоятелю прихода, который подчиняется епископу диоцеза. Так же обязательным является целибат для священников Латинской церкви. В восточных католических Церквах это требование распространяется только на епископов. Для диаконов Латинской Церкви целибат также не обязателен.

Вселенская церковь

Партикулярные(отдельные)Церкви

Подавляющее большинство таких Церквей – это диоцезы, каждую из которых возглавляет епископ. Некоторые диоцезы. За особые исторические заслуги и т.п. возводят в ранг архидиоцезов.

Апостольские администратуры

(Католическая церковь в Москве)

.

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

Всегда следует предварительно выяснить имя, титул и форму обращения к тому или иному лицу или лицам, с которыми предстоит встреча.

Существуют различные виды титулов и определенные правила титулования, особого обращения.

Королевские титулы

К королям следует обращаться: Господин (Сэр ) или Ваше Величество ; к королевам — Госпожа (Мадам ) или Ваше Величество .

Принцы - Королевское Высочество .

Титулы знати

В Европе признаны титулы принца, герцога, маркиза, графа, виконта и барона. Их носителям в порядке вежливости всегда оказывают предпочтение. Титулы знати всегда упоминаются при представлении.

Официальные титулы

Во всех странах мира лиц, занимающих видные политические, государственные и военные посты, а также глав дипломатических представительств принято титуловать в соответствии с занимаемым ими положением.

При официальном представлении всегда упоминаются титулы членов правительства, председателей и заместителей председателей палат парламента. В отдельных странах должностные титулы имеют служащие государственного аппарата, включая служащих высшего ранга, эти титулы распространяются также и на их жен. В других странах бывшие министры или председатели палат, а также высокопоставленные должностные лица в отставке сохраняют за собой прежние титулы.

Научные титулы

Во многих странах, особенно в Германии и Англии, титул доктора дается всем имеющим университетское и медицинское образование, кроме обладателей более низких степеней, как, например, магистр гуманитарных наук . Во Франции этот термин относится только к врачам. Во Франции, Англии и Германии профессора университетов титулуются по своему званию (Monsieur le Professor, Professor Jones, Herr Doktor ). В Соединенных Штатах при обращении к доктору почётный титул доктора обычно опускается. Однако этот титул упоминается при приветствии: Дорогой доктор Смит .

Обращение Ваше Превосходительство в порядке вежливости используется даже в странах, где употребление титулов не принято, по отношению к высокопоставленным деятелям (церковным, государственным, политическим).

Церковные титулы

Православная Церковь

Соблюдается следующая иерархия:

Епископы:

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты - Главы Церквей Поместных.

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

4. Епископы - управляющие епархией - 2 епархии.

5. Епископы - викарии - одна епархия.

Священники:

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер - настоятель Патриаршего собора.

3. Игумены.

4. Иеромонахи.

Диаконы:

1. Архидиаконы.

2. Протодиаконы.

3. Иеродиаконы.

4. Диаконы.

Римско-Католическая Церковь

Римско-Католическая Церковь является централизованной организаций. Следует хорошо знать ее иерархию, чтобы разобраться в организационной структуре других христианских Церквей, применяющих титулы аналогичного происхождения. Порядок старшинства следующий:

1. легаты - кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

2. кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови;

3. представители Ватикана, нунции, интернунции и апостольские делегаты;

4. прочие прелаты, старшинство которых определяется их титулом; патриархи, примасы, архиепископы и епископы. Архиепископы и епископы в своих епархиях имеют старшинство выше всех остальных церковнослужителей равного ранга, кроме дипломатических представителей Ватикана;

5. генеральные викарии и капитулы по старшинству выше всех остальных церковнослужителей, кроме епископов;

6. приходские священники.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

Обращения и титулы

Православная церковь

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество . К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество , или Ваше Блаженство в третьем лице. К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство , к епископам Ваше Преосвященство , Ваша Милость и Ваша Светлость .

К архимандритам, протоиереям, игуменам - Ваше Высокопреподобие , к иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие .

Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство .

Римско-Католическая Церковь

К Папе следует обращаться Святой Отец или Ваше Святейшество в третьем лице. К кардиналу следует обращаться Преосвященство и Ваша Светлость в третьем лице. К архиепископах и епископам обращаются Превосходительство или Ваша Светлость во втором лице. Прочие представители духовенства именуются по их сану.

Лютеранская Церковь

1. Архиепископ;

2. земельный епископ;

3. епископ;

4. кирхенпрезидент (церковный президент);

5. генеральный суперинтендент;

6. суперинтендент;

7. пропст (благочинный);

8. пастор;

9. викарий (заместитель, помощник пастора).

К Архиепископу (главе Церкви) обращаются Ваше Высокопреосвященство . К остальным - Господин епископ и т.д.

Англиканская Церковь в Великобритании

Она имеет официальный статус государственной Церкви. Сохраняется иерархия Римско-Католической Церкви: архиепископы, епископ, викарный епископ, декан, архидьякон, каноник, пребендарий, благочинный декан, пастор, викарий, курат и дьякон. Архиепископы имеют право, как герцоги, на обращение Его Милость , епископы, как пэры, - Лорд . И те и другие имеют места в палате лордов. Сэр используется при обращении к священнослужителям до ранга пребендария. Остальных представителей церковной иерархии называют Преподобие , которым следует имя и фамилия. Если они являются докторами теологии, добавляется титул Доктор .

В зависимости от религии используются разные формы титулования. Священник Англиканской Церкви именуется Преподобный Джеймс Джонс ; католический священник будет называться Преподобный Отец Джонс , без упоминания его имени. В английском протоколе англиканским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места.

В Англии Архиепископы Кентерберийский и Йоркский следуют по старшинству за герцогами, членами королевской семьи, а епископы в соответствии с датой посвящения их в сан следуют за младшими сыновьями маркизов. Старшинство представителей других Церквей не устанавливается.

В Шотландии лорд - верховный комиссар Генеральной ассамблеи Шотландской Церкви на заседаниях последней следует по старшинству за сувереном-королевой или за ее супругом. Председатель (модератор) Генеральной ассамблеи по старшинству следует за лордом-канцлером Великобритании.

В Северной Ирландии Примасы Ирландии и другие архиепископы, как и председатель (модератор) Генеральной ассамблеи Пресвитерианской Церкви в Ирландии, по старшинству выше премьер-министра Северной Ирландии.

Младшие церковные служители протокольного старшинства не имеют.

Духовенство в США

Среди различных церквей, существующих в США, соблюдается иерархия сановных лиц, которая в основном одинакова для всех Церквей. Ясно, что с учетом конкретных условий можно определить порядок старшинства, который должен соблюдаться среди представителей одного и того же сана различных общин. Если обратиться к общепринятым протокольным нормам, то первое место должно быть поделено между сановными лицами Римско-Католической и Англиканской Церквей, к которым принадлежит большинство прихожан. Сановные лица других общин следуют за ними, но твердых правил на этот счет не имеется.

В Соединенных Штатах, где протестантские Церкви многочисленны и большинство населения протестанты, каждая община соблюдает свои обычаи в отношении своих священнослужителей. На официальных мероприятиях с участием католического архиепископа его следует именовать Превосходительство . В менее официальной обстановке его именуют Высокопреосвященство . К англиканскому Епископу следует обращаться Милорд епископ ; к епископу Епископальной Церкви в США применяют обращение Преосвященство , к епископам Методистской Церкви - Преподобие ; к епископам мормонов - Сэр . Министры Протестантской Церкви и католические священники именуются Преосвященство , а раввины именуются Сэр .

Церкви и общины, ведущие своё начало от кальвинистского движения , обычно имеют территориальное деление. Верховная религиозная власть принадлежит консистории, президент которой выбирается и Французским протоколом считается равным епископу. Обычно он именуется Господин Президент .

Вера римско-католической церкви

Вероучение Католической Церкви изложено в Никео-Константинопольском Символе веры и раскрывается в решениях первых семи Вселенских соборов, а также соборов, проводившихся позже по инициативе папы.

В главных вопросах вероучения католичество имеет много общего с православием, но есть и отличия. Вот основные из них. Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описаны в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение существует только в католической церкви, но признает, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Иерархия римско-католической церкви

Глава Церкви - Папа Римский.

Как и во всех остальных исторических церквях, священническая иерархия, чётко отделена от мирян, и разделяется по трём степеням священства:

· епископ;

· священник.

· диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:

· кардинал;

· архиепископ;

· примас;

· митрополит;

· прелат;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора - последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula - правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

· диоцез (епархия);

· архидиоцез (архиепархия);

· апостольская администратура;

· апостольская префектура;

· апостольский экзархат;

· апостольский викариат;

· территориальное аббатство;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «Sui iuris».

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники - в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Структура католической церкви

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

· апостольский викариат

· апостольская префектура

· апостольская администратура

· военный ординариат

· территориальная прелатура

· территориальное аббатство

В восточнокатолических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Содержание статьи

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский . Слово «католический» («вселенский») указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово «римский» говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие «католический».

История возникновения.

Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св. Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1) проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.

Признаки церкви.

В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: «одно тело и один Дух», «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.

Учение.

Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском , Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского.

К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.

Организационная структура.

В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.

Различные обряды.

Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.

Религиозные ордена.

Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности. .

Образование.

Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.

Церковь и государство.

Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей «имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом» (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.

Статистические данные.

По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке – 412 млн.; в Европе – 260 млн.; в Азии – 130 млн.; в Африке – 128 млн.; в Океании – 8 млн.; в странах бывшего Советского Союза – 6 млн.

К 2005 количество католиков составило 1086 млн. (ок. 17% населения земного шара)

За время понтификата Иоанна Павла II (1978–2005) количество католиков в мире выросло на 250 млн. чел. (44%).

Половина всех католиков проживает в странах Северной и Южной Америки (49,8%) проживает в Южной или Северной Америке. В Европе католики составляют одну четвертую (25,8%) от общего количества. Наибольшее увеличение количества католиков произошло в Африке: в 2003 их количество выросло на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом. Самой большой католической страной мира является Бразилия (149 млн. чел.), второй – Филиппины (65 млн. чел.). В Европе наибольшее количество католиков живет в Италии (56 млн.).