Эмиссионные ценные бумаги вправе выпускать кто. Что такое эмиссия ценных бумаг. Общее понятие эмиссии и порядок ее проведения

Решение о выпуске ценных бумаг предоставляется в трех экземплярах: один в регистрирующий орган и 2 в кредитную организацию.

Эмитент или регистратор по требованию заинтересованного лица обязаны

предоставить копию решения о размещении за плату.

Для регистрации выпуска ценных бумаг банк направляет в регистрационный орган следующие документы:

  • 1. Заявление на государственную регистрацию ценных бумаг;
  • 2. Подпись документов, представленных в регистрирующий орган;
  • 3. Анкета кредитной организации;
  • 4. Решение о выпуске;
  • 5. Описание или образец сертификата;
  • 6. Копия бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;
  • 7. Копия документа об оплате налога на операции с ценными бумагами;
  • 8. Выписка из протокола общего собрания акционеров, подтверждающая разрешение о размещении ценных бумаг.

Основание для отказа регистрации выпуска:

  • 1. Нарушение кредитной организацией законодательства РФ о ценных бумагах;
  • 2. Несоответствие документов, предоставленных для государственной регистрации выпуска, требующиеся законом;
  • 3. Внесение в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений. Отказ по иным причинам не допускается.

При отсутствии претензий к документам Банк России регистрирует выпуск ценных бумаг, то есть присваивает регистрационный номер.

Документальное оформление и учет операций, связанных с размещением акций

Выпуск собственных акций банка, то есть их эмиссия подлежит регистрации в регистрационном органе при ЦБРФ.

  • 1. Поступление средств в оплату акций может происходить только в российских рублях (реализация акций за иностранную валюту запрещена), а также материальными ценностями от акционеров в виде объектов основных средств или материальных запасов. Их доля в уставном капитале на момент создания банка не может превышать 20%, а при вторичной эмиссии акций или последующего увеличения уставного капитала не может быть более 10%.
  • 2. Продажа акций происходит за рубли на основании договора купли - продажи акций. Реализация акций может происходить наличными и безналично.

Если оплата акций происходит безналично и кор/счет еще не открыт,

акционеры перечисляют денежные средства со своих счетов на накопительный счет или банк реализует акции через посредническую фирму - эта организация обязана в трехдневный срок перечислить полученные деньги за акции на накопительный счет банка.

3. Учет регистрации итогов выпуска акций до продажи акций, объявленный

размер уставного капитала, который зафиксирован в учредительных документах, отражается на внебалансовом счете.

12. По мере продажи акций с отражением на счете 60322 номинальная сумма

акций списывается с внебалансового счета:

Дт 99999 - Кт 90601 - на S проданных акций

5. Сумма средств по подписке акций перечисляется на корсчет банка

Дт 30102 - Кт 30208 - на S средств по подписке акций.

6. Затем банк - эмитент отражает оплаченные акции на счетах учета уставного капитала:

Дт 60322 - Кт 102-103 - в зависимости от вида акций

Чем грозит предоставление недостоверных сведений при выпуске ценных бумаг?

Ответ: Включение в документы недостоверных сведений является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Что такое решение о размещении акций?

Ответ: Решением о размещении акций признается решение уполномоченного органа управления акционерного общества, которое определяет условия выпуска акций (ценных бумаг), в т.ч. количество ценных бумаг, номинальную стоимость, круг лиц, среди которых происходит размещение акций (ценных бумаг), сроки такого размещения и т.д.

Какой орган акционерного общества уполномочен принимать решение о размещении акций и обязательно ли для этого участие всех акционеров?

Ответ: За исключением ряда случаев, решение о размещении акций принимается общим собранием акционеров. Для принятия решения о размещении достаточно присутствия на собрании половины акционеров (50% + 1 акция), решение принимается простым большинством голосов.

Какие могут быть причины отказа в государственной регистрации выпуска акций?

Ответ: В качестве оснований для отказа в государственной регистрации выпуска акций установлены следующие самостоятельные основания:

  • нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска акций (ценных бумаг), требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг» и «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утв. Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н;
  • непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска акций (ценных бумаг);
  • несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
  • внесение в документы, представленные для государственной регистрации выпуска акций (ценных бумаг), ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Где можно обжаловать отказ в государственной регистрации выпуска акций?

Ответ: Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг может быть обжалован вышестоящему должностному лицу Службы Банка России по финансовым рынкам или в Арбитражном суде.

Каким образом производится оплата акций и оценка имущества, вносимого участниками общества? Обязательно ли приглашение независимого оценщика?

Ответ: Оплата акций может быть произведена как денежными, так и неденежными средствами путем их передачи акционерному обществу для внесения в уставный капитал. При оплате акций (ценных бумаг) неденежными средствами, цена такого имущества должна устанавливаться Советом директоров акционерного общества на основании рыночной стоимости. Привлечение независимого оценщика для указанной цели необходимо в силу того, что при регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регистрирующий орган требует представления отчета об оценке имущества, внесенного в оплату акций (ценных бумаг).

Возможна ли эмиссия дополнительных акций при отсутствии в уставе общества положения об объявленных акциях, и каков порядок внесения изменений и дополнений в устав?

Ответ: Нет, дополнительный выпуск акций допускается только в случае наличия в уставе акционерного общества соответствующих положений о количестве акций, которые общество может выпустить дополнительно (объявленные акции). Внесение таких изменений в устав происходят в общем порядке путем принятия решения общим собранием акционеров.

Как осуществляется распределение дополнительных акций среди участников общества и возможно ли при этом изменение долей акционеров в уставном капитале общества?

Ответ: Действующее законодательство предусматривает различные способы размещения дополнительных акций (ценных бумаг), в том числе путем подписки и путем распределения среди акционеров. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что акции (ценные бумаги) дополнительного выпуска могут быть распределены среди акционеров пропорционально имеющейся у них доле (т.е. доля акционеров не меняется), либо могут быть распределены только отдельным акционерам и/или третьим лицам, что повлечет изменение долей акционеров. Следует отметить, что в ряде случаев предусмотрено преимущественное право приобретения дополнительных акций (ценных бумаг).

Что представляет собой эмиссия акций, осуществляемая путем их конвертации, и каким образом в данном случае происходит размещение ценных бумаг?

Ответ: Эмиссия акций , осуществляемая путем конвертации, представляет собой преобразование акции с одной характеристикой в акцию (акции) с другой характеристикой. Конвертация может осуществляться в форме изменения номинальной стоимости акций (происходит изменение размера уставного капитала), изменения количества акций, т.е. несколько акций превращаются в одну (консолидация) или одна акция разделяется на несколько (дробление). В последних двух случаях изменения размера уставного капитала не происходит, т.е. номинальная стоимость акций после конвертации зависит от соотношения их количества к уставному капиталу. К примеру, уставный капитал общества составляет 10 000 рублей и разделен на 100 акций по 100 рублей каждая. Допустим, в обществе было принято решение консолидировать акции и сделать из двух акций одну. Таким образом, после конвертации уставный капитал общества будет составлять те же 10 000 рублей, но будет разделен на 50 акций по 200 рублей каждая. Так же, как способ конвертации, возможно изменение прав удостоверенных акций. Размещение ценных бумаг происходит в один день путем проведения операции в реестре (информация о старых акциях меняется на информацию о новых акциях).

Каковы последствия утраты реестра участников общества и возможен ли выпуск дополнительных акций до его окончательного восстановления?

Ответ: Реестр акционеров является единственным документов, удостоверяющим право собственности акционеров на принадлежащие им акции. Соответственно, утрата реестра акционеров означает невозможность достоверной фиксации состава акционеров и количества акций, принадлежащих им. Изложенное делает невозможным принятие решений общим собранием акционеров до момента восстановления реестра. Также до указанного момента невозможно размещение ценных бумаг, т.к. размещение ценных бумаг происходит исключительно за счет операций в реестре акционеров.

В каких случаях выпуск акций (ценных бумаг) сопровождается регистрацией проспекта?

Ответ: Эмиссия акций сопровождается обязательной регистрацией проспекта ценных бумаг в случаях, если акции размещаются по открытой подписке или по закрытой подписке среди круга лиц, превышающего 500 человек, а также, если сумма привлекаемых в течение года денежных средств более 200 миллионов рублей. По усмотрению эмитента, выпуск ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта и без соблюдения указанных условий.

Существуют ли ограничения по поводу количества выпускаемых акций?

Ответ: Действующим законодательством установлено ограничение на количество (процентное соотношение) выпускаемых привилегированных акций - номинальная стоимость всех привилегированных акций не должна превышать более 25 процентов от объема уставного капитала. Иные ограничения отсутствуют.

Каковы последствия отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и признания выпуска недействительным.

Ответ: В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и признания выпуска недействительным, размещенные ценные бумаги также признаются недействительными и прекращают свое существование как таковые. Соответственно, денежные средства или имущество, внесенные в оплату ценных бумаг, должны быть возвращены лицам, оплатившим ценные бумаги.

Ценные бумаги размещаются на рынке и выкупаются частными лицами или юридическими организациями. Полученные средства используются в соответствии с задекларированной целью.

Варианты

Выпуск и размещение ценных бумаг выполняется в соответствии с требованиями действующего законодательства и проходит под контролем государственных органов. Контроль регуляторов снижает риск мошенничества со стороны недобросовестных фирм и компаний

Варианты эмиссии:

  • Первичный выпуск используется на начальном этапе развития компании или предприятия. Юридическое лицо, начинающее коммерческую деятельность, размещает на акции или облигации с целью привлечь заемные средства.
  • Дополнительная эмиссия — процессе работы компания может повторно разместить на рынке ценные бумаги.
  • Распределение акций тоже относится к понятию эмиссии. Выполняется после регистрации юридического лица и в процессе его деятельности.
  • Закрытая подписка — распределение ценных бумаг между ограниченным кругом лиц
  • Открытая подписка — акции, как , находятся в свободном доступе.

Для того чтобы при выпуске и размещении ценных бумаг не возникло сложностей и проблем, к работе привлекаются андеррайтеры.

Этапы

В соответствии с общепринятой схемой работы с ценными бумагами, андеррайтер выполняет несколько задач. Специалист может выкупить партию акций и облигаций по фиксированной стоимости и разместить бумаги на рынке, взяв на себя все риски. Второй вариант предполагает выкуп части ценных бумаг, которые компания не смогла разместить самостоятельно. Третий способ — андеррайтер берет на себя функцию посредника.

Технология выпуска ценных бумаг включает несколько этапов:

  • Собственник бизнеса принимает решение о необходимости проведения эмиссии.
  • Выпуск ценных бумаг регистрируется в соответствующих государственных органах.
  • Производится выпуск акций или облигаций в утвержденной изначально форме.
  • Ценные бумаги размещаются на рынке эмитентом или с помощью андеррайтеров.
  • По итогам эмиссии формируется и регистрируется отчет.
  • При выпуске акций в уставной фонд компании вносятся соответствующие изменения.

Любая ценная бумага имеет заранее утвержденную форму и содержание. На акции или облигации должен быть указан тип, форма выпуска и хранения, номинальная цена и права ее обладателя. Стоимость реализации ценных бумаг определяется востребованностью на рынке компании-владельца, значимостью предприятия в глазах акционеров.

при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей;

при увеличении размеров первоначального уставного капитала (фонда) акционерного общества путем выпуска акций;

при привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством, государственными органами или органами местной администрации путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств.

33. Выпуск акций для размещения среди учредителей акционерного общества осуществляется в соответствии с Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 (СП РСФСР, 1991 г., N 6, ст. 92). При учреждении акционерного общества уставный капитал (фонд) должен быть распределен между учредителями полностью. Наличие в момент учреждения акционерного общества акций, предполагаемых к размещению путем открытой подписки (публичной продажи), не допускается.

Ценные бумаги могут доверяться их владельцами на хранение в специализированные учреждения (депозитарии) на правах общей долевой собственности.

34. Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки этих бумаг. Проспект эмиссии содержит данные о самом эмитенте предлагаемых к продаже ценных бумаг, процедуре и порядке их выпуска и другую информацию, которая может повлиять на решение о покупке этих ценных бумаг или об отказе от такой покупки.

Порядок выпуска проспекта эмиссии, его регистрации, а также перечень сведений, обязательных для публикации в проспекте эмиссии, устанавливаются Министерством экономики и финансов РСФСР. Для эмитентов, которые являются банками, перечень сведений, содержащихся в их проспектах эмиссии, определяется Министерством экономики и финансов РСФСР совместно с Центральным банком РСФСР.

Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, несут ответственность за достоверность информации, сообщаемой в проспекте эмиссии, в порядке, установленном законодательством РСФСР.

35. Эмитент и инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу акций их первым владельцам, обязаны обеспечить им равные ценовые условия для приобретения акций (цена всех акций одного выпуска при их продаже первым владельцам должна быть едина).

36. При регистрации выпуска ценных бумаг и их проспектов эмиссии взимается специальный сбор, размер и порядок уплаты которого определяются действующим законодательством.

37. Министерство экономики и финансов РСФСР и его органы на местах несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в проспектах эмиссии ценных бумаг, и не отвечают за достоверность таких сведений.

Министерство экономики и финансов РСФСР и его органы на местах в целях защиты интересов инвесторов вправе осуществлять выборочные проверки представляемых в проспектах эмиссии сведений по существу.

38. Министерство экономики и финансов РСФСР вправе объявлять выпуски ценных бумаг несостоявшимися, приостанавливать выпуски или отказывать в их регистрации в случаях, когда эмитенты или инвестиционные компании, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, указывают в проспектах эмиссии недостоверные или неполные сведения, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства РСФСР или настоящего Положения.

40. Министерство экономики и финансов РСФСР вправе освобождать отдельные выпуски ценных бумаг (в частности, реализуемые без публичного объявления) от регистрации их проспектов эмиссии и определять порядок и правила такого освобождения.

Регистрация закрытого акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" является основанием для регистрации выпуска акций, размещаемых среди учредителей. Отказ от регистрации ценных бумаг, выпускаемых в обращение в форме частного размещения, не допускается.

41. Министерство экономики и финансов РСФСР ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РСФСР ценных бумаг и регулярно (не реже 1 раза в месяц) публикует список вновь зарегистрированных ценных бумаг.

42. Выпуск ценных бумаг (эмиссия) может осуществляться в следующих формах:

б) открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально не ограниченного числа инвесторов или на сумму более 50 млн. рублей.

Эмитент и инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, вправе избирать любую процедуру проведения выпуска, которая не противоречит требованиям законодательства РСФСР и настоящего Положения.

В случае, если круг инвесторов ценных бумаг одного вида, выпущенных ранее методом частного размещения, предполагается расширить сверх 100 инвесторов либо в случае дополнительного выпуска ценных бумаг того же вида, при котором общий объем средств от их реализации превысит 50 млн. рублей, эмитент и инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу его ценных бумаг, обязаны опубликовать и зарегистрировать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытой продажи ценных бумаг.

44. Инвестиционные институты могут создавать временные объединения (консорциумы или синдикаты) для совместной организации выпуска ценных бумаг одного эмитента. Порядок взаимодействия инвестиционных институтов в рамках консорциума (синдиката) определяется их многосторонним соглашением. Порядок взаимодействия эмитента и консорциума (синдиката) определяется в соглашении между эмитентом и головным инвестиционным институтом временного объединения.

Страница 1 из 2

,

1. Понятие эмиссионных ценных бумаг, процедура эмиссии

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы и порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги;
- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных действующим законодательством формы и порядка.
Форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, закрепленных эмиссионными ценными бумагами, определяются ФЗ РФ “О рынке ценных бумаг” и указываются в решении о выпуске ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:
- именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);
- именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);
- ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).
ФЗ “О рынке ценных бумаг” предусматривает, что при документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой. Данная формулировка некорректна, поскольку права держателей должны удостоверяться самими ценными бумагами, а не производными от них ценными бумагами - сертификатами. Кроме того, из этого положения вытекает, что к каждой ценной бумаге должно быть приложено решение о ее выпуске. Это нереально, и требуется, по нашему мнению, внести в закон изменения, уточняющие, что документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой, являются соответствующие ценные бумаги, содержащие все реквизиты.
При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой.
Выбранная эмитентом форма ценных бумаг должна однозначно определяться в его учредительных документах и (или) решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии ценных бумаг.
Невыполнение эмитентом указанных требований является основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг/
При выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме их владельцу может выдаваться один сертификат на все приобретаемые им ценные бумаги, содержащий указания на их общее количество, категорию и номинальную стоимость.
Сертификат эмиссионной ценной бумаги - это документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в нем количество ценных бумаг.
Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- вид ценных бумаг;
- государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг;
- обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем требований законодательства Российской Федерации;
- указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных этим сертификатом;
- указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером;
- указание на то, выпущены ли эмиссионные ценные бумаги в документарной форме с обязательным централизованным хранением или в документарной форме без обязательного централизованного хранения;
- указание на то, являются ли эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;
- печать эмитента;
- подписи руководителей эмитента и подпись лица, выдавшего сертификат;
- другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида ценных бумаг.
Обязательным реквизитом сертификата именной эмиссионной ценной бумаги является имя (наименование) ее владельца.
Владелец или номинальный держатель именных эмиссионных ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, может отказаться от получения сертификата.
Факт выдачи или отказа от получения сертификата должен быть отражен в системе ведения реестра.
Один сертификат может удостоверять право на одну, несколько или все эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером. Общее количество эмиссионных ценных бумаг, зафиксированных во всех выпущенных эмитентом сертификатах, не должно превышать количества ценных бумаг, зафиксированного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Эмитент при принятии решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме может определить, что сертификаты выпускаемых им ценных бумаг могут выдаваться на руки владельцам (без обязательного централизованного хранения) либо подлежат обязательному хранению в депозитариях и не могут выдаваться на руки всем владельцам (с обязательным централизованным хранением).
Не допускается введение обязательного централизованного хранения ценных бумаг для акций акционерных обществ, выпущенных в документарной и бездокументарной форме.
Для документарной формы выпуска эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения эмитент может также принять решение о введении обязательного централизованного хранения только при условии, если все ценные бумаги выпуска оказались к моменту принятия решения сданными клиентами в депозитарии.
Сертификаты эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения могут передаваться на хранение в депозитарии на основании депозитарного договора.
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг определяется эмитентом. Эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером выпускаются в одной форме. Форма эмиссионных ценных бумаг может быть изменена по решению органа управления эмитента, принявшего решение о выпуске, только с согласия всех владельцев ценных бумаг данного выпуска и после регистрации такого решения в уполномоченном государственном органе.
Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, допускаются к обращению за пределами Российской Федерации по решению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона, не подлежат размещению.
Процедура эмиссии ценных бумаг - последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, установлена ФЗ РФ “О рынке ценных бумаг” и нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 19 ФЗ “О рынке ценных бумаг” процедура эмиссии ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного крута владельцев или заранее известного крута владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:
- подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
- раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Запрещается производить эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию.
Рассмотрим каждый из этапов эмиссии ценных бумаг.
Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг должно содержать:
- полное наименование эмитента и его юридический адрес;
- дату принятия решения о выпуске ценных бумаг;
- наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о выпуске;
- вид эмиссионных ценных бумаг;
- отметку о государственной регистрации и государственный регистрационный номер ценных бумаг;
- права владельца, закрепленные одной ценной бумагой;
- порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;
- обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления этих прав;
- указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске;
- указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером и их номинальную стоимость;
- указание формы ценных бумаг (документарная или бездокументарная, именная или на предъявителя);
- печать эмитента и подпись руководителя эмитента;
- другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.
При документарной форме эмиссионных ценных бумаг эмитенту необходимо дополнительно представить описание (образец) сертификата.
Решение о каждом выпуске эмиссионных ценных бумаг должно быть зарегистрировано отдельно.
Эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске ценных бумаг в части объема прав по одной эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением.
Решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух или трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй - у эмитента, а третий передается на хранение регистратору (если таковой имеется). В случае расхождений в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.
Владельцы ценных бумаг имеют право знакомиться с решениями о выпуске ценных бумаг, хранящихся у эмитента и регистратора.
Федеральный закон запрещает ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения.
Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными, приведенными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет право требовать осуществления прав, закрепленных этой ценной бумагой, в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Второй этап - регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Регистрацию выпуска ценных бумаг осуществляют регистрирующие органы, перечень которых на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В зависимости от эмитента и общего объема номинальной стоимости ценных бумаг одного выпуска регистрацию осуществляет Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения.
Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить следующие документы:
- заявление на регистрацию;
- решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
- копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
- документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).
Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которые уставом и (или) внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту идо-стоверность информации, содержащейся в указанных документах, несут ответственность за исполнение по данным обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом.
Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, представляемых на регистрацию.
Регистрирующий орган имеет право отказать в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень оснований для такого отказа предусмотрен ст. 21 ФЗ “О рынке ценных бумаг” и является исчерпывающим.
Основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг являются:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона “О рынке ценных бумаг”;
- внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (в иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд, если регистрация осуществляется при учреждении акционерного общества и учредителями являются физические лица, в арбитражный суд - если учредителями являются юридические лица либо осуществляется дополнительная эмиссия ценных бумаг.
После регистрации выпуска ценных бумаг следующим этапом процедуры эмиссии является размещение их на рынке ценных бумаг.
Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг.
Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию.
На любом этапе эмиссии до даты регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или иной регистрирующий орган может признать выпуск несостоявшимся при наличии следующих обстоятельств:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения);



Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Последствием признания эмиссии несостоявшейся является возврат инвесторам их средств, потраченных на приобретение ценных бумаг, в порядке, установленном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что действующее законодательство не определяет, что считать датой начала эмиссии. По нашему мнению, такой датой следует считать дату принятия эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, поскольку принятие такого решения является первым этапом эмиссии.
Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам, то есть лицам, которые могут приобрести ценные бумаги, возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с требованиями ФЗ “О рынке ценных бумаг” и постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации - обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение, определяется главой 7 ФЗ “О рынке ценных бумаг”, Положением о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 января 1997 г. № 2, Положением о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г. № 9, Положением ЦБР от 2 июля 1998 г. № 43-П “О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков”.
Эмитент, публично размещающий эмиссионные ценные бумаги, обязан осуществлять раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах:
1. Составление ежеквартального отчета по ценным бумагам. Ежеквартальный отчет должен быть принят уполномоченным органом эмитента, представлен в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею государственный орган в виде брошюры, которая предоставляется всем владельцам ценных бумаг по их требованию, за плату, не превышающую расходы на ее изготовление9. Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать следующие данные:
- коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о раскрытых в отчетном квартале существенных фактах, затрагивающих финансово -хозяйстве иную деятельность эмитента;
- данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента: бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала;
- факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20 процентов в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом;
- данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого завершенного квартала не позднее 30 календарных дней после его окончания. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента.
2. Сообщение о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Публикуется эмитентом не позднее 5 дней с момента осуществления событий или совершения действий в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются сведения:
- об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления эмитента (за исключением общего собрания участников в обществах с ограниченной ответственностью и общего собрания акционеров в акционерных обществах);
- об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20 процентами указанного капитала;
- об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20 процентами и более уставного капитала эмитента;
- об изменениях в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20 процентами и более уставного капитала
- о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
- о начисленных и (или) выплачиваемых доходах по ценным бумагам эмитента;
- о погашении ценных бумаг;
- о выпусках ценных бумаг, приостановленных или признанных несостоявшимися;
- о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.
Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг предоставлять преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Настоящее положение не применяется в следующих случаях:
1) при эмиссии государственных ценных бумаг;
2) при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;
3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.
Заключительным этапом эмиссии ценных бумаг является регистрация отчета об итогах выпуска.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.
Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:
1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
3) количество размещенных ценных бумаг;
4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.
Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.
Как уже было отмечено, процедура эмиссии дополняется еще четырьмя этапами, в случае если при эмиссии, в соответствии с действующим законодательством, необходима регистрация проспекта эмиссии.
При регистрации проспекта эмиссии эмитент прежде всего осуществляет его подготовку. В соответствии со ст. 22 ФЗ “О рынке ценных бумаг” проспект эмиссии должен содержать:
- данные об эмитенте;
- данные о финансовом положении эмитента (эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы);
- сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Данные об эмитенте включают в себя:
а) полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования учредителей;
б) юридический адрес эмитента;
в) номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
г) информацию о лицах, владеющих не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента;
д) структуру руководящих органов эмитента, указанную в его учредительных документах, в том числе список всех членов совета директоров, правления или органов управления эмитента, выполняющих аналогичные функции на момент принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, с указанием фамилии, имени, отчества, всех должностей каждого его члена в настоящее время и за последние пять лет, а также долей в уставном капитале эмитента тех из них, кто лично является его участником;
е) список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5 процентами уставного капитала;
ж) список всех филиалов и представительств эмитента, содержащий их полные наименования, дату и место регистрации, юридические адреса, фамилии, имена, отчества их руководителей.
В проспекте эмиссии при выпуске акций в процессе создания акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридического лица иной организационно-правовой формы указываются только сведения о наименовании эмитента или его учредителях, данные о свидетельстве о государственной регистрации и юридический адрес эмитента.
Данные о финансовом положении эмитента включают:
- бухгалтерские балансы (для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерские балансы по счетам второго порядка) и отчеты о финансовых результатах деятельности эмитента, включая отчет об использовании прибыли, по установленным формам за последние три завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;
- бухгалтерский баланс эмитента (а для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерский баланс по счетам второго порядка) по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние три года;
- размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответствующий бюджет на дату принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
- данные об уставном капитале эмитента (величина уставного капитала, количество ценных бумаг и их номинальная стоимость, владельцы ценных бумаг, доля которых в уставном капитале превышает установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации нормативы);
- отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, включающий в себя виды выпущенных эмиссионных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации, название регистрирующего органа, объем выпуска, количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг, условия выплаты доходов, другие права владельцев.
Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг должны содержать следующую информацию:
- о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), об общем объеме выпуска, о количестве эмиссионных ценных бумаг в выпуске;
- об эмиссии ценных бумаг (дата принятия решения о выпуске, наименование органа, принявшего решение о выпуске, ограничения на потенциальных владельцев, место, где потенциальные владельцы могут приобрести эмиссионные ценные бумаги; при хранении сертификатов эмиссионных ценных бумаги (или) учете прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии - наименование и юридический адрес депозитария);
- о сроках начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг;
- о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг;
- о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, которых предполагается привлечь к участию в размещении выпуска ценных бумаг на момент регистрации проспекта эмиссии (наименование, юридический адрес, функция, выполняемая при размещении ценных бумаг);
- о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам (порядок выплаты доходов по эмиссионным ценным бумагам и методика определения размера доходов);
- о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Подготовленный эмитентом проспект эмиссии должен быть зарегистрирован в регистрирующем органе.
Эмитент обязан обеспечить всем заинтересованным лицам доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров.
Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.
В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности.
Запрет на выпуск ценных бумаг по мотивам нецелесообразности не допускается. В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в статье 21 настоящего Федерального закона:
- нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
- несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ “О рынке ценных бумаг”;
- внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся. При этом Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и Постановление ФКЦБ устанавливают разные основания для такого приостановления или признания. ФЗ “О рынке ценных бумаг” указывает, что основания приостановления эмиссии и признания ее несостоявшейся являются одинаковыми. ФКЦБ делает между этими основаниями различия. По нашему мнению, поскольку понятия “приостановление эмиссии” и “признание эмиссии несостоявшейся” являются различными, то и основания каждого из этих действий регистрирующего органа не могут быть одинаковыми.
Действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии и являющиеся основанием для отказа регистрирующего органа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимися или приостановления эмиссии ФЗ “О рынке ценных бумаг”, называются недобросовестной эмиссией.
В соответствии с Положением о порядке эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31-12.97 № 45, эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии;
- осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг;
- нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и/или проспекте эмиссии;

- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;
- наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.
Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.
До принятия решения о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся в целях проведения проверки эмитента или защиты прав владельцев ценных бумаг должно быть осуществлено приостановление эмиссии ценных бумаг за исключением случаев, предусмотренных Положением.
Приостановить эмиссию, признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся, а также произвести аннулирование выпусков ценных бумаг вправе регистрирующие органы, к компетенции которых отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации.
Федеральная комиссия вправе приостанавливать эмиссию и признавать выпуск ценных бумаг несостоявшимся, государственная регистрация выпуска которых осуществлена иным регистрирующим органом с уведомлением этого регистрирующего органа.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган уведомляют о приостановлении эмиссии ценных бумаг: эмитента; андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; организаторов торговли.
Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг осуществляется в срок не позднее следующего дня после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения (последующее уведомление).
Если приостановление осуществляет иной регистрирующий орган, то он обязан не позднее 3 дней после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг направить копию уведомления об этом в Федеральную комиссию.
В случае принятия Федеральной комиссией решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг Федеральная комиссия обязана направить копию уведомления об этом в иной регистрирующий орган не позднее 3 дней после даты принятия такого решения.
Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг должно содержать следующие сведения:
- наименование органа, принявшего решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг;
- дату принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг;
- полное наименование эмитента ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена;
- вид, категорию (тип), форму ценных бумаг, государственный регистрационный номер их выпуска, орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена;
- основания приостановления эмиссии ценных бумаг;
- запрет совершать сделки по размещению этих ценных бумаг, запретна осуществление рекламы ценных бумаг этого выпуска, запрет регистратору принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган в срок не позднее 5 дней с даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг раскрывает информацию о факте приостановления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации, путем опубликования сообщения, содержащего все сведения, аналогичные сведениям, содержащимся в уведомлении.
В случае принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг орган, принявший такое решение, после установления фактов нарушения направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Предписание должно содержать сведения, аналогичные сведениям, содержащимся в уведомлении, а также указание о необходимых мерах и сроках устранения нарушений.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган вправе для выяснения всех обстоятельств, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг, проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию.
Эмитент, эмиссия ценных бумаг которого приостановлена, обязан в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске ценных бумаг, либо срока, установленного в предписании, устранить нарушения и направить в орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, а также в Федеральную комиссию отчет об устранении выявленных нарушений.
Если нарушения невозможно устранить в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске ценных бумаг, либо в течение срока, установленного в предписании, орган, принявший решение о приостановлении эмиссии, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушение после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В этом случае эмитент обязан представить протокол об устранении нарушений, содержащий сроки и обязанности эмитента по устранению нарушений.
В случае неисполнения эмитентом обязанности по устранению нарушений, изложенных в протоколе, Федеральная комиссия или иной регистрирующий орган могут обратиться в суд о признании выпуска недействительным.
Эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена по письменному разрешению Федеральной комиссии или иного регистрирующего органа только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет рассматривается в срок не позднее 10 дней с даты его получения.
Федеральная комиссия или иной регистрирующий орган направляют в письменном виде в срок не позднее 3 дней с даты принятия решения уведомление о разрешении возобновления эмиссии ценных бумаг всем лицам, которые были уведомлены о приостановлении эмиссии ценных бумаг.
Письменное уведомление о разрешении возобновления эмиссии ценных бумаг должно содержать следующие сведения:
- наименование органа, принявшего решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг;
- дату принятия решения о возобновлении эмиссии ценных бумаг;
- полное наименование эмитента ценных бумаг, эмиссия которых возобновлена;
- вид, категорию (тип), форму ценных бумаг, государственный регистрационный номер их выпуска, орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, эмиссия которых возобновлена;
- указание на прекращение действия ограничений на совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, на осуществление рекламы ценных бумаг этого выпуска, запрета регистратору принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществление иных действий.
Орган, принявший решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг, в срок не позднее 5 дней с даты принятия такого решения публикует информацию о факте возобновления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации.
Выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом в следующих случаях:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии;
- осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и/или проспекте эмиссии;
- признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг;
- отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения);
- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;
- наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента;
- непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг после истечения срока размещения ценных бумаг;
- отказ регистрирующего органа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
- неразмещение предусмотренной решением о выпуске ценных бумаг доли, при неразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся;
- неразмещение хотя бы одной ценной бумаги выпуска;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом также в случае, если эмитентом в указанный в предписании срок не устранены нарушения, которые явились основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг (и которые должны были быть устранены в пределах срока размещения, установленного в решении о выпуске ценных бумаг).
В случае принятия Федеральной комиссией решения о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся она обязана уведомить об этом иной регистрирующий орган.
Уведомление о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся Федеральной комиссией осуществляется на следующий день после принятия такого решения по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи, с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения.
Федеральная комиссия и иной регистрирующий орган в случае, если это необходимо в целях защиты прав владельцев ценных бумаг, вправе признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся без применения процедуры приостановления эмиссии ценных бумаг.
В соответствии со ст. 26 ФЗ “О рынке ценных бумаг” возможно признание выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным. Однако Федеральный закон не определяет основания такого признания. Данный пробел восполняется Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 декабря 1997 г. № 45, в соответствии с которым выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по решению суда в следующих случаях:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации;
- обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Обратиться с исковым заявлением о признании выпуска ценных бумаг недействительным могут Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, иной регистрирующий орган, орган государственной налоговой службы, прокурор, а также иные государственные органы и заинтересованные лица в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии в случаях, если:
- эмиссия ценных бумаг повлекла за собой введение в заблуждение владельцев этих ценных бумаг, имеющее существенное значение;
- цели эмиссии ценных бумаг противоречат основам правопорядка и нравственности;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
При этом Федеральная комиссия вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительным выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого осуществлена иным регистрирующим органом.
Регистрирующие органы вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительными выпусков ценных бумаг эмитентов, государственная регистрация выпусков ценных бумаг которых отнесена к их компетенции.
Если решение суда о признании выпуска недействительным, принято по иску иных лиц, то при вступлении такого решения в силу эмитент ценных бумаг обязан уведомить об этом Федеральную комиссию и иной регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг данного эмитента, а также направить в указанные органы копию решения суда.
Уведомление о признании выпуска ценных бумаг недействительным осуществляется в срок не позднее следующего дня после вступления в силу такого решения суда по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты вступления этого решения в силу (последующее уведомление).
Уведомление о признании выпуска ценных бумаг недействительным должно содержать следующие сведения:
- полное наименование эмитента ценных бумаг, выпуск ценных бумаг которого признан недействительным;
- наименование суда, дату принятия судебного акта о признании выпуска ценных бумаг недействительным;
- вид, категорию (тип), форму ценных бумаг, государственный регистрационный номер их выпуска, орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, признанного недействительным;
- основания признания выпуска ценных бумаг недействительным.
Эмитент обязан в срок не позднее 5 дней с даты признания выпуска ценных бумаг недействительным опубликовать сведения об этом в средствах массовой информации.
С даты вступления в законную силу решения суда о признании выпуска ценных бумаг недействительным запрещается совершение эмитентом сделок с этими ценными бумагами.
Обязанность по уведомлению регистратора, андеррайтеров, организаторов торговли, распространителей рекламы ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным, и ответственность за их неуведомление возлагается на эмитента этих ценных бумаг.
С даты получения предварительного уведомления о признании выпуска ценных бумаг недействительным регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении этих ценных бумаг, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Федеральной комиссии.
В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения этих ценных бумаг, должны быть возвращены владельцам. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также сами владельцы ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным для возврата средств, затраченных на их приобретение, вправе обратиться в суд.
Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным или несостоявшимся и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.
В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение в количестве сверх объявленного в проспекте эмиссии, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.
Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, то Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом. Следует отметить, что действующее законодательство не определяет, в чью пользу должны взыскиваться в этом случае средства. По нашему мнению, средства должны взыскиваться в пользу владельцев ценных бумаг, выпущенных сверх количества объявленного к выпуску.
Рассматривая вопросы недобросовестной эмиссии, хотелось бы обратить внимание на следующее. ФЗ “О рынке ценных бумаг” впервые на уровне закона закрепил понятие недобросовестной эмиссии. Вместе с тем этот закон содержит большое число норм, отсылающих к нормативным актам Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Огромное число нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пробелы в законодательстве породили немало проблем, основными из которых являются различное толкование используемых терминов, одинаковые основания признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и недействительным, неограниченная возможность регистрирующего органа для произвольного пересмотpa результатов заключенных между эмитентом и приобретателями и исполненных ими гражданско-правовых сделок, различный круг лиц, имеющих право оспаривать эмиссию, предусмотренный постановлением ФКЦБ и крут истцов, предусмотренный законом, необходимость более четкой регламентации правовых оснований признания выпуска ценных бумаг недействительным.