Описание озера из произведения васюткино озеро. Описание природы в рассказе «Васюткино озеро. Не жги ее напропалую

Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» — Вася Шадрин, сын рыбака. Его отец, Григорий Афанасьевич, вместе со своей бригадой ловил рыбу на Енисее. Порой рыбакам приходилось уплывать далеко дома, чтобы получить хороший улов. В одном из таких походов в низовья Енисея вместе с Григорием Афанасьевичем отправилась вся семья: жена, сын Васютка и отец, старый рыбак, дед Афанасий.

В одном из мест рыбаки решили пристать к берегу и организовать стоянку. В этом месте сохранилась старая избушка, в которой и поселилась вся бригада. Васютка без дела не сидел, он стал ходить в тайгу за кедровыми орехами, которые по вечерам любили щелкать рыбаки.

Однажды, в самом конце лета, Васютка, как обычно, отправился за орехами. С собой он взял ружье и краюшку хлеба. Раньше ему не попадалась серьезная дичь в тайге, но в этот раз мальчик, уже набравший мешок орехов, наткнулся на крупного глухаря. Васютке удалось ранить птицу, и он бросился за ней в погоню. Когда глухарь ослабел, Васютка выстрелил повторно и убил птицу.

Он порадовался успеху и уже предвкушал, как вернется домой с добытым глухарем, когда понял, что заблудился. Обычно он ориентировался в тайге по засечкам на деревьях, но в погоне за раненой птицей он далеко отклонился от привычных маршрутов и не смог найти знакомые засечки.

Долго плутал Васютка по тайге. У него были с собой спички, ружье и немного соли, поэтому голод и холод мальчику не грозили. Самым главным для него было выйти к Енисею.

В один из дней он наткнулся на маленькое озеро в тайге и с удивлением обнаружил, что в нем много крупной рыбы. Васютка стал думать, откуда в озере могла взяться промысловая рыба, и вспомнил, что такое бывает, когда озеро является проточным и из него вытекает речка. Если это так, речка могла привести его к Енисею.

Мальчик стал искать речку и обнаружил, что маленькое озеро соединяется с гораздо большим по размеру озером, в котором тоже было много рыбы. По косвенным признакам Васютка определил, что в озере есть течение. Вскоре он нашел и речку, вытекающую из озера.

Идя вдоль берега речки, Васютка сумел выйти к Енисею, где его подобрали рыбаки. От них он узнал, что стоянка бригады его отца находится в шестидесяти километрах выше по течению. Рыбаки доставили мальчика к родителям, которым он рассказал о своих скитаниях и о большом озере, богатом рыбой.

Через несколько дней отец Васютки вместе с бригадой добрался до этого озера и удостоверился, что в нем действительно выгодно вести промысел рыбы. А озеро рыбаки прозвали Васюткиным. Так оно с тех и обозначается на картах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Васюткино озеро» заключается в том, что в критических ситуациях нельзя паниковать, необходимо спокойно и хладнокровно искать пути к спасению. Васютка, заблудившись в тайге, не растерялся. Он грелся у костра, охотился на птиц, питался кедровыми орехами и искал путь к Енисею. Обнаруженное мальчиком проточное озеро помогло мальчику выбраться из тайги и вернуться домой.

Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным. Только наблюдательность Васютки позволила ему найти озеро в тайге, и эта находка спасла ему жизнь.

В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Васютка, который не только выжил один в тайге, но и нашел озеро, богатое рыбой.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Васюткино озеро»?

Тайга, что море, кто ее не знает, тому горе.
На ловца и зверь бежит.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Удача — спутник смелого.

«Васюткино озеро» Астафьева

Жанр произведения — рассказ. Рассказ о путешествии, кото-рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой — мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи — мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, — снабжать рыбаков кед-ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глухаря. Это завязка рассказа. После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа — поведение человека в экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет. Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге — так умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова — отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

  1. Неудачи на рыбном промысле.
  2. Охота на глухаря.
  3. Васютка заблудился.
  4. Жизнь в лесу.
  5. Озеро.
  6. Удачное спасение.

В 1952 году написал Астафьев "Васюткино озеро". Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.

Плохие новости

Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.

Рыбаки уходят к Енисею

Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено "спокон веку", а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать "таежные законы". Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Встреча с глухарем

Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев ("Васюткино озеро"). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря - большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.

Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.

Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Васютка заблудился

Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.

В поисках дороги

Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.

Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.

Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ "Васюткино озеро", не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения "Васюткино озеро". Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода - где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками - его приняли за местного жителя.

Спасение главного героя и заслуженная награда

О чем же далее рассказывает Астафьев ("Васюткино озеро")? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.

Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось "Васюткино оз.". Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев ("Васюткино озеро"). Расскажем теперь о главных героях.

Природа в рассказе

Природа и человек (Васютка) - вот главные герои. "Васюткино озеро" - это рассказ, в котором природа - это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.

Мальчик Васютка из рассказа "Васюткино озеро"

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев ("Васюткино озеро")? Главные герои - это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

Класс: 5

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • проанализировать текст, определить функции пейзажа, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
  • продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
  • воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по тропам, стилистическим фигурам, иным компонентам текста (портрет, пейзаж, деталь, хронотоп и др.). Предварительно ученикам дается задание внимательно прочитать рассказ Астафьева и выделить в тексте те эпизоды, где встречается пейзаж или элементы пейзажа. Также учащиеся осмысляют рассказ Бориса Екимова «Охота на хозяина». В качестве индивидуального задания дается выразительное чтение отрывка «описание тайги» из рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

В начале урока учитель сообщает цель: определить роль пейзажа в рассказе. Обращает внимание учеников на портрет В.П. Астафьева. Представляется целесообразным напомнить определение литературоведческого понятия «пейзаж».

Вспомните, пожалуйста, что называется пейзажем?

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства. Поля, реки, горы, человек среди природы, парк, беседка, дорога с мчащимся по ней автомобилем – все это пейзаж. Функции пейзажа в художественном тексте разнообразны: он может указывать на место и время, на движения души героев, характерные черты их внутреннего мира. Природа, описываемая пейзажем, может содействовать персонажам, мешать им или же оставаться равнодушной к их действиям. Пейзаж может быть связан с названием произведения. Он может помогать понять основную мысль текста. Пейзаж тесно связан с другими художественными средствами.

В тексте присутствует образ глухаря. К какому компоненту текста относится этот образ?

К пейзажу.

Верно. А можно конкретизировать этот ответ?

Это деталь пейзажа.

К каким разновидностям детали может быть отнесена эта деталь?

К деталям психологическим, сюжетным и описательным одновременно. С помощью эпитетов «большая», «черная» дается описание птицы. При ее появлении меняется настроение Васютки: он волнуется и радуется. Эти чувства и эмоции вызваны охватившими героя при виде глухаря любопытством и охотничьим азартом. Связан этот образ и с сюжетом – преследование является завязкой действия. Именно в погоне за этой птицей герой заблудился. Но в то же время как раз ее запеченная тушка спасает героя от голода.

Можно ли говорить о символическом значении образа птицы? Назовите, пожалуйста, связанные с ней мифологические ассоциации.

Да, образ птицы имеет символическое значение. Она символизирует природу в целом, препятствующую и помогающую герою. Птица выступает в качестве двусмысленного помощника и одновременно антагониста. Как невольный проводник, глухарь заводит героя в глубину тайги, в которой последний может погибнуть. Но он также спасает персонажа собственным телом. В результате пройденных испытаний Васютка претерпевает изменения, взрослеет. Подобная двусмысленность характерна для многих помощников героев в сказках и архаических мифах. Птица как проводник – традиционный образ античной и христианской мифологических систем, а также ряда других мифологий Старого и Нового Света.

Каким образом связаны природа и человек?

Природа препятствует человеку, но и помогает ему.

Прошу вас прочесть описание ночи в Заполярье и объяснить роль пейзажа .

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это .

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В.П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

Прочтем описание тайги. (Читает заранее подготовленный ученик.) Определим роль данного пейзажа. Обратите внимание на значение природы в тексте.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не может. Также благодаря пейзажу можно проследить отдельные черты характера героя – его впечатлительность и способность эту впечатлительность преодолеть.

Вы правильно определили функции пейзажа и характер взаимодействия человека и природы. Проведите параллель с рассказом Бориса Екимова «Охота на хозяина» .

Природа в рассказе Астафьева то равнодушна, то враждебна, то спасительна. У Бориса Екимова же природа открыто противодействует людям. Фабулы обоих рассказов в некоторой степени сходны. И там, и там вторжение в ее владения (преследование глухаря, попытка поймать сома) оборачивается серьезными проблемами. Сходство присутствует и в роли образов птиц: угрожающего и предупреждающего орлана у Екимова, завлекающего в тайгу глухаря у Астафьева.

Посмотрите описание вечера на озере. Определите функции пейзажа .

Пейзаж указывает на место происходящих событий (озеро) и на время (вечер). Обращает на себя внимание сравнение («Середина озера напоминала … раскаленную печку»). Значит, вода в середине озера была красноватого цвета. Также, по-видимому, она была теплой. В ней отражалось закатное солнце. Метафорический эпитет «кровянистое небо» вносит в текст дополнительный смысловой оттенок. Раздражающее небо и отраженное в озере подобное же солнце волнуют героя, вызывают в нем тревогу, беспокойство, дискомфорт. Пейзаж также указывает и на иное место действия – небо. Солнце уходит, становится темно. Метафора («стыли облака») и эпитет («неподвижные облака») помогают передать ощущение от наступления ночи. Тьма и холод воцаряются в мире. Тоску и тревогу вызывает не только эта ночь и это небо, но и «маленький, похожий на ноготок месяц». Употребленное автором сравнение указывает на испытываемую героем тоску. Соотнесение части природы и части человеческого тела лишь подчеркивает заброшенность человека. В целом данный пейзаж помогает показать место героя в мире, а также понять одну из констант, характерных черт внутреннего мира героя: его способность воспринимать и понимать природу.

Определите роль пейзажа, связанного с рекой Енисей. Портрет соотносится с пейзажем. Объясните роль портрета.

Пейзаж указывает на место событий – Енисей. Краткое описание реки («красива», «широка») и упоминание о том, что раньше она казалась герою «обыкновенной», «не очень приветливой» позволяют понять испытываемую им радость. Пейзаж соотнесен повествователем с портретом. Поза героя, его действия говорят о необыкновенной радости и чувстве счастья: «Мальчик застыл… Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо…» Охватившая его эйфория, ощущение единства с рекой вызваны спасением.

Как композиционно данный пейзаж связан с сюжетом?

Енисей спасает жизнь Васютке. Данный момент в тексте является кульминационным.

А что является развязкой действия?

Спасение Васютки. Он попадает на катер-бот.

Какова идея текста?

Идея связана с прославлением человека, его физических и духовных возможностей.

Подумайте, а пейзаж связан с идеей?

Да. Пейзаж помогает понять идею текста. Именно на фоне пейзажа ярче вырисовывается фигура человека, что традиционно для жанра робинзонады. С традицией этого жанра связан рассказ Астафьева.

Как вы объясните название рассказа?

Название также связано с пейзажем. Озеро, которое открыл Васютка, названо в его честь. В нем сохраняется память о его приключении.

Сделаем вывод. Какова же роль пейзажа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

Пейзаж выполняет разные функции. Он указывает на место и время событий, передает настроение героя, позволяет понять его характер. С помощью пейзажа подчеркнута основная мысль текста. Пейзаж связан с названием рассказа. Кроме того, показано существование природы, ее превосходство над человеком. Но человек преодолевает враждебность природы. Пейзаж полифункционален.

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения: определить роль пейзажа в рассказах В. Астафьева «Ах ты, ноченька», «Земляника», «Теплый дождь», «Капалуха».

Литература к уроку:

  1. Литературная энциклопедия, т. 9. – М.: 1935.
  2. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: 1991.
  3. Трессидер Дж. Словарь символов. – М.: 2001.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: 2002.
  5. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М.: 2008.

Описание тайги в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева передает всю красоту и опасность этого места.

Описание природы в рассказе «Васюткино озеро»

“Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем…

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка…”

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

Там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек.

Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный.

Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей - тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы.

Небольшое унылое озеро, подернутое у берега ряской.

Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна.

Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку.

Мчались куда-то мохнатые тучи, чуть не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные крики птиц, тронувшихся на юг.

Холодная изморозь и темные волны на реке нагоняли тоску.

Там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги.

Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия.

По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошенно цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку.