Постановление 354 температура в квартире. Нормативная температура воздуха в помещениях мкд. Какие должны быть значения

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.П. Кирбижековой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (ИНН 1903013620, ОГРН 1021900698940)

к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ОГРН 1041901000338, ИНН 1901061466)

о признании незаконным и отмене постановления от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (ИНН 1903018184, ОГРН 1081903000520).

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – Круглов Г.К. по доверенности от 12 января 2015 года № 03-2015 (т. 1 л.д. 9), Рогожин С.А. по доверенности от 13 января 2015 года № 17-2015 (т. 2 л.д. 7);

ответчика – Самрин И.П. по доверенности от 2 февраля 2015 года (т. 1 л.д. 62), Ольшевский В.С. по доверенности от 23 марта 2015 года (т. 2 л.д. 5), Комаров Д.В. по доверенности от 27 марта 2015 года (т. 2 л.д. 6).

Общество с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее – жилищная инспекция) от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности на основании статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Определением арбитражного суда от 30 января 2015 года заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 26 марта 2015 года арбитражный суд определил рассмотреть дело по правилам административного судопроизводства.

Определением от 23 апреля 2015 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство общества, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управляющую в настоящее время и обслуживающую дом в спорный период организацию – общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (далее – ООО «ЖЭУ-1»).

Третье лицо - ООО «ЖЭУ-1» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (извещение от 11 июня 2015 года, т. 2). В соответствии с частью 5 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

В судебном заседании представители общества требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, в пояснениях к отзыву (т. 1 л.д. 167-169) и на доказательства, представленные в материалы дела. Доводы заявителя следующие:

В акте проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24 не указаны: место составления акта, методики измерения температуры в жилых помещениях с использованием термометра Л-300, свидетельство о поверке № 4080/203, методики измерения параметров тепло- и водоснабжения на вводе в дом с использованием тепловизора инфракрасного TESTO 875-2, свидетельство о поверке № 016008950;

В материалах административного дела отсутствует информация о свидетельстве о поверке манометра ТМ5;

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) давление в системе водоснабжения должно измеряться в точке водозабора в часы утреннего максимума (с 07.00 до 09.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00); такие измерения осуществлялись манометром ТМ5 в 15 часов 20 минут;

Согласно приложению № 1 к Правилам № 354 при измерении температуры допускаются приборы, которые должны соответствовать требованиям стандартов, в частности таблице № 8 ГОСТ 30494-2011, допустимая погрешность прибора должна быть не более 0,1 градус; температура теплоносителя на вводе в дом измерялась с использованием тепловизора TESTO 875-2, погрешность которого составляет порядка 2 градусов;

Административный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) заявителя состава спорного административного правонарушения;

Ссылка в оспариваемом постановлении на пункт 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России 24 марта 2003 года № 115, несостоятельна, так как данные правила не содержат требований, предъявляемых к качеству коммунальной услуги по отоплению. Такие требования содержатся в приложении № 1 Правилам № 354, среди которых такого требования как температура воды в подающем трубопроводе на вводе в дом нет;

В силу пункта 15 раздела 6 (сноска 5) приложения № 1 к Правилам № 354 требования к температурному режиму в квартирах применяются при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений (ГОСТ Р 51617-2000);

Общество не занимается обслуживанием и эксплуатацией внутридомовых инженерных коммуникаций многоквартирных домов, обслуживанием внутридомовых коммуникаций занимается управляющая компания – ООО «ЖЭУ-1».

Представители жилищной инспекции с требованиями общества не согласились, сослались на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 55-61), и на доказательства, представленные в материалы дела, указали:

В акте проверки указано место проведения проверки: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77; в нем содержится фраза «Измерение температуры воздуха в жилых помещениях проводилась инструментальным способом в соответствии с ГОСТ 30494-2011 с использованием прибора..», далее следует информация об используемом приборе - термометр лабораторный электронный ЛТ-300, свидетельство о поверке № 4080/203 действительно до 2 августа 2015 года, зав. № 1468403;

Тепловизором инфракрасным TESTO 875-2 производились только замеры температуры носителя в точке разграничения балансовой принадлежности; данные замеры производились в соответствии с руководством по эксплуатации; отметка о способе измерения температуры теплоносителя не занесена в акт проверки по причине отсутствия в акте свободного места для отметки, но в акте указан сам прибор и его заводской номер;

В акте проверки имеется отметка о модели манометра – ТМ5 и сведения о его государственной поверке;

В рамках спорной проверки осуществлялся замер температуры воздуха в жилом помещении, а также параметры отопления на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, но не параметры водоснабжения;

ГОСТом 30494-2011 установлены требования к измерению температуры воздуха в жилом помещении, но не к измерению температуры теплоносителя;

Предельное отклонение прибора измерения температуры воздуха – термометр лабораторный электронный ЛТ-300 соответствует требованиям, установленным таблицей 8 ГОСТа 30494-2011;

Погрешность прибора измерения температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности не регламентируется Правилами № 354;

На обществе лежит обязанность обеспечить качественное предоставление коммунальной услуги – отопления и всех характеризующих её параметров до точки балансового разграничения, а именно до общедомового узла учета тепловой энергии теплоносителя, в месте которого и осуществлялись измерения;

Прибор TESTO 875-2, о котором идёт речь в решении Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года, использовался по прямому назначению, а именно для бесконтактного измерения пространственного распределения температуры поверхностей твердых (сыпучих) тел, газовых струй и воды по их собственному тепловому излучению и отображения этого распределения на экране ЖК-дисплея;

Паспорт готовности, а также отсутствие в нём замечаний к тепловому контуру (утеплению), подтверждают выполнение мероприятий по утеплению помещения перед отопительным сезоном 2014-2015 годов;

Недостаточный перепад давления служит следствием ухудшения качества теплоснабжения спорного жилого дома, что в свою очередь вызывает уменьшение температуры воздуха в жилых помещениях;

Третье лицо ООО «ЖЭУ-1» (управляющая в настоящее время и обслуживающая дом в спорный период организация) отзыв на заявление не представило, в судебном заседании 11 июня 2015 года представитель третьего лица Арзамасцева И.Н. поддержала позицию жилищной инспекции. Полагала, что нарушение температурного режима в квартирах произошло по вине ресурсоснабжающей организации.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.

22 октября 2014 года в прокуратуру г. Черногорска поступило обращение жильцов квартир №№ 14, 17, 22, 10, 12, 19, 29, 26, 23, 25, 18, проживающих в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77 (далее – МКД), о принятии мер в связи с нарушением температурного режима – отсутствие отопления (т. 1 л.д. 85). Данное обращение 31 октября 2014 года направлено прокурором г. Черногорска для рассмотрения в жилищную инспекцию (т. 1 л.д. 84, 85).

Заместителем руководителя жилищной инспекции Гусаченко А.А. вынесено распоряжение от 1 декабря 2014 года № 1006-Т о проведении в отношении общества внеплановой (выездной) проверки соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и иных нормативных правовых актов, качества предоставления жилищных, коммунальных услуг потребителям, проживающим в МКД (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 88).

Уведомлением от 1 декабря 2014 года общество извещено о необходимости явки 5 декабря 2014 года для совместного проведения со специалистом жилищной инспекции мероприятий по государственному контролю соблюдения требований жилищного законодательства с целью фиксации параметров качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, составления и получения акта проверки (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 89).

По результатам проведения проверки, проведённой в отсутствие представителя общества, составлен акт проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24, в котором отражено следующее:

Зафиксирована температура в жилых комнатах, в том числе в угловых, в квартирах №№ 14, 19, 10, 27 (от +17,1?С до +21,5?С), не соответствующая нормативной температуре (+20 ?С и +22 ?С);

Согласно температурному графику отпуска теплоэнергии котельной общества на 2014 год «Центральная» температура воды в систему отопления должна составлять +59,7?С, фактически +68,1?С на подающем трубопроводе и +37,5?С на обратном трубопроводе;

Давление в тепловой сети на подающем и обратном трубопроводе на вводе в дом составляет Р1 6,1 КГС/см?, Р2 6,0 КГС/см?;

Перепад давления на вводе в дом составил 0,1 КГС/см?, которого не хватает для нормальной циркуляции теплоносителя в системе отопления, о чём свидетельствует большой перегрев температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в дом.

Копия акта проверки получена обществом 8 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 90).

Уведомлением от 8 декабря 2014 года обществу предложено явиться 10 декабря 2014 года в жилищную инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (получено обществом 8 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 91).

10 декабря 2014 года должностным лицом жилищной инспекции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 12/24, где отражено, что обществом нарушены пункты 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170), пункты 31, 149 приложения № 1 к Правилам № 354, пункт 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115. Указано, что ответственность за названные нарушения предусмотрена статьей РФ. Копия протокола получена обществом 11 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 92-94).

Определением от 25 декабря 2014 года на 30 декабря 2014 года назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества (получено представителем общества Салатовым К.Г. 25 декабря 2014 года по доверенности от 9 января 2014 года № 04-2014, подпись на документе, т. 1 л.д. 96, 97).

В пояснениях по административному делу от 29 декабря 2014 года общество просило производство по административному делу прекратить (т. 1, л.д. 98-99).

По ходатайству общества (т. 1 л.д. 143) определением от 30 декабря 2014 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 20 января 2015 года (т. 1 л.д. 145).

Жилищной инспекцией по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя общества Круглова Г.К. (доверенность от 9 января 2014 года № 03-2014, т. 1 л.д. 144) принято постановление от 20 января 2015 года, которым общество привлечено к административной ответственности по статье РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1 л.д. 10-15).

Не согласившись с принятым жилищной инспекцией постановлением, общество в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 3 статьи Российской Федерации судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Арбитражный суд не является органом, осуществляющим административное преследование. Исходя из принципа презумпции невиновности в совокупности с принципом состязательности и равноправия сторон, суд вправе устанавливать виновность лица лишь при условии, если её доказал орган, осуществляющий административное преследование.

По смыслу приведенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, возложена на орган (должностное лицо), вынесший соответствующее постановление по делу об административном правонарушении.

В силу пунктов 1, 3 статьи РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов" target="_blank">210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При привлечении общества к административной ответственности административный орган не отразил наличие в действиях (бездействии) заявителя субъективной стороны вменяемого правонарушения. В частности, не указал, имелась ли у заявителя возможность по соблюдению соответствующих правил, какие конкретно меры должны были быть приняты обществом для соблюдения требований действующего законодательства.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей , и , арбитражный суд пришёл к выводу о том, что объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей РФ, а также вина общества в совершении вменяемого правонарушения, административным органом не доказаны.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Арбитражный суд также принимает во внимание сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, обстоятельствам и доводам с участием тех же сторон:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июня 2015 года по делу № А74-2740/2015 (не вступило в законную силу (т. 2));

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска Республики Хакасия от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении № 5-5-305/2015, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписания жилищной инспекции), в отношении общества прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (вступило в законную силу);

Аналогичное решение Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года (вступило в законную силу (т. 1 л.д. 35-36)).

Принимая во внимание указанное, суд считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, охватываемого статьей РФ, в связи с чем, требования общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" target="_blank">211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс».

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Е.В. Каспирович

Суд:

АС Республики Хакасия

Истцы:

ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс"

Ответчики:

Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия

Иные лица:

ГУП РХ "Институт "Абакангражданпроект"
ОАО "Институт "Абакангражданпроект"

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

В самом начале важно отметить, что использование нежилых помещений в качестве офисных и производственных локаций автоматически переводит вопрос температурных норм в плоскость действия трудового законодательства.

Тема безопасности трудовых условий изложена в Статьях -211 ТК РФ .

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Госкомсанэпиднадзор РФ утвердил один из основных документов в регулировании температурных нормативов в нежилых помещениях – Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» .

Важно! Помимо данных законодательных актов, ключевые параметры эффективности системы теплоснабжения в постройках жилого и нежилого типа изложены в .

Какие должны быть значения?

Известно, что для жилых и нежилых локаций базовый допустимый температурный порог будет отличаться. Наиболее актуальным «температурный» вопрос является в тепловом обеспечении нежилых помещений, имеющих категорию производственных.

Привлечение труда наемных работников и длительное нахождение их здесь в течение рабочего дня обусловливает разработку базовых гигиенических требований к физико-техническим условиям, и, в частности, к температурному режиму.

Согласно Санитарным правилам СанПиН 2.2.4.548-96, на нормативный температурный показатель влияют такие факторы, как интенсивность затрат энергии работника, затраченного времени, сезонности, а также особенности трудового распорядка. Исходя из указанных параметров, разрабатываются температурные нормы для нежилых помещений :

  • 18–20°С – в коридоре (предельно допустимая температура – 16°С);
  • 16–18°С – в кладовой (допускается температура в диапазоне от 12°С до 22°С).

Для нежилых помещений производственного характера Санитарные нормы предусматривают базовые температурные показатели в минимальной отметке – 17°С. При этом, значение 26°С уже будет считаться предельно завышенным для производственного помещения.
Фиксация нормативных показателей температуры в производственных нежилых помещениях должна отображаться в протоколе измерений. В нем также фигурирует вывод о том, соответствуют ли зафиксированные при измерении значения оптимальным показателям.

Как быть при отклонении от нормы?

Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг владельцам помещений, которые были введены в действие Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года , отклонение от оптимального температурного показателя в меньшую сторону дает право владельцу помещение претендовать на пониженную оплату на 0,15% за каждый час плохого отопления.

Важно! Если температура воздуха в нежилом помещении не соответствует оптимальным нормативам в связи со слабым качеством обогрева, его владелец имеет право обратиться с претензией в обслуживающую организацию и сообщить о нарушениях.

К примеру, средняя ежемесячная сумма платежа за отопление составляет 2000 руб. Если пересчитать эту сумму по коэффициенту удержания (0,15%/час), и количеству часов: 200 *2*0,0015*2000=1200 руб. Данная сумма в приведенном примере может быть удержана из общей «отопительной» платежки.

По Правилам предоставления услуг ЖКХ, разница в 2 градуса дает законные основания владельцу помещения для того, чтобы не платить по счетам, начисленным по температурным стандартам, не соответствующим действительности. Чтобы реализовать это право, нарушение температурных норм следует зафиксировать в акте обследования специальной комиссии.

Важно! В нежилом помещении владелец вправе самостоятельно выбирать поставщика услуг ЖКХ, и заключать договора с данными организациями.

Это несколько упрощает возможность отстаивания своих потребительских интересов, поскольку коммуникация ведется непосредственно с ресурсоснабжающими компаниями.

Заключение

По итогу добавим: влиять на работу поставок тепла и выдерживания четких нормативных показателей температуры в жилом и нежилом помещении крайне непросто. Серьезные требования к измерениям, фиксации и освидетельствовании показателей нередко вынуждают бросать работу по отстаиванию своих прав на полпути.

Вместе с тем, акцентируем на том, что проводить регистрацию всех нарушений в предоставлении услуг ЖКХ, и теплообеспечения, в частности – важно и нужно. В случае возникновения сложностей стоит обратиться к юристу: квалифицированные специалисты помогут подготовить всю необходимую документацию для обращений в государственные инстанции, и отстоять законные права владельца.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

15. Обеспечение нормативной температуры воздуха <7>:
в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C);
в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000)

Документ утратил силу в связи с изданием «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст).
«ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия
(утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст)
(ред. от 22.07.2003)

Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, температура в жилом помещении должна быть не меньше +18 градусов, а в угловых комнатах – не ниже +20. В холодных регионах, где температура наиболее холодной пятидневки года –31 °C и ниже, температура жилых помещений не должна быть меньше +20 градусов. Но при этом комната должна быть хорошо утепленной, а температура измеряется в центре самой большой комнаты квартиры на высоте 1 м. Отклонение не может превышать 3 градуса ночью, при этом допустимое превышение – не более 4 градусов. В дневное время отклонение температуры недопустимо. Соответственно, вам нужно правильно произвести замер температуры. Для этого надо взять градусник и держать его в одном метре от наружной стены и в полутора метрах от пола. Замер производится 10 минут. Эффективнее всего сделать график температуры по часам. Если вами зафиксировано нарушение температурного режима, у вас есть все основания обратиться в жилищную организацию с жалобой.

Для начала нужно известить аварийно-диспетчерскую службу. Она должна быть указана управляющей организацией. Обращение может быть как устным, в том числе по телефону, так и письменным.

Жилец должен указать свои имя, фамилию, отчество, адрес проживания и описать проблему – температура помещения не соответствует стандартам. В свою очередь сотрудник службы обязан также сообщить свои фамилию, имя, отчество, регистрационный номер заявления и время ее приема. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна причина того, что у вас дома холодно, он должен уведомить об этом. Таким образом, управляющая организация признает факт неоказания услуги или ее ненадлежащего качества. Это должно быть зафиксировано в регистрационном журнале. Данная отметка служит основанием для перерасчета платежа за отопление.

Если же он не в курсе проблемы, то он должен согласовать точное время установления факта неоказания услуги. Это должно произойти в течение трех рабочих дней. Затем должна быть проведена проверка с участием представителя коммунальной службы и заявителя. По ее итогам составляется акт, который они должны подписать. Этот акт также служит документом, по которому вы имеет право затребовать перерасчет. Но управляющие организации нередко не признают за собой вины и не соглашаются с претензиями заявителя. В этом случае должна быть проведена вторичная проверка. На нее уже приглашаются представители госжилинспекции и общественного объединения потребителей. И по итогам ее также составляется акт за подписями потребителя, исполнителя, инспектора и общественного представителя. Имея на руках этот акт, потребитель уже имеет полное право требовать перерасчета. В акте должно быть указано нарушение параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг.

Таким образом, в ВАшем случае сложно требовать от управляющей компании повышения температуры, поскольку по ВАшей информации она и так соответствует нормативу. существует понятие - норматив температуры воздуха квартиры, однако в действующем законодательстве не предусмотрено понятия - комфортная температура, поскольку оно у всех абсолютно разное. Если Вы намерены обращаться в суд, то Вам придется доказывать не тот факт, что Вам некомфортно проживать с температурой, установленной нормативом, а факт нарушения законодательства и предоставления услуг ненадлежащего качества. Советую Вам измерить температуру воздуха в квартире и убедиться, что она действительно соответствует нормативу. В противном случае не вижу шансов на успех в суде.

В соответствии с п.5 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, начало отопительного периода должно устанавливаться при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 8 градусов по Цельсию, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 градусов по Цельсию в течение 5 суток подряд. Указанный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем такого периода.

Отопительный сезон, в соответствии с постановлением Правительства, начинается по решению местных властей. В Рязани отопительный сезон стартовал в конце сентября, но многие жильцы жалуются на то, что в квартире холодно. Наиболее актуальными вопросами рязанцев остаются вопросы о нормативах температуры воздуха в квартире и температуры горячей воды. О данных показателях и пойдет речь в настоящей статье.

Температура воздуха в помещении после начала отопительного сезона

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст (таблица 3), установлена минимальная температура: угловая комната - 20°С; жилая комната - 18°С; кухня - 18°С; ванная - 25°С; туалет - 18°С, совмещенный с/у - 25°С; с/у с индивидуальным нагревом - 18°С; умывальная общая - 18°С; душевая общая - 25°С; уборная общая - 16°С; вестибюль, общий коридор, передняя в квартирном доме, лестничная клетка - 16°С; вестибюль, общий коридор, лестничная клетка в общежитии - 18°С; помещение лифта - 5°С.

Чтобы узнать температуру воздуха в помещении после начала отопительного сезона, нужно измерить ее определенным способом: на внутренней стене каждой комнаты термометр помещают на расстоянии 1 метра от наружной стены и 1,5 метра от пола и в течение 10 минут производят замер.

В соответствии с Приложением №1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), отопление должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва в отоплении - не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 до 22 градусов. Не более 8 часов единовременно при температуре воздуха в помещениях от 10 до 12 градусов, не более 4 часов при температуре в помещении от 8 до 10 градусов. За каждый час, превышающий указанные нормативы, ежемесячная плата за отопление снижается на 0,15%.

Температура горячей воды

В соответствии с п.5.1.1 качество холодной и горячей воды (санитарно-эпидемиологические показатели), подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496.

Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496 и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. (согласно п.5.1.2. Свода правил СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 626). Измеряют эту температуру непосредственно у открытого крана, погрузив водяной термометр в стакан под струёй до специальной метки.

В соответствии с приложением №1 к Правилам, горячее водоснабжение должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.

За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду