Народный дом орта. Биография. Виктор Орта – жизнь и творения

Модерн в архитектуре.
Виктор Орта.

Модерн. Часть 2.


Архитектура конца XIX - начала ХХ в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим стеклянным поверхностям, формирующим громадные фасады и своды.
Возведенные в конце XIX века Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но также их легкость, высотность и протяженность.
Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие ХХ века получили исключительную возможность экспериментировать. Ипмпровизация стала отныне главным принципом их творческой деятельности.
Новый стиль модерн наглядно проявил себя в архитектурных сооружениях.

Виктор Орта в 1900 г.:

По сравнению с "затишьем" XIX века это было подлинное возрождение архитектуры, новая ступень в ее стремительном и бурном развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединившие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилевом ключе.
Исключительное значение придавалось новым строительным и отделочным материалам (бетону и стали), выразительности текучих ритмов и плавных линий, проявляющихся в изгибах стен, сложных криволинейных очертаниях деталей, окон и дверей. Архитектурные сооружения отличала живописность цветовых решений, силуэтность форм. В оформление фасадов жилищ и общественных зданий включались растительные орнаменты, витражи, керамические панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо. Виртуозное владение разнообразными декоративными средствами стало характерной приметой времени.
Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Это проявилось прежде всего в творчестве гениального Антони Гауди. Зодчих вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.

Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался он и в Америке. Наиболее широкое распространение он получил во Франции, Бельгии и Голландии. Главными центрами архитектуры модерна стали Париж и Брюссель, Вена и Прага; в Германии - Мюнхен и Дармштадт, в Испании - Барселона, в Италии - Турин, а в России - Москва. В этих городах он представлен главным образом в архитектуре городских особняков для состоятельных заказчиков, в дорогих многоквартирных зданиях, загородных виллах и дачах. Хотя в этом стиле сооружались и общественные здания (например, Ярославский вокзал в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля).
Вычурность и театральность модерна, чуждая рациональной природе строительства, не способствовала закреплению его в архитектуре на долгое время. Но завершив творческие поиски и продемонстрировав новые возможности в начале ХХ века, модерн оказал большое влияние на все последующее развитие архитектуры.

"Совершенным зодчим искусства модерн" называют бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 - 1947). Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную подвижность. Они, асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева, прочность камня и изящество линий металлических конструкций он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось "движение". Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проемов, балконов и эркеров.

Приверженность к природным мотивам орнаментов определила стиль многих произведений Виктора Орта.
Дом Тасселя в Люксембурге (1892 - 1893 гг.) по праву считается первым образцом "чистого модерна".


Он принес всемирную известность и славу начинающему архитектору. Вестибюль восьмигранной формы, ограниченный металлическими конструкциями, плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые линии балюстрад и несущих колонн, текучее движение гнутых линий не ограничиваются только горизонтальным направлением. С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создается впечатление движения по вертикали. Металл "оживает", превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых "растут" металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованных лестничных ограждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом разноцветные яркие стекла витражей.

Особняк Эйтвельд в Блюсселе (1895 - 1897 гг.):

Вестибюль особняка Эйтвельд:

Собственный дом - мастерская В. Орта в Брюсселе (1898 - 1990 гг.):

Дом Сольвей в Брюсселе (1895 г.):

Следующая часть будет посвящена русскому модерну и его главному представителю Ф. О. Шехтелю.
Таким образом, продолжение следует.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

В Германии - «югендштиль», в России - «модерн», но чаще всего это направление в искусстве называют «ар-нуво», то есть «новое искусство» по-французски. В живописи самый известный автор - австриец Климт, в скульптуре - француз Роден, а в архитектуре, пожалуй, испанец Гауди. Но Гауди не был пионером этого архитектурного направления. Основателем ар-нуво в архитектуре считается другой мастер.

Городские особняки архитектора Виктора Хорты
Объект ЮНЕСКО №1005. Включен во Всемирное наследие в 2000 г.
Бельгия, город Брюссель.

Фамилию Хорты иногда читают по-русски на валлонский манер: «Орта», с ударением на «а». Но в двуязычной Бельгии могли читать и «Хорта» - мне так больше нравится. В его биографии, как это часто бывает с биографиями художников, читателя ничто не будоражит. Родился в Бельгии, работал в Париже, увлекся декоративными растительными орнаментами. А в 1893 году возвел первый в мире дом в стиле «модерн» - особняк для профессора Эмиля Тасселя:

Через год в том же районе он выстроил дом для Арманда Сольве, сына богатого промышленника:

Работы Хорты определили внешний облик этого брюссельского района, который застраивался на рубеже XIX-XX веков. На карте города это кварталы к западу от авеню Луизы. Практически на каждой улице вы встретите жилые дома, магазины и рестораны, построенные в стиле «ар-нуво», который внедрил Хорта. К примеру, на улице Дефакс недалеко друг от друга можно увидеть особняки, построенные другом Хорты, архитектором Полем Ханкаром. Один он возвел для художника Рене Жансена...

А другой - для себя:

Перед тем, как переключиться на крупные общественные здания, Хорта тоже успел построить особняк для себя самого. Любители модерна стекаются к нему толпами:

Архитектура Виктора Хорты во Всемирном наследии ЮНЕСКО: http://whc.unesco.org/en/list/1005

Брюссель - мекка и медина «нового искусства». Шехтель, Валькот или Александр Иванов, возводившие московские постройки в этом стиле, вдохновлялись работами брюссельских архитекторов. Будете в Брюсселе - не забудьте, что это столица модерна. Особняки и поныне обитаемы, некоторые - принадлежат частным лицам и попасть в них затруднительно. Зато всегда можно сходить в дом-музей Хорты, который расположен в его собственном особняке, теперь ставшем государственной собственностью.

Второй объект ЮНЕСКО в Брюсселе - архитектурный ансамбль площади .

ОРТА ВИКТОР (франц. Horta) - бельгийский ба-рон (с 1932); ар-хи-тек-тор, ди-зай-нер и пе-да-гог.

В 1874-1877 годах учил-ся в АХ в Ген-те. С 1878 года ра-бо-тал в мас-тер-ской де-ко-ра-то-ра Ж. Де-бюс-со-на в Па-ри-ж е, в 1880 вер-нул-ся в Бель-гию; в 1881-1884 годах учил-ся в Ко-ро-лев-ской АХ в Брюс-се-ле. С 1884 года там же ра-бо-тал в ар-хитектурном бю-ро А. Ба-ла; под его ру-ко-во-дством уча-ст-во-вал в про-ек-ти-ро-ва-нии ком-плек-са ко-ро-лев-ских оран-же-рей в Ла-ке-не, близ Брюс-се-ля, где ос-во-ил приё-мы ра-бо-ты с ме-тал-ло-стек-лян-ны-ми кон-ст-рук-ция-ми.

Его пер-вой са-мо-сто-ятельной по-строй-кой стал «Храм че-ло-ве-че-ских стра-стей» (про-ект, 1890; 1891-1897 годы, пе-ре-стро-ен Ортой в 1909-1910 годах) в брюс-сель-ском Пар-ке 50-ле-тия - па-виль-он в клас-си-ци-стических фор-мах для по-сто-ян-но-го экс-по-ни-ро-ва-ния од-но-именного рель-е-фа Ж. Лам-бо. В 1890 году Орта от-крыл собственное бю-ро в Брюс-се-ле. С это-го мо-мен-та на-чи-на-ет-ся зре-лый пе-ри-од его твор-че-ст-ва, свя-зан-ный с ар ну-во - фран-ко-бель-гий-ской вер-си-ей сти-ля мо-дерн , од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков ко-то-ро-го стал Орта; его творческое кре-до сфор-ми-ро-ва-лось под влия-ни-ем сим-во-лиз-ма, идей Э. Ви-ол-ле-ле-Дю-ка, дви-же-ния «Ис-кус-ст-ва и ре-мёс-ла» и других.

Орта воз-вёл ре-во-лю-ци-он-ный в ар-хит. от-но-ше-нии отель Тас-сель (1893-1894 годы), счи-таю-щий-ся пер-вой по-строй-кой мо-дер-на в Ев-ро-пе: его сво-бод-ный план из раз-лич-ных по фор-ме и ве-ли-чи-не по-ме-ще-ний ор-га-ни-зо-ван во-круг ме-тал-лической ле-ст-ни-цы, а пла-сти-ка внутреннего уб-ран-ст-ва ос-но-ва-на на сво-бод-но из-ги-баю-щих-ся ли-ни-ях - сти-ли-зо-ван-ных фло-раль-ных мо-ти-вах, при-чём в ка-че-ст-ве де-ко-ра-тив-ных эле-мен-тов вы-сту-па-ют де-та-ли кон-ст-рук-ции. Эта по-строй-ка ста-ла пер-вой в се-рии брюс-сель-ских особ-ня-ков, где во-пло-ти-лись эс-те-тические прин-ци-пы но-во-го сти-ля: оте-ли Вис-син-гер (1894-1897 годы), Соль-вей (1895-1898 годы; ны-не му-зей), ван Эт-вел-де (1895-1897 годы; западное кры-ло, 1889-1900 годы; восточное кры-ло, 1900-1901 годы), собственный дом- сту-дия (1898-1901 годы, ны-не Му-зей Орта) и многие другие. Так-же он про-ек-ти-ро-вал об-щественные зда-ния, наи-бо-лее из-вест-ное - На-род-ный дом (1895-1899 годы, не сохранился), штаб-квар-ти-ра Бельгийской ра-бо-чей пар-тии, где Орта об-на-жа-ет ме-тал-лический кар-кас, поч-ти не ис-поль-зуя об-ли-цов-ку фа-са-да; зал для со-б-ра-ний в ман-сар-де зда-ния - с нер-вюр-ным пе-ре-кры-ти-ем, де-мон-ст-ри-ро-вав-шим един-ст-во кон-ст-рук-тив-ной и эс-те-тической функ-ции ме-тал-ло-кон-ст-рук-ций.

Но-ва-тор-ст-во твор-че-ст-ва Орта 1890-х годах за-клю-ча-лось как в от-ка-зе от эк-лек-тиз-ма и пря-мо-го под-ра-жа-ния сти-лям про-шло-го, так и в соз-да-нии им фор-маль-но-го ре-пер-туа-ра, ос-но-ван-но-го на ори-ги-наль-ных пла-стических ре-ше-ни-ях мо-дер-на, от-ве-чав-ших воз-мож-но-стям современных ма-те-риа-лов и тех-но-ло-гий их об-ра-бот-ки. Ра-бо-тал так-же как ди-зай-нер, соз-да-вая для сво-их по-стро-ек (в пер-вую оче-редь, особ-ня-ков) фур-ни-ту-ру, ме-бель, пред-ме-ты бы-та.

По-сле 1903 года Орта от-хо-дит от прин-ци-пов мо-дер-на, тя-го-тея к не-оклас-си-циз-му; мас-тер ос-тал-ся без-у-ча-ст-ным к иде-ям ар-хитектурного мо-дер-низ-ма, раз-ви-вав-ше-го-ся по-сле 1-й ми-ро-вой вой-ны . Позд-ние про-из-ве-де-ния Орта - пре-имущественно круп-ные об-щественные со-ору-же-ния: уни-вер-маг «Grand Bazar An-sprach» во Франк-фур-те-на-Май-не (1903, не сохранился), Дво-рец ис-кусств (1922-1928 годы) и Центральный вок-зал (в рус-ле ар де-ко; про-ект, 1910-1936 годы, строи-тель-ст-во с 1937 году; в 1946-1952 годах шло под руководством архитектора М. Брюн-фо) в Брюс-се-ле, Му-зей изящ-ных ис-кусств в Тур-не (1928) и другие. Пред-се-да-тель ме-ж-ду-народные жю-ри кон-кур-са (1925-1927 годы) на про-ект зда-ния штаб-квар-ти-ры Ли-ги На-ций в Же-не-ве.

Пре-по-да-вал в Сво-бод-ном университете Брюс-се-ля (1892-1911 годы; профессор факультета при-клад-ных на-ук), Ко-ро-лев-ской АХ в Брюс-се-ле (с 1912 года; в 1913-1916 годах ди-рек-тор; с 1925 года ди-рек-тор сек-ции изо-бра-зительных ис-кусств), Выс-шем институте изо-бра-зительных ис-кусств в Ан-твер-пе-не (при Ко-ро-лев-ской АХ; с 1919 года). Его по-сле-до-ва-те-ля-ми бы-ли Х. ван де Вел-де, П. Ан-кар и Э. Ги-мар. Ран-нее твор-че-ст-во Орта ока-за-ло влия-ние на российских ар-хи-тек-то-ров ру-бе-жа XIX-XX веков, в ча-ст-но-сти на Л.Н. Ке-ку-ше-ва. Ряд по-стро-ек Орта (оте-ли Тас-сель, Соль-вей, ван Эт-вел-де и собственный дом-сту-дия в Брюс-се-ле) вклю-че-ны в спи-сок Все-мир-но-го на-сле-дия.

Музей Виктора Орта - The Horta Museum, Musee Horta, Hortamuseum . Виктор Орта - "брюссельский Гауди ", видный архитектор, крупнейший представитель бельгийского модерна, один из создателей этого архитектурного стиля. Особняк (и одновременно ателье) Орта (Maison and Atelier Horta ), построенный им в 1898 - 1901 годах, теперь известен как Музей Орта . Здание музея и еще три городских особняка созданных Ортом в Брюсселе были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году.

В конце XIX века в брюсселе "правила бал" франкоязычная община, и большинство строений XIX-XX веков были выполнены во французском стиле. Виктор Орта (1861-1947) хотя и обучался в Бельгийской Академии искусств в Брюсселе, в юности уезжал в Париж, работал декоратором, изучал на практике прикладные технологии и ремесла. И много чего почерпнул от французов... Впрочем, отказ от симметрии, использование гнутых линий и растительный орнамент Орта заимствовал у японцев и применял восточные силуэты в конструкциях из железа, отвечающих современным нуждам. Получилось нечто новое - и Орта считают одним из основоположников «нового стиля» - модерна или арт нуво. Творчество Орта навсегда изменило лицо бельгийской столицы, затронув частные дома (с их изогнутыми линиями и широкими окнами), торговые здания, такие, как универмаг Инновасьон, и здания общественного назначения. Четыре городских особняка созданных им в Брюсселе были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году: дом Тасселя (Hotel Tassel) , Музей Орта (Horta Museum) , дом Сольвей (Hotel Solvay) , дом Ван Этвельде (Hotel van Eetvelde) . В этом смысле Орта для Брюсселя - как Гауди для Барселоны ... В этом доме (Maison and Atelier Horta) Виктор Орта жил и работал до 1919 года. В 1991 дом был восстановлен. Одна из главных новаций Орта здесь - строительство комнат вокруг главного центрального холла, а также создание стеклянного потолка, попадающий через который свет создает естественную иллюминацию. Архитектор был также прекрасным дизайнером интерьеров, умел комбинировать стили и материалы, продумывая каждую деталь. Внутреннее убранство здания, включая украшения из стекла и металла, несет на себе отпечаток неповторимого стиля архитектора. Среди экспонатов - многочисленные предметы, принадлежавшие архитектору, разработанные им объекты и документы, служащие отличной иллюстрацией жизни и творчества великого мастера. Открыт со вторника по воскресенье с 14:00 до 17:30. Музей не работает по понедельникам, 1 января, в пасхальное воскресенье, 1 мая, в день вознесения, 21 июля, 15 августа, 1 и 11 ноября, 25 декабря. Кассы прекращают работу за 30 минут до закрытия. Вход - 8 Евро.

Rue Americaine 25

Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала. Первые самостоятельные работы – три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

Брюссель в 1880–1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Сам Орта подчеркивал важность его контактов с художниками в процессе разработки новой архитектурной стилистики.

Не случайно поэтому, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, начавшее линию «ар нуво» в архитектуре модерна – особняк Тасселя в Брюсселе. Этот дом был первым на континенте действительно смелым по архитектурному решению зданием. Законченный в 1893 году, когда еще не существовало никаких признаков новой европейской архитектуры, дом Орты знаменует поворотный момент в развитии архитектуры жилища.

Дом по улице де Турин стоит в окружении рядовой жилой застройки Брюсселя. Так как он должен был соответствовать условиям, обязательным для других домов, то его размеры были такие же, как и у окружающих зданий. Фасад его имеет протяженность всего семь метров. План здания, разработанный исходя из этих заранее заданных соотношений, был решен совершенно оригинально.

В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Разница в уровне – лишь один из способов, которые Орта применил, чтобы придать гибкость планировке нижнего этажа. Он сделал полым массивный корпус дома, введя световые шахты, которые служили новыми необычными источниками освещения при таком узком фасаде. Фотографии не могут передать поразительных соотношений, которые существуют между этими расположенными на различных уровнях помещениями.

Домом Орты восхищались по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических стилей. Пять лет спустя после того, как дом был построен, Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Ортой.

«Сейчас, в 1898 году, в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов – Виктор Орта… Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома г. Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Дом очень прост и логичен. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».