Солнце, растения и мы с вами. Солнце, растения и мы с вами (3 класс) Солнце растения и мы с вами окружающий

Тема: Солнце, растения и мы с вами.3 класс.

Цели деятельности учителя :

о бучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

р азвивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.

в оспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование : тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); кроссворд «Растения», вычерченный на плакате; учебник; жетоны для рефлексии учащихся.

Ход урока

Охранять растения – значит
заботиться обо всем живом.

I. Организация начала урока.

Я рада этой новой встрече, Мы сегодня снова будем наблюдать,

Мне с вами интересно, друзья! Делать выводы и рассуждать,

Интересные ваши ответы А чтобы урок пошел каждому впрок,

С удовольствием слушаю я. Активно в работу включайся, дружок!

II. Повторение изученного материала: тестовый контроль.

о тветьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

1. Почва – это…

о) верхний плодородный слой земли;

в) полезное ископаемое;

м) песок и глина.

2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

б) сыпучесть;

к) темный цвет;

т) плодородие;

у) водонепроницаемость.

3. Почва состоит:

ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей .

4. Ботаника – это…

е) наука о животных;

и) наука о растениях;

ю) наука о грибах.

5. Из почвы растения получают:

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

6. Ученые выделяют… групп растений:

к) 4;

ц) 6;

н) 5.

7. К растениям не относятся:

и) кустарники;

е) деревья;

о) воздух;

я) травы.

Самопроверка.

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично»

III. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на 2 группы (Солнце неживая природа; растения, человек-живая природа)

Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

п рочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)

Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме:

Солнце Растения Человек

–– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Ребята, вы вправе можете называться учеными-ботаниками, так как умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения, как происходит процесс дыхания.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Объяснение учителя.

п ри объяснении материала учитель моделирует на магнитной доске схему:

Дыхание растений

Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

Физкультминутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

2. Питание растений.

Беседа:

Вы теперь знаете, как дышат растения.

О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.) Нет, в почве этих веществ нет, а в растениях они есть… д аже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная кухня только на свету!

Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

Диск «Мир природы» (Живая и неживая природа)

(На зкране провести наблюдение: одно растение –на свету, другое- под

колпаком.)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Рассказ учителя сопровождается синхронным моделированием схемы:

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

Откройте учебник (с. 74). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказ учителя.

Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

Работа со схемой на доске.

Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)

V . Работа в тетради.

V I . Закрепление изученного материала.

Разгадаем кроссворд (слово «растения» прописано).

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? ( п итание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? ( с вет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? ( у глекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? ( д ыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? ( к ислород.)

V II. Рефлексия

    Моделирование

На основе схем изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Клейте на дерево красные шарики-кислород, шарики белого цвета-углекислый газ, желтый цвет-крахмал и сахар.

VI. и тог урока.

Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся.)

Мне невольно вспоминаются следующие слова:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

Домашнее задание: по желанию придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения; выполнить рисунок на заданную тему.

ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1»

«Солнце, растения

и мы с вами»

Подготовила

Левченко М.В.

г. Новочеркасск

Цель занятия : сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.

Задачи:

Обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;

Развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;

Воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям..

Ход занятия:

I . Организационный момент

1. Психологический настрой.

Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами.

Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь.

Начинается урок.

Он пойдёт вам, дети, впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Мы начинаем урок окружающего мира.

II . Актуализация знаний

1.Минутка синоптика

2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Как называется наука о растениях?

Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

Перечислите, какие вы знаете группы растений?

3.Игра «Классификация растений»

У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.

Назовите основные признаки отличия каждой группы.

Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?

4.Игра « Найди лишнее название»

ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА

СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР

ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК

- Молодцы! Хорошо справились с работой!

III. Сообщение темы и цели занятия.

1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

– Прочитайте, эпиграф к уроку.

(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

2.Мотивация учебной деятельности

Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.

Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)

Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.

СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК

– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)

Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

растение солнце

Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

Как связаны между собой солнце, растения и человек?

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека

3.Деятельностный подход

Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…

А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?

IV. Работа по теме.

1.Беседа и рассказ воспитателя.

Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.

а) Дыхание растений.

-Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».

Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?

Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?(процесс называется дыханием.)

б) Питание растений

-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)

-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

Как же растения питаются?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».

Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

Но запомните : работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?

Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76

2. Работа с книгой на с. 76. Чтение вслух.

Воспитатель(после чтения) : так ответим на вопросы:

Какую тайну разгадали ученые?

Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)

Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

А какое еще одно открытие сделали ученые?

(Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)

Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?

Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?

Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.

Давайте ещё раз повторим.

С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)

Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем)

Правильно, и параллельно с дыханием.

А дыхание?

А дыхание постоянно.

3. Физкультминутка.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

4.Работа с моделями (Дети работают на доске).

Попробуем эти процессы смоделировать.

Первое. Как растения дышат?

Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»

Чем они отличаются?

При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

5.Страничка для любознательных

Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)

Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?

Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.

(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.)

Вывод:

- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Леса приносят огромную пользу человечеству!

V . Закрепление изученного материала.

1.Проверка полученных знаний. (Цифровой диктант в тетрадях)

А теперь давайте закрепим наши знания.

1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?
а) кислород;

б) углекислый газ;

2.Что растение выделяет при дыхании?
а) кислород;

б) углекислый газ;

3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?
а) вода;

б) солнечный свет;

4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?
а) вода;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?
а) вода;

б) кислород;

в) углекислый газ.

ПРОВЕРКА

VI . Подведение итогов.

Вы сегодня молодцы, хорошо работали.

А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.

1.СКАЗКА (слушаем)

О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?

Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)

Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)

Для чего они нужны клеткам?(для роста растений)

Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)

2.Вывод

- Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?

Мы ее разгадали?

Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)

Как растения дышат?

Как растение питается?

Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)

VII . Рефлексия.

Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

VIII . Заключение.

Я благодарю вас за работу на занятии.

Выставление отметок с комментированием.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Маринка (ходит по лесу и удивляется)

Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?

Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?

(села девочка отдохнуть под старым дубом)

Что- то я устала, сяду и немного отдохну.

Интересно, почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?

Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?

НУ, если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.

А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

А вот и нет. Я знаю - дерево кормят корни.

Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук -даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.

Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.

Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...

Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

Задачи:

рассмотреть связь солнца, растений и людей;

познакомить, как дышат и питаются растения;

показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Предметные результаты

Научатся

Устанавливать связь солнца, растений и людей;

Рассказывать о дыхании и питании растений;

Показывать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, как дышат и питаются растения. Как обнаруживать взаимосвязи между нежи-вой природой, растениями и человеком,

Вспомни, что поглощают растения из почвы

Растения — живые существа, значит, они ды-шат и питаются. Дышат растения так: из возду-ха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как расте-ния питаются?

Изучение нового материала

Тайна растений

Вы знаете, что своими корнями растения вса-сывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения по-лучают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну, но сейчас она раскрыта.

Выяснилось, что листья растений — это удиви-тельные «повара», которые из частиц воды и уг-лекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету!

Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа

Когда учёные разгадали тайну питания расте-ний, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это дела-ют только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами обра-зуется... кислород! Растения выделяют его в воз-дух. Если бы на Земле не росли растения, в воз-духе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!

Как видишь, нужно очень бережно относиться ко всем растениям. Ведь если бы не было их, не было бы и нас.

Осмысление и понимание полученных знаний

1 .Рассмотрите схемы . Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыха-ния и питания растений. Свой ответ обсудите в классе.

2.На основе схем учебника изготовьте моде-ли, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости ис-правьте ошибки, перемещая детали моделей.

3.Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Поче-му так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени? Попросите учителя проверить вас.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Как дышат растения? 2. Как питаются рас-тения? 3. Как связаны между собой Солнце, растения и люди? 4. Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

Вывод. В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Поэтому охранять растения — значит заботиться обо всём живом

Домашнее задание

1.Составь схему, которая показывает, что да-ют растения животным и человеку.

2.Напишите от имени своей семьи благодар-ственное письмо растениям за их вклад в под-держание жизни на Земле. Постарайтесь краси-во оформить его. Приготовьтесь торжественно зачитать письмо на следующем уроке.

Органы дыхания у растений Устьица

Дыхание лесов -

МБОУ - Займищенская СОШ

им. Ф.Г. Светика

г. Клинцы Брянской области

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

УМК «Школа России»

Бондаренко Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

2014год

Урок 15. Солнце, растения и мы с вами

Цели деятельности учителя :

о бучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

р азвивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.

в оспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование : тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); Рабочие тетради; учебник; смайлики для рефлексии учащихся.

Сценарий урока

Охранять растения – значит
заботиться обо всем живом.

I. Организация начала урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Повторение изученного материала: тестовый контроль.

о тветьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

1-й уровень сложности

1. Почва – это…

о) верхний плодородный слой земли;

в) полезное ископаемое;

м) песок и глина.

2-й уровень сложности

1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется…

н) перегной;

м) почва;

ж) полезное ископаемое.

2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

б) сыпучесть;

к) темный цвет;

т) плодородие;

у) водонепроницаемость.

2. Найди основное свойство почвы:

х) цвет;

г) сыпучесть;

о) плодородие;

я) непрозрачность.

3. Почва состоит:

ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей .

3. Состав почвы:

х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве;

л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли;

н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве.

4. Ботаника – это…

е) наука о животных;

и) наука о растениях;

ю) наука о грибах.

4. Наука о растениях называется…

а) астрономия;

е) зоология;

о) ботаника.

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

5. Из почвы растения получают:

т) перегной, песок, глину;

д) воздух, воду, соли;

б) остатки растений и животных.

6. Ученые выделяют… групп растений:

к) 4;

ц) 6;

н) 5.

6. Ученые выделяют следующие группы растений:

у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения;

е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;

и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли.

7. К растениям не относятся:

и) кустарники;

е) деревья;

о) воздух;

я) травы.

7. Листья хвойных растений называются...

щ) пластинки;

ш) иголки;

ц) хвоинки;

ч) лепестки.

Самопроверка.

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» или «молодец».

2. Зачитываю "Письмо зелёному другу"

Ответы детей. Творческое задание, выполненное уч-ся дома.

У доски 4 ученика.

Обобщение ответов ребят.

Мы с вами постоянно совершаем экскурсии в школьный сад и вокруг школы, наблюдаем, какие изменения происходят с растениями, беседуем с ними, выберем дерево и будем за ним ухаживать. Мы с вами подкармливаем птиц зимой, заботимся о чистоте вокруг, участвуя в субботниках, а теперь ещё больше будем бережно относиться к природе, ухаживая за маленькими деревцами.

III. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

Отгадывание загадок:

    Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

    Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать,

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд 1.

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 2 .

Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

п рочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)

Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме:

Солнце Растения Человек

Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися Слайд 3.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?.

Ответы детей.

    Что было на завтрак у вас сегодня?

    А что ели ваши питомцы: кошки, собачки?

    Чем «позавтракали» сегодня комнатные растения?

Ответы детей.

Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

– Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Выступление учащихся с сообщениями.

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие вопросы:

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух».

Выступление ученика по итогам проведения опыта с растениями:

- Мы взяли два растения и провели с ними следующие опыты:

1. Одно росло на подоконник, мы его поливали.

2. А другое поставили в тёмный шкаф, поливая его.

Вывод: Что же мы увидели через некоторое время? Показ растений

Первое - живое и продолжает расти на окне. А второе - у него листочки изменили окраску. Стали бледно - зелёного цвета и сам цветок выглядит вялым. Что же повлияло на его рост? Почему оно изменилось? Чем дышит и чем питается? Это я бы хотел сегодня узнать на уроке?

Ребята, вы вправе можете называться учеными-ботаниками, так как умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения, как происходит процесс дыхания.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Объяснение учителя.

п ри объяснении материала учитель моделирует на экране

схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 6.

Дыхание растений

Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Беседа:

Вы теперь знаете, как дышат растения.

О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

Видеофильм - просмотр .

Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.)

Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы требуется свет?)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 7.

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Слайд 17.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

Откройте учебник (с. 74). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказ ученика:

Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого- биолога» стр. 74.

Слайд 9.

Физкультминутка Слайд 12.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Самостоятельная работа уч-ся. Слайд 13.

Работа со схемами в Рабочей тетради.

Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.) Проверь себя. Слайд 15-16.

V. Закрепление изученного материала.

Закрепление. 1. Дополните названия газов в таблицы. Слайд 18.

2. Указать стрелками правильный ответ. Слайд 19.

1.* Процесс, при котором растение

поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

2. * Процесс, при котором растение

поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание. Слайд 19.

Вывод – чтение с доски. Слайд 20.

Творческая работа в группах.

1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3 ряд – составление лозунгов об охране природы

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик : Необходимо бережно относиться ко всем растениям.

Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

VI. и тог урока.

Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся.)

Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 21.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

Домашнее задание: учебник, с. 74–77; по желанию: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения; выполнить рисунок на заданную тему.

Рефлексия. Покажите смайликом настроение, которое соответствует атмосфере на сегодняшнем уроке. Слайд 22.

Заключение.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

На память я хочу подарить вам изображение солнышка.

Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Дополнительно:

Разгадаем кроссворд (слово «растения» прописано).

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? ( п итание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? ( с вет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? ( у глекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? ( д ыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? ( к ислород.)

Лецких Л.А. учитель начальных классов, МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Солнце, растения и мы с вами». УМК «Школа России» Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я: Обучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли. Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий. Воспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле. Оборудование: тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); кроссворд «Растения», вычерченный на плакате; учебник; жетоны для рефлексии учащихся. С ц е н а р и й у р о к а Охранять растения – значит заботиться обо всем живом. I. Организация начала урока. Я рада этой новой встрече, Мы сегодня снова будем наблюдать, Мне с вами интересно, друзья! Делать выводы и рассуждать, Интересные ваши ответы А чтобы урок пошел каждому впрок, С удовольствием слушаю я. Активно в работу включайся, дружок! II. Повторение изученного материала: тестовый контроль. – Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов. 1­й у р о в е н ь сложности 1. Почва – это… о) верхний плодородный слой земли; в) полезное ископаемое; м) песок и глина. 2. Главное свойство почвы, 2­й у р о в е н ь сложности 1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется… н) перегной; м) почва; ж) полезное ископаемое. 2. Найди основное свойство

отличающее ее от горной породы: б) сыпучесть; к) темный цвет; т) плодородие; у) водонепроницаемость. 3. Почва состоит: ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. 4. Ботаника – это… е) наука о животных; и) наука о растениях; ю) наука о грибах. 5. Из почвы растения получают: т) остатки растений и животных; р) перегной, песок, глину; ч) воздух, воду, соли. 6. Ученые выделяют… групп растений: к) 4; ц) 6; н) 5. почвы: х) цвет; г) сыпучесть; о) плодородие; я) непрозрачность. 3. Состав почвы: х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве; л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве. 4. Наука о растениях называется… а) астрономия; е) зоология; о) ботаника. 5. Из почвы растения получают: т) перегной, песок, глину; д) воздух, воду, соли; б) остатки растений и животных. 6. Ученые выделяют следующие группы растений: у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения; е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения; и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли. 7. К растениям не 7. Листья хвойных растений

относятся: и) кустарники; е) деревья; о) воздух; я) травы. называются... щ) пластинки; ш) иголки; ц) хвоинки; ч) лепестки. Самопроверка. – У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» или «молодец». III. Сообщение темы и цели урока. – Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) – Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.) – Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…) – В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз. – Прочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».) – Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме: Солнце  Растения  Человек – Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему. – Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).) – Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.) – Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?) – Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…) – Ребята, вы вправе можете называться учеными­ботаниками, так как умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения, как происходит процесс дыхания. IV. Изучение нового материала. 1. Дыхание растений.

Объяснение учителя. При объяснении материала учитель моделирует на магнитной доске схему:

Дыхание растений – Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ. – Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.) Физкультминутка И их всех лучики согрели. Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ножками топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали! Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, 2. Питание растений. Беседа: – Вы теперь знаете, как дышат растения. – О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.) – Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.) – Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.) Нет, в почве этих веществ нет, а в растениях они есть… Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная кухня только на свету!

– Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?) – Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Рассказ учителя сопровождается синхронным моделированием схемы: 3. Почему люди и животные не могут жить без растений? Работа с учебником. – Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.) – Откройте учебник (с. 74). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мне­ния, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений? Рассказ учителя. – Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами. Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

– Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.) Работа со схемой на доске. – Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.) V. Закрепление изученного материала. – Разгадаем кроссворд (слово «растения» прописано). 1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности это происходит? (Питание.) растений 2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Свет.) 3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.) 4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.) 5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.) VI. Итог урока. – Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (Ответы учащихся.) – Мне невольно вспоминаются следующие слова: Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял – и завял, А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.) – Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе. учебник, Домашнее задание: с. 74–77; по желанию: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения; выполнить рисунок на заданную тему.