Энциклопедия кольера. Катехизис - что это? Православный Катехизис. Католический Катехизис Катехизис автор

Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».

Действительно, слово κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.

Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

Ведь κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.

Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется . Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.

Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).

Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.

В любой религии есть определенный сборник руководств, с помощью которого каждый человек, как служитель храма, так и прихожанин, может ознакомиться с тонкостями вероисповедания. В вопросе о христианстве роль данного пособия играет катехизис. Что это такое? Когда он появился в стенах церквей? Кто его придумал?

Опираясь на Википедию, скажем, что катехизис – это вероисповедный документ официального уровня в рамках какой-либо конфессии. Иными словами, это книга, в которой оглашены все правила по принятию религии и дальнейшей вере в Бога.

Обычно наставления и правила изложены в виде вопросов и ответов, которые чаще всего задают прихожане.

Определение катехизиса как таковое не является догматическим ни для одной христианской церкви.

Ни в католичестве, ни в протестантстве, ни в православии им не пользуются как четким наставлением по праведному пути, лишь используют как документ вспомогательный, который позволяет вновь прибывшим прихожанам и детям ознакомиться с азами веры, понять, что из себя представляет Бог и религия, и постичь простейшие истины, связанные с вероисповеданием.

Интересно знать! Существуют детские катехизисы. Что это такое? Тот же самый свод вопросов о вере и ответов на них, только в более упрощенной и даже игривой форме, чтобы дети прихожан смогли наиболее точно ознакомиться с основами религии и понять суть всего происходящего в мире.

История создания

Впервые о создании такого пособия в православном мире заговорили в первой половине 19 столетия. Именно в то время население, включая крепостных крестьян, стало более образованным, уже куда большее количество людей научилось читать. Это послужило причиной создания письменного религиозного руководства на тему веры, которое помогло бы каждому постичь таинство причастия.

В основе православия на тот момент лежало два подобных документа – руководства митрополитов Платона и Петра Могилы. Однако власть и духовенство раскритиковали первый потому, что имел ярко выраженный протестантский настрой, а второй – из-за явной католической направленности.

Было принято решение создать новый подобный документ, который вместил бы в себя все истины, по которым православный народ проживал ранее, а также обратиться к греческим первоисточникам, в которых христианская догматика изложена в чистом виде.

Так что православный катехизис – это наставление, состоящее из «сливок» нашей религии. Создание сего документа было инициировано в 1822 году.

Год спустя митрополит Филарет (именно ему доверили написание столь важной книги) показал результат своей работы. Он получил название «Пространный катехизис» и состоял из трех частей: о Вере, о Надежде, о Любви.

В нем была также отображена структура «вопрос-ответ» и сохранены все догмы, взятые из греческих первоисточников.

Следует отметить, что в справочнике Филарета есть множество выделений текста жирным шрифтом. Митрополит сам выбирал важные моменты в работе и таким образом подчеркивал их.

Полезное видео: опрос жителей столицы о том, что такое катехизис

Дальнейшая судьба катехизиса

Имперская власть была не полностью удовлетворена работой митрополита, поэтому к 1824 году, уже руками иных церковнослужителей, были созданы и выпущены новые катехизисы (свыше четырех). В них были устранены «ошибки» первого издания, а также включены новые факторы.

Обратите внимание! Первый катехизис, который получил название «пространный», нередко именуется не «православный», а «христианский». Все потому, что рассчитан он «на весь мир», то есть не ограничивается лишь православной конфессией. Скорее всего, именно этот факт и смутил императора, из-за чего данный свод правил был неоднократно переписан впоследствии.

Знаменательно также то, что такое явление, как катехизис, заявило о себе в самый разгар критики деятельности РБО и многих священников-переводчиков, которые перекладывали древние тексты на русский язык.

Понятно, что это осуществлялось с целью образовать в религиозном смысле все слои населения, включая крепостных крестьян. Они бы смогли читать и изучать азы религии на родном и привычном языке.

Но вот такие церковные деятели, а точнее критик А.С. Шишков и архимандрит Фотий открыто заявили, что тот, кто написал сам катехизис, совершил акт кощунства. Нельзя, мол, священные тексты обращать в народный, светский язык, так как это служит причиной не только неуважения к церкви, но и утери первоначального смысла.

Относительно катехизиса Филарета, составленного в 1823 году, было принято следующее решение. Документ подвергся критике и был сильно сокращен. Появился так называемый «Краткий катехизис», издание которого даже не удостоилось царской печати.

Эта книга была предназначена для детей и малообразованных личностей. Наряду с ней вышло еще несколько вариантов пособий, но в каждом из них также наблюдались расхождения с истиной.

Позднее Шишков и Фотий также начали заявлять, мол, текст первого, Пространного документа плох не только тем, что написан на русском языке, но и своей фактической недостоверностью.

Однако данное замечание уже не было воспринято всерьез, так как Филарет, работая над данным религиозным руководством, делал крайне точные переводы.

Полезное видео: о книге «Православный катехизис»

О чем поведает катехизис?

Наверное, вам стало интересно, что из себя представляет текст самого катехизиса и что ценного в нем содержится. Кратко расскажем о содержании этого свода направлений и рекомендаций, чтобы каждый мог точно знать, о чем и почему были эти извечные споры.

По традиции, первый раздел указывает читателю на основы христианской веры, ее столпы и азы, на которых она держится. Наряду с этим представлена позиция Русской церкви относительно всего Божественного и духовного в нашем мире.

Второй раздел катехизиса наполнен истинами о трех главных христианских добродетелях: о Вере, о Надежде, о Любви.

  • В части о Вере дает подробное понятие Никео-Цареградского Символа. Для более удобного рассмотрения его разделили на 12 составляющих. После представлено семь таинств христианства.
  • Вторая часть – о Надежде, главным образом повествует о мотивах и смысле бытия в рамках религии. Подробно и с множество пояснений рассматривается такое положение, как «Отче Наш». Следом идет четкое пояснение всем 10 заповедям о блаженстве.
  • Третий раздел – о Любви, дает подробное разъяснение 10 Божьим Заповедям. Первые четыре из них были высечены Господом на первой скрижали. Они дают наставление относительно любви простого человека к Всевышнему. Оставшиеся шесть заповедей позволяют людям понять и принять любовь к ближнему к своему как к себе самому. Также в этой части кратко описанные основные грехи с точки зрения христианства и возможные пути их отпущения.

Отметим, что читая этот текст, каждый прихожанин, который только начинает знакомиться с религией, может без лишних вопросов и проблем все понять и постичь.

Эта книга выступает в роли вступления перед прочтением куда более громоздкой и серьезной литературы, например, Библии.

О том, что это простая и доступная литература, знают даже дети, которые знакомы со специальными изданиями, написанными в упрощенной форме.

Интересно знать! И тот, кто написал первый в мире катехизис, и те митрополиты, которые в дальнейшем занимались его реструктуризацией, использовали так называемые «архаические» термины и слова. Для примера, словосочетание «в каком смысле» будет звучать как «в каком разуме».

Католический вариант

Пришло время узнать, что это такое – катехизис католической церкви и чем он отличается от нашего, православного.

Несмотря на то, что письменные руководства, многочисленные книги, документы и акты, касающиеся непосредственно католицизма, всегда были в избытке, своего свода правил католики длительное время заиметь не могли.

Окончательно сформировался и был впервые опубликован такой документ католической церкви в 1985 году на одном из советов. Утвержден он был Папой Иоанном Павлом Вторым в 1992 году.

Данный сборник сводов и правил относительно католического вероисповедания имеет много общего с православным или общехристианским. Он также составлен в структуре «вопрос-ответ» и поделен на определенные главы. В первой из них идет речь о Символе Веры. То есть обо всех азах и основах, на которых христианство и католицизм были построены.

Вторая глава посвящена таинству этой веры, ее особенностям. В третьей главе прихожан учат жизни в вере, то есть Заповеди. О том, как нужно действовать в рамках бытия, что дозволено, а что под запретом. Ну и четвертый раздел посвящен молитве – «Отче Наш», ее детальному разбору и сути.

Полезное видео: новый православный катехизис


Определение катехизиса, как оказалось, не может быть однозначным. Это одновременно и четкий свод правил, который должен оставаться незыблемым для каждого прихожанина, и некое вступление в религиозную науку, и таинство причастия, раскрывающее все карты христианства.

Изучить катехизис и придерживаться основ православной веры– значит быть праведным, всесторонне развитым и Богу угодным мирянином.

Вконтакте

  • Катихизис свящ. Борис Левшенко
  • свящ. Максим Козлов
  • свт.
  • свт.
  • еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  • прот. Николай Вознесенский
  • прот.
  • Что такое «Катехизис» митр. Волоколамский Иларион
  • Введение в православное богословие сост. еп. Артемий (Кищенко)
  • мч. Ник. Варжанский
  • Мария Дикарева
  • игум. Силуан (Туманов)
  • свящ. Александр Богдан
  • прот. Кирилл Фотиев
  • Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) - краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

    В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

    В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что полагает необходимым основанием веры каждого человека.

    В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

    Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. , свт. , блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной - необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

    В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

    В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

    Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI - первой трети XVII века.

    После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый - это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита , и второй - «Катехизис пространный христианский» московского митрополита . Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

    В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

    В XX веке появилось большое количество авторских катехизисов: митр. , еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), свт. и др.

    В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).

    КАТЕХИЗИС
    КАТЕХИЗИС (от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение и приобщиться Св. Даров в таинстве евхаристии следовало получить представление о смысле этих таинств. Кроме того, предполагалось ознакомление с Апостольским (на Западе) или другим символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с Молитвой Господней ("Отче наш") как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В эпоху Средневековья создавались многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, например, составленные Алкуином (авторство которого спорно), Ноткером Заикой, Гонорием Отенским и Гуго Сен-Викторским. Впервые подобный учебник был облечен в форму вопросов и ответов Бруно Вюрцбургским (ум. 1045). В 1273 Фома Аквинский произнес три цикла блестящих проповедей на итальянском языке, посвященных разъяснению символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей. Одновременно церковные власти предпринимали шаги, направленные на законодательное обоснование практики преподания катехитических наставлений. Собор в Альби (1254) обязал пастырей разъяснять символ веры во время воскресных богослужений, а Ламбетский собор (1281) определил четыре периода литургического года, когда священники должны были давать объяснения символа веры, десяти заповедей, семи таинств и других вопросов христианского вероучения. Эпоха протестантской Реформации была отмечена усилением катехитической активности. Первой книгой, получившей название "катехизиса", стал Катехизис в вопросах и ответах протестанта А.Альтхамера. Составленные Лютером Малый катехизис и Большой катехизис (оба 1528) стали, пожалуй, самыми авторитетными из когда-либо написанных катехизисов. Кальвин издал в 1541 катехизис на французском языке, а в 1545 - на латинском, однако самыми влиятельными книгами у кальвинистов стали Гейдельбергский катехизис (1562) и Вестминстерский краткий катехизис (1648). У католиков Петр Канизий опубликовал три катехизиса в период между 1555 и 1558, а Роберто Беллармино в 1598 издал своего рода пособие для учителей вероучения, однако наибольшим авторитетом пользовался Римский катехизис (1566), в котором нашли отражение реформистские идеи Тридентского собора. Тогда же был составлен православный катехизис Петра Могилы (1642). Протестанты предпочитали использовать катехизисы, созданные в эпоху Реформации (в частности, катехизисы Лютера), между тем как католики продолжали создавать новые катехизисы. В США наибольшим влиянием пользуется Балтиморский катехизис (1885). В издающемся огромными тиражами Катехизисе Католической Церкви (1994) предпринята осторожная попытка привнести в религиозное наставление идеи, выработанные современной богословской мыслью. Катехизисы в основном удерживают традиционную схему, предполагающую разъяснение Молитвы Господней, символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств. В церковной педагогике катехизисы обычно использовались как источники формул, которые детям предлагалось заучивать наизусть.

    В каждом из течений христианской религии есть книга, из которой верующие могут узнать ответы на самые распространённые вопросы богословия. Кроме того, в ней присутствуют сведения по начальному христианскому образованию до . Называется такая книга – катехизис.

    Вконтакте

    Одноклассники

    1. Что такое катехизис
      1. Спорное авторство Филарета
    2. Католический катехизис

    Что такое катехизис

    Слово «катехизис» родом из древнегреческого языка. Буквальный перевод – наставление, поучение. Ещё эту книгу называют огласительной, так как она содержит основы вероучения.

    В Википедии катехизис описывается как официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, а также как огласительное наставление, и книга, которая содержит основные положения вероучения зачастую изложенные в форме вопросов и ответов.

    Вообще, сам термин не является сугубо богословским. Из буквального перевода слова следует, что такое название можно дать любому подробному руководству, составленному в такой же манере, как указанная церковная книга.

    Так, летом 1869 г. в Женеве С.Г. Нечаевым был написан «Катехизис революционера», содержавший идеи масштабного террора против власти с огромным количеством жертв.

    Вероисповедные издания такого типа православной, католической и протестантской церкви отличаются из-за различий в толковании Священного Писания. Кроме того, отношение к этой книге в разных конфессиях также разнится.

    В католицизме и протестантизме эти издания считаются символическими книгами, но в православии их рассматривают только как руководство для верующих.

    Кроме того, само слово «катехизис» порой употребляется для названия произведений, составленных в форме вопросов и ответов либо некоего символа веры или сборника каких-то незыблемых принципов.

    Создание единого православного руководства

    В первой четверти девятнадцатого века различные версии вероисповедного издания стали очень популярны. Наибольшим спросом пользовались руководства под авторством митрополитов Петра Могилы и Платона. Но всё же церковь не соглашалась с верностью изложения основ православия в указанных изданиях.

    Для изменения сложившейся ситуации было решено издать новую версию руководства, причём привнести в неё цитаты из старых библейских книг, которые к тому времени были уже переведены на русский язык. Итогом принятых решений стал новый единый православный катехизис, работа над которым началась в 1822 году.

    Пространный катехизис митрополита Филарета

    Кто же стал автором первого православного руководства? Создание единой вероисповедной книги, отражающей основы православия, в 1822 году было возложено на одного из самых, на тот момент, образованных и профессиональных российских богословов Филарета Дроздова, который являлся митрополитом Московским и Коломенским. Текст руководства был им написан в 1823 году. Тогда же Синод одобрил её , утвердил как руководство и направил на публикацию.

    Позже катехизис Филарета много раз корректировался как самим автором, так и другими членами Синода. Труд митрополита стал настолько востребован, что переиздавался множество раз. Знаменитые теологи, среди которых митрополит Макарий, считают эту книгу символической. Работу святителя Филарета причисляют к наиболее авторитетным источникам догм учения православия, так как именно в ней максимально полно отражены основные постулаты церкви.

    Эта версия вероисповедной книги имела множество достоинств, среди которых выделялись:

    В 1824 году увидели свет сразу четыре издания книги, которые были набраны как церковнославянским шрифтом, так и гражданским. На каждый шрифт приходилось по две книги.

    В середине 1824 года впервые был издан «Краткий катехизис» . Для кого же выпускалось это издание? Сокращённый вариант руководства был предназначен, прежде всего, для детей. Впрочем, и среди взрослых было немало желающих читать именно такой вариант книги. Ведь для тех, кто почти не владел грамотой это издание было очень удобно. В нём был собран текст, который в книге Филарета выделялся крупным шрифтом, то есть был наиболее важным.

    После выпуска краткой версии руководства труд митрополита стал называться «Пространным».

    Структура вероисповедной книги

    Православный катехизис, который написал митрополит Филарет, начинается с раздела, рассказывающего читателю книги основные понятия вероучения. Кроме того, в нём описывается то, как Русская Православная Церковь трактует понятие Божественного Откровения , а также рассказывается о Священном Писании. Второй раздел состоит из трёх больших частей, каждая часть посвящена одной из основных христианских добродетелей – вере, надежде и любви.

    Первая часть называется «О Вере». В этой части приведён подробный обзор Никео-Цареградского Символа именно в православии, а также рассказ о семи таинствах христианской религии.

    Вторая часть носит название «О Надежде» и повествует об этом понятии в христианстве и разъясняет роль молитвы для верующего человека. В частности, подробно описывается возношение «Отче наш». Кроме того, в эту часть включено объяснение 10 заповедей блаженства.

    Третья часть называется «О любви» . Она рассказывает о десяти Божьих заповедях. Четыре из указанных заповедей высечены на первой и представляют собой заповеди о любви к Творцу. Шесть следующих являются законами о любви к ближнему.

    Завершается вероисповедная книга главой «Употребление учения о вере и благочестии».

    Изучая структуру издания нельзя не отметить, что тот, кто составлял его, сделал книгу удобной для изучения и восприятия. Текст написан в форме «вопрос-ответ». Кроме того, он логично переходит от введения в основы православия к объяснениям самой сути конфессии.

    Спорное авторство Филарета

    После публикации катехизиса Филарета среди православных богословов появились те, кто поставил под вопрос авторство митрополита. Это было связано с тем, что вероисповедная книга много раз кардинально редактировалась.

    Кроме того, в составление вероисповедного документа внёс свою лепту обер-прокурор Священного Синода, являвшийся светским лицом. Считается, что из-за этого факта в книге упомянуты не все символы веры, а также в ней присутствует описание влияние инославного богословия. Есть мнение, что по указанным причинам катехизис Филарета не может считаться непоколебимой догмой православной веры.

    Вероисповедная книга в современной РПЦ

    Впервые идея о создании современного катехизиса была озвучена в 2008 году на Архиерейском Соборе. Спустя год Священный Синод дал поручение Синодальной богословской комиссии, позже переименованной в Синодальную библейско-богословскую комиссию, сокращённо СББК, начать работу над современным катехизисом Русской Православной Церкви . Главой группы, занявшейся этой работой, стал митрополит Илларион (Алфеев).

    К работе над текстом были привлечены ведущие богословы РПЦ, в том числе члены СББК, профессора духовных академий, а также специалисты богословской науки.

    Первая версия указанного труда была закончена в январе 2016 года. 29 января 2016 года состоялось заседание полного состава СББК, где проект был единогласно принят. После этого книга была представлена членам Архиерейского Собора РПЦ, проходившего 2 и 3 февраля 2016 года. Там было решено направить проект издания постоянным членам Священного Синода, а также первоиерарху Русской Зарубежной Православной Церкви, кроме того, ведущим духовным школам и руководителям учреждений при Священном Синоде, архиереям некоторых епархий для рецензирования.

    На основании отзывов , полученных во время рецензирования, проект был обновлён, и в июле 2017 года новая версия катехизиса Русской Православной Церкви была вынесена на общецерковное обсуждение.

    Структура современного вероисповедного издания выглядит следующим образом:

    Предисловие

    I. Основы православного вероучения

    II. Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви

    III. Основы православного нравственного учения

    IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

    V. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

    VI. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

    Католический катехизис

    Вероисповедный документ Римской Католической Церкви является логичным и понятным изложением католической веры.

    Кто написал католический катехизис? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Книга была написана Комиссией Синода Епископов по решению того же Синода, который состоялся в 1985 году. 25 июня 1992 года издание было утверждено Папой Римским Иоанном Павлом II в его послании «Laetamur magnopere» . Катехизис Католической церкви обнародовали 11 октября 1992 года посредством апостольской конституции, названной «Fidei depositum».

    Книга написана на латыни и представляет собой 2865 статей, которые связаны между собой перекрёстными ссылками. Существуют переводы оригинального документа на разных языках, в том числе на русском. Это позволяет всем, кто исповедует католицизм либо интересуется этой конфессией, читать вероисповедный документ без услуг переводчиков.

    В предисловии к изданию указано, что оно предназначается прежде всего для катехизаторов, то есть для людей, обучающих вере.

    Структура документа состоит из четырёх основ, таких как:

    • Символ веры – исповедание веры, которая получена при крещении;
    • Заповеди о таинствах веры;
    • Заповеди о жизни в вере;
    • – молитва верующего.

    На титульном листе и обложке книги находится эмблема, которая представляет собой элемент надгробия христиан, обнаруженный в римских катакомбах Домитиллы и датируемый III веком.

    Образ доброго пастыря, сидящего под деревом, с овцой у ног и держащего в руках свирель и жезл изначально был языческим. Но христиане позаимствовали этот образ , придав ему христианский смысл, и стали использовать как символ тех счастья и покоя, которые находит душа усопшего в вечной жизни.

    Буквально образ показывает главный смысл книги:

    • добрый пастырь – Христос, ведущий за собой и охраняющий верующих в него;
    • овца – верующие католики;
    • жезл – власть Господа;
    • свирель – мелодичная симфония истины, которая влечёт людей к вере;
    • древо жизни, дающее отдых верующим – Креста искупивший грехи людей и открывающий ворота в рай.

    Катехизис - это введение в христианские конфессии , такие как католицизм, православие и протестантизм. Человек, который решил больше узнать о своей религии или просто интересуется этой темой, сможет почерпнуть ответы на все интересующие его вопросы о вероисповедании, если вдумчиво и внимательно прочтёт такую книгу. Ведь из священного текста давно известно – кто ищет, тот всегда найдёт.