Малоизвестные и экзотические виды смертной казни. Почему «Казнь через повешение» считалась позорной

За всё время существования человеческой цивилизации люди постоянно придумывали самые разные способы умерщвления себе подобных. В Европе большую популярность приобрела смертная казнь удушением. В этом случае смерть наступала в результате перелома позвоночника у самого основания черепа: разрывался спинномозговой столб, что приводило к парализации тела. Также наступали асфиксия, и прекращалось кровоснабжение мозга в результате разрыва ярёмных вен.

Палачи обычно размещали узел верёвки за левым ухом жертвы, что способствовало мгновенному разрыву основных кровеносных сосудов, снабжающих мозг кровью. Поэтому повешенные всегда висели с головами, склоненными к правому плечу.

Умерщвление подобным образом считалось эффективным, но имело свои нюансы и подводные камни. Большое значение уделялось толщине верёвки. Толстая затягивалась плохо, особенно это касалось висельников с маленьким весом. А тонкая верёвка могла просто порваться. Если такое случалось, то приговорённого к казни уже повторно не вешали и сохраняли ему жизнь. Поэтому палачи иногда вмешивались в процесс удушения. Они либо поддерживали приговорённых за ноги, либо забирались им на плечи. Всё это, конечно, добавляло казни зрелищности, но иногда выглядело комично и вызывало в толпе зевак противоречивые чувства.

С середины XVI века стали проводить медицинское освидетельствование трупов, чтобы убедиться на все 100%, что казнённые мертвы. Начало этому положили в Англии. В результате этого выяснилось, что самая высокая вероятность быстрой смерти наблюдается тогда, когда висельники падают с некоторый высоты. А вот когда из-под ног, приговорённых выбивают опору, то умирают они дольше и мучительнее.

Поэтому палачи, в целях гуманности, стали практиковать смертную казнь с удушением, сталкивая висельников с определённой высоты. Тело падало вниз и набирало скорость до того, как петля затягивалась. Обычно использовалась высота 1,1-1,3 метра. Всё зависело от конкретных особенностей места казни. Важное значение уделялось верёвке, так как она не должна была растягиваться. Это характерно для новых верёвок. А поэтому за сутки до казни на такую верёвку подвешивали груз, чтобы та полностью растянулась.

Шли годы, а с ними и смертная казнь методом удушения совершенствовалась. В середине XIX века стали учитывать комплекцию приговорённых к смерти. Действительно, если висельник полный, то его шея лишена должной мускулатуры, а поэтому сломается гораздо легче, чем шея худощавого и мускулистого преступника. Отсюда напрашивался вывод, что крупных и полных можно бросать с меньшей высоты, чем худощавых и маленьких. В результате этого увеличилась высота падения тел. Приговорённого весом 90 кг бросали, к примеру, с высоты 3,2 метра, а преступника весом 50 кг с высоты 4 метра. Но затем была предложена более надёжная конструкция – проваливающийся эшафот.

Больших успехов в удушении достигло английское правосудие. У англичан приговорённый не поднимался к виселице снизу вверх, а спускался сверху вниз. Объяснялось это тем, что висельнику психологически сложно подниматься по ступенькам. Многие приговорённые падали и отказывались идти. У англичан также было запрещено повторное использование одной и той же верёвки. Руки казнимого фиксировались на теле кожаным поясом.

Сами виселицы размещали в зданиях не ниже 3-го этажа. Под ними прорубался пол с таким расчётом, чтобы образовался колодец глубиной 5 метров и более. Казнимый проваливался в этот колодец с петлёй на шее. Далее он висел в петле не менее 40 минут. Лишь после этого к телу подходил врач, чтобы констатировать смерть.

Немцы в годы Второй Мировой войны разработали свой метод удушения, при этом они ставили перед собой целью продлить муки висельников. А это можно было сделать только, предотвратив перелом позвоночника и разрыв кровеносных сосудов. Осуществить такое можно было, поднимая тело вверх, а не бросая его вниз. Но с учётом того, что верёвка являлась ненадёжным средством, вместо неё стали использовать музыкальные струны.

Данный метод был реализована следующим способом: петлю из струны надевали на шею подвергающегося смертной казни. Другой конец струны крепили к полу или иной неподвижной и массивной конструкции. Струну продевали через крюк, жёстко связанный с лебёдкой. Когда лебёдку включали, крюк начинал медленно ползти вверх. Он тянул за собой струну, и тело казнимого начинало подниматься. Человек при этом испытывал все ужасы асфиксии, но других повреждений не получал. Такие страдания могли длиться чрезвычайно долго.

Данным способом были казнены те генералы и офицеры, которые организовали покушение на Гитлера в 1944 году. При этом их несколько раз душили, доводили до беспамятства, а затем приводили в чувство. Такая смертная казнь удушением была чрезвычайно жесткой и бесчеловечной.

Аналогичные казни через повешение проводились и в СССР с 19 апреля 1943 года. Вешали гестаповцев и их пособников при большом стечении людей. Но здесь всё проводилось произвольно, то есть никаких жёстких правил не существовало. Эшафотом могла быть и стационарная виселица, и кузов грузовой машины. Согласно данным НКВД, таким способом были повешены десятки немецких солдат и офицеров, проходивших службу в войсках СС. Аналогичным способом вешали и пособников оккупантов, при этом судили их открытым судом, вменяя в вину преступления против мирного населения.

В странах Южной Америки и Испании практиковалась смертная казнь удушением с помощью гарроты. Приговорённого сажали на стул спиной к столбу. Руки и ноги привязывали к стулу. Верёвку набрасывали на шею, а её концы пропускали через отверстия в столбе и завязывали узлом. Палач просовывал между столбом и верёвкой толстую палку. Он начинал её вращать, и верёвка затягивалась на горле казнимого. Впоследствии гарроту усовершенствовали, заменив верёвку металлическими скобами. Затягивались они с помощью винта.

В заключении следует заметить, что умерщвление с помощью удушения является крайне болезненной и бесчеловечной мерой. К тому же она не гарантирует 100% смерть висельников. Практика показала, что у многих повешенных сердце работало после того, как их вынимали из петли, посчитав умершими. Известны случаи, когда висельники оживали после захоронения. В результате этого прогрессивные страны отказались от всех видов казней удушением.

Приведенная ниже информация почерпнута из многих источников, в числе которых - учебники по патологии, Журнал судебной медицины, рассказы выживших после повешения, отчеты XVII - XIX веков, фотографии, сделанные в более позднюю эпоху, а также отчеты чиновника, в обязанности которого входит наблюдение за исполнением приговоров и который, наряду с множеством безупречно совершенных казней, был свидетелем двух случаев "брака".

При обычном медленном повешении удушение, как правило, наступает не от давления на трахею, дыхательное горло. Скорее давление петли смещает основание языка назад - вверх и тем вызывает прекращение дыхания.

Многие патологи считают, что достаточно сравнительно небольшого давления, чтобы полностью перекрыть поступление воздуха, а это означает, что повешенный совершенно не в состоянии дышать. Это может опять-таки зависеть от положения петли. Если узел находится спереди, возможно, что дыхательные пути испытывают небольшое давление.

Другой причиной смерти является прекращение кровоснабжения мозга из-за пережимания каротидных артерий. Одного этого хватило бы, чтобы причинить смерть, - факт, доказанный несколькими случаями людей, случайно повесившихся до смерти, в то время как просвет дыхательных путей оставался достаточным для дыхания.

Кровь еще понемногу поступает в мозг - существуют позвоночные артерии, которые в том месте, где обычно располагается петля, проходят внутри позвоночника и защищены от сдавливания, - но этого недостаточно, чтобы поддерживать жизнеспособность мозга в течение длительного времени.

ПРОЦЕСС ПОВЕШЕНИЯ

● Начальная стадия (15-45 секунд)

Петля резко приподнимается, вызывая закрывание рта (обычная ошибка при постановке сцен повешения в фильмах - часто показывают открытый рот). Язык редко вываливается изо рта, потому что нижняя челюсть прижимается с немалой силой. Имеются исключения, когда петля была наложена низко и сдвигается вверх, надавливая на язык до того, как прижмет челюсть - в этих случаях язык сильно прикушен.

Выжившие свидетельствуют об ощущении давления в голове и стиснутых челюстях. Чувство слабости мешает ухватиться за веревку. Рассказывают также о том, что боль в основном ощущается от давления веревки, а не от удушения. Ощущение удушения, разумеется, нарастает с ходом времени.

Зачастую только что повешенная жертва в панике начинает брыкаться или пытается дотянуться кончиками пальцев до земли. Эти судорожные движения ногами отличаются от настоящей агонии, которая начинается позже.

В других случаях повешенный сначала висит почти неподвижно, возможно, потому что тело оцепенело от боли. Если руки связаны спереди, они резко поднимаются до середины груди, обычно сжатые в кулаки.

В большинстве случаев кровь не приливает к лицу. Петля прекращает кровоснабжение головы, так что лицо остается белым и по мере удушения синеет. В некоторых случаях, если кровоснабжение частично сохраняется, лицо краснеет.

Иногда наблюдается кровотечение изо рта и носа. Скорее всего, это на самом деле носовое кровотечение в случаях, когда в голове поднимается кровяное давление.

Иногда изо рта выделяется пена или кровавая пена - видимо, в тех случаях, когда дыхательные пути закрыты не полностью и в легкие попадает какое-то количество воздуха, несмотря на петлю.

● Потеря сознания

Вообще говоря, повешенный сохраняет сознание лишь в течение короткого времени, хотя оно может показаться вечностью. Судя по рассказам выживших и по патологическим исследованиям, потеря сознания может произойти через 8-10 секунд вследствие прекращения циркуляции крови, а может - примерно через минуту. Немногие пережившие казнь через повешение сообщают, что находились в сознании и в период конвульсий, так что чувствовали удушье и могли ощущать конвульсивные движения ног и тела, но это, видимо, скорее исключение, чем правило.

Здесь важно положение узла. Если петля не передавила обе каротидные артерии, кровоснабжение может и продолжаться. Если петля оказалась спереди (намеренно была так наложена или соскользнула при падении жертвы), циркуляция крови и частично дыхание могут сохраниться, и тогда потеря сознания и смерть могут наступить позже.

Жертвы часто теряют контроль над мочевым пузырем. Это, видимо, происходит в бессознательном состоянии или чаще всего перед самой потерей сознания. Специалисты-патологи иногда используют этот факт, чтобы определить, задушена ли жертва в стоячем положении. Длинный след мочи на юбке или брюках указывает, что жертва потеряла сознание в вертикальном положении, а потом была опущена убийцей на пол. Более короткий след свидетельствует, что жертва в этот момент лежала. Использование такого судебномедицинского доказательства опять-таки предполагает, что контроль над мочевым пузырем теряется непосредственно перед потерей сознания.

● Фаза конвульсий (обычно через 45 секунд)

Эта фаза начинается примерно через 45 секунд после повешения. Настоящая агония начинается, когда то, что мы связываем с болью от удушения, становится невыносимым. Более научное объяснение состоит в том, что конвульсии начинаются, когда находящиеся в мозгу центры определения окиси углерода в крови перегружаются, и мозг начинает посылать беспорядочные сигналы.

На этой стадии обычно начинаются мощные движения грудной клетки - жертва безуспешно пытается вдохнуть воздух, и скорость этих движений быстро нарастает. Свидетели повешения женщины-шпионки в период Первой мировой войны рассказывают, что ее агония напоминала припадок истерического смеха - настолько быстро сотрясались ее плечи и грудь. Эта стадия быстро сменяется конвульсивными движениями всего тела. Они могут приобретать различные формы, причем одна форма может переходить в другую.

Одна из форм - сильная дрожь, мышцы попеременно быстро спазматически сокращаются и расслабляются, как бы вибрируя.

При одной "неудачной" казни через повешение жертва оказалась вне поля зрения после раскрытия люка, однако свидетели слышали гудение веревки из-за спазматических движений тела. Эти движения должны быть очень сильными и происходить с большой частотой, чтобы веревка издавала слышимый звук.

Возможен также клонический спазм, когда мышцы просто судорожно сжимаются. В этом случае ноги могут поджаться под подбородок и оставаться некоторое время в таком положении.

Более эффектная форма - общеизвестная "пляска висельника", когда ноги быстро дергаются в разные стороны, иногда синхронно, иногда раздельно (в ряде казней XVII века музыканты действительно наигрывали джигу, пока повешенные дергались на веревках)

Эти движения иногда сравнивают с ездой на велосипеде, но они кажутся более резкими. Еще одна форма (часто последняя стадия, если их было несколько) состоит в длительном напряжении, до совершенно невероятной степени, всех мышц тела.

Поскольку мышцы на задней поверхности тела намного сильнее передних, жертва прогибается назад (мой знакомый наблюдатель за приведением приговоров в исполнение свидетельствует, что в некоторых случаях пятки повешенного почти достают до затылка.

Существует также фотография человека, задушенного в лежачем положении; тело прогнуто не так сильно, но изогнуто почти по полуокружности.

Если руки связаны спереди, они во время конвульсий обычно поднимаются до середины груди и опускаются только когда конвульсии прекращаются.

Часто, но не всегда, повешенные теряют контроль над мочевым пузырем. Видимо, это происходит в период этих конвульсивных движений, после потери сознания, может быть, в результате сокращения брюшных мышц, при том что контроль над мочевым пузырем уже утрачен.

Мой друг, видевший повешенных, объяснял, что ноги жертвы связывают для того, чтобы фекалии не стекали по ногам и не разлетались в стороны при конвульсивных движениях.

Конвульсии продолжаются до самой смерти или почти до самой смерти. Отчеты о казнях через повешение отмечают, что продолжительность конвульсий изменяется в широких пределах - в одних случаях всего три минуты, в других - целых двадцать.

Профессиональный английский палач, наблюдавший за тем, как добровольцы-американцы вешали нацистских военных преступников, сокрушался, что они делали это неумело, так что некоторые из повешенных агонизировали 14 минут (вероятно, он следил по часам).

Причины столь широкого диапазона неизвестны. Скорее всего, речь идет именно о продолжительности конвульсий, а не о времени наступления смерти. Иногда повешенный умирает вообще без конвульсий или вся агония сводится к нескольким движениям, так что, быть может, короткая агония вовсе не означает быстрой смерти.

Смерть без борьбы иногда связывают с "возбуждением блуждающего нерва" - это нерв, проходящий в шее и управляющий сокращениями сердца. Это трудно понять, поскольку если петля останавливает кровоснабжение мозга, то велика ли разница, бьется сердце или нет.

● Смерть

Необратимые изменения в мозгу начинаются примерно через 3-5 минут, и если они продолжаются, продолжаются и конвульсии. В следующие примерно пять минут эти необратимые изменения усиливаются.

Конвульсии замедляются и постепенно прекращаются. Обычно последним конвульсивным движением является вздымание груди после того, как все остальное тело неподвижно. Иногда конвульсии возвращаются к уже, казалось бы успокоившейся жертве. В XVIII веке повешенный, считавшийся уже умершим, ударил человека, по долгу службы снимавшего с тела одежду.

Сердце продолжает биться еще некоторое время после того, как все функции прекращаются, пока кислотность крови из-за повышения содержания двуокиси углерода не приведет к его остановке.

ДРУГИЕ ЯВЛЕНИЯ

Иногда сообщается о двух явлениях, которые невозможно проверить.

● Предсмертные звуки

Во-первых, в старых отчетах о казнях через повешение имеются сообщения, что жертва в момент смерти (то есть - когда прекращаются конвульсии, единственный признак, по которому могут судить свидетели) издает нечто вроде стона (у Киплинга в "Повешении Дэнни Дивера" солдат, свидетель казни, слышит над головой стон; ему поясняют, что это отлетает душа жертвы). Это кажется невероятным, поскольку дыхательные пути надежно закрыты, но такие сообщения существуют.

● Эякуляция у мужчин

Это явление отмечается часто, едва ли не во всех случаях. Эякуляция, как и часто отмечаемая эрекция, может вызываться теми же реакциями нервной системы, которые вызывают конвульсивные движения. Это происходит в конце повешения.

Имеется отчет американского военного полицейского и немецкого надзирателя, обнаруживших повесившегося немца-заключенного. Американец с удивлением наблюдал, как немец-надзиратель расстегнул ширинку повесившегося и объявил, что вынимать его из петли слишком поздно: эякуляция уже произошла.

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание - удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

Кореец R, проживающий в Японии, приговорен к смертной казни через повешение за убийство и изнасилование двух женщин. Фильм начинается с исполнения смертного приговора, но оно не увенчалось успехом: каким-то образом приговорённый к смерти выживает. У свидетелей и исполнителей приговора (Прокурор, его секретарь, представители тюремной администрации, служащие тюрьмы, священник и врач — в дальнейшем я буду их называть просто «палачами») начинаются длительные дебаты насчёт того, как определить дальнейшую судьбу выжившего преступника. У всех, разумеется, были разные взгляды по этому поводу. Ситуацию усложнял тот факт, что очнувшийся после повешения R абсолютно потерял память. В итоге «палачи» пришли к выводу о том, что необходимо сначала восстановить память R, а потом снова его повесить…

Как известно, в Японии и по сей день существует смертная казнь как высшая мера наказания для особо опасных преступников. В данном фильме режиссёр размышляет на тему того, есть ли грань между законной казнью, которую назначает народ в лице государства, и незаконным убийством, которое совершает преступник. Кто должен платить за это убийство, санкционированное государством? А как же вероятность того, что человек, которого только что повесили, на самом деле никого не убивал? Должно ли в этом случае государство проявлять такое же раскаяние за совершенное им преступное деяние, которое должен проявлять преступник перед казнью?

Помимо противоречивого вопроса о природе смертной казни, режиссёр затрагивает одну очень острую проблему послевоенного японского общества: проблема дискриминации Zainichi Koreans (???) — этнической группы корейцев, иммигрировавших до 1945 года в Японию и в дальнейшем ставших её гражданами. Якобы восстанавливая память R, «палачи», чьё представление о корейцах выстроено на глупых стереотипах, определили детство R бедным и несчастным, ведь, по их мнению, наверняка в его семье не было денег, а его отец и братья беспробудно пили. Да и вообще, у R просто не было шансов на счастливую жизнь, ведь он кореец — представитель «низшей расы». Ненависть, с которой японцы относятся к мигрантам, напоминает нам об отношениях между осуждающими и осужденными. «Палачи» решают, что к убийствам R склоняли его плотские желания, но, воспроизводя моменты убийства, «палачи» сами раскрывают свою истинную сущность и собственные темные фантазии. Оказалось, что представители закона были больше одержимы идеями преступления, чем любой другой преступник. Создаётся абсурдная ситуация, когда потенциальным преступникам даются полномочия совершать правосудие над другими преступниками, которые уже совершили незаконное деяние.

Неожиданное появление сестры R, которая внушает своему брату о том, что он являлся ярым националистом, тоже имеет смысл показать определенный стереотип, что корейцам вследствие собственной бедности и зародившейся от этого злобы ничего не остаётся, кроме как мстить японцам (например, насиловать и убивать их женщин) и всячески портить им жизни.

Посредством критики социально-экономических и социально-культурный барьеров между людьми разных национальностей, режиссёр осуждает глупые предрассудки, возникающие в обществе.

Таким образом, режиссёр создал величайшую картину, которую можно охарактеризовать как злобную сатиру об обществе, которое, само того не замечая, создаёт благоприятную атмосферу для процветания преступности, а в некоторых ситуациях само становится убийцей, не задумываясь о преступности собственных действий.

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание - удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.