План конспект урока на тему предлоги. Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Информация о домашнем задании

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» - предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.

КОНСПЕКТ УРОКА «ПРЕДЛОГ»(урок русского языка в 7классе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация.

Образовательные цели : сформировать представление о предлоге как служебной части речи;

сформировать умение различать смысловые оттенки значений предлогов;

закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

Воспитательная цель: воспитывать любовь к русскому языку.

Развивающая цель : формирование умения правильно употреблять предлоги ; развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

закрепить умение находить предлоги в тексте;

сформировать умение определять роль предлога в предложении;

развивать умение определять значение предлога;

познакомить учащихся с делением предлогов на простые и составные, производные и непроизводные.

ХОД УРОКА.

    Орг. Момент.

Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?

II . Основная часть.

1. – Прочитайте данный ряд слов. С помощью каких слов можно восстановить четверостишие? Из какого стихотворения А.С. Пушкина они взяты? Прочитайте исправленный текст.

Правильно, при помощи предлогов .

А что вы знаете о предлогах? ( Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры)

Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы?

2. Сообщение темы урока

Сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня.

(Цель урока определяется совместно с учащимися ).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся .

Значит, тема урока – Предлог как часть речи . (Слайд)

(Записываем число и тему урока)

3.

Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнаем на этом уроке много нового и интересного.

Интересные сведения о предлогах. (Выступление ученика-ассистента.)

- Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся, например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: туй вылын- «дороге на» (туй- «дорога», «вылын»- на).

В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).

Возможны ли такие случаи в русском языке?

А вы помните, как пишутся предлоги с другими частями речи?

(Раздельно)

4 .Работа с теоретическим материалом:

- На странице 135 прочитайте научное определение предлога.

Какой вывод можно сделать?

Вывод : предлог - это служебная часть речи, которая связывает слова в словосочетании, то есть выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

5.Чертим кластер (учитель на доске, уч-ся у себя на отдельных карточках)

6. Физкультминутка.

(Учитель читает шуточное стихотворение)

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

7. - Предлагаю выполнить следующие задания : (Слайды)

1)В предложении найдите предлоги:

1) Белая известковая вода журчала по обочинам тротуаров.
2) Небо, золотое и багровое, отражалось в реке.
3) Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря.

2) Найдите строчку, в которой есть предлог

-1- Вокруг стояла тишина.

-2-Всё вокруг радовалось новому дню.

-3-Туристы расположились вокруг костра .

8. “Найди ошибку”

- Очень часто мы допускаем речевые ошибки, порой не исправляем друг друга. Сейчас вы постараетесь найти такие ошибки: (Слайд)

1. Ты любишь пирожки с капусты? (с капустой)

2. Я соскучился за тобой. (по тебе)

3. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста. (за хлебом.)

4. Мазь для укусов комаров (для защиты от укусов комаров)

9. Работа с учебником

Обратимся теперь к рубрике «Это интересно» в учебнике на стр. 136 и выполним упражнение 326.

10. – Предлоги выражают различные отношения. Давайте посмотрим. (Слайд)

III . Рефлексия

- Предлагаю разгадать загадки .

(ученик- ассистент читает вслух загадки со слайда)

    название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-о-с-на)

    из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за)

    из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от)

    из каких четырёх предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-с-о-с)

IV . Домашнее задание:

на стр.135 – выучить правило, упр.328

V . Подведение итогов, выставление оценок.

Лулчева Светлана Владимировна

Предлог.

Урок русского языка.

Программа «Перспектива»

2 класс

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

2014 год

Предмет : русский язык, урок «открытия» новых знаний

Тема : Предлог.

Продолжительност ь: 1 урок 45 минут

Класс : 2 Б класс

Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология здоровосбережения (двигательная физкультминутка,своевременная смена видов деятельности)

Цели:

1.Образовательные:

Формирование представлений о предлоге как слове;

Показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании;

Познакомить с правилом написания предлогов с другими словами;

Повторить изученные орфограммы, части речи

2. Развивающие :

Развивать умение использовать предлоги при составлении словосочетаний и редактировании текста;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие,речь;

Развивать орфографическую зоркость;

3.Воспитательные :

Воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета;

Воспитывать умение слушать других;

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД

1.Познавательная : уточнить представления учащихся о способах обозначения предлогов на письме

2.Коммуникативная :формирование умения работать в парах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать друг друга.

3.Регулятивная : формирование умения ставить перед собой цель и её реализовывать: определять предлог и правильно писать.

4.Личностная :предупредить нарушение осанки, работа над каллиграфией, вера в успех

Оборудование урока : мультимедийный проектор, плакат предлоги, таблица с кроссвордом, таблица «Лишнее слово», электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, картинки с изображением сказочных героев, учебник и рабочая тетрадь на печатной основе.

Методы : словесные, наглядные, частично-поисковые

Формы : фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока.

1.Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Чтобы правильно писать

Нужно грамотными стать.

2.Актуализация знаний.

Словарно – орфографическая работа.

Откройте пожалуйста тетради,запишите число и классная работа.

Сегодня к нам на урок придёт много гостей. Вот уже спешит первый гость.Кто это? (Это- Мурзилка.) Правильно. Он живёт в одноимённом детском журнале. В журнале много замечательных рассказов, сказок, стихов. А так же в нём печатают загадки, ребусы, кроссворды. Мурзилка предлагает нам разгадать кроссворд. Здесь словарные слова. Если вы правильно разгадаете ребус, по вертикали получится ключевое слово.

1.Что было на ногах у сказочного героя, который помог своему хозяину спастись от людоеда и жениться на принцессе? (Сапоги.)

2.В кого превратил Василису Прекрасную Кощей Бессмертный? (В лягушку.)

3. Куда положила гостинец для бабушки мама Красной Шапочки? (В корзинку.)

4. У кого была лубяная избушка? (У зайца.)

5..Чем отравилась царевна в сказке А.С.Пушкина? (Яблоком.)

6. Кто угощал журавля кашей? (Лисица.)

Какое ключевое слово получилось? (Сказки.)

Сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с героями сказок. К нам будут приходить с заданиями герои сказок.Мы будем помогать им.

2. Самоопределение к деятельности.

Вот уже к нам спешит первые герои. Из какой сказки? (Приключения Чипполино.)

Помогите Чипполино выполнить задание.синьора Помидора.

Игра «Найди лишнее слово» по таблице.

В каждой группе слов найти лишнее слово и объяснить почему.

Какие части речи мы уже знаем?

Что обозначают имена существительные?

Что обозначают имена прилагательные?

Что обозначают глаголы?

А к нам ещё один герой спешит. Кто это? (Волк)

Из какой сказки?

Запишите предложение.

По лесной тропинке бежит волк.

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Определите знакомые части речи?

На какие вопросы отвечают имена существительные?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают глаголы?

У какого слова вы не определили часть речи? (По)

Проблема. Может кто-нибудь знает что это за часть речи? (Это предлог)

Сформулируйте самостоятельно тему урока. (Предлог.)

Сегодня мы познакомимся с предлогами и узнаем, зачем они нужны в нашей речи.

3. Работа по теме урока.

а) работа с таблицей «Предлоги»

В русском языке предлогов много. Волк принёс таблицу «Предлоги».(Дети читают хором предлоги.)

б) работа с электронным приложением к учебнику(мультимедийный экран)

Дети слушают объяснение Ивана Ивановича Самоварова.

в) работа по учебнику

В гости спешит девочка. Кто это? (Мальвина.)

Упр.155 стр. 111

Прочитайте словосочетания. Легко ли понять их смысл?

Что нужно сделать, чтобы смысл стал понятным? (Дополнить предлогами.)

Какой предлог вставите в первое словосочетание.? (За)

Запишите словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Обведите слова которые вы вставили

Сделайте вывод. Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги пишутся отдельно)

4. Физкультминутка.

На помощь Мальвине пришёл проказник Буратино. Он просит выполнить его любимую физминутку. (Дети выполняют упражнения по стихотворение « Буратино потянулся…»)

5.Продолжение работы по теме урока.

Упр. 156 стр. 111 (По заданию. Устное составление предложений. Запись1 предложения в тетрадь) Рыжий кот лежит под столом.

Какой предлог встретился в предложении? Обведите.

Какие орфограммы встретились? Подчеркните.

Найдите имена существительные, Что они обозначают?

Найдите имена прилагательные. Что они обозначают?

Найдите глаголы. Что они обозначают?

А что обозначают предлоги? (Ничего)

Для чего служат предлоги? (Они связывают слова в предложении и словосочетании.)

г) выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 184 стр.51 Работа в парах.

Какой сказочный герой прилетел? (Баба-яга)

Баба- яга есть во многих сказках. Помогите Алёнушке спасти братца.

(Самостоятельная запись предлогов.Проверка.)

Где находится зайка? (За ёлкой.)

А ёжик? (Под ёлкой)

Где растут грибы? (На пеньке.)

Где летит Баба-яга? (Над лесом.)

Почему все спрятались от Бабы-яги?

Упр. 183 стр.51 Игра «Отгадай»

Вставьте пропущенные предлоги и отгадайте сказку.(Самостоятельная работа. Проверка.)

6. Рефлексия.

О какой части речи говорим весь урок? (О предлоге.)

На доске иллюстрации из сказок. Одни ученик придумывает предложение. Дети говоря какой предлог в предложении.

Какая из сказок сказка северных народов? (Лиса и ворон)

7.Итог урока

Какой часть речи нас познакомили герои сказок?

Для чего используют предлоги?

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Тема: «Предлоги»

Цели: Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Дать представление учащимся о предлоге как отдельном слове. Ознакомление с единообразным написанием предлогов. Сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно использовать предлоги в устной речи, а затем и в письменной. Развивать словарный запас, самоконтроль учащихся.

Оборудование: презентация к занятию, раздаточный и наглядный материал, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Я очень рада видеть вас.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас

А сердце будет умным.

(С.Я. Маршак)

2. Работа над артикуляционным аппаратом. Работа над чистоговорками.

То – то – то – прошло лето,

Ень – ень – ень – наступила осень,

Ма – ма – ма – потом наступит зима.

3. Работа над мелкой моторикой.

Допишите буквы и прочитайте получившееся слово.

4. Изучение нового материала. Предлог как самостоятельное слово.

А сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте, а затем ответьте на вопросы:

Как называются маленькие слова?

Как пишутся они с другими словами?

Можно ли нам в речи обойтись без этих маленьких слов?

Ссора предлогов со всеми словами.

Жили в одном из городов Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с другими словами, что те очень обиделись на задир. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно .

    Беседа о предлогах:

Слово «ПРЕДЛОГ» в переводе с греческого языка означает «стоит перед словом». Всего предлогов очень много. С некоторыми из них мы и познакомимся с Вами на нашем занятии.

Сейчас посмотрите на экран и полным предложением ответьте на вопрос: Где и какой кот находится по отношению к дому?

Например: Чёрный кот вылазит из трубы.

Сейчас мы с вами назвали такие предлоги как: у, к, от, за, в, под, по, над, на, с, от, про, для, из, возле, около. Запомните их и запишите себе в таблицу:

6. Закрепление изученного материала.

А сейчас выполним задания по карточкам.

Задание 1: Внимательно посмотрите на каждую картинку и постарайтесь составить предложения, используя самые различные предлоги.

7. Физминутка (под музыку)

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно все присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Теперь выполним следующее задание.

Задание 2: Найдите в тексте предлоги и назовите их.

Вороны часто ночуют в парках на деревьях. Глухари ночуют в лесах под снегом. Зима – тяжелое время года для птиц. Трудно спасаться от врагов.

Задание 3: Подберите подходящие по смыслу предлоги и напишите их.

Плывёт ______ реке, сделал _______ бумаги, вышел _______ дома, сверкает _______ солнце, играет _____ хоккей, летит _______ города, убежал ____ волка.

Задание 4: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные предлоги.

Цветком кружит шмель. Бабочки перелетают____ цветка ______ цветок. _______ траве жужжит жук.

Задание 5: Прочитайте рассказ с картинками. Назовите вставленные предлоги.

Ответ: Однажды ребята (девочка и мальчик) были в лесу. Вдруг слышат, под елью кто-то шуршит. Ёж! Подбежала собака. Напала на ежа. Да не тут-то было. Только нос наколола.

8. Итог занятия

Что нового Вы узнали на занятии? Что больше запомнилось и понравилось?

9. Рефлексия

Ребята, я предлагаю дописать письмо, где Вы сможете выразить свое мнение о нашем занятии.

Вот и прошло незаметно время.

На занятии мне было_____________________________________________.

Больше всего мне понравилось_____________________________________

_______________________________________________________________

Трудным для меня было задание__________________________________

_______________________________________________________________.

После занятия у меня _________________________________ настроение.

Ребята, наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Южно Казахстанская область,Казыгуртский район осш «Абай » (ж-н)

Алимкулова Насипа Ораловна

Тема урока: Предлоги

Цели урока:

— формировать умение различать предлоги.

— развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу.

— активизировать творческие способности учащихся

— прививать интерес к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, флажки, слайд

Ход урока: І.Организация учебного процесса

Показ фильма «Все оставляет след»

Вводное слово учителя:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость, что-то новое, интересное.

«Для всего, что существует в природе: вода, воздух, небо, облака, солнце, дожди, леса, болота, реки и озера, луга, поля, цветы и травы, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»,- писал К.Г.Паустовский.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи.

Сегодня у нас урок-соревнование.

Нам нужно выбрать жюри.

Хочу рассказать вам сказку

«ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ»

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местимениям.

Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек,

решили записать в книгу Правил это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

О какой части речи говорится в сказке?

С какими частями речи употребляются предлоги?

Как предлоги пишутся с другими словами?

1 станция «Теоретическая»

1.Что изучает морфология?

2.На какие две группы делятся части речи?

3.Самостоятельные части речи-это …

4.Служебные части речи – это …

5.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

6.Какая часть речи называется предлогом?

7.На какие разряды по значению делятся предлоги? (пространственные,

временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные,)

8 На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(непроизводные и производные)

9.По своему строению предлоги бывают (простые и составные)

10.Назовите примеры производных предлогов.

11.После каких предлогов существительные, местоимения и числительные всегда стоят в дательном падеже?

12.Составные предлоги состоят (из двух и более слов)

13. Как пишутся предлоги из-за, из-под? (через дефис)

2 станция «Разминка»

Сгруппируйте словосочетания по значению предлога:

1 группа с пространственным значением

2 группа с временным значением

3 группа с причинным значением

Жить при станции, не спать из-за ветра, общаться вне дома, добежать до финиша, рассказать после матча, пойти за другом, задержать из-за неисправностей, стоять перед окном, ошибаться по невнимательности, отсутствовать по болезни, привезти в два часа.

3 станция «Грамматическая»

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов.

(Устная работа.)

1 группа

1.Над входной дверью я увидел надпись: «Скупка вещей от населения». (У)

2.Благодаря густому туману самолёт не мог взлететь. (Из-за)

3.Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие.

(Моим товарищам.)

2 группа

1.Согласно вашей просьбы материалы будут отпущены. (Просьбе)

2.Брат пришёл с армии. (Из)

2.Мать принесла овощи с магазина. (Из)

3 группа

1.Ученик не выполнил домашнего задания благодаря тому, что заболел.

(Из-за)

2.Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей (из)

3.Розоватый дым клубился под пустыней (над)

Выписать из предложений словосочетания с предлогами

1 группа

А) Солнечные лучи пробиваются сквозь ветви вековых сосен.

Б) Медведица строго следит за своими непоседливыми шалунишками.

В) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…

С) И снится ей всё, что в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растёт.

2 группа

А) Молодые дубы темнеют на фоне облачного неба.

Б) Под деревьями лежат густые тени.

В) За деревьями сгущаются тучи.

Г) Небольшой овраг преграждает путь к дубовому лесочку.

3 группа

А) Непривычному человеку легко затеряться в лесной глуши.

Б) На упавших деревьях лежит зелёный мох.

В) Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь кроны столетних деревьев

С) Вследствие беспорядочной вырубки лесов нарушается равновесие в природе.

4 станция «Четвертый лишний», аргументируйте свой выбор.

1 группа

А)Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

В ) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

2 группа

А) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

В) в, на, за, под, благодаря (лишний благодаря, т.к это производный предлог, а остальные непроизводные).

3 группа

А) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не объектные)

В) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)

5 Станция «Индивидуальное задание»

Определите производные и непроизводные предлоги

1 группа Я хочу поговрить с вами насчет квартиры.

2 группа Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.

3 группа У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой

Предлог или наречие.

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или наречиями

1 группа

Впереди мы услышали какие-то странные звуки.

Проводник шел впереди всех и показывал дорогу.

2 группа

Напротив дома росла высокая береза.

В конце улицы ты увидишь высокую березу. Я живу напротив.

3 группа

Вместе с телеграммой принесли письмо. Мы с подругой любим делать уроки вместе.

Предлог или деепричастие

Чем являются выделенные в тексте слова: предлогами или деепричастиями.

1 группа

Несмотря на болезнь он справился с работой.

Он шел очень осторожно, не смотря по сторонам.

2 группа

Они уходили из больницы, искренне благодаря врачей за помощь.

3 группа

В столовой было совершенно по-вчернему, благодаря лампе под шелковым абажуром.

Предлог или существительное с предлогом.

1 группа Иванов показывал на счет в двенадцать тысяч рублей.

2 группа Насчет Федороа распорядиться

3 группа Мы увидели маленькое пушистое деревце вроде елочки.

Физминутка

1. Солнце ….. небу гуляло

И ….. тучку забежало.

Глянул заинька …. окно,

Стало заиньке темно.

2. Вышел слон …. лесную дорожку,

Наступил муравью …. ножку

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

Можешь и ты

Наступить ….. мою.

6 станция «Творческая»

Вставьте недостающие предлоги, подчеркивая их, вставьте пропущенные запятые. Определите стиль речи.

В жизни есть какой-то уровень счастья, … которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты … уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и … крупном и … малом повышать этот уровень счастья … жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе … вам, чей уровень счастья можно повысить просто легко, … забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества … конце концов.

Можно творить просто добрую атмосферу … себя. Например, в общество человек может принести … собой атмосферу подозрительности какого-то тягостного молчания, а может нести сразу радость свет. Человек рождается и оставляет … себе память. И вот очень важно, какую память он … себе оставляет.

Тест.

1.Предлог- это:

А) служебная часть речи;

Б) самостоятельная часть речи

2.Что выражает предлог:

А) различные смысловые значения;

Б) грамматическое значение существительных.

3.Какое значение имеет предлог из-за (туч):

А) временное;

Б) пространственное;

В) причинное.

4.Вставьте нужную букву в предлог по окончани.. школы:

А) и;

Б) е;

В) ю.

5.Предлог через является:

А) производным;

Б) непроизводным.

6.В каком предложении слово впереди является предлогом:

А) Барабанщики шли впереди.

Б) Барабанщики шли впереди отряда.

7.С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:

А) родительный;

Б) дательный;

В) винительный;

Г) творительный.

8. Предлог (не)смотря на пишется:

А) слитно;

Б) раздельно.

9.Какой из предлогов пишется слитно:

А) (по)причине;

Б) (в) целях;

В) (на)подобие;

Г) (со)стороны

10.В предлоге в течени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.В предлоге в продолжени.. на конце пишется:

А) е;

Б) и.

11.Какой из предлогов пишется раздельно:

А) (в)место;

Б) (в)виду;

В) (в)следствие;

Г) (в)виде.

Ответ

1- А

2- А

3- Б

4- А

5- Б

6- Б

7- Б

8-А

9-В

10-А

11-А

12- Г

.

Рефлексия

Учитель: Ребята! О чем мы говорили на уроке ? Где вы испытали успех?

Какие задания вызвали у вас затруднения? Интерес?

8. Домашнее задание. Выучить правило. Упражнение 9,10

9.Выставление оценок.

10. Обобщение:

Учитель: Ребята! Вот закончился урок, он пошел вам только впрок.

Вы работали прекрасно, не теряли времени напрасно

Мне приятно всем сказать: «Молодцы, спасибо. Так держать!»