40 мучеников помогает в чем. Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник? Рассказ о том, как севастийские мученики митрополита иосифа спасли

Пропев псалом до конца, святые воины вознесли молитву ко Господу; по молитве же они опять занялись псалмопением и так пробыли без сна до полуночи. Руководителем в пении был святой Кирион, – он провозглашал стихи, а святые Кандид и Домн с прочими повторяли за ним. В полунощи же святые воины услышали голос явившегося им Господа:

– Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевший до конца, спасется ().

Наутро Агриколай, собрав к себе своих друзей и советников, приказал привести из темницы святую сорокочисленную дружину воинов и обратился к ним с такою коварною речью:

– Что скажу вам, то скажу не льстиво и не ложно, но по самой истине: много воинов у нашего царя, но все они не могут равняться с вами ни мудростью, ни мужеством, ни красотою, и моим расположением не пользуются они столько, сколько вы; так не делайте же того, чтобы моя любовь к вам превратилась в ненависть; в ваших руках, и от вас же зависит или сохранить мою любовь к вам. или навлечь на себя мою ненависть.

Святой Кандид на это ответил:

– Жестокий ты льстец, Агриколай! – Имя твое согласуется с твоим нравом.

Воевода повторил:

– Не сказал ли я вам, что в вашей власти – или сохранить мою любовь или возбудить к себе мою ненависть.

Святой Кандид сказал:

– Так как любовь твоя или ненависть к нам зависит, как ты сам говоришь, от нас, то мы избираем ненависть, ибо и мы тебя ненавидим и только у Бога нашего милости и ищем; ты же, свирепый и жестокий человек и враг Бога нашего, не люби нас, будучи беззаконен и завистлив, – тьмою заблуждения объятый и звериным нравом оправдывающий свое лютое имя.

Приведенный в ярость таким дерзновенным ответом святого, воевода, скрежеща зубами как лев, приказал наложить оковы на святых воинов и заключить их в темницу; но святой Кирион сказал ему:

– Ты не имеешь от царя власти мучить нас, а можешь только допрашивать нас .

Испугавшись такого вразумления, сделанного святым воином, Агриколай приказал без грубых насилий отвести их и посадить в темницу и не налагать на них оков; только темничному стражу велел он стеречь их крепко. В то время воевода ожидал прибытия Лисия – князя, имевшего большие полномочия.

Пребывая в темнице, святые воины дни и ночи проводили в молитве и пении псалмов и слушании наставлений святого Кириона.

– По устроению Божию, – между прочим говорил он, – мы, братья, сдружились во временной и суетной военной службе, но постараемся не разлучаться и во веки; как доселе жили мы единодушно и единомысленно, так и подвиг мученичества совершим нераздельно: как угодны мы были царю смертному, так постараемся быть достолюбезны и бессмертному Царю, Христу Богу.

По прошествии семи дней, в которые святые воины содержались в темнице, прибыл в ту страну Лисий князь и, по прибытии в Севастию, немедленно обратил внимание на доблестных воинов: на другой же день, явившись вместе с воеводою Агриколаем в судилище, он приказал привести святую четыредесятниу воинов на истязание. На пути к этому неправедному судилищу блаженный Кирион так увещевал своих содружинников:

– Не убоимся, братия! – разве не помогал нам Бог в сражениях, когда мы призывали Его и одолевали врагов наших. Вспомните: как однажды случилось нам участвовать в великой брани, когда все соратники полков наших предались бегству и среди врагов остались только мы одни – сорок; вознесли мы тогда к Богу слезную молитву и Его помощью одних побили, других-раненых прогнали, и при всем множестве противников и при всей жестокости сражения ни один из нас не был ранен. Ныне же три врага ополчились на нас – сатана, Лисий и Агриколай воевода, а лучше сказать: один враг воздвигает на нас брань, – враг невидимый; и ужели он победит нашу сорокочисленную дружину? – да не будет сего!.. Нам нужно и теперь поступить так же, как поступали мы всегда: обратимся с тёплою молитвою к Богу! – и Он поможет нам, – и нам не причинят вреда ни узы, ни муки. У нас было всегда правилом, вступая в сражение, петь псалом:

«Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня, Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих» (), сотворим же, братия-соратники, тоже и ныне! – и Бог услышит нас и поможет нам.

И пели святые воины псалом этот во весь путь от темницы до места судилища. На такое зрелище собрался народ всего города.

Предстала сорокочисленная дружина на суд пред Лисием и Агриколаем. Лисий, князь, взглянув на святых воинов, сказал:

– Думаю, что эти мужи желают и заслуживают высших чинов.

Потом обратился к ним с такою речью:

– И почести и дары, больше других, вы получите от меня, только покоритесь царскому повелению – принесите жертвы богам. Предоставляется вам свободно избрать одно из двух: или поклониться богам и удостоиться больших наград и почестей, или же, в случае отказа вашего исполнить то, тотчас лишиться воинского звания и подвергнуться мучениям.

На это святой Кандид ответил:

– Возьми от нас не только воинское звание, но и самые тела наши, ибо для нас нет ничего дороже и ничего почётнее Христа Бога нашего.

Тогда надменной князь велел бить святых камнями по устам; святой же Кандид при этом заметил:

– Князь тьмы и рачитель беззакония – начни сам творить то и увидишь отмщение.

Вскипев гневом и скрежеща зубами воевода сказал:

– Злые слуги! – что так нескоро исполняете приказание князя.

Слуги взялись за камни, но когда стали бросать их, то удары наносили не святым, а взаимно себе самим, – друг друга поражали. Видя это, святые мученики еще более укрепились в дерзновении о Господе. Раздраженный князь Лисий сам схватил камень и бросил в одного из святых, но камень этот ударил в лицо Агриколая и сокрушил ему уста. Тогда святой Кирион сказал:

– Борющиеся с нами враги наши изнемогли и посрамились; воистину «меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» ().

Воевода же сокрушенными устами произнес:

– Клянусь богами, – им помогает какая-то волшебная сила!

Святой Домн на это ответил:

– А я именем Христа удостоверяю, что не волшебство, а Бог нам помогает и Его сила ваши бесстыдные лица, возглаголавшие неправду на Сына Его, покрыла позором. Не стыдно ли тебе, безумный, чуждый истины, диавольской же преисподней тьмы исполненный, сеятель соблазнов! – Ты, Агриколай, голова злобы диавола, а князь, которой с тобою, хвост его ярости; оба же вы – слуги сатаны. Но если вы еще не уверились в присущей нам силе Божией по началу мучений, которым подвергли нас, то начните другие мучения.

Нашлись, было, среди слуг желающие поддержать посрамленных своих начальников:

– Обезумевшие враги богов наших, – говорили они святым мученикам, – почему вы не хотите принести жертвы им?

Святой Кирион им отвечал:

– Мы Единого Бога почитаем и Иисуса Христа Сына Его и Святого Духа и тщимся дерзновенно совершить наш подвиг, чтобы, победивши вашу лесть, восприять венцы бессмертной жизни.

И повелел князь Лисий опять отвести святых ратоборцев в темницу, чтобы подумать о том, как поступить с ними.

Заключенные в темнице святые воины занялись псалмопением.

«К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» ().

И после молитвы они вторично сподобились ободрения свыше: в шестом часу ночи они услышали голос явившегося Господа:

«Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (). Дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждите, да венцы приимете.

Укрепленные таковым утешением от Христа Бога, святые воины проводили ту ночь веселясь духом.

На следующий день святые ратоборцы опять приведены были к нечестивым судьям и снова, не колеблясь, объявили:

– Делайте с нами, что хотите; мы – христиане и поклониться идолам не согласны.

В это время подле Агриколая виден был, в образе человека держащего в правой руке меч, а в левой – змию, диавол, нашептывавший воеводе:

– Ты мой – подвизайся!

Мучители приказали связать четыредесятицу святых воинов и влечь их к многоводному озеру, которое находилось близ города Севастии. Была же тогда зима и дул сильный ветер при крепком морозе; время клонилось уже к вечеру. Святые воины обнаженные поставлены были среди озера на всю ночь, а для наблюдения за ними приставлена была стража с начальником темницы во главе. Для обольщения же святых ратоборцев была устроена близ озера тёплая баня, манившая к себе осужденных терпеть лютый холод и обещавшая скорую помощь тому из сорокочисленной дружины, кто, изнемогая от мороза, склонился бы к идолослужению и пожелал бы, выбежав из воды, согреться. В первом часу ночи, когда холод достигал крайней лютости, так что тела святых леденели, один из числа четыредесятицы не выдержал подвига и, отделясь от лика святых, побежал в баню; но едва он вступил на порог бани, едва ощутил теплоту, как растаял и пал мёртвый. При виде такого постыдного бегства, святые воины единодушно возопили к Богу: «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя» (). – Тот, которой отделился от нас, пролился как вода и кости его рассыпались (). Мы же не отступим от Тебя; оживи нас и мы будем призывать имя Твое ().

– Ты, Которого хвалит вся тварь, Которого прославляют великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман и бурной ветер (), и Который ходил по морю, как по суху () и свирепые волны укротил мановением руки (). Ты, Господи, и ныне Тот же; Ты, внявший мольбам Иакова, бежавшего от угроз брата своего Исава (); явивший помощь Иосифу и от напасти его избавивший (); услышавший Моисея и даровавший ему силу совершить в Египте знамение и чудеса перед фараоном и его приближенными (); разделивший море и изведший народ Свой в пустыню (); простиравший руку Твою по молитве святых Апостолов Твоих на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (), – Ты. Господи, услышь и нас: да не погубит нас пучина водная и да не поглотит глубина, ибо обнищали мы весьма; помоги нам, Боже Спаситель наш, ибо вот мы стоим в воде и ноги наши обагрились в крови нашей; облегчи тягость нашего бремени и лютость воздушную укроти, Господи Боже наш! на Тебя мы уповаем и да не постыдимся. Но да разумеют все, что мы, к Тебе воззвав, спаслись.

В третий час ночи святых мучеников облистал свет как бы летнего солнца во время жатвы, который рассеял холод, растопил лёд и согрел воду. Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный. – Он, слыша, что мученики молятся Богу, размышлял: что такое означает, что прибегший к бане тотчас, как воск, растаял от тепла, а прочие и при столь большом морозе остаются живы и невредимы. Пораженный же светом, озарившим святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудной свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших воинов, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин . Присоединившись же к сонму святых мучеников, он воззвал к Богу:

– Господи Боже! – в Тебя я верую, в Которого и сии веруют; причти меня к числу их и сподоби пострадать с сими рабами Твоими; да буду и я, пройдя подвиг испытания, достоин Тебя», – и стало таким образом опять совершенное число святых мучеников сорок ; место отпадшего заступил темничной страж, которой стал святым восполнением четвертой десятерицы . Имя его было Аглаий.

При таком дивном восполнении сорокочисленного лика святых мучеников, диавол, видя себя побежденным и посрамленным, приняв вид человека, рыдал, во всеуслышание взывая:

– Увы мне! – побеждён я сими мужами, для всех теперь я – смех и поношение! – Не оказалось у меня ни друзей, ни слуг единодушных, чтобы отстоять мою победу! – Что же наконец остается мне делать? – ничего более как только расположить сердца преданных мне князя и воеводы, – внушить им, чтобы сожжены были тела святых и прах их брошен был в реку, чтобы не осталось после их ничего, никаких останков.

Между тем святой Кирион возгласил:

«Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса» (), Ты, Владыко, сотворил, что те, которые были против нас, стали с нами и за нас; Ты восполнил умаление четвертой десятерицы и посрамил сатану!

И начали все мученики петь псалом: «Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного» ().

Настало утро; нечестивые мучители пришли к озеру и, увидев святых мучеников стоявших в воде, живыми и не пострадавшими от зимней стужи, удивились, но объясняли это чудное явление волшебною хитростью страстотерпцев. Их удивление еще более возросло, когда они увидели среди мучеников стоящего темничного стража. Допросили они воинов, приставленных для надзора: – почему и как это произошло – воины на это ответили:

– Мы ночью крепко уснули, а он – темничный страж – всю ночь не спал и – вдруг разбудил нас; проснувшись же, мы видели большой свет, озаривший стоявших в воде, а этот быстро снял с себя одежды и, бросив их, стремительно вошел в воду и присоединился к стоявшим там, громко заявляя: «и я христианин ".

Яростью распалились тогда сердца мучителей; приказав вытащить на берег связанных святых и оттуда вести их на мучилище в город, судьи приговорили подвергнуть святых мучеников новому истязанию – перебить им голени молотами.

Когда производилось это бесчеловечное истязание святых, благочестивая мать одного юнейшего из них, Мелитона, приблизившись к месту мучения и стоя подле страдальцев, поощряла их словами к доблестному прохождению подвига; всего же больше опасаясь, как бы юной сын ее не устрашился и не изнемог в мучениях, любовно на него взирая и простирая к нему руки, ободряла его и утешала, говоря:

– Сын мой сладчайший! потерпи еще немного и будешь совершен; не бойся, чадо, се Христос предстоит, помогая тебе!

Святые мученики, претерпевая, как презренные злодеи, страшные муки от сокрушения голеней () и не ослабевая в ревности, в предсмертные минуты с духовным веселием взывали:

«Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю» ().

И, произнеся это, все они предали души свои Богу и только один, утешаемой матерью, Мелитон оставался жив едва дыша. После того мучители приказали своим слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, оставив одного юного Мелитона, в надежде, что он будет жив. Но благочестивая мать, видя оставленным на месте мучения одного своего сына, отринув свойственную ей женскую слабость и воодушевившись мужеством, взяла на свои плеча сына и безбоязненно последовала за колесницами, на которых как снопы зрелой пшеницы везены были тела святых мучеников. Когда же мученик несомый матерью испустил дух свой, радуясь о Господе, то ее же материнскими руками тело его возвержено было на колесницу к телам его сподвижников . Когда тела святых мучеников привезены были на место сожжения близ реки, воины по распоряжению нечестивых судей, собрав много дров и хвороста, приготовили весьма большой костер и, возложив на него тела святых, подожгли его. Костер сгорел, остались только кости мучеников. Но злоба мучителей не успокоилась!

– Если кости эти мы оставим так, – рассуждали они между собою, – то христиане возьмут их и наполнят ими весь мир, раздробляя их и сохраняя для воспоминания оных; итак, бросим их в реку, чтобы и праха их не осталось.

И ввержены были останки святых мощей в реку на всеконечное погубление памяти доблестных страстотерпцев. Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» (), не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, но все они сохранились в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему:

– Приди ночью и изнеси нас из реки.

Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире .

Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанеий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта , когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать – уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вам всем исцеления.

Ликиний, зять Константина Великого императора западной половины Римской империи, был императором восточной половины – с 307 по 323 год. В 313 году обоими императорами был издан указ, коим христианская религия была объявлена государственною, – уравнена с древней языческою. Но Ликиний – язычник, враждуя против Константина, ставшего решительно покровителем христианства, и приготовляясь к войне с ним, по обольщению оракула, обещавшего ему победу, решился уничтожить христианство в пределах своей империи, особенно же, по опасению измены, в среде своих войск.

Армения с городом Севастией – северо-восточная часть Малой Азии, – входила в состав восточной Римской империи.

Каппадокийская область – восточная часть Малой Азии; ее главный город, Кесария, славился образованием.

Так и св. Ап. Павел, страдая за Христа требовал от судей, чтобы они, проявляя свою злобу, не попирали законов человеческих, государственных, – не подвергали его – римского гражданина» истязаниям по своему произволу. (

Св. Ефрем Сирин («Похвальное слово 40 мученикам») влагает в уста блаженной матери мученика при этом такую трогательную речь: «Успокойся, сын мой, не надолго на колеснице; смешай кровь свою с досточестными кровьми; возляг на мгновение с ними, чтобы вместе же с ними достигнуть небесной обители. Иди с ними в огонь чувственный, чтобы с ними же облечься в свет истинный; войди о ними в горнило, чтобы с ними же войти очищенным золотом. Знаю, от какой бури спаслись вы и в какую пристань стремитесь. Знаю, что вы идете к Отцу небесному..., спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им, насладиться? – Ужели потому, что я грешная и достойна слёз и крайнего сожаления!.. Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, – вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский ()... Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: «приидите, наследуйте Царство Мое , которое Я уготовал вам» (). Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (первой седмицы великого поста, то служба мученикам правится в субботу; если случится оно в среду недели крестопоклонной, то служба правится во вторник той же недели, а равно если случится в четверг великого канона, то служба правится во вторник той же пятой недели; если же случится в субботу акафиста, то переносится на воскресенье пятой же недели поста.


Севастийские мученики — образец смелости, крепкой веры, стойкости мужчин, не побоявшихся умереть за Бога, оставив даже блестящую военную карьеру. Их очень почитали на Руси — в день их памяти праздновали расцвет весны. Также их называют Сорока мучениками.
Само мученичество, отдание жизни за Христа многие века становилось источником чудес. Страданиями мученики обретали Царство и Славу Небесную, возможность помогать людям свыше. Слух об их подвиге распространялся во все пределы земные. Как герои Великой Отчечественной войны отдавали свои жизни за Родину, так и они претерпели пытки ради Христа

ИКОНА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ: КАК УЗНАТЬ ОБРАЗ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ

Образ Севастийских мучеников очень узнаваем. На нем подробно изображено житие страдальцев за веру и их блаженная мученическая кончина, а также богословский аспект мученичества — терпение ради награды на Небесах:

    • Большую часть иконы занимают полуобнаженные мужчины с разной длины бородами, в набедренных повязках;
    • Некоторых, без сил склоняющихся вниз, под руки поддерживают другие мужчины;
    • Мученики стоят ногами на льду или по пояс в воде;
    • Над водой часто расположена баня — важный элемент жития мучеников;
    • Иногда изображен несчастный, не выдержавший мучений и ушедший в баню, и напротив, уверовавший во Христа одного из стражей;
    • Над святыми сияют нимбы (символ святости), зачастую с неба спускаются венцы или короны.
    • Вверху иконы в облаках находится Господь Иисус Христос, благословляющий верных ему людей обеими руками.

ЖИТИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Святые мученики Севастийские — одни из последних христиан, принявших мучения в годы гонений. Уже правил равноапостольный царь Константин Великий — император Византии. Однако соправителем его был некий Лициний (или Ликиний), бывшим не только язычником, желавшим уничтожить христианство в областях, подвластных ему, но и интриганом. Он планировал идти войной на Константина Великого и, конечно, опасался измены: ведь христиане могли встать на сторону своего единоверца.

Поэтому обращение христиан в язычество он решил начать со своих воинов, ведь дисциплину и послушание высшим чинам даже для христиан никто не отменял. Сам Лициний знал, что не так-то легко склонить христиан к вероотступничеству, но был готов уничтожить собственных воинов. После указа Лициния военачальник из армянского города Севастии Агриколай, знавший о том, что под его началом служат христиане, потребовал от них принести жертвы языческим богам, доказав преданность правителю. Эта Севастийская дружина состояла из сорока человек, прославившихся своим героизмом и многими победами. Конечно, они отказались предать свою веру, и были заключены своим начальником в тюрьму. Однако той же ночью, встав на молитву, все воины услышали голос Ангела или Самого Христа, говоривший, что спасется в Царствии Небесном тот, кто будет терпеть муки до конца.

Когда воины вновь предстали перед Агриколаем, тот изменил свою стратегию. Он стал льстить им, хвалить их смелость и силу, призывать подумать о молодой жизни, которая может оборваться. Он предлагал им, приняв язычество, получить внимание и милость императора, а там и блестящую карьеру. И вновь все воины отказались от почестей и были заточены.

Через неделю на суде Севастийские воины вновь исповедовали Христа, добавив, что готовы отдать и чины, и звания, и славу воинов, и саму свою жизнь ради сохранения верности Господу Иисусу, Который Один ценнее всего для них. Их хотели казнить избиением камнями. Возглавил казнь прибывший из Рима вельможа Лисий, однако ни один камень не попал в целую толпу казнимых воинов; по свидетельству очевидцев, разгневанный Лисий сам бросил камень, но попал прямо в лицо начальнику Севастийской дружины, Агриколаю. Даже палачам стало ясно, что их оберегает благодать Неведомого Бога. Вновь воинов-мучеников заключили в тюрьму, где ночью на молитве они услышали Голос Божий, укрепляющий их словами: «Тот, кто верит в Меня, даже если умрет — оживет на Небесах. Идите и не бойтесь, вы примете венцы небесные».

На следующий вечер, после очередных угроз и обещаний, воинов раздели и отвели к городскому озеру, покрытому льдом. Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками. Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее. Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы.

После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы. Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий. Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».

Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном — Мелитоне. Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога. У костра скончался и он.

Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду — ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню. Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи. Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников.

ПОЧИТАНИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

День памяти Севастийских мучеников — один из самых чтимых праздников Православной Церкви. Он празднуется весной, отмечается особым богослужением Литургии Преждеосвященных Даров и богат народными традициями.

День страданий Севастийских мучеников сохранился в Церковном предании — это 9 марта (по новому стилю 22-е). В этот день в 1230 году болгарский царь Иван Асень разбил вражескую армию и в благодарность за услышание его молитв Сорока мученикам устроил церковь с памятной колонной, а также распространил празднование их памяти в славянских странах.

Память Сорока мучеников, также называемая «сОроки», — начало весны, с которым связаны многие обычаи, традиции, приметы:

    • Во двор, где совьет гнездо ко дню Сорока мучеников ласточка, придет радость и удача;
    • Первые птицы прилетают к дню памяти мучеников Севастийских;
    • Пели в этот день песни-веснянки, призывающие весеннее тепло: дети на улицах, а девушки у озер, видимо, в связи с житием мучеников, страдавших на озере;
    • В этот день чистили дома, готовились к встрече весны кострами из зимнего сора;
    • Молодежь должна была до утра гулять и петь — очевидно, также в связи с житием мучеников, стоявших в воде ночь, — чтобы найти расцветшие листья вербы и утром, вернувшись домой, хлопать ими близких, желая здоровья.
    • Самый интересный обычай — печь особое печенье и булочки. Их «высаживали» на окно, как бы показывая весну. Печенье пекли круглым, в форме солнца — это был символ пробуждающейся природы. А вот булочки имеют даже богословский смысл. Их называют жаворонки (иногда — тетерки). Люди, наблюдая за этими птицами, узнали, что поющий жаворонок — первая весенняя птица — то летит очень высоко, под острым углом, к небу, а потом так же резко падает на землю. Православные говорили, что так птицы показывают пример смелости молитвы и смирения перед Богом: поднимаясь вверх, жаворонок, словно удивленный славе Божией, с благоговением опускается на землю. Христиане многих веков сравнивают песню первых весенних птиц — жаворонков — с молитвами Севастийских мучеников, которые они пели перед смертью. Они так же явили стремление в Царствие Небесное, к Солнцу Духовному, Господу Иисусу Христу, и смирение перед волей Его.

СВЯТЫНИ И ХРАМЫ В ЧЕСТЬ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Царем болгарским Иван Асенем, распространившим почитание святых среди славян, был выстроен первый православный храм в их честь. Рядом с церковью он поставил памятную колонну. Церковь Сорока мучеников стала национальной святыней Болгарии. Здесь находятся захоронения многих правителей страны. В этом же храме был некоторое время похоронен великий святой Савва Сербский, а после его прославления мощи были перенесены обратно в Сербию. Он устоял даже во время захвата Болгарии турками, получив статус памятника архитектуры, хотя фрески и церковная утварь подверглись разграблению и уничтожению.

Интересно связано почитание Сорока мучеников с историей Москвы. Храм в честь Севастийских мучеников был основан в столице в 1645 г. (Динамовская, 28). Находится он у Новоспасского монастыря, в Спасской слободе. Строившие ее рабочие приехали из разных областей ради созидания храма, но место им настолько полюбилось, что они выстроили слободу вокруг храма. Так здесь появились улицы с названием Каменщики. В этом храме пребывает икона Севастийских мучеников и драгоценный ковчег с мощами. Также чудотворные иконы и святые мощи Сорока мучеников пребывают

    • В храме Севастийских мучеников Свято-Троицкой обители города Тюмень;
    • В церкви в их честь на территории Печорского Свято-Успенского монастыря Псковской области.

КАК МОЛИТЬСЯ И О ЧЕМ ПРОСИТЬ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ?

Просить помощи Сорока мучеников можно в различных жизненных ситуациях, особенно тех, где требуется стойкость и смелость. Молиться образу Севастийских мучеников можно в храме и дома, возжигая свечи.

    • Придя в храм, приобретите церковные свечи и найдите образ Мучеников Севастийских по иконографическим приметам, указанным в начале статьи.
    • Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте край иконы или ноги святых на иконе, перекреститесь в третий раз и поклонитесь снова.
    • Поставьте свечу на подсвечник, не важно, с какой стороны.
    • Обратитесь к иконе с молитвой.
    • Если в храме нет иконы Сорока мучеников, можно приобрести ее в церковной лавке — самый большой выбор обычно при кафедральном (главном) соборе вашего города. Дома прикладываться к иконе и молиться перед ней можно, также зажигая церковную свечу.

Святые мученики Севастийские особо помогают военнослужащим в исполнении долга, прохождении службы, в боях. Можно молиться им и если вы обычный человек:
— При сомнениях в вере;
— При необходимости сделать выбор;
— При трудностях, когда нужно проявить речение и стойкость;
— Для достойного выхода из неудачной для вас ситуации;
— Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
— При отчаянии, депрессии, тоске и унынии;
— В отсутствии сил и желания для борьбы с жизненными неурядицами;
— Об уверенности в себе и доверии Богу.

Молитву Сорока мученикам Севастийским можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святые славные страстотерпцы Христовы, числом сорок в городе Севастии мужественно пострадавшие ради Господа, через огонь и воду прошли вы и как друзья Христовы вошли в покой Царства Небесного. Вы имеете великую смелость ходатайствовать перед Пресвятой Троицей о роде христианском, особенно же о людях, которые чтят вашу святую память и с верой и любовью вас призывают. Попросите у Господа Щедрого прощение наших грехов, исправления нашей жизни, чтобы в покаянии и любви друг ко другу без лжи мы жили, и смело предстали на Страшном Суде Христовом, а вашими молитвами встали рядом со Христом, Судей Праведным. О, угодники Божии, будьте нам защитниками от всех врагов: видимых, людей злых — и невидимых, духов злобы поднебесной, чтобы под вашим покровом избавились мы от всех бед, зла и нападений до последнего дня нашей жизни.
О страстотерпцы и всеми прославляемые воины, сорок солдат Христовых, твердые защитники: через огонь и воду прошли вы, и стали согражданами Ангелов в Небесном граде Иерусалиме. Молитесь с ними Господу Иисусу о тех, кто с верой вас и Его восхваляет: слава Подавшему вам силу и крепость, слава Венчавшему вас венцами нетленными, слава Дарующему исцеления вашими молитвами!

О страстотерпцы, угодившие Господу Богу и мученически свидетельствовавшие свою верность Ему! К вам, молитвенникам нашим, мы приходим с усердной молитвой и просим вас: умолите Бога Пресвятого прощение наших грехов, жизнь добродетельную нам, чтобы вечно мы прославляли имя Всесильного Бога во Святой Троице: Отца, Сына и Духа Святого, вечно. Аминь.

Молитвами святых мучеников Севастийских да хранит вас Господь!

Сорок мучеников Севастийских – непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день – 22 марта (новый стиль). В этом году праздник переносится на 20 марта из-за совпадения с четвергом Великого Канона.

Ксиропотамский монастырь на Святой Горе Афон посвящен 40 мученикам.

К празднику мы подготовили 40 фактов о святых, погибших в озере на территории Армении.

1. Сорок мучеников Севастийских - святые первых веков христианства.

2. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

3. Во времена святых мучеников, в 313 году, Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.

4. Соправитель Константина Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там.

5. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов-христиан, которые вышли победителями из многих сражений.

6. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

7. Когда на следующее утро воинов привели к Агриколаю, язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа.

8. Услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов.

9. Услышав приговор, старший из воинов Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Тогда Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

10. Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами.

11. Во время суда Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

12. Взбешенный твердостью воинов, Лисий велел побить их камнями.

13. Но камни летели мимо цели: камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю.

14. Когда мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила, они велели заточить их в темницу.

15. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

16. На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

17. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. В то время стояла зима, и был сильный мороз.

18. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню.

19. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер.

20. Видя это постыдное бегство, святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.

21. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела.

22. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы.

23. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев.

24. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых.

25. Сторож немедленно разбудил спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!».

26. Стоя в воде, Аглаий молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

27. Утром пришли мучители и, увидев, что святые живы и не пострадали от холода, приписали все это волшебству.

28. Мучители также удивились, что среди воинов оказался темничный страж и впали в ярость.

29. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию - перебить им голени молотами.

30. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.

31. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

32. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

33. Когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы.

34. При этом мучители не успокоились: боясь, что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Но Господь снова сохранил в воде все кости мучеников в целости.

35. Через три дня святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас».

36. Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

37. Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы 40 мученикам входит 2 канона.

38. В день памяти 40 мучеников облегчается строгость поста - разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

39. День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близилась весна, и в разгаре был пост - «весна души».

40. Праздник совпадал с днем весеннего равноденствия, очень значимого в языческом сознании наших предков. Это был день, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие.

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта (9 марта по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских.

Другие названия праздника: 40 святых, Сорок сороков, День сорока мучеников, День жаворонка.

Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Традиции и обряды

Главные традиции 22 марта — молитвы Севастийским мученикам о благополучном окончании военной службы, выпечка булочек в виде птиц.

— На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук - по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

— Впрочем, весна могла быть и обманчивой - утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

— У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Примет и поговорки

  • Если сороки теплые — сорок дней будут теплыми, если холодные — жди сорок холодных утренников.
  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел - к теплу, зяблик - к стуже.

Именины 22 марта

Петр, Ираклий, Александр, Николай, Кирилл, Иван, Дмитрий, Валерий, Сергей, Михаил.

ИКОНА "СОРОК СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ"-СОРОКАСИЛЬНЫЙ ОБЕРЕГ

СКОРО 22 МАРТА ДЕНЬ-ДЕНЬ ПАМЯТИ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ.В ЭТОТ ДЕНЬ СТАВИТСЯ СОРОКАСИЛЬНЫЙ ОБЕРЕГ.СТАВИТСЯ ОН НА ЧИСТОГО,НЕ ПОРЧЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.

В 313 г во время жестокого гонения на христиан префект Агриколай заставлял сорок воинов Каппадокийской когорты отречься от Христа и принести жертву идолам.

Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: "Претерпевший до конца, тот спасен будет".

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: "Император не давал тебе права налагать на нас оковы". Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: "Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога". Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные".

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны.

Все сорок легионеров отказались.

Воинов раздели и ввели в ледяные воды Севастийского озера (стояла зима, лютый мороз), оставив на берегу растопленную баню. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и молясь.

Один из страдальцев не выдержал и побежал в баню, но пороге упал замертво, как только приблизился к огню. В это время стражник Аглаий, охранявший мучеников, увидел, что на озеро опускаются с неба 40 мученических венцов, сорокового мученика нет. Тогда он с криком «И я христианин!» присоединился к мученикам, восполнив их число до сорока.

Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

ПоО традиции в день сорока мучеников, который всегда приходится на Великий пост, служится Литургия, послабляется пост и пекутся жаворонки.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

"Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам".

В этои день ставится сорокосильный оберег на себя, семью или любого близкого вам человека.Оберег поставленный в этот день очень мощный.

ЧИТАЙТЕ ОБЕРЕГ СЕМЬ РАЗ.

ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРОЧТЕНИЯ ПЕРЕКРЕСТИТЬСЯ.

ЕСЛИ ПЕРЕД ЭТИМ У ВАС БУДЕТ ЗАЖЖЕНА СВЕЧКА ПЕРЕД ОБРАЗОМ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ (22 МАРТА),ТО ОБЕРЕГ БУДЕТ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ.

ОБЕРЕГ МОЖНО СТАВИТЬ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ ПО НАДОБНОСТИ.

НО ЕСЛИ ЕГО ПОСТАВИТЬ В ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ 40 МУЧЕНИКОВ В СЕВАСТИЙСКОМ ОЗЕРЕ ПРОСИЯВШИХ,ТО ОН БУДЕТ РАБОТАТЬ ДОЛЬШЕ И ЗАКРЕП СИЛЬНЕЕ.

ХОТЯ НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОДЖИДАНИЯ УДОБНОГО ДНЯ.

-ПОДДЕЛ ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ ЧЕРЕЗ ПОЛ ГОДА.

Оберег ставится на "чистого", не порченного.

Сорокасильный оберег

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Кланяюсь сорока святым отцам.

Кланяюсь я их сорокасвятым сердцам,

Сорокасвятым душам,

Сорокасвятым очам. Честнейшие отцы,

Святые праведники,

Как вы Иисуса Христа не оставляли,