Почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Военные деспотии древнею мира. Царь на Руси

Проходим с сыном историю Древнего мира. Учебник интересный такой (Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира).

Интересный в числе прочего тем, что в нем в конце каждого параграфа есть две группы вопросов и заданий. На первую группу можно спокойно ответить, если прочитал параграф.

А вот чтобы ответить на вторую, знаний из параграфа уже не хватит. То есть их вообще в нем нет. Надо либо искать знания где-то еще, например в Интернете, либо выполнять целые работы, так называемые творческие задания. С привлечением, надо полагать, пап, мам и прочих родственников. Неплохо будет, если среди них окажется минимум кандидат исторических наук.

Конечно, многие из этих вопросов предлагаются на обсуждение всему классу. В принципе из тех знаний, что содержатся в параграфе, можно вывести и ответы на "незапараграфированные" вопросы. Но это надо очень сильно мыслить логически. Есть шанс, что коллективный разум класса с помощью руководящей и направляющей мысли учителя на эти вопросы ответить сможет. Так что в этом смысле вопросы хорошие и правильные - будят творческую мысль, развивают логически-историческое мышление.

Но нам конкретно не повезло: ребенок приболел и сидит дома, а домашние задания по Интернету приходят (во прогресс! то ли в наше время - болеешь и кайфеешь). Их надо делать - вот мы и делаем.

Пришло задание ответить на вторую группу вопросов по параграфу 9: Междуречье: рождение цивилизации.

Вопрос первый простой: Почему древние города-государства возникали на берегах рек?

В учебнике написано только, что древние города-государства возникали на берегах рек. И это все. Но мы легко додумались - людей в городе много, им надо элементарно водички попить, умываться по утрам и вечерам, выращивать урожай для прокорма, также реку удобно использовать как путь для торговли.

Вопрос второй: Обсудите в классе: почему с возникновением государства традиции и обычаи уже не могли обеспечивать порядок в обществе и правители стали издавать законы?

Тут уже папа зачесал репу, поскольку коллективного мозга класса с руководящей и направляющей мыслью учителя под рукой не было. Пришлось даже глянуть в Интернет, чтобы как-то упорядочить то, что первое пришло в голову - общество стало сложнее, чем племя в лесу, появилась частная собственность, увеличилось число споров-раздоров и понадобилась новая система управления - государство, которому удобнее управлять с помощью законов, пусть даже выбитых на камне товарищем Хаммурапи. В общем, с грехом пополам расписали.

Вопрос третий: Подумайте, почему правители Шумера опирались не на родовую знать, а на чиновников.

Вот это был полный отпад - даже не представляю, как мысль учителя справится с таким вопросом. Хорошо, что в свое время ваш покорный слуга через известную книгу Михаила Восленского "Номенклатура" ознакомился с гипотезой историка Карла Виттфогеля о "гидравлических" обществах. Вкратце - для проведения сложных ирригационных работ, а также строительства пирамид, дворцов и храмов требуется мобилизация всех сил общества, что проще сделать посредством государства и назначенных им чиновников.

Правда, Виттфогель не дал ответ на вопрос, почему подобные работы, например, в Голландии и Италии не привели к возникновению "гидравлических" обществ. Ну да мы в такие выси уходить не стали. Мы это сделаем, если нам вдруг кандидатскую писать понадобится.

А пока просто выписали - мол, правителям Шумера надо было проводить большие строительные работы, а это проще сделать через чиновников, а не своевольную и нахальную родовую знать.

В мои школьные годы у нас был классический учебник по истории Древнего мира с изображением триумфальной арки в Пальмире. Недавно эту арку взорвали новые вандалы из ИГИЛ (запрещенного в России - блин, оказывается, если вы СМИ, надо обязательно к каждому упоминанию ИГИЛ писать, что она, или оно, или он запрещено в России. А то будут неприятности по закону о СМИ. Хорошо, что я еще не СМИ). Пичалька, короче. А пока в качестве КДПВ выставляю арку из древнего города Мира в Анатолии, снятую, между прочим, собственноручно.

Чтобы правильно ответить на вопрос, надо правильно его сформулировать. А правильнее он звучал бы так: почему среди русских князей встречаются славянские и скандинавские имена?

Двойные имена князей – родовые и крестильные
Дело в том, что после принятия Русью христианства все князья носили, как правило, два имени – славянское и данное им при крещении имя греческого, латинского либо еврейского происхождения. Так, правительница Ольга была крещена под именем Елена, Владимир – Василий, Ярослав – Георгий. Заодно определённые сочетания языческих и христианских имён стали традиционными. Так, Владимир Мономах тоже был наречён крестильным именем Василий. Известные нам князья по имени Ярослав – обычно Георгии (Юрии). В летописях они чаще всего фигурируют под своими традиционными славянскими именами, хотя время от времени их называют двойным именем (например, Святополк-Михаил).

Но уже в XII веке отдельные князья именуются только крестильным именем. Весьма возможно, что славянского имени у них при этом и вовсе не было. Это Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Константин Ростовский, Александр Невский и некоторый другие. Хотя и в это время большинство князей по-прежнему зовётся именами, которых в то время ещё не было в святцах: Святослав, Всеволод, Мстислав, Ростислав, Игорь, Олег и т.д. Встречались ещё и Рюрики, один из которых в начале XIII века захватил и разграбил Киев. Причём, если с течением веков многие княжеские имена, благодаря церковной канонизации, вошли в святцы и стали христианскими, то Рюрик таковым пока не стал.

Особенно интенсивно «вымывание» языческих имён происходило во времена ордынского господства. Отдельные князья в этот период ещё носят имена Игорь, Олег (один из последних – рязанский князь конца XIV века), но начинают безусловно преобладать имена, связанные с христианством. Интересно в этой связи, что в династии московских великих князей Рюриковичей, начиная с Александра Невского – отца первого московского князя Даниила – никто из занимавших престол не носил славянского имени. А последним Рюриковичем, который известен под языческим именем, стал Родослав, брат рязанского великого князя Фёдора, умерший в 1407 году.

Два Владимира могли занять московский трон
Тем не менее, было бы неверно считать, что русские великие князья и цари начали как-то гнушаться славянских имён. Просто их ещё было очень мало в святцах. Одним из первых там, по понятным причинам, появилось имя Владимир. Считается, что это произошло не позднее XIII века. Дважды складывалось так, что люди с этим именем могли бы, при иных обстоятельствах, занять московский престол.

Первым был двоюродный брат Дмитрия Донского – серпуховской удельный князь Владимир Андреевич Храбрый, предводитель рати на Куликовом поле и, как некоторые историки считают, главный герой той битвы. После смерти Донского Владимир Андреевич приходился двоюродным дядей новому великому князю Василию I. Из-за старшинства в роду тогда чуть было не вспыхнуло междоусобие.

Двоюродный брат царя Ивана IV, удельный князь старицкий, тоже был Владимиром Андреевичем. Во время тяжёлой болезни царя в 1553 году многие бояре и другие лица в ближайшем царском окружении не захотели присягать малолетнему царевичу Ивану. Они открыто говорили о том, что готовы служить только Владимиру Андреевичу. Если бы болезнь царя закончилась трагически, то весьма вероятно, что Владимир Андреевич и занял бы русский трон.

Единственное исключение – Борис Годунов
Среди царей было одно исключение. Это Борис Годунов. Нам, правда, неизвестно точное происхождение этого имени, но в православном именослове это имя помечено как славянское. Ещё в конце XI века в святцах появились имена святых князей Бориса и Глеба – сыновей Владимира – ставших жертвами братоубийцы Святополка Окаянного. Есть, видимо, закономерность в том, что единственный царь с русским именем был окрещён в честь одного из них.

Наверное, наречение имён подчинялось некоей математической закономерности. Было очень мало славянских имён в святцах, появились они там поздно, вот цари, за одним исключением, и носили греческие, латинские, еврейские имена. Ну, а если это кому-то покажется странным, пусть он попытается вспомнить, многие ли его личные знакомые в наше время имеют имена славянского и русского происхождения.

1. Укажите, в чем различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни. Перечислите признаки государства.

В племени также, как и в государстве существует власть, но она основывается на авторитете. В государстве кроме авторитета власть располагает также аппаратом принуждения, как правило, включая выделенные из остального общества вооружённые силы.

В качестве признаков государства, которые отличают его от догосударственных обществ можно назвать следующие:

Разделение общества на управляемых и управляющих;

Наличие аппарата управления, оформленного в виде специальных институтов;

Наличие аппарата принуждения управляемых;

Наличие вооружённых сил, оформленных в виде особого института;

Наличие судебных институтов;

Замена обычаев и традиций законами.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

Первые государства сложились в субтропиках в долинах крупных рек. Эти реки в своё время окружали равнины с большим количеством дичи, потому там кочевало множества племён. Потом климат становился всё более засушливым, что сгоняло людей к самой реке, где оказалось всё население ранее обширных территорий. Угроза голода вынудила людей перейти к земледелию и скотоводству. Но при этом долины рек не были идеальны для земледелия: значительная их часть оставалась заболоченной. Для осушения болот у людей появились ирригационные системы. Постепенно они стали использоваться наоборот для орошения сельскохозяйственных полей. Ирригация требовала организации труда большого количества людей и точных расчётов, знаний. Именно благодаря этому появились первые государства, основанные именно на ирригационном земледелии. Чтобы понять правдивость этой теории, достаточно вспомнить, где зародились древнейшие цивилизации: в междуречьях Тигра и Ефрата (Месопотамская цивилизация), Инда и ныне пересохшей Сарасвати (так называемая Хараппская цивилизация), Янцзы и Хуанхэ (Древнекитайская цивилизация), в долине Нила (Древнеегипетская цивилизация).

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

Во всех древних цивилизациях были сходные условия ведения хозяйства (ирригационное земледелие), потому во всех них получило распространение одно и то же явление – патриархальное рабство. Во всех этих цивилизациях, включая Древнеегипетскую, рабы считались частью большой семейной группы (патриархального хозяйства) и зачастую выполняли те же работы, что и свободные члены семьи. Становились такими рабами военнопленные, или не сумевшие вовремя расплатиться должники (либо дети таких должников).

5. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

Когда человек занялся земледелием, он столкнулся с новыми неведомыми для себя проблемами. Раньше лишь длинная череда неудачных охот могла привести к голоду, но урожай земледельца может погубить одно краткое событие, вроде наводнения. Изменилось отношение ко многим явлениям природы. Охотник от многих из них мог просто уйти в более благоприятные места, земледелец же был привязан к своему полю, потому многое действительно стало бедствием. На основании всего этого сложились представления о всесильных грозных божествах, которых нужно молить о милости, которым нужно служить, чтобы эту милость заслужить.

Новые религиозные системы давали новые ответы и на главный вопрос человеческого бытия – о существовании его души после земной жизни. Древнеегипетские представления требовали для этих целей таких сооружений как пирамиды, погребальные храмы и т.д.

Жрецы с одной стороны были посредниками между людьми и этими страшными всесильными богами, они помогали заслужить милость. Но одновременно жрецы накапливали и практические знание, именно они организовывали ирригационные работы, требовавшие точных расчётов.

Благополучие древних цивилизаций держалось на высоких урожаях, которые удавалось получать благодаря ирригационному земледелию. Для того, чтобы ирригационные системы работали слаженно, требовалось единое руководство, сильная власть, которой в идеале никто не должен был противоречить. Именно поэтому правитель считался одним из тех страшных богов – чтобы у него была абсолютная власть, которой никто не смел противоречить.

6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

Древние египтяне известны, прежде всего, благодаря своей архитектуре, особенной связанной с культом мёртвых. Великие пирамиды, вырубленные в скале гробницы, погребальные храмы до сих пор поражают воображение, даже несмотря на то, что дошли до нас не совсем в первозданном виде.

Также большую роль в истории человечества сыграли их системы письменности (иероглифическая и иератическая), медицина и т. д.