"шахтерские" легенды донбасса. Легенды донбасса Легенды о водоемах донбасса

Легенды Донецка

Легенды Донецка: от скифских баб до нефти в аэропорту
Донецк не может похвастаться почтенным возрастом и глубокой историей. Однако шахтерской столице хватило и века, чтобы обзавестись обязательным городским атрибутом - местными мифами. В них можно верить, а можно и сомневаться, но в любом случае без них было бы скучно. Мы отыскали самые популярные легенды, а также узнали, откуда берутся городские мифы.

По словам донецкого краеведа Валерия Степкина, дончане, условно говоря, веселят себя как могут. «Это народное творчество, те же самые сказки, только сказкам - несколько сотен лет, а донецким мифам десятки. Человеческая природа требует сказок, требует относиться ко всему с юмором, особенно если вокруг много негатива. Посмотрите на украинскую историю, литературу, там же веселого раз, два и обчелся, плач и грусть сплошная. А народ не может постоянно грустить», - рассказал нам краевед.

Негрустные жители Донецка создали неимоверное количество мифов и легенд о родном городе. Не все из них прошли проверку временем, однако один из первых донецких мифов, родившийся в эпоху Юза - о Добром Шубине - духе, живущем в шахте и предсказывающем обвалы, - и поныне жив в памяти дончан. «Все, что связано с шахтами, темнотой и неизвестностью, рождает мифы, - поясняет Степкин. - Вспомнить хотя бы о гигантских крысах-мутантах, о которых писали в газетах во время перестройки, а ведь люди тогда еще верили печатному слову. Молва о крысах родилась именно тогда и до сих пор жива».

Мифы о крысах-мутантах, обитающих в шахтах и завтракающих зазевавшимися горняками, исправно поддерживают сами шахтеры - то ли смеху ради, то ли подчеркивая непредсказуемость и опасность нелегкого труда. Впрочем, возможно, и действительно, кто-то что-то видел.

Городские мифы нередко обрастают и современными подробностями. Так, еще недавно в троллейбусах всерьез обсуждали нефтяную скважину, случайно обнаруженную строителями в районе аэропорта «Донецк». Нефть якобы бьет тугой струей, и запасов ее хватит на сотни лет. Правда, в этот же день выяснилось, что строители просто повредили ковшом экскаватора трубопровод для перекачки нефтепродуктов, и история донецкого нефтяного месторождения на этом заканчивается. Однако легенды о том, как Донецк едва не стал нефтяным городом-магнатом, до сих пор пересказываются молодому поколению.

«В больших городах мифы подобны, - отмечает Валерий Степкин. - Всегда будут живы легенды о подземных бункерах под зданиями администраций, о потайных железнодорожных ветках и подземных ходах под церквями. Люди склонны верить в сказки. Даже если они сами их придумывают».

МЕТРО ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

Согласно городским легендам, под «Белым домом» находится бункер и железнодорожная ветка, ведущая в сторону Азовского моря. Тут есть поезд, который находится в полной готовности к эвакуации. Дескать, бункер построен в 1980-е и тянется до ул. Артема.

В КАКОЙ РУКЕ УГОЛЕК У ШАХТЕРА

Каждое полнолуние горняк - он же памятник «Слава шахтерскому труду» - с Шахтерской площади в Киевском районе меняет руку, на которой лежит огромный кусок угля.

В МЕТРО НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ

Согласно легендам, при строительстве метро в Донецке были найдены алмазы. Впрочем, геологи допускают, что в недрах Донбасса могли быть столь ценные камни.

ВАМПИРЫ АЛЕКСАНДРОВКИ

В 1970-е, после серии убийств в районе ДМЗ, по Донецку поползли слухи о вампирах, убивающих людей и пьющих кровь невинных жителей.

ТЕРРИКОНЫ НЕДОРОГО

Несколько лет дончане из уст в уста пересказывали легенду о том, что японцы предложили выкупить все терриконы Донбасса и вывезти их за пределы региона.

ДОНБАСС: БОГИНИ И БОГАТЫР

Святогорье. Согласно былинам тут жили богатыри Муромец и Святогор. Фото: А. Глушков

В Донецкой области мифы и легенды имеют, в основном, историческую подоплеку. Так, существует легенда, согласно которой на меловых горах Святогорья былинные богатыри Муромец и Святогор нашли гроб и решили его «примерять». На Илью он оказался великоват, а Святогору подошел и захлопнулся на нем. Илья пытался перерубить крышку, но с каждым ударом на гробе возникали железные обручи. Пришлось так все и оставить.

Легенда гласит, что Святогор не умер, а уснул. Муромец допустил одну ошибку - он рубил своим мечом, а разбить крышку мог лишь меч Сварога, лежавший рядом. И этот меч стал защитой для Святых гор до того дня, пока не найдется тот, кто отыщет «тропинку между веков», гроб Святогора и меч и освободит могучего защитника, который сможет прогнать всю нечисть с Руси.

Особое отношение у жителей Донбасса к каменным изваяниям - «скифским бабам». По легенде, Табити - богиня домашнего очага и семьи у скифов - создала первые статуи «скифских баб» и поселила в них души тех, кто умер от несчастной любви. Кроме того, она наложила на них заклятье охраны любви. Если рядом ссорятся влюбленные, душа высвобождается и наказывает виновника ссоры, затем возвращаясь в статую.

«Скифских баб» надо условно «кормить» с помощью специальных обрядов, иначе в доме не будет порядка и лада, зато вдоволь будет болезней и бедности. Как сообщают на интернет-форумах дончане, если случайно пораниться возле каменных изваяний, то кровь не пойдет, а рана быстро затянется.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Донбасс в последнее время все чаще упоминается в связи со сложной политической обстановкой на Украине. А ведь этот горный край славится множеством легенд, большинство из которых связаны со здешними шахтами и катакомбами.

Призрак шахтера

Так, весьма популярна легенда о духе по имени Шубин, который помогает горнякам, спасая их от аварий. Скорее всего, Шубин - это все же не имя, а фамилия. По преданию, этот человек жил в конце XIX столетия и был по профессии выжигателем газа. То есть, выражаясь современным языком, проводил дегазацию шахт. Поскольку вентиляции в забоях тогда практически не было, выжигатель надевал на себя намоченный водой длинный тулуп из овчины, заходил с факелом в шахту и метал его подальше, а сам тем временем падал на землю, накрываясь тулупом.

Памятник Шубину

Если газа не было либо его было мало, то тулуп спасал выжигателя. Но иногда происходил сильный взрыв. Тем более что хозяевами шахтных разработок были сплошь иностранцы, а они о безопасности местных рабочих не слишком заботились.

Одна из версий гласит, что Шубин был из тех, кому не посчастливилось погибнуть в шахте от взрыва метана... Другая - поинтереснее. Мол, не поладил Шубин с хозяином-немцем. Характер у него был конфликтный, неуживчивый, а немец постоянно притеснял горняков. И вот как-то раз явился Шубин к хозяину пьяный и затеял с ним такой разговор: «Ты по какому праву нашу кровь шахтерскую пьешь?» Тот, конечно, ответил: «Я хозяин, что хочу, то и делаю!» - «Ах, хозяин? - ответил Шубин. - Ну, тогда я тебе покажу, кто тут настоящий хозяин». Выжигатель ушел, и после этого его живым больше никто не видел.

Рассказывали, будто не то помер своей смертью, не то по пьянке полез в шахту и специально взорвал ее и себя заодно. И с тех пор стали видеть его время от времени то здесь, то там... Появляется дух Шубина перед шахтерами, чтобы вывести из-под завалов или предупредить о какой-то опасности. Правда, по другой версии, он, напротив, пугает шахтеров и может даже завалить или затопить шахту. Обитает Шубин будто бы в дальних или заброшенных выработках. Те, кто верит в этого духа, зовут его уважительно - «хозяином»...

Алмазы вместо метро

Еще одна «подземная» легенда Донбасса связана с алмазами. Некогда, еще в советскую эпоху, в Донецке собирались строить метро, но ничего не вышло. Пошли слухи, что строительство заморозили из-за того, что во время прокладки первых веток метрополитена обнаружили месторождение крупных алмазов. Вроде бы даже нашлись очевидцы, которые уверяли, что камни были величиной с перепелиное яйцо.

Впрочем, знающие люди говорят, что алмазы в Донбассе и впрямь «водятся». Впервые они были найдены еще задолго до революции. Но по какой-то непонятной причине разрабатывать месторождение не стали. Царское правительство спустило все на тормозах, а частных инвесторов не нашли.

Мутанты под Мариуполем

В донбасском городе Мариуполь есть подземные пещеры, которые местные жители называют «Штольней» или «Питомником». По слухам, в советскую эпоху КГБ оборудовал в здешних подземельях секретные лаборатории, где якобы изучались последствия воздействия радиации на людей и животных.

Местные старожилы охотно делятся с журналистами и исследователями преданиями о катакомбах. Один из них, по имени Роман, вспоминает рассказы своего деда о том, что в 50-60-х годах прошлого столетия в искусственных пещерах, тянувшихся на много километров, располагался засекреченный объект. Хотя территорию ограждала колючая проволока, кое-какие слухи просачивались. Самым популярным был миф о мутантах, которых «выводили» в тайных лабораториях КГБ.

Мутанты будто бы время от времени наведывались в близлежащие села - Чермалык и Гранитное.

Повадились как-то хулиганы кидать одной женщине камни на крышу — шифер били, - рассказывает Владимир, житель села Чермалык. - Она пожаловалась сыну. Собрались, значит, парни постарше, сидят дома, поджидают, чтобы проучить хулиганов, а на дворе ночь уже. Слышат, как калитка скрипнула, потом стук по крыше, ну, они и рванули за неизвестным, а тот в камыши - и по полю удирать начал в сторону «Штольни». В общем, выгнали мерзавца на поляну, фонариком светят - тень есть, а человека нет!

Тот же Владимир утверждает, что своими глазами видел возле «Штольни» гигантских змей. Он вспоминает:

Как-то вечером мы с отцом ехали на машине, и тут отец, чертыхнувшись, резко ударил по тормозам. Мы подумали, что какой-то умник положил поперек дороги толстый шланг, диаметром где-то как пожарный рукав, машина аж подпрыгнула, когда его переехали. Мы остановились, чтобы убрать этот «шланг». Выходим из машины, смотрим, а он вьюном по дороге вьется, шипит - и в сторону «Питомника». Мы в машину прыгнули - и по газам...

Еще будто бы наблюдали поблизости от объекта странных грызунов, похожих на крыс. Но все-таки это были не крысы, а гигантские насекомые, которые время от времени заползали на местные огороды, пугая хозяев своими размерами.

А вот что поведал Игорь Криничный из Гранитного:

Несколько лет назад на спор с товарищами я полез в правую пещеру. Условием было сфотографироваться у дальней стены. Пробирался вглубь с зажигалкой, видимости, соответственно, никакой. Едва видел, куда ногу ставить. Метров через 200 послышался какой-то шорох. Я остановился приглядеться, поднял повыше зажигалку, и меня как током ударило - на меня смотрели два огромных глаза, как у насекомого. Я рванул что было мочи, а эта тварь зашипела - и за мной, было слышно, как она своим телом двигала камни.

Впрочем, по другой версии, никаких лабораторий под Мариуполем отродясь не было, а существовала урановая шахта. Хотя одно другому не мешает. Если есть уран, то понятно, откуда взялись радиация и мутанты! По словам одного бывшего партийного чиновника, там проходили испытания горного оборудования. После развала СССР ни о какой секретности речи уже не шло, катакомбы оказались заброшенными, и там устроили стрельбище местные бандиты.

Находки сталкеров

Сегодня от катакомб остался лишь небольшой участок у самого входа длиной 400 метров. Остальные туннели забетонированы. Туда частенько наведываются мариупольские сталкеры. По словам этих «охотников», им не раз попадались в пещерах любопытные находки - например, остатки неизвестного оборудования. А однажды они наткнулись на свадебное платье покроя 1970-1980-х годов. Как оно попало в это жутковатое место - загадка. Неужто кому-то вздумалось играть здесь свадьбу? Кстати, там же, в катакомбах, была обнаружена и чья-то летняя туфелька без пары - судя по всему, из того же времени, что и платье.

Конечно, не обходится и без мистики. Сталкер Захар Беркут уверяет, что ему и его товарищам удалось сфотографировать в одной из пещер привидение.

Мы оставили здесь фотоаппарат на длительной выдержке, и на снимке в конце туннеля у нас отчетливо виден силуэт человека, хотя мы знаем, что там никого не было, - вспоминает он. Самое интересное, что впоследствии сенсационный снимок загадочным образом исчез из фотоархива.

У местных школьников есть традиция - в день выпускного устраивать гулянья вблизи катакомб. Там-то и приключился очередной «призрачный» эпизод.

На выпускном вечере мой брат вместе с одноклассниками приехал сюда, гуляли по поляне и в подлеске, - рассказывает Владимир из Чермалыка. -Кто-то предложил сделать коллективное фото, и все встали гурьбой. Каково же было наше удивление, когда на одном из снимков позади группы обнаружилось бледное лицо постороннего человека.

Может быть, это призраки строивших катакомбы зэков? Или те же мутанты? Кто знает, вдруг радиация способна превращать людей в фантомы? Так или иначе, в отличие от молодежи, жители более старшего возраста на всякий случай обходят бывший секретный объект стороной...

Дина КУНЦЕВА

По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

Вот все парни, что жили поблизости, договорились, пришли к Азе и предложили ей выбрать среди них себе жениха. Красавица посмотрела на них, подумала, а потом и говорит:

Будете соревноваться. Кто из вас своих товарищей поборет, тот и будет моим суженым.

И начали молодцы соревноваться. Один-таки вышел из того соревнования победителем, но Аза отказала ему да ещё и принялась насмехаться над хлопцами. Обманула соперников. Разгневались они на гордячку, взяли и утопили её в море.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…

По другой легенде Аза тоже жила на берегу нашего моря и тоже была неописуемой красоты, но, в отличие от первой, эта любила хорошего собой, прекрасного парня. Да настал тревожный час, и Азин возлюбленный ушёл на войну с турками. А перед походом он подарил девушке золотое кольцо, чтоб она ждала и не забывала своего милого. С приговором подарил:

Если потеряешь это кольцо, я буду знать о твоей неверности.

Прошло несколько лет. Аза берегла подарок, как зеницу ока. И всё ждала-выглядывала хлопца из похода, а он всё не возвращался. И вот однажды случилась беда. Пошла девушка к морю стирать бельё, задумалась да и уронила ненароком кольцо в воду. А тут откуда ни возьмись волна, замутила воду – и пропал подарок. Испугалась бедная Аза, бросилась в волны, чтобы достать свою дорогую утрату, да и утонула.

С тех пор, мол, и море зовётся Азовским по имени бесталанной девушки, которая так и не дождалась своего милого из похода.

В третьей легенде рассказывается уже о двух сёстрах.

Возле большой воды (то есть где-то возле нашего моря) жил когда-то, говорят, старый рыбак. Жена его давно померла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры были настолько красивы, что кто бывало узрит их, тот с того момента и про сон забудет: всё о них думает. А девушки искали своего счастья переборчиво, никто из местных парней не был мил их сердцу.

Аза каждодневно сидела на берегу моря, на высоком обрыве, да всё выглядывала кого-то. Возможно, своего суженого, который поплыл в далёкие чужие миры и там, как передавали люди, погиб от вражьей сабли.

А раз, когда девушка сидела в той же задумчивости, неожиданно задул сильный ветер-буран. На море поднялись высоченные волны. Они бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти старшую сестру. Да так и потонули обе…

Наутро следующего дня, когда море утихомирилось, вернулся из гостей старый рыбак, вышел на берег моря и увидел, что нет его дочерей на круче, а на том месте, где любила сидеть Аза, свежий обвал. Глянул отец вниз – а там, под самой кручей, такой золотистый песок искрится на солнце, что аж очи слепит! А море – тихое-тихое и такое ласковое, как его дети… И понял всё несчастный и горько заплакал…

Вот с тех самых пор и море стали называть Азовским, ибо потонула ведь в нём красавица Аза. А длинных песчаных кос в этом море оттого столь много, что вместе с Азой утонула и её младшая сестра – Золотокосая Песчанка.

Мифология древних славян. Велес и Азовушка.

Родившегося младенца бога Велеса похитил бог Пан, сын Вия - царя подземного мира. Он поднял его люльку и понес над океаном. Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не сдержал младенца и уронил вместе с люлькой.

Велес в люлечке приплыл к берегам большого острова. Здесь Велес сразился с Коршуном и спас Царевну Лебедь, духа Азовского моря, кою звали Азовушкой. Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва. По её имени названо Азовское море.

Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском море.

2 группа рассказывает об озерах Донбасса по материалам книги И.Костыри «Думы о Донбассе». Звучит аудиозапись шума леса, щебета птиц.

Дума о Торских озерах

Такого дива, сотворенного самой природой на севере Донецкого края, пожалуй, и во всем мире не сыщешь!

На огромном расстоянии от моря, средь пресных речек и естественных водоемов лежат соленые озера, именуемые по-старинному Торскими, а по-нынешнему - Славянскими. Репное, Слепное, Вейсово, Кривое, Червленое... И более мелкие, безымянные, которые местные жители называют просто лиманами.

Озера приветливо-весело посверкивают своей гладью из зарослей камыша, тростника, рогозов. Но здесь встречаются и чисто морские растения - руппия, заннукелия. А кроме типичных луговых чины и алтея, прижились, как у себя дома, галодиты, любящие засоленную почву, солерос, солончаковая полынь и солончаковая астра, содник. Словно взяли и в одночасье переселились из какого-нибудь приморья в открытую степь. Собственно, и вода в озерах под стать морской.

Вокруг холмистое степное раздолье, изрезанное буераками, балками и оврагами с меловыми обрывами и осыпями, по буграм щетинится любящий зной полынок, подувает сухой, теплый ветерок, преимущественно с юго-востока. Ну, точь-в-точь, как на приморских прибрежьях.

Невидаль да и только!

Издавна их называют Торскими - по племени торков, кочевавших наравне с хазарами, печенегами и половцами по здешнему краю. Как и реку Торец с ее притоками - Сухим и Кривым. Что означает в переводе на русский язык «быстрый», либо «источник».

Название это поминается еще в Ипатьевской летописи, поведавшей так же, как и Боян в «Слове о полке Игореве», о трагический событиях, какие разыгрались на Диком Поле еще в 1185 году, при битве на реке Каяла. Игорь попал в плен на реке Тор или был привезен сюда с более южной стороны. Об этом самом месте ведется речь в «Слове...»: «В полночь Овлур (половец, бежавший на Русь вместе с Игорем) свистнул коня за рекою; велит князю не дремать». А в летописи уточняется: «... и послал Игорь Лаврове конюшного своего река ему перееде на оноу сторону Тора с конем поводным...»

Более того, в той же летописи записано, что воины князя Игоря, сдерживая натиск врагов, изнывали от жажды, но не могли пить и поить лошадей, так как вода в реке была соленой. Та ли была это река, поименованная Каялой, или Макатиха, которая когда-то была бурной и полноводной, а теперь русло ее почти пересохло, или другая какая, но место пребывания Игоря в плену обозначено Тором. И стало быть, даже если он и был пленен в другом безлюдье дикой степи, то побег совершил именно отсюда. Однако ж соль в воде поминается. Значит, все наверняка так и происходило, из этих мест Игорь бежал на близкий Северский Донец, к которому впоследствии обращался с благодарными словами: «О, Донче!...»

Самое большое из Торских озер - Репное .

Как-то работные люди, добывавшие к тому времени соль на самодельных солеварнях, услышали страшный грохот. И на их глазах в разверзшуюся, треснувшую или по-украински «репнувшую» землю провалилась казарма с целой командой солдат. Даже свидетель конкретный этому ужасу отыскался - некто Виттих, которого из-за границы вытребовал Петр I для отечественного соляного промысла.

Хотя по другому преданию, сгинул в пучине разверзшейся земли и хлынувшего оттуда рассола солеварный заводик - весь с гамузом.

Как бы там ни было, а хлынувшая наружу вода грозила затопить варницы. По донесению о случившемся Петру I было ниспущено повеление: спустить вновь образовавшееся озеро в Торец. Но уровень Торца оказался выше, и вода стала еще больше затапливать окрестности. И тогда канал засыпали наглухо. За достоверность предания никто не может поручиться. Тем не менее, следы тогдашнего неудачного канала якобы просматриваются до сих пор и их нетрудно отыскать.

А озеро, возникшее на месте треснувшей, или «репнувшей», земли и последующего ее провала, прозывается и посейчас Репным.

Слепное озеро называлось и Косю-Слепное . Оттого, что в нем якобы утонула слепая лошадь - «кося сліпа», поместному. Да и много было на нем слепней - оводов.

Озеро Вейсово связано с фамилией полковника Вейса, который занимался акцизным сбором пошлин. В 1832 году у него родился сын Иван, и в его честь озеро было названо Вейсовым. А до этого оно прозывалось на разные лады: и Старо-Майданным, потому что в его стороне находилась площадь - майдан, где собирались на свои соборы казаки, должностные лица и выборные от солеварен для рассмотрения и разрешения тех или иных заминок в организации производства, службы и управления; именовалось оно и Маяцким, поскольку рядом пролегала дорога на бывший воинский сторожек Маяки, что в направлении к Святым Горам.

Кривое именовалось еще и так: Кривое-Левадное. Первая половина исходила от кривизны его береговой линии, а вторая - от находившихся поблизости сенокосных левад.

И наконец, поименованное Червленым. Оно же и Червонное, а попросту Червоне. Потому что по его берегам росла вроде бы странная на вид трава - красного, будто кровавого, цвета. Она и поныне тут растет, солончаковая, сочная, хрупкая и красная с виду - солянка, или солонка.

Безымянным же озерцам, именуемым и лиманами, и солонцами, и солончаками, несть числа.

Недаром и развернулись на здешней почве соляные промыслы бог весть когда.

Из названий озер бросается в глаза нечто общее: украинизмы. Стало быть, не одни казенные работные люди, присланные из России, обретались на солеварнях, а стекались сюда и беглые крестьяне-украинцы - от них-то и приняли наименования украинский оттенок. Да еще и украинские казаки с Днепра - «черкасы».

О том, что солеварение на Торах к середине XVII века шло уже полным ходом, засвидетельствовали сохранившиеся в отечественных архивах указы Великого князя Алексея Михайловича. В первом говорилось, чтобы из Чугуева воевода Хлопов посылал ежегодно на Торские озера дружину по 30 человек для защиты солеваров и солеварения. Ибо набеги кочевников не прекращались. Для этой же цели защитной, кроме Маяцкого острожка, вскорости по второму указанию соорудили и на соленых озерах Острожек, в котором службу несла стража из того же Чугуєва.

А вскорости Богдан Хмельницкий жалобился царю: «Некии воришки в Гадяче и Вспрыке и в иных городах вчали бунты и многие злости, и не хотят с ними вместе против государева неприятеля идти, бегают в украинские города и на Торские озера».

На что последовал незамедлительный указ Тишайшего: «В украинские города черкасов и никаких людей, которые придут из полков Богдана Хмельницкого или из Тора, или из иных городов, не принимать и в вечное житие их не ставить».

Не пройдет и четверти века, как все тот же царь вынужден будет из-за непрекращающихся набегов кочевников, которые по весеннему и летнему теплу чуть ли не ежегодно жгли солеварни, торгово-ремесленные посады, разоряли при случае Острожек, преобразованный к тому времени в Торскую крепостцу, - все тот же царь из вынужденной предосторожности обязан будет принять совершенно противоположный указ: «У тех соляных озер для опасения неприятельских людей построен город Тор и призваны на житье черкасы». То бишь заднепровские казаки с Черкасского острова. Они сноровисты были в ратном деле. А к тому и сельщина была им свычна. Да и в солеварении по житейской ухватистости быстро освоились. И их, вероятно, можно считать первыми оседлыми жителями Торских озер.

Торяне, выдвинувшиеся за пределы так называемой Белгородской черты, то есть ряда крепостей, выстроенных для охраны южно-русских границ от Ворсклы до Дона по Северскому Донцу, - находясь на передовом ее крае, торяне больше других терпели из-за набегов кочевников. Их сотнями угоняли в полон. И к концу XVII века Торская крепостца, по донесению чучуевского воеводы царю, «пришла к совершенному разорению».

Поэтому жители бросили соляные озера, и в 1700 году промыслы на Торах запустели. А тем временем в Бахмуте были открыты новые, куда и перебрались сотни торян.

А от Тора осталось только новоявленное название Соляной. Или Соленый. Он-то, собственно, и стал прообразом нынешнего Славянска. Тогда же его исключили из фортификационных сооружений. И определили ему статус уездного городка Екатеринославского наместничества и дали теперешнее имя.

С первой половины XIX века Торские озера зажили иной, курортной жизнью - не менее хлопотной, суетной, зато бойкой и веселой, даже праздной.

В 1827 году штабс-лекарь Яковлев, ознакомившись с лечением на Одесских лиманах, стал успешно применять купания в Репном озере и натирания грязью оного больных солдат. На подмогу его усилиям пришел и харьковский профессор Гордиенко, сделавший изначальные химические анализы и минеральных вод, и тех же грязей.

Слава о целебных свойствах славянских грязей и вод быстро разнеслась по окрестным селам и городам. И вот уж отовсюду ринулся сюда недужный люд - «слабогрудые», с накожными заболеваниями, с покрученными болезнями руками и ногами. И лечились кто как попало, невзирая на запреты местных властей.

Однако приток людей на самолечение не прекращался. А тем более, что с постройкой в 1867-1869 годах Курско-Харьковско-Азовской железной дороги вблизи Славянска, курорт и вовсе стал доступен многим желающим попасть на Торские озера уже и из более отдаленных краев.

Упорядочился приплыв лишь после того, как курорт был передан в собственность города и началось строительство частных санаториев.

Первым директором минеральных вод избрали городского врача Коссовского.

А к концу XIX века вышел царский указ о том, что Славянские минеральные источники возведены в ранг общественно значимых. Не прошло и десяти лет, как на Международной бальнеологической выставке в бельгийском городе Спаа за высокое лечебное свойство представленных туда экспонатов торских грязей Славянский курорт был удостоен наивысшей награды - Большой Золотой Медали и премии Гран-при.

Вот тебе и Торские озера!

3 группа. Легенды о реках Донбасса. Звучит аудиозапись шума реки, щебета птиц.

В книгах И. Костыри «Думы о Донбассе», Е.Мотыжевой «Сказки, мифы и легенды Примиусья» находим объяснение некоторым названиям рек.

Большой Тор - это Казенный нынче, поскольку протекал по казенным, то есть государственным землям. А относительно его притоков, Кривого и Сухого, тут и гадать нечего: первый так назван потому, что кривой, а второй - потому что в летнее время мелеет, пересыхает сильно. Бакай - «глубокая, болотистая яма» в переводе с татарского. На реке Бессарабке жили в петровские времена переселенцы из Бессарабии.

А вот Колонтаевка , что вытекает из безымянного соленого озера и впадает в Казенный торец, хранит особую память.

Однажды небольшой отряд татар напал на баб, которые полоскали в речке белье. Женщины не сплоховали и стали отбиваться мокрыми, тугими и тяжелыми вальками, хлестали их по наглым смеющимся рожам, колотили до тех пор, пока не подоспели казаки, боронившие эту местность от набегов крымских татар и Ногайской орды. И потом долго смеялись над тем, как они сообща иноверцев поколотили. Оттого и Колонтаевка.

Легенда о реке Бахмутке

Существует легенда о дочери половецкого предводителя Бахмета, которая безоглядно полюбила местного пастуха. Но отец воспротивился этой любви, послал бедного пастуха со своей дружиной завоевывать тот же мир, о ладе и покое которого не однажды пел пастух. В одной из стычек пастух погиб. И тогда дочь Бахмета прокляла отца, послав­шего его суженого на верную гибель, а сама бросилась в без­донный яр, заросший до темени лесом. Бахмут-хан так и не отыскал ее.

Прошло какое-то время после разыгравшейся здесь тра­гедии, и в том яру проклюнулся солеродоный родник - вода в нем была солона от слез дочери хана, которая и там, в подзе­мелье, неутешно оплакивала своего любимого горькими, со­леными слезами.

Оттого-то и прозвали-де народившуюся речушку Бахмуткою, а отсюда и - Бахмут.

Кто ж теперь дознается в точности, как оно на самом деле было? В чью честь или память нарекли сим именем речку.

Так или иначе, а прижились на донецкой земле, искони славянской, эти нездешние названия - и Тор, и Бахмутка с прадавних пор. И стали неотъемлемыми, неотторжимыми от нашей древней истории. В том числе и истории солеварения в Донецком крае.

Миус и Миусик

Жили два речных брата – Миус да Миусик. В одной земле одновременно родились, одной водой питались. Всем равны, всем одинаковы. Потому все время спорили они, кто из них старший, а кто меньший брат. Спорили, ссорились, чуть не до драки доходило.

Наконец, решили найти кого-нибудь, чтоб рассудил их спор. Долго искали, и пришли к мудрому ворону, который, будто бы, уже лет триста на земле жил.

Выслушал их ворон, да и говорит:

– Уважу я вас. Ты, первый брат, лейся на юг по западному руслу. Ты, второй, лейся по восточному. А где ваши холмы и русла в одну песчаную долину сойдутся, встретитесь у большого дуба, что ветвями воды касается. Там я вас и рассужу.

Сказано, сделано.

По западному руслу Миусу выпало течь, по восточному – Миусику.

Подумал Миусик:

– Тот победит, кто быстрее до дуба добежит. Начну-ка я течь быстрее.

И помчался, что было сил, стараясь бежать почти по прямой, к дубу заветному. По дороге речушки малые за ним увязались, вместе течь просятся.

Миусик им:

– Недосуг мне, спешу очень. Вы уж сами там за мной старайтесь течь. Коли догоните, так я не против, побежим вместе.

Вот и добрался, в конце концов, к дубу. А на нем старый ворон братьев дожидается.

– Победил я, – кричит Миусик. – Первый притек. Да еще, гляди, с десяток ручейков и речушек за собой привел. Увязались за мной, несмышленые, сами. Но я всех обогнал. Первый я.

– Погоди, – ворон отвечает. – Подождем сперва твоего братца, Миуса.

А Миус по-другому рассудил, когда к дубу течь начал:

– Бежать, я, конечно, умею быстро, не хуже Миусика. Но ведь не всегда ноги – главное. Иногда еще и голову неплохо бы иметь на плечах. Потеку себе пока не торопясь, огляжусь сперва, подумаю. И потек.

И за Миусом, как и за Миусиком, куча речушек и ручейков увязалась, увидевших, что отправился он в путешествие.

Не сильно спешил Миус, каждую речушку ждал, чтоб никого не забыть, не обидеть. Когда и не прямо, а извилисто русло себе прокладывал, чтоб и самый слабый ручеек дорожку к нему найти смог.

– Вместе, – говорит, – идти веселее. Да и путь короче становится.

Тек он теперь в большой компании рек да ручейков, с два десятка их собрал вокруг себя. Струился, окрестными холмами любовался, на дубы глядел, ковыли слушал, прибрежные осоки мыл. Наконец, тоже добрался до заветного дуба, где его ворон да Миусик дожидались.

Посмотрел на обоих братьев ворон и сказал:

– Оба вы молодцы, хоть куда. Ты Миусик, первый прибежал, тут и спору нет.

Ты Миус, больше рек за собой привел, больше воды принес, больший путь прошел.

Хочу я знать, прежде чем решение свое вынести, как каждый из вас сам судил-рядил, когда ко мне спешил, чем руководствовался.

Миусик объясняет:

– Тот из нас старший, кто первый к тебе пришел. Потому что набольший тот, кто самый быстрый да удалый.

Выслушал Миусика ворон, на Миус посмотрел.

Миус ответил:

– Тот самый главный, кто о других думать способен. Потому я так задержался, что все ручьи да родники собрал, которые со мной течь хотели. Слабым русло помогал промыть, сильных рядом вел. Вместе мы к тебе нашу воду донесли.

Опустил голову ворон, задумался. Потом черным клювом черные перья почистил и молвил:

– Польза реки – в том, какой ширины пояс ее водяной, да в том, как глубока вода ее.

Ты, Миусик, торопился, да не так много воды принес. Ты, Миус, меньше спешил, зато воды, в жаркой степи жизнь несущей, больше собрал.

Смотрю я на вас и не только я, любой судья скажет вам, что большая сила у Миуса-реки. Больше в нем воды, а значит, больше пользы от него. Быть Миусу из вас, братьев, набольшим, а Миусику, отныне, во всем его слушаться.

Как сказал, так и стало с тех пор у Миуса да Миусика.

Хитромудрый Пронька (легенда об образовании рек Нагольной и Нагольчика)

Пришел как-то в наши края жить мужик один – рыжий да конопатый. Был он, по слухам, из хорошей семьи, вроде даже дворян польских. Но, кроме старого кафтана и сабли, ничего не имел. Потому, наверное, и прозвали его, скажем, не Прохором Алексеевичем, а, попросту, Пронькой.

Был этот Пронька, хоть и дворянский сын, а жадный да хитрый, словно цыган какой. Все мудрил, как бы богатства подольше и побыстрее добыть. Не было у него матери, но, была б, наверное, и ее Пронька продал бы, если б ему золото показали.

А во всем остальном – очень даже ничего был человек: разумный, утонченный, ухоженный. Разве что плечами узок, да собой худосочен. Ну, может, в поляках у них все такие…

Поселился Пронька там, где сейчас Грузская балка начинается. Хату себе сложил, огород развел, охотиться начал.

А вечерами, когда скучно становилось, в кабак ходил, со товарищами горькой выпить, да в карты в подкидного дурака перекинуться.

Вот однажды возвращались собутыльники домой, и по пьяному делу у старого колодца заспорили, кому из них лучшая жена достанется, самая богатая, да самая красивая.

Каждый, даже тот, кто кривой-косой, себя самым удачливым выставляет. Ну и Проньку, понятно, заело.

Домой пришел, думать стал, как бы ему товарищей переплюнуть, нос им утереть. Всю ночь и целый день думал. А к вечеру вот что случилось.

Постучал кто-то в дверь Пронькину. Открыл он засов, а на пороге девушка стоит. Росточком низенька, одета в простой мужицкий овчинный тулуп, мехом вовнутрь, а лицом красивенька, что солнышко весеннее.

– Ты кто? – Пронька удивился.

– Я – дух здешней земли. Над ковылем ветром летаю, травинки перебираю. В чабрецах истомой лежу – цветочки шевелю. Когда росой с веток терновых вниз качусь, когда шиповничком под ясным солнышком себе бока грею. Дух тутошней земли я, навеки к ней приставленный, богатства здешние храню.

А вчера вот услышала, как ты у колодца похвалялся, что самую лучшую жену себе найдешь, и решила прийти, посмотреть на тебя, в доме твоем погостить. Пустишь?

Пронька дверь пошире отворил:

– Милости просим. Такой-то красавице. А как звать-величать-то тебя?

– Навка я. Дух невидимый. Нету у меня имени крещеного. Как хочешь, так и назови. Да вот хоть Глафирой. Чем не имя? – девушка отвечает.

– Ну, Глафира, так Глафира. Только угощать мне тебя нечем. Сама знаешь, житье холостяцкое. Разве что чаем напоить могу.

И стал Пронька Глафиру чаем угощать. За чашками и просидели так вдвоем, поговорили сколько-то.

Пронька времени счет с навкой потерял. Будто вовсе она не мужичка, как по тулупу скажешь, а барыня, либо княжна какая.

Всю Пронькину любимую поэзию знала, о книжках ученых умно говорить могла, словно сама их читала, забытые песни, что Пронька в детстве от матери слышал, легко вспоминала. А уж какие шутки шутила да сказки сказывала – все ночные туманы за окном от смеха развеялись, и на горизонт вышедшее утреннее солнце тоже улыбаться стало.

Думал-думал Пронька, и насмелился:

– А оставайся-ка ты, – говорит, – у меня насовсем жить. Вместе веселее. Будешь мне жена. Готовить-то умеешь?

– А то, – Глафира отвечает. – Как все девки в этих краях: и готовить, и стирать, и штопать, и за скотиной ходить.

– Ну, коли и за скотиной ходить, это вовсе хорошо, – Пронька руками от радости прихлопнул. – Значит, решено. Только надобно тебе тулуп твой нагольный на сарафан, какие бабы тутошние носят, сменить. Есть у тебя в богатствах такой?

Глафира ему:

– Про тулуп мой нагольный думать – не твоя печаль. Сама себе такой выбрала – в девках ходить. Захотела б – здешние цветы попросила, одели бы меня хоть в шелка, хоть в парчу.

Но, теперь ты, коли мужем стал, сам позаботься обо мне. Сарафан мне справь такой, какой тебе нравится. По мне – все красиво, во что оденешь меня.

Так и стал Пронька с Глафирой жить. Сердцем, конечно, тянулся к навке, нравилась она ему.

Но умом да хитростью тоже думал: «Коли и впрямь она – всей этой земли дух, то укажет мне путь короткий ко всем богатствам ее. А нет – так с собой в приданое принесет, уж, наверное. Нельзя такое счастье просто так из рук выпускать».

Время прошло. Живет с Глафирой Пронька. Всем жена хороша, в любом деле – загляденье. Только богатства в его хате особого не прибавляется. Ни золота, ни серебра, ни каменьев дорогих, чем перед товарищами в кабаке похвастаться можно было бы.

Пронька серчать стал. На жену косо поглядывать. От чая со стихами и песнями его с души воротит, от запаха ковылей да чабрецов – голова болит. Тут еще забеременела Глафира, сына родила.

Думал Пронька, хоть после этого на его голову золотой дождь прольется, ан нет. Заколодило намертво. Вовсе озлился Пронька. А как сын ему спать мешать ночами стал, совсем волком вызверился, в темную ночь выгнал обоих из дому. Глафире, с сыном на руках, вслед ее овечий тулуп выбросил и дверь захлопнул. Отказался от обоих.

Ушла Глафира в чисто поле, бухнулась грудью о землю сырую и обернулась речкой – Нагольною, а сына обернула реченком – Нагольчиком.

Потекли себе вдвоем неспешно по степи широкой по своим речным делам. Только один раз водой в сторону пронькиного дома Нагольная плеснула: «Пожалеешь ты».

Время идет, Проньку обида гложет. В кабак стал все чаще заглядывать. В карты с собутыльниками да случайными людьми стал все чаще поигрывать. И вот однажды сел он играть со старым казачьим сотником из Леоново-Степановки, что выше по реке стояла, да проигрался ему вчистую. И хату свою проиграл, и землю, и хозяйство, и кафтан, что на плечах был надет, и собственные штаны. Захотел отыграться, а сотник ему и говорит:

– Дам тебе отыграться. Но – уговор. Слышал я – дворянин ты. Коли опять проиграешь, возьму я тебя зятем. Дочке моей единственной как раз муж нужен, а мне – сын. Ну а выиграешь – твое счастье, все долги тебе прощу.

Услышал Пронька о женитьбе – на сотника получше поглядел. Вроде небедный мужик. Наверняка за дочкой хорошее приданное даст. Да и незазорно будет перед товарищами зятем сотниковым себя оказать. Подумал-подумал Пронька и согласился.

Стали играть. Пронька, теперь уж нарочно, сотнику проигрывает. Победил сотник.

Живо Проньку к себе в бричку посадил и в свое село повез. Дочке своей под хомут.

Как ехал Пронька в Леоново-Степановку, все думал, сколько выгод от женитьбы ему перепадет. А на деле по-другому вышло.

Жена досталась Проньке ленивая, старая, толстая да рябая. Живого весу в ней, почитай, пудов восемь было. Красоты и вовсе никакой. А характером – не приведи господь, хуже армейского фельдфебеля. Чуть что не по ней – живо мужа тумаками да затрещинами воспитывала. А скажет он хоть слово против – под себя подомнет, сверху на грудь сядет, да ну Проньку по щекам хлестать и волосы ему с макушки клочьями драть.

Про детей да любовь, какая у мужа с женой случается, и слышать не хотела.

Думал Пронька, хоть имение свое ему сотник отпишет, а он его одной дочери завещал. Зятя вовсе бесправной церковной мышью перед народом выставил. При важной жене-помещице в простого денщика превратил.

Жалел потом Пронька, лысину от солнца лопухом прикрывая, что за большим счастьем погнался, а малое потерял, да поздно. Видно, насмеялась над ним навка, подарила ему жену такую, какую заслуживал.

V. Закрепление изученного.

На интерактивной доске вы видите кресс-кросс. В нем зашифрованы названия рек нашего края. Ваша задача - увидеть и назвать их.

VІ. Рефлексия.

Какая ленда понравилась и запомнилась вам больше всего? Почему?

Какая информация в вашей копилке кажется вам наиболее ценной?

VІІ. Итог урока.

Каждый географический объект имеет научное объяснение своего названия. Этим занимается наука этимология. Однако параллельно с официальным объяснением нередко существуют фольклорные, мифологические объяснения тем или иным названиям, такие, какими они запечатлелись в памяти народа.

Я предлагаю каждой группе составить сенкан на тему нашего урока по алгоритму: 1 строка: название понятия, 2 строка: 2 прилагательных, 3 строка: 3 глагола, 4 строка: фраза или предложение, 5 строка: вывод одним словом.

VІІІ. Домашнее задание.

Ваши домашним заданием будет творческая работа. Придумать свою легенду о любом географическом объекте Донецкого края.

Литература

1. И.Костыря. Думы о Донбассе. http://donpatriot.ru/legendi_o_donbasse.html

2. Е.Мотыжева «Сказки, мифы и легенды Примиусья» http://17mkurgan.wmsite.ru/rasskazy-i-otchety/skazki-mify-i-legendy-primiusja/

Легенды Донбасса

(презентация книги « Думы о Донбассе» И. Костыри)

Цели : расширить знания учащихся об истории Донецкого края, познакомить с легендами; развивать патриотические чувства к родному краю и людям проживающим на этой территории, интерес к изучению истории своей родины; воспитывать чувство любви к родной земле.

Оборудование : мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

Вступительное слово.

Донецкий край, торопиться автобус,

Бежит дорога лентой голубой…

Мне в этом крае довелось родиться,

И мне не надо родины другой!

Родина! Великое слово! Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами - это Донбасс. Каждая страна гордиться своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому… Ребята, что вы знаете об истории нашего края? (Слайд 1)

Класс делится на 3 группы (по рядам). Каждому ряду предлагается прочитать и обсудить данную легенду, а также рассказать своим одноклассникам её, показав иллюстрации к ней.

ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ.

Среди азовских поморян издавна бытуют свои легенды о названии Азовского моря. Связаны они с именем дочери рыбака, некоей Азы.

«По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…» (слайд 3)

ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТИПЧАКЕ И ВЫСОКОМ КОВЫЛЕ.

«Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с русскими князьями, супротивники послали, те — со своей стороны, а те — со своей, в разведку пронырливую Типчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Озарила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила сказочная красота молодого русича.

И он тоже был пленен ее несказанным видом.

Не смогли они убить друг друга. Как не могли и предать своих.

Когда на землю пали первые лучи, их увидели вместе стоящими в горах.

— Измена! — закричали противоборствующие стороны.

С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не достать. Но и казнить их не успели.

Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.

Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий типчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу головами». (слайд 4)

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ

«У древних было соответственное представление.

Летел, мол, как-то черт по-над Днепром. Смотрит на его спокойную широкую гладь, на людей, которые плавали на чел-нах, на рыбаков, и сердце его черное затряслось от злости.

— Ишь, как пристроились... Не годится, это не по-моему... И надумал Черт донять людей. Когда наступила ночь, взял дерюжину и полетел за море, на высокие горы.

Набрал там камня дикого, вернулся к Днепру и высыпал посредине.

— Попомните меня! — присказывал Черт. — Запружу всю речку камнем.

Так он слетал за ночь несколько раз. Уже и каменистые пороги начали выступать из днепровской воды.

А раз, уже перед самым рассветом, он набрал породы больше обычного. Летит, еле удерживает своими когтями де-рюжину. Где-то внизу громко закукарекал петух. Лапа у Черта дрогнула, один конец дерюжины выскользнул из нее, и камни полетели наземь, упали посреди степи. С тех пор-де и виднеются там эти темные нагромождения дикого камня, схожие со степными могилами. И люди назвали их Камен-ными Могилами». (слайд 5)

ЛЕГЕНДА О СВЯТОГОРЕ.

«…Встретился, говорят, однажды богатырь Святогор с пече-негами. Много их было, а он один.

И завязалась битва меж ними. Долго длилось ожесточен-ное сражение. Немало печенегов полегло от большого Святогорового меча. А он, раненый, продолжал биться.

Но вот вражья отравленная стрела впилась в тело богаты-ря... Святогор ощутил слабость во всем теле... Понял великан — пришел конец.

Поглядел на белый свет: на высокие меловые кручи-горы, на голубые воды Донца, склонился к гриве своего верного гри-вастого друга и тихо сполз с него, лег под скалой над Северским Донцом. Там и опочил.

А местность эту люди назвали его именем — Святогорьем». (слайд 6)

ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ КОЛОДЯЗЕ.

«Пивал из него и царь Петр Первый, возвращаясь из последнего, на сей раз удачного, победного, Азовского похода в 1696 году.
Крестьяне, а может, и сам помещик, обрадованный неска-занному гостю — как же, сам царь-батюшка препожаловал в его поместье! — преподнесли Петру Первому самое дорогое, что у них было — чашу целебной воды. Ибо давным-давно убе-дились в ее чудодействе — никто ни разу за все время пребы-вания здесь животом не маялся.
Выпил царь келех залпом и зажмурился от неожиданнос-ти — уж больно студеной, до ломоты в зубах, оказалась води-ца, аж дух перехватило. Но и вкуса была редкого, невероятно мягкая и чуть ли не сладкая, прямо сама пьется, сколько ни пей.
Наконец Петр протер по-щегольски задиристые усы, рас-пахнул во все зеньки свои большущие глазища и выказал бе-лые крепкие зубы в предовольной, по-детски счастливой улыбке. И выдохнул:
— Ах, золотая водица!
Достал из подсумка талер золотой, монету немецкого производства, поскольку российских-то покуда не начеканил— царствовал всего десять лет каких-нибудь, да и то не один, а до нынешнего, победного и потому торжествующего его славу года вместе с братом Иваном, — достал и бросил в криницу, громогласно присказав:
— Быть ему отныне Золотым Колодезем!
С тех пор так и прижилось это название — Золотой Ко-лодезь». (слайд 7)

ЛЕГЕНДА О ДОНЕЦКОМ КРЯЖЕ.

« О том, что поверх Донецкого кряжа некогда сплошь плеска-лось море, оставив на воле лишь его закраины, свидетельству-ют и легенды, и находки географов и геологов. В совокупности своей они предстают как бы легендами-былями, в которых порой и не отличишь правды от вымысла. Ими-то и богата ис-тория Донецкого кряжа.

Случилось это в дремучую старину, еще в те времена, ког-да здешняя местность, на которой мы живем нынче, была мор-ским дном. У самого моря, на высоком скалистом обрыве стояла ма-ленькая хатка. И жил в той хатке ста-рый-престарый, как этот мир, рыбак со своей внучкой.

Вышла девушка на своем челне одна в море. Глядь, откуда ни возьмись, появилась стая акул. И тут, словно бы из-под воды вырос, объявился рядом с нею парень-здоровяк. Размахнулся своей долбней, ахнул по голове одну акулу, она и ко дну пошла, еще взмахнул — и вто-рая только хвостом всплеснула, утопая. Когда последняя исчезла в морской пучине, парень подплыл поближе к девушке, усмехаясь, по-клонился...

С тех пор минуло много-премного времени. На том месте, где плескалось море, якобы у его когдашней кромки высится Дружковская гора. В давно выработанном в ней карьере, где добывали камень-известняк, песчаник, археологи нашли це-лое скопище акульих, не тронутых временем, зубов. Скелеты рыб истлели, а зубы, покрытые крепкой эмалью, сохранились». (слайд 8)

ЛЕГЕНДА О СОЛИ.

«Гадючий вырей, загадочный их край или земной рай — не то, что птичий. Пошла немощная девка в лес и провалилась в этот вырей. Провалилась, упала па дно, а гадюки как зашипят.

И лежал там особняком серый камень. Вот какая гадюка ни подберется к нему, то и лизнет, и лизнет тот камень. И тут же убирается в сторону, да куда проворнее, чем подходила.

А та, старшая, возле той дивчины так и вьется да кланя-ется, кивком головы показывает, чтоб и она тот камень лиз-нула.

— Я, — рассказывала потом дивчина, — долго крепи-лась: аж девять дней! А потом и сама лизнула. И враз оклема-лась и голод пропал — даже есть не хочется.

Кто знает, возможно, серый камень и был первообразом того «лизунца», который делается из каменной соли для жи-вотных и поныне». (слайд 9)

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.

«Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам и выбалкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельца-ми, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.

Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подно-жия крутолобого склона балки свежий скат — лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная — черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие.

Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кост-рище, обложил его черными камнями, принесенными от ли-сьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равно-мерно спекся. И прилег отдыхать...

Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась — сгорел вместе с лопушиными листьями.

— Ты смотри? — поразился охотник. — Земля горит! Или наваждение бесово?

Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслы-ханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же ка-мешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за-тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.

«Вот так чудасия! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!»

Быстро набрал в свобод-ную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зай-ца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение не-давно горящей земли». (слайд 10)

Понравились ли вам легенды?

Что нового узнали?

А что такое легенда? (предание об исторических событиях или личностях)

Эти и многие другие легенды и думы можно прочитать в книге И. Костыря. Думы о Донбассе, которая находится в библиотеке МОУ школы № 115 г.Донецка,

Презентация к уроку (донбасс) Итог.

Детские сердца - подарок Донбассу.

(каждый учащийся на вырезанном сердце пишет пожелание родному городу и клеит на ватман)

Донбасс - горный край, который славится множеством легенд, большинство из которых связаны со здешними шахтами и катакомбами.

Призрак шахтера

Так, весьма популярна легенда о духе по имени Шубин, который помогает горнякам, спасая их от аварий. Скорее всего, Шубин - это все же не имя, а фамилия. По преданию, этот человек жил в конце XIX столетия и был по профессии выжигателем газа. То есть, выражаясь современным языком, проводил дегазацию шахт. Поскольку вентиляции в забоях тогда практически не было, выжигатель надевал на себя намоченный водой длинный тулуп из овчины, заходил с факелом в шахту и метал его подальше, а сам тем временем падал на землю, накрываясь тулупом.

Памятник Шубину

Если газа не было либо его было мало, то тулуп спасал выжигателя. Но иногда происходил сильный взрыв. Тем более что хозяевами шахтных разработок были сплошь иностранцы, а они о безопасности местных рабочих не слишком заботились.

Одна из версий гласит, что Шубин был из тех, кому не посчастливилось погибнуть в шахте от взрыва метана... Другая - поинтереснее. Мол, не поладил Шубин с хозяином-немцем. Характер у него был конфликтный, неуживчивый, а немец постоянно притеснял горняков. И вот как-то раз явился Шубин к хозяину пьяный и затеял с ним такой разговор: «Ты по какому праву нашу кровь шахтерскую пьешь?» Тот, конечно, ответил: «Я хозяин, что хочу, то и делаю!» - «Ах, хозяин? - ответил Шубин. - Ну, тогда я тебе покажу, кто тут настоящий хозяин». Выжигатель ушел, и после этого его живым больше никто не видел.

Рассказывали, будто не то помер своей смертью, не то по пьянке полез в шахту и специально взорвал ее и себя заодно. И с тех пор стали видеть его время от времени то здесь, то там... Появляется дух Шубина перед шахтерами, чтобы вывести из-под завалов или предупредить о какой-то опасности. Правда, по другой версии, он, напротив, пугает шахтеров и может даже завалить или затопить шахту. Обитает Шубин будто бы в дальних или заброшенных выработках. Те, кто верит в этого духа, зовут его уважительно - «хозяином»...

Мутанты под Мариуполем

В донбасском городе Мариуполь есть подземные пещеры, которые местные жители называют «Штольней» или «Питомником». По слухам, в советскую эпоху КГБ оборудовал в здешних подземельях секретные лаборатории, где якобы изучались последствия воздействия радиации на людей и животных.

Местные старожилы охотно делятся с журналистами и исследователями преданиями о катакомбах. Один из них, по имени Роман, вспоминает рассказы своего деда о том, что в 50-60-х годах прошлого столетия в искусственных пещерах, тянувшихся на много километров, располагался засекреченный объект. Хотя территорию ограждала колючая проволока, кое-какие слухи просачивались. Самым популярным был миф о мутантах, которых «выводили» в тайных лабораториях КГБ.

Мутанты будто бы время от времени наведывались в близлежащие села - Чермалык и Гранитное.

Повадились как-то хулиганы кидать одной женщине камни на крышу - шифер били, - рассказывает Владимир, житель села Чермалык. - Она пожаловалась сыну. Собрались, значит, парни постарше, сидят дома, поджидают, чтобы проучить хулиганов, а на дворе ночь уже. Слышат, как калитка скрипнула, потом стук по крыше, ну, они и рванули за неизвестным, а тот в камыши - и по полю удирать начал в сторону «Штольни». В общем, выгнали мерзавца на поляну, фонариком светят - тень есть, а человека нет!

Тот же Владимир утверждает, что своими глазами видел возле «Штольни» гигантских змей. Он вспоминает:

Как-то вечером мы с отцом ехали на машине, и тут отец, чертыхнувшись, резко ударил по тормозам. Мы подумали, что какой-то умник положил поперек дороги толстый шланг, диаметром где-то как пожарный рукав, машина аж подпрыгнула, когда его переехали. Мы остановились, чтобы убрать этот «шланг». Выходим из машины, смотрим, а он вьюном по дороге вьется, шипит - и в сторону «Питомника». Мы в машину прыгнули - и по газам...

Еще будто бы наблюдали поблизости от объекта странных грызунов, похожих на крыс. Но все-таки это были не крысы, а гигантские насекомые, которые время от времени заползали на местные огороды, пугая хозяев своими размерами.

А вот что поведал Игорь Криничный из Гранитного:

Несколько лет назад на спор с товарищами я полез в правую пещеру. Условием было сфотографироваться у дальней стены. Пробирался вглубь с зажигалкой, видимости, соответственно, никакой. Едва видел, куда ногу ставить. Метров через 200 послышался какой-то шорох. Я остановился приглядеться, поднял повыше зажигалку, и меня как током ударило - на меня смотрели два огромных глаза, как у насекомого. Я рванул что было мочи, а эта тварь зашипела - и за мной, было слышно, как она своим телом двигала камни.

Впрочем, по другой версии, никаких лабораторий под Мариуполем отродясь не было, а существовала урановая шахта. Хотя одно другому не мешает. Если есть уран, то понятно, откуда взялись радиация и мутанты! По словам одного бывшего партийного чиновника, там проходили испытания горного оборудования. После развала СССР ни о какой секретности речи уже не шло, катакомбы оказались заброшенными, и там устроили стрельбище местные бандиты.

Находки сталкеров

Сегодня от катакомб остался лишь небольшой участок у самого входа длиной 400 метров. Остальные туннели забетонированы. Туда частенько наведываются мариупольские сталкеры. По словам этих «охотников», им не раз попадались в пещерах любопытные находки - например, остатки неизвестного оборудования. А однажды они наткнулись на свадебное платье покроя 1970-1980-х годов. Как оно попало в это жутковатое место - загадка. Неужто кому-то вздумалось играть здесь свадьбу? Кстати, там же, в катакомбах, была обнаружена и чья-то летняя туфелька без пары - судя по всему, из того же времени, что и платье.

Конечно, не обходится и без мистики. Сталкер Захар Беркут уверяет, что ему и его товарищам удалось сфотографировать в одной из пещер привидение.

Мы оставили здесь фотоаппарат на длительной выдержке, и на снимке в конце туннеля у нас отчетливо виден силуэт человека, хотя мы знаем, что там никого не было, - вспоминает он. Самое интересное, что впоследствии сенсационный снимок загадочным образом исчез из фотоархива.

У местных школьников есть традиция - в день выпускного устраивать гулянья вблизи катакомб. Там-то и приключился очередной «призрачный» эпизод.

На выпускном вечере мой брат вместе с одноклассниками приехал сюда, гуляли по поляне и в подлеске, - рассказывает Владимир из Чермалыка. -Кто-то предложил сделать коллективное фото, и все встали гурьбой. Каково же было наше удивление, когда на одном из снимков позади группы обнаружилось бледное лицо постороннего человека.

Может быть, это призраки строивших катакомбы зэков? Или те же мутанты? Кто знает, вдруг радиация способна превращать людей в фантомы? Так или иначе, в отличие от молодежи, жители более старшего возраста на всякий случай обходят бывший секретный объект стороной...

Новость отредактировал Mordecai - 30-06-2014, 12:23