Сложное показательное уравнение. Показательные уравнения

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Уравнения, часть $С$

Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением. Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа, - правой частью уравнения.

Схема решения сложных уравнений:

  1. Перед решением уравнения надо для него записать область допустимых значений (ОДЗ).
  2. Решить уравнение.
  3. Выбрать из полученных корней уравнения то, которые удовлетворяют ОДЗ.

ОДЗ различных выражений (под выражением будем понимать буквенно - числовую запись):

1. Выражение, стоящее в знаменателе, не должно равняться нулю.

${f(x)}/{g(x)}; g(x)≠0$

2. Подкоренное выражение, должно быть не отрицательным.

$√{g(x)}; g(x) ≥ 0$.

3. Подкоренное выражение, стоящее в знаменателе, должно быть положительным.

${f(x)}/{√{g(x)}}; g(x) > 0$

4. У логарифма: подлогарифмическое выражение должно быть положительным; основание должно быть положительным; основание не может равняться единице.

$log_{f(x)}g(x)\table\{\ g(x) > 0;\ f(x) > 0;\ f(x)≠1;$

Логарифмические уравнения

Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида $log_{a}f(x)=log_{a}g(x)$, где $а$ – положительное число, отличное от $1$, и уравнения, сводящиеся к этому виду.

Для решения логарифмических уравнений необходимо знать свойства логарифмов: все свойства логарифмов мы будем рассматривать для $a > 0, a≠ 1, b> 0, c> 0, m$ – любое действительное число.

1. Для любых действительных чисел $m$ и $n$ справедливы равенства:

$log_{а}b^m=mlog_{a}b;$

$log_{a^m}b={1}/{m}log_{a}b.$

$log_{a^n}b^m={m}/{n}log_{a}b$

$log_{3}3^{10}=10log_{3}3=10;$

$log_{5^3}7={1}/{3}log_{5}7;$

$log_{3^7}4^5={5}/{7}log_{3}4;$

2. Логарифм произведения равен сумме логарифмов по тому же основанию от каждого множителя.

$log_a(bc)=log_{a}b+log_{a}c$

3. Логарифм частного равен разности логарифмов от числителя и знаменателя по тему же основанию

$log_{a}{b}/{c}=log_{a}b-log_{a}c$

4. При умножении двух логарифмов можно поменять местами их основания

$log_{a}b∙log_{c}d=log_{c}b∙log_{a}d$, если $a, b, c$ и $d > 0, a≠1, b≠1.$

5. $c^(log_{a}b)=b^{log_{a}b}$, где $а, b, c > 0, a≠1$

6. Формула перехода к новому основанию

$log_{a}b={log_{c}b}/{log_{c}a}$

7. В частности, если необходимо поменять местами основание и подлогарифмическое выражение

$log_{a}b={1}/{log_{b}a}$

Можно выделить несколько основных видов логарифмических уравнений:

Простейшие логарифмические уравнения: $log_{a}x=b$. Решение данного вида уравнений следует из определения логарифма, т.е. $x=a^b$ и $х > 0$

Представим обе части уравнения в виде логарифма по основанию $2$

$log_{2}x=log_{2}2^3$

Если логарифмы по одинаковому основанию равны, то подлогарифмические выражения тоже равны.

Ответ: $х = 8$

Уравнения вида: $log_{a}f(x)=log_{a}g(x)$. Т.к. основания одинаковые, то приравниваем подлогарифмические выражения и учитываем ОДЗ:

$\table\{\ f(x)=g(x);\ f(x)>0;\ g(x) > 0, а > 0, а≠1;$

$log_{3}(x^2-3x-5)=log_{3}(7-2x)$

Т.к. основания одинаковые, то приравниваем подлогарифмические выражения

Перенесем все слагаемые в левую часть уравнения и приводим подобные слагаемые

Проверим найденные корни по условиям $\table\{\ x^2-3x-5>0;\ 7-2x>0;$

При подстановке во второе неравенство корень $х=4$ не удовлетворяет условию, следовательно, он посторонний корень

Ответ: $х=-3$

  • Метод замены переменной.

В данном методе надо:

  1. Записать ОДЗ уравнения.
  2. По свойствам логарифмов добиться того, чтобы в уравнении получились одинаковые логарифмы.
  3. Заменить $log_{a}f(x)$ на любую переменную.
  4. Решить уравнение относительно новой переменной.
  5. Вернутся в п.3, подставить вместо переменной значение и получить простейшее уравнение вида: $log_{a}x=b$
  6. Решить простейшее уравнение.
  7. После нахождения корней логарифмического уравнения необходимо поставить их в п.1 и проверить условие ОДЗ.

Решите уравнение $log_{2}√x+2log_{√x}2-3=0$

1. Запишем ОДЗ уравнения:

$\table\{\ х>0,\text"так как стоит под знаком корня и логарифма";\ √х≠1→х≠1;$

2. Сделаем логарифмы по основанию $2$, для этого воспользуемся во втором слагаемом правилом перехода к новому основанию:

$log_{2}√x+{2}/{log_{2}√x}-3=0$

4. Получим дробно - рациональное уравнение относительно переменной t

Приведем все слагаемые к общему знаменателю $t$.

${t^2+2-3t}/{t}=0$

Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

$t^2+2-3t=0$, $t≠0$

5. Решим полученное квадратное уравнение по теореме Виета:

6. Вернемся в п.3, сделаем обратную замену и получим два простых логарифмических уравнения:

$log_{2}√x=1$, $log_{2}√x=2$

Прологарифмируем правые части уравнений

$log_{2}√x=log_{2}2$, $log_{2}√x=log_{2}4$

Приравняем подлогарифмические выражения

$√x=2$, $√x=4$

Чтобы избавиться от корня, возведем обе части уравнения в квадрат

$х_1=4$, $х_2= 16$

7. Подставим корни логарифмического уравнения в п.1 и проверим условие ОДЗ.

$\{\table\ 4 >0; \4≠1;$

Первый корень удовлетворяет ОДЗ.

$\{\table\ 16 >0; \16≠1;$ Второй корень тоже удовлетворяет ОДЗ.

Ответ: $4; 16$

  • Уравнения вида $log_{a^2}x+log_{a}x+c=0$. Такие уравнения решаются способом введения новой переменной и переходом к обычному квадратному уравнению. После того, как корни уравнения будут найдены, надо отобрать их с учетом ОДЗ.

Дробно рациональные уравнения

  • Если дробь равна нулю, то числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
  • Если хотя бы в одной части рационального уравнения содержится дробь, то уравнение называется дробно-рациональным.

Чтобы решить дробно рациональное уравнение, необходимо:

  1. Найти значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)
  2. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
  3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
  4. Решить получившееся целое уравнение;
  5. Исключить из его корней те, которые не удовлетворяют условию ОДЗ.
  • Если в уравнении участвуют две дроби и числители их равные выражения, то знаменатели можно приравнять друг к другу и решить полученное уравнение, не обращая внимание на числители. НО учитывая ОДЗ всего первоначального уравнения.

Показательные уравнения

Показательными называют такие уравнения, в которых неизвестное содержится в показателе степени.

При решении показательных уравнений используются свойства степеней, вспомним некоторые из них:

1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели складываются.

$a^n·a^m=a^{n+m}$

2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели вычитаются

$a^n:a^m=a^{n-m}$

3. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели перемножаются

$(a^n)^m=a^{n∙m}$

4. При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель

$(a·b)^n=a^n·b^n$

5. При возведении в степень дроби в эту степень возводиться числитель и знаменатель

$({a}/{b})^n={a^n}/{b^n}$

6. При возведении любого основания в нулевой показатель степени результат равен единице

7. Основание в любом отрицательном показателе степени можно представить в виде основания в таком же положительном показателе степени, изменив положение основания относительно черты дроби

$a^{-n}={1}/{a^n}$

${a^{-n}}/{b^{-k}}={b^k}/{a^n}$

8. Радикал (корень) можно представить в виде степени с дробным показателем

$√^n{a^k}=a^{{k}/{n}}$

Виды показательных уравнений:

1. Простые показательные уравнения:

а) Вида $a^{f(x)}=a^{g(x)}$, где $а >0, a≠1, x$ - неизвестное. Для решения таких уравнений воспользуемся свойством степеней: степени с одинаковым основанием ($а >0, a≠1$) равны только тогда, когда равны их показатели.

b) Уравнение вида $a^{f(x)}=b, b>0$

Для решения таких уравнений надо обе части прологарифмировать по основанию $a$, получается

$log_{a}a^{f(x)}=log_{a}b$

2. Метод уравнивания оснований.

3. Метод разложения на множители и замены переменной.

  • Для данного метода во всем уравнении по свойству степеней надо преобразовать степени к одному виду $a^{f(x)}$.
  • Сделать замену переменной $a^{f(x)}=t, t > 0$.
  • Получаем рациональное уравнение, которое необходимо решить путем разложения на множители выражения.
  • Делаем обратные замену с учетом того, что $t >

Решите уравнение $2^{3x}-7·2^{2x-1}+7·2^{x-1}-1=0$

По свойству степеней преобразуем выражение так, чтобы получилась степень 2^x.

$(2^x)^3-{7·(2^x)^2}/{2}+{7·2^x}/{2-1}=0$

Сделаем замену переменной $2^x=t; t>0$

Получаем кубическое уравнение вида

$t^3-{7·t^2}/{2}+{7·t}/{2}-1=0$

Умножим все уравнение на $2$, чтобы избавиться от знаменателей

$2t^3-7·t^2+7·t-2=0$

Разложим левую часть уравнения методом группировки

$(2t^3-2)-(7·t^2-7·t)=0$

Вынесем из первой скобки общий множитель $2$, из второй $7t$

$2(t^3-1)-7t(t-1)=0$

Дополнительно в первой скобке видим формулу разность кубов

$(t-1)(2t^2+2t+2-7t)=0$

Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю

1) $(t-1)=0;$ 2) $2t^2+2t+2-7t=0$

Решим первое уравнение

Решим второе уравнение через дискриминант

$D=25-4·2·2=9=3^2$

$t_2={5-3}/{4}={1}/{2}$

$t_3={5+3}/{4}=2$

$2^x=1; 2^x={1}/{2}; 2^x=2$

$2^x=2^0; 2^x=2^{-1}; 2^x=2^1$

$х_1=0; х_2=-1; х_3=1$

Ответ: $-1; 0; 1$

4. Метод преобразования в квадратное уравнение

  • Имеем уравнение вида $А·a^{2f(x)}+В·a^{f(x)}+С=0$, где $А, В$ и $С$ - коэффициенты.
  • Делаем замену $a^{f(x)}=t, t > 0$.
  • Получается квадратное уравнение вида $A·t^2+B·t+С=0$. Решаем полученное уравнение.
  • Делаем обратную замену с учетом того, что $t > 0$. Получаем простейшее показательное уравнение $a^{f(x)}=t$, решаем его и результат записываем в ответ.

Способы разложения на множители:

  • Вынесение общего множителя за скобки.

Чтобы разложить многочлен на множители путем вынесения за скобки общего множителя надо:

  1. Определить общий множитель.
  2. Разделить на него данный многочлен.
  3. Записать произведение общего множителя и полученного частного (заключив это частное в скобки).

Разложить на множители многочлен: $10a^{3}b-8a^{2}b^2+2a$.

Общий множитель у данного многочлена $2а$, так как на $2$ и на «а» делятся все члены. Далее найдем частное от деления исходного многочлена на «2а», получаем:

$10a^{3}b-8a^{2}b^2+2а=2a({10a^{3}b}/{2a}-{8a^{2}b^2}/{2a}+{2a}/{2a})=2a(5a^{2}b-4ab^2+1)$

Это и есть конечный результат разложения на множители.

Применение формул сокращенного умножения

1. Квадрат суммы раскладывается на квадрат первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе число и плюс квадрат второго числа.

$(a+b)^2=a^2+2ab+b^2$

2. Квадрат разности раскладывается на квадрат первого числа минус удвоенное произведение первого числа на второе и плюс квадрат второго числа.

$(a-b)^2=a^2-2ab+b^2$

3. Разность квадратов раскладывается на произведение разности чисел и их сумму.

$a^2-b^2=(a+b)(a-b)$

4. Куб суммы равен кубу первого числа плюс утроенное произведение квадрата первого на второе число плюс утроенное произведение первого на квадрат второго числа плюс куб второго числа.

$(a+b)^3=a^3+3a^2b+3ab^2+b^3$

5. Куб разности равен кубу первого числа минус утроенное произведение квадрата первого на второе число плюс утроенное произведение первого на квадрат второго числа и минус куб второго числа.

$(a-b)^3=a^3-3a^2b+3ab^2-b^3$

6. Сумма кубов равна произведению суммы чисел на неполный квадрат разности.

$a^3+b^3=(a+b)(a^2-ab+b^2)$

7. Разность кубов равна произведению разности чисел на неполный квадрат суммы.

$a^3-b^3=(a-b)(a^2+ab+b^2)$

Метод группировки

Методом группировки удобно пользоваться, когда на множители необходимо разложить многочлен с четным количеством слагаемых. В данном способе необходимо собрать слагаемые по группам и вынести из каждой группы общий множитель за скобку. У нескольких групп после вынесения в скобках должны получиться одинаковые выражения, далее эту скобку как общий множитель выносим вперед и умножаем на скобку полученного частного.

Разложить многочлен на множители $2a^3-a^2+4a-2$

Для разложения данного многочлена применим метод группировки слагаемых, для этого сгруппируем первые два и последние два слагаемых, при этом важно правильно поставить знак перед второй группировкой, мы поставим знак + и поэтому в скобках запишем слагаемые со своими знаками.

$(2a^3-a^2)+(4a-2)=a^2(2a-1)+2(2a-1)$

После вынесения общих множителей получили пару одинаковых скобок. Теперь данную скобку выносим как общий множитель.

$a^2(2a-1)+2(2a-1)=(2a-1)(a^2+2)$

Произведение данных скобок - это конечный результат разложения на множители.

С помощью формулы квадратного трехчлена.

Если имеется квадратный трехчлен вида $ax^2+bx+c$, то его можно разложить по формуле

$ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2)$, где $x_1$ и $x_2$ - корни квадратного трехчлена

Сборник для решения показательных уравнений

Введение

В курсе математики одно из важных мест отводится решению показательных уравнений. Впервые обучающиеся встречаются с показательными уравнениями в группах НПО на втором году обучения, а в группах СПО на первом году обучения. Показательные уравнения встречаются и в заданиях ЕГЭ. По этому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание. При решении показательных уравнений часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями: - приведения алгоритма решения показательных уравнений; - при решение показательных уравнений, обучающиеся производят преобразования, которые равносильно исходным уравнениям; - при решении показательного уравнения вводят новую переменную и забывают возвращаться к обратной замене. Предлагаемое пособие представляет с собой ответы на решение показательных уравнений для самостоятельных работ и успешной сдачи ЕГЭ.

Цель данного сборника: изучить теоретический материал по теме, проанализировать данную тему в учебниках по алгебре и начала анализа, систематизировать задания ЕГЭ на решение показательных уравнений, систематизировать и обобщить методические рекомендации по решению показательных уравнений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить требования государственных стандартов по теме «Показательные уравнения»;

Проанализировать материал по теме в учебниках алгебры и начал анализа;

Систематизировать методы решения показательных уравнений;

Систематизировать и обобщить методические особенности изучения данной темы. Пособие содержит два раздела. В первом разделе определяются показательное уравнение, свойства степеней, типы показательных уравнений и методы их решения с образцами решения. Во втором разделе представлены ряд примеров встречаемые в заданиях ЕГЭ. В конце предоставлены ответы к этим заданиям. Данное пособие можно использовать как на занятиях, так и для индивидуального обучения, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по теме: «Показательные уравнения».

Определение. Уравнение, содержащее неизвестное в показателе степени, называется показательным.

Должны помнить! При решении показательных уравнений часто используется:.

1. Теорема: если a 0 ;, a ≠ 1 и = , то = .

2. Свойства степеней: a x * a y = a x + y = = * ( x = , ( y = ,

a - x = ; a 0 = 1, a 1 = a .

Рассмотрим основные типы показательных уравнений и методы решения.

1. Простейшее показательное уравнение вида:

a x = b , где a 0; b 0, a ≠ 1, имеет решение x = .

Пример 1. Решите уравнение 2 x = 3.

Решение: x =
Ответ:

2. Для решения уравнений вида: a f ( x ) = b , где a 0; b 0, a ≠ 1, нужно представить основания а в виде степени одного и того же числа, после чего сравнить показатели.

Пример 2. Решите уравнение 5 2х+4 = 25.

3. Показательное уравнение вида

a f ( x ) = a ȹ( x ) , a 0, a ≠ 1

решается путём логарифмирования обеих частей уравнения по основанию а . Равносильное ему уравнение

f (x ) = ȹ(x ).

Пример 3. Решите уравнение 6 2х – 8 = 216 х

Решение. 6 2х – 8 = 6 3х, т.к. 216 = 6 3 = 6 * 6 * 6

2х – 3х = 8

Пример 4. (ЕГЭ) Укажите промежуток, которому принадлежит корень

уравнения 0,1х-1 = 16.

1). (-1;1]; 3). (-3; -1];

2). (1;10]; 4). (16; 20].

Решение. Представим числа и 16 в виде степени числа 2:

2 -5 и 16 = 2 4

Получим уравнение, равносильное данному:

(2 -5) 0,1х-1 = 2 4, т.е. 2 -5 (0,1х - 1) = 2 4 .

Такое уравнение равносильно уравнению

5(0,1х - 1) = 4

0,5х = 4 – 5

Число 2 содержится в промежутке (1;10], указанном в качестве одного из вариантов ответов. Следовательно, верный ответ 2.

Пример 4. (ЕГЭ) Найдите сумму квадратов корней уравнения -5 = 9 -2х .

1) 26 2) 25 3) 17 4)13.

Решение. Используя свойства степеней, преобразуем правую часть уравнения: 9 -2х = (3 2) -2х = 3 -4х

Данное уравнение примет вид: -5 = 3 -4 .

Из свойств монотонности показательной функции следует, что показательные уравнение равносильно уравнению

х 2 – 5 = -4х.

Решим квадратное уравнение х 2 + 4х -5 = 0

D = b 2 – 4ac

D = 4 2 – 4 * 1 * (-5) = 16 + 20 = 36 0, уравнение имеет два корня:

Так как квадратное уравнение равносильно исходному уравнению полученные корни являются конями и данного уравнения. В прочем можно проверить и непосредственной подстановкой, что числа -5 и 1 являются корнями данного уравнения. Таким образом, сумма квадратов корней уравнения -5 = 9 -2х равна (-5) 2 + 1 2 = 25 +1 = 26.

Номер верного ответа - 1

4. Уравнение вида a 0 a 2x + a 1 a x + a 2 = 0.

Это уравнение называется трёхчленным показательным уравнением. Подставка a x = y обращает его в обычное квадратное уравнение a 0 y 2 x + a 1 y + a 2 = 0 . Решив его, найдем корни y 1 и y 2 . После этого решение исходного уравнения сводится к решению двух уравнений a x = y 1 , a x = y 2 . Последние уравнения имеют решение при y 1 0 и y 2 0 .

Пример 5. Решить уравнение 2 2 x - 2 x - 2=0.

Решение. Пусть 2 x = y, тогда уравнение примет вид

y 2 – y – 2 = 0

D = (-1) 2 – 41 (-2) = 9 0, 2 корня

a) 2 x = 2; b) 2 x = -1, нет решения, т.к. -1

Пример 6. Решить уравнение 9 x – 3 x – 6 = 0

Решение. Первый член уравнения можно представить в виде 9 x = 3 2 x = (3 x) 2 . Тогда исходное уравнение примет вид (3 x) 2 – 3 x – 6 = 0. Обозначим 3 x = y, тогда имеем y 2 – y – 6 = 0

y 1 = 3; y 2 = -2.

a) 3 x = 3 b) 3 x = -2 – нет решения, т.к. -2

5. Уравнение вида

Это уравнение решается путём вынесения общего множителя за скобки.

Пример 7. Решить уравнение

2 x +1 + 32 x -1 – 52 x + 6 = 0

Решение. Вынесем за скобки общий множитель 2 x -1 , получим

2 x -1 (2 2 + 3 – 52) = -6

2 x -1 (-3) = -6

2 x -1 = -6: (-3)

6. Уравнение вида , где f(x) – выражение, содержащее неизвестное число; a 0; a ≠ 1.

Для решения таких уравнений надо:

1. заменить 1 = a 0 ; a f (x) = a 0 ;

2. решить уравнение f (x) = 0

Пример 8. Решить уравнение

По определению степени с нулевым показателем имеем:

x 2 – 7x + 12 = 0, (т.к. 1 = 2 0)

D = b 2 – 4ac

Решая квадратное уравнение, получим: x 1 = 3, x 2 = 4.

Ответ: 3; 4.

7. Уравнение вид

Это уравнение приводится к трёхчленному показательному уравнению путём деления обеих частей на a x или b x .

Пример 9. Решите уравнение 9 x + 6 x = 2 2 x +1

Решение. Перепишем уравнение в виде 3 2 x + 2 x 3 x – 22 2 x = 0.

Разделив обе части уравнения на 2 2 x ≠ 0, получим

Пусть, тогда уравнение примет вид

y 2 + y -2 = 0 . Решая квадратное уравнение получим = -2 , = 1.

а) - нет решения, т.к. -2

Примеры.

I. Решить уравнения:

31. 0,5 x +7 0.5 1-2 x = 2

32. 0,6 x 0,6 3 =

34. 3 2 x -1 + 3 2 x = 108

35. 2 x +1 + 2 x -1 + 2 x = 28

36. 2 3 x +2 – 2 3 x -2 = 30

37. 3 x -1 – 3 x + 3 x +1 = 63

40. 7 x – 7 x-1 = 6

41. 5 3x + = 140

42. 3 2y-1 +3 2y-2 -3 2y-4 = 315

43. 2 x+1 + 32 x-1 -52 x + 6 =0

44. 9 x - 43 x +3 =0

45. 16 x -174 x +16 =0

46. 25 x – 65 x + 5 =0

47. 64 x – 8 x – 56 =0

48. 84 x – 62 x + 1 =0

50. 13 2 x +1 – 13 x - 12 = 0

II . (ЕГЭ) Укажите какому промежутку принадлежит корень уравнения:

1. 3 4 x +5 = 81

1) (-1;0] 2) (0;3] 3) (3;4] 4) (4;+∞]

2. 4 5 x -8 = 64

1) (-∞; -3] 2) (-3; -2] 3) (-2;0] 4) (0; 3]

3. 6 3 x +5 = 36

1) (-∞;-8] 2) (-8;0] 3) (0;20) 4) 4) (1;3)

6. 6 10 x -1 = 36

1) (-4;-1) 2) [-1;0) 3) (0;1) 4) 2) (0;1) 3) 4)

1) [-1;1] 2) (1;2) 3)

10. 5 2 x +1 = 125

1) [-2;0] 2) (0;2) 3) 4)

11. 2 5 x +1 = 4

1) [-4;-2] 2) [-2;-1] 3) [-1;1] 4)

1) [-6;-4] 2) [-4;-3] 3) [-3;1] 4)

13. 6 2 x +2 = 216

1) 2) 3) [-2;0] 4)

14. 7 2 x +2 = 343

1) [-4;-3] 2) [-3;-2] 3) [-2;0] 4)

15. 3 3 x +3 = 9

1) [-1;1] 2) 3) 4)

16. 2 3 x +1 = 8

1) [-6;-4] 2) [-4;-2] 3) [-2;2] 4)

1) [-7;-5] 2) [-5;-3] 3) [-3;0] 4)

18. 0,1 2 x = 100 3 x +1

1) [-] 2) [; 1] 3) (-1;-0.5) 4) (0.5;1)

19. 0.2 x -0.5 = 0.04 x -1

1) [-1] 2) 3) (-1;0) 4) (1.5; 3)

20. 0.008 x = 5 1-2 x

1) [-1; 1.5] 2) 3) (-1; -0.5) 4) (0.5;1)

III. Найдите сумму квадратов корней уравнения

1) 9 2) 0 3) 4 4)

1) 9 2) 1 3) 8 4)

1) 10 2) 4 3) 8 4) 0.04

1) 10 2) 13 3) 37 4) 0.25

1) 0 2) 2 3) 1 4) 0.25

1) 26 2) 25 3) 17 4) 13

1) 9 2) 0 3) 4 4)

1) 9 2) 1 3) 8 4)

Ответы

I. Решить уравнения

II . (ЕГЭ) Укажите какому промежутку принадлежит корень уравнения

III . Найдите сумму квадратов корней уравнения

Дополнительные примеры:

1. 4 3-2 x = 4 2- x

2. 2 5 x +1 = 4 2 x

3. 5 3 = 25 x +0,5

8. 5 x -4 = 25 2

11. 4 x +2 x -24 = 0

12. 9 x – 4 * 3 x – 45 = 0

13. 4 x – 3 * 2 x = 40

14. 2 4 x – 50 * 2 2 x = 896

15. 7 2 x – 6 * 7 x – 7 = 0

16. 9 x – 8 * 3 x – 9 = 0

17. 16 x + 4 * 4 x – 5 = 0

18. 4 x -9 * 2 x + 8 = 0

19. 36 x – 4 * 6 x – 12 = 0

20. 64 x – 8 x – 56 = 0

21. 7 x +2 + 4 * 7 x +1 = 539

22. 2 x +1 + 3 * 2 x -1 – 5 * 2 x + 6 = 0

23. 7 x + 7 x +2 = 350

24. 7 * 5 x – 5 x +1 = 2 * 5 3

25. 3 x +2 + 4 * 3 x +1 = 21

26. 5 1+2 x + 5 2 x +3 = 650

27. 6 x +1 + 35 * 6 x -1 = 71

28. 4 x +1 +4 x = 320

29. 3 x +1 – 2 * 3 x -2 = 25

30. 2 3 x +2 – 2 3 x -2 = 30

33. 4 x = 5 – x

35. 2 -3 x = 2x – 3

36. 3 * 2 2 x + 6 x -2 * 3 2 x = 0

37. 2 * 2 2 x – 5 * 2 x * 3 x + 3 * 3 2 x =0

38. 3 * 16 x + 2 * 81 x = 5 * 36 x

39. 3 * 4 2 x – 4 x * 9 x + 2 * 9 2 x = 0

40. 6 * 4 x – 13 * 6 x + 6 * 9 x = 0

41. 3 * 2 2 x + * 9 x +1 – 6 * 4 x +1 = - * 9 x +2

42. 4 x + 3 x -1 = 4 x -1 + 3 x +2

44. 7 x -5 * – 49 * + 3 * 7 x -5 = 147

45. 3 * 2 x +1 +2 * 5 x -2 = 5 x + 2 x -2

47. 0,125 * 2 -4х-16 =

51. (0,2) х+0,5 = (0,04) х

53. 32 (х+8)(х-4) = 0,25 *

54. 5 х+1 = 5 х-1

55. 7 х+1 - 7 х + 2 * 7 х-1 – 14 * 7 х-2 = 48

56. 3 2х-1 – 9 х + = 675

57. 5 2х-1 + 5 х+1 = 250

58. – 5 * + 4 = 0

59. 2 2+х + 2 2-х = 17

60. 2 х+1 * 5 х = 10 х+1 * 5 х+2

61. 2 х * 5 х-1 = 200

64. 7 х+1 + 3 * 7 х = 3 х+2 + 3 х

65. 9 х – 5 х – 3 2х * 15 + 5 х+1 * 3 = 0

66. 25 х – 7 х – 7 * 5 2х+1 + 5 * 7 х+1 = 0

67. 9 х + 6 х – 2 * 4 х = 0

68. 4 * 2 2х – 6 х = 18 * 9 х

69. 4 х = 2 * 10 х + 3 * 25 х

70. 64 * 9 -х – 84 * 12 -х + 27 * 16 -х = 0

72. 8 х + 8 = 3 * 4 х + 3 * 2 х+1

73. 3 -12х-1 – 9 -6х-1 – 27 -4х-1 + 81 1-3х = 2192

Заключение

Подведя итоги можно сделать следующие выводы:

1, Показательные уравнения представляют интерес для обучающихся. При решении показательных уравнений развиваются навыки систематизации, логического мышления при выборе правильного метода решения, повышает творческие и умственные способности.

2. Для каждого вида уравнений трудности могут возникнуть при определения метода решения.

В курсе алгебры и начала анализа, в заданиях ЕГЭ часто встречаются показательные уравнения. На уроках на изучение этой темы уделяется мало времени, в учебниках показаны не все методы решения показательных уравнений, приведено мало примеров для самостоятельного решения. По этому данное пособие поможет обучающимся глубже вникнуть в решение, усвоить программный материал данной темы для успешной сдачи письменного экзамена за курс общеобразовательной школы, а также для желающих при сдаче ЕГЭ.

Литература

    Математика в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004, 224 с.

    Математика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

    Система тренировочных задач и упражнений по матема­тике/ А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Эпельман и др. - М.: Просвещение, 1991. -208 с.

    Готовимся к единому государственному экзамену. Ма­тематика/ J1.0. Денищева, Е. М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. - 2 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004,- 120 с.

    Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика. Типовые тестовые задания: Учебно - практическое пособие / Л.Д Лаппо, М.А. Попов. - М.: Издательство «Экзамен», 2004 - 48 с.

    Единый государственный экзамен: математика: 2004 - 2005: Контрол. измерит, материалы / Л. О. Денищева, Г.К. Безрукова, Е.М. Бойченко и др.; под ред. Г.С. Кова­лёвой; М - во образования и науки Рос. Федерации. Фе­дерал. служба по надзору в сфере образования и науки. - М. : Просвещение, 2005. - 80 с.

    Математика. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004 - 2005 / Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. - М.6 Изд - во Эксмо, 2005.- 80 с. (Подготовка к ЕГЭ)

а) Решите уравнение: .

б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

Решение задачи

Данный урок показывает, как грамотно использовать замену в показательном уравнении, как решить простейшее тригонометрическое уравнение и определить его корни, принадлежащие определенному промежутку. Первая часть задачи – решение показательного уравнения. Для этого выполняется замена и получается дробно-рациональное уравнение, решение которого возможно несколькими способами: приведение к квадратному уравнению или подбором. В данном случае оба способа приемлемы, так как уравнение не очень сложное. После получения корней выполняем обратную замену и получаем два простейших тригонометрических уравнения вида sina=t. Корни данного уравнения находятся по стандартным формулам. Для того, чтобы определить лишние корни в решении наиболее оптимальным является использование единичной окружности, с отмеченными на ней корнями уравнения. Таким образом мы получаем общее решение уравнения – ответ на пункт а) задачи. Для ответа на пункт б) необходимо правильно учесть промежуток и рассчитать корни. В данном случае это сделать очень легко, так как все корни легко отметить на единичной окружности и найти их значение, используя периодичность синуса и косинуса (не следует забывать, что период синуса и косинуса 2π). Решение получено.

Решение данной задачи рекомендовано для учащихся 10-х классов при изучении темы «Тригонометрические уравнения» («Арксинус», «Арксинус и решение уравнения sina=t»); для учащихся 11-х классов при изучении темы «Показательная и логарифмическая функции» («Показательная функция, ее свойства. Простейшие показательные уравнения», «Показательные уравнения»). При подготовке к ЕГЭ урок рекомендован при повторении тем «Тригонометрические уравнения», «Показательная и логарифмическая функции».