Занятие на тему: " Солнце, растение и мы с вами". Солнце, растения и мы с вами Солнце растения и мы с вами урок

У р о к 17 СОЛНЦЕ, РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ

25.08.2014 4813 0

Цели: показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

– Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.

– Привести примеры различных видов растений.

2. Ч т е н и е т е к с т а.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы?

– Назовите признаки живой природы.

– А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

III. Объяснение нового материала.

1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.

– Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?

– Почему растениям необходимо питание?

– Каким образом растения получают питание?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:

– Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

– В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».

И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.

Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).

– Расскажите, что происходит.

2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).

– Какой вывод о значении растений вы можете сделать?

3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).

IV. Итог урока.

– Почему растения не могут жить без солнечного света?

& Домашнее задание: прочитать статью (с. 76–79); выполнить задания 1–3 (с. 79).

Тема: Солнце, растения и мы с вами.3 класс.

Цели деятельности учителя :

о бучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

р азвивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.

в оспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование : тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); кроссворд «Растения», вычерченный на плакате; учебник; жетоны для рефлексии учащихся.

Ход урока

Охранять растения – значит
заботиться обо всем живом.

I. Организация начала урока.

Я рада этой новой встрече, Мы сегодня снова будем наблюдать,

Мне с вами интересно, друзья! Делать выводы и рассуждать,

Интересные ваши ответы А чтобы урок пошел каждому впрок,

С удовольствием слушаю я. Активно в работу включайся, дружок!

II. Повторение изученного материала: тестовый контроль.

о тветьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

1. Почва – это…

о) верхний плодородный слой земли;

в) полезное ископаемое;

м) песок и глина.

2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

б) сыпучесть;

к) темный цвет;

т) плодородие;

у) водонепроницаемость.

3. Почва состоит:

ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей .

4. Ботаника – это…

е) наука о животных;

и) наука о растениях;

ю) наука о грибах.

5. Из почвы растения получают:

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

6. Ученые выделяют… групп растений:

к) 4;

ц) 6;

н) 5.

7. К растениям не относятся:

и) кустарники;

е) деревья;

о) воздух;

я) травы.

Самопроверка.

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично»

III. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на 2 группы (Солнце неживая природа; растения, человек-живая природа)

Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

п рочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)

Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме:

Солнце Растения Человек

–– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Ребята, вы вправе можете называться учеными-ботаниками, так как умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения, как происходит процесс дыхания.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Объяснение учителя.

п ри объяснении материала учитель моделирует на магнитной доске схему:

Дыхание растений

Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

Физкультминутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

2. Питание растений.

Беседа:

Вы теперь знаете, как дышат растения.

О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.) Нет, в почве этих веществ нет, а в растениях они есть… д аже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная кухня только на свету!

Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

Диск «Мир природы» (Живая и неживая природа)

(На зкране провести наблюдение: одно растение –на свету, другое- под

колпаком.)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Рассказ учителя сопровождается синхронным моделированием схемы:

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

Откройте учебник (с. 74). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказ учителя.

Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

Работа со схемой на доске.

Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)

V . Работа в тетради.

V I . Закрепление изученного материала.

Разгадаем кроссворд (слово «растения» прописано).

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? ( п итание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? ( с вет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? ( у глекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? ( д ыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? ( к ислород.)

V II. Рефлексия

    Моделирование

На основе схем изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Клейте на дерево красные шарики-кислород, шарики белого цвета-углекислый газ, желтый цвет-крахмал и сахар.

VI. и тог урока.

Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся.)

Мне невольно вспоминаются следующие слова:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

Домашнее задание: по желанию придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения; выполнить рисунок на заданную тему.

Солнце, растения и мы с вами

Растения - живые существа, значит, они дышат и питаются. Дышат растения так : из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как растения питаются?
Вы знаете, что своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
Оказывается, листья растений из частиц воды и углекислого газа получают сахар, крахмал . Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Весь процесс возможен только на свету .
Почему же для его работы требуется свет? Солнечный свет снабжает растение энергией. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа.
Животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это делают только растения . А животные и люди едят растения и получают для жизни энергию.
Вместе с питательными веществами, в процессе питания растения, образуется еще и кислород ! Растения выделяют его в воздух. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!
Поэтому охранять растения - значит заботиться обо всём живом.

Нарисуй схему "Дыхание растений"

Нарисуй схему "Питание растений"

Листья растений из частиц воды и углекислого газа "готовят" пищу - крахмал и сахар . Этот процесс называется фотосинтезом .

Тема: «Солнце, растения и мы с вами»Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;
- учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Оборудование:
Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Проверяем готовность к уроку.
II.Актуализация знаний
1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
- Перечислите, какие вы знаете группы растений?
- Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.
- Перечислите основные части растений?
2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):
Растение Органы растения Цифра
Капуста Плоды
Семена
Корни
Листья
Стебли Слива Огурец Горох Морковь Кукуруза У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.
III.Самоопределение к деятельности.
Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)
Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Слайд 1)
Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы) (Слайд 2)
Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают) (Слайд 3)
Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.
Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений (Слайд 4)
Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?
Узнать о том, как растения дышат
Узнать о том, как растения питаются
Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой. (Слайд 5)
IV.Работа по теме урока
1.Беседа и рассказ учителя
Дыхание растений (слайд 6)
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты.И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
Питание растений (слайд 7)
Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет)
Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев.
А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
V.Закрепление изученного материала
Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).
Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?
Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.
Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.
Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
VI.Рефлексия
В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.
А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.
VII. Итог урока
Какова была цель нашего урока? (слайд 8)
Сумели ли мы решить поставленные задачи? (Слайд 9)
Что интересного узнали на уроке?
Спасибо за внимание! (Слайд 10)
Резерв: написать благодарственное письмо растениям.


Приложенные файлы

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

Задачи:

рассмотреть связь солнца, растений и людей;

познакомить, как дышат и питаются растения;

показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Предметные результаты

Научатся

Устанавливать связь солнца, растений и людей;

Рассказывать о дыхании и питании растений;

Показывать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, как дышат и питаются растения. Как обнаруживать взаимосвязи между нежи-вой природой, растениями и человеком,

Вспомни, что поглощают растения из почвы

Растения — живые существа, значит, они ды-шат и питаются. Дышат растения так: из возду-ха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как расте-ния питаются?

Изучение нового материала

Тайна растений

Вы знаете, что своими корнями растения вса-сывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения по-лучают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну, но сейчас она раскрыта.

Выяснилось, что листья растений — это удиви-тельные «повара», которые из частиц воды и уг-лекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету!

Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа

Когда учёные разгадали тайну питания расте-ний, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это дела-ют только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами обра-зуется... кислород! Растения выделяют его в воз-дух. Если бы на Земле не росли растения, в воз-духе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!

Как видишь, нужно очень бережно относиться ко всем растениям. Ведь если бы не было их, не было бы и нас.

Осмысление и понимание полученных знаний

1 .Рассмотрите схемы . Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыха-ния и питания растений. Свой ответ обсудите в классе.

2.На основе схем учебника изготовьте моде-ли, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости ис-правьте ошибки, перемещая детали моделей.

3.Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Поче-му так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени? Попросите учителя проверить вас.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Как дышат растения? 2. Как питаются рас-тения? 3. Как связаны между собой Солнце, растения и люди? 4. Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

Вывод. В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Поэтому охранять растения — значит заботиться обо всём живом

Домашнее задание

1.Составь схему, которая показывает, что да-ют растения животным и человеку.

2.Напишите от имени своей семьи благодар-ственное письмо растениям за их вклад в под-держание жизни на Земле. Постарайтесь краси-во оформить его. Приготовьтесь торжественно зачитать письмо на следующем уроке.

Органы дыхания у растений Устьица

Дыхание лесов -