Конспект занятия чтение сказки бажова серебряное. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: Бажов «Серебряное копытце. П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Анна Колесникова
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект НОД

для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий

Тема : Чтение сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели : учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.

Планируемые результаты : выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.

Материалы и оборудование : портрет Бажова , его книги, в т. ч. «Серебряное копытце » , заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа ? (в сказке – выдумка , волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди) .

Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце » .

показ портрета Бажова

В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой . А вот сам автор назвал свои творения – сказами . Сказы – это что-то между рассказом и сказкой .

В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя , девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце .

Родился П. П. Бажов в семье мастера , работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами , легендами, загадками, песнями, пословицами) .

Его произведение «Серебряное копытце » - это сказ . Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные .

Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце » ? (девочка, дедушка)

А кто там сказочный ? (козёл Серебряное копытце )

Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни , сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы , такие, какие писал П. П. Бажов .

Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце » , а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

Чтение отрывков из сказа Бажова

Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу .

Ещё раз назовите главных героев сказа .

Опишите внешность старика . (большой, бородатый)

Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать ; охотник знатный-умелый)

Какой был старик по характеру ? (добрый, ласковый, весёлый)

Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)

Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать )

Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

Что вам понравилось в их характере?

Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей )

Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими , какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П . П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце » мы немного отдохнём на музыкальной паузе.

Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД

Ребята, какое время года сейчас? (зима)

Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей )

Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом» , а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.

Определение на ощупь ваты

Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.

Правильно?

Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей )

К какому произведению нарисована эта картинка?

Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)

Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)

Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей )

Правильно говорить – бревенчатые.

Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)

Посмотрите, как я сделаю первое бревно.

Показ образца

А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.

Лепка детьми брёвнышек

Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял , а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)

Рисование фломастерами волшебных камешков.

Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины . Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце » . Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.

Публикации по теме:

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Тема: Чудо дерево Возрастная.

Учитель: Серебрякова Татьяна Алексеевна

ЦО Первая Европейская гимназия Петра Великого

Технологическая карта урока – по литературному чтению

по теме: «П. П. Бажов «Серебряное копытце» в рамках ФГОС

Класс: 4 класс

УМК " Школа России"

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение»

4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце

Цель: обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте,

1.Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока

Познавательные:

Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,

Поиск необходимой информации в книге,

Умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

Развивать умения учащихся составлять характеристику героев,

Умение составлять синквейн

Коммуникативные:

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника

Осмысление правил взаимодействия в паре

Личностные:

Формирование системы нравственных отношений (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни,

Проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Развитие речи, мышления, воображения школьников

Знать биографию писателя

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

Интерактивная доска, компьютер;

Выставка книг по теме урока,

Костюмы для инсценировки

Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

    Организационный (1минута)

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Позвенел звонок, начинается урок.

На уроке не зевать думать, слышать, отвечать.

    Речевая разминка (2 минуты)

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути. (Гимнастика проводится стоя.)

А) Дыхательная гимнастика

На доске на листке написаны буквы, которые дети произносят сначала очень тихо, а потом усиливая звук - громко, и наоборот.

Игра «Горка»

аааааааа, ууууууу.

Учитель: Посмотрите на доску и произнесите гласные звуки, взбираясь на горку сначала очень тихо, а потом громче.

Б) Развитие артикуляционного аппарата и умение читать про себя.

Учитель: подойдите ко мне и выберете листочек с заданием.

Дети берут из рук учителя листок, на котором написано скороговорка с индивидуальным зданием.

    Прочитай про себя, потом вслух медленно.

    Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией

    Прочитай про себя, потом с раздражением

    Прочитай про себя, потом с радостью

    Прочитай про себя, потом выразительно

    Прочитай про себя, потом скороговоркой

В зимний холод всякий молод,

Всякий молод в зимний холод.

3. Проверка домашнего задания.(5 минут)

Цель: проверить знания о биографии писателя и содержания сказа

А) Учитель: С жизнью и творчеством, какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? (Слайд №1)

(Мы знакомились с творчеством П.П.Бажова)

Показать портрет П.П.Бажова.

Учитель: - Где и в какой семье родился П.П.Бажов?

(Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера.)

Что привлекало Павла Петровича с детства?

(Его интересовали люди, работающие на горном заводе, местные предания, сказки и песни родного Урала.)

Кто был Бажов по профессии?

(Школьный учитель, журналист, писатель)

Чем занимался Бажов в свободное от работы время?

(Он бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал в тетрадь все, что они ему рассказывали- были и небылицы, подлинные истории народные предания, песни сложенные столетия назад,)

С какими людьми ему было интересно общаться? (С простыми уральскими мастерами, которые лили сталь, делали оружие. Павла Петровича влекли душевная красота и достоинство трудового народа)

Какие произведения Павла Петровича вы знаете?

(Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Каменный цветок, Горный мастер, Две ящерки, Голубая змейка…)

Учитель: А какое произведение вы читали на прошлом уроке?

(Серебряное копытце) (Слайд №2)

Учитель: Можете назвать идею произведения? (заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Учитель: А как вы хорошо читали, я проверю следующим способом. (Открываем учебник по закладке)

На слайде вы увидите иллюстрацию. Необходимо найти в тексте и зачитать отрывок, подходящий к слайду.

4.Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Поработаем в парах. Вы получаете один тест на двоих и обводите в кружок верный ответ.

ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

3.Кошка Мурёнка была…

А) серой Б) белой В) бурой

4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

А) 1 Б) 2 В) 3

5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

А) голубого Б) розового В) зелёного.

6.Как назывались камни- самоцветы, о которых рассказывается в сказе Бажова?

А) горный хрусталь Б) хризолит В) малахит

В) -Какое это произведение по жанру?

А) Сказка Б) Рассказ в) Сказ

Что такое сказ? Определите тему урока.

Учитель: Как вы думаете, эти слова однокоренные? (да)

Докажите.

Что такое сказка? Вспомните признаки сказки.

Набрасывает определение сказки на листке.

Вымысел, волшебные предметы, герои, троекратный повтор, добро побеждает зло.

Рассказ- повествование о случае, эпизод, реальные события, герои обычные люди.

А во сказе- элементы вымысла, главные герои – рабочий завода, сиротка,

Учитель включает интерактивную доску. Таким образом, распределите определение сказки, рассказа и сказа.

А сам П.П.Бажов говорил о сказе….(Слайд №

Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.

Есть волшебные предметы.

Есть сказочные герои и события.

Рассказчик.

5. Физминутка

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

    Работа над характеристикой главных героев.

Учитель: Прекрасное и забавное время года- зима!

Может потому все чудеса зимой происходят…

Какое чудо произошло в сказе Бажова?

(Что из под ног серебряного копытца выскакивали камешки.)

1. Характеристика главных героев.

Почему оно произошло именно с Даренкой и Кокованей?

Давайте охарактеризуем героев по плану.

Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Почему Кокованя решил взять Даренку себе в дом?

(Чтобы веселее жилось).

А Кокованя это его имя? Почему его так могли его назвать?

Учитель: Если исходить из этимологии, то слово "коко" в диалекте Вологодской области означает слово "крестный". Следовательно, у Бажова в сказке имелось в виду "коко Ваня" - крестный Ваня.

Охарактеризуйте Кокованю.

Опишите героя по плану.

План. (каждого на листке)

    Семейное положение. (Одинокий)

    Опишите его внешность. (Старик большой да бородатый)

    Какой характер у героя? (Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту)

    Чем занимается герой? (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, мастер сказки сказывать)

    Какие поступки совершает? (Добрые, например, взял сироту и ее кошку. Комил, поил, веселил, сказки сказывал, взял с собой на козлика посмотреть)

Учитель: Охарактеризуйте главную героиню. Как ее звали? Даренка – какое это имя? Даренка –мужественная, храбрая, а наша Даренка такая? Докажи.

    Семейное положение. (Сирота)

    Внешность (Маленькая, по шестому году, носишко пуговкой)

    Характер (Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту)

    Чем занимается герой? (В избе прибирается, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любит сказки слушать)

    Какие поступки совершает? (Подобрала кошку брошенную, не побоялась остаться одна в балагане, не собирала камешки драгоценные, а лишь любовалась ими..)

    Как вы относитесь к герою? (Суважением)

    Рефлексия.

    Подведение итогов.

Синквейн Главный герой.

    Домашнее задание.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА

Урок по литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Урок разработан

учителем начальных классов

Пеньковой

Оксаной Борисовной


Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цели : познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова;

отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление;

учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/

Планируемые результаты (целевые установки урока):

Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/

Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.

Технологии, используемые на данном уроке:

Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)

Проблемного, поискового обучения

Диалогические

ИКТ

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальный опрос;

работа в парах;

тестирование;

индивидуальный опрос

Методы обучения:

анализ художественного текста в единстве содержания и формы;

частично - поисковый;

словесный;

наглядно- иллюстративный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?

    Введение в тему

Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.

Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.

Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.

    Работа над темой урока.

А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.

Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)

У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…

Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.

По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

    Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

    Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»

а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)

Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.

б) Работа с учебником

В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.

Словарно – лексическая работа.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ

ВЗЪЕСТЬСЯ

ГОЛБЧИК

ПОЖИТКИ

ПОХЛЁБКА

НЕСПОДРУЧНО

ПОСОБНИК

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ

СТАТОЧНОЕ ДЕЛО

В) Знакомство со второй частью сказки.

Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.

(Читают хорошо читающие дети)

    Беседа после прочтения и подведение итогов урока

Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.

Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?

Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?

    Домашнее задание:

Найдите пояснение к словам:

БАЛАГАН

УГРУЗНЕШЬ

СОЛОНИНА

ПОТЕШАТЬ

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Серебряное копытце»

Программные задачи:
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.

3. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Познакомить с биографией П. Бажова.
4. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 - повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович - знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 - повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 - повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 - повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 - повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 - повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, - говорит педагог. - Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? - спрашивает воспитатель. - О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 - повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)

  • Познакомить с содержанием произведения П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
  • Познакомить с богатствами Уральского края, с его традициях, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
  • Выполнить аппликацию к произведению

Оборудование, используемое на уроке:

  1. Коллекция уральских самоцветов.
  2. Фотографии изделий из самоцветов.
  3. Фотографии уральской природы.
  4. Портрет П.П.Бажова.
  5. Детали для аппликации (дом, деревья, девочка Дарёнка, олень Серебряное копытце, кошка Мурёнка).
  6. Иллюстрации к сказке.
  7. Рисунки Серебряного копытца на отдельном листке по количеству уч-ся.
  8. Книги П.П.Бажова для выставки.
  1. Орг. момент.
  2. Беседа о родном крае.
  3. Рассказ о П.П. Бажове.
  4. Выставка книг (краткий обзор по книгам). (Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Сами ученики кратко рассказывают об уже прочитанных произведениях, а учитель коротко делает аннотацию к другим произведениям, заинтересовывая тем самым детей узнать об этом сказе).
  5. Сообщение цели.
  6. Словарная работа. (Объясняются сложные слова, которые встречаются в тексте. Все слова печатаются на карточках, чтобы дети могли их зрительно воспринять. Хоть дети и читают по слогам, зрительное восприятие слов будет стимулом к быстрому чтению).
  7. Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие дети приходят в 1 класс не читающие, поэтому сказ читает учитель. Сказ довольно большой по объёму, поэтому заранее учитель продумывает, какие отрывки из произведения можно не читать, чтобы не потерялся смысл сказа, и была достигнута цель, поставленная на уроке.)
  8. Беседа по содержанию
  9. Творческая работа. (Для детей заранее заготовлены листы с фигуркой молодого оленя, и кусочки цветной бумаги, а их задача доделать работу до конца. Для закрепления понятия самоцветы используются элементы работы с бумагой. Дети из кусочков цветной бумаги вырезают цветные “камешки”. На этом этапе урока идёт закрепление навыка работы с ножницами, развивается мелкая моторика у учащихся и пополняется их словарный запас).
  10. Выставка работ.
  11. Итог урока.
  12. Дом.задание

Основные вопросы:

  • Что такое самоцветы?
  • Кто такой П.П.Бажов?
  • Кто главные герои этого сказа?
  • Что обозначают старорусские слова?
  • Как звали кошку девочки?
  • Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
  • Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
  • Где жили Кокованя и Дарёнка?
  • Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
  • Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника?
  • Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?

Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.

Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Беседа о родном крае.

– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)

Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (вывешиваются иллюстрации).

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы?

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показ камней из коллекции). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показ фотографий)

3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

Выставка книг (краткий обзор по книгам).

4. Сообщение цели

.

А мы сегодня познакомимся ещё с одним знаменитым произведением – “Серебряное копытце”.

5. Словарная работа

.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик – начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки – место, где косят траву.

Ф И З М И Н У Т К А.

6. Чтение сказа учителем в сокращении.

Цель перед чтением: Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

6. Беседа по содержанию.

(За правильный ответ ученик получает “самоцвет”, которые потом используют для аппликации). Соберем свою коллекцию камней.

  1. Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
  2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
  3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
  4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).
  5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
  6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
  7. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
  8. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).

Посмотрите, какая получилась картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику)

(По ходу ответов на доске появляется картина-аппликация, составленная из отдельных деталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, дети приклеивают под копытце козлика).

Ф И З М И Н У Т К А.

7. Творческая работа.

Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:

– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).

У вас на столе заготовлены кусочки цветной бумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Вы сейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.

(самостоятельная работа учащихся)

А учитель в это время помогает.

8.Выставка работ.

Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляется на доске)

9. Итог урока.

К какому сказу у нас иллюстрация на доске? Понравилась, ребята вам произведение? Кто его автор? А как называются драгоценные камни, которые добывают у нас в Уральских горах?

10. Дом.задание

А дома расскажите о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке и Серебряном копытце своим родителям.