Презентация на тему быт жителей руси. Быт и нравы древней руси



Цель урока:

Повышение интереса учащихся 6 класса, к изучению истории Древней Руси.


1. Повседневная жизнь

Большая часть населения проживала в сельской местности. Обрабатывали поля, жили большими семьями.

Часть населения проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина.

В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях люди рано вступали в брак.

Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами.



Быт простых горожан мало отличался от крестьянского.

Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь.

Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством.




Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники.

Вооружены они были: мечами, копьями, саблями.

Одежда: броня или кольчуга.


Жилища князей и бояр- хоромы- состояли, как правило, из нескольких соединенных между собой переходами строений.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных.

Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб.

Крестьяне жили в небольших домах, полуземлянках.



Мужчины носили рубаху и порты. Единственным украшением был узкий пояс. Верхняя одежда –зипуны- застегивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. На ногах носили – лапти.

Простые женщины носили холщовую рубашку, поверх которой одевали поневу- домотканая шерстяная юбка.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей- шелковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ.


5. Домашнее задание

Параграф 8, страница 63

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Быт и нравы Древней Руси История России 6 класс Работу выполнила: у читель истории и обществознания Лялина Татьяна Митрофановна

Цели урока: охарактеризовать слои древнерусского населения, познакомить учащихся с образом их жизни.

План урока: 1.Повседневная жизнь земледельцев и горожан. 2.Военное дело. 3. Жилище. 4.Одежда.

Основные понятия: общество, митрополит, епископ,община, вотчина, холоп, смерд, закуп, «лихой человек».

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Они распахивали новые земли, охотились, оборонялись от «лихих людей». Повседневная жизнь земледельцев и горожан

Часть населения проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. Города росли и становились торговыми и ремесленными центрами.

Одним из наиболее распространенных видов ремесел было кузнечное дело.

По большим и малым городам Руси шумели торги. Продавались черпаки, чаши;купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха.

Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Военное дело

Защитными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами.

Защитим землю русскую, не отдадим врагу на поругание!!!

Крестьяне жили в небольших домах. На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами. Печи топились по –черному. Окна были маленькие. Жилище

На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа.

Жилища князей и бояр – хоромы-состояли,как правило, из нескольких соединенных между собой переходами, строений. В центре находился терем-высокое деревянное здание-башня.

Древнерусская мужская одежда состояла из рубахи и портов-нешироких, сужающихся вниз штанов, доходящих до щиколотки. Одежда

Верхней одеждой были также зипуны- застегивающиеся встык кафтаны без воротника. С длинными узкими рукавами.

У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх нее надевалась понева-домотканая шерстяная юбка.

Вывод: Таким образом, формирование государства благотворно сказалось на быте и правах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Домашнее задание: п.8, ответить на вопросы, выучить новые термины.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

краткое содержание других презентаций

«Культура Волжской Булгарии» - Химия. Поэты и писатели. Астрономия. Образование. Записи арабского автора. Ученые - историки. Ученые Волжской Булгарии. Наука. Письменность. Медицина. Литература, написанная на бумаге. Наука и культура Волжской Булгарии. Богословы и философы. География.

«Быт на Руси» - Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Быт и нравы древней Руси. В дальнейшем горницей стали называть самую лучшую комнату в русских домах. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Предметы быта. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов. Расположение печи определяло планировку избы. Отпевание, свадьбу, крещение отмечали как правило всей деревней.

«Культура Руси 10-13 века» - Золотые ворота во Владимире. Соборная церковь София. Дайте краткую справку о соборе. Нестор. Возможность повысить отметку. Фильм на тему «Архитектура». Слово жюри. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Культура Руси X-XIII веков. Христианство. Содержание термина. Андрей Рублев. Развитие летописания. Составьте слово. Значение этих святых для истории. Представление команд. Монах Нестор. Мощь города. Исторический вопрос.

«Достижения культуры Древней Руси» - Устное народное творчество. Основание Киева. Культура Древней Руси. Олег. Евангелие. Русское каменное зодчество. Нестор. Убийство князя Игоря. Письменность и грамотность. Зодчество. Тест. О чём идёт речь. Рукописные книги.

«Памятники культуры Древней Руси» - Ангел Златые Власы. Принятие Русью христианства. Культура Древней Руси в 9-13 вв. Договор князя Олега с Византией. Из варяг в греки. Киев. Принятие христианства. Борисоглебский монастырь. Киево-Печёрский монастырь. Письменность. Полоцк. Десятинная церковь. Византийские монеты. Культура Киевской Руси. Софийский собор. Волжский торговый путь.

«Древние города Руси» - Схематический план города и окрестностей. Размеры древнерусских городов. Попытки европеизации Москвы. Золотые ворота. Новые задачи - административные, культурные и военные. Строительство крепостной стены. Древний план Московского кремля. Киев XII – XIII веков (реконструкция). Строительные работы. Псковский кремль с птичьего полета. Частные дома. Архитектура и повседневная жизнь древнерусского города.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Головинская ОШ»

Тема: Быт Древней Руси.

Разработка урока истории России с древнейших времён до конца 16 века.

6 класс

Тема: Быт Древней Руси.

Цель: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

1) сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев и горожан, выяснить характерные черты русского быта в 9-11вв.

2) развивать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы, работать с текстом самостоятельно, слушать товарищей.

3) воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: компьютер с мультимедиумом, презентация, музыка Э.Грига «Утро», раздаточный материал.

Технология развития критического мышления.

Ход урока.

1.Организационный момент .

Здравствуйте ребята! Я рад видеть Вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас.

«Вызов»

Урок мне хотелось бы начать со стихотворения, вы внимательно слушаете, смотрите на экран, а затем скажите о чём или о ком пойдёт речь на уроке. (слайд1). Учитель на фоне музыки читает стихотворение.

«Утро, пробуждается природа

Первые рассветные лучи

На воротах древнего посёлка

Отблески оставили свои.

Здесь живёт народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные как ивы,

Дети словно крепкие дубки».

Ответы учащихся.

Правильно, мы будем говорить о повседневной жизни наших предков в те времена, когда наше государство как называлось? (Древняя Русь)

Итак, тема урока «Быт Древней Руси» (слайд 2)

Какую цель мы поставим перед собой? (слайд3)

Познакомиться с повседневной жизнью земледельцев и горожан, их жилищем, военным делом.

Ну, а чтобы нам совсем было понятно, о чём пойдёт речь, давайте вспомним понятия «быт» и «нравы». (слайд 4)

«Быт» - повседневная жизнь людей.

«Нравы» - повседневные отношения между людьми.

На протяжении многих уроков мы говорим с вами о древнерусском государстве. Казалось бы, мы знаем практически всё. Но так ли это. Давайте проверим. Предлагаю вам выполнить задание «верно – неверно – затрудняюсь».

Учащиеся заполняют таблицу №1 на рабочем листе и сразу озвучивают ответ.

1Восточные славяне заселили большую часть Восточно – Европейской равнины. +

2.Основным занятием восточных славян было земледелие.+

3.Восточные славяне были язычниками.+

4.Первое государство восточных славян – Киевская Русь.+

5.988г. – крещение Руси.+

6.Первую реформу провела княгиня Ольга.+

7.Владимир положил начало созданию сборника законов.-

8.члены народного ополчения назывались вои.+

9.Мальчиков, не умеющих плести, называли «безлапотниками».+

10.Холдные помещения жилища назывались горницы – повалуши.+

Подсчитайте свои правильные ответы и заполните в оценочном листе графу №1.

Оказывается, ещё не всё мы знаем о древнерусском государстве. Я предлагаю пополнить наш багаж знаний.

«Осмысление» (работа в группах)

- Ребята, где вы узнаёте информацию по интересующему вас вопросу?

Главным источником знаний во все времена была книга. И сегодня, благодаря книге, мы совершим путешествие в историю русского быта.

Были ли книги у древних славян? Откуда мы знаем, как они жили?

А сегодня книги только в бумажном варианте?

Представьте, мы находимся в музее. Вы – экскурсоводы, а я – посетитель и хочу, чтобы вы рассказали мне о быте и нравах Древней Руси.

1-я группа – экскурсоводы зала №1 «Повседневная жизнь земледельцев».

2-я – «Повседневная жизнь горожан».

3-я – «Военное дело»

4-я – «Жилище».

Сейчас вы работаете 8 минут с текстом в учебниках и дополнительным материалом в ваших рабочих листах. Приём «Инсерт».

Отчёт групп, показ слайдов.

Видите, как много нового вы узнали. Посмотрим, насколько вы были внимательны и хорошо ли слушали друг друга. Поработаем с перфокартами в течение 1 минуты.

Проверка (учащиеся называют вопрос и ответ).

Образ жизни населения Древней Руси одинаков? А от чего он зависел?

Вывод: быт и нравы жителей Д. Руси определялись их занятиями и социальным положением.

Возвращение к «Верно – неверно – затрудняюсь».

Какие утверждения вызвали затруднения? Давайте ответим.

Возвращение к цели урока.

Всё ли мы сделали, что запланировали?

Рефлексия.

Я узнал(а)…..

Я хочу узнать…..

Я считаю, что заработал(а)….

Посмотрите на свои оценочные листы, как вы себя оценили? (учитель спрашивает несколько человек, а остальным предлагает сдать).

Домашнее задание.

Домашнее задание в ваших рабочих листах. Они остаются вам. Задания имеют разную степень сложности. Выберите задание сами на ту оценку, на которую вы себя оцениваете.

- п.8; составить понятийный словарь по теме урока; объяснить, в связи с чем возникли и что означают следующие крылатые выражения: точить лясы, тянуть волокиту, бить баклуши, зарубить на носу.

«4» - п.8; составить понятийный словарь по теме урока; пользуясь текстом учебника, составьте рассказ об одном дне из жизни: князя, ремесленника, крестьянина (по выбору).

«3» - п.8; составить понятийный словарь по теме урока.

Дополнительное задание: подготовить сообщение «Одежда славян».

(учитель читает финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Быт и нравы Древней Руси Урок истории 6класс Подготовила учитель истории Кивган ОН

1. - сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян; 2.- познакомить с внешним видом славян, их жилищем, одеждой, военным делом; 3.- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; 4.- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей Цель урока:

Поселок славян

Давайте вспомним! Нравы – обычаи, уклады общественной жизни. Быт – повседневная жизнь.

Жилище Полуземлянка восточных славян Усадьба князей

Быт и нравы Древней Руси «Домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех, так называемых, великих событий истории», - писал знаменитый русский историк XIX в. И.Е. Забелин.

Земледельческие орудия труда: 1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Коса; 7. Борона-суковатка. 2

Горницы – повалуши – холодные помещения в доме, куда зимой складывали портящиеся продукты Гридница – большая парадная горница Покои - комнаты

Военное дело Княжеские дружинники – профессиональные воины Древней Руси

Маврикий Стратег о славянах и антах О древнеславянских воинах Из книги Маврикия Стратега: «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника

Вставить пропущенные слова Русские люди считали свою избу храмом и от этого есть название (хоромы). Количество рядов бревен или кирпича на строительство дома должно быть (нечетным). По диагонали от печи находился (красный угол)избы. В (сундуках) хранили одежду, закрывали на замок. Основой и мужского и женского костюма на Руси была (рубаха). Мужчины, прежде чем надеть (лапти), на ноги наматывали (онучи).Женщины поверх рубахи надевали (поневу). Мужчины рубаху подпоясывали (кушаком). Замужние женщины покрывали голову (повой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...