Презентация на тему "личность". Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность Презентации на тему личность по обществознанию

Cлайд 1

Cлайд 2

Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки соприкосновения. Согласно научным взглядам человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоме- нидам (т.е. к человекоподобным существам). О причинах, способствовавших выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Многие науки (антропология, палеонтоло- гия, физиология и др.) обсуждают эту проблему. Ученые считают, что человек является продуктом длительной биологической и социально-культурной эволюции.

Cлайд 3

В философии есть такие понятия, с помощью которых пытаются охватить как можно больше явлений, сторон реального мира. Это множество настолько многообразно, разнородно, что чаще всего в понятии удается обобщить лишь одну черту, свойство предметов, его образующих. Такие предельно общие понятия называют категориями.

Cлайд 4

В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек - как сочетание разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Между Небом и Землей человек драгоценнее всего».

Cлайд 5

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное и «неистинное», сотворенное бытие, различая при этом сущность и существование, смысл и символ.

Cлайд 6

Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей.

Cлайд 7

Термин индивидуальность дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной.

Cлайд 8

Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого – либо явления, включая и природное и общественное.

Cлайд 9

Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Cлайд 10

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и сомооценку индивидуальных особенностей. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.

«Экзистенциальная психология» - Основное определение. Понимание времени. Серен Кьеркегор. Экзистенциальный анализ. Экзистенция. Эдмунд Гуссерль. Определение. Регулярные образовательные проекты. Чувство вины. Понимание мира. Экзистенциальная психотерапия в России. Ролло Мэй. Жан-Поль Сартр. Понимание человека. Экзистенциальная психотерапия.

«Предмет возрастной психологии» - Теория рекапитуляции С. Холла. Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни. Память. Предмет возрастной психологии. Кризис 40 лет. Младенчество. Психоанализ. Раннее детство. Самосознание. Ключевым понятием в возрастной психологии является «развитие». Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса.

«Юридическая психология» - Социальные факторы, влияющие на поведение человека. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах. Компоненты правового поведения. Структура профессиональной деятельности юриста. Признаки поведения преступника. Акцентуации характера личности. Виды преступников насильственной категории.

«Основы общей психологии» - Сознание. Герман Эббингауз (1850-1909). Вильгельм Вундт (1832-1920). Закон восприятия (ответ пропорционален логарифму степени воздействия). Рецензенты. Общая психология. Методология психологического знания. Методы психологического исследования. Предмет психологического знания. История развития психологического знания.

«Специальная психология» - Отклонения в развитии очень различны. Исследователи. Во всем мире увеличивается количество детей и подростков. Тифлопсихология. Общетеоретические положения. Факторы риска. Группы аномальных детей. Введение в специальную психологию и педагогику. Специальная психология. Задачи специальной психологии. На основании данных специальной психологии строится система обучения.

«Инженерная психология» - Инженерная психология. Система объекта эргономики. Задачи. Психологическая наука. Диагностические задачи. Этап развития. Цель инженерной психологии. Психодиагностические методы. Задачи инженерной психологии. Методологические принципы. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Перспективы развития.

Всего в теме 10 презентаций

Слайд 1

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ: Личность - носитель общечеловеческих свойств, уподобляется понятию «индивид». Л. Фейербах рассматривал личность как продукт природы и уделял небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности.
Л. ФЕЙЕРБАХ
Я ТАКОЙ КАК ТЫ!

Слайд 3

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже разрабатывали принцип социальной обусловленности психики, выдвинутый Сен-Симоном. Т. Парсон, Д.Г. Мид разработали ролевую теорию личности, в которой говорили о том, что личность играет определенные социальные роли под влиянием социальных ожиданий.
Э. ДЮРКГЕЙМ
Т. ПАРСОН

Слайд 4

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс усматривали сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «я» в массе.
М. ХАЙДЕГЕР
К. ЯСПЕРС
Ж.П. САРТР

Слайд 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
Еще в 1937 гг. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.

Слайд 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Ребенка, подростка корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
Может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?

Слайд 7

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Степень сохранности личности психически неполноценных людей может быть очень разной по сравнению с нормой. Их мировосприятие, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека – «патологическая» личность

Слайд 8

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.

Слайд 9

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью, т.е. действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
Иерархичность – способность человека управлять своими биологическими потребностями
Целостность – человек в разных условиях ведет себя предсказуемо
Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и оптимальные способы их выполнения.

Слайд 10

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Факторы влияющие на формирование личности человека:
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ

Слайд 11

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Для зрелой личности характерно воздействие на развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков.
АКАДЕМИК А.Д. САХАРОВ
МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ

Слайд 12

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивид – человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода.
Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид - не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

Слайд 13

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.

Слайд 14

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ЛИЧНОСТЬ

Слайд 15

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Коко Шанель, родившись в конце XIX века, в очень бедной семье, она создала неповторимый стиль, актуальный до сих пор: введение в моду удобной и практичной одежды, юбка длиной до колена, появление в женском гардеробе брюк, духи «Шанель №5», маленькое черное платье.

Слайд 16

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
При изучении личности, необходимо выделить отдельные элементы в структуре личности и анализ взаимосвязей между ними.
Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность.
Соотношение социального и биологического: Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы. Привычки, умения, навыки и знания личности. Особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и т.д. Биологические свойства связанные с полом, возрастом, темпераментом.

Слайд 17

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Уровни рассмотрения и проявления личности: Интроиндивидный: личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей, представлены качества данные человеку от рождения. Интериндивидный: личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только во взаимодействии с другими людьми. Метаиндивидный: определяет воздействие личности на других людей через ее деятельность

Слайд 18

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Личность человека организуется в три структуры, которые Фрейд назвал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) Ид – примитивные, инстинктивные стороны личности, не знающие ограничений – бессознательное. Среди инстинктов Фрейд выделил две основные группы – жизни и смерти. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Эго – структура психики, ответственная за принятие решений, Эго ограничивает проявление Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ, РАЗУМНОСТИ. Супер-Эго – совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к самооценке. Эго-идеал ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов.
ИД
ЭГО
СУПЕР-ЭГО

Слайд 19

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют и на современников, и на потомков.
Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения.
Изменчивость личности проявляться в изменчивости моделей поведения, в смене настроений, эмоций, жизненного опыта

Слайд 20

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Несмотря на разнообразие подходов к структуре личности, все они отражают ее целостность и интегративность, так как включают биологические, социальные и психические компоненты.
Крона – сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Ствол - психические свойства, (характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль). Корни – генотипические свойства матери или отца или от других родственников, Почва - прародительский генофонд.

Слайд 5

А.Н. Леонтьев, психолог о личности человека

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности. Но одни могут преодолеть неловкость, связанную с природным недостатком, а другие погружаются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формирует такие отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.