Занятие на дифференциацию звуков с ш. Конспект занятия "дифференциация звуков с и ш в слогах, словах, предложениях". организованной образовательной деятельности
Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса
Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.
Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.
План занятия:
I. Организационный момент
Приветствие
II. Основной этап
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Объявление темы урока
Тренировочные упражнения
III. Подведение итогов занятия
IV. Домашнее задание
ХОД ЗАНЯТИЯ :
Деятельность ребенка |
Оборудование |
||
I. Орг.момент |
Пишет школьник Паша Шапка, шайба, каша Мышка, мошка, шутка, Шахматы, мишутка. А теперь в другом стихотворении: Самолет построим сам, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. |
Здоровается, определяет звуки Ш, С. | |
II. Основной этап Артикуляционная гимнастика |
Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки. Начинаем нашу зарядку для языка и губ: «Улыбочка», «Заборчик», «Блинчик» счет до 5/ остудили, «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам, «Чашечка» (счет до 10), «Вкусное варенье» (5 раз), «Маляр» (5 раз), «Лошадка» |
Ребенок делает артикуляционную гимнастику. | |
Дыхательная гимнастика |
А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать: 1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха. 2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха. |
Ребенок делает дыхательную гимнастику. | |
Объявление темы занятия. |
Сегодня будем различать звуки С и Ш. |
Ребенок дает утвердительный ответ. | |
Анализ артикуляции звуков Характеристика звуков |
Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику: Произнеси звук [с] «Песенку змеи» - ШШШ. Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый). А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша]. |
Ребенок слушает, произносит звуки. Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый. Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок называет и прописывает звуки. |
Зеркало, тетрадь, ручка |
Дифференциация С-Ш в слогах |
1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай: Из тебя получился замечательный молодой попугайчик! 2. Теперь читаем слоги по таблице слева направо: 3. Постарайся повторить за мной чистоговорки: СА-СА-СА – под сосной живет лиса. ША-ША-ША – мы шагаем неспеша. СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу. ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу. СО-СО-СО – у машины колесо. ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо. СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы. Ты отлично справилась! |
Ребенок повторяет. Ребенок читает. Ребенок повторяет. |
Таблица со слогами |
Дифференциация С-Ш в словах |
4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх: СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА. Ты очень внимательная! Умница! 5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: Карточка №1 КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ. 6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово: Карточка № 2 …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка. Воспроизведи этот ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке). Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась! 7.Закончи слово, добавив слог СА или ША: Карточка № 3 ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-…. Отлично справилась! 8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки). Хорошо получилось! 9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом: Кто поднимает штангу? (штангист) Кто играет в шахматы? (шахматист) А кто играет в хоккей? (хоккеист) Кто водит поезда? (машинист) А кто водит такси? (таксист) Кто играет на пианино? (пианист) Кто играет на гитаре? (гитарист). Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные. 10. Рифмовки-путаницы: Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно. Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры. Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке» Конфету дали «маске». У тебя все получилось! |
Ребенок поднимает/опускает руки. Ребенок объясняет смысл слов. Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. Ребенок раскладывает картинки в две стопки. Ребенок отвечает. Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов. |
Карточка с заданием Карточка с заданием, тетрадь, ручка Карточка с заданием Предметные картинки |
Дифференциация С-Ш в предложениях |
11.Измени словосочетания по образцу: Карточка №4 Ты носишь – я ношу Ты спешишь – Ты спишь – Ты рисуешь – Ты сыплешь – Ты сеешь – Я ношу – ты носишь Я прошу – Я спешу – Я рисую – Я сыплю – 12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика: Карточка №5 Веселый шоссе Ясное пастушок Сухое солнышко Интересное кошка Серая путешествие Ты все правильно подобрала! 13.Придумай предложения с данными словосочетаниями: Карточка №6 Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем. У тебя получились замечательные полные предложения! |
Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. |
Карточки с заданиями |
III. Итог занятия |
Какие звуки мы сегодня различали? Повторим правило. Что вам понравилось на занятии? Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз). |
Язык кверху…шш. Язык книзу…ссс. Ребенок отвечает. Ребенок оценивает себя. | |
IV. Домашнее задание |
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы: Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку. |
Таблица со слогами
Карточка №1
КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)
Карточка № 2
…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.
Карточка № 3
ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….
Карточка №4
Ты носишь – я ношу
Ты спешишь –
Ты спишь –
Ты рисуешь –
Ты сыплешь –
Ты сеешь –
Я ношу – ты носишь
Я прошу –
Я спешу –
Я рисую –
Я сыплю –
Карточка №5
Веселый шоссе
Ясное пастушок
Сухое солнышко
Интересное кошка
Серая путешествие
Карточка №6
Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:
Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»
Цель : дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия
Организационный момент
Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л.: Какой первый звук во всех названных словах?
Д.: Звук Л.
Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:
Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л.: Какой первый звук во всех этих словах?
Д.: Звук Р.
Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?
2. Основная часть
Л.: Звук Л – гласный или согласный?
Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д.: Язычок упирается в верхние зубы.
Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Д. ---
Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
Первая лужица:
Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р . Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Перепрыгивайте.
Вторая лужица:
Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Перепрыгивайте.
Третья лужица:
Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Четвертая лужица:
Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...
Перепрыгивайте.
Пятая последняя лужица:
Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука
Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
Перепрыгивайте.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на мысочки встать.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Разместим картинки правильно.
Слова: Рыба, Пирог, Топор.
Ласточка, Акула, Стол.
Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.
Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
Без рук, без ног ползет. (Червяк.)
Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Бревно ползет по муравью.
3.Итог занятия.
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
учителя - логопеда
на развитие звуковой стороны речи
тема «В гости к Маше»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Шагиева Эльвира Наиловна
Цель организованной образовательной деятельности:
Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
Обогащать словарный запас детей
Развивать умение связно высказывать свое мнение
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие:
Развивать внимание, мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
Физическое развитие:
Совершенствовать мелкую моторику
Коррекционные задачи:
Способствовать развитию фонематического слуха;
Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах
Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;
Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];
совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная
Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей : подгрупповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Сообщение темы
Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.
Артикуляционная гимнастика
Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.
Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).
Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)
В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)
2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)
Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш
Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С
Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш
При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.
А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).
Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.
Молодцы.
3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)
Ша-ша-ша - это наша Маша
Шу-шу-су - Маша видела лису
Шу-шу-шу - письмо Мише напишу
4. Игра «Умные доски»
Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)
Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей
Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)
Маша шишку нашла
«Ах, какая шишка!» (любуемся)
Будем с шишкой мы играть,
Меж ладошками катать!
Вот немного покатали
И ничуть мы не устали.
Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.
Я куплю манишку мишке
Я куплю ему штанишки.
Для него спою я песни,
А потом станцую вальс.
Давайте выучим Машино стихотворение
Итог
Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])
Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.
Цели:
- упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
- закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
- воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.
Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Заходит ребёнок, здоровается!
Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)
Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).
Упражнение “Качели”
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.
Упражнение “Накажем непослушный язычок”.
Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.
Упражнение “Чашечка”.
Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)
Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.
IV. Введение в тему. (Слайд 4)
К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.
Она сказала, что зовут её Фафа.
Ты слышала когда – либо такое имя?
А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.
Поможем ей в этом?
Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.
И вот первое задание.
Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.
V. Сообщение темы занятия.
Как зовут нашу гостью? (Саша).
Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].
Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)
Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.
Сели в автобус. Садись на стульчик.
Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].
Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.
Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).
Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).
Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:
Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)
Повторяй за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.
Са – ша – са Ус – уш – ус
шо – со – шо аш – ос – уш
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Са –са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)
Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).
Называй предметы, которые ты нашла.
4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)
Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.
Замени звук [С] на звук [Ш].
Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.
5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)
Мы остановились у магазина.
Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.
Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.
6. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)
Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)
Необходимо выложить схему имени – Саша.
Сколько слогов в слове Саша? Назови их.
Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?
Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
Какие звуки во втором слоге?
8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.
Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)
Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).
9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.
Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)
Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.
Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.
Назови звуки пропущенные в словах?
А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.
VI. Итог занятия. (Слайд 18)
Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.
1. Тимофеева Оксана Васильевна
2. Учитель - логопед
3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида
Тимофеева Оксана Васильевна
Учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида
Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"
Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
5. Формировать фонематический слух;
6. Развивать речевое дыхание;
7. Продолжать формировать грамматический строй речи.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед:
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
(Дети делают вдох и выдох три раза)
А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)
Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
А теперь по кругу щечки дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!
Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа будет для ребят!
Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим
признакам.
Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)
Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)
Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».
Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.
В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.
Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.
(стрелочка вверх, вниз)
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»
ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус
са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».
Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].
Жили – были, поживали,
Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)
Скучно было им без дела.
Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)
Принесла им приглашенье
На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)
Две подружки так спешили,
Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)
Именинница встречала
И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)
Начались тут песни, пляски…
Жаль, пришёл конец всей сказке.
Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)
Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.
Мышки мишке вымоют миску.
Кошка спит, а мышку видит.
У шалунов и шалунишек,
От шалостей большие шишки.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кашку ест корова Машка.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.
Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
Саша с Машей весело смеялись.
Шесть пушистых кошек мышонка испугались.
Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].
Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.
Не спеши языком, а спеши делом.
Упражнение «Исправь небылицы».
Кошка боится мышку.
Лежали на улице свежие доски.
На них отдыхали ленивые коски.
Миша и Маша лежали в коляске.
Были они, безусловно, двойняски.
Двое маленьких мышат
Тоже ходят в детский шад.
В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).
Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).
Итог.
Литература.
Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)
Лебедева
И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки
Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
2008.