Бедная Лиза. Николай Карамзин. Бедная лиза Бедная лиза скачать mobi

В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты, в которых разум ставится превыше чувств. Николай Карамзин был одним из первых, кто начал писать произведения, в которых на первое место ставились чувства героев. Такой является и повесть «Бедная Лиза», которая не сразу была воспринята критиками, зато обществу очень пришлась по вкусу. Писатель заставляет задуматься, ориентируясь не только на логику и здравый смысл, но и учитывая переживания героев, которые он мастерски передает читателям.

Молодая девушка-крестьянка по имени Лиза вынуждена тяжело работать, чтобы обеспечить себя и мать, поскольку их отец умер. Однажды она влюбляется в дворянина Эраста. Он испытывает взаимные чувства и настолько серьезно увлечен ею, что готов оставить свет и проводить вечера лишь в ее компании. Но этот молодой человек ветреный и непостоянный, он испытывает искреннюю симпатию, которая на завтрашний день может исчезнуть без следа. Только сможет ли девушка так легко отпустить свои чувства и принять уход возлюбленного?

В книге описывается и место действия, что не свойственно литературе того времени. Читатели настолько прониклись историей Лизы, что ходили в те места, где она гуляла в повести. Многие даже считали, что история реальна. Автор никого не поучает, не осуждает, не пытается навязать свою точку зрения, а только лишь желает вызвать сочувствие к героям, и ему это удается.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1792 году издательством Эксмо. Книга входит в серию "Список школьной литературы 7-8 класс". На нашем сайте можно скачать книгу "Бедная Лиза" в формате epub, fb2, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.02 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

На окраине Москвы, откуда видны Воробьевы горы, недалеко от стен монастыря в старом жилище жила со своей матушкой главная героиня книги Карамзина «Бедная Лиза». После кончины отца им пришлось жить на деньги, полученные от аренды земли. Слабая здоровьем мать тосковала по покойному мужу, а Лиза одна занималась хозяйством и подрабатывала на продаже лесных цветов.

Торгуя цветами в городе, Лиза познакомилась с любезным молодым красавцем Эрастом, заплатившим ей не пять копеек, а целый рубль. Но честная девушка не взяла лишнее. Молодой человек расспросил, где проживает Лиза, и уговорил её больше не продавать цветы никому, кроме него.

Дома девушка рассказала матушке обо всём. Женщина порадовалась за честность дочери. На следующий день Лиза принесла самые отборные цветы — прекрасные ландыши, но их пришлось выкинуть в реку, потому что её поклонник так и не появился.

Вечером следующего дня Эраст пришёл к Лизе домой, где познакомился с её матерью и попросил всю работу девушки продавать только ему.

Встретив девушку, добрый и умный молодой дворянин Эраст решил покончить со своей прежней праздной жизнью.

Несмотря на различия в сословиях, молодые люди влюбились и стали встречаться каждый день. Эраст был восхищён невинной чистотой и наивностью девушки, отличающейся от всех, кого он знал до неё.

Не знавшая о чувствах дочери мать, желает выдать бедную Лизу замуж за богатого крестьянина. Девушка отказывается.

Когда она рассказывает об этом Эрасту, влюблённые сближаются. Близость с девушкой, в которую молодой человек был платонически влюблён, меняет его отношение к возлюбленной. Символ чистоты и непорочности был разрушен, и Эраст стал избегать встреч с Лизой.

Через несколько дней наш герой объявился, сообщая девушке об отъезде на войну. Чтобы Лиза снова не торговала, пока его не будет, он оставил её матери деньги.

Через пару месяцев в городе Лиза заметила, проезжавшую рядом шикарную карету, в которой сидел Эраст. У ворот дома радостная девушка обнимает его, но мужчина сообщает, что помолвлен. Он влез в долги, проигравшись, поэтому вынужденно должен жениться на богатой стареющей вдове, давно влюблённой в него. Мужчина просит больше не беспокоить его, протягивая девушке сто рублей.

Бедная Лиза встречает подругу Анюту, через которую передаёт деньги своей маме, а сама бросается в пруд. Вскоре помирает её отчаявшаяся от горя мать.

До конца своих дней Эраст не был счастлив и считал себя виновным в смерти Лизы.

У нас вы можете скачать книгу «Бедная Лиза» бесплатно и без регистрации в формате fb2, ePub, mobi, PDF, txt

На окраине Москвы, откуда видны Воробьевы горы, недалеко от стен монастыря в старом жилище жила со своей матушкой главная героиня книги Карамзина «Бедная Лиза». После кончины отца им пришлось жить на деньги, полученные от аренды земли. Слабая здоровьем мать тосковала по покойному мужу, а Лиза одна занималась хозяйством и подрабатывала на продаже лесных цветов. Торгуя цветами в городе, Лиза познакомилась с любезным молодым красавцем Эрастом, заплатившим ей не пять копеек, а целый рубль. Но честная девушка не взяла лишнее. Молодой человек расспросил, где проживает Лиза, и уговорил её больше не продавать цветы никому, кроме него. Дома девушка рассказала матушке обо всём. Женщина порадовалась за честность дочери. На следующий день Лиза принесла самые отборные цветы - прекрасные ландыши, но их пришлось выкинуть в реку, потому что её поклонник так и не появился. Вечером следующего дня Эраст пришёл к Лизе домой, где познакомился с её матерью и попросил всю работу девушки продавать только ему. Встретив девушку, добрый и умный молодой дворянин Эраст решил покончить со своей прежней праздной жизнью. Несмотря на различия в сословиях, молодые люди влюбились и стали встречаться каждый день. Эраст был восхищён невинной чистотой и наивностью девушки, отличающейся от всех, кого он знал до неё. Не знавшая о чувствах дочери мать, желает выдать бедную Лизу замуж за богатого крестьянина. Девушка отказывается. Когда она рассказывает об этом Эрасту, влюблённые сближаются. Близость с девушкой, в которую молодой человек был платонически влюблён, меняет его отношение к возлюбленной. Символ чистоты и непорочности был разрушен, и Эраст стал избегать встреч с Лизой. Через несколько дней наш герой объявился, сообщая девушке об отъезде на войну. Чтобы Лиза снова не торговала, пока его не будет, он оставил её матери деньги. Через пару месяцев в городе Лиза заметила, проезжавшую рядом шикарную карету, в которой сидел Эраст. У ворот дома радостная девушка обнимает его, но мужчина сообщает, что помолвлен. Он влез в долги, проигравшись, поэтому вынужденно должен жениться на богатой стареющей вдове, давно влюблённой в него. Мужчина просит больше не беспокоить его, протягивая девушке сто рублей. Бедная Лиза встречает подругу Анюту, через которую передаёт деньги своей маме, а сама бросается в пруд. Вскоре помирает её отчаявшаяся от горя мать. До конца своих дней Эраст не был счастлив и считал себя виновным в смерти Лизы. Рассказал эту грустную историю автору сам главный герой книги «Бедная Лиза». Он же и показал могилу девушки.

Николай Михайлович Карамзин

Бедная Лиза

НИКОЛАЙ КАРАМЗИН – ПИСАТЕЛЬ, КРИТИК, ИСТОРИК

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России» – это окончательное, твердо и решительно высказанное мнение Пушкина. Оно сложилось после многолетних жарких споров и полемических сражений по поводу новых произведений Карамзина (главным образом «Истории государства Российского», тома которой выходили с 1818 г.), художественной прозы и публицистики 1790–1800 гг. В этих сражениях участвовал и Пушкин, выступая с разных позиций, – в пору юности резко критиковал Карамзина, а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал.

Карамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения.

Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать свои ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно, и перед ним – вопросы. Естественно, размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер.

Художественный мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую. В этот мир нельзя входить с предубеждением и готовыми идеями, он требует понимания и объяснения. Оттого Карамзин на протяжении полутора веков воспринимался активно; история изучения его творчества характеризуется отливами и приливами: его или превозносили, или отвергали.

Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должно уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…

В последние десятилетия положение стало меняться. В 1964 г. вышли избранные сочинения Карамзина в двух томах, куда вошли стихотворения, повести, «Письма русского путешественника», критические и публицистические произведения, отрывки из десятого и одиннадцатого томов «Истории государства Российского» (об Иване Грозном и Борисе Годунове). В 1966 г. в серии «Библиотека поэта» выпущено полное собрание стихотворений Карамзина. В 1980 и 1982 гг. (в издательстве «Правда») напечатаны «Письма русского путешественника». В серии «Литературные памятники» готовятся впервые тщательно комментированные «Письма русского путешественника». Появилось несколько интересных работ о жизни и творчестве Карамзина.

И все же мы по-прежнему в долгу перед большим русским писателем, критиком, публицистом, историком.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 г. в имении отца недалеко от Симбирска. Детство будущего писателя проходило на берегах Волги – здесь он научился грамоте, рано стал читать, пользуясь отцовской библиотекой. Семейный врач – немец – был и воспитателем, и учителем мальчика, он же обучил его немецкому языку.

Для продолжения образования четырнадцатилетнего отрока отвезли в Москву и отдали в частный пансион университетского профессора Шадена. Учил Шаден по университетской гуманитарной программе, главное место в ней занимали языки. В последний год пребывания в пансионе Карамзин слушал лекции в университете, о котором сохранил добрую память. Годы учения отмечены напряженным самообразованием – Карамзин по-прежнему много читал, был в курсе современной немецкой, французской и английской литературы.

Закончив занятия в пансионе, Карамзин прибыл в Петербург. Здесь он встретился со своим родственником И. И. Дмитриевым.

По заведенному порядку дворянские дети поступали на военную службу – и Карамзин поступил в один из лучших гвардейских полков. Но военная служба не привлекала юношу – он еще в пансионе проявил склонность к литературным занятиям и в Петербурге их продолжил. В 1783 г. появился в печати первый карамзинский перевод идиллии швейцарского поэта Геснера – «Деревянная нога».

Смерть отца неожиданно изменила его судьбу: 1 января 1784 г. он подал в отставку и в чине поручика был выпущен из армии. Больше Карамзин не служил и всю жизнь занимался только литературным трудом.

После устройства своих дел в Симбирске Карамзин в 1784 г. приезжает в Москву. Земляк Карамзина – масон и переводчик И. П. Тургенев – принял его в масонскую ложу, познакомил со своим приятелем, крупным русским просветителем и книгоиздателем Николаем Новиковым, сближение с которым оказало благотворное влияние на начинающего литератора.

В 1780-е гг. Новиков последовательно издавал ряд журналов: «Утренний свет», «Московское издание», «Прибавление к „Московским ведомостям“», «Детское чтение» и др., редактировал газету «Московские ведомости». Но главным делом его было издание художественной литературы – русской и иностранной в переводах, сочинений по философии, истории, социологии, учебных пособий, книг, посвященных домоводству и хозяйственным делам, различных медицинских «лечебников» и руководств.

Увлечение Новикова масонским учением «о братстве всех людей» привело его в масонский орден. Разделяя нравственные концепции масонов, их идеи самовоспитания, он, однако, отстранялся от мистических исканий «братьев», презирал нелепую обрядность масонов и стремился использовать орден и его денежные средства для своих просветительских и филантропических целей. Так, в частности, и была создана Типографическая компания. Оказавшись в книгоиздательском и масонском кругу Новикова, Карамзин увлекся литературным делом и вопросами нравственного воспитания. Вступая в жизнь, он стремился понять, каково назначение человека, что должно определять его поступки и цель жизни. С масонами Карамзин был связан с 1785 по 1789 г. В тот же период он сблизился с А. Петровым. И. И. Дмитриев так характеризует Петрова и его дружбу с Карамзиным: «Он знаком был с древними и новыми языками при глубоком знании отечественного слова, одарен был и глубоким умом, и необыкновенною способностию к здоровой критике… Карамзин полюбил Петрова, хотя они были не во всем сходны между собою: один пылок, откровенен и без малейшей желчи; другой угрюм, молчалив и подчас насмешлив. Но оба питали равную страсть к познаниям, к изящному; имели одинаковую силу в уме, одинаковую доброту в сердце; и это заставило их прожить долгое время в тесном согласии под одной кровлей…» Карамзин оплакал раннюю смерть своего товарища в сочинении «Цветы над гробом Агатона».

Интерес к человеку, его разуму и страстям, к проблемам воспитания, определение цели жизни и роли в обществе – характерны для того времени. Они занимали умы богословов и масонов, писателей – сентименталистов и просветителей, находились в центре внимания философов-просветителей – Дидро, Гельвеция и Гольбаха, сочинения которых о человеке, о природе, об уме переводили и печатали в России.

Огромен был писательский и нравственный авторитет Новикова. С глубоким уважением относился к нему и Карамзин. Стоит напомнить, что в сознании современников деятельность Новикова – просветителя и масона, издателя журналов, писателя, «типографщика» – соотносилась с деятельностью Франклина – просветителя и масона, ученого и писателя, «типографщика» и политического деятеля. В одном из сочинений, посвященных Новикову, сказано: «Два человека, действовавших в одно время на обоих полушариях земли, для одной цели – Франклин и Новиков».

Возрастные ограничения: +
Язык:
Издательство:
Город издания: Москва
Год издания:
Размер: 126 Кб





Описание книги

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!..»

Последнее впечатление о книге
  • HullettWoofy:
  • 3-10-2019, 03:30

К этой повести много чего можно предъявить,и многие регулярно этим занимаются.Да,крестьяне не говорили таким литературным языком,да,вряд ли простонародные девушки пребывали в таком неведении относительно интимных сторон жизни,да,гг имела как-то слишком много свободного времени,да,мало что можно заработать собирая и продавая цветочки.

И диалоги пафосны,и любовная линия слащава,и героиня идеализированна,и реакции гиперболизированны. И несмотря на то,что мой поднимающий время от времени голову скепсис порой мешал мне вполне наслаждаться этим произведением,я понимаю,что всё вышенаписанное было добавлено автором специально.Он и не стремился к реалистичности.Смысл был в том,чтобы донести до общества,что люди любого социального положения способны иметь одинаковые чувства.И чтобы это было более наглядно,Карамзин и создал Лизу такой романтичной и «аристократичной». Кроме того,эта повесть была основоположником сентиментализма в русской литературе,входила в число первых произведений,в которых был использован обновленный язык,неологизмы и приоткрывалась завеса интимной жизни. Мне приятен сочувствующий,лишённый снобизма и надменности автор,его лёгкий и свежий язык,пасторальное прекрасное описание природы,идея,отсутствие деления на хороших и плохих,летняя атмосфера.Мне нравится этот жанр,чувство теплоты и чистоты,остающееся после прочтения этой повести.Будто ты сам сидишь на залитом солнцем зеленом холме,пьёшь свежее коровье молоко,слушаешь чириканье птичек,а рядом прогуливаются белые овечки и журчит прозрачный ручей. Ещё автор хорошо показал(да и рассказал) один психологический момент во влюблённости(ибо то,что было у героини и молодого дворянина до уровня любви явно не дотягивает).Эраст создал себе идеальный,непогрешимый образ,поставил его на пьедестал и восхищался им.Когда же он познал Лизу и понял,что она не бестелесый дух красоты и невинности,которым он упивался,и который и его заражал чем-то светлым и благородным,а живая любящая женщина,тогда образ начал стремительно меркнуть,интерес проходить.Ведь то,что давала ему девушка не намного отличалось от того,что он получал в свете.Тем не менее Эраст человечен.Он не использовал Лизу,а сам находился во власти заблуждения.Когда же чувства поостыли,он оказался не готов жертвовать привычным укладом,положением и развлечениями ради того,что не перенесёт его в Эдемский сад.Вряд ли он тогда,в панике от возможного разоблачения,подумал о том,какое значение всё это имело для его подруги.Может он,человек не самый последовательный,и пришёл бы к ней потом,может и предлагал бы её содержание в качестве любовницы,всё же она не была ему совсем безразлична,и его нельзя было назвать совсем уж не порядочным человеком.Его пожизненные страдания,по крайней мере,подтверждают,что совесть у него была,и свою вину он осознал. Хоть Лиза и поступила в конце глупо и эгоистично,это,в какой-то мере объяснимо. Помимо предательства затмившего для неё весь свет человека,она находилась в ужасном положении.Она была обесчестена,а это в то время считалось несмываемым позором.До этого у неё был поддерживающий её любимый и перспектива счастливого брака в будущем.Теперь-ничего.Брак для неё невозможен.Приличное общество её отвергнет.Для матери это будет страшным ударом.Как она будет смотреть ей и всем остальным в глаза?Как она будет жить после смерти родительницы?Скрывать такое постоянно вряд ли получится,да и натура у Лизы не та.Ей семнадцать лет,у неё шок,положение кажется ей безвыходным.Принятое ею решение было ужасным и порывистый,необдуманным,у него нет оправдания,но оно понятно.