Для чего создал аллах муравьев. Насекомые, упомянутые в Коране: муравьи

1. Йа. Син.
2. Клянусь мудрым Кораном!
3. Воистину, ты – один из посланников
4. на прямом пути.
5. Он ниспослан Могущественным, Милосердным,
6. чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.
7. Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют.
8. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.
9. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.
10. Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют.
11. Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде.
12. Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали).
13. В качестве притчи приведи им жителей селения, к которым явились посланники.
14. Когда Мы отправили к ним двух посланников, они сочли их лжецами, и тогда Мы подкрепили их третьим. Они сказали: «Воистину, мы посланы к вам».
15. Они сказали: «Вы – такие же люди, как и мы. Милостивый ничего не ниспосылал, а вы всего лишь лжете».
16. Они сказали: «Наш Господь знает, что мы действительно посланы к вам.
17. На нас возложена только ясная передача откровения».
18. Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас».
19. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы – люди, преступившие границы дозволенного!»
20. С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками.
21. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем.
22. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?
23. Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня.
24. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении.
25. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня».
26. Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал,
27. за что мой Господь простил меня (или что мой Господь простил меня) и что Он сделал меня одним из почитаемых!»
28. После него Мы не ниспослали на его народ никакого войска с неба и не собирались ниспослать.
29. Был всего лишь один глас, и они затухли.
30. О горе рабам! Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались.
31. Неужели они не видят, сколько поколений Мы погубили до них и что они не вернутся к ним?
32. Воистину, все они будут собраны у Нас.
33. Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются.
34. Мы создали на ней сады из пальм и винограда и заставили биться в них источники,
35. чтобы они вкушали их плоды и то, что создали своими руками (или чтобы они вкушали плоды, которые они не создали своими руками). Неужели они не будут благодарны?
36. Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают.
37. Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня, и вот они погружаются во мрак.
38. Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего.
39. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви.
40. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите.
41. Знамением для них является то, что Мы перенесли их потомство в переполненном ковчеге.
42. Мы создали для них по его подобию то, на что они садятся.
43. Если Мы пожелаем, то потопим их, и тогда никто не спасет их, и сами они не спасутся,
44. если только Мы не окажем им милость и не позволим им пользоваться благами до определенного времени.
45. Когда им говорят: «Бойтесь того, что перед вами, и того, что после вас, чтобы вы были помилованы», – они не отвечают.
46. Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него.
47. Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении».
48. Они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду?»
49. Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться.
50. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям.
51. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил.
52. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».
53. Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас.
54. Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали.
55. Воистину, обитатели Рая сегодня будут заняты наслаждением.
56. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись.
57. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют.
58. Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»
59. Отделитесь сегодня, о грешники!
60. Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом,
61. и поклоняться Мне? Это – прямой путь.
62. Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?
63. Вот Геенна, которая была вам обещана.
64. Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали».
65. Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали.
66. Если Мы пожелаем, то лишим их зрения, и тогда они бросятся к Пути. Но как они будут видеть?
67. Если Мы пожелаем, то обезобразим их на их местах, и тогда они не смогут ни двинуться вперед, ни вернуться.
68. Тому, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы придаем противоположный облик. Неужели они не разумеют?
69. Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран,
70. чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих.
71. Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?
72. Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются.
73. Они приносят им пользу и питье. Неужели они не будут благодарны?
74. Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде на то, что им окажут помощь.
75. Они не могут помочь им, хотя они являются для них готовым войском (язычники готовы сражаться за своих идолов, или идолы будут в Последней жизни готовым войском против язычников).
76. Пусть их речи не печалят тебя. Мы знаем то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают.
77. Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!
78. Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?»
79. Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении».
80. Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.
81. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий.
82. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
83. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.

Друзья, сегодня мы познакомимся с 27-ой сурой Священного Корана, которая называется "Муравьи". Сура ниспослана в Мекке при разных случаях. В противоположность другим сурам Корана, в этой суре фраза "Во имя Аллаха милостивого милосердного" повторяется два раза: в начале суры и в аяте 30 в начале письма его светлости Сулеймана царице Савской.
Аят 18 данной суры рассказывает о Сулеймане и муравьях, поэтому сура называется "Муравьи". Другое название суры – "Сулейман". В этой суре говорится о борьбе ряда великих божественных посланников, в том числе Мусы, Сулеймана, Салиха и Лута, со своими народами, отклонившимися от правильного пути. Самая поучительная история – рассказ о противостоянии его светлости Сулеймана и царицы Савской. Некоторые аяты данной суры посвящены диалогу удода и муравья, услугам джиннов Сулейману и прочим рассказам о нем.

Сура "Муравьи" вначале излагает часть истории пророка Мусы. Затем речь заходит о двух других пророках Аллаха, Давуде и Сулеймане, которые были посланниками к племени Израилеву. История их жизни отличается от других пророков тем, что они создали сильное государство и распространили религию Аллаха, используя государственную власть. Коран говорит:

Мы даровали знание Давуду и Сулайману, и они сказали: "Хвала Аллаху, который возвысил нас над многими из Своих уверовавших рабов". Сулайман наследовал Давуду и сказал: "О люди! Мы были обучены языку птиц, и нам были дарованы все блага. Воистину, это и есть явное благоволение [Аллаха]" (Муравьи, 15-16).

Интересно, что в рассказе об этих двух пророках Коран начинает речь с благодати научных знаний, которые является основой для любого сильного государства, и говорит: "Мы даровали знание Давуду и Сулайману".
Здесь наука имеет более широкий смысл и включает религиозные принципы, монотеизм, наука о суждении и все знания, необходимые для формирования и управления большим государством. Поскольку формирование праведного государства на основе справедливости несет прогресс и безопасность и немыслимо без обширных научных познаний.

Изучая коранические аяты, мы понимаем, что государство его светлости Сулеймана не было обычным, а сопровождалось многочисленными чудесами. Он был пророком, которому Аллах даровал одновременно и пророчество и власть. В суре "Муравьи" говорится:

К Сулайману были призваны его войска из джиннов, людей и птиц, и они были разделены [на дружины], и им [был дан приказ] двинуться в поход (Муравьи, 17).

Сулейман знал язык животных и птиц. Он имел в своем распорежении ветер и природные элементы. С аята 16 повествуется история Сулеймана и самые интересные события из его жизни:

Когда они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: "О муравьи! Спрячьтесь в ваших муравейниках, чтобы Сулайман и его воины не растоптали вас ненароком". Сулайман улыбнулся, засмеялся от ее слов... (Муравьи, 18-19).

Пророк, который всегда следил за обстановкой в своей стране, заметил отсутствие удода:

[Однажды Сулайман] разглядывал птиц и спросил: "Что со мной? Почему я не вижу удода? Может быть, его нет? Я непременно накажу его сурово или отрежу ему голову, если он не приведет убедительного оправдания". [Сулайман] прождал недолго, [и прилетел удод] и сказал: "Я узнал о том, чего ты не ведаешь. Я прибыл к тебе из Савской с достоверными сведениями. Воистину, я обнаружил там женщину, которая владычествует над ними, ей даровано все, и ей принадлежит великий трон. Я узнал, что он и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан представил им их деяния в прекрасном свете, сбил их с правого пути - так что они не идут прямым путем (Муравьи, 20-24).

Сулейман удивился этому сообщению и сказал: "Мы посмотрим, говоришь ли ты правду или лжешь". Потом написал короткое письмо и дал его удоду.

Ступай с этим моим посланием и брось его им. Потом отвернись [от них] и погляди, что они ответят" (Муравьи, 28).

Царица Савская (Белькейс) торжественно восседала на троне в своем дворце, когда удод принес ей письмо. Она с изумлением раскрыла письмо и прочла его. Она и раньше слышала о Сулеймане, поэтому сильно задумалась. Она была умной женщиной и консультировалась со своими близкими о важных государственных вопросах. Поэтому она пригласила к себе ближайших советников и сказала:

"О знатные мужи! Воистину, мне доставлено письмо достохвальное. Оно ведь от Сулаймана, и в нем [говорится]: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. Не превозноситесь передо мною и предстаньте передо мною покорными". [Царица] сказала: "О знатные мужи! Подскажите мне решение в моем деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего [совета]". [Вельможи] ответили: "У нас есть сила и великая мощь. А решать - тебе. Поразмысли и прими решение" (Муравьи, 29-33).

Когда царица узнала о том, что ее советники склоняются к войне ради утоления своей жажды (насилия), она сказала: "Воистину, цари, когда вторгаются в другую страну, разоряют ее и превращают знатных мужей в униженных. Так поступают они. Но я пошлю им дары и буду ждать, с чем вернутся послы".

Послы царицы Савской с караванами драгоценных подарков отправились в Шам (древний Левант), где властвовал Сулейман. Сулейман принял их у себя и сказал: "Неужели вы хотите ублаготворить меня богатством? То, что даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Да, вы гордитесь своими дарами". Сулейман вернул послов с дарами и сказал: "Мы скоро нагрянем (к ним) с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их из страны униженными и презренными".

Послы царицы Савской вернулись с этим посланием и рассказали ей и придворным вельможам о чудесном величии власти Сулеймана. По их словам, государство Сулеймана было необыкновенным, это действительно посланник Аллаха, а его государство – божественное, и никто не в силах противостоять ему (военной силой). Поэтому царица Савская с группой вельмож решила отправиться к Сулейману, чтобы вблизи познакомиться с его религией и мудростью.

Сулейман знал об этом. Он решил принести трон царицы Савской к себе и тем самым доказать свое пророческое могущество.
Он сказал: "О знатные мужи! Кто из вас принесет ее (царицы) трон, до того как они предстанут передо мной покорными?" (Муравьи, 38).

Один ифрит из числа джиннов сказал: "Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия". А тот, у которого было знание из Писания, сказал: "Я принесу его тебе в мгновение ока". Когда [Сулайман] увидел установленный перед ним [трон царицы], он подумал: "Это - милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я [по природе] или же неблагодарен. Кто благодарен, тому пойдет на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах - всевластный, великодушный" (Муравьи, 39-40).

Потом Сулейман сказал: "Переделайте для нее этот трон, и мы посмотрим, следует ли она прямым путем или же она из тех, кто не идет по прямому пути". Когда царица Савская прибыла во дворец (Сулеймана), ее спросили: "Таков ли твой трон, как этот?" Она ответила: "Да, будто он самый и есть".

Аят 44 суры "Муравьи" изображает другую версию этого рассказа, когда царица Савская входит во дворец Сулеймана. Когда она взглянула, ей показалось, что [перед ней] водная пучина, и она обнажила ноги до колен, [приподняв платье]. [Сулайман] сказал: "Это высокий дворец, вымощенный стеклом". [Царица Савская] воскликнула: "Господи! Воистину я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулайманом предаюсь Аллаху, Господу [обитателей] миров".

Одно из знамений Аллаха заключается в разнообразии животного мира, каждый вид которого устроен удивительным образом и выполняет свою функцию. Но в суете ежедневных дел мы не придаем этому особого значения. В Коране есть три суры, названные в честь насекомых: это пчела, паук и муравей.

И если мы посмотрим на жизнедеятельность самого простого муравья, то в очередной раз осознаем величие Создателя, сотворившего свое творение совершенным. Что такого особенного в самом обычном муравье, что Аллах Всевышний назвал его именем главу Священного писания?

В 18 аяте суры «Муравей» - «Намль» сказано: «Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого» (27:18).

Что завораживает меня в данной суре, это то, что Аллах описывает команду одного муравья всей остальной колонии.

Центральным элементом семейства муравьев является их общение и принадлежность к своему роду, о котором свидетельствует данный аят.

Удивительное о муравьях:

1. Как было понятно из статьи про пчел, у животных существуют сложные и неординарные методы общения, «язык» муравьев еще более озадачивающий. Общаются муравьи посредством феромонов. Во время передвижений муравьи-разведчики оставляют следы, содержащие феромоны. Сталкиваясь с таким следами, рабочие муравьи получают четкую установку, что именно в данный момент им следует делать.

2. Также как у пчел, у муравьев нет половых хромосом, поэтому пол определяется процессом оплодотворения. Если яйцеклетка оплодотворена, то из нее вырастет самка, а если нет, то самец.

3. Муравьи обладают исключительным обонянием. У муравьев в 4-5 раз больше рецепторов запахов, чем у большинства других насекомых. По сравнению с другими насекомыми у муравья есть 400 рецепторов. Они дают информацию о еде, окружающей среде, опасности и т.п.

4. Общая биомасса всех муравьев на Земле равна биомассе всех людей на Земле. На каждого человека, по словам ученых, приходится 1.5 миллиона муравьев. Существует около 12000 видов данного насекомого на каждом континенте, кроме Антарктики. Большинство из них обитают в тропических регионах. 4000 квадратных метров земли может содержать в себе 3.5 миллиона муравьев.

5. Муравьи способны поднимать своим жвалом (челюсть) тяжесть, которая в 30 раз больше их собственного веса. В отношении своего веса их мускулы толще, чем у других больших животных и человека.

6. Муравьи регулярно обмениваются пищей - кормят друг друга. Сытый кормит голодного, тот передает часть полученной пищи следующему и т. д. Обмен пищей охватывает всех без исключения членов семьи. В нем участвуют не только взрослые муравьи, но и личинки и даже яйца.

Все эти факты – еще один повод для размышления над величием и всемогуществом Аллаха. Это маленькое, совершенно обычном на первый взгляд насекомом, при более близком рассмотрении устроено совершенно удивительно. А их совместная координированная работа доказывает нам, людям, как успешно может быть то, во что вложены общие усилия.

В аятах Корана, упоминающих о войске пророка Сулеймана, содержится очень яркое упоминание о муравьях и системе сообщения, существовавшей в их колонии:

Наконец, когда пришли они в муравьиную долину, одна муравьиха сказала: “ О муравьи, войдите в свои укрытия, чтобы Сулейман и его войска не растоптали вас, сами того и не заметив. ” (Сура “Муравьи”, 27:18)

Исследования энтомологов, проводившиеся на протяжении 20-го века, выявили, что муравьи обладают несравнимо более высокой, нежели люди, социальной организацией жизни и, как необходимое условие такой организации, обладают еще и комплексной сетью передачи информации, то есть сообщением. В одной из статей, посвященной этим маленьким насекомым, опубликованной в журнале “ National Geographic” приводились следующие наблюдения:

“Каждый муравей, независимо от того, большой он или маленький, посредством сложных органов восприятия, расположенных на его голове, принимает миллионы и даже больше различных химических и зрительных сигналов. Мозг муравья содержит 500.000 нервных клеток, глаза соединены, усики-антенны действуют, как нос и кончики пальцев человека. "Прожекторы", расположенные под ротовым отверстием, выполняют функцию вкусовых рецепторов, а волоски реагируют на любое прикосновение.”

Муравьи, благодаря сверхчувствительным органам чувств, создают различные виды сообщения между собой. Каждый миг жизни, от нахождения добычи до следования друг за другом в пути, создания муравейника и защиты себя и муравейника от нападения, муравьи используют органы чувств. Благодаря 500.000-чам нервных клеток, размещенным в 2–3-х миллиметровом тельце, у муравьев существует поражающая человеческое воображение совершенная и сложнейшая система сообщений.

Сообщения, передаваемые этими насекомыми, делятся на несколько основных категорий: сигнал тревоги, сигнал всеобщего сбора, сигнал о месте нахождения пищи, призыв к началу уборки в муравейнике, сигнал к группировке, сигнал узнавания, определения групповой принадлежности... Муравьи, создавшие посредством этих сигналов строго упорядоченную социальную систему, постоянно общаются друг с другом. Причем система передачи данных у муравьев подчас превосходит по эффективности даже человеческое речевое общение (например, в случаях необходимости быстрого всеобщего сбора, разделения пищи и обязанностей, уборки муравейника, обороны своего жилища и т.д.), мгновенно решая вопросы, на которые человеку понадобятся многие часы.

Сообщение между муравьями происходит более на уровне химических реакций. Химические вещества, которые муравьи используются для сообщения,– это так называемые полухимические (семиохимические) "феромены". Жидкое вещество феромен выделяется железой внутренней секреции и воспринимается другими муравьями как запах, играя главную роль в организации колоний муравьев. Когда один муравей выделяет эту жидкость, другие муравьи посредством органов обоняния или вкусовых рецепторов получают сообщение и отвечают на послание. Исследования, проводившиеся по фероменам муравья, показали, что все сигналы вырабатываются в соответствии с потребностями колонии на тот момент. Кроме того, густота выделяемого муравьями феромена также меняется в зависимости от экстренности ситуации, в которой они находятся.

Очевидно, что для передачи сигналов, производимых муравьями, им требуются масштабные познания в химии и анатомии. Трудно предположить, что люди могли знать о существовании системы передачи данных у муравьев в 7-м веке нашей эры, когда был ниспослан Коран. И тот факт, что в Коране, за 14 веков до открытия учеными столь удивительных фактов о системе сообщения муравьев особо сообщалось верующим, являет нам еще один научный феномен Корана. (для более детальной информации см. книгу и фильм Харуна Яхьи “Чудо муравья”)

КРУГОВОРОТ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ

Поистине, Аллах расщепляет зерно и ядро; Он извлекает жизнь из мертвой (плоти), и из глубины живого вызывает смерть . Таков Он - Аллах. Так как же отвращаетесь вы так? (Сура “Скот”, 6:95)

Исходя из смысла аята можно предположить, что в данном аяте Всевышний Аллах сообщил людям знания о круговороте питательных веществ в природе, о природном явлении, которое, конечно же, не могло быть известно людям в период ниспослания Корана.

Когда умирает какое-либо живое существо, микроорганизмы и бактерии очень быстро разлагают его останки. Таким образом, мертвое тело разлагается до состояния органических молекул. Эти молекулы смешиваются с почвой и становятся основным источником питания, своего рода удобрением для растений, животных и человека. Если бы этого круговорота органических веществ не существовало, жизнь на земле была бы невозможной.

Бактерии, например, ответственны за приготовление питательных веществ и минералов, которые необходимы всем живым существам. Когда по весне вновь начинают оживать растения, просыпаются животные, проведшие зиму в спячке, им тотчас же необходимы минералы и мощная органическая подпитка. Оказалось, что бактерии всю зиму готовятся к этому моменту и перерабатывают в минералы все органические остатки, то есть останки мертвых животных и растений, находящиеся в земле. Таким образом, когда весной растения и животные просыпаются, они сразу же находят в земле готовое питание и все необходимые минералы. Благодаря бактериям обеспечивается "весенняя чистка" земли и подготавливается необходимое количество питания для природы, которая вновь оживает.

Как видно, умершие существа играют главную роль в процессе продолжения жизни на земле. Таким образом и осуществляется этот великолепный круговорот веществ в природе, о котором Всевышний Аллах повелел в аяте: Он извлекает жизнь из мертвой (плоти), и из глубины живого вызывает смерть ” . Аяты Корана, много веков назад так подробно сообщившие об уникальном биологическом явлении природы, открывшемся знанию ученых лишь в минувшем 20-ом веке, являются еще одними из доказательств того, что Коран – есть слово Творца.

ВО ВРЕМЯ СНА ЧЕЛОВЕК ПРОДОЛЖАЕТ ВСЕ СЛЫШАТЬ

И так Мы на долгие года в пещере им закрыли уши (дали глубокий сон). (Сура “Пещера”, 18:11)

Использованное в аяте выражение “им закрыли уши” в арабском языке выражено глаголом “дарабэ”, который в идиоматическом значении переводится как “Мы их усыпили”. К тому же, если слово “дарабэ” употребить в сочетании со словом “ухо”, то это выражение можно будет перевести как “мешать ушам слышать”. То, что в аяте обращается внимание только на один из органов чувств – слух, само по себе представляет очень важную информацию.

Как установили биологи, ухо – единственный орган чувств, который остается активным, даже когда человек погружен в глубокий сон. Именно поэтому мы можем слышать звук будильника, и таким образом просыпаться Глубокий смысл слов “им закрыли уши”, которые Всевышний произнес в Коране, повествуя об “Обитателях пещеры”, возможно, заключается в указании на то, что в момент сна молодые люди, о которых идет речь в Суре Корана, не способны были слышать, и поэтому они многие годы продолжали спать, ни разу не проснувшись.

О ВАЖНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ВО СНЕ

И ты сочтешь, что они не спят, но они на самом деле спали (глубоким сном), И Мы поворачивали их на правый бок и на левый. И их собака лежала, протянув обе лапы. И если бы ты увидел их, то ты бы от них пустился в бег, страх переполнил бы тебя от них. (Сура “Пещера”, 18:18)

В этом аяте повествуется о семи юношах-христианах, “обитателях пещеры”, которые, спасаясь от преследования римского императора-язычника, укрылись в пещере, и Аллах на долгие годы погрузил их в глубокий сон. Кроме того, Аллах сообщает нам в аяте, что во сне Он поворачивает их тела на правую и на левую стороны. Удивительная мудрость Божественного промысла, сокрытая в этих словах Всевышнего, стала доступной пониманию людей лишь совсем недавно.

Как выяснилось, если бы человек во время сна долго оставался в неизменном положении, он сталкивался бы с серьезными проблемами со здоровьем: нарушением кровообращения, на более длительных стадиях образованием ран на коже, пролежней и гематом на местах, которые дольше всего оставались сдавленными под тяжестью тела при лежании. Но Всевышний Господь заботится о нашем здоровье и полноценном отдыхе организма и во время сна. Он поворачивает наши тела, когда мы находимся в бессознательном состоянии сна и не допускает появления в организме процессов сдавливания.

Ведь сдавливание на протяжении длительного времени определенных участков тела сжимает и закрывает кровеносные сосуды. В результате этого кислород и все необходимые питательные вещества, доставляемые к органам через кровь, не доходят до эпидермиса, и кожа начинает медленно отмирать. В организме начинают формироваться раны. Их называют "ранами от сдавливания", или "пролежнями". Если не лечить эти пролежни, которые возникают под кожей или мягкими тканями, или же если в них попадает инфекция, они могут стать причинами серьезных заболеваний. Более того, пролежни могут представлять для человека смертельную опасность.

Для предотвращения появления пролежней, для уменьшения сдавливания тех или иных участков тела следует часто, в идеале каждые 15 минут, менять положение тела… Поэтому людям, которые не могут самостоятельно двигаться, требуется специальный уход. Например, тела парализованных больных каждые 2 часа переворачивают и меняют их положение. Важность движения человека во время сна была осознана только в 20-ом веке.

Этот медицинский факт, установленный учеными лишь в минувшем веке, вне сомнения, является одним из феноменов Корана, ибо важность этого действия, совершаемого людьми в бессознательном состоянии во сне, указывалась людям в Священном Коране еще 14 веков тому назад.

СНИЖЕНИЕ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА НОЧЬЮ

… Он назначил ночь для покоя (отдохновения), а Солнце и Луну для счета времени назначил. (Сура “Скот”, 6:96)

В вышеприведенном аяте арабское слово “секенен” переведено как "покой, успокоение, время отдыха, время перерыва". Как указывает нам Аллах в Коране, ночь для людей – это время отдыха. Гормон мелатонин, который выделяется с наступлением темноты и ночи в человеческом организме, подготавливает человека ко сну. Этот гормон замедляет физические движения человека, делает его сонным и усталым, и является натуральным успокоительным, устанавливающим душевный покой и расслабленность. Он замедляет биение сердца во время сна и ритм дыхания, понижает давление. А с наступлением утра, производство мелатонина приостанавливается, и организм получает от мозга предупреждающие сигналы, что пришло время просыпаться.

В то же время сон способствует восстановлению тонуса мышц и других тканей в организме, а также обновлению старых, либо умерших клеток. Поскольку во время сна расход энергии в организме снижается, за ночь в теле происходит ее накопление. К тому же, во время сна в организме выделяются и некоторые химические вещества, важные для иммунной системы, а также гормоны роста.

Поэтому, если человек будет испытывать хронический недостаток сна, это незамедлительно скажется на его иммунной системе, станет причиной слабой сопротивляемости организма к различного рода заболеваниям. Установлено, что если человек не будет спать две ночи, то он утратит способность концентрировать внимание, резко повысится процент ошибок, начнутся "провалы" в памяти, утратится чувство реальности происходящего и замедлится процесс мышления. Если же человеку не давать спать три дня, то у него начнутся тяжелые зрительные галлюцинации и нарушится способность логического мышления.

Ночь – время отдыха, как для людей, так и для всех живых существ. Аллах сказал об этом явлении в аяте: Он назначил ночь для покоя (отдохновения) ”, и это указывает на очень важный факт, о котором мы, возможно, никогда и не задумывались: вся деятельность, которая осуществляется в мире днем, ночью замирает, замедляется, все отдыхает. Например, у растений одновременно с восходом Солнца на листьях выделяется роса, в связи с этим начинает усиливаться процесс фотосинтеза. После обеда этот процесс поворачивается вспять, то есть фотосинтез замедляется, ритм дыхания повышается, а при повышении температуры выделяется роса. Ночью, когда не жарко, выделение росы замедляется, и растение отдыхает. Если бы у нас хотя бы один раз не было ночи, то есть не зашло бы Солнце, и не опустилась бы тьма и ночная прохлада, то многие растения просто погибли бы. С этой точки зрения ночь и для растений является временем отдыха и укрепления, точно так же, как и для людей.

Для того чтобы жить, человеку необходимы кислород и атмосферное давление. Наш вдох позволяет кислороду, содержащемуся в атмосфере, попадать в легкие, в воздушные пузырьки. Однако, по мере того как мы поднимаемся на какую-либо высоту, атмосферное давление падает. По причине того, что атмосфера становится разреженной, снижается и количество кислорода, поступающего в кровь. В результате этого дыхание затрудняется, воздушные пузырьки в легких сжимаются и сдуваются, человек ощущает сдавленность в груди и испытывает тяжесть при дыхании.

Следовательно, для того, чтобы люди могли существовать на такой высоте, им необходима кислородная поддержка и специальная одежда.

Человек, находящийся на высоте 5000-7500 метров над уровнем моря, может потерять сознание и впасть в кому из-за затруднения дыхания. Поэтому в самолетах существует особое кислородное оборудование, обеспечивающее бесперебойное выделение нужного количества кислорода в салон. А когда самолет летит на высоте 9000-10000 метров над уровнем моря, в салоне включается особая система, регулирующая атмосферное давление.

Болезнь, известная под названием "аноксия", происходит оттого, что к тканям организма не поступает достаточного количество кислорода. Такая нехватка кислорода образуется на высоте 3000-4500 метров. Некоторые люди на такой высоте могут даже потерять сознание, но если сразу же организовать кислородную поддержку, то жизнь человека можно спасти.

В образном сравнении, представленном в аяте, который вы видите ниже, на это физиологическое явление – чем больше высота, тем сильнее сжимается грудь - указывается следующим образом:

Кого Аллах пожелает вести прямым путем – тому открывает Он душу для Ислама, а кого пожелает уклонить с пути – тому сдавливает и сжимает грудь, как будто бы тот силиться подняться в небо. Так Аллах направляет унизительное наказание на тех, кто не верует. (Сура “Скот”, 6:125)

1. (1). Та син. Это - знамения Корана и ясной книги.

2. (2). руководительство и радостная весть для верующих,

3. (3). которые выстаивают молитву, и приносят милостыню, и в последнюю жизнь веруют.

4. (4). Тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы разукрасили их деяния, и они скитаются слепо.

5. (5). Они - те, для которых - злое наказание, и в последней жизни они несут больший убыток.

6. (6). А ты ведь получаешь Коран от мудрого, ведающего.

7. (7). Вот сказал Муса своей семье: "Я заметил огонь; я приду к вам оттуда с вестью или приду к вам с горящей головней, - может быть, вы обогреетесь".

8. (8). Когда он подошел к нему, было возглашено: "Благословен тот, кто в огне и кто около него, и хвала Аллаху, Господу миров!

9. (9). О Муса, поистине, Я - Аллах, великий, мудрый.

10. (10). И брось свою палку!" Когда же он увидел, что она извивается, как змея, обратился вспять и не возвратился. "О Муса, не бойся, ведь не боятся у Меня посланные, -

11. (11). а если кто совершит несправедливость, а потом заменит добром после зла, - то ведь Я - прощающий, милосердный!

12. (12). И вложи руку свою за пазуху, она выйдет белой без всякого вреда, среди девяти знамений к Фирауну и его народу. Ведь они были народом распутным".

13. (13). Когда же пришли к ним Наши знамения уясняющими, они сказали: "Это - явное волшебство!"

14. (14). И отрицали их, хотя души их убедились в истинности, по неправедности и превознесению. Посмотри же, каков был конец вносящих порчу!

15. (15). Мы даровали Дауду и Сулайману знание. И сказали они: "Хвала Аллаху, который дал нам преимущество пред многими из Его рабов верующих!"

16. (16). И унаследовал Сулайман Дауду и сказал: "О люди, научены мы языку птиц, и даровано нам все! Поистине, это - явное преимущество!"

17. (17). И собраны были к Сулайману его войска джиннов, людей и птиц, и они распределялись.

18. (18). А когда они дошли до муравьиной долины, одна муравьиха сказала: "О муравьи, войдите в ваше жилье, пусть не растопчет вас Сулайман и его войска, не замечая этого".

19. (19). Он улыбнулся, засмеявшись от ее слов, и сказал: "Господи, внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты ниспослал мне и моим родителям, и чтобы я делал благо, которое Тебе угодно, и введи меня Твоей милостью в число рабов Твоих праведных!"

20. (20). И он стал разыскивать птиц и сказал: "Почему это я не вижу удода? Или он отсутствует?

21. (21). Я накажу его наказанием сильным, или убью его, или он придет ко мне с явной властью".

22. (22). Тот пробыл недолго и сказал: "Я узнал то, чего ты не знаешь, и пришел к тебе от Сабы с верным известием.

23. (23). Я нашел женщину, которая ими правит, и даровано ей все, и у нее великий трон.

24. (24). Я нашел, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха, и сатана разукрасил им их деяния и отвратил их с пути, и они не идут прямо, -

25. (25). чтобы они не поклонялись Аллаху, который выводит скрытое в небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что обнаруживаете.

26. (26). Аллах - нет божества, кроме Него, Господь трона великого!"

27. (27). Он сказал: "Мы посмотрим, сказал ли ты правду, или ты лжец.

28. (28). Ступай с моим письмом этим и брось его им, а потом отвернись от них и посмотри, что они возразят".

29. (29). Она сказала: "О знать, брошено мне письмо почтенное.

30. (30). Ведь оно от Сулаймана, и ведь оно во имя Аллаха милостивого, милосердного.

31. (31). "Чтобы вы не превозносились предо мною, и приходите предавшимися".

32. (32). Она сказала: "О знать, дайте мне решение в моем деле, я не могу решить дело, пока вы не будете при мне".

33. (33). Они сказали: "Мы обладаем силой и обладаем великой мощью, а власть у тебя. Смотри же, что ты прикажешь".

34. (34). Она сказала: "Цари, когда входят в селение, губят его и делают славных из его жителей униженными - и так они поступают.

35. (35). и я пошлю им подарок и посмотрю, с чем вернутся посланные".

36. (36). Когда же он пришел к Сулайману, он сказал: "Разве вы мне помогаете богатством? Ведь то, что даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Только вы своим дарам радуетесь.

37. (37). Вернись к ним, а мы придем к ним с войсками, против которых им не устоять, и выведем их оттуда униженными, и будут они ничтожны".

38. (38). Он сказал: "О знать, кто из вас придет ко мне с ее троном, прежде чем они придут ко мне покорными?"

39. (39). Сказал Ифрит из джиннов: "Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места; я ведь для этого силен и верен".

40. (40). Сказал тот, у которого было знание из книги: "Я приду к тебе с ним, прежде чем вернется к тебе твой взор". Когда же он увидел его утвердившимся у себя, то сказал: "Это - из милости Господа моего, чтобы испытать меня - буду ли я благодарен или неверен. Кто благодарен, тот благодарен для самого себя, а кто неверен - Господь мой богат, милостив".

41. (41). Он сказал;"Измените для нее ее трон; посмотрим, найдет ли она прямой путь или будет из тех, кто не идет прямым путем".

42. (42). А когда она пришла, ей сказали: "Таков ли твой трон?" Она сказала: "Как будто бы это он. Нам было даровано знание до этого, и мы стали покорными".

43. (43). Ее отвратило то, чему она поклонялась вместо Аллаха; поистине, она была из народа неверного!

44. (44). Ей сказали: "Войди во дворец!" Когда же она увидела его, приняла за водяную пучину и открыла свои голени. Он сказал: "Ведь это дворец гладкий из хрусталя".

45. Она сказала: "Господи, я обидела сама себя и предалась вместе с Сулайманом Аллаху, Господу миров!"

46. (45). Мы послали к самудянам брата их, Салиха: "Поклоняйтесь Аллаху!" Но вот - их две партии, которые враждуют.

47. (46). Он сказал: "О народ мой! Почему вы ускоряете злое раньше доброго? Отчего вам не попросить у Аллаха прощения? Может быть, вы оказались бы помилованными!"

48. (47). Они сказали: "Мы по птицам судили о тебе и о том, кто с тобой". Он сказал: "Птица ваша у Аллаха. Да, вы народ испытываемый!"

49. (48). А было в городе девять человек, которые на земле распространяли нечестие, а не благо.

50. (49). Они сказали: "Поклянитесь Аллахом друг другу, мы ночью нападем на него и его семью, а потом мы скажем его заступнику: "Мы не были при гибели его семьи, и мы говорим правду".

51. (50). Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали.

52. (51). Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ - всех.

53. (52). И вот - это дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине, в этом - знамение для людей, которые знают!

54. (53). И спасли Мы тех, которые уверовали и были богобоязненными.

55. (54). И Лута... вот сказал он своему народу: "Неужели вы будете совершать мерзость, когда вы видите?

56. (55). Неужели вы будете приходить к мужчинам по страсти вместо женщин? Да, вы народ невежественный!"

57. (56). И ответом народа его было то, что они сказали: "Выведите род Лута из вашего селения: ведь они - люди которые хотят быть чистыми".

58. (57). Мы спасли его и его семью, кроме его жены, которую мы сделали оставшейся.

59. (58). И пролили Мы на них дождь; и плох дождь тех, кого увещали!

60. (59). Скажи: "Хвала Аллаху, и мир над Его рабами, которых Он избрал! Аллах лучше ли или то, что вы делаете Его сотоварищами?

61. (60). Тот ли, кто создал небеса и землю и низвел вам с неба воду, и Мы вырастили ею сады, обладающие блеском, - вы не в состоянии были вырастить их деревья? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, они люди уклоняющиеся!

62. (61). Тот ли, кто сделал землю твердой, и устроил в расщелинах ее каналы, и устроил для нее прочно стоящие, и устроил между двумя морями преграду? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, большинство их не знает!

63. (62). Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы вспоминаете.

64. (63). Тот ли, кто сведет вас во мраке суши и моря и кто посылает ветры радостной вестью пред Своим милосердием? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Превыше Аллах того, что Ему присоединяют!

65. (64). Тот ли, кто впервые начал творение, а потом возобновляет его, и кто питает вас с неба и земли? Или какой-то бог вместе с Аллахом?" Скажи: "Дайте ваше доказательство, если вы говорите правду!"

66. (65). Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они,

67. когда будут воскрешены!"

68. (66). Да, распространилось их знание на будущую жизнь - да, они в колебании относительно нее, да, они слепы!

69. (67). И говорят те, которые не веруют: "Разве когда мы станем прахом и отцы наши, разве мы будем изведены?

70. (68). Было уже обещано это нам и нашим отцам раньше. Это только сказки первых!"

71. (69). Скажи: "Ступайте по земле и посмотрите, каков был конец грешников!"

72. (70). И не тоскуй по ним и не будь в стеснении от того, что они замышляют.

73. (71). Они говорят: "Когда это обещание, если вы говорите правду?"

74. (72). Скажи: "Может быть, идет уже вслед за вами кое-что из того, с чем вы торопите".

75. (73). И поистине, твой Господь - обладатель милости к людям, но большинство их неблагодарны!

76. (74). И поистине, твой Господь знает, что скрывают их груди и что обнаруживают!

77. (75). Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего бы не было в ясной книге.

78. (76). Поистине, этот Коран повествует сынам Исраила большую часть того, в чем они расходятся.

79. (77). И поистине, он - руководительство и милость для правоверных.

80. (78). Поистине, твой Господь решит между ними Своим судом. Он - великий, ведущий!

81. (79). Полагайся же на Аллаха, ведь ты у явной истины!

82. (80). Поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь слышать глухих зов, когда они обратятся вспять.

83. (81). И ты не выведешь на прямой путь слепых от их заблуждения. Ты заставишь слышать только тех, кто верует в Наши знамения, а они - предавшиеся.

84. (82). А когда падет на них слово, Мы выведем им животное из земли, которое заговорит с ними - люди, которые не были убеждены в Наших знамениях.

85. (83). В тот день, когда Мы соберем из каждого народа толпу из тех, кто считал ложью Наши знамения, - и вот они распределены.

86. (84). А когда они пришли, сказал Он: "Разве вы считали ложью Мои знамения, не обнимая их знанием, или что вы делали?"

87. (85). И пало на них слово за то, что они были несправедливы, и они не говорят.

88. (86). Разве они не видели, что Мы сделали ночь, чтобы они отдыхали во время нее, а день - освещающим. Поистине, в этом - знамения для людей верующих!

89. (87). И в тот день, когда затрубят в трубу и устрашатся те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах, и все придут к Нему с унижением.

90. (88). И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, - вот они идут, как идет облако по деянию Аллаха, который выполнил в совершенстве все. Поистине, Он сведущ о том, что вы творите!

91. (89). Кто приходит с хорошим, тому - еще лучшее и они в тот день от всякого страха в безопасности.

92. (90). А кто приходит с дурным, - лики тех повергнуты в огонь. Разве вам не воздается только за то, что вы делали?

93. (91). "Мне повелено поклониться Господу этого города, который Он сделал запретным. Ему принадлежит все, и мне повелено быть предавшимся

95. (93). И скажи: "Хвала Аллаху, Он покажет вам Свои знамения, и вы узнаете их, и ваш Господь не небрежет тем, что вы делаете!"

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 25 Различие Аль ФурканAl-Furqan

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 27 Муравьи АннамльAn-Naml

Из книги Хёрай. Японские сказания о вещах не совсем обычных автора Древневосточная литература Автор неизвестен --

Сура 28 Повествование Аль К’асасAl-Qasas

автора Мухаммед

Сура 29 Паук Аль АнкабутAl-Ankabut

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 30 Аррум АррумAr-Rum Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! 1. Алеф - Лям - Мим. 2. Побеждены восточные римляне 3. На близлежащих землях (к вам). Но за победою над ними (Вновь) победить им (предстоит) 4. Спустя недолгий срок, - Решение всего - во власти Бога (Как было)

Из книги автора

Из книги автора

Сура 98 АЛЬ-БАЙЙИНА «ЯСНОЕ ЗНАМЕНИЕ» (Мединская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Медине. Она состоит из 8 айатов. Людям Писания (евреям и христианам) было известно из своих Писаний, какими качествами будет обладать последний пророк -

Из книги автора

Муравьи В провинции Тайсю когда-то жил один очень бедный и набожный человек. В течение многих лет он свято исполнял все буддийские обряды и каждый день горячо молил всемогущих богов ниспослать ему удачу. Однажды утром, как раз во время молитвы, в его комнату вошла

Из книги автора

Сура 27 Муравьи 1. (1). Та син. Это - знамения Корана и ясной книги.2. (2). руководительство и радостная весть для верующих,3. (3). которые выстаивают молитву, и приносят милостыню, и в последнюю жизнь веруют.4. (4). Тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы разукрасили их деяния, и

Из книги автора

Из книги автора

Глава 27-ая Муравьи. Меккская. Девяносто пять стихов. Во имя Бога милостивого, милосердного. 27.1 Твердо, слово. Сии знамения Корана и ясного писания.27.2 Руководство и благовестие верующим.27.3 Тем, которые совершают молитвы, дают очистительную милостыню, будучи такими, которые

Из книги автора

Сура 27 Муравьи Во Имя милосердного милостивого Бога (Т.