Древнерусские колокола и звоны. Как отливают колокола и обучают звонарей Из какого металла в старину делали колокола

Как отливают колокола и обучают звонарей

Заслышав колокольный звон, кто-то просто останавливается посреди улицы, кто-то - крестится. Но мало кто думает о том, сколько труда стоит за несколькими минутами этого звона.

Колокола начинают свой путь в душном заводском цеху, а заканчивают - в храмах, среди молитв и света. Рассказываем о металлургах и звонарях - людях, которые превращают бронзу в мелодию.

Алексей управляет ковшом, подвешенным к крану. Ковш весит больше тонны, в нем - расплавленный металл. Его температура - свыше 1000 °C, и одно неверное движение тут может стоить кому-нибудь здоровья. По сути это обычное литейное производство - запах, смог и шум. Только в цеху можно увидеть звонницу - и даже, проходя мимо, позвонить в колокола. Эти колокола отливают здесь, в ЛИТЭКСе - заводе, который одним из первых стал возрождать колокольное производство в России.

Работа эта не только опасная, но и ювелирная. "Если у колокола на 18 килограммов мы стеночку сделаем на один миллиметр тоньше, то получится совсем другой звук", - объясняет директор завода Олег Грицаенко. Он отказывается фотографироваться: "Наше дело любит скромность!" Зато запросто демонстрирует свое умение звонить в колокола - хотя говорит, что нигде этому не учился. Звонницы здесь - традиционные, с тремя типами колоколов: малыми, средними и большими. Большие называют благовестниками, они звучат низко и могут весить десятки тонн. Малые - звонкие, переливчатые, но "голоса" у них попроще: обычно чем колокол больше и тяжелее, тем богаче его звучание. Колокола в звоннице должны быть подобраны друг под друга - тогда звон будет гармоничным. Но это - последний этап работы: сначала колокола нужно отлить.

Температура расплавленного металла - свыше 1000 °C

Не только звук

Сначала колокола "наряжают". А точнее - "наряжают" модель колокола, сделанную из алюминия. Для этого берут форму, похожую на резину. В ней уже вырезан орнамент, иногда это буквы, иногда - изображение с иконы. В форму заливают расплавленный воск. Когда он застывает, получаются рельефные фигурки.

В кастрюльках - расплавленный воск. Анжела заливает его в специальные формы

Обычно колокола украшают ликами святых

Эти фигурки лепят на модель колокола. Иногда она маленькая, и ее "наряжают", сидя за столом. А иногда - огромная, высотой больше трех метров. Тогда приходится взбираться на стремянку.

На заводе всюду висят иконы. Это не для работы, а для души

С наряженной модели делают слепок - заливают ее смесью, по свойствам напоминающей глину. Модель потом зачищают и снова пускают в оборот - ее опять можно украшать, чтобы делать уже другие колокола. А получившаяся форма идет на производство. Это внешняя часть будущего колокола. Есть еще внутренняя - ее называют стержнем.

Модель колокола накрывают металлическим "чехлом", а в зазор между ними наливают смесь, похожую на жидкую сметану. Когда она застывает, получается форма с рельефным орнаментом - она и идет на производство

Перед заливкой две части собирают как матрешку. "Стержень" накрывают украшенной формой, а в зазор между ними заливают металл. Пока металл не застыл, в него бросают свечные огарки. "Это огарки из храмов, мы их мешками получаем от добрых людей, - объясняет Олег. - Каждая свеча - это молитва. Мы заключаем молитву в колокол".

Когда металл начинают заливать, происходит химическая реакция и появляется пламя

Маленькие колокольчики застывают уже на следующий день. Многотонный благовестник может стоять неделю. Потом колокол освобождают от формы и очищают песком. А после рельеф нужно еще доработать вручную. Финальный штрих - полировка: у больших - только украшения, у маленьких - верх и низ. "Каждый миллиметр нужно обработать", - говорит Алексей. Он не только работает на заливке, но и доводит до блеска получившиеся колокола.

Застывшие колокола дорабатывают вручную

Алексей здесь уже 12 лет. Вообще-то он учитель рисования и черчения, а на вопрос, как он здесь оказался, отвечает: "Это связано с духом". Он православный и всегда радуется, встречая "свои" колокола в храмах. А встретить их можно во многих странах мира - в ближнем зарубежье, Европе, США и даже на Антарктиде. "Мне как-то пересылали отзыв о наших колоколах, - рассказывает Олег. - Один звонарь ездил по Якутии и писал товарищу: "Тут такие морозы, что цепи металлические рвутся. А колокола - целые".

Алексей работает с колоколами уже 12 лет

Работая над колоколом, здесь, конечно, предполагают, каким должен получиться его "голос". Но колокола так же непредсказуемы, как люди, которые их создают. "Вы всегда точно знаете, какой будет звук?" - спрашиваю я Олега. "Конечно, нет, - отвечает он. - Я же не бог".

Оживляя металл

Создать колокол - мало. Надо еще сделать так, чтобы он "запел"

Подниматься на колокольню Свято-Данилова монастыря тяжело: ее высота - 45 метров, лестница крутая, ступеньки узкие. А еще говорят, что иногда на колокольню "Бог не пускает". "Если ты в смятении, если у тебя неправильное состояние - ты споткнешься, упадешь, на тебя что-нибудь свалится", - уверена Ксения. Она учится на курсах звонарского мастерства при монастыре. Прийти на них может любой православный человек. Но большинство учеников - люди не только светские, но и вообще не очень религиозные.

На колокольню ведет узкая крутая лестница

Как говорит главный звонарь Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков), колокольный звон - это "феномен культуры, а не религии". Вместе с Михаилом - профессиональным музыкантом, играющим на ударных инструментах, - он учит людей колокольному звону. Учеников много. "Я тут каждый день и даже больше, - смеется Михаил. - Иногда я работаю с семи утра и до 12 ночи".

Михаил пришел сюда 15 лет назад. Он живет недалеко от Свято-Данилова монастыря и часто слышал колокольный звон, проезжая мимо. Однажды решил зайти познакомиться, да так и прижился. За эти годы он воспитал десятки звонарей. Сам теперь звонит нечасто - на колокольнях его заменили ученики.

Михаил сначала сам выучился на звонаря, а теперь учит других

В Москве более тысячи храмов и часовен, и из-за нехватки умельцев живых звонарей часто приходится заменять электронными. "Но это же мертвое звучание, - объясняет Михаил. - И прихожане говорят: ой, слышно, когда звонят звонари и когда - машина". Звонарство - это не работа за деньги, а послушание. Некоторые прихожане решаются сами стать звонарями, чтобы помогать своей церкви. Так было и с Ксенией. Она окончила курсы еще зимой, начала работать, но "поняла, что звонарем еще не стала", и решила учиться дальше. "Я учусь здесь дисциплине, - говорит Ксения. - У меня до сих пор не получаются классические звоны - я перехожу на какие-то свои вариации, прыгаю с места на место. А надо себя приструнить".

Звонари и спецназовцы

"Ты очень много думаешь! Думать вредно звонарю, - говорит Михаил Тихону. - Знать надо. Это как у спецназовцев!"

Тихону 22, он сын дьякона и, хоть и выучился на инженера, планирует поступать в семинарию и почти все свое время проводит в храме. Когда-то брат-звонарь научил его основам колокольного звона, и Тихон увлекся колоколами. "Но я понял, что у меня идет постоянная импровизация, и захотел обучиться", - говорит он.

Православный колокольный звон бывает разным - в зависимости от службы и даже региона. В Свято-Даниловом монастыре учат классическим звонам, причем не только практике, но и теории. Она дается большинству учеников сложнее всего. Хотя Тихон на вопрос, что здесь самое сложное, отвечает: рано вставать. "А если серьезно - сложна первоначальная стадия, когда ты только начинаешь изучать, каким должен быть колокольный звон на самом деле, - говорит он. - И ты понимаешь, что раньше звонил неправильно. Что ты на самом деле не звонарь, а только называешься им".

Тихон - сын дьякона. Он мечтает стать священником

Проще бывает тем, кто приходит учиться с нуля, - их меньше тянет импровизировать. Валерия и Аркадий пришли сюда случайно. Они друзья, работают вместе в театре и учились в детстве в музыкальных школах. "Многим музыкальное образование даже мешает, - говорит Аркадий. - Ну, если оно как у нас - основы, - то будет помогать. А если человек окончил консерваторию, то ему все время будет хотеться усложнять рисунки звона. И звон станет светским. В хорах так происходит - слишком образованные перестают молиться и вместо этого концерты дают".

В учебных классах стоят звонницы, которые называют колокольными тренажерами

Базовый курс звонарского мастерства при монастыре длится два месяца. После него уже можно звонить. Но есть еще четырехмесячный расширенный курс - более подробный. Ксения, Тихон, Валерия и Аркадий заканчивают именно его. Сдают зачет - сначала отвечают на теоретические вопросы, потом звонят. В классах стоят колокольные тренажеры - по сути, звонницы с настоящими колоколами. Двумя большими колоколами - благовестниками - управляют с помощью педалей. Маленькими - с помощью шнурков. На занятиях ученики и преподаватели сидят в наушниках - иначе будет слишком большая нагрузка на слух.

Групп у Михаила и отца Романа много, поэтому занятия идут в нескольких классах. В один из них мы заходим по дороге на колокольню. Это крохотная комнатка под самой крышей. Сейчас она обустроена - здесь сделан ремонт и даже стоит компьютер. "А раньше это был чердак настоящий, с дохлыми голубями, пыльный, грязный, - рассказывает Михаил. - С железной крышей, под которой летом было очень жарко, а зимой - так же, как на улице. А вместо звонницы для учебы висел набор из алюминиевых котелков".

Будущие звонари сдают на экзамене не только практику, но и теорию

"Так что же все-таки общего у спецназовца и звонаря?" - спрашиваю я. "Спецназовец, когда бежит по полю и стреляет, не думает, что он делает, - объясняет Михаил. - У него есть отработанный рефлекс. Так же должно быть у звонаря. Он выходит и думает, как передать настроение, а не о том, на какой проводок ему нажать". Михаил и сам чем-то похож на военного, хотя был когда-то только в армии. "Это у меня просто педагогическая жестокость", - смеется он.

От Москвы до Гарварда и обратно

Главный благовестник колокольни Свято-Данилова монастыря весит 12 тонн - под ним можно жить, как в бункере. Он звонит только по великим праздникам, и в такие дни на колокольню поднимаются два звонаря: один управляет благовестником, второй - всей остальной звонницей. Всего колоколов 18, каждому из них более сотни лет. После революции их могли бы переплавить, но повезло: звонницу выкупил американский промышленник и подарил ее Гарвардскому университету. На родину она вернулась только в 2009 году - во многом стараниями отца Романа.

Отец Роман - главный звонарь Свято-Данилова монастыря

"Когда мы приехали в Гарвард, мне дали позвонить, - рассказывает он. - Американские студенты там играли просто какие-то мелодии. И услышав наш традиционный звон, были шокированы. Потому что не представляли, что так можно". Сейчас монастырь поддерживает отношения с Гарвардом, студенты приезжают сюда в гости - среди них есть и буддисты, и католики, и многие - "фанаты русского звона", как говорит отец Роман.

Звонить на колокольне вне службы нельзя - "сразу начинают спрашивать, кто в монастыре умер". Но Михаил дает нам чуть-чуть покачать язык благовестника - к нему привязан толстый канат. Здесь, наверху, холодно круглый год - звонари даже в жару берут на колокольню телогрейки. Из-за холодов и физических нагрузок - раньше управление колоколами было не таким удобным, как сейчас, - профессия звонаря прежде в основном считалась мужской. Сейчас в группах Михаила и отца Романа девушек и мужчин поровну.

Эти колокола пережили революцию, а в советские времена находились в Гарварде

Два звонаря, отучившихся на одних и тех же курсах, не будут звонить одинаково. Ведь не бывает двух одинаковых пианистов или скрипачей. У каждого с колоколами складываются свои отношения. Иногда - дружеские. Иногда - больше похожие на роман. Виктор Гюго писал о своем герое-звонаре: "Обручить Квазимодо с большим колоколом было то же самое, что отдать Джульетту Ромео". Отец Роман улыбается: "Это, конечно, гипербола. Но связь действительно возникает". И, наверное, эта связь и заставляет нас остановиться посреди улицы, заслышав колокольный звон.

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.

Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", "Годуновский" и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.

Колокола обыкновенно отливаются из так называемой колокольной меди, состоящей из сплава 78 процентов чистой меди и 22 процентов олова. Но бывали примеры, что колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. Так, в Китае, в Пекине, существует один колокол чугунный, отлитый в 1403 году. В Упсале, в Швеции, есть колокол из стекла превосходного звука. В Браун-швейге, при церкви св. Власия, хранится как редкость один деревянный, тоже очень старый, лет около трехсот, называвшийся некогда колоколом св. Великого пятка; он употреблялся во время католицизма и в него звонили на страстной неделе. В Соловецком монастыре находятся глиняные колокола, неизвестно когда и кем слепленные.

Колокола у нас существуют многих видов и названий. Так известны: набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, полиелейные, золоченые и даже лыковые; существуют еще небольшие колокола под названием кандия или звонец. Им дается знать звонарю на колокольню о времени благовеста или звона.

Первый из набатных колоколов висел в Москве, в Кремле, подле Спасских ворот, в настенном шатре или полу башенке (Государи Российские после коронования своего входили сюда показаться народу, собиравшемуся на Красной площади); он назывался также царским; сторожевым и всполошным; в него звонили во время нашествия врагов, мятежа и пожара; такой звон назывался всполохом и набатом (См. "Русская Старина", сост. А. Мартыновым. Москва, 1848). На этой полубашенке висел прежде, как полагали, вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода после покорения его Иоанном III. Существует предположение, что новгородский вечевой колокол был перелит в московский набатный или всполошный в 1673 году. По указу царя Феодора Алексеевича он сослан был в 1681 году в Корельский Николаевский монастырь (где погребены дети новгородской посадницы Марфы Борецкой) за то, что звоном своим в полночь испугал царя. На нем вылита следующая надпись: "Лета 7182 июля в 25 день, вылит сей набатный колокол Кремля города Спасских ворот, весу в нем 150 пудов". К этой надписи прибавлена другая, вырезная: "7189 года, марта в 1-й день по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя России самодержцу указу дан сей колокол к морю, в Николаевский-Корельский монастырь за государское многолетное здравие и по его государским родителях в вечное поминовение неотъемлемо при игумене Арсение" ("Словарь Географич. Российского Государства". Соч. Щекатова).

По свидетельству старожилов, у другого набатного колокола, который висел на башне Спасских ворот после первого колокола и который теперь хранится в Оружейной палате, по приказу Екатерины II был отнят язык за то, что он во время московского бунта в 1771 году сзывал народ; в таком виде он висел до 1803 года, когда был снят с башни и поставлен под каменным шатром у Спасских ворот вместе с большими пушками. По сломке шатра он был сперва помещен в арсенал, а потом в Оружейную палату; на нем находится следующая надпись: "1714 года июля в 30 день вылит сей набатный колокол из старого набатнаго же колокола, который разбило, Кремля города ко Спасским воротам, весу в нем 108 пуд. Лил сей колокол мастер Иван Маторин".

Кроме набатных, были еще колокола вестовые; они существовали в старину в Сибири и во многих пограничных городах южной и западной России. Ими давали знать о приближении неприятеля к городу. Вечевые колокола у нас были в Новгороде и Пскове, и, как надо полагать, последние не отличались большим весом. Еще в начале XVI столетия во всей Новгородской области не было колокола более 250 пудов весом. Так, по крайней мере, говорит летописец, упоминая о колоколе Благовестнике, слитом в 1530 году ко святой Софии повелением архиепископа Макария: "Слит бысть колокол вельми велик, яко такова величеством не бывало в великом Новеграде и во всей Новгородской области, яко страшной трубе гласящи" ("Полное Собрание Русских Летописей", III, с. 246).

Красными колоколами называли такие, которые имели звон красный, т. е. хороший, усладительный, веселый; красные колокола то же, что красивые, благозвучные. В Москве, в Юшковом переулке, существует церковь святителя Николая "у красных колоколов"; этот храм более чем два века славился своим "красным звоном". Есть в Москве еще другой храм, за Неглинною, на Никитской улице, известный под именем "Вознесенье хорошая колокольница".

История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.

Китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см

В конце XVIII века в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом. Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте Валдайского музея колоколов

В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.

А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков - и не рассказать. Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника и мастера.

Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2002г.

Источники:

М.И. Пыляев "Исторические колокола", Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике "Знаменитые колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994).
Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство", издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983.
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991.
Сайт мануфактуры "WHITECHAPEL"
Иллюстрации:

И.А. Духин "И заливается задорно бубенец" (статья), журнал "Памятники Отечества" № 2(12), 1985г.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985
Сайт Валдайского музея колоколов

Сайт ЗАО "Пятков и Ко" (Россия)

КАК ИЗГОТАВЛИВАЮТ КОЛОКОЛА

Рассказывает Андрей Кордаков – руководитель единственного в Сибири производственного предприятия "Светолитие", уже многие годы занимающегося литьем церковных колоколов:
«Изготовление колоколов – это многодельное производство. И самое главное – настроить колокол. Металл должен литься уже в “настроенную” форму. Сама форма для отливки колокола заранее определяет звучание будущего инструмента. Надо сказать, что процесс формирования звучания колокола, его благозвучия еще не остановлен, он постоянно совершенствуется и разрабатывается. И главное в качестве звука – это форма колокола. Конечно, существенную роль играет и сам металл. Почему я назвал производство колоколов многодельным? Потому что начинать приходится с формы колокола, потом ведется работа над его образами, делаются эскизы, чертежи. Потом эти эскизы превращаются в объемные орнаменты и изображения. Они не должны быть больше 2 миллиметров в высоту, иначе украшение для колокола может повлиять на звучание. Дальше идет формовка – снятие с модели колокола формы. Потом эта форма определенным образом обрабатывается, сушится и обжигается, а затем собирается под литье. Сама форма сделана из специальных термостойких смесей, способных выдержать высокую температуру расплавленного металла. Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей. Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза. Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются вместе с пленкой. Теперь металл готов и разливается в форму. Потом в течение суток колокол остывает. Чем медленнее он остывает, томится, тем выше качество его звона. В это время происходит т.н. кристаллизация, от которой зависит его долговечность. Может, вы удивитесь, но колокольный металл очень хрупкий. И звучание колокола находится на границе хрупкости и прочности. Подвижка в любую сторону, малейшая неточность при формировании состава сплава недопустима. Колокол или лопнет или будет тускло звучать. Особенно это важно во время зимних звонов. <…> Разобрали форму. И здесь очень велик соблазн проверить колокол на звук. Но этого никогда не делают! Происходит своеобразное томление колокола и обращение с ним, как с живым. Ведь это же просто оскорбительно: он еще не обласкан руками, еще не обработан. Потом, после обработки, зачистки, подвешиваем колокол и замираем в ожидании его голоса. И только после этого принимаем решение: выпускать его в свет или... <...> Как колокол будет выглядеть и как он будет звучать – определяется нами, конечно, заранее. А звучание наших колоколов определил первый набор, который мы отлили. И сейчас мы практически тиражируем этот колокольный подбор. В каноне звучания должен быть основной тон и 3 обертона. Но, конечно, только этим богатство звучания колокола не ограничивается. Сейчас к каждому колоколу мы прилагаем специальный паспорт, где описаны все его характеристики и особенности. <…> Подбор колоколов должен быть прежде всего благозвучен. Да, конечно, для каждого храма надо подобрать оптимальный вариант. Для маленькой деревенской церкви как благовестники подойдут 70- или 130-килограммовые колокола. Благовестник – это самый большой колокол в наборе. И к нему в данном случае подойдут 2-3 зазвонных, или переборных. Для маленькой церквушки этого будет достаточно. И по деньгам в том числе. <…> Наборы бывают разные. И это зависит от пожеланий настоятеля храма и возможности благодетеля – того, кто жертвует на колокола. Дальше начинается обсуждение внешнего вида колокола, какие образы должны быть на нем отлиты, какие должны быть орнаменты и надписи, в т.ч. и молитвенные надписи. И получается, что практически каждый набор – эксклюзивен, и он во многом зависит от того, во имя чего дано ему название. <…> Да, на наши колокола мы даем гарантию на 1 год. Некоторые фирмы дают гарантию на… 100 лет. Но это немного от лукавого. Через 100 лет с кого спросить? А что такое для колокола 1 год? Это значит, он звучал зимой, весной, летом и осенью. И если он прошел через все 4 времени года, это значит, что он будет звучать очень долго. Чтобы колокол прослужил дольше, мы предлагаем подробную инструкцию по пользованию колоколом для звонарей. В зимнее время перед звоном ударять по колоколу 3 раза, как бы разогревая его. Такие инструкции нужны, потому что колокола преимущественно портят молодые неопытные звонари. Читаем инструкцию дальше: "Не ударять по колоколу посторонними предметами, кроме языка, подвешенного под сводом колокола". У нас был такой случай, когда из церкви привезли наш колокол расколовшимся. А произошло это из-за того, что звонили в колокол, ударяя молотком. <…> Язык колокола делают из черного металла. Это кованый металл. Он мягкий, но в то же время прокован. Для чего т.н. "яблоко" языка проковывают? Понятно, что именно на язык приходится основная нагрузка. А после ковки язык не сминается. Понятно, что язык должен быть определенного веса. В противном случае он не будет издавать тот яркий звук, на который способен колокол. <…> Известны случаи, когда колокола служили не одно столетие. <…> Сразу после крещения Руси (988 год) были не колокола, а так называемые била. Это деревянные доски, в которые били колотушками. Позже появились металлические пластины, ударами в которые призывали на молитву. Затем появились колокола европейского типа. У них принцип звона был другой, отличный от нашего православного звона. В них язык висел неподвижно, а раскачивался сам колокол. Такие колокола называются отчепными. Но русский народ – он же смекалистый! Зачем раскачивать немалого веса колокол, когда можно раскачивать язык? На Руси быстро все переделали. А европейцы как более консервативный народ до сих пор колокола раскачивают. Единственное новшество в Европе – это т.н. карильоны. В них колокола настраиваются только на одну ноту, а обертоны убираются. И при любом ударе такой колокол издает только один определенный звук, как при нажатии клавиши фортепиано. А из нашего колокола можно извлечь целую гамму звуков. В карильоне около 30 колоколов, диапазон которых составляет 3 октавы. На таком карильоне можно сыграть любую мелодию. Правда, к колокольному искусству это отношение имеет весьма далекое. Там и по колоколу-то бьют не языком, а электромагнитными молоточками».
* * *
Бесполезно ждать звука от треснутого колокола. Технологию производства колоколов, правила оборудования звонниц, меры безопасности при работе с колоколами – все это должен знать будущий звонарь, потому что он и никто другой отвечает за вверенный ему инструмент. Ведь даже бронзовый благовестник-"великан", несмотря на кажущуюся прочность – весьма хрупкое создание и требует бережного к себе отношения (особенно в период зимних морозов). /Продолжительность жизни колокола зависит как от качества литья, так и от умелого обращения с ним звонаря./
* * *
Самый крупный из "новодельных" действующих колоколов в современной России – большой колокол на храме Христа Спасителя (его вес – 36 тонн). Звук у него просто чудесный. Отлит он на ЗИЛе. /Удачные колокола в России льют также в Воронеже, в Каменск-Уральском, во Пскове и нек. др. городах./ В дореволюционные времена лучшие колокола в России лили на знаменитых заводах Оловянишниковых. /Одним из Оловянишниковых была написана книга о технологических секретах отливки колоколов, и в ней указаны оптимальные пропорции сплава: чистая медь – 75-80 %, чистое олово – 20-25 %./
Примечание. Мнение о том, что наилучшими по звучанию являются колокола, отлитые из серебра, является ошибочным (серебро заметно гасит звук колокола).
* * *