Этика почитания священного корана. Кто такие мунафики (лицемеры) и что о них говорит Коран? Что означает Коран

Все мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда были обижены кем-то или угнетены. Это достаточно тяжелое испытание от Аллаха. Когда кто-то причиняет нам боль или ограничивает нас в наших же правах, совершенно естественно чувствовать себя сердитым или обиженным.

Если какой-то человек причиняет нам боль неоднократно, мы склонны медленно развивать в нашем сердце ненависть и обиду. Поэтому, неудивительно, что в мусульманских семьях разводы постепенно становятся обыденностью.

Супруг или супруга - это тот человек, который всегда находится рядом, знает все твои ошибки и отрицательные стороны. Им известно то, что скрыто для других. Именно поэтому разногласия наиболее часто возникают между самыми близкими и родными людьми, что еще больше расстраивает и вызывает в нас отрицательные эмоции.

Если подобные разногласия не решать, копить в душе обиду, то они будут скапливаться, зарождая между супругами ненависть и отторжение.

Аяты о браке

Аллах открыл нам аят, в котором конкретно говорится о брачных отношениях:

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих». (Коран, сура Рум, аят 21)

Следовательно, цель супругов - найти в друг друге успокоение.

В другом аяте Аллах говорит:

"Он - Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой (ли-яскуна иляйха)". (Коран, сура Аграф, аят 189)

Арабское слово «яскуну» имеет один корень со словами «сукун» или «сакина». Возможно, вы знакомы с этим словом. Оно означает «спокойствие, мир». В арабском языке при письме также встречается сукун, где он обозначает буквы, на которых нет огласовок.

Наши супруги были создан для того, чтобы мы могли найти в них сукун, то есть успокоение, чтобы мы чувствовали себя расслабленными, непринужденными, и счастливыми с ними.

Но зачастую происходит обратное. Это указывает на то, что муж и жена не смогли правильно выстроить отношения. В чем же тогда ошибка и в чем кроется секрет счастливой семейной жизни?

В первом аяте, приведенном выше, Аллах сказал, что Он заключил между супругами любовь и милосердие (мавадда и рахма). Эти два чувства являются ключом к успеху в браке.

Любовь (мавадда)

Часто, в начале супружеской жизни супруги проявляют заботу по отношению к друг другу, дарят подарки, открыто говорят о своих чувствах, признаются в любви. Все это способствует сохранению любви и взаимопонимания. Но, к сожалению, подобные отношения со временем угасают. Ежедневные заботы, проблемы и трудности берут верх, и говорить о любви становится уже «не принято».

Мавадда - это любовь, которая очевидна. Одним из прекрасных имен Аллаха является аль-Вадуд, происходящее из того же корня.

Его любовь к нам очевидна и проявляется повсеместно в бесчисленных благословениях, которые Он нам дал. Например, Аллах не просто обеспечил нас питанием, будучи ар-Раззаком, он сделал нашу еду вкусной и приятной, красивой для глаз и ароматной.

Рахма (милосердие)

Корень "рахм" означает материнскую утробу. Рахма - это милосердие, защита и мягкость, которыми плод наслаждается в утробе матери.

Если мавадда – укрепляет отношение в «мирное» время, то рахм позволяет сохранить отношения во время ссор и разногласий и обрести в семейной жизни истинное спокойствие.

Аллах безгранично одаривает нас Своей милостью и милосердием, так же и мы должны относиться к нашим ближним с добротой и заботой. Муж и жена - это наши спутники жизни, которых мы выбрали для достижения довольства Аллаха. Только от нас зависит какими будут наши отношения. Супруги должны помогать друг другу не только в мирских делах, но и воспитывать духовно.

Зачастую, супруги понимают это буквально и начинают упрекать, указывать на ошибки и недостатки, тем самым зарождая в семье еще большее напряжение, негатив и ненависть к друг другу. Снисходительность, милосердие, понимание, мягкое отношение и терпение – все это является важнейшими факторами счастливой семейной жизни, об этом и должны помнить супруги.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что Аллах наградит своей милостью тех людей, которые проявят милосердие по отношению к другим.

«Учёные – наследники пророков » (Абу Давуд, № 3641; Тирмизи, № 2682; ибн Маджах, № 223; ибн Хаббан, № 88; аль-Байхаки)

Коран – это Речь Аллаха и самое большое чудо, которое было дано Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Каждый верующий обязан руководствоваться им и знать его достоинство.

Зачастую мы ищем благодати, отправляясь в тяжёлые и дальние поездки, или ищем духовного лечения, тогда как чтение Корана – это лечение всех болезней и источник обильной благодати (баракат), как говорится в аятах самого Священного Корана, по воле Аллаха.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Возможен ли перевод Корана
Как передать смысл Корана на другом языке
Иносказательное в Коране
Есть ли в Коране антисемитизм?
Священный Коран раскрывает тайные глубины науки
Пророк Мухаммад и Священный Коран
Достоинство чтения Корана
Основные сведения о Коране

К сожалению, у очень многих верующих дома нет Корана, другие имеют его чисто символически – Коран просто пылится на полке. В данной статье мы приведём некоторые достоинства чтения Корана – чтобы побудить к нему наших читателей.

Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведёт в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада » (аль-Хайсам, ат-Табарани).

Предаётся, что однажды назначенный Умаром ибн Хаттабом (да будет доволен им Аллах) министр Мекки пришёл к нему, чтобы решить некоторые вопросы. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его: «Кого вместо себя ты оставил в Мекке?» Тот ответил: «Абдурахмана ибн Аби Абза». Халиф уточнил: «Ты оставил вместо себя курайшитского раба?» На что министр ответил: «Я оставил вместо себя Абдурахмана, потому что нет более лучшего чтеца Корана, чем он». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да, поистине, Аллах возвеличиват человека Кораном (чтеца), так же Аллах унижает человека Кораном (оставившего чтение Корана) » (Муслим, ибн Маджах, Дарими, Ахмад).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…читайте его (Коран), поистине, Аллах вознаграждает за его чтение, за каждую букву – десять вознаграждений, я не говорю, что и за Алиф, Лям, Мим – десять воздаяний, однако за Алиф – десять, за Лям – десять, за Мим – десять (воздаяний) » (Хаким, том 1, № 555).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал (смысл): «…Когда соберутся люди в дома Аллаха для чтения и изучения Корана, снизойдёт на них душевное спокойствие и накроет их милость Аллаха. Окружат их ангелы, и Аллах упомянет этих людей тем, кто возле него » (Муслим, № 2699; Абу Давуд, Тирмизи, ибн Маджах).

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, прочитавший Коран, как будто получил пророчество, с разницей в том, что к нему не приходит ангел с откровением. А тот, кто читает Коран и посчитает, что кому-то Аллах дал лучшее, чем это (знание Корана), то он (чтец) унизил то, что возвеличил Аллах (т. е. Речь Аллаха) » (Хаким, Табарани).

Язид ибн Аби Хабиб (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах облегчает наказание родителей изучившего Коран, даже если они были неверными » (ибн Хаббан. «Тинзих Шариати», том 1, стр. 293; цепочка передатчиков слабая).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который читает Коран в намазе стоя, получит за каждую букву сто вознаграждений; совершающий намаз сидя за чтение каждой буквы Корана получит пятьдесят вознаграждений; читающий Коран вне намаза получит за каждую букву десять вознаграждений; тому, кто слушает чтение Корана, желая получить воздаяние, записывается за каждую букву одно воздаяние; тому, кто завершил читать Коран (полностью), Аллах ответит на мольбу в этом мире или на том свете » (Дайлями. «Канзуль умаль», № 2427).

Существует очень много хадисов, побуждающих к чтению Корана. Но возникают вопросы: все ли читающие его получают полное воздаяние? Имеются ли какие-нибудь этические нормы, которые необходимо знать, приступая к чтению Речи Аллаха?

Да, как у любого важного в жизни верующего действия, есть определённые требования и для получения воздаяния от чтения Корана. Ибо сегодня нередко можно увидеть, как некоторые не соблюдают элементарнуюой этику по отношению к нему, обращаясь с Речью Аллаха как с обычной книгой!

Этика чтения Корана

2. Следует брать Коран в руки и класть на место по завершении чтения, по возможности, не поворачиваясь к нему спиной.

3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже футляр или материю, в которую он завёрнут, без омовения. Дозволено без омовения читать Коран наизусть, но находиться и в этом случае при омовении – сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела (после половой близости и т. д.), и женщине, когда ей нельзя совершать намаз (в период менструации, послеродовых выделений), запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.

6. Класть Коран на пол, даже на чистый, считается нарушением этики почитания Корана. Лучше положить его на подушку или специальную подставку, ибо это – сунна.

8. Коран нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу нельзя.

9. Если кто-либо умышленно бросит Коран или листок с написанной на нём сурой или аятом на нечистоты, или же кинет на Коран грязь, то он впадает в неверие.

10. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места даже листок с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.

11. Считается сунной, когда читающий Коран сидит лицом в сторону Киблы. Нет греха в чтении Корана лежа.

13. Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы:

أعوذ بالله من الشيطان الرجيم . بسم الله الرحمن الرحيم

«Аузубилляхи мина-щщайтани-рраджим» («Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана! »), а затем «Бисмилляхи-ррахмани-ррахим » («Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к верующим »).

14. Большее вознаграждение за чтение Корана получает тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.

16. Считается сунной плакать при чтении Корана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете».

17. Если при чтении Корана дошли до аята суджды (т. е. аята земного поклона), считается сунной совершить земной поклон. Совершить его считается сунной и для имама при намазе, если он прочел данный аят, и для джамаата, стоящего за ним. После чтения аята земного поклона произносят намерение для совершения земного поклона чтения Корана. Имам, произнося الله أكبر «Аллаху акбар», начинает земной поклон, за ним то же самое совершают молящиеся, затем имам встаёт, также произнося «Аллаху акбар», и то же самое повторяют за ним молящиеся. Если человек, который в данное время не совершает намаз, услышит чтение аята земного поклона, ему тоже желательно совершать земной поклон. Но совершающий суджда должен быть в состоянии ритуальной чистоты, с прикрытым авратом (то есть тех мест, которые, согласно Шариату, должны быть закрыты при намазе) и обратившимся в сторону Киблы. Он делает намерение: «Я намерен совершить суннат земной поклон чтения Корана», затем, произнося «Аллаху акбар», совершает земной поклон, после, опять произнося «Аллаху акбар», поднимается и произносит приветствие словами:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

«Ас-саляму алайкум ва рахматуллах», поворачивая голову направо и налево.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
О дозволенности чтения Корана за покойных
Кто может выносить решение из Корана и хадисов?
Коранические мотивы в поэзии А.С. Пушкина
Криштиану Роналду учится читать Коран
В каком возрасте можно начинать учить Коран с ребёнком?
Благодать чтения «Бисмиллях…»
Удивительные свойства звучания Корана
Сколько же читающих Коран, в то время как Коран их проклинает !

19. Нельзя назвать полноценным чтение Корана, если при этом сам читающий не слышит своего голоса. Но можно читать Коран и про себя – это зависит от намерения чтеца. Если есть опасение рийаа (показного, горделивого чтения), или громкое чтение мешает другим, лучше читать про себя. А если никому не мешаете и нет опасения, что чтение будет показным, если есть намерение воодушевить себя или других, то лучше читать вслух.

20. При чтении Корана с пониманием смысла является сунной выражение соответствующих чувств, своего отношения к аятам. Например, если читается аят, где восславляется Аллах, то следует восславлять Его, говоря «Субханаллах»; если читается аят восхваления Аллаха, восхвалить Его, говоря «Альхамдулиллях», если аят о милости Аллаха, следует просить милости себе и другим, если аят об адских муках за грехи, то следует просить Аллаха о спасении себя и других от таких мук. Так делал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

21. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл его аятов, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение, и такой человек, прикрываясь высокими словами следования и призыва других к Корану, на деле выступает против Ислама, как это делают ваххабиты и другие. О таких людях Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Коран, пусть готовят себе место в огне Ада» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Если при чтении Корана сделана пауза, то, прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести «Аузу билляхи мина-щщайтани-рраджим», почистить зубы и дёсны сиваком.

23. Если при чтении случилась отрыжка или одолела зевота, следует его прекратить. После выхода из этого состояния чтение следует продолжить.

24. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок.

25. Считается сунной слушать чтение Корана внимательно.

27. Читающий Коран должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шёпотом беседует с Аллахом, будучи уверенным, что находится перед Ним и читает Его Слово.

29. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.

34. Считается сунной, если в группе собравшихся людей есть хороший чтец Корана, просить его прочитать какую-то часть вслух и слушать его.

35. Когда читают аяты из Корана, в которых говорится о неверующих, где они высказывают свои заблуждения и неверные мысли об Аллахе, их следует читать приглушённым голосом, это сунна.

36. Когда завершают чтение аята из Корана,

﴿انَّ اللهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً﴾ سورة الأحزاب . 33:الاية

смысл которого: «Воистину, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка, благословите и вы и приветствуйте! », считается сунной благословить и приветствовать Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

37. По завершении чтения Корана следует говорить:

صدق الله العظيم وبلغ رسوله الكريم . اللهم انفعنا به و بارك لنا فيه والحمد لله رب العالمين و استغفر الله الحى القيوم

«СадакАллахуль-азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфана бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма ». («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довёл её до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о вечно Живой и остающийся навечно!»)

38. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является по завершении чтения Корана читать мольбу (дуа). Аллах принимает такую мольбу и отвечает на неё. Такой же важной сунной считается по завершении чтения Корана устроить собрание (маджлис) с участием всех членов семьи, родственников и близких. Следует искренне, долго и от всего сердца просить у Аллаха благ обоих миров не только для себя, но и для своих родителей, домочадцев, родных, близких, друзей и для всех мусульман, просить Аллаха, чтобы Он возвысил Ислам и направил мусульманских правителей на Путь истины.

Да поможет нам Аллах и примет наше чтение Корана.

Коран – это слово Всевышнего Аллаха. Он был ниспослан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) Всевышним Аллахом через архангела Джибриля (мир ему) и дошел до нас в неизменном виде посредством таваттура (то есть передачи от поколения к поколению). Придумать, сочинить, создать подобное Корану не под силу никому, кроме Всевышнего Аллаха, и само чтение Корана является одним из видов поклонения Всевышнему Творцу. Так как Коран – слово Аллаха, а слово Аллаха – один из атрибутов Его.

Первым пунктом этики почитания Священного Корана считается осознание величия и святости Корана. Коран – это слово Всевышнего Аллаха, как сказано выше, ниспосланный благословенному Пророку (мир ему и благословение), и равного или более величественного, сверхъестественного чуда в мире нет. С момента ниспослания до Судного дня Коран останется без изменения, без дополнения или убавления. При всех усилиях и возможностях людей и джиннов – они не в силах сочинить хотя бы один стих, похожий на суру Корана.

Коран включает в себя смысл всех книг, ниспосланных Аллахом ранее к другим посланникам-пророкам. Коран не стареет, сколько бы времени не утекло, никогда не теряет свою новизну и в каждую эпоху каждому народу дарует свои бесценные плоды, соответствующие их интересам и жизни. В Коране упоминается о жизни предыдущих пророков и их последователей, о тех, кто не уверовал, о заблудших царях и их поданных - и это назидание и урок для последующих поколений.

В Коране приводятся общие законодательные аспекты жизни и необходимость следования им, говорится о величайшем предназначении человечества, о благих нравах и добрых деяниях. В нем повествуется также о дурных деяниях, порицаемых нравах и качествах людей и необходимости отказа от них и противодействия им. В Коране даются доводы и доказательства единства Аллаха, приводятся сведения о высочайших атрибутах Аллаха, о Его прекраснейших именах, об обильных благах Рая, о суровом наказании в Аду. Обо всем этом Коран говорит убедительно, описывая яркие, запоминающиеся картины потусторонней жизни.

Описывая природу, Солнце, Луну, звезды, небеса, землю, реки, моря, горы, ветра, растения, подземные недра, животных и людей, Коран призывает людей к размышлению над всем этим. Коран призывает нас следовать истине и отвергать все плохое. Коран отвергает все, кроме истины и истинной науки, указывает на скрытые наговоры лицемеров и неверующих, их подлые намерения, выявляет путь, ведущий к заблуждению. Не было в истории человечества более читаемой, более полезной книги, чем Коран. Нет предела глубине его научных познаний, смыслу и чудесных проявлений. Только Всевышний Аллах может знать количество хафизов – людей, которые знают Коран наизусть. Не будет преувеличением сказать, что в каждую эпоху, в каждом веке количество хафизов превышало десятки тысяч. И сегодня количество только несовершеннолетних детей, не говоря о взрослых, знающих Коран наизусть, превышает сотни тысяч. Достоинства и степень вознаграждения за обучение Корану, изучение и чтение невозможно переоценить – они слишком велики.

Перечислим некоторые из них, основываясь на хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

1. «Самый лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (Аль-Бухари, Муслим).

2. «Если кто прочтет из Корана одну букву, ему пишут одно вознаграждение, а затем увеличивают это вознаграждение еще десять раз» (Ат-Тирмизи).

3. «Если люди соберутся в доме Аллаха (в мечети или в другом месте) и прочтут Книгу Аллаха, обучат друг друга чтению Корана, на них снизойдет успокоение и обилие милостей Всевышнего Аллаха, Его блага, их окружат ангелы и Аллах восхвалит их среди приближенных Ему рабов, т.е. пророков, ангелов» (Муслим, Абу Дауд).

4. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «А вы хотели бы поехать в Бутан или Акик (места вблизи Медины) и, не совершив за целый день ни одного греха, не притесняя, не обижая никого, получить по два породистых больших верблюда и вернуться домой?» - «О, Посланник Аллаха, кто не хотел бы этого? Мы бы все хотели этого». Тогда благословенный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «А почему же тогда вы не ходите в мечеть и не изучаете или не читаете там хотя бы один или два аята из Книги Аллаха? А ведь изучение или чтение двух аятов дороже стоимости двух верблюдов, трех аятов – дороже трех верблюдов, четырех аятов – четырех верблюдов, и сколько бы аятов вы ни прочли, они дороже стольких же верблюдов» (Муслим, Абу Дауд).

5. «Тому, кто прослушал чтение одного аята из Корана, запишется вознаграждение, увеличенное несколько раз. А тот, кто прочтет этот аят, в Судный день станет светом (нуром), озаряющим его путь в Рай» (Ахмад).

6. «Знатоки Корана будут рядом со святыми, самыми достойными ангелами. А тот, кому чтение Корана дается с трудом, но все же читает его, получит двойное вознаграждение» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

7. «Вы читайте Коран, в Судный день он придет и станет заступником для вас» (Муслим).

9. «Если человек читает Коран и следует ему, то в Судный день на его родителей наденут корону, свет которой будет ярче солнечного света. А сколько же вознаграждения получит тот, кто следует Корану, подумайте сами!» (Абу Дауд и Хаким).

10. «Человек, читающий Коран, является тем, кто ввел вовнутрь себя пророчество, однако к нему не нисходит откровение (вахью)» (Хаким).

11. «Из деяний, с которыми вы обращаетесь к Аллаху, самым лучшим является чтение Корана, полученного от Него же» (Хаким, Абу Дауд).

12. «Чтецы Корана – это особые, приближенные к Аллаху люди» (Насаи, Хаким).

13. «Кто бы ни читал десять аятов в одну ночь, в эту ночь его имя не запишется среди беспечных, отвлеченных от Аллаха людей» (Хаким).

14. «Тот, кто, прочитав Коран, подумает, что Аллах дал другому лучшее, чем дал ему, является унизившим то, чего Аллах возвеличил» (Табарани).

15. «Всевышний Аллах говорит: Тот, кто, читая Коран, остался без прошения чего-либо у Меня, получит от Меня самое большое вознаграждение, которого заслуживают те, кто благодарит Меня» (Ат-Тирмизи).

16. «Пример чтеца Корана подобен айве, у которой приятный аромат и лакомый вкус» (Аль-Бухари).

17. «Высокочтимость и достоинство речи Всевышнего над речью Его творений такое же, каково высокочтимость и достоинство Самого Аллаха над Его творениями» (Ат-Тирмизи) .

Чтобы получить столь высокие достоинства, необходимо старание и стремление постоянно соблюдать следующие этические нормы почитания Священного Корана.

2. Следует брать Коран в руки и положить на место по завершении чтения, по возможности избегая поворачивания к нему спиной.

3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже коробку или материю, в которую завернут Коран, без омовения. Дозволено без омовения читать Коран наизусть, но находиться и в этом случае при омовении – сунна Пророка (мир ему и благословение).

4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела (после полового сближения и т. д.), и женщине, когда ей нельзя совершить намаз (в период менструации, послеродовых выделений), запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.

6. Класть Коран на пол (даже на чистый) считается нарушением этики почитания Корана. Лучше положить его на подушку или специальную подставку, ибо это – сунна.

8. Коран нужно ставить выше всех остальных книг, класть на Коран другую книгу нельзя.

9. Если кто-либо умышленно бросит Коран или листок с написанной на нем сурой или аятом на нечистоты или же кинет на Коран грязь, то он впадает в неверие.

10. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места, даже бумажку с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.

11. Считается сунной, когда читающий Коран сидит лицом в сторону Киблы. Нет греха в чтении Корана лежа.

13. Считается сунной начать чтение Корана с произнесения фразы:

أعوذباللهمنالشيطانالرجيم . بسماللهالرحمنالرحيم

«А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» (Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!), а затем «Бисмилляhи-рраhмани-рраhим » (Именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к верующим).

14. Вознаграждения за чтение Корана получает больше всех тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.

16. Считается сунной плакать при чтении Корана. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Коран был ниспослан с печалью, и вы плачьте при его чтении. Если не можете плакать, хотя бы делайте вид, что плачете».

17. Если при чтении Корана дошли до аята суджды, (т. е. аята земного поклона), считается сунной совершить земной поклон. Совершить земной поклон считается сунной и для имама при намазе, если он прочел аят земного поклона, и для джама’ата, стоящего за ним. После чтения аята земного поклона, произносят намерение для совершения земного поклона чтения Корана. Имам, произнося الله أكبر «Аллаху акбар» , начинает земной поклон, за ним то же самое совершают молящиеся, затем имам встает, также произнося «Аллаху акбар» , и то же самое повторяют за ним молящиеся. Если человек, который в данное время не совершает намаз, услышит чтение аята земного поклона, ему тоже желательно совершать земной поклон. Но совершающий суджда должен быть в состоянии ритуальной чистоты, с прикрытым ‘авратом (то есть тех мест, которые, согласно Шариату, должны быть закрыты при намазе) и обратившимся в сторону Киблы. Он делает намерение: «Я намерен совершить суннат земной поклон чтения Корана» , затем, произнося «Аллаху акбар» , совершает земной поклон, затем, опять произнося «Аллаху акбар» , поднимается, а затем произносит приветствие словами:

السلامعليكمورحمةاللهوبركاته

«Ас-саляму ‘алайкум ва рахматуллах» , поворачивая голову направо и налево.

18. Чтение Корана, следя за текстом глазами, ценится дороже, чем чтение наизусть, ибо здесь присутствует поклонение Аллаху и глазами.

19. Нельзя назвать полноценным чтением Корана, если при этом сам читающий не слышит своего голоса. Но можно читать Коран и про себя - это зависит от намерения чтеца. Если есть опасность рийа’а (показного, горделивого чтения) или громкое чтение мешает другим, лучше читать про себя. А если никому не мешает и нет опасности чтения напоказ, если есть намерение воодушевить себя или других, то лучше читать вслух.

20. При чтении Корана с пониманием смысла является сунной выражение соответствующих чувств, своего отношения к аятам. Например, если читается аят, где восславляется Аллах, то следует восславлять Его, говоря «Субханаллах»; если читается аят восхваления Аллаха, восхвалить Его, говоря «Аль-хамду лиллях», если аят о милости Аллаха, следует просить милости себе и другим, если аят об адских муках за грехи, то следует просить Аллаха спасения себя и других от таких мук. Так делал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

21. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл аятов Корана, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение, и такой человек, прикрываясь высокими словами следования и призыва других к Корану, на деле выступает против Ислама, как это делают ваххабиты и другие. О таких людях Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Те, кто по своему разумению толкуют Корана, пусть готовят себе место в огне Ада» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи).

Если при чтении Корана сделана пауза, то прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести «А’узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» , почистить зубы и десна сиваком.

23. Если при чтении случилась отрыжка или одолела зевота, следует прекратить чтение. Потом после выхода из этого состояния, следует продолжить чтение.

24. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при таком чтении велика вероятность допущения ошибок.

25. Считается сунной слушать чтение Корана внимательно. Есть алимы (ученые), которые утверждают, что слушание чтения Корана ценится больше, чем само чтение.

26. Если услышат аят Корана второй раз, третий и т.д., слушать его следует так же внимательно, с любовью, как и в первый раз. Это считается сунной и проявлением уважения к Корану.

27. Если читающий Коран услышит азан, то есть призыв к намазу, или кто-то поприветствует его, ему следует, остановившись в конце аята, ответить на призыв или приветствие, прекратив чтение Корана, а потом снова возобновить чтение.

29. Читающий Коран должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шепотом беседует с Аллахом, будучи уверенным, что он находится перед Ним и читает Его Слово.

31. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.

32. Разрешается говорить «аль-хамду лиллях» الحمد لله при чихании и «ярхамукаллах» يرحمك الله , если чихнет другой. При чтении Корана разрешается встать, если зашел старший, уважаемый, благонравный человек.

37. Считается сунной, если в группе собравшихся людей есть хороший чтец Корана, просить его прочитать какую-то часть вслух и слушать его.

38. Когда читают аяты из Корана, в которых говорится о неверующих, в которых неверующие высказывают свои заблуждения и неверные мысли об Аллахе, их следует читать приниженным голосом, это сунна.

39. Когда завершают чтение аята из Корана,

﴿انَّ اللهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً﴾ سورة الأحزاب . 33: الاية 56

смысл которого: «Воистину, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка, благословите и вы и приветствуйте!» , считается сунной благословить и приветствовать Пророка (мир ему и благословение).

40. По завершении чтения суры «Ат-Тин» (Коран, 95) считается сунной произнести слова:

بلا وانا على ذلك من الشاهدين

«Баля ва ана ‘аля залика мина-шшахидина».

41. Одобряется в течение суток хоть один раз читать Коран, лучше прочесть джуз (Одна тридцатая часть Корана). Чем больше читают, тем лучше.

42. Начинающему чтецу не следует бояться ошибок и из-за этого откладывать чтение Корана. Если не читать из-за боязни ошибиться, можно всю жизнь так и не научиться чтению Корана. В достоверном хадисе, рассказанном аль-Бухари, говорится, что если начинающий, стараясь учиться Корану, читает его с запинками, с трудом, он получит вознаграждение в два раза больше.

43. По завершении чтения Корана следует говорить:

صدق الله العظيم وبلغ رسوله الكريم . اللهم انفعنا به و بارك لنا فيه والحمد لله رب العالمين و استغفر الله الحى القيوم

«Садакаллахуль-‘азым ва балляга расулюхуль-карим. Аллахумма-нфа‘на бихи ва барик ляна фихи валь-хамду лилляхи раббиль ‘алямина ва астагфируллахаль-хаййяль-каййюма» . («Истину сказал Великий Аллах и благородный Пророк довел ее до народа. О Аллах, одари нас пользой и благодатью от чтения Корана. Вся хвала Аллаху, Господу миров, и к Тебе я обращаюсь с просьбой о прощении грехов, о, вечно Живой и остающийся навечно!»)

44. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение) является по завершении чтения Корана читать мольбу (ду’а). Аллах принимает такую мольбу и отвечает на нее. Такой же важной сунной считается по завершении чтения Корана устроить собрание (маджлис) с участием всех членов семьи, родственников и близких. Следует искренне, долго и от всего сердца просить у Аллаха благ обеих миров не только для себя, но и для своих родителей, домочадцев, родных, близких, друзей и для всех мусульман, просить Аллаха, чтобы Он возвысил Ислам и направил мусульманских правителей на путь истины.

45. Если кто умышленно добавит хоть одну букву к Корану или упустит, или же букву Корана посчитает ложной, засомневается в ней, то такой человек впадает в неверие, в куфр (да упасет Аллах нас от этого и таких людей!).

47. Коран разрешается как продавать, так и покупать как книгу, но не как текст.

48. Читать Коран за души умерших людей разрешается, и польза от этого умершему очевидна, как об этом сказано во многих хадисах. Одобряется чтение Корана и на могиле, так как сам имам аш-Шафии повелел нам это делать, основывая свое повеление на Коране и сунне. Отдельные заблудшие, искажающие Ислам люди утверждают, что читать на могиле Коран запретное нововведение (бид‘а) в Исламе. Как довод они приводят хадис, в котором говорится: «Вы не превращайте свои дома в могилы, где не читают Коран» . Они искажают смысл этого хадиса. Смысл этого хадиса в том, что мы должны читать Коран в наших домах, ибо мертвые в своих могилах не читают Коран, и мы не должны уподоблять свои дома могилам. Этот хадис не запрещает читать Коран на могиле. А доводов в пользу чтения Корана за усопших или на могилах очень много. Благословенный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы читайте суру «Ясин» над усопшими» (Ахмад, Абу Дауд, Хаким).

Хаким передал от Ша‘аби, что ансары, то есть сподвижники благословенного Пророка (мир ему и благословение), проживавшие в Медине, тоже ходили на кладбище и читали Коран на могилах. В хадисе, переданном от ан-Насаи, прямо говорится: «Вы читайте Коран над своими усопшими» . Известные сподвижники Пророка (мир ему и благословение) ‘Абдуллах ибн ‘Умар и др., да смилуется над ними Аллах, в своих завещаниях написали, чтобы после их смерти над их могилами читали начало и конец суры «Аль-Бакара» (Коран, 2). Имам аш-Шафи’и и имам Ахмад, да смилуется над ними Аллах, считали, что читать Коран на могилах умерших - полезное занятие. Сам имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, на могиле Лайса ибн Саада прочел весь Коран, от начала до конца. Дополнительные доводы о допустимости чтения Корана на могилах и о его пользе для усопших можно найти в книгах «Итхаф садат аль-муттакин» и «Шарх ас-судур» (С. 311).

49. По завершении чтения всего Корана лучше дополнительно прочесть суру «Аль-Фатиха» (Коран:1) и начало суры «Аль-Бакара» (Коран: 2), то есть заложить начало для последующего чтения.

50. После чтения сур до конца, начиная с суры «Ад-Духа» (Коран: 93), следует говорить:

لاالهالااللهواللهاكبر

«Ля иляха илляллаху валлаху акбар» .

Перечисленные смыслы хадисов взяты из книги «ат-Таргиб ва ат-Тархиб», принадлежащей перу аль-Хафиза Абдуль-Азиза аль-Мунзири. В ней, помимо приведенных, содержится множество хадисов, котрые повествуют о достоинствах чтения Корана.

Приведенные здесь положения этики почитания Священного Корана даются по книгам: Ан-Навави. «Ат-Тибян»; Аз-Забиди. «Итхаф».

  • 7979 просмотров

Так говорит Коран

Отношения между иудаизмом и исламом еще более противоречивы и запутанны, чем отношения между иудаизмом и христианством.

С одной стороны, представляя собой последовательное монотеистическое учение, ислам, вне сомнения куда ближе к иудаизму, чем христианство. Да и сами религиозные предписания ислама, его обычаи и традиции и по букве, и по духу необычайно близки к иудаизму. Однако евреи, безусловно, никогда не смогут принять попытки ислама ревизионировать Священную историю и, по сути дела, вытеснить, «заменить» собой иудаизм, лишив евреев права считаться Богоизбранным народом.

К примеру, согласно кораническому сказанию, Бог действительно велел Аврааму принести в жертву своего сына, вот только на жертвенник Авраам возложил не Исаака, как это утверждается в написанной за две с половиной тысячи лет до Корана Торе, а… прародителя арабского народа Ишмаэля. И эта замена все меняет: ведь сама вечность еврейского народа и его особые отношения со Всевышним, согласно тексту Торы и всей еврейской теологии, строится именно на жертвоприношении Исаака!

А чего стоят утверждения Корана о том, что не только Ибрагим (то есть Авраам), но и Исхак (Ицхак, Исаак), Якуб (Яаков, Иаков), а также Юсуф (Йосеф), Муса (Моше, Моисей) и все последующие еврейские пророки не были евреями (хотя многие из них, включая Авраама, сами называют себя в тексте Торы и других книг Танаха именно евреями!), а были так называемыми «ханифами», то есть людьми без национальности и определенного вероисповедания, просто веровавшими в Единого Бога, Аллаха. Цель этих подтасовок, выглядящих совершенно нелепо с учетом огромного временного разрыва в возникновении ислама и иудаизма, вполне ясна: основателю новой мировой религии пророку Мухаммеду нужно было во что бы то ни стало принизить роль евреев и возвеличить роль арабов в мировой истории.

Саму общность обычаев и религиозных взглядов евреев и арабов можно объяснить генетической, географической и прочей близостью двух народов, ведущих свое происхождение от общего предка – Авраама-Ибрагима, оставивших для потомков схожие исторические предания и легенды, да и чрезвычайно близких по самому своему образу жизни.

Однако, помимо этого, еврейские источники (а точнее, еврейский фольклор) дают и другое объяснение столь тесной близости двух религий. Согласно одной из таких версий, в молодости Мухаммед собирался перейти в иудаизм и даже какое-то время учился в ешиве, но учеба эта не была систематической, и в итоге будущий основатель ислама оставил ешиву, однако его (пусть и недостаточно полные) знания текста Танаха и мидрашей, а также части Мишны отчетливо просматриваются в Коране и хадисах.

По другой, более кровожадной версии, Мухаммед, с юности проявлявший живой интерес к религиозным вопросам, упросил какого-то еврея учить его Библии и Талмуду, а затем утопил своего учителя в колодце, чтобы никто не узнал, откуда он почерпнул эти знания.

Впрочем, и большинство историков сходится во мнении, что в молодости, во время своих торговых экспедиций в Босру и другие города Востока, будущий пророк часто сталкивался как с христианами, так и с евреями, причем с последними был какое-то время особенно близок. Во всяком случае, его побег из Мекки в Ятриб, которому еще только предстояло стать Мединой («Государством пророка») в немалой степени был связан с тем, что значительную часть населения Ятриба составляли евреи и потому тамошние арабы были куда более восприимчивы к проповеди монотеизма.

Одной из поистине революционных и несущих огромный гуманистический заряд идей Мухаммеда было провозглашение им принципа терпимости по отношению ко всем монотеистическим религиям. Да, само собой, высшей и идеальной формой монотеизма провозглашался ислам, но при этом за иудаизмом и христианством также признавалось право на существование. Более того, само их возникновение объявлялось угодным Аллаху и было проявлением Его воли, так как законы каждой из этих религий наилучшим образом подходили к характеру и образу жизни тех народов, которые их исповедовали. И в конце времен, когда, согласно исламу (как, впрочем, и иудаизму, и христианству) наступит день Страшного суда, каждый из трех великих пророков – Муса (Моше-Моисей), Иса (Иисус-Иешуа) и Мухаммед – будет судить исключительно приверженцев своего учения и спрашивать с них за нарушение тех заповедей, которые были предписаны Богом именно адептам основанной им религии.

Схожесть основных положений ислама и иудаизма, как уже было сказано, порой действительно поражает. Так же, как и иудаизм, ислам утверждает, что существуют некие предписания Творца мира, которые следует неукоснительно выполнять, так как только такое поведение обеспечивает человеку «безопасность под сенью Бога» как в земной жизни, так и после смерти – ибо все, что предлагает Аллах человеку, является благом.

К числу таких заповедей следует отнести и пищевые запреты:

«Верующие! Ешьте из тех благих снедей, которыми мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свинину и то, что было заколото с именем других, а не Аллаха. Но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха: Бог прощающий, милостивый» (Коран, 2:172–173).

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие…» (Сура «Трапеза», 5:3).

На первый взгляд, эти запреты удивительно напоминают те, которые перечислены в «Деяниях апостолов», за исключением разве что прибавления к ним запрета на свинину, что можно списать на «ближневосточный колорит» ислама. Однако дальнейший анализ показывает, что на самом деле диетарные законы ислама все же куда ближе к иудаизму, чем к христианству.

Начнем с того, что устная исламская традиция значительно расширяет список запрещенных в пищу животных, разделяя их всех на «порочных» и «непорочных», а сама пища делится на две категории – «халяль» (что соответствует еврейскому понятию «кошер») и «харам» (то есть «трефное», некошерное; смысл этого слова опять-таки понятен каждому еврею, так как происходящее от того же корня слово «херем» на иврите означает «бойкот», «анафема»).

Согласно канонам ислама, под категорию «халяль» попадает мясо практически всех домашних птиц и травоядных животных – гуси, утки, куры, индейки, фазаны, коровы, овцы, козы, а также некошерные с еврейской точки зрения лошади и верблюды. Из диких животных ислам провозглашает разрешенными в пищу всех травоядных, то есть и запретных для евреев диких ослов и зайцев.

Правда, ряд исламских авторитетов считают, что из списка разрешенных животных следует вычеркнуть ослятину и конину, но и это, как уже понял читатель, не делает понятия «халяль» и «кошер» совершенно совпадающими в области разрешенных животных.

Не совпадают эти понятия и по отношению к рыбам и так называемым «дарам моря». Если иудаизм, как уже не раз писалось на страницах этой книги, считает все виды ракообразных, моллюсков и прочей морской живности некошерными, а рыба для того, чтобы быть объявленной кошерной, должна обладать плавниками и чешуей, то ислам объявляет всех обитателей моря «халяль», то есть разрешенными в пищу, и основывают это разрешение на словах пророка Мухаммеда о том, что «вода его (моря – П. Л. ) совершенно чиста, и все, что умерло в нем, – разрешено».

А вот списки запрещенных в пищу животных в исламе и в иудаизме действительно совпадают. Ислам категорически запрещает употреблять в пищу мясо диких животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, то есть тигра, волка, лисы, медведя, гиены и т. д. Запрещено к употреблению, то есть является «харам», и мясо хищных и питающихся падалью диких птиц – всех видов соколов, ястребов, ворон, коршунов, сов, стервятников, орлов и т. д.

Нельзя так же, отмечается в «Большой исламской научной энциклопедии», есть мясо «противных животных», к которым относятся все виды мышей и крыс, крот, еж, блоха и все виды жуков, то есть всех тех живых созданий, которые иудаизм также объявляет запрещенными в пищу.

Немаловажное значение имеет и то, что сам обряд убоя разрешенных в пищу животных в исламе и в иудаизме тоже схожи, а в ряде деталей полностью совпадают. Согласно канонам ислама, мясо птиц или животного только тогда разрешено в пищу, когда оно забито путем перерезания шейных артерий, пищевода и дыхательных путей (то есть методом еврейской «шхиты») и с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиляхи Аллаху акбар!»). При этом исламские законы не требуют того строгого осмотра мяса и выявления скрытых дефектов и болезней животного, которые в соответствии с еврейскими законами могут привести к объявлению свежей убоины непригодной в пищу.

Что касается резника, то в этой роли, с точки зрения ислама, может выступить представитель любой монотеистической религии (ислама, христианства или иудаизма), знакомый с техникой такого забоя и находящийся в здравом уме. К числу желательных условий забоя в соответствии с требованиями ислама относятся проведение его в дневное время и так, чтобы животное лежало на левом боку, будучи при этом повернуто мордой в сторону Мекки.

Так же, как и иудаизм, ислам требует, чтобы по возможности вся кровь из мяса, прежде чем его начнут разделывать для приготовления, стекла на землю, однако разрешает употреблять ту кровь, которая остается в мясе после этого стока и которую евреи выводят из мяса с помощью соли.

Таким образом, легко заметить, что в случае с исламом действует то же правило, что и в случае с христианством. Пища, обработанная и приготовленная в соответствии с еврейским Законом, подпадает под мусульманское определение «халяль», то есть однозначно разрешена и пригодна для питания мусульман. И в то же время пища, на которой стоит знак «халяль» отнюдь не является автоматически разрешенной в пищу еврею.

Что касается мяса кошерного животного, забитого по мусульманскому обряду, то хотя этот способ забоя действительно почти совпадает с еврейской «шхитой», евреи не могут считать такое мясо кошерным. И не только потому, что забой был произведен неевреем, а еще и потому, что мусульманские резники не придают того значения остроте ножа, какое придают евреи, и потому на практике заклание животного мусульманином может оказаться далеко не таким безболезненным, как этого требует еврейская традиция.

Эта общность диетарных предписаний двух религий обусловила, во-первых, то, что именно мусульмане США и различных стран Европы являются в последние десятилетия основными потребителями израильских продуктов с пометкой «кошер», а во-вторых, тот факт, что в тех же США и европейских странах арабы и евреи нередко выступают единым фронтом, отстаивая свое право на ритуальный забой животных и возможность соблюдать диетарные предписания своей религии.

Так, в штате Вирджиния совместными усилиями еврейского и мусульманского духовенства был принят закон, запрещающий ставить ярлыки «халяль» и «кошер» на продукты, которые не соответствуют предписаниям ислама и иудаизма, и, таким образом, положен конец деятельности целого ряда мошеннических предприятий, вводивших своих потребителей в заблуждение.

Любопытно, что объяснения, которые дают еврейские и исламские теологи пищевым запретам, тоже схожи: и те, и другие убеждены, что запрещенная Богом пища отрицательно влияет прежде всего на душу человека и проявления такой «загрязненной», «порочной» души в его повседневном поведении.

Именно исходя из этого Мирза Тахир Ахмад, глава мусульманской общины «Ахмадийа» во Франкфурте-на Майне, заявил несколько лет назад, что рост гомосексуализма на Западе, возможно, связан с резким ростом потребления свинины, что вызвало понятное возмущение у немецких геев и лесбиянок.

В то же время ислам в куда большей степени, чем иудаизм, настаивает на тезисе о том, что запрещенная Богом пища вредна, прежде всего, для физического здоровья человека, и даже если она не наносит очевидного ущерба сразу после ее приема, то в любом случае является «медленно действующей отравой». И потому соблюдать эти запреты стоит хотя бы ради заботы о собственном здоровье, так как «Здоровье верующего более угодно Аллаху, нежели его болезнь и слабость».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ислам классический: энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Из книги Как писать убедительно [Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах] автора Графф Джеральд

Определение, кто что говорит (глава 5) Х утверждает, что ____. Согласно тому, что говорят и Х, и Y, ____. Политики, по мнению Х, должны ____. Большинство спортсменов скажут вам, что ____. Однако я считаю, что ____. Х, возможно, не понимает того, что я согласен с ____. И все же ____ –

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

О чем говорит поведение юноши? Если парень говорит с тобой тихим голосом, то значит, у него к тебе есть доверие.? Если парень часто подстраивается к тебе по дыханию, то есть начинает дышать с тобой в одном ритме, то ты ему очень нравишься. Это можно определить по темпу речи.?

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Коран КОРАН - священная книга мусульман, запись проповедей пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине в 610–632 гг. Предписания К. вместе с положениями сунны составляют содержание шариата. Хотя из более чем 6200 стихов К. лишь 500 содержат правила поведения, которым

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

2. КОРАН Коран - одна из самых боговдохновенных и поэтических книг человечества. Ощутить это в полной мере можно, естественно, лишь прочитав ее в подлиннике - на арабском языке. Никакой перевод не сможет передать ни тонкого лиризма, ни вдохновенного экстаза, ни

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Угадай, кто говорит?» У всех малышей появляется интерес к животным. Дайте ребенку рассмотреть игрушечных зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки издают разные животные: «Собачка говорит “гав-гав”! Где у нас собачка?» Ребенок должен показать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КОРАН священная книга мусульман (между 610–632 гг.)Цитаты приводятся по изд.: Коран / Пер. М. Османова. – М.: Ладомир, 1995. В некоторых, специально оговоренных случаях приводится также перевод И. Ю. Крачковского по изд.: Коран. – М.: Глав. редакция вост. лит., 1990. См. также рубрику

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Как много говорит о вас ваш почерк? Он показывает, кто вы есть, но не какой вы.Все мы легко узнаем почерк тех, кого хорошо знаем; форма, размер, наклон букв – всё это на удивление характерно. Графология же (от греч. graphein, «писать», и logos, «учение», от его оригинального значения

Из книги Как выжить и победить в Афгане [Боевой опыт Спецназа ГРУ] автора Баленко Сергей Викторович

«Лучше сказать доброе слово и простить, чем дать милостыню с упрёком» (Коран, 2: 263) .

«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, кого притеснили» (Коран, 4: 148) .

«Скажи: о мой Господь, увеличь мои научные познания!» (Коран, 20: 114) .

«Не говори родителям, что они тебе надоели, и не кричи на них; говори с ними вежливо и мягко, опустив на них крылья милосердия, и проси: «О мой Господь, смилуйся над ними, они проявляли ко мне милосердие, воспитывая меня, когда я был маленьким!» (Коран, 17: 23) .

«Человек не скажет ни слова без того, чтобы рядом с ним не было ангелов Ракиба и Атида (записывающих его слова) » (Коран, 50: 18) .

«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили по-доброму, поистине, шайтан сеет между ними раздоры» (Коран, 17: 53) . Этот священный аят призывает нас обращаться друг с другом деликатно, выбирая лучшие слова.

«Молчание означает сообразительность и упование на Аллаха, но молчаливых мало» (Хадис*, переданный Дайлами и Байхаки) .

*Хадис — слова сказанные Пророком Мухаммадом (с. а. с.)

«Тому, кто сбережёт свой язык и половые органы, я гарантирую Рай» (Хадис, переданный аль-Бухари) .

«А разве не язык бросает людей на дно ада?» (Ат-Тирмизи и Хаким) .

«Вера раба не будет истинной, пока сердце не будет обладать истиной, и сердце не будет на истинном пути без истины на языке» (ат-Тирмизи) .

«Большинство ошибок человек совершает языком» (ат-Табрани и Байхаки) .

«Самое лёгкое поклонение - молчание и благонравие» (ибн Аби ад-Дунья) .

«Да будет Аллах милостив к тем, кто добрым словом приобрёл клад и спасся молчанием» (Байхаки и ибн Аби ад-Дунья) .

Пророк Сулейман сказал: «Если бы речь была серебром, то молчание было бы золотом».

«Сохраняй свой язык от плохого, и тем самым будешь спасён от шайтана» (ат-Табарани) .

«У верующего язык следует за сердцем (он думает, прежде чем говорить) , а у лицемера язык опережает сердце» (Хараити) .

«Красота Ислама заключена в отказе от бесполезного» (ат-Тирмизи) .

«Счастлив человек, который раздаёт богатство, которого больше, чем необходимо, и не занимается лишними разговорами» (Байхаки) .

«Один человек говорит слово, которым доволен Аллах и не придаёт этому большого значения. Из-за этого слова человек в Судный день может приобрести довольство Аллаха. Другой же говорит слово, которое вызовет гнев Аллаха, и не придаёт этому большого значения, но из-за этого он может попасть под гнев Аллаха» (ат-Тирмизи) .

«Ни одна группа людей не заблудилась после наставления Аллахом на путь истины, кроме как после начала конфликта и ссор» (ат-Тирмизи) .

«Самый ненавистный для Аллаха тот, кто упрям в споре» (аль-Бухари) .

«Доброе слово тоже милостыня» (Муслим) .

«Уразумейте! Пропали люди, которые говорят безгранично много и впадают в крайности» (хадис, переданный имамом Ахмадом) .

«Рай запретен для сквернослова» (хадис, переданный ибн Аби ад-Дуньей) .

«Если двое ругают друг друга - они оба кричащие, нападающие друг на друга шайтаны» (хадис рассказал Абу Давуд) .

«Ругать верующего - нечестивость, убить его - неверие» .

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (хадис рассказали Ахмад и ат-Табарани) .

«Ругать своих родителей значит ругать родителей и других, и подталкивать людей ругать своих родителей».

«Самое любимое Аллахом деяние - поминание Аллаха так, чтобы язык никогда не высох, до самой кончины» (хадис рассказали ат-Тирмизи, Хаким, ибн Маджа, ибн Хаббан) .

«Верующий не может быть проклинающим» (хадис рассказал ат-Тирмизи) .

«Если один сказал другому, что он неверующий, то один из них непременно станет неверующим. Если тот, кого оклеветали, на самом деле уверовавший, неверующим станет тот, кто говорит, что другой неверующий» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим) .

«Упоминайте своих умерших только добром» (хадис рассказал Насаи) .

«Я тоже шучу, но и шутя говорю только правду» (хадис рассказал ат-Тирмизи) .

«Один бросает реплику, слово, чтобы смеялись те, кто рядом, тем самым он попадает в огонь ада на расстояние большее, чем до звезды Плеяда» (хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом) .

«Если кто упрекнёт брата по вере в грехе, в котором тот раскаялся, этот человек не умрёт, пока не совершит такой же грех» (хадис рассказал ат-Тирмизи) .

«Если человек, который даже совершает намаз, соблюдает пост и утверждает, что он мусульманин, обладает тремя недостатками: говорит неправду, нарушает договор, не оправдывает доверие, то есть он лицемер» (хадис рассказали аль-Бухари и Муслим».

«Лживость - одна из дверей лицемерия» (хадис рассказал ибн Адийюн) .

«В Судный день Аллах не посмотрит на торговца, который даёт ложную клятву» (хадис рассказал Муслим) .

«Примиряй людей, даже если для этого придётся лгать» (хадис рассказал ат-Табарани) .

«Есть семьдесят два вида ростовщичества. Самое маленькое из них (по греховности) подобно совершению прелюбодеяния со своей матерью. Злословие же, разговоры за спиной брата по вере, порочащие его — самое большое ростовщичество» .

«Человека, который в отсутствие своего брата по вере защищает от злословия, Аллах освобождает от ада» (хадис, переданный Ахмадом и ат-Табарани) .

«Искуплением за злословие может быть мольба о прощении грехов того, о ком ты злословил» (рассказал хадис ибн Аби ад-Дунья) .

«Сплетник не войдёт в Рай» (Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим) .

«Лицемер в Судный день воскреснет с двумя огненными лицами» (хадис, переданный ат-Табарани) .

Имам аль-Газали (да будет свята его душа!) сказал: «Речь может быть четырёх типов: 1) только вредной; 2) только полезной; 3) смешанной, в которой есть и польза и вред; 4) такой, от которой нет ни пользы, ни вреда.

От речи, которая приносит только вред, необходимо отказаться так же, как необходимо отказаться и от речи, от которой есть и польза и вред, ибо вред превышает пользу. Также следует отказаться и от речи, от которой нет ни пользы, ни вреда, так как она попусту убивает время. Вести следует лишь разговоры, которые приносят только пользу».

Однажды встретились цари Индии, Китая, Рима и Персии. Один из царей сказал: «Я никогда не печалился за несказанное, а печалился лишь за сказанное». Второй сказал: «Сказанное слово властвует надо мной». Третий сказал: «Я удивляюсь говорящему, если речь обернётся против него, она навредит ему, а если не навредит, то не принесёт и пользы». Четвёртый сказал: «Мне легче отвергнуть несказанное слово, чем сказанное».

В Коране говорится:

لَا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِنْ نَجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ (النساء، 114)

Смысл: «По большей части пользу приносит только речь, призывающая к раздаче милостыни, к добру и примирению людей» (Коран, 4: 114) .

Дай Аллах нам силу отказаться от бесполезной речи и вести только полезные разговоры! Амин.