Можно ли исповедоваться по телефону

Сейчас все больше людей используют Интернет, чтобы задать свои вопросы священнику. Существует множество площадок, где пользователи спрашивают открыто или анонимно. На сайте «Фомы» также есть рубрика «Вопросы священнику». Работая с ней, мы столкнулись с некоторыми трудностями. За советом обратились к архиепископу Обуховскому Ионе, викарию Киевской митрополии.

Архиепископ Иона - наместник Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главный редактор православного молодежного журнала «Отрок.ua».

— Владыка, есть ли такие вопросы к священнику, которые точно не стоит обсуждать в интернет-переписке?

— Я думаю, нужно разделить личную интернет-переписку и публичный формат «Вопросы и ответы священника». Потому что зачастую в личных сообщениях люди спрашивают о самом сокровенном, о том, что никогда бы не озвучили в иной ситуации. К тому же в Интернете пользователи более откровенны, чем при живом общении.

Как мне кажется, ограничений на вопросы для обсуждения со священником в Интернете, не существует. Другое дело, что не все они могут быть обнародованы. К примеру, у нас на сайте Ионинского монастыря есть рубрика «Вопросы и ответы», где любой человек может обратиться в письменной форме и получить совет, но в общий доступ выкладываются только те вопросы и ответы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, а большинство остаётся неопубликованными.

— Как убедить человека, что в некоторых случаях личное общение со священником необходимо? (Учитывая то, что иногда действительно легче общаться в Интернете — благодаря анонимности, отсутствию необходимости идти в храм в незнакомую для многих обстановку. Да и в реальном общении со священнослужителем люди порой не встречают того понимания, которое есть в переписке с батюшкой в сети, но, наоборот, наталкиваются на грубость и неделикатность.)

— Думаю, если человек обратился к священнику в Интернете, это говорит о том, что он уже начал интересоваться жизнью во Христе, и рано или поздно, даже если пока еще не решился пообщаться со священнослужителем непосредственно в храме, это обязательно произойдет. Следует все оставить на волю Божию, и Господь обязательно попечется о душе каждого человека.

Действительно, сделать первый шаг бывает непросто, и это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где нет выбора, где священники не всегда могут дать квалифицированные ответы на вопросы (быть может, в силу недостаточного образования) или избегают внебогослужебного общения с паствой. К сожалению, такие явления в церковной жизни тоже есть.

В этом случае не стоит пренебрегать общением через Интернет с опытными священниками, готовыми помогать мудрым советом и добрым словом. В сети обычно присутствуют те отцы, которые горят желанием помочь ближнему, хотят миссионерствовать, благовествовать Евангелие, действительно нести тот подвиг, к которому призваны. И поскольку они на все это нацелены, общение является для них радостью, источником вдохновения. Любой пастырь знает, насколько бывает утешительно видеть плоды своего труда, когда человек в результате меняется к лучшему, начинает любить богослужение, жить таинствами, старается вести духовную жизнь.

Однако такие священники, горящие миссией, жаждущие непрестанно благовествовать, к сожалению, не являются большинством. Например, в Украине служат более 10 000 пастырей, в России несколько больше (более 30 тыс. — Прим ред. ). Из них в Интернете постоянно трудится, наверное, всего пара сотен человек.

Священнослужители все очень разные. Есть действительно добрые пастыри, которые всегда с любовью примут приходящих к ним. Есть те, кто устал, или, как сейчас говорят, выгорел. Бывает, люди подходят к священнику, который находится в данный момент в состоянии скорби, или уныния, или даже раздражения — ведь он тоже человек.

…«Без руля и без ветрил». Именно так очень часто мы говорим о тех, кто живет словно не разумом, а инстинктами, и логику собственных поступков не в силах объяснить самим себе.

«Ума бы занял!» ‒ порой несется в спину тем, кто, как кажется окружающим, все делает вопреки здравому смыслу. И мысли не допускаем: а если не у кого занять? Если человек тотально одинок? И посоветоваться, бывает, просто не с кем?..

«Даже оставшись сиротой, одиноким он не может быть по определению, если рядом будет духовник», ‒ заметил руководитель секретариата Якутской епархии, благочинный Городского округа, иеромонах Никандр (Горбатюк), когда мы заговорили о том, кто может помочь человеку не заплутать в этом мире.

‒ Отец Никандр, многие якутяне в последние годы только-только начинают открывать для себя азы православия. Расскажите, кто такой духовник и у каждого ли человека он должен быть?

‒ Духовник или духовный отец - это тот, кто сопровождает нас от нашего церковного становления, духовного рождения до конца. Во всяком случае, так должно быть. Это те, чьи советы помогают пройти по жизни и кто, даже уйдя из этого мира, остается примером искренней веры и объектом подражания.

Сегодня наш разговор - в день блаженной кончины архимандрита, насельника Троице-Сергиевой лавры, отца Матфея Мормыля - известного на весь православный мир регента, руководителя монастырского хора, богослова, профессора Академии. Я с большим уважением относился к этому человеку - моему земляку, выпускнику Ставропольской духовной семинарии, в хоре которого я имел возможность петь, когда обучался в Московской духовной академии. Он не исповедовал меня. Но любое его обращение ко мне - наставление, ободрение или замечание, неважно! - я воспринимал как непреложный закон. Как некую духовную аксиому, которую обязательно должен принять к сведению и исполнить. Я настолько его уважал, что всегда боялся чем-нибудь обидеть.

15 сентября -- день его блаженной кончины, и когда я вспоминаю этого человека, то понимаю, что в какой-то мере, наверное, он был моим духовником. Для меня это был не только достойный старец, а прежде всего - источник духовности, кладезь ума, богатого церковного и человеческого опыта. С ним можно было говорить часами...

Такие люди должны быть в жизни каждого человека. Как их находят? Нужно молиться и просить у Бога, чтобы Он послал нам его. Это все равно, что найти хорошего врача. Да, бывает, удается не сразу! Мы идем на прием к одному, потом видим, что его рекомендации не помогают. Отправляемся к другому… Просим друзей посоветовать специалиста, который бы не навредил...

Так и здесь: мы должны просить у Бога послать нам хорошего духовного руководителя, который бы смог не просто решать за нас какие-то вопросы, а прежде всего помог бы нам совершать наше крестоношение ‒ то есть, помогать в нашем духовном пути на земле.

‒ То есть хороший духовник - это, в известном смысле, подарок от Бога?

‒ С одной стороны, хорошего духовника в своей жизни, наверное, нужно действительно выстрадать, поэтому это дар, который, безусловно, нужно заслужить. С другой же стороны, дает нам его Господь. И дает в свое время…

‒ Если использовать школьную терминологию, можно ли духовника сравнить с классным руководителем?

‒ В какой-то степени да. Но если обязанность наставника в школе ‒ участие в воспитании ребенка с 8 часов утра до конца уроков, ну, может быть еще по телефону связаться с ро дителями, чтобы доложить им о его проказах, то ответственность духовника состоит и в постоянном духовном руководстве, и в молитве за пасомого человека, что не укладывается ни в какие «рабочие графики».

На самом деле, это и в самом деле большая ответственность - быть чьим-то духовником. Это не только время от времени исповедать и все! Быть духовником - значит, жить жизнью этого человека, вместе с ним переживая его духовные болезни и скорби.

‒ В таком случае, чем духовник отличается от друга?

‒ Правильно, почти ничем. Он и должен быть другом. В древности духовника называли «другом души». А значит, чувствовать свое чадо, как близкого человека, независимо от возраста и чина. И не только сопереживать ему, но, возможно, в какой-то момент и осадить, сказав: «А ты не прав!»

И вот здесь принцип дружбы, когда у человека всегда есть право выбора -- принимать совет товарища или нет, уже не применим. Это не тот случай, когда можно возмутиться: «Отец, что такое ты говоришь?» Человек обязан со смирением принять замечание духовного отца и постараться исправиться именно так, как тот сказал. И без фанатизма!

Это должна быть совместная работа священника и его духовного чада. Наши мудрые старцы в семинарии так объясняли первый закон духовной жизни: если ты, священник, назначаешь кающемуся наказание в виде 20 поклонов за греховный поступок, то благочестивый духовник разделяет наказание вместе с наказанным и сам первый, сострадая, молится о павшем.

А если ему предстоит сказать своему пасомому, что тот должен взять на себя такое-то молитвенное правило, для того, чтобы исправиться, то первым делом хороший духовник затворится келье и сам это правило совершит.

‒ Может ли человек попросить малознакомого священника стать его духовником и имеет ли тот право ему отказать? Ведь люди бывают разные…

‒ Я думаю, что в любом случае всегда должно быть личное знакомство. Причем, не сиюминутное. Да, порой на каком-то интуитивном уровне люди понимают друг друга с полуслова. И священник говорит с человеком на том языке, который собеседнику понятен… Однако соглашаться вот так, сразу, стать духовником того, кто тебе едва знаком, -- наверное, это будет неправильно. И батюшка до конца еще не понял, кто перед ним. И человек, пришедший в храм, не знает батюшку.

Поэтому в таких случаях, наверное, священнику лучше сказать так: «Я готов тебя поддержать и пообщаться». Может быть, стоит пригласить человека на беседу в Воскресную школу, чтобы поговорить о проблемах, с которыми тот пришел… От встречи к встрече добрые отношения будут укрепляться. И возможно, постепенно они оба поймут, что друг друга обогащают...

‒ А чем духовное чадо может обогатить духовника? Своими проблемами?

‒ И ими тоже. Когда на исповеди мы слышим ту или иную историю жизни, ту или иную человеческую скорбь, порой думаешь: «Господи, какой он сильный! И как умеет каяться…»

Порой прихожане так искренне исповедуют свою жизнь, что это и для тебя самого очень мощный урок. Вроде ты облечен саном, ты - священнослужитель, но научился ли ты сам так разбираться в собственных проблемах как тот, кто стоит перед тобой?

‒ Сколько духовных чад может быть у священника? На сколько хватит его здоровья и сил?..

‒ Это зависит от умения общаться с людьми, от того, насколько он внимателен и коммуникабелен.

Конечно, никакой статистики на этот счет не существует. Но в советское время, когда жизни Церкви в СССР официально как бы не существовало, были люди, которые, образно говоря, вынянчили всю духовную жизнь в стране: и в своих духовных письмах, и в личных встречах с теми, кто этих встреч искал. И в бессонных ночах, когда в монастырях - Псковской обители, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой Лавре --выстраивались очереди, и старцы сутками принимали людей, чтобы их окормить и помочь духовно состояться.

‒ По вашим наблюдениям: у многих ли прихожан в Якутии уже есть свои духовники?

‒ Думаю, да. Ведь многие находили их еще в лице первых архиереев. Прежде всего, это архиепископ Герман, который для многих как стал духовником тогда, так им и остался. Ведь он прибыл в Якутию, когда священников тут не было вообще, так что одновременно был и епископом, и священнослужителем, и духовным наставником.

А как отзываются сегодня в республике о владыке Зосиме, который за шесть лет своего служения сумел по-настоящему стать духовно родным для тысяч якутян! Сегодня его в физическом смысле с нами уже нет, к нему не придешь и не задашь вопрос, но мы помним о вещах, которым он успел научить. О словах, которые успел сказать…

Мы помним его образ смирения и доброты, и если сможем воплотить то же самое в себе, проецируя на тех, кто рядом, то, можно сказать, миссия архипастыря удалась.

А владыка Роман всего за несколько месяцев своего пребывания в Якутии объездил уже большую часть Якутии. А ведь это не просто богослужения, но еще и беседы с людьми, которые несут ему свои проблемы и нужды, поэтому и это тоже - исполнение функций духовника паствы, которая дана ему от Бога. Так что, прежде всего, сами архиереи являли собой образец настоящих духовников, которым подражают остальные священники.

‒ Расстояния и дороги в Якутии таковы, что в некоторые наслега трудно попасть в любое время года. В этой ситуации можно ли быть духовником на расстоянии? Например, по Интернету?

‒ Могу сказать, что я сам прибегал к такому способу общения. Когда мой духовный отец находился за тысячи километров от России, а я был студентом, только принял монашеский постриг и мне требовалось духовное руководство. Я звонил, писал - вот так мы сообщались. Новый век диктует новые способы общения, хотя, конечно, личную встречу не заменит ничто.

‒ Отец Никандр, стоит ли духовнику рассказывать о себе все? Даже то, что хотелось бы утаить?

‒ Ну, если мы говорим, что духовник - это друг души, то ведь последнему мы часто доверяем даже то, что не решаемся рассказать папе и маме. Так и духовнику тоже нужно уметь открыться до конца. Если, конечно, мы хотим услышать правдивый ответ, или получить адекватную помощь.

Ведь когда мы приходим к врачу с зубной болью, мы же ведь не жалуемся, что болит голова? Мы хотим избавиться от той боли, которая нас беспокоит, а стало быть, говорим конкретно: что, где и как.

Так и в духовной жизни - мы должны понимать: чем откровеннее будем, тем вернее духовник сможет понять нашу проблему и прийти на помощь, дав ответ.

‒ А если человек натворил что-то страшное - например, убил, имеет ли право духовник от него отказаться?

‒ Думаю, что нет. Закон духовной жизни таков: мы должны человека любить, а его грех ненавидеть. И когда духовнику рассказывают о всевозможных духовных проступках и грехах - а священникам ведь приходится и в тюрьмах бывать, где можно такие откровения услышать, что волосы дыбом, то, как священник, ты должен в эти минуты помнить одно: главное, слушая, не сломаться! Потому что человек тебе сейчас исповедует свою жизнь - да, страшную, грязную, неправильную. Но не его ты должен заклеймить, а тот грех, о котором он говорит. Поэтому не имеет право священник за убийство отлучить от себя человека.

К тому же часто к нам приходят молодые девушки и признаются, что они совершили аборт, который ничем не отличается от убийства. Так что, им тоже заявить, что в церкви им не место? Наоборот, надо объяснить, в чем ошибка, показать, что не брошены они ни церковью, ни обществом…

‒ Отец Никандр, психологическая совместимость (или несовместимость) - наиважнейший фактор в любом диалоге. Можно ли сменить духовника, не боясь, что он оскорбится?

‒ Духовник - это человек, в котором прежде всего мы видим помощника. Не того, кто будет довлеть над нашей волей, как бы подменяя собой Христа, а того, кто поведет нас к нему.

Если мы чувствуем, что духовно не окормляемся возле этого человека, нужно просто честно прийти и сказать: позвольте, я найду себе другого духовника. Если это достойный пастырь - он поймет…

В Москве заработала горячая линия скорой духовной помощи. Телефон священника 542-0000
Каждый москвич теперь может посоветоваться со священником, не заходя в храм и не разыскивая батюшку. Для этого достаточно только позвонить. 28 иереев и 8 диаконов готовы отвечать на ваши вопросы. Организатор горячей линии - Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, - говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. - Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».
Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?
«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, - рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. - Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».
У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое - такая помощь востребована, второе - священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.
«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, - говорит куратор проекта Полина Юферева. - Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах - везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, - люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.
Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, - говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051» Иннокентий Постников. - Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».
По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.
- К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), - говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.
- А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?
- Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.
Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)

На вопросы читателей отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Кто лучше — ласковый или строгий?

— Отец Максим, должен ли верующий исповедоваться не любому, а именно «своему» батюшке?

— Желательно найти духовника — священника, к которому вы будете регулярно ходить на исповедь, спрашивать совета, который будет вас знать и сможет помочь в духовных вопросах.

— Как его найти?

— Можно побывать на службах в разных храмах, присмотреться, послушать, как священники проповедуют, понять, какая атмосфера в приходе, и потом сделать свой выбор. Важно, чтобы вы чувствовали полное доверие к батюшке, чтобы он вызывал у вас симпатию и уважение.

— Некоторые люди ищут «удобного» духовника, надеясь, что он будет потакать их слабостям. Или лучше поступать наоборот: выбирать более строгого, чтобы учиться смирению?

— Вряд ли имеет смысл определять духовника по таким критериям. Один и тот же батюшка может быть с кем-то более строгим, а с кем-то менее. На первых порах священники обычно стараются ободрить новичка, но со временем становятся строже, чтобы люди духовно росли, не расслаблялись, не впадали в гордость. Важно понимать, что духовник для вас — не диктатор и не ласкатель, а более опытный старший брат. Вам предстоит совместная духовная работа, и у вас должно быть полное взаимопонимание.

Когда спрашивать совета

— Нужно ли спрашивать у духовника совета и благословения на всякое дело?

— Не на всякое дело, а в душевно трудных для вас ситуациях. Иногда люди путают духовника и духовного отца. Это разные понятия. Духовный отец — понятие из монастырской практики. При постриге человек даёт обет послушания и в дальнейшем постоянно исповедует духовному отцу не только свои греховные дела, но даже помыслы. Но если вы не монах, в этом нет необходимости. Вам не нужно каждый день ходить к священнику и исповедовать помыслы. Не нужно пытаться копировать монастырскую жизнь и по любому поводу идти к батюшке за благословением. Вам достаточно иметь духовника и обращаться к нему по мере надобности.

— То есть о полном отсечении воли речь не идёт? И есть вопросы, с которыми к духовнику не стоит обращаться?

— Надо трезво понимать, что священник — не оракул, не ясновидец. Он не может заранее всё знать и за вас определять вашу дальнейшую жизнь. Какой бы благодатный ни был батюшка, он может лишь посоветовать, а решение остаётся за вами. Некоторые люди под видом особого смирения пытаются переложить на духовника всю ответственность за свои поступки. Это ошибка. Спрашивают, например, в какой институт поступать, в какой фирме работать, брать ли кредит в банке, какой купить автомобиль, куда поехать в отпуск, что подарить тёще на день рождения. Подобные вопросы всё-таки лучше решать самим. Священник, конечно, может дать житейский совет, но к духовной сфере это, как правило, отношения не имеет.

В чём не может быть компромиссов

— Всегда ли надо слушаться духовника?

— Если я исполняю советы священника, значит ли это, что я не несу духовной ответственности за свои действия?

— Вы слушаетесь совета, но остаётесь при этом свободным человеком. Никто, даже Господь Бог, не отнимает у вас вашей воли, и вы несёте ответственность за свои решения.

Не надо поклоняться батюшке

— В нашей почте есть анонимные письма от женщин, которые признаются в особой привязанности к духовникам. Благообразный, культурный, эмоционально чуткий священник иногда становится объектом горячих чувств. Это нормально?

— Нет, от такого поклонения следует беречься. Известно: любой пастырь должен приводить людей не к себе, а к Богу. Нередко любимый батюшка вызывает положительные эмоции. Его стараются порадовать, побаловать, общение с ним становится удовольствием. И если он сокращает дистанцию, то среди прихожанок могут возникнуть пересуды, незримая конкуренция, борьба за влияние, ревность… Всего этого надо избегать. Экзальтированное отношение может стать искушением и для самого батюшки. А восторженное поклонение нередко переходит в свою противоположность: сначала духовника поднимают до небес, а потом следуют разочарование и осуждение.

— Что же делать женщине, которая особенно привязалась к батюшке, видит в нём мужской идеал?

— Ей лучше оставить этот храм и перестать видеться со своим «мужским идеалом», иначе произойдёт пагубная подмена: вместо духовной работы возникнет душевно-плотская страсть. В таких случаях нужно решительно отсекать соблазн.

Монополии на духовные советы нет

— Можно ли верующему обращаться не только к духовнику, но и к другим опытным священникам?

— Конечно. Ни один пастырь не имеет монополии на духовные советы, он не «владелец душ», а ваш помощник. Но иногда возникает ситуация, когда человек уже заранее принял какое-то удобное для себя решение и добивается, чтобы его благословили. А его духовник против. И тогда верующий отправляется за одобрением к другим, ищет более «покладистых» пастырей. Вряд ли это можно назвать духовным решением проблемы.

— Может ли верующий сменить своего духовника? Как это сделать?

— Смотря по обстоятельствам. Бывает, человек переезжает в другой город или в другую страну. Это один вариант, и тут особых трудностей не возникает: они продолжают общаться по телефону, по Интернету, но уже без исповеди. А бывает, что наступает разочарование в духовнике, недоверие к нему. И тогда лучше подойти к священнику и попросить его совета. Он не может привязать вас к себе, сказать: «Не отпущу!», но может посоветовать вам другой храм или того батюшку, который окажется для вас ближе по эмоциональному складу.