Проект закона о молодежи. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в российской федерации. Принцип участия

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ

Концепция проекта закона города Москвы

«О молодежи»

по Государственному контракту № 000/01-11 от 01.01.01 года

на разработку проекта закона города Москвы

«О молодежи»

Руководитель научного творческого коллектива :

доктор юридических наук,

доцент кафедры конституционного и

муниципального права

Юридического факультета

МГУ имени

Москва, 2008

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА МОСКВЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.. 3

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ О МОЛОДЕЖИ. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 122

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.. 122

2.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА 144

III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ». 1818

3.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.. 1818

3.2. СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 200

3.3. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА.. 222

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ». 2828

V. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ». 31

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА МОСКВЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Концепция проекта новой редакции Закона города Москвы «О молодежи» разработана на основе общепризнанных принципов международного права , норм Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 50/81 Генеральной Ассамблеи ООН "Всемирная программа действий по развитию молодежи", Конвенции о правах ребенка, нормах иных международных договоров Российской Федерации; Конституции Российской Федерации , иных норм национального законодательства, Устава и законодательства города Москвы. Концепция учитывает опыт государственного регулирования и проведения молодежной политики в других субъектах Российской Федерации.

Концепция законопроекта определяет основные цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в городе Москве, структуру новой редакции закона, на основе которого должна формироваться стратегия города федерального значения в создании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения с учётом перемен, произошедших в социально-экономических отношениях и задач, поставленных в Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года. Одной из важнейших целей закона должна стать практическое воплощение унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики, учитывающее как федеральное законодательство, принимаемое на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

В случае принятия новой редакции закона города Москвы в соответствии с его нормами должна быть разработана и принята система подзаконных нормативных актов , направленных на его реализацию.

Стабилизирующая тенденция должна исходить от государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, и трансформироваться в позитивные формы проявления активности молодежи. Для этого необходимо заложить в основание молодежной политики систему условий и форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.

Необходимость законодательного регулирования вопросов, касающихся молодежи, определяется также теми трудностями «старта», с которыми сталкивается молодой человек, вступая в жизнь и приобретая права в обществе и обязанности перед ним.

Формируя молодежную политику, законодатель должен учитывать, что молодежь - общественно активная часть населения, поэтому молодежная политика на уровне субъекта Российской Федерации не может сводиться лишь к разработке «компенсационных», финансовых и т. п. механизмов. Молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, включать в себя систему мер, позволяющих реализовать молодежи свой трудовой и творческий потенциал, активное вовлечение молодежи в формирование и реализацию самой молодежной политики. Молодежная политика должна включать также комплекс мер в экономической, образовательной, культурной сферах.

Важнейшая обязанность города при осуществлении молодежной политики – обеспечение условий для выбора каждым конкретным молодым человеком своего жизненного пути, для достижения им личного успеха, вне зависимости от его материального уровня, состояния здоровья и социального положения. Только в этом случае окажется достижимой цель молодежной политики – создание условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей для вступления во взрослую жизнь.

В законодательстве города Москвы, несмотря на наработанный потенциал в правовом регулировании вопросов молодежи и молодежной политики, возникают новые вопросы стратегического характера.

«Молодежная политика» - это не отрасль права, и даже не отдельный правовой институт. Та сфера общественных отношений, которая складывается с участием молодежи как основного ее субъекта, носит комплексный характер и относится по предмету регулирования к различным отраслям права: конституционному, гражданскому, административному, трудовому и т. д. Законодательство же о молодежи должно представлять собой скорее инструмент государственной деятельности, основывающейся на основных отраслях права, а молодежная политика на уровне субъекта федерации должна, в сущности, представлять собой деятельность органов власти территории в интересах самой молодежи: это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи.

Конституция Российской Федерации определила в качестве одной из конституционных характеристик российского государства его социальный характер. При имеющемся в городе многообразии форм, методов и учреждений, работающих в социальной сфере, актуальными являются согласование и координация различных направлений молодежной политики. Такие функции призван выполнять орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области реализации молодёжной политики.

При разработке концепции данного законопроекта нельзя не отметить активную нормотворческую деятельность субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики. Субъекты Федерации, как правило, исходят из положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих обладание всей полнотой государственной власти в вопросах исключительного ведения субъектов Российской Федерации, и потому осуществляют собственное правовое регулирование этой сферы, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов на основе статей 73 и части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации. Ключевыми мотивами к принятию региональных законов о молодёжи являются: стремление определить региональные приоритеты молодёжной политики, механизмы её реализации и финансирования как ведущего инструмента формирования и развития человеческого потенциала региона, определение эффективности реализации молодёжной политики.

На самом деле Конституция Российской Федерации не относит прямо вопросы государственной молодежной политики ни к исключительной компетенции Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ни к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Однако в статье 72 Конституции России поименован целый ряд вопросов, так или иначе связанный с государственной молодежной политикой: это воспитание, образование, здравоохранение и т. д. Наличие данных положений свидетельствует о том, что по вопросам регулирования отношений с участием молодежи может приниматься закон города Москвы о молодежи, который определяет основы проведения молодежной политики на уровне города федерального значения. Это до момента появления соответствующего законодательного регулирования на федеральном уровне позволит данному субъекту Российской Федерации выстраивать собственную молодежную политику в соответствии с требованиями своего закона.

Нельзя не отметить и то, что в ряде ведущих западных стран молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития , причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы и развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства. Таким образом, молодежь можно рассматривать в качестве своеобразного объекта для вложения инвестиций, причем объекта такого вложения, из которого город впоследствии мог бы извлекать прибыль. Идея инвестиций в молодежь выдвигается в России уже не первый год, она, например, учитывалась при разработке отклоненного Президентом Российской Федерации проекта федерального закона “Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации”. Однако она по-прежнему остается только идеей и в правовом отношении пока не имеет необходимой базы для реализации.

Наиболее проблемной областью правового регулирования в сфере молодежной политики до сих пор остается разработка форм представительства молодежи в государственных и общественных структурах, расширения участия молодежи в государственном управлении и местном самоуправлении. Эти вопросы также должны быть отражены в новой редакции Закона города Москвы.

Следует особо отметить тот факт, что государственная молодежная политика – это не частный вопрос образовательной политики и не частный вопрос финансирования школ, вузов и других учреждений в сфере образования. Отсутствие продуманной эффективной государственной молодежной политики сведет на нет любые (в том числе финансовые) вложения в сферу образования, примером чему является так называемая “утечка мозгов”. Данная проблема может быть решена исключительно в рамках последовательной государственной молодежной политики: вполне очевидно, что ту же “утечку мозгов” порождает нерешенность широкого круга социальных проблем молодежи и посредством, например, одного лишь совершенствования системы образования такая утечка не только не будет остановлена, но, напротив, еще более возрастет.

Таким образом, разработка новой редакции закона города Москвы «О молодёжи» обусловлена следующими факторами:

1. Необходимость корректировки регионального законодательства в соответствии со Стратегией развития Российской Федерации до 2020 года и Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

2. Необходимость законодательного закрепления и обобщения норм, действующих в области молодёжной политики, установленных решениями органов исполнительной и законодательной власти города за период с момента принятия первой редакции закона (2004 г.)

3. Необходимость создания стратегического документа, обобщающего и уточняющего нормы отраслевых законов и подзаконных актов в отношении молодёжи.

4. Необходимость законодательного закрепления условий деятельности общественных и государственных структур, сложившихся в городе Москве и определение стратегии их развития.

5. Необходимость усилить значение молодёжи как субъекта реализации молодёжной политики.

6. Необходимость определить механизм оценки эффективности реализации молодёжной политики в городе Москве.

Из всего сказанного следует вывод о том, что существуют объективные основания для качественно нового этапа формализации молодежной политики в городе Москве как самостоятельного, приоритетного направления деятельности. При этом актуальным становится вопрос о разработке новой редакции нормативного правового акта города, имеющего высшую степень приоритетности и регулирующего вопросы молодежи. В отсутствие федерального закона о молодежи должное регулирование на уровне субъекта Российской Федерации может принести ощутимые результаты в социально-экономическом развитии города.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ О МОЛОДЕЖИ. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Первоочередная цель разработки данного законопроекта состоит в том, чтобы изменить ракурс рассмотрения городом проблем молодежи с оказания помощи и опеки молодежи на активное воспитание и вовлечение молодых людей в общественное и государственное строительство, предоставление социального кредита на саморазвитие . Необходимо изменить степень приоритетности молодежной политики в ряду интересов города до одной из основ в системе обеспечения стабильного развития.

Общей целью молодежной политики в городе Москве является создание условий для самореализации молодежи, обеспечение равных стартовых возможностей для различных категорий и групп.

Следующими по важности целями городской молодежной политики должны стать:

- содействие в решении социально-экономических проблем молодежи;

- решение вопросов профессионального развития, занятости молодежи,

- содействие в интеллектуальном и физическом развитии молодежи, повышении творческого потенциала;

- правовая защита и социальная поддержка молодежи, снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;

- создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, формирование в молодежной среде уважительного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям, укрепление государственности России.

Для достижения названных целей необходимо решение целого ряда задач правового, экономического и организационного характера:

1. Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие. Воспитание уважения к правам и свободам личности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к культуре и традициям других народов.

2. Сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию.

3. Обеспечение прав молодежи в области образования, труда и охраны здоровья. Содействие становлению у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности , успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда.

4. Обеспечение реализации социально-экономических потребностей молодежи.

5. Содействие интеллектуальному и физическому развитию молодежи.

6. Содействие позитивной общественной молодежной инициативе.

7. Обеспечение участия молодежи в международных культурных, образовательных и научных процессах.

8. Создание правовых и экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, индивидуальной траектории развития.

9. Стимулирование общественно полезной деятельности молодежи.

10. Обеспечение поддержки молодежных общественных объединений .

11. Создание условий для максимально активного участия молодежи в политической, экономической и культурной жизни общества.

12. Выстраивание чёткого механизма реализации и оценки эффективности государственной молодёжной политики.

Цели и задачи молодежной политики должны стать приоритетом и для государственной власти города федерального значения и для системы местного самоуправления. Законодательные и иные нормативные правовые акты города Москвы и органов местного самоуправления , регулирующие вопросы реализации молодежной политики, должны соответствовать федеральному законодательству в этой сфере.

2.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА

Регулирование вопросов молодежи должно осуществляться на основе следующих принципов:

- Соблюдение прав и свобод молодых граждан.

Это общедемократический принцип, содержание которого, очевидно, не требует специального разъяснения. Любое демократическое государство обязано уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина.

- Всеобщность.

Это принцип означает, что государственная молодежная политика должна распространяться на всех молодых граждан, независимо от пола, национальности, социального положения и религиозной принадлежности; в отдельных случаях – и вне зависимости от ценза гражданства.

- Дифференцированный подход.

Это принцип означает, что государственная молодежная политика должна строиться с учетом проблем каждой социальной и (или) возрастной группы и предлагать различные модели решения проблем молодежи в зависимости от тех или иных условий.

- Адресный характер.

Помощь, оказываемая городской властью в рамках государственной молодежной политики, должна быть адресной, «точечно направленной», учитывающей специфику потребностей каждой группы внутри молодёжного сообщества.

- Принцип единства.

Данный принцип означает, что государственная молодёжная политика должна реализовываться согласованно, должна быть скоординирована на всех уровнях власти: федеральном, субъектов Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.

- Принцип участия.

Данный принцип означает, что молодежь является не только объектом (предметом) молодежной политики (воспитания, образования и пр.), но и ее субъектом, т. е. участником реализации всех мер в данной сфере, начиная со стадии формирования политики или отдельных ее программ.

- Принцип государственной поддержки.

С одной стороны, данный принцип означает государственную поддержку деятельности любых субъектов (физических, юридических лиц, органов местного самоуправления и пр.), участвующих в реализации государственной молодежной политики в городе Москве. С другой стороны, содержанием данного принципа также является обязанность государства предоставить каждому молодому человеку определенный минимум социальных услуг (образование, здравоохранение, занятость и т. п.).

В законе города Москвы также следует закрепить принципы деятельности органов власти в области молодежной политики. К числу таких принципов следует отнести:

- Ответственность.

Данный принцип означает, что Москва несет ответственность перед молодым поколением жителей города за социально-экономическое, экологическое и культурное состояние города федерального значения. Все поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.

- Преемственность.

- Приоритетность.

Данный принцип должен быть введен в силу объективных экономических и финансовых условий, идеологии адресной поддержки.

- Принцип сочетания государственных и общественных интересов.

Этот принцип должен учитываться в ходе реализации государственной молодежной политики, ему должен корреспондировать принцип уважения и соблюдения прав и свобод.

- Принцип содействия .

Этот принцип означает поощрение органами государственной власти Москвы инициативной деятельности, направленной на самостоятельное решение молодежью экономических, социальных и иных вопросов, а также деятельности, способствующей духовному и физическому развитию молодежи.

III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ»

3.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Молодежь нельзя понимать только в традиционном смысле, в качестве одной из социально-демографических групп, ущемленной в каких-то возможностях и соответственно в чистом виде объекта социальной защиты .

Защита интересов основной части молодежи лежит не в сфере традиционных форм социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льгот. В таких видах помощи (по оценкам самой молодежи) нуждается не более 10% семей. Основная часть молодежи нуждается в государственных услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта и стимулирующих его качественное и быстрое приобретение. Сами молодые люди, как правило, называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:

1) молодежные биржи труда;

2) центры правовой помощи;

3) информационные справочно-консультационные пункты;

4) телефоны доверия и консультации психологов;

5) службы молодой семьи.

Поэтому во главу закона города Москвы должна быть поставлена активная воспитательная и идеологическая работа. Необходимо, во-первых, заложить в основание инновационной активности новые ценности "созидания, творчества и общественного служения"; во-вторых, создать условия и систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.

Наличие вышеуказанных проблем развития молодежи усугубляется еще и кризисом традиционных институтов и форм социализации молодежи.

Семья , как первичный институт социализации, не в состоянии успеть за переменами и обеспечить полноту всех социализующих связей. Но, «передав» функции социализации обществу, государству, она не смогла передать им собственную функцию сопереживания ценностей. Однако на сегодня семья остается по-прежнему одним из важнейших факторов формирования мировоззрения молодых людей.

Школа , как важнейший институт вторичной социализации, не в полной мере реализует свои социализаторские позиции.

В процесс воспитания в недостаточной степени вовлечены высшие учебные заведения и учебные заведения начального и среднего профессионального образования (колледжи): сосредоточившись на профессиональной подготовке и узкопредметном обучении, они зачастую упускают из приоритетов деятельности формирование таких критериев культурного человека как гражданственность, ответственность, патриотизм.

Такие институты социализации как сфера производства , армия, общественные организации либо сами преодолевают кризис, либо находятся на этапе (нового) становления.

Тон в воспитании молодежи сегодня задают также и средства массовой информации , которые обладают тем, чем обделены формы вторичной социализации, - возможностью эмоционального воздействия, близостью, доступностью и обыденностью. Плюс заявляемая опора на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения. Но, к сожалению, они способствуют в основном распространению массовой потребительской культуры, создают хаотичное представление о реальности, приводят к «раздвоению сознания», а через подражание героям к росту насилия и нравственной распущенности.

Кризис форм социализации наглядно говорит о том, что кроме государственных и муниципальных властных структур сегодня нет субъекта, способного мобилизовать все общественные ресурсы на формирование адекватных вызовам времени социальных институтов.

3.2. СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Наиболее важными субъектами закона города Москвы «О молодежи» являются:

Молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие, обучающиеся или работающие на территории города Москвы; иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории города Москвы влечет за собой соответствующие обязанности органов власти.

Молодая семья – семья с детьми, в которой сумма возрастов супругов не превышает 70 лет (в случае неполной семьи с детьми, если мать или отец не достигли 35-летнего возраста), а также семья без детей, в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года.

Органы государственной власти города Москвы, реализующие молодёжную политику ;

Орган государственной власти города Москвы, уполномоченный в области реализации молодёжной политики;

Организации, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку ;

Молодежное предприятие;

Молодежное общественное объединение;

Молодой специалист;

Молодой предприниматель;

Молодежный совещательно-консультативный орган, создаваемый при органах государственной власти города Москвы (исполнительной и законодательной) и органах местного самоуправления .

3.3. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА

Исходя из сказанного, следует предложить следующую структуру проекта закона города Москвы «О молодежи»:

ПРЕАМБУЛА

Глава I. Общие положения. Содержит статьи:

Основные понятия, используемые в настоящем Законе;

Правовая основа молодежной политики в городе Москве;

Цели молодежной политики;

Принципы молодежной политики;

Основные направления молодежной политики в городе Москве;

Субъекты молодежной политики;

Программный подход к осуществлению молодежной политики.

Глава II. Компетенция органов государственной власти в сфере молодежной политики. Содержит статьи:

Компетенция Московской городской Думы;

Компетенция Правительства Москвы;

Вопросы, относящиеся к ведению уполномоченного органа, реализующего государственную молодежную политику.

Глава III. Поддержка форм молодежной политики в муниципальных образованиях города Москвы. Содержит статьи:

Поддержка органов местного самоуправления в организации работы с молодёжью по месту жительства;

Государственная поддержка муниципальных образований, осуществляющих инновационные формы работы с молодежью;

Поддержка органов местного самоуправления в деятельности по созданию молодежных организаций при органах местного самоуправления.

Глава IV. Молодежные объединения. Содержит статьи:

Виды молодежных общественных объединений;

Реестр молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Форум молодежи города Москвы;

Совет по молодежной политике при Правительстве города Москвы;

Органы молодёжной самоорганизации, имеющие право участия в принятии управленческих решений органами государственной власти;

Содействие развитию молодежной инициативы, молодежного общественного движения;

Организационная поддержка молодежных объединений и молодых граждан при создании молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Содействие общественным инициативам (финансовая, имущественная, информационная поддержка);

Финансовая поддержка молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Имущественная поддержка молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики;

Информационная поддержка молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации молодёжной политики.

Глава V. Воспитание молодежи и профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Содержит статьи:

Создание условий для гражданского становления, духовно нравственного и патриотического воспитания молодых граждан;

Меры по воспитанию молодых граждан;

Патриотическое воспитание молодежи;

Меры по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;

Профилактика безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, наркомании и СПИДа в среде молодежи;

Поддержка в сфере культуры, научно-технического и художественного творчества;

Формирование здорового образа жизни молодых граждан;

Поддержка средств массовой информации по развитию программ воспитания молодежи.

Глава VI. Основные направления поддержки молодежи. Содержит статьи:

Поддержка молодёжи в сфере профессиональной ориентации и образования;

Поддержка молодёжи в сфере труда и трудоустройства, занятости;

Поддержка молодёжи в жилищной сфере;

Поддержка молодёжи в сфере здоровья, физической культуры и спорта;

Поддержка молодёжи в области культуры;

Поддержка молодёжи в социальной сфере;

Поддержка талантливой молодежи;

Поддержка молодых семей;

Специализированные организации, ведущие работу с молодежью;

Глава VII. Вовлечение молодежи в экономически активную деятельность. Содержит статьи:

Создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодежи;

Государственная поддержка экономических проектов и программ молодежных общественных объединений;

Поддержка предпринимательской инициативы молодых граждан;

Поддержка молодых специалистов в период адаптации к профессиональной деятельности ;

Права и обязанности работодателей;

Выплаты и иные льготы работодателям, осуществляющим наем молодежи на вновь созданные рабочие места.

Глава VIII. Обеспечение молодежной политики в городе Москве. Содержит статьи:

Организационное обеспечение молодежной политики;

Материальное обеспечение молодежной политики;

Финансирование государственной молодежной политики;

Программы молодежной политики;

Научное и методическое обеспечение молодежной политики;

Информационное обеспечение молодежной политики;

Кадровое обеспечение молодежной политики;

Реализация государственной молодежной политики;

Содействие международному сотрудничеству молодежи;

Инфраструктура молодежной политики.

Глава I X . Методика оценки эффективности реализации молодёжной политики.

Заключительные положения. Содержит статьи:

Вступление в силу Закона;

Система подзаконных актов;

Признание утратившими силу законов города Москвы.

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА МОСКВЫ О МОЛОДЕЖИ

Реализация принципов молодежной политики обеспечивается путем:

1) участия молодежи в реализации государственной молодежной политики;

2) соблюдения прав и законных интересов молодежи;

3) осуществления финансовой поддержки молодежной политики;

4) осуществления координации деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

5) осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Реализация новой редакции закона города Москвы возможна лишь при обязательном выполнении следующих условий:

Объединении усилий государственных структур, общественных объединений, организаций различных форм собственности с целью разработки единых подходов к формированию молодежной политики;

Координации действий органов законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на создание стабильной молодежной среды;

Обеспечении учета интересов молодежи в федеральных и региональных программах социально-экономического развития территорий.

Механизм реализации нового закона должен состоять из нескольких блоков. Наиболее важными из них являются:

Реализация городских и местных программ в области молодежной политики;

Проведение социологических и иных исследований в молодежной среде;

Организация информирования молодежи, ее воспитание и обучение через СМИ;

Разграничение компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области управления и реализации молодежной политики;

Финансирование молодежной политики, в том числе внебюджетное;

Привлечение бизнес-сообщества к реализации молодёжной политики;

Вслед за принятием новой редакции Закона «О молодежи» в городе Москве необходимо будет дальнейшее развитие молодежного законодательства, системы подзаконных актов. В ряде случаев целесообразно рекомендовать органам государственной власти города выступить с законодательной инициативой об изменении отдельных норм федерального законодательства. В частности, необходимо принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных направлений молодежной политики. Для этого нужны правовые акты о стандартах социальных услуг для молодежи в сферах трудоустройства, индивидуального образования и профессиональной подготовки, досуга и туризма, физкультуры и спорта, здоровья, жилищных и бытовых вопросов, консультирования по жизненно-важным вопросам. Консолидация и согласование действующих норм.

По всей вероятности, в дальнейшем также потребуются правовые акты о поддержке выпуска и распространения позитивно развивающей продукции СМИ и игр, о защите молодежи в местах и организациях, представляющих потенциальную опасность нравственности и здоровью.

V. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ «О МОЛОДЕЖИ»

Принятие Закона города Москвы о молодежи, предположительно, вызовет следующие последствия.

1. Осуществление государственной молодежной политики в городе Москве как системы действий органов государственной власти, направленных на приоритетное создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами конституционных прав с учетом специфических потребностей, присущих возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений, для ее наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

2. Создание молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь города;

3. Расширение социально значимых возможностей молодежи в ее интеграции в систему общественных отношений и достижении личного успеха, как результат, общее содействие социализации молодежи.

4. Помощь молодым гражданам в решении их социальных проблем.

5. Содействие становлению активной гражданской позиции молодых граждан, их правовому воспитанию, воспитанию в духе патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества и города Москвы, предотвращение экстремистских проявлений в молодежной среде;

6. Противодействие распространению в молодежной среде наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей, преступности и иных антисоциальных явлений.

7. Создание системы социального сопровождения талантливой молодёжи, раскрытия её потенциала в интересах социально-экономического развития города Москвы.

Проект внесен депутатами Государственной Думы
А.М. Буратаевой, В.В. Рязанским, И.И. Гильмутдиновым,
В.В. Гребенниковым, В.Е. Оськиной, К.Ж. Давлетовой,
Е.Е. Блохиным, В.П. Войтенко, В.А. Дубовиком, М.В. Баржановой

Федеральный закон
О государственной молодежной политике в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон является правовой основой формирования и реализации в Российской Федерации целостной государственной молодежной политики как важного направления государственной политики в области социально-экономического и культурного развития с учетом специфических проблем молодежи и необходимости обеспечения реализации конституционных прав и свобод молодых граждан.

2. Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики, механизм ее разработки и реализации в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, развития и реализации потенциала молодежи в интересах государства (далее – общества).

Статья 2. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1. Государственная молодежная политика является системой мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий для успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей.

2. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) молодые граждане (молодежь) – граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно;

2) молодая семья – семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет;

3) молодежное общественное объединение – зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке общественное объединение, членами (участниками программ и мероприятий) которого являются не менее 75 процентов молодых граждан;

4) работа с молодежью – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию правовых, экономических, социальных, организационных условий для успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей, взаимодействию с молодыми гражданами и молодежными общественными объединениями;

5) федеральный уполномоченный орган по работе с молодежью – орган исполнительной власти Российской Федерации, несущий ответственность за разработку и реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации;

6) уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, несущий ответственность за разработку и реализацию государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации.

Статья 4. Субъекты осуществления государственной молодежной политики

Субъектами осуществления государственной молодежной политики являются:

1) федеральные органы государственной власти;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) органы местного самоуправления;

4) молодежные общественные объединения;

5) молодые граждане;

6) иные организации и отдельные граждане, принимающие участие в осуществлении прав и законных интересов молодежи.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики

К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

1) определение основ государственной молодежной политики в Российской Федерации;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы о государственной молодежной политике;

3) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о государственной молодежной политике;

4) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики, выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации;

5) формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации;

6) формирование федерального уполномоченного органа по работе с молодежью;

7) разработка и реализация федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, контроль за их исполнением;

8) обеспечение финансирования федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;

9) ведение федеральных реестров молодежных общественных объединений и осуществление государственной поддержки их деятельности.

Статья 6. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики

К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

1) осуществление полномочий по работе с молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) принятие законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по вопросам государственной молодежной политики;

3) создание органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих функции по реализации молодежной политики;

4) формирование уполномоченного органа по работе с молодежью субъекта Российской Федерации;

5) разработка, утверждение и реализация целевых программ в области государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации;

6) обеспечение финансирования региональных целевых программ и мероприятий в области государственной молодежной политики за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

7) принятие мер по организационной и финансовой поддержке мероприятий в области государственной молодежной политики;

8) ведение региональных реестров молодежных общественных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности.

Статья 7. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области государственной молодежной политики

Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области государственной молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Статья 8. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1) разработка социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты;

2) информационное и научное обеспечение реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

3) долевое финансирование межрегиональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации;

4) принятие мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации;

6) осуществление государственной поддержки молодежных общественных объединений;

7) установление мер государственной поддержки молодой семьи;

8) проведение научных исследований по проблемам государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также социальных экспертиз программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Глава 2. Основные принципы и приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации

Статья 9. Принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации

Государственная молодежная политика в Российской Федерации разрабатывается и реализуется на основе следующих принципов:

1) демократизма – привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и общества в целом;

2) законности – верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами при реализации прав молодых граждан и их объединений;

3) гуманизма – уважения личности каждого молодого гражданина и проявления заботы о его всестороннем развитии;

4) гласности – открытости и доступности в вопросах реализации мер в сфере государственной молодежной политики;

5) всеобщности – сочетания интересов всех граждан и организаций, участвующих в формировании и реализации государственной молодежной политики;

6) научности – использования научного подхода к изучению, анализу и прогнозированию ситуации в молодежной среде, выработке мер в сфере государственной молодежной политики;

7) дифференциации – осуществления с учетом возраста молодых граждан федеральных, региональных и местных молодежных программ по вопросам обучения, воспитания, профессиональной подготовки, культуры и искусства, занятости, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, спорта, туризма и иным вопросам;

8) интеграции – выработки совместной стратегии и объединения усилий в сфере государственной молодежной политики всех ее участников, их скоординированной деятельности;

9) системности – объединения взаимосвязанных видов деятельности в рамках реализации государственной молодежной политики;

10) приоритета общественной деятельности – преимущественного содействия социально значимым инициативам молодежи и ее объединений при финансировании мероприятий в сфере молодежной политики;

11) патриотизма – направленности государственной молодежной политики на благо общества и государства, воспитание у молодежи любви к Родине, преданности Отечеству и народу, стремления служить их интересам;

12) самостоятельности молодых граждан и молодежных общественных объединений в деятельности по реализации конституционных прав и свобод;

13) включения государственной молодежной политики в число приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению его социально-экономического, политического и культурного развития.

Статья 10. Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации

1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны реализуется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение соблюдения прав молодежи;

2) поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

3) развитие гражданственности и патриотизма молодежи;

4) обучение и воспитание молодежи;

5) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

6) содействие предпринимательской деятельности молодых граждан;

7) государственная поддержка молодой семьи;

8) содействие в решении жилищных проблем молодежи;

9) оказание социальных услуг для молодежи;

10) обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан;

11) информационное обеспечение молодежи;

12) создание условий для эффективного участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики;

13) государственная поддержка творческой деятельности молодежи;

14) формирование системы детского, молодежного и семейного отдыха;

15) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы;

16) развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества;

17) государственная поддержка деятельности молодежных общественных объединений;

18) профилактика проявлений экстремизма, воспитание толерантности.

2. Реализация основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации с учетом социальных потребностей и законных интересов молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации. Конкретные меры и механизмы реализации основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Поддержка молодежных общественных объединений

1. Государство оказывает организационную, информационную, материальную и финансовую поддержку молодежным общественным объединениям для осуществления мероприятий в области государственной молодежной политики.

2. Меры и механизмы по оказанию государственной поддержки молодежных общественных объединений определяются отдельными законодательными актами и нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня.

Глава 3. Меры и механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации

Статья 12. Меры реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации

Меры по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации призваны обеспечить ее целостность, последовательность, преемственность и эффективность и осуществляются по следующим направлениям:

1) совершенствование федеральных и региональных нормативно-правовых актов, в которых отражены или могут быть затронуты интересы молодежи, их права и обязанности;

2) повышение эффективности государственного регулирования в сфере государственной молодежной политики и соответствующих органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в части разграничения полномочий и межведомственной координации;

3) формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций путем совершенствования системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации;

4) развитие и нормативно-правовое обеспечение системы социальных служб различной направленности для молодежи;

5) научное обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации, направленное на выявление и исследование доминирующих тенденций в молодежной среде, оперативную выработку подходов к решению вновь возникающих проблем, оценку результатов и прогнозирование возможных изменений, совершенствование государственной статистики в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;

6) информационное обеспечение государственной молодежной политики путем развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе.

Статья 13. Механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации

1. Механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации призваны обеспечить прямое взаимодействие с молодежью и включают в себя:

1) создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации, предоставляющих возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса;

2) разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи;

3) привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей по реализации основных приоритетных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации молодежных общественных объединений;

4) привлечение субъектов Российской Федерации для участия в реализации проектов и программ по основным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации;

5) предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ молодежных общественных объединений. Порядок предоставления субсидий определяется законодательством Российской Федерации;

6) привлечение внебюджетных средств и других материальных ресурсов для реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

2. Федеральный уполномоченный орган по работе с молодежью ежегодно готовит доклад о положении молодежи в Российской Федерации, который обсуждается на заседании Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации на основе обсуждения докладов о положении молодежи утверждает и корректирует федеральные целевые программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации не реже одного раза в пять лет принимает или корректирует Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации и федеральные целевые программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

4. Главной молодежной программой на территории Российской Федерации является целевая программа «Молодежь России», разрабатываемая с периодичностью в пять лет и корректируемая ежегодно по итогам ее реализации. Целевая программа «Молодежь России» – федеральная молодежная программа, которая утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации и включает в себя комплекс социально-экономических, правовых, организационных и других мероприятий, призванных обеспечить реализацию молодежной политики в Российской Федерации и направленных на решение различных молодежных проблем, поддержку инициативы молодых граждан и их объединений.

Статья 14. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации финансируется за счет:

1) средств федерального, регионального и местных бюджетов;

2) добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц;

3) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 15. Международные договоры в области молодежной политики с участием Российской Федерации

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 903).

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Закон СССР от 16 апреля 1991 года N 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 533);

2) Постановление Верховного Совета СССР от 16 апреля 1991 года N 2115-1 «О введении в действие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 534).

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Проект N 428343-4

Вносится депутатом
Государственной Думы
Буратаевой А.М.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Государственной молодежной политике
в Российской Федерации

Настоящий федеральный закон устанавливает и определяет цели, задачи, принципы, основные направления и меры реализации государственной молодежной политики в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, развития и реализации потенциала молодежи в интересах страны.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственная молодежная политика

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, молодежных совещательных органов, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего федерального закона используются следующие основные понятия:

1. государственная молодежная политика - это система мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, воспитательных и организационных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества, с учетом возрастных особенностей;

2. молодежь (молодые граждане) - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет;

3. молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет;

4. молодежная общественная организация - зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке некоммерческое молодежное объединение, участниками которого являются не менее 75 процентов граждан в возрасте от 14 до 30 лет;

5. молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации - молодые инвалиды, выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий и катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившихся из учреждений уголовно-исправительной системы, представители коренных и малочисленных народов, а также молодые люди из семей, оказавшиеся в социально опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ.

6. молодежный совещательный орган - состоящий из молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет коллегиальный орган, созданный решением органа государственной власти или местного самоуправления для участия молодежи в выработке решений в области государственной молодежной политики;

7. орган молодежного самоуправления - объединение учащихся одного учебного заведения, предприятия, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Субъекты осуществления молодежной политики

Субъектами осуществления государственной молодежной политики являются:

Молодые граждане Российской Федерации;

Органы государственной власти;

Органы местного самоуправления;

Молодежные общественные объединения, их ассоциации;

Молодежные совещательные органы;

Неправительственные организации, иные юридические и физические лица, участвующие в реализации направлений государственной молодежной политики.

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики

К компетенции органов государственной власти Российской Федерации относится:

Определение приоритетов государственной молодежной политики в Российской Федерации;

Разработка и осуществление мер по реализации молодежной политики;

Разработка законодательства Российской Федерации в области молодежной политики и осуществление контроля за его исполнением;

Формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

Формирование бюджета Российской Федерации в части расходов на государственную молодежную политику;

Взаимодействие с молодежными общественными объединениями по вопросам разработки и осуществления мер по реализации государственной молодежной политики;

Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области государственной молодежной политики и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики.

Статья 5. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики

К компетенции органов власти субъектов Российской Федерации относится:

Осуществление полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принятие региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам государственной молодежной политики;

Создание органов исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющих функции по реализации молодежной политики;

Принятие мер по организационной и финансовой поддержке мероприятий в области молодежной политики.

Статья 6. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области государственной молодежной политики

Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Статья 7. Совместное ведение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов государственной молодежной политики

К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся:

Разработка социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты;

Информационное и научное обеспечение реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

Долевое финансирование межрегиональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации;

Обеспечение мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- проведение научных исследований по проблемам государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также социальных

- экспертиз программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Глава 2. Основные принципы и приоритетные направления государственной молодежной политики

Статья 8. Принципы государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации на основе следующих принципов:

Выделение приоритетных направлений;

Учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

Участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

Взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

Информационная открытость.

Статья 9. Приоритетные направления государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика с учетом социально-экономического развития страны реализуется по следующим приоритетным направлениям:

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

Развитие созидательной активности молодежи;

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

Создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

Воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

Расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

Профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

Поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

Поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

Развитие международного молодежного сотрудничества.

Статья 10. Поддержка молодежных общественных организаций и органов молодежного самоуправления

Государство оказывает организационную, информационную, материальную и финансовую поддержку молодежным общественным организациям и органам молодежного самоуправления, осуществляющих мероприятия в области государственной молодежной политики.

Меры и механизмы по оказанию государственной поддержки молодежных организаций определяются отдельными законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня.

Глава 3. Меры и механизмы реализации государственной молодежной политики

Статья 11. Меры по реализации государственной молодежной

Меры по реализации государственной молодежной политики призваны обеспечить ее целостность, последовательность, преемственность и эффективность и осуществляются по следующим направлениям:

Совершенствование федеральных и региональных нормативно-правовых актов, в которых отражены или могут быть затронуты интересы молодежи, их права и обязанности;

Повышение эффективности государственного регулирования в сфере государственной молодежной политики, и соответствующих органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в части разграничения полномочий и межведомственной координации;

Формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций через совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственной молодежной политики;

Развитие и нормативно-правовое обеспечение системы социальных служб различной направленности для молодежи;

Научное обеспечение государственной молодежной политики, направленное на выявление и исследование доминирующих тенденций в молодежной среде, оперативную выработку подходов к решению вновь возникающих проблем, оценку результатов и прогнозирования возможных изменений, совершенствование государственной статистики в области государственной молодежной политики;

Подготовка ежегодного Доклада о положении молодежи в Российской Федерации Президенту и Правительству Российской Федерации;

Информационное обеспечение государственной молодежной политики через развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе.

Статья 12. Механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации

Механизмы реализации государственной молодежной политики призваны обеспечить прямое взаимодействие с молодежью и включают в себя:

Создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики, предоставляющих возможности для равного участия в них всех молодых людей, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса;

Разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи;

Привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей по реализации основных приоритетных направлений государственной молодежной политики молодежных общественных объединений;

Привлечение субъектов Российской Федерации для участия в реализации проектов и программ по основным направлениям государственной молодежной политики;

Предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ государственных и негосударственных организаций и субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления субсидий определяется законодательством Российской Федерации;

Привлечение внебюджетных средств и других материальных ресурсов для реализации государственной молодежной политики.

Статья 13. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации финансируется за счет:

Средств федерального, регионального и местных бюджетов;

Добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц;

Иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В федеральном, региональном и местных бюджетах ежегодно предусматриваются средства для реализации государственной молодежной политики.

Расчетный объем финансовых средств определяется с учетом материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ в сфере государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 14. Международные договоры в области молодежной политики с участием Российской Федерации

В случае, если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Пояснительная записка к проекту Федерального закона Российской Федерации "О государственной молодежной политике в Российской Федерации"

В настоящий момент в России на федеральном уровне отсутствует основной понятийный аппарат, связанный с реализацией государственной молодежной политики. Так например, на федеральном уровне не существует таких дефиниций как "государственная молодежная политика", "орган молодежного самоуправления", "молодежный совещательный орган" нет единого понятия "молодая семья" и т.д.

Все общественные отношения, связанные с данной сферой в настоящее время опираются на Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" , которое было принято еще в 1993 году. За прошедший период в стране произошли значительные изменения в законодательстве, экономике, политике вследствие чего этот документ давно морально устарел.

За последние 15 лет в отсутствие федерального закона региональные органы законодательной власти в большинстве субъектов Российской Федерации вынуждены были принимать законы в сфере государственной молодежной политики. В данных законах приведены различные понятия, определен разный круг субъектов государственной молодежной политики. Так например единое понятие "молодая семья" на всей территории России также отсутствует и субъектами РФ трактуется по-разному. Отсутствие единого правового поля в рамках всего государства мешает и создает трудности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, в деятельности различных молодежных совещательных структур, молодежных общественных объединений, иных юридических и физических лиц. Это негативно сказывается на реализации государственной молодежной политики в рамках России.

Предлагаемый законопроект связан с необходимостью законодательно закрепить на федеральном уровне общественные отношения, сложившиеся в процессе реализации государственной молодежной политики между органами государственной власти и местного самоуправления, различными молодежными совещательными структурами, молодежными общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами.

Впервые данный законопроект предлагает подготовку ежегодного Доклада о положении молодежи в Российской Федерации Президенту и Правительству Российской Федерации.

В связи с этим необходимо определить круг субъектов и их компетенцию, понятийный аппарат, основные принципы и приоритетные направления, а также меры и механизмы реализации государственной молодежной политики, создать единое правовое поле для работы в данной сфере в рамках всей страны.

Проект Федерального закона "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" разработан комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при участии Общественной молодежной палаты при Государственной Думе ФС РФ, молодежных парламентских структур субъектов Российской Федерации и экспертов в сфере молодежной политики.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

29 января 2018 года в зале заседаний Законодательного Собрания состоялся круглый стол по обсуждению концепции проекта федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие представители Научно-консультативного и Общественного советов при Законодательном Собрании, члены Молодежного парламента, Совета молодых депутатов и молодых юристов при Нижегородском региональном отделении "Ассоциация юристов России", общественники, активисты и студенты.

Предложения по совершенствованию концепции федерального закона от системы органов по делам молодежи представляли начальник отдела по вопросам реализации государственной молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области - М.В.Муратова, заместитель заведующего отдела спорта и молодежной политики администрации г.о.г. Бор - А.В.Штоян, начальник отдела молодежи департамента социальной политики и спорта администрации города Дзержинска - Е.В.Давыденко.

В 78 российских регионах есть свои законы о молодёжи, однако общего подхода к этой теме до сих пор нет. Представители Молодёжного парламента при Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 мая 2017 года предложили законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению социальный лифт и поддержку государства. А уже в начале октября прошлого года в Совете Федерации был представлен законопроект "О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации". Данная концепция была темой для обсуждения на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проходил в Сочи с 14 по 21 октября 2017 года, а в настоящее время ее обсуждают в регионах страны.

В рамках законопроекта определен правовой статус молодежи и условия регулирования молодежной политики в стране. Планируется, что к участию в молодежной политике будут привлечены органы власти, бизнес-сообщества, религиозные организации, молодежные, детские и иные общественные объединения.

В концепции закона прописано создание единой молодежной политики, предполагающей совместные действия органов власти всех уровней и структур гражданского общества. Документ затронет сферы образования, культуры, занятости, предпринимательской деятельности, социальных услуг, а также жилищные вопросы молодежи и молодых семей, участие в политике. Например, для молодых специалистов - право по трудоустройству на первое рабочее место и стажировки в госорганах со снижением квалификационных требований. Законопроект может регулировать и вопросы получения молодежными движениями бюджетного финансирования.

В ходе круглого стола представители научного сообщества и молодежных организаций заявили о необходимости принятия Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» и высоко оценили его значимость. Более того, большинство из участников выразило надежду, что закон станет базовым, так как за 25 лет с начала формирования молодежной политики в России так и не был принят документ, определяющий единую государственную систему поддержки молодежи.

"Законопроект нуждается в доработке. Текст документа перегружен лишними формулировками и терминами, которые не имеют отношения к молодежи. В законе не прописано участие муниципальной власти в молодежной политике. Также в законе отсутствуют условия финансовой поддержки молодежных организаций и объединений. Однако, документ имеет право на существование и в целом необходим для развития молодежной политики", - отметил председатель Научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Александр Лаврентьев. Все замечания по концепции проекта закона будут обобщены и направлены в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

1. В центре закона должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Для этого требуется, чтобы в нем четко просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в Российской Федерации. Закон призван выстроить четкую технологию оказания молодому человеку услуг, способствующих раскрытию его гражданского потенциала и мотивации инновационного поведения молодежи в интересах российского общества, и предусмотреть развитие инфраструктуры государственных, муниципальных и иных учреждений по делам молодежи.

2. Закон должен повысить эффективность действия уже существующих юридических норм, касающихся молодых граждан и системы работы с ними , обеспечить приведение данных норм в соответствие с новым уровнем развития российского общества. При этом он обязан учесть состояние законодательств субъектов Российской Федерации о государственной молодежной политикеи практику их использования, обеспечить выполнение действующих в российских регионах законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, фактически нужен так называемый закон «снизу» . При его подготовке важно оценить не только обширный опыт применения законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации о государственной молодежной политике, но и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы работы с молодежью. Последнее обстоятельство важно, так как органы местного самоуправления ближе всех соприкасаются с реальными проблемами молодых граждан.

3. Закон призван установить четкий статус государственной молодежной политики, ее место в общей политике государства и соотношение с общественной молодежной политикой и муниципальной молодежной политикой . В законе необходимо предусмотреть существование в стране единой молодежной политики, предполагающей совместные действия органов власти всех уровней и структур гражданского общества по созданию условий для социализации и воспитания молодого поколения. Речь фактически идет о создании эффективной общественно-государственной системы работы с молодежью в России , основанной на партнерстве органов власти, бизнес-сообщества, религиозных организаций, молодежных, детских и иных общественных объединений и др. В законе должны быть нормы, позволяющие выработать общий подход к осуществлению и правовому регулированию работы с молодежью на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. При этом целесообразно учитывать «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Правительством Российской Федерации в 2014 году и реализующиеся в настоящее время.



4. В законе требуется закрепить понятие «молодежь» и другие ключевые категории государственной молодежной политики . К ним в первую очередь следует отнести такие категории, как: молодежь (молодые граждане); молодежное общественное объединение; молодая семья; молодежная политика; государственная молодежная политика; муниципальная молодежная политика; общественная молодежная политика; работа с молодежью; орган по делам молодежи; молодежный парламентаризм; молодежное добровольчество; молодежная программа; молодежный проект; инфраструктура для молодежи; социальная служба для молодежи; молодежный центр.

5. Закон призван сделать механизм разработки и реализации государственной молодежной политики в нашей стране более четким и технологичным во всех отношениях , чем ныне существующий. Его нормы должны быть направлены на совершенствование управления в сфере государственной молодежной политики, нормализацию процедурных моментов в работе с молодежью и обеспечение эффективного контроля за реальными процессами, происходящими в молодежной среде. В законе требуется разграничить сферу компетенции и ответственности за решение молодежных проблем. В нем детально надо прописать взаимоотношения между всеми субъектами государственной молодежной политики, прежде всего федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Закон должен определить механизм гарантий участия молодежи и ее объединений в осуществлении государственной молодежной политики . При этом необходимо предусмотреть основные формы участия молодежи в ее разработке и реализации. Особое внимание следует уделить развитию молодежного парламентаризма и добровольчества молодежи, взаимодействию государственных и муниципальных органов с молодежными и детскими общественными объединениями, установлению гарантий их деятельности и участия в осуществлении государственной молодежной политики.



7. В законе следует предусмотреть соответствующие гарантии его осуществления, формы ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц за его исполнение, порядок вступления в силу и приведения нормативных правовых актов в соответствие с ним. При этом он призван инициировать соответствующие изменения и дополнения в действующие законы и подзаконные акты , касающиеся молодежи и государственной молодежной политики.


Приложение 3

К Концепции

Проекта Федерального закона

«О молодежи и государственной молодежной политике

В Российской Федерации»

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА