Артикуляторная характеристика звуков. Артикуляционная характеристика звуков русского языка (гласных, согласных) Звуковая характеристика буквы г

Памятка. Алфавит. Составила Федотова Т.И.

В русском алфавите 33 буквы . Из них 10 гласных , 21 согласная и 2 буквы , которые звуков не обозначают, - ъ и ь знаки .

Характеристика звуков, которые обозначаются буквами .

Буква

Звук

А

Гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением и без ударения (А). Если согласный звучит твёрдо и после него слышится (А), пишем букву А (рад). Если согласный звучит мягко и после него слышится (А), пишем букву Я (ряд). Исключение - слова с ЧА,ЩА.

Слышим (Я), а пишем А.

В алфавите произносится как (А).

Б

Звонкий парный согласный П . Может быть мягким и твёрдым. Вторая буква алфавита. В алфавите произносится (БЭ)

В

Звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара- Ф . Может быть мягким и твёрдым. Третья буква алфавита.

В алфавите произносится (ВЭ)

Г

Звонкий парный согласный К. Может быть мягким и твёрдым. Четвёртая буква алфавита.

В алфавите произносится (ГЭ)

Д

Звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т. Может быть мягким и твёрдым. Пятая буква в алфавите.

В алфавите произносится (ДЭ )

Е

Гласный второго ряда, который . Йотированный. Звука (Е) не бывает . Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.

Вариант 1 . Буква Е под ударением.

    Если Е стоит в начале слова(ель), после ь и ъ (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука (ЙЭ) 2)Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной(пел). Здесь буква Е обозначает звук )

Вариант 2 . Буква Е без ударения

1)Если Е стоит в начале слова (ель), после ь и ъ (подъезжать), после гласной (поел), то она обозначает 2 звука.Шестая буква в алфавите. В алфавите произносится (ЙЭ).

Ё

Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного . Йотированный. Внимание! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё –всегда ударная. Звука (Ё) не бывает . Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове.

    Если Ё стоит в начале слова (ёжик), после ь и ъ (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука (ЙО) .

    Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной ((нёс). Здесь буква Ё обозначает звук (О) Седьмая буква алфавита . В алфавите произносится (ЙО ).

Ж

Звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (И), Ь -звук всегда произносится твёрдо. Восьмая буква алфавита . В алфавите произносится (ЖЭ).

З

Звонкий парный согласный по глухости - звонкости. Глухая пара- С . Может быть мягким и твёрдым. Девятая буква алфавита. В алфавите произносится (ЗЭ)

И

Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного . Под ударением (И) и без ударения (И). Если согласный звучит мягко и после него слышится (И), пишем букву И (мир ). Исключение – слова с сочетанием ЖИ, ЩИ. Слышим (Ы), а пишем И . Десятая буква в алфавите. В алфавите произносится (И).

Й

Всегда звонкий согласный (нет глухой пары.) По-научному- сонорный . Всегда мягкий (нет твёрдой пары). Одиннадцатая буква алфавита.

В алфавите произносится И-КРАТКОЕ .

К

Глухой парный согласный по глухости - звонкости. Звонкая пара - Г . Может быть мягким и твёрдым. Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (КА).

Л

Всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким и твёрдым. Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ЭЛЬ) .

М

Всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный . Может быть мягким и твёрдым. Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ЭМ ).

Н

Всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким и твёрдым. Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ЭН)

О

Гласный первого ряда, который . Под ударением (О), а без ударения (А). Если согласный звучит твёрдо и после него слышится (О), пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится (О), пишем букву Ё (нёс ). Исключение - шёл, шёлк . Шестнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (О)

П

Глухой парный согласный по глухости- звонкости. Звонкая пара – Б . Может быть мягким и твёрдым. Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ПЭ )

Р

Всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный . Может быть мягким и твёрдым. Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ЭР).

С

Глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара - З . Может быть мягким и твёрдым. Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ЭС).

Т

Глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д. Может быть мягким и твёрдым. Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится (ТЭ )

У

Г ласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного . Под ударением (У) и без ударения (У). Если согласный звучит твёрдо и поле него слышится (У), пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится (У), пишем букву Ю (люк). Исключение - слова с сочетаниями ЧУ,ЩУ. Двадцать первая буква алфавита. В алфавите произносится )

Ф

Глухой парный согласный В. Может быть мягким и твёрдым. Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится (ЭФ).

Х

Всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким и твёрдым. Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится (ХА).

Ц

Всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары). Двадцать четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится (ЦЭ).

Ч

Всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Что бы после него ни стояло : гласная первого ряда (ч а с), согласный (точ н ый), стоит ли он на конце слова (мяч) - звук всегда произносится мягко . Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится (ЧЭ )

Ш

Глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара- Ж Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (шип), ь (сушь)- звук всегда произносится твёрдо. Двадцать шестая буква алфавита . В алфавите произносится (ША).

Щ

Всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда мягкий . Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда ( пло ща дка ), согласный (мощ н ый), стоит ли он на конце слова (ово щ )- звук всегда произносится мягко. Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится (ЩА)

Ъ

Твёрдый знак. Звука не обозначает . Пишется только после согласной перед гласными Ё,Е,Ю,Я . Двадцать восьмая буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК .

Ы

Гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного . Под ударением (Ы) и без ударения (Ы). Буква Ы никогда не стоит в начале слова . Если согласный звучит твёрдо и после него слышится (ы), пишем букву Ы (сын). Исключение - слова с сочетаниями ЖИ,ШИ . Слышим (Ы), а пишем И. Двадцать девятая буква алфавита.

В алфавите произносится (Ы).

Ь

Мягкий знак. У этой буквы двойная роль.

    Ь- показатель мягкости . Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит гласная второго ряда и это не Ч,Щ,Й, значит, после неё надо написать Ь (конь, коньки). Слова с сочетаниями ЧК, ЧН,НЧ (девочка, песочный, птенчик) , пишется без Ь.

    Разделительный Ь . Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И. Тридцатая буква алфавита. В алфавите произносится мягкий знак .

Э

Гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного . Под ударением (Э) и без ударения (Э). Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова ((эхо). Тридцать первая буква алфавита. В алфавите произносится (Э)

Ю

Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного . Йотированный. Звука (Ю) не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове. Ударение роли не играет.

    Если Ю стоит в начале слова (юла) , после Ь и Ъ (пьют), после гласной (поют), то обозначает 2 звука (ЙУ ).

    Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (люк). Буква Ю обозначает звук (У). Исключение- слова с сочетаниями ЧУ , ЩУ . Слышим (Ю) , а пишем У (щука). Тридцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙУ)

Я

Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного . Йотированный . Звука (Я) не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением. 1) Если Я стоит в начале слова (яблоко), после Ь и Ъ (бурьян ), после гласной (баян). То она обозначает 2 звука. (ЙА )

2 )Любая йотированная обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (вяз). Буква Я обозначает звук (А)

Вариант 2 Буква Я без ударения 1) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (мясной). Здесь буква Я обозначает звук (И). Исключение - слова с сочетаниями ЧА,ЩА. Слышим (Я), а пишем А (чаща). Тридцать третья буква алфавита. В алфавите произносится (ЙА)

1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

  • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

  1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.

Конспект урока ««. Следующая тема:

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);



3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные о, у

· нелабиализованные все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

[р] [л] [м] [н] [j]

[р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

· шумные

- звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

- глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б, ] [п, ] [м, ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в, ] [ф, ]

· язычные

Ø переднеязычные:

Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

Небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г, ] [к, ] [х, ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты) [р]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

Ø носовые [м] [н]

[м, ] [н, ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]