Что такое "иерихонская труба". Чудо-оружие: Трубы Иерихона Что значит фразеологизм иерихонская труба

Если присмотреться, то в метро или любом другом транспорте, каждый второй человек (из аудитории 40-) совершает свой комьют исключительно в наушниках. Большинство до сих пор пользуется проводными, хотя уже синезубки давно стали доступными по цене и годными по качеству, пруфлинк . Но, стоит предположить, что есть один вопрос, с которым сталкивался каждый владелец наушников с ушами типа "вкладыши": как называются эти резинки от наушников, которые обычно отлетают в кармане? И потом испытываешь чувство неполноценности? Может быть "резиновые вкладыши для вакуумных наушников"? К счастью, этот мир не так прост. Есть специальное слово для этих прокладок!

Часть устройства наушников, непосредственно прилегающую к ушной раковине называется....

Амбушюр (амбушуром, амбушурой) от френч. embouchure , что переводится многозначно: устье, впадение, жерло, отверстие, мундштук, рупор, наконечник, насадок, насадка и собственно - амбушюр. Что интересно, в этих заграницах "вход (дыр…

Что такое аксиома Эскобара?

Аксиома Эскобара - нематематический термин, но популярный в сети мем, традиционно используемый для констатации тупиковости в спорах и холиварах. Обычно данная ситуация складывается, когда обе стороны конфликта приводят достаточные аргументы для констатации своей правоты и третьим сторонам невозможно принять решение о победе одной из них и единственным решением является вынесение вердикта: "аксиома Эскобара ". т.е. устранение от судейства, ибо присуждение победы одной стороне нарушит справедливость и принесет ущерб оппоненту.
Оригинальная формулировка аксиомы Эскобара : "При безальтернативном выборе из двух противоположных сущностей обе будут являть собой исключительную *ерунду* " . (* - допускается замена словами обсценной лексики)

В чем суть аксиомы Эскобара?
Выражение означает ситуацию, когда человеку предложен выбор между двумя крайностями - в этом случае, по мнению автора оригинальной фразы, оба варианта не стоят внимания.
Другое применение
Практически аксиому Эскоба…

Что значит "поехал кукухой"?

В последнее время во многих кликбейтах можно встретить устоявшееся выражение "%UserName (кто-то) поехал кукухой "!

Так что такое кукуха и куда она поехала?
В данном частном случае не стоит путать "кукуху " с аргошным "кукухом" - стукачем, подсадным агентом, здесь "кукуха " обозначает "фигурку птички", которая живет в настенных механических часах и покидает жилище, чтобы сообщить о наступлении нового часа.
Когда такие часы ломаются и кукушка начинает "куковать" невпопад, то это вызывает дикое раздражение и желание расправиться с птичкой. По аналогии: когда говорят "поехать кукухой" - имеют в виду, что у человека "поехала крыша" и он говорит или делает что-то неправильное, т.е. голова - это часы, а кукуха - это неадекватные поступки, а поехать кукухой - это значит сойти с ума.
Жизненный пример: Этим летом я могу себе позволить поехать.... только кукухой...
А, не поехать л…

Наверняка многие слышали выражение «трубы иерихонские». Его, как правило, употребляют, когда раздаются очень громкие звуки, будь то человеческий голос или какой-то другой шум. Однако почему в таких ситуациях употребляется именно такое словосочетание, мало кто знает. Поэтому сегодня нами будет подробно рассмотрен вопрос о том, какое на самом деле у выражения «трубы иерихонские» значение.

Древний город

Рассказ о выражении «трубы иерихонские» мы начнем с древнего города, с которым непосредственно связан изучаемый нами фразеологизм. Сегодня этот город находится на западном берегу Иордана, на территории, принадлежащей ПНА - Палестинской национальной администрации. А точнее, в северной части Иудейской пустыни, в семи километрах от Иордана и в двенадцати - от Мертвого моря, северо-западнее него. Еще одним ориентиром является Иерусалим, в тридцати километрах к северо-востоку от которого находится Иерихон.

Этот город является столицей одноименной провинции, его население - около 20 тыс. человек. Пристальное внимание к этому объекту объясняется тем, что этот город большое количество раз упоминается в Священном Писании, где также именуется Ир ха-Тмарим, что на иврите означает «город пальм», он непосредственно связан с возникновением выражения «трубы иерихонские».

Разведка

В книге Иисуса Навина события, касающиеся этих труб, развивались следующим образом. После того как пророк Моисей отошел в мир иной, Иисусу Навину в пустыне явился Господь и приказал ему стать во главе народа и отправиться с ним через реку Иордан в Землю обетованную.

Он сказал, что всякое место в Земле обетованной, на которую ступят ноги представителей племени иудеев, он дает им, как и было обещано Моисею. А также он говорил Иисусу Навину, что будет относиться к нему так же, как относился к Моисею, и не отступит от него. Так как именно он (Навин) передаст землю во владение сынам израилевым.

Войдя наконец в Землю обетованную под предводительством Навина, иудеи готовятся к штурму города Иерихона. Сначала они посылают туда двух молодых людей на разведку с целью «высмотреть землю». Те приходят в дом блудницы Раав и останавливаются там.

Раав дает им приют, укрывает их и умоляет сохранить жизни ей и ее родным в то время, когда армия иудеев войдет в город. Разведчики обещают ей это и отправляются назад. Иерихонские власти посылают за ними погоню, но неудачно.

Штурм

После возвращения разведчиков в свой стан армия отправляется штурмовать Иерихон. Но на пути их лежала река Иордан - в месте, недалеком от устья. Когда воины начали переход через реку, она вдруг иссякла, и они продолжили свой путь уже по сухому дну. После этого воды Иордана вновь устремились к Мертвому морю.

Перед самым взятием Иерихона перед Навином явился «вождь воинства Господня» и рассказал, как следует брать город. Получив от Небесных сил знак поддержки, армия в продолжение семи дней стояла вокруг городских стен. В день седьмой войско, сопровождаемое священнослужителями, дующими в трубы, обошло кругом городские стены.

В Библии об этом сказано следующим образом. Там говорится, что вострубили трубы, раздались громкие, воинственные кличи народа, шедшего на приступ. Тогда стены рухнули до самого основания, и войско вошло в город, завладев им.

Дальнейшая судьба города

В завершение рассказа о трубах иерихонских обрисуем дальнейшую судьбу города, взятого таким необычным способом. Еще до начала штурма Иисус Навин наложил на него заклятие. Он приказал истребить всех жителей, а все обнаруженное в нем золото, серебро, железо и медь передать в сокровищницу будущего храма.

Из всех людей оставили в живых только Раав и ее родственников, как и было ей обещано. А Иерихон был разрушен и сожжен. При этом нужно отметить, что во второй части своего заклятия Навин наложил запрет на его восстановление.

Таким образом, из приведенного рассказа понятно, что значение фразеологизма «трубы иерихонские» связано со звуками, имеющими очень большую громкость и сравнимыми с теми, что смогли разрушить даже толстые крепостные стены.

Наверняка многие слышали выражение «трубы иерихонские». Его, как правило, употребляют, когда раздаются очень громкие звуки, будь то человеческий голос или какой-то другой шум. Однако почему в таких ситуациях употребляется именно такое словосочетание, мало кто знает. Поэтому сегодня нами будет подробно рассмотрен вопрос о том, какое на самом деле у выражения «трубы иерихонские» значение.

Древний город

Рассказ о выражении «трубы иерихонские» мы начнем с древнего города, с которым непосредственно связан изучаемый нами фразеологизм. Сегодня этот город находится на западном берегу Иордана, на территории, принадлежащей ПНА – Палестинской национальной администрации. А точнее, в северной части Иудейской пустыни, в семи километрах от Иордана и в двенадцати – от Мертвого моря, северо-западнее него. Еще одним ориентиром является Иерусалим, в тридцати километрах к северо-востоку от которого находится Иерихон.

Этот город является столицей одноименной провинции, его население – около 20 тыс. человек. Пристальное внимание к этому объекту объясняется тем, что этот город большое количество раз упоминается в Священном Писании, где также именуется Ир ха-Тмарим, что на иврите означает «город пальм», он непосредственно связан с возникновением выражения «трубы иерихонские».

Разведка

В книге Иисуса Навина события, касающиеся этих труб, развивались следующим образом. После того как пророк Моисей отошел в мир иной, Иисусу Навину в пустыне явился Господь и приказал ему стать во главе народа и отправиться с ним через реку Иордан в Землю обетованную.

Он сказал, что всякое место в Земле обетованной, на которую ступят ноги представителей племени иудеев, он дает им, как и было обещано Моисею. А также он говорил Иисусу Навину, что будет относиться к нему так же, как относился к Моисею, и не отступит от него. Так как именно он (Навин) передаст землю во владение сынам израилевым.

Войдя наконец в Землю обетованную под предводительством Навина, иудеи готовятся к штурму города Иерихона. Сначала они посылают туда двух молодых людей на разведку с целью «высмотреть землю». Те приходят в дом блудницы Раав и останавливаются там.

Раав дает им приют, укрывает их и умоляет сохранить жизни ей и ее родным в то время, когда армия иудеев войдет в город. Разведчики обещают ей это и отправляются назад. Иерихонские власти посылают за ними погоню, но неудачно.

Штурм


После возвращения разведчиков в свой стан армия отправляется штурмовать Иерихон. Но на пути их лежала река Иордан – в месте, недалеком от устья. Когда воины начали переход через реку, она вдруг иссякла, и они продолжили свой путь уже по сухому дну. После этого воды Иордана вновь устремились к Мертвому морю.

Перед самым взятием Иерихона перед Навином явился «вождь воинства Господня» и рассказал, как следует брать город. Получив от Небесных сил знак поддержки, армия в продолжение семи дней стояла вокруг городских стен. В день седьмой войско, сопровождаемое священнослужителями, дующими в трубы, обошло кругом городские стены.

В Библии об этом сказано следующим образом. Там говорится, что вострубили трубы, раздались громкие, воинственные кличи народа, шедшего на приступ. Тогда стены рухнули до самого основания, и войско вошло в город, завладев им.

Дальнейшая судьба города


В завершение рассказа о трубах иерихонских обрисуем дальнейшую судьбу города, взятого таким необычным способом. Еще до начала штурма Иисус Навин наложил на него заклятие. Он приказал истребить всех жителей, а все обнаруженное в нем золото, серебро, железо и медь передать в сокровищницу будущего храма.

Из всех людей оставили в живых только Раав и ее родственников, как и было ей обещано. А Иерихон был разрушен и сожжен. При этом нужно отметить, что во второй части своего заклятия Навин наложил запрет на его восстановление.

Таким образом, из приведенного рассказа понятно, что значение фразеологизма «трубы иерихонские» связано со звуками, имеющими очень большую громкость и сравнимыми с теми, что смогли разрушить даже толстые крепостные стены.

Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею . В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день, или День искупления) и в ряде других случаев .

Устройство и изготовление

Простейший мундштук шофара

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким с простым изгибом, как принято у ашкеназов , или он может быть длинным и витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена . В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы; в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять. Кончик рога у шофара срезается или просверливается. Трубящий в шофар использует это отверстие для извлечения звука. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука . В Древней Армении аналогичный инструмент, но изготовленный из меди, и имевший прямую форму назывался Շեփոր «Shephor» или Փող «Phogh». В современной музыкальной терминологии эти два слова-синонима обозначают трубу. [ ]

Трубление в шофар

«Йеменский» шофар

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны . Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба» ), по ТАНАХу , обрушили стены Иерихона , откуда пошло выражение «иерихонская труба». Шофар - натуральный инструмент. Помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны , составляющие квинту . Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера. Короткий «ашкеназский» шофар даёт высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, который может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Различают следующие виды звуков шофара:

  • «ткиа́» («трубление») - начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
  • «швари́м» («тремоло») - быстрое чередование нижней и верхней ноты. Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
  • «труа́» («тревога») - серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
  • «ткиа́ гдола́» («большое трубление») - длится дольше на верхней ноте и всегда финальное.
Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.

Четыре основных звука трубления могут быть объединены в серии (последовательности), имеющие собственные названия:

  • «Ташрат» : «ткиа́», «швари́м», «труа́», «ткиа́ гдола»;
  • «Ташат» : «ткиа́», «швари́м», «ткиа́ гдола»;
  • «Тарат» : «ткиа́», «труа́», «ткиа́ гдола».

Традиции трубления в шофар

Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул , предшествующего Новому году.

В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, - например, в еврейских школах. В Израиле шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.

Еврейские источники о шофаре

Согласно Торе, когда ангел задержал руку Авраама , занесённую с ножом над Исааком, Бог повелел Аврааму вместо сына принести в жертву барана. Тем самым, баран стал символом покаяния. Вместе с тем запрещается применять рога коров, поскольку Сатана может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца и, тем самым, отвратить Бога от прощения нынешних грехов. [ ]

Значение шофара в Каббале

По данному мнению, шофар как труба Мессии и труба последних дней упомянут в 1Фес. , Мф. ; в него трубят ангелы в Откр. и далее. Сходные взгляды могут встречаться и среди протестантов .

См. также

Сноски и источники

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. //

Словосочетание «иерихонская труба» пришло из Ветхого Завета. В книге Иисуса Навина, в 6 главе, рассказывается о том, как по пути из египетского плена в землю Обетованную иудеи подошли укрепленному городу Иерихону. Чтобы продолжить путь, город необходимо было взять, но его жители укрылись за высокими и неприступными стенами. Шесть осада. На седьмой день еврейские священники стали обходить город, трубя в трубы. В назначенный момент их поддержали громкими криками остальные израильтяне. И свершилось чудо: стены рухнули от сотрясения, вызванного трубными .

Не без Божьей помощи или по законам физики был проделан этот фокус, но с тех пор выражение «иерихонские трубы» употребляется как характеристика необыкновенно громкого, оглушающего голоса. «Трубный глас» – говорят еще.

Иерихон

Палестинский Иерихон и связанные с ним области неоднократно упоминаются в Библии. Руины древнего библейского города по сей день лежат в западной оконечности современного Иерихона – столицы провинции с одноименным названием. Первые поселения на этой , как показывают раскопки, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры – это самый древний из открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Иерихон неоднократно упоминается в Библии и после событий, связанных с его разрушением. При римлянах он даже был резиденцией царей – здесь умер иудейский царь Ирод Великий. В Новом Завете также рассказывается о неоднократном посещении Иерихона Иисусом Христом.

Легенда, миф или исторический факт?

Как показали проведенные раскопки культурных слоев 13 века до нашей эры на месте древнего города, Иерихон действительно был обнесен высокими двойными стенами. Больше того, проведенные исследования с помощью радиоактивного анализа и других современных передовых методов подтвердили, что городские стены Иерихона пали практически . Раскопки также не обнаружили в слоях 11-12 веков до нашей эры следы обитания людей, что снова соответствует библейскому сюжету. Ведь в книге Иисуса Навина говорится, что после взятия города и поголовного истребления всех его граждан, Иехошуа бин Нун (Иисус Навин) произнес над развалинами проклятие всякому, кто пожелает восстановить город. На протяжении многих веков он лежал в руинах.