Энциклопедия юриста - комитеты и комиссии совета федерации. Комитеты и комиссии совета федерации и государственной думы федерального собрания рф Советом федерации в настоящий момент образованы комиссии

в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации (СФ) образует комитеты и комиссии. Как и у Думы, комитеты и комиссии - органы палаты с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые из числа членов палаты.

В настоящее время СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов:

по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому и валютному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по вопросам экономической политики; по международным делам;

по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов. Кроме того, СФ образовал в качестве постоянно действующих две комиссии: мандатную, а также комиссию по регламенту и парламентским процедурам. Однако постановлением от 3 декабря 1997 г. СФ ликвидировал обе комиссии и на их основе образовал одну - по регламенту и парламентским процедурам.

В этой палате нет депутатских фракций и групп. Поэтому формирование комитетов и комиссий осуществляется только по личностному признаку. Численный состав определяется СФ, при этом в состав комитета СФ должны входить не менее 10 членов палаты. Все члены СФ, кроме Председателя палаты и его заместителей, входят в состав комитетов. Член СФ может быть членом только одного комитета. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов СФ. Председатель, заместители председателя комитета избираются на его заседании и не могут быть представителями одного субъекта РФ. Председатель утверждается СФ большинством голосов от общего числа членов палаты.

Согласно Регламенту СФ, комитеты: осуществляют подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренным ГД, по федеральным законам, принятым ГД и переданным на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты; рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению СФ.

Комитеты, комиссии СФ имеют право вносить предложения по повестке дня заседания СФ. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты либо на заседаниях других комитетов с докладами и содокладами.

Заседания комитетов, комиссий СФ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В заседаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса также члены СФ, не входящие в состав данного комитета. В заседаниях могут принимать участие представитель Президента РФ, представитель Правительства РФ, члены Правительства, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель СФ первого созыва, а также, с согласия председателя комитета, представители органов государственной власти и общественных объединений.

Комитет, комиссия в соответствии с направлением своей деятельности организует проведение парламентских слушаний, на которые могут приглашаться члены СФ, депутаты ГД, должностные лица, эксперты, представители государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений.

Регламент СФ (ст. 37) предусматривает, что палата заслушивает отчеты комитетов, комиссий по вопросам их ведения. (С. А.)

  • Словарь юридических терминов

  • - органы, создаваемые каждой из палат на определенный срок и/или для выполнения конкретной задачи. Задачи, срок деятельности и персональный состав комиссий определяются постановлением соответствующей палаты...

    Финансовый словарь

  • - в соответствии с регламентам палат Федерального Собрания РФ органы, создаваемые каждой из палат на определенный срок и для выполнения конкретной задачи...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - органы ГД с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее депутатов. :" ГД. избранная 17 декабря 1995г....

    Энциклопедия юриста

  • - постоянно действующие органы палат Федерального Собрания, образуются из числа депутатов палат...

    Большой юридический словарь

  • - в РФ представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные...

    Большой юридический словарь

  • - органы с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ из числа депутатов Государственной Думы. ГД нынешнего созыва...
  • - в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации образует комитеты и комиссии...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - правовой акт Совета Федерации...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - должностное лицо, руководящее работой Совета Федерации...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - согласно Конституции РФ, трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п.2 ст.76 Конституции указывается, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - согласно регламентам палат Федерального Собрания органы, создаваемые каждой из палат на определенный срок и для выполнения конкретной задачи...

    Словарь юридических терминов

  • - см. в статье Верховный Совет...

    Большая Советская энциклопедия

Экспедиции, комитеты, комиссии

Из книги Повседневная жизнь российских жандармов автора Григорьев Борис Николаевич

Экспедиции, комитеты, комиссии В течение всего своего царствования Александр I носил в душе незаживающую, постоянно кровоточащую рану своего грехопадения в роковую ночь 11 марта. Под впечатлением от этого мрачного события его чуткая супруга Елизавета Алексеевна напишет

автора Автор неизвестен

№8. План работы комиссии Главного военного совета Не позднее 19 апреля 1940 г.Комиссия формулирует свои предложения, вытекающие из прошедшего обмена опытом боевых действий против Финляндии и указаний т. Сталина. Комиссия в целом последовательно отрабатывает

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№9. Справка комиссии Главного военного совета за первый день работы 19 апреля 1940 г.Комиссия т. Кулика (общевойсковая)Комиссия приняла следующий порядок дня.1) Перестройка боевой подготовки войск.2) Необходимые изменения в Полевом уставе и в уставах основных родов

№46. Стенограмма пленарного заседания комиссии Главного военного совета

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№46. Стенограмма пленарного заседания комиссии Главного военного совета 23 апреля 1940 г.Ворошилов: Вчера мы заседали с председателями подкомиссий и решили вынести на ознакомление всех членов нашей общей комиссии материалы, которые были разобраны в подкомиссиях с тем,

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№№48-73. Документы комиссии Главного военного совета по вопросам

№ 8 ЗАПИСКА КОМИССИИ ЦК КПСС В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС С ПРИЛОЖЕНИЕМ ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР И УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПЕРЕСМОТРЕ СОСТАВА «ОСОБО ОПАСНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ» И ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОРЯДКЕ ИХ НАКАЗАНИЯ

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 8 ЗАПИСКА КОМИССИИ ЦК КПСС В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС С ПРИЛОЖЕНИЕМ ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР И УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПЕРЕСМОТРЕ СОСТАВА «ОСОБО ОПАСНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ» И ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОРЯДКЕ ИХ НАКАЗАНИЯ 19 августа

Комитеты и комиссии Государственной Думы

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Комитеты и комиссии Государственной Думы КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - органы ГД с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее депутатов.ГД, избранная 17 декабря 1995 г., образовала в январе 1996 г. 28 комитетов:- по законодательству и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Комитеты и комиссии Совета Федерации КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - органы СФ с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее членов.СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов:- по конституционному законодательству и судебно-правовым

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Комитеты. Комиссии

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора

Комитеты. Комиссии Хотите убить идею в зародыше – создайте комитет для ее разработки. (Чарлз Кеттеринг)* * *Комитет – группа лиц, каждое из которых ничего не способно сделать, а все вместе они решают, что ничего сделать нельзя. (Фред Аллен)* * *Комитет обычно состоит из трех

Комитеты. Комиссии

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Комитеты. Комиссии См. также «Деловые встречи и переговоры» (с.63); «Бюрократия. Чиновники» (с.113); «Ответственность» (с.317); «Конференции. Симпозиумы» (с.372)Имея опыт работы во множестве комитетов, я составил для себя следующие правила:1. Никогда не приходи вовремя, чтобы не

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители

57. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

57. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ регламентирует ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации

ДАГЕСТАН - ОПЛОТ РОССИИ (Беседа Александра ПРОХАНОВА с Муху АЛИЕВЫМ, председателем Народного собрания республики Дагестан, членом Совета Федерации Российской Федерации)

Из книги Газета Завтра 379 (10 2001) автора Завтра Газета

ДАГЕСТАН - ОПЛОТ РОССИИ (Беседа Александра ПРОХАНОВА с Муху АЛИЕВЫМ, председателем Народного собрания республики Дагестан, членом Совета Федерации Российской Федерации) Александр ПРОХАНОВ. Сегодня очевидно, что Дагестан - этот небольшой фрагмент Российской

Согласно ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации образует комитеты и комиссии.

По Регламенту Совета Федерации комитеты являются постоянно действующими органами палаты. Комиссии могут быть постоянными и временными. Постоянные комиссии также являются постоянно действующими органами палаты. Временные комиссии создаются для каких-либо текущих и оперативных задач, они действуют до решения соответствующей задачи или в течение конкретного срока (обычно слово «временная» используется в наименовании такой комиссии). Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Нынешний Совет Федерации, работающий на постоянной основе содержит в себе 10 комитетов и 7 постоянно действующих комиссий.

Согласно ст. 30 Регламента 2002 г. образуются комитеты Совета Федерации по:

· Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

· Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

· Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

· Комитет Совета Федерации по международным делам;

· Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

· Комитет Совета Федерации по экономической политике;

· Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

· Комитет Совета Федерации по социальной политике;

· Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

· Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Постоянные комиссии Совета Федерации образуются по:

1) методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

2) Регламенту и организации парламентской деятельности;

3) делам молодежи и спорту;

4) естественным монополиям;

5) информационной политике;

6) контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

7) взаимодействию со Счетной палатой РФ.

Комитеты и постоянные комиссии палаты имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты.

Регламент палаты установил следующий порядок формирования комитетов и комиссий. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя палаты и заместителей Председателя, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Что касается постоянных комиссий, Регламент позволяет членам комитетов входить и в состав этих комиссий (но не более двух). А в состав временных комиссий могут входить наряду с иными членами Совета Федерации также и Председатель палаты, его заместители.



Персональный состав комитета, комиссии утверждается палатой. При этом в состав комитета должны входить не менее семи, в состав комиссии - не менее пятнадцати членов Совета Федерации. Если в составе комитета, комиссии становится менее указанных планок, председатель комитета незамедлительно информирует об этом Председателя Совета Федерации, который поручает Совету палаты подготовить соответствующие предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации.

Комитет, постоянная комиссия Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать соответственно подкомитеты, подкомиссии. В их состав должны входить не менее трех членов Совета Федерации. Председателем подкомитета, подкомиссии, как правило, является заместитель председателя комитета, комиссии палаты.

Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитета, комиссии Совета Федерации избираются на заседании комитета, комиссии палаты большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии. Председатель, первый заместитель председателя комитета, комиссии далее утверждается палатой. В таком же порядке происходит освобождение этих лиц от должности. Председатель, первый заместитель председателя и заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

Комитет, комиссия Совета Федерации численностью менее 10 членов избирает не более трех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью от 10 до 15членов -не более четырех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью свыше 15 членов - не более пяти заместителей председателя комитета, комиссии.



Как говорится в Регламенте палаты, комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных и принятых Государственной Думой законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации. Таким образом, комитет, комиссия Совета Федерации:

· -разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

· -готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

· -осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

· -предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

· -может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты их законов по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

· -рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

· -принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

· -организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения, участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;

Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым комитетом, комиссией. Комитеты и комиссии осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет, комиссия может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, комиссии, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Решения комитета, комиссии по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета, комиссии. По остальным вопросам решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, если иное не установлено Регламентом палаты.

Комитет, комиссия Совета Федерации в соответствии с Регламентом палаты организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения. Комитет, комиссия может проводить в субъектах РФ выездные заседания, парламентские слушания, «круглые столы» и иные так называемые выездные мероприятия. В течение года комитет, комиссия Совета Федерации вправе провести не более двух выездных мероприятий.

Комитеты, комиссии Совета Федерации представляют Совету Федерации отчеты о работе за год.

Отдельным видом комиссий Совета Федерации можно считать согласительные комиссии, которые создаются вместе с Государственной Думой в случае отклонения палатой закона, принятого Думой. Эти комиссии формируются из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Таким образом, это их общая временная комиссия. Круг инициаторов создания согласительной комиссии может быть и более широким - Совет Федерации, Государственная Дума, Президент, Правительство, субъект права законодательной инициативы, внесший соответствующий законопроект. В этом случае в ко-миссию войдут представители от перечисленных трех или четырех органов (такие комиссии называются либо «специальными», либо просто «комиссиями»).

В Совете Федерации, как и в Государственной Думе, стало практиковаться создание совещательных органов. Одни создаются при Председателе Совета Федерации, другие - при комитетах и комиссиях. Как правило, это научно-экспертные советы, в которые входят практики и известные ученые.

2. Комитеты и комиссии ГД.

Согласно ч. З. 101 Конституции РФ Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии.

В ныне действующей Государственной Думе созданы комитеты по (30 шт.):

а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

в) Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;

г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

д) Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;

е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;

ж) Комитет Государственной Думы по вопросам собственности;

з) Комитет Государственной Думы по промышленности;

и) Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству;

к) Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;

л) Комитет Государственной Думы по энергетике;

м) Комитет Государственной Думы по транспорту;

н) Комитет Государственной Думы по обороне;

о) Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции;

п) Комитет Государственной Думы по международным делам;

р) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками;

с) Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления;

т) Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока;

у) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

ф) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

х) Комитет Государственной Думы по образованию;

ц) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;

ч) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

ш) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;

щ) Комитет Государственной Думы по культуре;

э) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

ю) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

я) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;

я.1) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

я.2) Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Согласно Регламенту Государственная Дума может образовывать и другие комитеты. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. Комитеты образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Комитеты Государственной Думы:

Ø вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

Ø осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

Ø осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы;

Ø осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Думы;

Ø рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

Ø в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд;

Ø в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд;

Ø организуют проводимые Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

Ø проводят анализ практики применения законодательства; вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе; решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты,

В соответствии со ст. 22 Регламента в 2004 г. Председатель Государственной Думы не может быть избран в состав комитета. Для других депутатов (включая первых заместителей и заместителей Председателя, руководителей фракций и депутатских групп) действует общее требование: каждый депутат обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.

Состав комитета утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы.

Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.

Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. Эти лица избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению депутатских объединений. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты.

Общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлениям одного депутатского объединения на должности Председателя Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50% от общего числа членов данного депутатского объединения.

Решения об освобождении председателей комитетов Государственной Думы и их заместителей от должности принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения об освобождении оформляются постановлениями палаты.

Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.

Заседание проводит председатель комитета или его заместитель по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. Комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Думы своего голоса другому депутату Думы - члену данного комитета в связи с отсутствием на заседании комитета по уважительной причине. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета, если иное не предусмотрено Регламентом палаты.

В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Думы, не входящие в их состав. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочные представители Президента и Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

В соответствии со ст. 30 Регламента Государственная Дума образует комиссии в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и самим Регламентом. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Решения об образовании комиссии, избрании ее председателя, первого заместителя и заместителей, утверждении состава комиссии и положения о ней, определении задач, срока деятельности, о полномочиях, а также об установлении даты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты.

В ст. 31 Регламента оговорено, что для подготовки к рассмотрению палатой вопросов: о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора РФ, а также связанных с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы вопросам депутатской этики. Эта Комиссия имеет статус комитета Государственной Думы. Комиссия образуется палатой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Председатель Комиссии, его первый заместитель и заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. В состав Комиссии не могут быть избраны Председатель Думы и его заместители.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думы данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и положением о комиссии, утвержденным постановлением Государственной Думы.

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за реализацией законодательства и дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Согласно своему Регламенту (ст. 15), Совет Федерации образует:*

Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;

Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

Комитет по вопросам экономической политики;

Комитет по делам Содружества НезависимыхГсударств;

Комитет по вопросам безопасности и обороны;

Комитет по вопросам социальной политики;

Комитет по аграрной политике;

Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комитет по делам Севера и малочисленных-народов.

Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель коми тета, его заместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но не может быть менее 10 членов палаты.

Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исключением Председателя палаты и его заместителей. При этом член Совета Федерации может быть членом не более одного комитета палаты.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются постановлением палаты.


Согласно Регламенту Совета Федерации, для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий членов Совета Федерации, а также для осуществления контроля за соблюдением Регламента палаты образуется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Эта Комиссия является постоянно действующим органом Совета Федерации.

Своим постановлением от 5 ноября 1997 г. Совет Федерации образовал также Временную комиссию по энергетике, основными задачами которой являются осуществление мониторинга государственной политики в сфере регулирования тарифов и хозяйственных отошений в энергетике, проведения реструктуризации энергетического комплекса; подготовка в качестве законодательной инициативы законопроектов по вопросам государственного регулирования энергетики, а также разработка предложений по проведению разумной тарифной политики по определению цен на энергоносители, направленной на подъем российской экономики и предотвращение срыва реализации социальных программ, по осуществлению приватизации в отраслях энергетического комплекса и реструктуризации энергетики с учетом интересов как энергодефицитных, так и энергоизбыточных регионов.

25 декабря 1997 г. Совет Федерации своим постановлением создал Временную комиссию по вопросу финансирования территориальных дорожных фондов, которой поручено разработать предложения по обеспечению целевого использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации в виде субвенций и дотаций территориальным дорожным фондам.

Согласно своему Регламенту (ст. 20), Государственная Дума образует следующие комитеты:

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе;

Комитет по труду и социальной политике;

Комитет по делам ветеранов;

Комитет по охране здоровья;

Комитет по образованию и науке;

Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам;

Комитет по экономической политике;

Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;

Комитет по аграрным вопросам;

Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;

Комитет по природным ресурсам и природопользованию;

Комитет по экологии;

Комитет по обороне;

Комитет по безопасности;

Комитет по международным делам;

Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

Комитет по делам национальностей;

Комитет по делам Федерации и региональной политике;

Комитет по вопросам местного самоуправления;

Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций;

Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет по информационной политике и связи;

Комитет по вопросам геополитики;

Комитет по конверсии и наукоемким технологиям;

Комитет по культуре;

Комитет по туризму и спорту;

Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.

В случае необходимости могут создаваться и другие комитеты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную; по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 93 Конституции Российской Федерации, а также другие.

Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением палаты.

Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Думы данного созыва и имеет статус комитета Государственной Думы.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур.

Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы. В состав комитетов не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Каждый депутат Государстненной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединении, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Заседание комитета, комиссии Совета Федерации, Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель.

Заседания комитета Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, а комитета, комиссии Государственной Думы – не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывается председателем комитета как по своей инициативе, так и по требованию члена комитета и Председателя Совета Федерации, внеочередное заседание комитета, комиссии Государственной Думы созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.

О созыве заседания комитета, комиссии Государственной Думы председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов своего комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. О заседании комитета Совета Федерации его председатель уведомляет членов комитета и других участников заседания за 72 часа.

Депутат обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является. На заседаниях комитета, комиссии Государственной Думы и Совета Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты (члены), не входящие в состав данных комитета, комиссии.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не установлено Регламентом палаты.

Комитеты, комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня заседания палаты. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий своей палаты с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого ими комитета, комиссии.

На заседании комитета, комиссии палаты вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации, приглашенные представители иных заинтересованных государственных, а также общественных органов и организаций. На заседании комитета, комиссии Государственной Думы вправе присутствовать, кроме того, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также статс-секретари – заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Комитеты, комиссии палат вправе проводить совместные заседания, а комитеты Государственной Думы могут образовывать по основным направлениям своей деятельности подкомитеты.

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации парламентских слушаний комитет, комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этого комитета, комиссии, других депутатов (членов) палаты, представителей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов.

На заседание комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты и комиссии палат вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организций.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 83, п. «м»), Президент Российской Федерации назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок таких консультаций с комитетами Государственной Думы. В соответствии с этим порядком в консультациях по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях участвуют Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией совместно с другими комитетами Государственной Думы по профилю их деятельности. Предложения о кандидатурах для назначения дипломатических представителей оформляются решением Министерства иностранных дел Российской Федерации или иного министерства и представляются вместе с документами, характеризующими каждого кандидата. Аналогичные документы представляются на кандидатов для отзыва дипломатических представителей. Предложение о назначении или отзыве дипломатических представителей должно быть мотивировано.

Комитет Государственной Думы может затребовать представление дополнительных данных о кандидатах и мотивировки назначения либо отзыва дипломатического представителя.

Соответствующий комитет Государственной Думы на своем заседании в присутствии кандидата на назначение дипломатическим представителем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также соответствующих должностных лиц Министерства иностранных дел проводит обсуждение и по его итогам выносит мотивированное заключение, которое официально направляется на имя Президента Российской Федерации.

Аналогичную деятельность осуществляют Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам в соответствии с Регламентом Совета Федерации проводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств, для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии Государственной Думы могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

Решение о проведении мероприятия в Государственной Думе принимается Председателем Государственной Думы или по его поручению Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы, а в исключительных случаях Советом Государственной Думы.

Заявка на проведение мероприятия в Государственной Думе подается в Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Для обеспечения деятельности комитетов и комиссий палат создаются рабочие аппараты комитетов, действующие на постоянной основе. Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.

Рабочий аппарат комитета палаты осуществляет правовое, организационное, информационное, документационное и другое обеспечение деятельности соответствующего комитета палаты, проводимых им парламентских слушаний. Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решений комитета и экспертных заключений по законам, подлежащим рассмотрению комитета, в пределах своих полномочий ведет делопроизводство комитета, готовит и рассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечивает техническую обработку его документов.

Задача комиссии - разработать законодательные рекомендации по противодействию вмешательства во внутреннюю политику нашей страны

На пленарном заседании Совета Федерации сегодня, 14 июня, было принято решение о создании временной комиссии, которая займётся вопросами противостояния попыткам иностранного вмешательства в политику нашей страны. Комиссию возглавил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.

Противодействовать вмешательству во внутренние дела

Временная комиссия палаты регионов по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России создана по итогам парламентских слушаний, прошедших в Совете Федерации 7 июня. Тогда было высказано множество предложений и идей, как усилить законодательство для защиты суверенитета России в условиях нарастающего давления на нашу страну.

«Цель вмешательства в дела суверенных государств всегда одна - расшатывание ситуации в той или иной стране и смена неугодных кому-то режимов. Подобные попытки не позволительны ни для кого», - считает Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что конгресс США создал целый комитет по невмешательству в дела их страны.

«Каждое государство, в том числе и Россия, обязаны выработать механизмы для защиты своего суверенитета. Именно поэтому мы решили создать комиссию, которая будет мониторить ситуацию в целом и готовить предложения, в чём надо уточнить наше законодательство», - заключила Валентина Матвиенко.

По словам спикера палаты регионов, сенаторы будут открыто обсуждать все вопросы в диалоге с обществом, НКО, учёными и политологами.

Председателем Временной комиссии Совета Федерации назначен заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Андрей Климов, его заместителем — заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Борис Невзоров. В Комиссию также вошли сенаторы — Людмила Бокова, Виталий Богданов, Алексей Кондратьев, Олег Морозов, Владимир Полетаев, Ольга Тимофеева, Ольга Ковитиди и Игорь Чернышенко. В своей работе зампредседателя Комитета по международным делам планирует использовать методы парламентской демократии и обещает не вмешиваться в дела политических партий.

Комиссия возникла исключительно как ответ на ту деятельность, которая осуществляется на системной основе в отношении нашей страны на продолжение многих лет.

«Временная комиссия - коллегиальный орган, одна из главных её задач - выработка рекомендации по противодействию вмешательства во внутреннюю политику нашей страны», - подчеркнул Климов на пресс-подходе по итогам пленарного заседания Совета Федерации.

Срок полномочий не обозначен

Обычно временные комиссии создаются сроком на три года. Но в регламенте рабочей группы по защите госсуверенитета срок окончания полномочий не обозначен. Как предполагает глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, деятельность комиссии утратит свою актуальность, когда изменится отношение к России со стороны наших геополитических соперников.

«Комиссия возникла исключительно как ответ на ту деятельность, которая осуществляется на системной основе в отношении нашей страны на продолжение многих лет и по большинству параметров не снижается, а наоборот, усиливается», - не питает иллюзий председатель Комитета палаты регионов по международным делам.

Как предполагает Косачев, соответствующая активность будет нарастать и в этот раз, особенно перед президентскими выборами. При этом, основная угроза исходит, как и много лет подряд, - из Вашингтона.

«Мир откровенно устал от последовательной линии нескольких подряд американских администраций на максимальное усложнение отношений с нашей страной. Были определённые надежды на администрацию Трампа, но пока они не оправдываются. Шанс окончательно не упущен, но стремительно теряет в пространстве и во времени», - резюмировал Косачев во время пресс-подхода по итогам пленарного заседания в Совете Федерации.

По словам сенатора, Россия избрана в качестве повода, чтобы предъявлять претензии к Трампу и в конце концов создать юридические предпосылки для возможной процедуры импичмента.

Первое заседание временной комиссии назначено на 27 июня - вторник, предшествующий пленарному заседанию в палате регионов. По мнению Косачева, оно будет носить временно-установочный характер. А на втором, которое назначено в конце весенней сессии - члены Временной комиссии перейдут к содержательной работе. Планируется, что к обсуждению повестки дня будут привлечены эксперты.

размер шрифта

1. Совет Федерации образует:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по бюджету;

Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям;

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

Комиссию Совета Федерации по информационной политике;

Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

2. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты.

3. В состав Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации входят первые заместители председателей комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации по должности.

4. Координацию деятельности Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации и Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации осуществляет Председатель Совета Федерации.

Решения Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации утверждаются Председателем Совета Федерации.

5. Совет Федерации может принять решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов и постоянных комиссий либо об образовании новых комитетов и постоянных комиссий. Такое решение принимается в порядке, установленном главой 32 настоящего Регламента.

6. К ведению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству относятся вопросы законодательного обеспечения:

А) порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации;

б) поправок к Конституции Российской Федерации;

в) защиты прав и свобод человека и гражданина;

г) государственного устройства Российской Федерации;

д) конституционного права;

е) избирательного права.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству предварительно обсуждает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации и обеспечивает взаимодействие Совета Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации по организации участия представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел.

К ведению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству могут относиться иные конституционно-правовые вопросы по согласованию с соответствующими комитетами и комиссиями Совета Федерации.

7. К ведению Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам относятся вопросы:

а) судебной системы, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, нотариата;

Б) уголовного права;

в) уголовно-процессуального права;

Г) уголовно-исполнительного права;

д) гражданского права;

е) гражданско-процессуального права;

ж) арбитражно-процессуального права;

з) исполнительного производства;

и) административного права;

к) административно-процессуального права;

л) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, членов Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации;

м) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

н) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств;

О) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

п) предварительного обсуждения вопросов об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

К ведению Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам относятся также иные правовые и судебные вопросы по согласованию с соответствующими комитетами и комиссиями Совета Федерации.

8. К ведению Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) федеративного устройства Российской Федерации;

б) государственной национальной и региональной политики;

в) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г) принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации;

д) изменения границ между субъектами Российской Федерации;

е) общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. К ведению Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления относятся вопросы законодательного обеспечения:

А) государственной политики в области совершенствования местного самоуправления;

б) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

в) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

г) взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

д) финансовых основ местного самоуправления;

Е) регулирования особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях и городах федерального значения;

ж) установления федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления; активизации участия населения в местном самоуправлении;

з) развития гражданского общества;

и) совершенствования основ муниципальной службы;

К) регулирования порядка передачи объектов федеральной государственной собственности в муниципальную собственность.

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления оказывает правовое, методическое и организационное содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии местного самоуправления в экономической и социальной сферах.

10. К ведению Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) вопросов войны и мира;

б) внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;

в) военного строительства;

Г) охраны и защиты государственной границы Российской Федерации, воздушного пространства Российской Федерации, национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Мировом океане;

д) финансирования военной организации государства и ее компонентов, обороны страны и безопасности государства;

е) международного военного и военно-технического сотрудничества;

Ж) статуса военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и других специальных служб, работников оборонно-промышленного комплекса, а также их семей;

з) военно-патриотической и военно-шефской работы;

и) борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков;

к) гражданской и территориальной обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

л) использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

11. К ведению Комитета Совета Федерации по бюджету относятся вопросы законодательного обеспечения:

А) федерального бюджета, бюджетного устройства, бюджетной классификации и бюджетного регулирования;

б) межбюджетного регулирования, взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации;

в) государственного долга, формирования источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

г) налогового регулирования;

д) таможенного регулирования;

е) формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

Ж) государственного финансового контроля, бухгалтерской и финансовой отчетности;

З) государственного фонда формирования, хранения, отпуска и использования драгоценных металлов и драгоценных камней.

К ведению Комитета Совета Федерации по бюджету относятся вопросы сметы расходов по обеспечению деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету предварительно рассматривает:

а) федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения;

Б) кандидатуры представителей Совета Федерации в коллегиальных органах управления федеральных министерств, ведомств и организаций, ведающих вопросами финансовой политики, а также государственных финансово-кредитных учреждений и Центрального банка Российской Федерации.

12. К ведению Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) деятельности Центрального банка Российской Федерации, иных банков и кредитных организаций;

б) денежно-кредитной политики;

в) системы платежей и расчетов;

г) рынка ценных бумаг;

Д) инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Е) валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций;

ж) сферы страхования, ипотечного кредитования и лизинга;

з) бухгалтерского учета и аудита;

и) оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;

к) участия Российской Федерации в деятельности международных финансовых организаций, а также финансового мониторинга.

Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению предварительно обсуждает и вносит на рассмотрение Совета Федерации:

А) кандидатуры на должности членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации, представляющих Совет Федерации;

б) кандидатуры на должности членов коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций";

в) кандидатуры представителей Совета Федерации в наблюдательных советах банков с государственным участием.

13. К ведению Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации относятся вопросы:

а) законодательного обеспечения государственного финансового контроля;

Б) осуществления финансового контроля за исполнением федерального бюджета;

в) предварительного рассмотрения отчетов Счетной палаты Российской Федерации и представления Совету Федерации проектов постановлений палаты по результатам рассмотрения отчетов Счетной палаты Российской Федерации;

г) обобщения предложений комитетов и комиссий Совета Федерации о поручениях Счетной палате Российской Федерации и внесения на рассмотрение Совета Федерации соответствующего проекта постановления;

Д) предварительного обсуждения кандидатур для назначения на должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.

14. К ведению Комитета Совета Федерации по международным делам относятся вопросы:

а) предварительного рассмотрения принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ею международных обязательств, в том числе по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Б) подготовки предложений о проектах запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

в) содействия развитию межпарламентских связей субъектов Российской Федерации;

г) подготовки в установленном порядке проектов обращений и заявлений Совета Федерации по вопросам внешней политики Российской Федерации;

д) предварительного обсуждения по поручению Председателя Совета Федерации составов направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации и их полномочий для внесения вопроса на рассмотрение Совета палаты;

Е) предварительного рассмотрения в установленном порядке проектов договоров о сотрудничестве между Советом Федерации и парламентами иностранных государств.

15. К ведению Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;

б) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;

В) межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями государств-участников Содружества Независимых Государств;

г) прав граждан Российской Федерации, проживающих в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, развития связей с общественными организациями соотечественников;

д) миграционной политики Российской Федерации в отношении граждан государств-участников Содружества Независимых Государств.

16. К ведению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности относятся вопросы:

а) законодательного обеспечения порядка формирования Совета Федерации, статуса члена Совета Федерации;

б) Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, порядка работы и организации парламентской деятельности Совета Федерации;

в) законодательного процесса и законодательных процедур в Совете Федерации;

г) соблюдения в Совете Федерации норм парламентской этики;

д) реализации положений законодательства Российской Федерации при избрании должностных лиц Совета Федерации и освобождении их от должности;

е) планирования и анализа парламентской деятельности по реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

ж) взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения комиссии.

17. К ведению Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации относятся вопросы:

А) конституционного статуса Совета Федерации, его места и роли в системе высших органов государственной власти Российской Федерации;

б) Совета Федерации как субъекта государственно-правовой стратегии;

в) системы полномочий Совета Федерации, видов деятельности члена Совета Федерации, их методологического обеспечения;

г) методологических основ законотворческой деятельности Совета Федерации;

д) концепции и программ законодательных инициатив Совета Федерации;

е) методологии развития федерализма как конституционной основы российской государственности, принципов взаимодействия с субъектами Российской Федерации;

Ж) концепции представительских функций Совета Федерации, членов Совета Федерации;

з) анализа и прогноза эффективности законодательного процесса; мониторинга правоприменительной практики;

и) оптимизации взаимодействия органов Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата Совета Федерации;

к) сотрудничества с научными, экспертными коллективами, выработки программ деятельности палаты.

18. К ведению Комитета Совета Федерации по социальной политике относятся вопросы законодательного обеспечения:

А) социального развития;

Б) формирования и исполнения бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов;

в) пенсионного обеспечения граждан;

г) социального страхования граждан;

д) труда и занятости населения, политики доходов, социального партнерства;

е) социального обеспечения и обслуживания отдельных категорий граждан;

ж) государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

з) охраны здоровья граждан;

и) профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, наркомании;

К) социальных аспектов миграционной политики.

19. К ведению Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) научной (научно-исследовательской) деятельности, государственной научно-технической политики, инновационной деятельности;

б) охраны интеллектуальной собственности;

в) культуры, туризма;

г) образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

д) общественных и религиозных объединений;

Е) здравоохранения, оборота и использования лекарственных средств, санитарии и гигиены, медицинского страхования;

ж) экологии;

З) экологического образования, экологической культуры и экологической науки;

и) экологии водной и воздушной среды, природно-культурных ландшафтов и проблем обращения с отходами;

к) экологической безопасности; мониторинга, аудита, экспертизы, лицензирования, нормирования и страхования в области экологии;

л) экологии человека;

м) разграничения предметов ведения в области экологии;

н) бюджетного финансирования науки, культуры, образования, здравоохранения и мероприятий в области экологии.

20. К ведению Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) государственной молодежной политики;

б) государственной поддержки детских общественных объединений, молодежи и молодых семей;

в) социального обеспечения молодых граждан;

г) государственной поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

д) развития физической культуры, спорта и туризма.

21. К ведению Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности относятся вопросы законодательного обеспечения:

А) прогнозирования, индикативного регулирования экономического развития Российской Федерации, основ государственного регулирования экономики, в том числе предпринимательской и инвестиционной деятельности, обеспечивающих устойчивое развитие экономики страны;

б) формирования и развития организационных форм хозяйствующих субъектов, соответствующих рыночной экономике;

в) общих принципов разработки государственных федеральных и региональных целевых и инвестиционных программ, защиты прав инвесторов, реализации соглашений о разделе продукции;

г) развития среднего и малого бизнеса;

Д) антимонопольного регулирования, конкуренции и регулирования процедур банкротства;

е) организации и функционирования свободных экономических и особых экономических зон на территории Российской Федерации;

ж) регулирования экспорта и импорта товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности;

з) оценки национальных богатств, оценочной деятельности, ипотеки, лицензирования и управления собственностью и активами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

К ведению Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности относятся также вопросы:

А) экономического обоснования бюджетной политики и отдельных разделов федерального бюджета, ценовой и тарифной политики в Российской Федерации;

б) сотрудничества Российской Федерации со Всемирной торговой организацией.

22. К ведению Комитета Совета Федерации по промышленной политике относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) функционирования, развития, реформирования, ресурсо- и энергообеспечения отраслей промышленности, промышленных и инфраструктурных комплексов, развития конкурентных отношений и организации рынков в области производства, распространения и реализации товаров и услуг;

б) защиты прав собственности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг, в том числе интеллектуальной собственности;

в) защиты отечественных производителей товаров и услуг, в том числе в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, международного сотрудничества и научно-технического взаимодействия в области производства, распространения и реализации товаров и услуг;

Г) безопасности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

Д) районирования промышленности, промышленных и инфраструктурных комплексов, в том числе проблем закрытых административно-территориальных образований, градообразующих предприятий, создания и функционирования особых экономических зон;

е) разрешительной деятельности государства, лицензирования и обязательного страхования в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг; сертификации продукции, товаров и услуг, стандартов, эталонов;

Ж) государственного участия, контроля над доходами от государственной собственности в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

з) инвестиционной политики в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг;

и) развития и совершенствования корпоративного управления, трудовых отношений в сфере производства, распространения и реализации товаров и услуг.

23. К ведению Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) прав граждан и законных интересов потребителей продукции и услуг естественных монополий в условиях их деятельности и реформирования;

Б) государственных интересов и интересов субъектов Российской Федерации, в том числе с точки зрения экономической безопасности в условиях деятельности и реформирования естественных монополий;

в) взаимодействия естественных монополий с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе с органами государственной власти, обеспечивающими обороноспособность, правопорядок и безопасность;

Г) бюджетной, тарифной, кредитной, инвестиционной, страховой политики в деятельности естественных монополий;

д) внутреннего рынка, экспорта и импорта товаров и услуг естественных монополий, антимонопольных вопросов и внешнеэкономической деятельности;

е) управления естественными монополиями, в том числе в условиях их реформирования, приватизации, банкротства.

24. К ведению Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) владения, пользования и распоряжения природными ресурсами Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

б) изучения, сохранения, воспроизводства природных ресурсов (земли, недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира, водных биоресурсов, а также атмосферного воздуха);

в) охраны окружающей среды;

г) разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

д) ведения государственных кадастров природных ресурсов и отходов;

Е) лицензирования видов деятельности, связанных с использованием земли, недр, водных и лесных ресурсов, объектов животного мира, водных биоресурсов, а также с охраной окружающей среды;

ж) налогообложения природопользования и налогообложения в сфере охраны окружающей среды;

з) государственного регулирования инвестиционной политики, совершенствования экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

25. К ведению Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике относятся вопросы законодательного обеспечения:

А) аграрной политики, собственности и институциональных преобразований;

б) продовольственной политики, регулирования агропромышленного производства, пищевой, перерабатывающей промышленности и аграрных рынков, продовольственной безопасности;

в) социального развития села;

г) научно-технического обеспечения агропромышленного комплекса;

д) лесного хозяйства, лесоустройства, управления в области использования и охраны лесных ресурсов, учета лесов, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций;

Е) охотничьего хозяйства;

ж) рыбохозяйственного комплекса;

З) сохранения плодородия, охраны почв, мелиорации земель и агрохимии;

и) земельного законодательства, землеустройства, землепользования, управления земельными ресурсами, оценки и мониторинга земель;

к) материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса;

л) финансово-кредитной, налоговой, тарифной и таможенной политики в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;

м) качества и сертификации сельскохозяйственной и пищевой продукции;

н) государственных нужд в части продовольствия.

К ведению Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике относятся также вопросы сотрудничества Российской Федерации со Всемирной торговой организацией в части сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

26. К ведению Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

б) социального и экономического развития районов Севера;

в) основ жизнеобеспечения и развития коренных малочисленных народов Севера, поддержки родовых общин, традиционного природопользования, промыслов;

г) государственной поддержки развития экономики и жизнеобеспечения населения северных регионов, поставок продукции в районы с ограниченными сроками завоза грузов, функционирования Северного морского пути;

д) бюджетной, налоговой и финансовой политики на Севере;

е) использования природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

Ж) лесного хозяйства, использования и охраны лесных ресурсов, охотничьего хозяйства, оленеводства;

з) охраны окружающей среды, территорий традиционного природопользования;

и) трудовых ресурсов и занятости населения Севера, обеспечения государственных гарантий и компенсаций, миграционной политики, переселения граждан из северных районов;

к) развития образования и культуры коренных малочисленных народов;

л) здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения в северных регионах;

М) национальных отношений, национальных округов, местного самоуправления и межрегионального сотрудничества в районах Севера.

27. К ведению Комиссии Совета Федерации по информационной политике относятся вопросы законодательного обеспечения:

а) государственной политики в сфере средств массовой информации, информационных технологий и информатизации;

б) развития единого информационного пространства Российской Федерации;

в) издательской и полиграфической деятельности;

г) информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования;

Д) распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, аудио- и видеопродукции;

е) содействия информационному обеспечению деятельности Совета Федерации.

28. К ведению Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации относятся вопросы:

а) осуществления парламентского контроля над соблюдением нормативных и индивидуальных правовых актов по обеспечению деятельности Совета Федерации;

б) анализа и подготовки предложений по стандартам обеспечения деятельности Совета Федерации;

В) анализа фактического обеспечения деятельности Совета Федерации;

Г) подготовки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов по вопросам обеспечения деятельности Совета Федерации;

д) формирования проекта бюджета и сметы расходов по обеспечению деятельности Совета Федерации, контроля за их исполнением;

е) предварительного рассмотрения структуры и штатного расписания Аппарата Совета Федерации;

ж) законодательного регулирования организации государственной службы и правового положения государственных служащих в Совете Федерации.