Инструкция по заполнению формы 5 3. Статистическая отчетность. Из-за двух слов заменили всю форму

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 26-12-2000 129 (ред от 14-02-2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ... Актуально в 2018 году

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 5-З "СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)"

(в ред. Постановления Госкомстата РФ от 14.02.2002 N 13)

1. Статистическую форму представляют все юридические лица (включая предприятия иностранной и смешанной собственности с российским и иностранным участием), являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации их на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства), бюджетных организаций, банков, страховых организаций).

2. В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения.

Юридические лица представляют данную форму, как правило, по месту их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, не осуществляет на его территории предпринимательскую деятельность. В этом случае форма представляется по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Временно неработающие предприятия, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и услуг, представляют форму на общих основаниях с указанием времени, с которого они не работают.

Дочерние и зависимые хозяйственные общества представляют форму на общих основаниях. Основное хозяйственное общество или товарищество, имеющее дочерние или зависимые общества, не включает в форму сведения по дочерним и зависимым обществам. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) в указанной форме отражают данные только по деятельности, учитываемой на балансе объединения, и не включают данные по юридическим лицам, являющимся членами этого объединения.

3. Данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в форме за отчетный период, должны совпадать с данными формы, представленной за этот же период в прошлом году, кроме случаев реорганизации юридического лица, изменения методологии формирования показателей или уточнения данных за прошлый год. Все случаи расхождения данных за одни и те же периоды, но приведенные в разных формах, должны быть объяснены в пояснении к форме.

Если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица или методологии исчисления показателей, то в форме данные за предыдущий период приводятся исходя из новой структуры юридического лица или методологии, принятой в отчетном периоде.

4. Форма служит только для получения сводной статистической информации. Она не может быть использована в налоговых целях и предоставлена другим коммерческим организациям.

12. По строкам 66, 67 отражается остаток незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки, не включенный в стоимость продукции соответственно на начало и на конец отчетного периода.

Сельскохозяйственные организации по этим строкам показывают остаток незавершенного производства по растениеводству и животноводству (затраты на посев озимых культур, вспашку зяби, паров и другие работы, на выращивание молодняка и скота на откорме) соответственно на начало и конец года, а также стоимость выращивания молодых многолетних насаждений до плодоносящего возраста. Его оценка производится по себестоимости выполненных работ.

13. По строке 68 учитывается стоимость неоплачиваемого переработанного сырья заказчика (давальческого), включая неоплачиваемое сырье зарубежного партнера. Указанная информация формируется на основании данных забалансового счета 003 "Материалы, принятые в переработку", предназначенного для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых предприятием - изготовителем, либо иных источников информации.

14. По строке 69 показываются данные о налоге на добавленную стоимость по использованным материальным ресурсам, которые вычитаются из общего объема НДС на готовую продукцию и берутся со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

23. По строке 107 предприятия и организации, осуществляющие производство электрической энергии, показывают фактический объем произведенной электрической энергии за отчетный период в ценах реализации (без налога на добавленную стоимость) и затраты на ее производство в действующих ценах. Данную строку заполняют электростанции всех видов, АО - энерго, промышленные предприятия и организации, имеющие на своем балансе электростанции. Отчет в целом по АО - энерго составляется на основании соответствующих отчетов всех входящих в него электростанций.

24. По строке 108 предприятия и организации, осуществляющие производство тепловой энергии, показывают фактический объем произведенной тепловой энергии за отчетный период в ценах реализации (без налога на добавленную стоимость) и затраты на ее производство в действующих ценах. Данную строку заполняют электростанции, ТЭЦ, АО - энерго, муниципальные котельные, промышленные предприятия и организации, имеющие на своем балансе котельные и (или) бойлерные.

25. По строке 109 энергоснабжающие организации показывают в действующих ценах общий объем услуг по передаче электрической энергии, отпущенной в электрическую сеть, и затраты на передачу электрической энергии по электрическим сетям. По этой строке не отражается стоимость произведенной собственными силами и покупной электроэнергии.

Данную строку заполняют АО - энерго, электрические сети, муниципальные предприятия, перепродавцы и другие организации, осуществляющие услуги по передаче электроэнергии потребителям.

26. По строке 110 энергоснабжающие организации показывают в действующих ценах объем услуг по передаче электрической энергии, отпущенной в электрическую сеть, потребителям - субъектам федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ, в фактических ценах без налога на добавленную стоимость, затраты на оказание услуг энергоснабжающими организациями по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей - субъектов ФОРЭМ.

27. По строке 111 отражается в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость) объем услуг, оказанных энергоснабжающей организацией по передаче электрической энергии потребителям от других поставщиков, затраты на услуги по передаче электрической энергии потребителям, получающим электрическую энергию от других поставщиков.

28. По строке 112 учитывается в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость) объем услуг, оказанных энергоснабжающей организацией по передаче тепловой энергии по тепловым сетям потребителям и затраты на передачу тепловой энергии потребителям. По этой строке не отражается стоимость произведенной собственными силами и покупной тепловой энергии. Данная строка заполняется АО - энерго, районными котельными муниципального подчинения, тепловыми сетями, промышленными и другими организациями, имеющими на своем балансе котельные, бойлерные и тепловые сети.

Особенности заполнения отдельных показателей организациями РАО "ЕЭС России"

29. По строке 22 организации системы РАО "ЕЭС России" отражают покупную энергию всех видов:

Электрическую энергию (мощность), приобретенную на оптовом рынке и (или) от других производителей для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи, а также на технологические цели, - исходя из утвержденных в установленном порядке баланса электрической энергии и мощности и тарифов на электрическую энергию; тепловую энергию (мощность) от сторонних производителей тепла - исходя из планируемых объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;

Электрическую и тепловую энергию, приобретенную на хозяйственные (производственные) нужды, - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования.

Стоимость энергии всех видов включается в данные строк 02 - себестоимость продукции (работ, услуг), 03 - затраты на производство, реализацию продукции (работ, услуг), 04 - материальные затраты.

По свободной строке 62 предприятия электроэнергетики, входящие в систему РАО "ЕЭС России" (из строки 22), отражают стоимость покупной электрической энергии (мощности) и покупного тепла, получаемых от энергоснабжающих организаций (в том числе от блокстанций) Единой энергетической системы с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), а по свободной строке 63 отражают стоимость топлива (из строки 17) на технологические цели по производству электрической энергии и отпуску тепловой энергии.

С введением настоящей инструкции отменяется действие на территории Российской Федерации Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.03.98 N 32 (с дополнениями и изменениями от 09.03.99 N 16).

Управление статистики предприятий и
структурных обследований

---

"Новая бухгалтерия", 2010, N 5

Начиная с отчетности за I квартал 2010 г. организации представляют обновленную статистическую форму N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)". Росстат в феврале утвердил новые Указания по ее применению, которые также необходимо применять с I квартала 2010 г. Ведомство пошло по легкому пути и решило не вносить скрупулезно поправки в имеющийся документ, а заменить одним махом все. Посмотрим, что же изменилось на самом деле.

Из-за двух слов заменили всю форму

Квартальная форма N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)" представляется за I квартал, полугодие и девять месяцев не позднее 30-го числа после отчетного периода. Ее сдают все юридические лица (коммерческие и некоммерческие, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону), кроме малых предприятий, "упрощенцев", бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций.

В 2009 г. организации представляли форму N 5-З, утвержденную Приказом Росстата от 23.09.2008 N 235. В 2010 г. необходимо сдавать форму N 5-З, утвержденную Приказом Росстата от 28.07.2009 N 153 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий". Напоминаем, что вместе с данной формой были обновлены формы N 1-предприятие, N 4-ТЭР, N 6-ТП (гидро), N 6-ТП, N 1-кооператив, N 1-ХО, N ПМ-пром, N П-5 (м), Приложение 2 к форме N П-1, N 1-ИП (мес).

Когда смотришь на старую и новую формы N 5-З, вспоминаешь детскую забаву типа "найди семь различий". Сразу найти отличия не получается. Потратив достаточное количество времени, мы все-таки нашли их в наименованиях показателей строк 1 и 2.

Строка 1: "Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)".

Строка 2: "Продано товаров несобственного производства (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)".

В 2009 г. вместо слов "и аналогичных обязательных платежей" в строках 1 и 2 использовалось словосочетание "и других аналогичных платежей". Чисто техническое изменение: формулировка приведена в соответствие с формулировкой отчета о прибылях и убытках (бухгалтерской формы N 2).

Важно. Если организации представляют искаженные статистические данные или нарушают сроки представления отчетности, органы статистики вправе взыскать с таких организаций ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" в редакции от 30.12.2001). На ответственных должностных лиц таких организаций может быть наложен административный штраф от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).

Для стратегических предприятий добавился адресат

Приказом Росстата от 18.11.2009 N 260 установлен дополнительный адрес представления формы N 5-З (помимо представления территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу). С 2010 г. организации промышленного и оборонно-промышленного комплексов (по перечню, определяемому Минпромторгом России) должны также представлять указанную форму Министерству промышленности и торговли РФ.

Сказанное относится и к другим формам федерального статистического наблюдения (в скобках приведены реквизиты Приказов Росстата, которыми утверждены соответствующие формы): N 1-БЗ (инвестиции), N С-2 (от 14.08.2008 N 189, от 10.07.2009 N 132); N 1-лицензия (от 20.08.2008 N 199, от 20.08.2009 N 179); N БМ (от 23.09.2008 N 235, от 28.07.2009 N 153); N П-2, N 11 (от 10.07.2009 N 132); N 3-Ф (от 15.07.2009 N 138); N П-3 (от 16.07.2009 N 139); N 1-предприятие, N 5-З (от 28.07.2009 N 153); N 7-травматизм (от 07.08.2009 N 163); N 1-торги (от 20.08.2009 N 178); N П-4, N 1-Т, N 1-Т (условия труда) (от 26.08.2009 N 184); N П-1, N П-4 (НЗ) (от 14.10.2009 N 226); N 2-наука, N 1-технология, N 4-инновация (от 30.10.2009 N 237).

Указания вместо Порядка

Приказом Росстата от 11.02.2010 N 86 утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)" (далее - новые Указания). Постановление Росстата от 15.02.2007 N 20 (в ред. от 12.02.2008), которым был утвержден Порядок заполнения и представления указанной старой формы (далее - старый Порядок), утратило силу.

Мы обнаружили около полусотни изменений, среди них весьма важные смысловые. На них и сосредоточим особое внимание.

В общей части новых Указаний появилась фраза, что руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица. На самом деле это необходимо было делать и раньше, причем в отношении всей статистической отчетности, в силу п. 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620.

В старом Порядке имелся п. 4 следующего содержания: "Форма служит только для получения сводной статистической информации. Она не может быть использована в налоговых целях и предоставлена другим коммерческим организациям". В новых Указаниях подобной нормы нет (соответственно, в новых Указаниях все пункты смещены на один назад по сравнению со старым Порядком). Сможет ли теперь территориальный орган статистики вашу форму N 5-З без вашего согласия предоставлять за плату другим организациям? Вряд ли. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа (за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами). На самой форме имеется гриф "Конфиденциальность гарантируется получателем информации". Непонятно, зачем положение п. 4 было изъято при составлении новых Указаний.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению указаний по заполнению показателей разд. I формы, отметим, что указания по заполнению показателей разд. II "Сведения о производстве электрической и (или) тепловой энергии, услугах по передаче и затратах на их производство и передачу" остались без изменений. Однако имеющиеся в старом Порядке Особенности заполнения отдельных показателей организациями ОАО РАО "ЕЭС России" не вошли в новые Указания (напомним, что РАО "ЕЭС" было реорганизовано и фактически прекратило свое существование).

Теперь переходим непосредственно к изменениям указаний по заполнению численных показателей разд. I формы. В этом разделе по строке 01 отражается объем проданных товаров собственного производства, работ и услуг, по строке 02 - стоимость реализованных покупных товаров несобственного производства. Все последующие строки раздела отражают расходную часть деятельности отчитывающейся организации.

Объем продаж товаров, работ и услуг собственного производства

По строке 01 приводится объем отгруженных или отпущенных в порядке продажи, прямого обмена (по договору мены), товарного кредита всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), включая суммы возмещения из бюджетов всех уровней на покрытие льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ. О заполнении строки 01 сказано в п. 8 новых Указаний, а ранее говорилось в п. 9 старого Порядка.

Под объемом отгруженных товаров в новых Указаниях понимается стоимость всех товаров, произведенных данным юридическим лицом и фактически отгруженных (переданных) в отчетном периоде на сторону (другим юридическим и физическим лицам, а также предоставленных своим работникам в счет оплаты труда), включая товары, сданные по акту заказчику на месте независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет. В старом Порядке прямо не упоминалась зарплата в натуральной форме, поэтому существовало два разных мнения о необходимости ее отражения в качестве отгрузки физлицам на сторону.

Согласно новым Указаниям при отгрузке товара иногороднему получателю моментом отгрузки считается дата сдачи его органу транспорта или связи, определяемая датой на документе (товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, железнодорожной квитанции, путевом листе и так далее), удостоверяющем факт приема груза к перевозке привлеченной организацией или собственным транспортным подразделением, или документе органа связи. В старом Порядке вместо выделенных жирным шрифтом слов использовалось словосочетание "транспортной организацией". В результате при формальном прочтении можно было понять, что передача продукции своему транспортному подразделению для доставки по назначению не характеризует момент отгрузки.

Также в новых Указаниях появилось добавление: "В объем отгруженных товаров стоимость доставки товара от станции отправления до станции назначения не включается". Действительно, соблазн включить доставку в объем отгрузки присутствовал ранее, несмотря на наличие отдельной расходной строки 41 "Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, из них: по транспортировке грузов" в форме N 5-З.

Для удобства изменения в особенностях определения показателя строки 01 для различных видов деятельности мы поместили в таблицу. Обратите внимание, что мы не рассматриваем изменения чисто редакционного плана (когда, например, "и др." заменяют на "и других договоров").

Изменения в правилах заполнения строки 01 формы N 5-З

Положения п. 9 старого
Порядка
Положения п. 8 новых Указаний
1 2
Общепит
По строке 01 отражается
также стоимость
кулинарных изделий и
кулинарных
полуфабрикатов,
реализованных через
объекты розничной
торговли (магазины и
отделы кулинарии,
павильоны, палатки)
организаций
общественного питания
По строке 01 отражается также стоимость
кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов,
реализованных организациями общественного
питания через свои объекты розничной торговли
(магазины и отделы кулинарии, павильоны,
палатки)
Строительство
Работы и услуги
строительного характера
(включая ремонтно-
строительные),
выполненные собственными
силами, отражаются по
строке 01 на основании
установленных документов
о приемке их заказчиками
(форма N КС-3 "Справка о
стоимости выполненных
работ и затрат")
Работы и услуги строительного характера (включая
ремонтно-строительные) не для собственного
потребления, выполненные собственными силами,
отражаются по строке 01 на основании
установленных документов о приемке их
заказчиками (форма N КС-3 "Справка о стоимости
выполненных работ и затрат")
Если организация
производит строительные,
монтажные и другие
работы с использованием
материалов,
произведенных подсобными
подразделениями данной
организации, то
стоимость этих
материалов не
исключается из объема
работ, выполненных
собственными силами по
договорам строительного
подряда
Если организация производит строительные,
монтажные и другие работы с использованием
материалов, произведенных подразделениями данной
организации, то стоимость этих материалов не
исключается из объема работ, выполненных
собственными силами по договорам строительного
подряда
По строке 01 также
отражаются объемы
выполненных работ
организацией, являющейся
заказчиком
(застройщиком) и
одновременно
осуществляющей
строительство объектов
собственными силами, в
том числе с привлечением
средств дольщиков
(юридических и
физических лиц) для
последующей продажи и
обеспечения договоров
долевого строительства
При совмещении организацией функций подрядчика и
заказчика (застройщика) независимо от принятой
учетной политики при формировании затрат на
строительство жилых домов на счете 20 "Основное
производство" с последующим отнесением на
счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" либо
только на счете 08 без предварительного учета на
счете 20 стоимость работ и услуг строительного
характера, выполненных собственными силами,
отражается в данном разделе по строке 01.
Прибыль, полученная при продаже жилых домов и
нежилых зданий другим юридическим и физическим
лицам (включая дольщиков), относится к виду
деятельности "строительство" и соответственно
отражается в данном разделе по строке 01
Жилищно-коммунальное хозяйство
Организации,
осуществляющие только
начисление и сбор
коммунальных платежей и
непосредственно не
занимающиеся снабжением
населения электрической
и тепловой энергией,
природным газом и водой,
по строке 01 показывают
сумму комиссионного
вознаграждения за
оказание данной услуги.
По коммунальным услугам
отражаются суммы
начисленных платежей за
выполнение этих услуг.
Услуги по эксплуатации и
содержанию жилого фонда
отражаются по данной
строке в размере общей
суммы доходов от
реализации услуг всем
потребителям (эта
величина не учитывает
компенсацию разницы
между экономически
обоснованными тарифами и
действующими тарифами из
бюджетов всех уровней и
компенсацию затрат из
федерального бюджета на
содержание объектов
жилищно-коммунального
хозяйства, принятых в
муниципальную
собственность, - эти
величины относятся к
субсидиям из бюджета)
Управляющая организация в сфере ЖКХ по строке 01
показывает общую сумму доходов от реализации
услуг всем потребителям, выполненных
собственными силами, в том числе с привлечением
сторонних организаций, по эксплуатации,
содержанию и ремонту жилого фонда,
предоставлению коммунальных услуг (включая
стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных у
ресурсоснабжающей организации, независимо от
того, на каком счете бухгалтерского учета
отражено их приобретение). По объектам ЖКХ,
принятым в муниципальную собственность, не
учитываются субсидии из бюджетов всех уровней,
которые компенсируют разницу между экономически
обоснованными и действующими тарифами.
ТСЖ и ЖСК по данной строке (в случае, если они
не являются управляющими организациями по
отношению к собственникам помещений в
многоквартирном доме) отражают доход от сдачи в
аренду общего имущества (помещений, мест под
рекламу и прочего), оказания консультационных и
иных информационных услуг другим юридическим и
физическим лицам, а также иных видов
деятельности по выполнению работ и оказанию
услуг на сторону. Деятельность ТСЖ по
эксплуатации, содержанию и ремонту жилого фонда
не отражается.
Организации, осуществляющие только начисление и
сбор коммунальных платежей, по строке 01
показывают сумму комиссионного вознаграждения.
Служба заказчика отражает доходы в зависимости
от выполняемых функций. При заключении договора
на управление многоквартирным домом (ст. 162 ЖК)
отчитывается как управляющая организация.
Если службой заказчика такой договор не
подписан, по строке 01 она показывает полученный
доход от выполненных работ и оказанных услуг
собственными силами по содержанию и эксплуатации
жилого фонда.
По строке 06 управляющая организация в сфере
ЖКХ, заключившая договор на управление
многоквартирным домом, оказывающая жилищно-
коммунальные услуги, должна отразить стоимость
коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды,
электроэнергии, газа, тепловой энергии),
приобретенных у ресурсоснабжающей организации
Туризм
По туроператорской
деятельности
показывается стоимость
реализованных населению
или организациям путевок
(туров).
По турагентской
деятельности отражается
либо размер
комиссионного
(агентского)
вознаграждения, либо
разница между продажной
и покупной стоимостями
путевки (тура)
По туроператорской деятельности показывается
стоимость сформированных и реализованных
населению или организациям туров (туристского
продукта).
По турагентской деятельности отражается либо
размер комиссионного (агентского)
вознаграждения, либо разница между продажной и
покупной стоимостями тура (турагент не
занимается формированием тура и не несет
ответственности перед туристами или иными
заказчиками, а только производит продвижение и
реализацию от своего имени туристского продукта,
приобретенного у туроператора, или реализацию
туристского продукта на основании агентского
договора от имени и по поручению туроператора)
Сдача в аренду
В доход от сдачи в аренду кроме арендной платы
включаются все другие платежи арендаторов,
связанные с получением имущества в аренду (за
электроэнергию, тепловую энергию, воду и
другие), в случае если они не вошли в арендную
плату
Финансовая деятельность
Если нефинансовая организация наряду с другими
видами деятельности оказывает услуги по
финансовой деятельности и выручка признается в
бухгалтерском учете как доходы от обычных видов
деятельности, то стоимость этих услуг должна
найти отражение в строке 01.
Например , за оказываемые услуги в форме
финансовой аренды (лизинга) отражаются
получаемые лизинговые платежи (без выкупной
стоимости предмета лизинга)
Игровой бизнес
Организации,
осуществляющие
деятельность по
организации азартных
игр, по строке 01
отражают валовой доход,
представляющий собой
разницу между стоимостью
проданных жетонов,
платой за вход и суммой
выплат по выигрышам (без
НДС и аналогичных
обязательных платежей)
Организации, осуществляющие деятельность по
организации азартных игр (код ОКВЭД 92.71), по
строке 01 отражают валовый доход, представляющий
собой разницу между стоимостью проданных
жетонов, платой за вход и суммой выплат по
выигрышам (без НДС и аналогичных обязательных
платежей)
Транспорт и связь
Стоимость проездных билетов, талонов на все виды
транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт,
карт экспресс-оплаты услуг связи включается в
общий объем оказываемых услуг на сторону,
отражаемый по строке 01 теми организациями,
которые осуществляют эти виды деятельности.
Например , транспортные организации,
осуществляющие пассажирские перевозки по талонам
и проездным билетам, организации связи,
предоставляющие свои услуги по телефонным картам
и картам экспресс-оплаты
НКО
Не отражаются по строке 01 в том числе целевые
поступления некоммерческих организаций (членские
взносы, паевые взносы, пожертвования, гранты и
тому подобное)

Арендодателям следует обратить внимание на включение в объем услуг по аренде сумм коммунальных платежей, возмещаемых арендаторами. Однако надо учитывать, что такой порядок, на наш взгляд, может быть справедлив в ситуации, когда абонентом услуг считается арендодатель, а не арендатор.

Если же абонентом является арендатор, а арендодатель лишь выполняет функции посредника по сбору платежей, тогда арендодатель не должен включать платежи в объем услуг по аренде. Такой посредник по коммунальным платежам включает в показатель строки 01 сумму посреднического вознаграждения.

Как видим, больше всего изменений относится к строительной деятельности и к сфере ЖКХ. Например , определены особенности заполнения строки 01 отдельно для различных субъектов ЖКХ: службы заказчика, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.

Объем продаж покупных товаров

Переходим к изменениям в особенностях заполнения строки 02 "Продано товаров несобственного производства (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" формы N 5-З.

По данной строке записывается продажная стоимость не только реализованных товаров, приобретенных на стороне непосредственно для перепродажи, но и любых реализованных материально-производственных запасов несобственного производства, не использованных в производстве. В том числе отраженная по дебету счета 91 в корреспонденции с кредитом счетов 10 и 11 (по совокупности всех возможных корреспонденций счетов из этой группы).

Данные по строке 02 приводятся в продажных фактических ценах без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Не показывается по данной строке продажа собственных основных средств, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг.

Согласно новым Указаниям "по строке 02 показывается перепродажа энергии, газа, воды с привлечением для их транспортировки сторонних организаций". В старом Порядке было: "...по строке 02 показывается перепродажа энергии, газа, воды (без осуществления их транспортировки собственными силами)". Можно подумать, что изменений практически нет. Однако, на наш взгляд, применена более узкая формулировка. Прежняя допускала включать в строку перепродажу для ситуаций, когда транспортировку осуществлял покупатель. Понятие "сторонние организации", по нашему мнению, не включает в себя вторую сторону договора - покупателя энергии, газа, воды.

В старом Порядке говорилось, что стоимость проданного газообразного топлива отражают по строке 02 организации, осуществляющие перепродажу приобретенного на стороне газообразного топлива:

  • газораспределительным организациям;
  • организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим очистку газа от примесей, производство сжиженного газа или закачку газа в баллоны.

Теперь в новых Указаниях к перепродаже добавлено: "организации, осуществляющие экспорт приобретенного на стороне газообразного топлива". Действительно, ранее иностранные покупатели могли не вписываться в понятие "газораспределительные организации".

Особенности отражения материальных затрат

Материальные затраты отражаются по строкам 03 - 20 формы N 5-З. Изменения затронули заполнение только небольшой части этих строк.

Так, согласно новым Указаниям по строке 03 организации, осуществляющие перепродажу покупной энергии (электрической, тепловой), газа, воды, отражают их покупную стоимость. В старом Порядке вместо слова "перепродажа" использовалось "продажа". На наш взгляд, эти слова в данном контексте не отличаются друг от друга.

По строке 15 приводится стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды организации (освещение, отопление зданий и другие нужды). По строке 16 показывается стоимость электрической энергии, из которой по строке 17 выделяется стоимость приобретенной на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (ОРЭМ), строку 17 заполняют организации, имеющие статус субъекта оптового рынка согласно действующему законодательству, в строке 18 указывается стоимость тепловой энергии. Иными словами, в данных строках отражается приобретенная энергия, использованная в производстве (по фактически начисленным платежам), отнесенная на затраты производства в отчетном периоде, по стоимости, учтенной по дебету бухгалтерских счетов затрат 20, 23 (25, 26), 29 и 44 в корреспонденции с кредитом счета 60 (76) (по совокупности всех возможных корреспонденций счетов данной группы) (п. 17 новых Указаний). В старом Порядке не пояснялось, кто должен заполнять строку 17.

Отметим, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка (субъекта ОРЭМ), участника обращения электрической энергии на оптовом рынке регулируется ст. 35 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 23.11.2009) и разд. II Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 (в ред. от 04.03.2010).

Налоги, взносы, страховые платежи

В связи с реформой обязательного социального страхования и заменой ЕСН на страховые взносы во внебюджетные фонды в новых Указаниях предусмотрены особенности заполнения строки 26 формы. Теперь по данной строке показываются суммы начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Это суммы, учтенные по дебету счетов затрат 20, 23 (25, 26), 29 и 44 в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счета 69 (68) (по совокупности всех возможных корреспонденций счетов из этой группы). Здесь зачем-то вставили в скобках счет 68, хотя он больше подходил для упраздненного ЕСН.

Как и прежде, организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, применяющие упрощенную систему налогообложения, в строке 26 показывают сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Напоминаем, что "спецрежимники" в 2010 г. уплачивают страховые взносы по льготным тарифам (фактически только 14% в ПФР). Однако с 2011 г. они не будут ничем отличаться от других плательщиков страховых взносов, и тогда данное правило заполнения строки 26 для них утратит смысл.

По строке 35 отражаются суммы налогов и сборов, государственных пошлин, платежей и других обязательных отчислений, начисленные в соответствии с установленным законодательством порядком и учитываемые в составе затрат на производство продукции, товаров, работ, услуг (водный налог, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный налог, платежи за загрязнение окружающей природной среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, уровни вредного воздействия, лимиты размещения отходов и др.).

В данной строке не отражаются налоги, начисляемые исходя из финансовых результатов деятельности организации (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, ЕНВД, ЕСХН, единый налог при УСН).

Согласно новым Указаниям в строке 35 также не отражаются ЕСН (ныне упраздненный), суммы НДС, акцизов, таможенных и экспортных пошлин, суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей, уплаченных по условиям реструктуризации долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также суммы налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам.

Таким образом, из платежей-исключений изъят налог на имущество, поэтому его следует учитывать по строке 35. На наш взгляд, в старом Порядке этот налог входил в число исключений ошибочно. Ведь он не начисляется исходя из финансовых результатов.

По строке 32, как и прежде, показываются начисленные платежи по обязательному страхованию различных видов (кроме взносов на обязательное социальное страхование, учитываемых по строке 26, и платежей по добровольному страхованию, учитываемых по строке 32 формы).

В соответствии с п. 29 новых Указаний по строке 32 формы N 5-З показываются начисленные добровольные страховые платежи, производимые по законодательству РФ и учитываемые на счетах производственных затрат, в частности, по договорам:

  • страхования имущества, используемого при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
  • страхования ответственности за причинение вреда;
  • страхования рисков;
  • негосударственного пенсионного обеспечения в пользу работников (обратите внимание, что расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение отражаются именно по строке 32, а не по строке 26).

По данной строке не отражаются добровольные медицинские и другие страховые платежи, осуществляемые за счет прибыли и других целевых поступлений организации. Таким образом, по строке 32 отражаются указанные платежи, учтенные по дебету счетов затрат 20, 23 (25, 26), 29 и 44 в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счета 76 (по совокупности всех возможных корреспонденций счетов из этой группы).

Отметим, что в старом Порядке не были четко поименованы виды страхования и не указывалось негосударственное пенсионное обеспечение.

Изменения в особенностях отражения остатков МПЗ, ГП, НЗП

Стоимость остатков МПЗ на складах отражается по строкам 21 (начало отчетного периода) и 22 (конец периода). При строительной деятельности по этим строкам учитываются остатки МПЗ (сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий) на приобъектных складах, стройплощадках.

В старом Порядке в этой фразе перед словом "остатки" присутствовало смущающее бухгалтеров строительных организаций слово "также".

По строкам 52 и 53 показываются остатки готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции собственного производства соответственно на начало и конец отчетного года (по фактической себестоимости) (сальдо бухгалтерского счета 43). Продукция основных, вспомогательных, обслуживающих производств сельскохозяйственных организаций, учитываемая на субсчетах 43-3 "Промышленные производства" и 43-4 "Прочие основные производства", также отражается по данной строке.

Изделия собственного производства, учтенные на бухгалтерском счете 10 "Материалы" и используемые внутри предприятия для осуществления уставной деятельности, не отражаются по этой строке.

Согласно новым Указаниям остатки продукции общественного питания по строкам 52 и 53 не приводятся.

В старом Порядке говорилось иначе: "Организации общепита данные строки не заполняют". Почувствуйте разницу. Промышленные предприятия не являются организациями общепита, но могут иметь подразделения - столовые. Продукция этих столовых не должна отражаться как готовая продукция.

По строкам 54 и 55 отражается остаток НЗП, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки или стоимость продукции, не прошедшей всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом, соответственно на начало и конец отчетного периода (сумма дебетовых остатков бухгалтерских счетов 20, 21, 23 и 29).

Подрядные организации, осуществляющие строительную деятельность, в силу новых Указаний по этим строкам показывают затраты подрядчика (без затрат по субподрядным работам) на объектах строительства по выполненным, но не сданным в установленном порядке заказчику работам. Раньше затраты по субподрядным работам не изымались. Отметим, что в новых Указаниях не поясняется, в какой строке формы фиксируются эти затраты, относящиеся по сути к строительному НЗП.

Появились совершенно новые требования для организаций, осуществляющих научно-технические разработки. По строкам 54 и 55 они указывают затраты по незаконченной научно-технической продукции, произведенной собственными силами (без затрат по работам, выполненным на договорных условиях сторонними учреждениями и предприятиями).

Про другие затраты

По строке 40 формы N 5-З отражаются расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, которые включаются в расходы на производство товаров, продукции, работ, услуг. Из строки 40 по строкам 41, 43 - 45 выделяются данные по отдельным видам услуг.

Показатель строки 41 - "из них: по транспортировке грузов". Из него выделяется показатель строки 42 - "в том числе: оплата услуг магистрального грузового железнодорожного транспорта (без расходов, указанных в строке 09)". В строку 41 вносится оплата транспортных услуг сторонних организаций по доставке отгруженной продукции (товаров) до станции (порта, пристани) отправления в соответствии с условиями договоров (контрактов) и транспортировке, осуществляемых организациями магистрального грузового железнодорожного (без расходов, указанных по строке 09), автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного транспорта, а также по перевозке грузов внутри предприятия (перемещение сырья, материалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов со склада в цех и доставка готовой продукции на склады хранения).

Согласно новым Указаниям "расходы поставщика по транспортировке отгруженной продукции (товаров) от станции отправления до станции назначения по строкам 41 и 42 не отражаются". На наш взгляд, этой фразой поясняется словосочетание "без расходов, указанных в строке 09". Ведь по строке 09 показываются именно "расходы на транспортировку, хранение и доставку грузов, осуществляемые магистральным грузовым железнодорожным транспортом", относящиеся к расходам на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих. Таким образом, в строках 41 и 42 указываются транспортные расходы при доставке покупателю и при внутрипроизводственных перевозках.

Далее. По строке 47 записываются произведенные непосредственно самой организацией, без привлечения сторонних организаций, расходы, связанные с производством и продажей продукции (товаров, работ, услуг), но по своему характеру прямо не относящиеся ни к одной из перечисленных по строкам 03, 06, 10, 15, 19, 23, 24, 26 - 35, 39, 40, 46 составляющих расходов на производство. Например , при включении в затраты на производство продукции (товаров, работ, услуг) соответствующей доли расходов зарезервированных сумм. В старом Порядке приводился открытый перечень распространенных резервов.

Справочно - субсидии

Показатели строк 60 - 66 формы N 5-З приводятся в справочном порядке. Значительно изменились правила заполнения показателей строк 63 "Субсидии из бюджета, связанные с текущим производством" и 64 "в том числе на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)".

В частности, по строке 63 отражаются субсидии из бюджетов, связанные с текущим производством. К ним относятся бюджетные средства на финансирование всех текущих расходов (на приобретение материально-производственных запасов, оплату труда работников и другие расходы аналогичного характера), отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов. Кроме того, по этой строке показываются возмещения на покрытие убытков, возникающих при продаже товаров (услуг) по регулируемым государством ценам и тарифам. Хотя по сравнению со старым Порядком вид указания мало узнаваем, обратите внимание, что раньше слово "бюджета" употреблялось в единственном числе. Можно было трактовать даже так, что речь идет лишь о федеральных субсидиях. Эта досадная неточность устранена.

Суммы, полученные из бюджета на оплату льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, в строку 63 не включаются. В новых Указаниях приводятся примеры: суммы, связанные с отпуском лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам, с оплатой проезда на транспорте и жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и т.п.

По строке 64 из строки 63 выделяются субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже юридическим лицам и населению товаров (услуг) по регулируемым государством тарифам, не покрывающим издержки, в случае, когда цена продажи определяется решением органа государственной власти (покрытие убытков от продажи товаров или оказания услуг по ценам ниже себестоимости, возмещение плановых убытков предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства и другие платежи аналогичного характера).

Обратите внимание: в силу новых Указаний организации по строке 63 отражают субсидии, причитающиеся к получению по расчету за год. В старом Порядке говорилось: "причитающиеся к получению по расчету за период". Помимо этого для сельскохозяйственных организаций был предусмотрен особый порядок отражения: они должны были показывать не причитающиеся к получению, а фактически полученные суммы.

В старом Порядке имелся также особый абзац-исключение: "Субсидии долговременного характера, выделяемые на развитие производства (например, на улучшение работы коллекторов, канализационных, водопроводных сетей и т.п.), и субсидии, которые предприятия получают от государственных учреждений, в связи с использованием основных фондов, рабочей силы, в строку 63 не включаются". Теперь его нет. Однако долговременный характер субсидии не имеет значения. Для отражения ее по строкам 63 и 64 важен текущий характер, чтобы она не была связана с финансированием капитального строительства, освоением новых производств и другими капитальными расходами.

1. Форму федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)" (квартальная) предоставляют все юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций).

Юридические лица предоставляют указанную форму федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения форма федерального статистического наблюдения предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

2. В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и другим структурным подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по форме федерального статистического наблюдения. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений.

Если юридическое лицо осуществляет одновременно свою обычную деятельность и совместную деятельность по договорам простого товарищества, и ему, как одному из товарищей участников, в соответствии с установленным законодательством порядком поручено ведение общих дел в соответствии с договором о совместной деятельности, то такое предприятие заполняет и предоставляет отдельно форму за выполнение своей обычной деятельности и форму - за совместно осуществляемую деятельность.

Организации, осуществляющие доверительное управление предприятием как целым имущественным комплексом, составляют и предоставляют отчетность о деятельности предприятия, находящегося у них в доверительном управлении.

Организации, осуществляющие доверительное управление отдельными объектами имущества, предоставляют учредителям управления необходимые сведения об их имуществе. Учредители управления составляют свою отчетность с учетом сведений, полученных от доверительного управляющего.

Одновременно организации, осуществляющие доверительное управление, составляют и предоставляют отчетность о деятельности имущественного комплекса, находящегося в их собственности.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) отражают данные только по деятельности, учитываемой на балансе объединения, и не включают данные по юридическим лицам, являющимся членами этого объединения.

Дочерние и зависимые хозяйственные общества предоставляют форму на общих основаниях. Основное хозяйственное общество или товарищество, имеющее дочерние или зависимые общества, не включает в форму сведения по дочерним и зависимым обществам.

Временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода имело место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, форму предоставляют на общих основаниях с указанием времени, с которого они не работают.

3. Данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в форме за отчетный период, должны совпадать с аналогичными данными формы, предоставленной за этот же период в прошлом году, кроме случаев реорганизации юридического лица, изменения методологии формирования показателей или уточнения данных за прошлый год. Все случаи расхождения данных за одни и те же периоды, но приведенные в разных формах, должны быть объяснены в пояснении к форме.

Если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица или методологии исчисления показателей, то в форме данные за предыдущий период приводятся исходя из новой структуры юридического лица или методологии, принятой в отчетном периоде.

4. Сведения предоставляются в сроки и адреса, указанные на бланке формы.

В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование (аббревиатура).

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом.

Если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес.

Отчитывающаяся организация проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.

5. Форма предоставляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала года (за I квартал, I полугодие, 9 месяцев).

6. В разделе 1 формы отражаются общие экономические показатели об отгрузке товаров собственного производства, выполненных собственными силами работах и услугах, продаже товаров несобственного производства, о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг), включая расходы на приобретение товаров для перепродажи.

В графах 1 и 2 отражаются данные в целом по юридическому лицу по всем видам экономической деятельности.

7. Формирование общих экономических показателей по отгрузке, продаже, затратам, их составным частям и отражение этих показателей по соответствующим строкам формы осуществляется на основании данных бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) соответствующих видов экономической деятельности.

8. Показатели раздела 2 "Сведения о производстве электрической и (или) тепловой энергии, услугах по передаче и затратах на их производство и передачу" заполняются в соответствии с действующими инструктивными положениями по раздельному учету расходов, связанных с производством и услугами по передаче энергии, утвержденных органом, регулирующим деятельность в области энергетики и электрификации.

9. Подробное описание по заполнению показателей формы размещены на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.gks.ru/Информация для респондентов/Формы федерального статистического наблюдения/Альбом форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляется в системе Федеральной службы государственной статистики/Финансы.

В форме 5-З отражается информация о затратах в процессе производства товаров или предоставления услуг. Она должна быть предоставлена в территориальное отделение Росстата.

Кто сдает и в какие сроки

Сдавать рассматриваемый документ должны только юридические лица . На индивидуальных предпринимателей обязанность не распространяется. Некоторые категории фирм не должны сдавать данную форму:

  1. Предприятия малого бизнеса.
  2. Государственные учреждения или бюджетные организации.
  3. Финансово-кредитная деятельность.

Если нужно прояснить вопрос, относится ли конкретная фирма к сфере малого бизнеса, это можно сделать на сайте Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru/ . Поскольку все организации рассматриваемого типа внесены в специальный общегосударственный реестр, можно точно сказать, является ли конкретное предприятие субъектом малого бизнеса. При этом на соответствующей странице указывается дата, на которую актуальна предоставляемая информация.

На сайте Росстата http://www.gks.ru/ предоставлена возможность сделать запрос о том, какая именно статистическая отчётность является обязательной для конкретной фирмы . Сделав соответствующий запрос, можно получить полный список обязательной статистической отчётности.

Рассматриваемый вид отчётности сдаётся после каждого квартала . Срок сдачи оканчивается 30 числом месяца, который следует за отчётным. В тех ситуациях, когда указанная дата приходится на нерабочий день, срок сдачи продлевается до первого рабочего дня . В течение года сдача происходит трижды: за первый квартал, полугодие и за девять месяцев.

Отчётность, подготовленная для сдачи, должна состоять из:

  1. «Общие экономические показатели» . В этом разделе указываются основные данные об объёме отгруженных покупателям товаров, а также предоставляется информация об оказанных услугах и выполненных для заказчиков работах. Также даётся информация о произведённых при этом затратах.
  2. Раздел специализированного характера . Здесь освещаются вопросы о производстве таких видов энергии, как тепловая и электрическая. При этом должны быть указаны затраты на производство и передачу потребителям.

Сайт Росстата предоставляет возможность скачать бланк для заполнения и сдачи. При этом можно быть уверенным, что эта форма учитывает актуальные изменения в законодательстве.

Численные показатели нужно указывать в тысячах рублей. Данные первого раздела нужно указывать в соответствии с данными бухгалтерского учёта. Во втором используются цифры специального раздельного учёта при производстве электрической и тепловой энергии. Порядок ведения определяется нормативными актами местных органов власти.

Сначала необходимо правильно заполнить титульный лист формы. В соответствующие графы заносится следующая информация :

  1. Отчётный период, за который предоставляется информация.
  2. Название организации. При этом необходимо указать как краткое, так и полное.
  3. Юридический адрес фирмы. При этом необходимо указать фактическое местоположение предприятия.
  4. Коды ОКПО и ОКВЭД.

Заполнение происходит таким образом, чтобы был отражён нарастающий итог с начала года. Указываются не только текущие данные, приводится для сравнения аналогичная информация, относящаяся к такому же периоду за прошлый год.

Кроме данных по отгруженным товарам, выполненным работам, услугам, подробно рассматриваются различные виды затрат. Они рассматриваются по категориям:

  1. Связанные со страхованием.
  2. Покупка товаров с целью дальнейшей перепродажи.
  3. Приобретение материалов, комплектующих и полуфабрикатов для собственного производства.
  4. Выплаты за аренду помещений или оборудования.
  5. Представительские расходы.
  6. Иные расходы.

Также необходимо указать величину остатков на складах предприятия. Включаются следующие разделы :

  1. Готовая продукция, которая пока ещё не была отгружена.
  2. Неиспользованные для работы материалы и комплектующие.
  3. Купленные, но не проданные товары, приобретённые для торговли.
  4. Остатки, относящиеся к продукции, чьё изготовление не закончено.

Кроме этого в отчёт включаются данные по амортизации нематериальных активов и основных средств. Также учитываются суммы тех налогов, которые должны быть включены в стоимость продукции.

В тех случаях, когда у фирмы имеются отдельные филиалы, а также обособленные подразделения, они не подают отдельную форму. Их цифры включаются в состав отчётности по всему предприятию.

Ситуация для филиалов иностранных фирм, расположенных на территории Российской Федерации, другая. Они ведут хозяйственную деятельность как отдельные фирмы и подчиняются соответствующим законам. В данном случае они обязаны подавать форму 5-З.

Если отчётные документы составлены и оформлены, сдать их в Росстат можно несколькими различными способами :

  1. Наиболее распространённый вариант, когда бумаги доставляет специально уполномоченное лицо. При этом на него должна быть оформлена соответствующая доверенность. Это также может сделать руководитель фирмы.
  2. Допустимой является ситуация, когда отчёт направляется почтовым отправлением. При этом нужно отправлять заказным письмом. Оно должно быть с описью вложения и с уведомлением о вручении.
  3. Если есть возможность, для сдачи можно воспользоваться специальными телекоммуникационными каналами связи.
  4. Существуют специальные системы Web-сбора. Используется система криптографической защиты передаваемой информации. Это можно сделать в одном из двух режимов: онлайн или оффлайн.

Система Web-сбора предоставляет клиентам ряд важных преимуществ :

  1. Бесплатное предоставление специального программного обеспечения.
  2. Возможность непосредственного заполнения через данную систему отчётных документов.
  3. Нет необходимости проводить дублирование сдаваемой отчётности на бумажных носителях.
  4. Обеспечивает полную конфиденциальность информации.
  5. Применяется встроенный контроль, который помогает на ранних этапах оформления обнаружить и исправить ошибки.
  6. При сдаче сокращаются не только временные, но транспортные и почтовые расходы.
  7. Предоставляется возможность просмотра ранее сданной отчётности.

Предоставление отчётности является обязательным для предприятия в течение всего срока существования. Если, например, фирма обанкротится, то это не отменяет тот факт, что она обязана сдавать рассматриваемую форму. Если этого сделано не будет, придётся заплатить соответствующий штраф.

Обязанность сдачи данной отчётности прекращается только после того, как произойдёт ликвидация фирмы в соответствии с требованиями законодательства.

Заключение

Если организация по какой-либо причине не сдала отчётность, то это является административным правонарушением и будет наказано штрафом. При сдаче с опозданием также будут применены штрафные санкции.

При этом организации при первом нарушении придётся заплатить сумму от 20 000 до 70 000 рублей , а должностным лицам — от 10 000 до 20 000 рублей .

Если предоставлены недостоверные данные, то может быть назначен такой же штраф.

Перечень отчетных форм, направляемых в Росстат, для каждого предприятия или ИП, как правило, индивидуален. Кто-то должен в 2018 г. подавать один или сразу несколько статотчетов, а кому-то не нужно сдавать ничего. О том, как узнать, какие отчеты в статистику в 2018 году должны быть сданы, что это за формы и какова ответственность за их непредставление, расскажем далее.

Кто должен отчитываться в Росстат

Статотчетность предусмотрена для любых субъектов бизнеса, независимо от вида их деятельности. Регулярно отчитываться обязаны крупные организации, зачастую они представляют сразу несколько отчетных форм. Представители малого и среднего бизнеса, а также микропредприятия сдают отчетность статистического учета, когда участвуют в сплошных статнаблюдениях раз в 5 лет, а в период между этим могут включаться в выборку Росстата по различным признакам – виду деятельности, объему выручки, численности и т.п. (постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 79).

Отчеты в рамках выборочных исследований могут подаваться ежеквартально или ежемесячно, а для микропредприятий допустима только годовая статистическая отчетность (п. 5 ст. 5 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Как узнать, по каким формам статистической отчетности нужно отчитываться

Сформировав выборку, территориальные органы Росстата обязаны уведомить ИП и организации, попавшие в нее, о необходимости сдачи соответствующих отчетов, а также предоставить бланки для заполнения. Если такого уведомления не было, ИП и фирмы могут самостоятельно выяснить, по каким формам им предстоит отчитаться в 2018г.

Как узнать в органе статистики, какие отчеты (по ИНН, ОГРН или ОКПО) нужно сдавать в 2018 г.? Самый простой и быстрый способ – зайти на сайт Росстата, на странице ]]> statreg.gks.ru ]]> указать свой статус (юрлицо, ИП, филиал и т.д.) и ввести в специальные поля один из перечисленных реквизитов. В итоге система сформирует список форм статотчетности, которые должно представить лицо, с указанием их наименования, периодичности и срока подачи. Если список форм статистической отчетности 2018 пуст, в Росстат в данном периоде отчитываться не нужно. Информация на сайте обновляется ежемесячно.

Также фирма или ИП может обратиться в территориальный орган Росстата с официальным письменным запросом списка отчетности, но это займет значительно больше времени (п. 2 письма Росстата от 22.01.2018 № 04-4-04-4/6-сми).

Статистические формы отчетности и сроки их сдачи

Статформы можно сгруппировать в зависимости от вида субъекта предпринимательства: например, статистическая отчетность ИП, микропредприятий, средних и малых фирм, крупных организаций, также существуют формы, по которым могут отчитываться все перечисленные субъекты.

Некоторая статистическая отчетность 2018 может предназначаться только для определенных отраслей деятельности: сельское хозяйство, розничная торговля, строительство и т.д. Также можно выделить статотчеты, представляемые по численности и составу персонала, объему выручки, произведенной продукции и т.п.

Для каждой статистической формы установлены свои сроки представления, нарушение которых грозит существенными штрафами (ст. 13.19 КоАП РФ): 10 – 20 тыс. руб. для должностных лиц, и 20-70 тыс. руб. для компании. Ответственность за повторное нарушение сроков сдачи статистической отчетности вырастет до 30-50 тыс. руб. для должностных ответственных лиц, и до 100-150 тыс. руб. для организации. Эти же штрафы действуют при подаче недостоверных статданных.

Если показатели для заполнения отчетности отсутствуют, Росстат необходимо уведомить об этом письмом, причем писать его следует каждый раз при наступлении очередной отчетной даты (п. 1 письма Росстата от 22.01.2018 № 04-4-04-4/6-сми).

Наряду со статистическими отчетами, юрлица обязаны представлять в Росстат экземпляр годовой бухотчетности. Бухгалтерская «статистическая» отчетность (в том числе по упрощенным формам) подается не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года (за 2017 г. срок – 02.04.2018 г.). За нарушение срока должностных лиц могут оштрафовать на 300-500 руб., а компанию на 3-5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Сдача статистической отчетности в 2018 году

Обратите внимание, что практически для любой экономической отрасли и вида деятельности разработано множество отчетных статформ. Здесь мы приводим для актуальной в 2018 г. статистической отчетности таблицы, некоторых из них со сроками предоставления.

Вид деятельности

Периодичность и срок подачи в Росстат

Статистическая отчетность в 2018 году, подаваемая независимо от вида деятельности:

микропредприятия

малые предприятия

Квартальная, 29 числа после отчетного квартала

юрлица, кроме СМП

1-Т (условия труда)

юрлица, кроме СМП

Все виды кроме розничной торговли (исключая торговлю автотранспортом)

юрлица, кроме СМП

1-Т (условия труда)

юрлица, кроме СМП

юрлица, кроме СМП

П-2 (инвест)

юрлица, кроме СМП

Месячная, 28 числа после отчетного месяца

Квартальная, 30 числа после квартала

юрлица, кроме СМП

Месячная, при ССЧ выше 15 чел. – 15 числа следующего месяца

Квартальная, при ССЧ 15 чел. и менее – 15 числа после отчетного квартала

юрлица с ССЧ выше 15 человек, кроме СМП

Квартальная, 8 числа после отчетного квартала

юрлица с ССЧ выше 15 человек, кроме СМП

Квартальная, 30 числа после отчетного квартала

юрлица, кроме СМП

Квартальная, 20 числа после отчетного квартала

Все виды, кроме страхования, банков, госучреждений, финансовых и кредитных организаций

юрлица, кроме СМП

Квартальная, 30 числа после отчетного периода (1кв., полугодие, 9 мес.)

юрлица, кроме СМП и некоммерческих организаций

Все виды, кроме страхования, НПФ, банков, госучреждений

юрлица, кроме СМП

юрлица, кроме СМП

Сдача статистической отчетности в сфере торговли:

Оптовая торговля

СМП, кроме микропредприятий

Месячная, 4 числа после отчетного месяца

1-конъюнктура

Розничная торговля

1-конъюнктура (опт)

Оптовая торговля

Квартальная, 10 день последнего месяца отчетного квартала

Торговля

юрлица, кроме микропредприятий

Оптовая и розничная торговля

юрлица, кроме СМП

Продажа товаров населению, ремонт бытовых изделий

Торговля определенными товарами

ИП и юрлица

Розничная торговля

СМП, кроме микропредприятий

Квартальная, 15 числа после отчетного периода

Статистическая отчетность организаций, оказывающих услуги:

Платные услуги населению

Платные услуги населению

юрлица, адвокатские образования (кроме адвокатских кабинетов)

1-ДА (услуги)

юрлица, кроме микропредприятий и некоммерческих организаций

Квартальная, 15 день второго месяца отчетного квартала

Производство и услуги

ИП и юрлица, кроме микропредприятий

Какие отчеты сдавать в статистику тем, кто занят в сфере сельского хозяйства:

Сельхоздеятельность

юрлица, кроме СМП и КФХ

Месячная, 3 числа после отчетного месяца

Посев сельхозкультур

СМП, КФХ, ИП

Посев сельхозкультур, многолетних насаждений

СМП, КФХ, ИП

Наличие поголовья с/х животных

СМП (ежемесячно), ИП и микропредприятия (раз в год)

1-цены приобретения

Производство сельхозпродукции

юрлица, кроме КФХ

2-цены приобретения (зерно)

Приобретение отечественного зерна для основного производства

Месячная, 15 числа следующего месяца

Сельхоздеятельность

Месячная, 20 числа отчетного месяца

1-СХ (баланс) – срочная

Закупка, хранение, переработка зерна и продуктов его переработки

Квартальная, 7 числа после отчетного квартала

10-МЕХ (краткая)

Сельхоз деятельность

юрлица, кроме КФХ и микропредприятий

Сельхоздеятельность при наличии посевных площадей, сенокосов, или только многолетних насаждений

юрлица, кроме СМП и КФХ

Статистическая отчетность 2018 год - сроки для добывающей отрасли:

Добыча и обработка; производство и распределение газа, пара, электроэнергии; рыболовство, лесозаготовки

ИП с работниками от 101 чел.

Месячная, 4 рабочий день следующего месяца

МП (микро)- натура

ИП и микропредприятия с численностью до 15 чел.

ИП с работниками от 16 до 100 чел., малые предприятия

Месячная, 4 рабочий день после отчетного месяца

1-натура-БМ

юрлица, кроме СМП

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, кондиционирование воздуха, обеспечение газом, паром, электричеством

малые предприятия

Квартальная, 10 числа последнего месяца квартала

юрлица, кроме СМП

Месячная, 10 числа отчетного месяца

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, кондиционирование воздуха, обеспечение газом, паром, электричеством, водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений

юрлица, кроме микропредприятий

Перечень статистической отчетности для нефтегазовой отрасли:

1-ТЭК (нефть)

Добыча нефти, попутного газа и газового конденсата

юрлица, кроме СМП

1-ТЭК (бур)

Бурение скважин

юрлица, кроме СМП

2-ТЭК (газ)

Наличие газовых скважин на балансе

юрлица, кроме СМП

Добыча и переработка нефти

юрлица, кроме СМП

Квартальная, 30 числа

1-автобензин

Производство автобензина и дизтоплива

юрлица, кроме СМП

Недельная, 1 день после отчетной недели, до 12 ч.

Строительная статистика - отчеты в 2018 г.:

Строительство

юрлица, кроме микропредприятий

Квартальная, 10 день второго месяца отчетного квартала

Строительство

юрлица, кроме микропредприятий

Месячная, 25 числа отчетного месяца

12-строительство

Строительство

юрлица, кроме СМП

Статистическая отчетность предприятий транспорта:

Эксплуатация и обслуживание городского электротранспорта

65-автотранс

Перевозка пассажиров автобусами и легковыми такси

юрлица, кроме микропредприятий

1-ТР (автотранспорт)

Перевозка грузов автотранспортом; автодороги необщего пользования на балансе

юрлица, кроме микропредприятий

Авиаперевозки

юрлица и их обособленные подразделения

Квартальная, 15 день после отчетного квартала

Месячная, 7 день после отчетного квартала

Месячная, 15 день после отчетного квартала

32-ГА и 33-ГА

Квартальная, 7 день после отчетного квартала

1-ТАРИФ (авто),

1-ТАРИФ (га),

1-ТАРИФ(мор),

1-ТАРИФ (жел),

1-ТАРИФ (труб),

1-ТАРИФ (внутр.вод)

Перевозка грузов автомобильным, авиационным, морским, ж/д, трубопроводным, водным транспортом

Месячная, 23 числа отчетного месяца

Сроки статистической отчетности для туристско-гостиничного бизнеса:

Туристская деятельность

ИП и юрлица

Услуги гостиниц и аналогичных им средств размещения

юрлица, кроме СМП

Квартальная, 20 день после отчетного квартала