Линия маннергейма высота 65.5 на карте. Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви (Sj) - Ляхде. Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно

(в сводках Красной Армии он именуется под №0011) приведена в статье В.И. Смирнова в журнале "Цитадель" №3(8), 98 г.
Внутрь можно попасть со стороны оврага через западный каземат. Большая, развороченная взрывом часть дота и в глубине развалин слева маленький лаз. Попадаешь в длинный бетонный корридор, лестница, помещения слева, лестница вверх, прямо огромный зал с входами слева сбоку в помещения, далее еще такой же зал, но почти заваленный, прохода дальше нет. Надо быть внимательным, очень много свисающей арматуры. Подземный комплекс занимает всю сопку. Впечатляющее сооружение. Вокруг окопы, рвы, надолбы. Можно найти стрелянные гильзы, цинки, ящики, осколки мин и снарядов, магазины от автоматов и пулеметов, противогазы, каски, котелки и т.п. Чтобы запечатлеть все это необходима видеокамера. Фотоаппаратом не передать всего объема сооружений. Так же необходим хороший фонарь (лучше каждому свой). По всей территории укрепузла "Суммаярви" встречаются стрелянные снаряды-болванки с оперением от современных танковых орудий. Видимо те, которые не попали в мишени и улетели дальше. Рекомендую осмотреть помимо ДОТа и всю высоту. На ней много траншей, рвов, блиндажей.
Еще материалы по этому ДОТу

ДОТы на Приморском шоссе у озера Высокинское (Укрепузел "Инкиля") Берем современную карту области и находим озеро Высокинское (самое ближнее озеро к Финскому заливу, имеет вытянутую форму). Его край ближе к Питеру. Шоссе проходит между озером и заливом. Не доезжая до озера ~ 2 км. со стороны Питера шоссе пересекает по мосту глубокий овраг (мост есть на картах). За мостом метров через 100 слева и справа от дороги метрах в 50 два больших ДОТа . INK-6 и INK-7. Оба частично взорваны, но понять их устройство и взаимодействие можно. Овраг является противотанковым рвом, за ним несколько рядов надолбов.
У станции Рябово есть еще два дота: INK-1 и INK-2 . Возвращаемся по шоссе от ДОТов INK-6 и 7 всторону Питера и сварачиваем налево на шоссе к Рябово. Проезжаем ж/д переезд, потом слева будет местный магазин, ищем поворот налево на дорогу между поселком и озером. Поворачиваем, проезжаемтипа мостика через ручеек и доезжаем до последних слева домов. Сварачиваем с асфальта налево и едем вдоль заборов в сторону ж/д. Проезжаем как можно ближе к ж/д. Тут машины оставляем, закрываем и дальше идем пешком. Переходим через полотно ж/д, и идем налево, пока не появиться проселочная дорога, идущая от полотна вглубь. Идем по ней примерно с километр и выходим на поляну с изгородью для выгона скота. Справа на горке окопы и траншеи. ДОТ INK-1 стоит слева на краю поляны. Мимо не пройдете. В руинах ДОТа среди мотков колючей проволоки были замечены гадюки. Справа от поляны, на горке фундаменты, видимо старые финские хутора. Идем дальше по той же дороге. Дорога начинает подниматься в гору и выходит на пересечение с просекой. Поворачиваем налево на просеку и метров через 100 слева надо искать ДОТ INK-2. ДОТ небольшой, одноамбразурный, но полностью сохранившийся.

ДОТы у ст. Лейпясуо (Укрепузел "Лейпясуо")
Карта
109 км. "Скандинавии". Слева рекламный щит и за ним поворот налево в лес. Поворот заметный, обнесен столбиками и по началу даже асфальт. Часто туда сворачивают машины и рядом с поворотом стоят фуры. Объясняется это тем, что там недалеко маленькое лесное озеро. Поворачиваем и едем до развилки 5 лесных дорог. Нам во вторую слева (первая ведет к озеру). Ехать до конца дорожки (будет ответвление влево, но нам прямо). Дорожка закончиться на поляне, вернее она пойдет дальше к мосту, но станет совсем непроходимой. Смотрим налево - ДОТ LE-7 выходит западным казематом прямо на поляну. ДОТ большой. Имеется средняя часть с печными трубами и восточный каземат с другой стороны холма. В восточном каземате есть вход в подземную часть. Переходим поляну и дорогу и ищем ДОТ LE-6. Он находиться примерно метрах в 70-100 от предыдущего ДОТа в сторону ж/д. Оба ДОТа были захвачены после длительного артобстрела из 152 мм орудия прямой наводкой с дистанции 100-150 метров с полотна ж/д.

ДОТы у южного берега оз. Глубокое (Укрепузел "Суурниеми").
О расположениии и состоянии ДОТов укрепузла Суурниеми рассказывает участник недавнего пешего похода по линии Маннергейма Петр (Rainbow) . Нумерация по карте укрепузла "Суурниеми"
Su--5 полностью взорван. На нем надпись ИКО Карелия "Ваш подвиг не будет забыт". ДОТ сразу за частным домом и на пути к остальным поэтому не увидеть невозможно.
Su-7 и Su-6 не нашли, хотя лес буквально прочесывали.
Su-2 и Su-3 находятся на тропе-просеке, перпендикулярной к надолбам. Найти довольно легко. Su-2 (его ИКО Карелия обозначает как Su-1, но это не согласуется с картой) сильно порушен, но поглядеть стоит. Su-3, батальонный КП, довольно неплохо сохранился, можно погулять по внутренним помещениям, есть колодец.
Su-1 искали долго но так и не нашли. На той высоте где он должен быть - небольшой холм и куча проволоки.
Su-4 - еще один КП. Частично сохранились казармы. В одном из закутков даже кто-то недавно жил - оборудована перегородка, дверь. Под бывшим НП лежит верх бронекупола (по щели). Говорят это последний сохранившийся бронекупол на линии Маннергейма.

Проезд с трассы "Скандинавия": от точки "А" (это примерно 109 км. Скандинавии) по приложенной карте поворот направо. Если проселок окажется непроходим, то можно попробовать заехать дальше. Не доезжая до поворота на Лейпясуо примерно 0,5 км вправо буд ет еще один проселок. Если поехать по нему то попадешь на пересечение проселков в точку "Б" и далее по карте. Кстати, в точке "А" имеется еще и поворот налево. Так вот, этот проселок через 2 км. выходит к ДОТам укрепузлу "Лейпясуо " (см. выше)

И вот еще новые сведения о расположениии и состоянии ДОТов в другой части укрепузла Муолаа присланные участником недавнего пешего похода по линии Маннергейма Петром (Rainbow) . Нумерация так же соответсвует карте укрепузла "Муолаа" (карта была дополнена и скорректирована автором этого сообщения)

№7. Большой артиллерийский ДОТ, видимо 1-го периода постройки (торчат железные балки). Полностью взорван, развалины очень большие.
№8, № 9. ДОТы первого периода, небольшие. Расположены с обоих сторон холма, справа от дороги идущей через поселок. Первый ДОТ хорошо виден с дороги, второй сразу за высотой. Побиты сильно, но устройство угадывается.
№10. ДОТ той же конструкции, что почти повсеместно на Салменкайте. Второго периода постройки, фланкирующий. взорван хорошо, но не полностью. Интересно прикинуть направления огня - как раз по озерам.
Три последних ДОТа можно и не смотреть - ничего особенно интересного не сохранилось. Все 4 найти было довольно легко.

ДОТы на реке Салменкайта (Булатная) . (Укрепузел "Салменкайта")
Едем по стаpомy шоссе на Выбоpг. После поселка Красносельское ~чеpез 4 километpа повоpот напpаво - на Климово (пpисyтствyет yказатель). Проезжаем Климово, мост чеpез pечкy Пчелинка. Пpимеpно через 700 метров - поворот налево (на Зверево, Баpышево). Едем до моста чеpез Бyлатнyю. Пропускаем ~ через 1 км дорогу направо через заболоченное поле. После нее метpов чеpез 800 (? не помню) напpаво доpога в лес. Cвоpачиваем. (Если вы доехали до асфальтированного поворота направо с небольшими табличками "N-ский охотничий заказник" по обеим сторонам дороги - значит, проехали мимо:) Дорога, на котоpyю мы свеpнyли, идет почти параллельно реке. Вдоль этой доpоги, собственно, и pасположены доты. Также наблюдаются во множестве развалины хуторов, окопы и непонятные мне бетонные углы высотой около 15 см. Судя по информации из книги общества "Каpелия" и с www.winterwar.com, дотов должно быть 30, но, т. к. мы особо от доpоги не отдалялись, то видели всего два. Оба взоpваны. Пеpвый - сpазy после ответвления доpоги налево. Второй - километра через три справа от дороги в перелеске, метрах в тридцати. Hомеpов на дотах нет. Во втором сохранилось довольно много целых помещений, но он полyзатоплен. Внyтpи под водой валяется много аpматypы, деревянных изделий типа лестниц (?) и прочего железа. Деpево хоpошо сохpанилось, по крайней мере визуально. Доты, по моим впечатлениям, pазмеpом с "Форт Поппиуса".
ps: соответствие дорог картам наблюдалось только наполовинy . :((Использовался атлас Каpельского пеpешейка выпyска 1997 года - километpовый и 500-метpовка выпyска 1991), значительно более похожая на местность картина - на финских картах.
pps: все доpоги пpоходимы для автотpанспоpта.
Схема
Про Доты на реке Салменкайта рассказал Daniel Smelov

От автора. Я совместил современную карту (1см=500м) этого района с финской схемой оборонительного узла, и получилось следующая карта укрепузла "Солменкайта" . Двойными кружками обозначены ДОТ найденные нами во время изучения укрепузла. Далее по этой карте дана нумерация и координаты объектов. Нумерация ДОТов на этой карте совершенно условная и не имеет никакого отношения к номерам ДОТов по финской или советской классификации. ДОТы под номерами 9-21 описаны чуть ниже, в сообщении Петра (Rainbow)

Этим летом мы посетили эти места и вот что мы там нашли.
(Так же можно ознакомиться с еще одним описанием этого маршрута )

Пересекаем р. Булатную и едем до поворота на Барышево. Поворачиваем. Вскоре будет поворот на гравийную дорогу (на этом повороте лежит сломанный шлагбаум). Едем по гравию, пока справа не покажется дачный домик. Между домиком и гравием могила 3 лыжников РККА. Едем дальше. Метров через 200 справа в 20 метрах от дороги взорванный ДОТ №1 . Едем дальше до поворота налево в поле. Съезжаем (ОСТОРЖНО, на повороте по центру глубокая яма). Сразу будет развилка, нам по левой дороге в поле. Дорога будет изгибаться и забирать влево, потом через поля выйдет к трассе бывшей ж/д. Не ошибетесь. Трасса эта совершено прямая и ровная. Поворачиваем направо и едем, пока слева прямо у насыпи не увидите ДОТ №2. Дальше ехать не надо т.к. там негде будет развернуться (насыпь достаточно узкая и крутая). Смотрим ДОТ №2, переходим на другую сторону насыпи и ищем второй ДОТ №3. Он метрах в 50 и чуть назад. ДОТ интересный. Взрывом с него сорвало крышу, но внутренние перегородки и амразуры остались целы. Виден как бы план дота. А слетевшая крыша вздыбилась огромным утесом. Возвращаемся к машине, разворачиваемся и едем назад, к повороту с полевой дороги (можно при желании оставить машины у ДОТа и пройти по насыпи дальше, там метров через 200 будет река и разрушенный мост). На половине обратного пути до поворота справа близко от насыпи на горке будет еще один ДОТ №4. Смотрим. Едем дальше до поворота с полевой дороги. Проезжаем дальше за поворот по насыпи метров 200 до еле различимого съезда с насыпи налево. Оставляем машины и идем перпендикулярно насыпи в лес. Следующий ДОТ №5 находиться примерно метрах в 100 от трассы ж/д. Пожалуй это самый сохранившийся ДОТ линии Маннергейма из всех что я видел. У него взорваны только непосредственно сами амбразуры, а все остальное совершенно целое. Во втором помещение от левого входа, справа в углу отлично сохранившийся и очень глубокий колодец. Будьте крайне осторожны. Вылезти из него самостоятельно невозможно. Возвращаемся к машине и едем дальше по трассе ж/д до поворота направо. Поворачиваем и едем по этой дороге до конца никуда не сворачивая (будут встречаться ответвления влево). На первом повороте направо, внутри поворота большая прямоугольная яма. Мы посчитали, что это котлован недостроенного ДОТа №6. Далее дорога будет петлять, выйдет на гребень сопки и в конце концов спуститься прямо к реке. Один из ДОТов №7 находиться в месте где дорога ближе всего подходит к реке и поворачивает налево к дачным домикам. ДОТ №7 находиться сразу за дорогой внутри поворота, а река метрах в 20 с другой стороны дороги. Садимся в машины и едем назад. Как только отъедем от реки и поднимемся по крутому каменистому подъему - останавливаемся и выходим. Идем налево по верху сопок. Там среди траншей, метрах в 200-300 от дороги еще один ДОТ №8. Вернуться на шоссе можно как и тем же путем как приехали, так и по трассе ж/д в сторону Барышево. Местные жители советовали возвращаться на шоссе по полю, т.е. так как приехали, т.к. до Барышево далеко ехать по трассе ж/д, хотя проехать при желании можно.

Координаты для GPS ДОТов укрепузла Салменкайта , система координат WGS84

ДОТ №1 N 60°38"51,3" EO 29°35"35,5"
ДОТ №2 N 60°38"52,2" EO 29°37"44,5"
ДОТ №3 N 60°38"54,7" EO 29°37"49,4"
ДОТ №4 N 60°39"01,8" EO 29°37"34,7"
ДОТ №5 N 60°39"09,6" EO 29°37"09,6"
ДОТ №6 (котлован) - координаты не зафиксированы
ДОТ №7 N 60°39"03,8" EO 29°37"22,8"
ДОТ №8 N 60°38"58,3" EO 29°38"07,5"
(координаты любезно предоставлены Егоровым Андреем)

И вот еще новые сведения о расположениии и состоянии ДОТов в другой части укрепузла Салменкайта присланные участником недавнего пешего похода по линии Маннергейма Петром (Rainbow) . Нумерация (не в скобках) так же соответсвует карте укрепузла "Салменкайта" (карта была дополнена и скорректирована автором этого сообщения)

№9. (Ма-15) - Находится сразу за двумя недостроенными домами из красного кирпича, в 20-25 м от линии надолб. ДОТ типовой для этих мест конструкции. Достаточно хорошо сохранился. Частично сохранились внутренние стены. Полностью цела крыша (можно оценить форму, скаты, основание бронекупола). Внутри - осколки бронекупола, разный хлам времен войны, чьи-то кости (немного).
№10. (Ма-36) - Командный пункт (или просто укрытие?). Стоит на поле в 100 м от №9. Почти полностью скрыт кустами, поэтому виден не сразу. Сохранился хорошо, взрыв видимо был несильный. Целы крыша, три внешних стены (во фронтальной мощная выбоина от прямого попадания). Заднюю стену вместе с дверями вышибло взрывом. Сохранилась планировка помещений.
№11. ДОТ сильно разрушен взрывом. ДОТ интересен большим количеством предметов времен войны: гильзы, противогазы, котелки и т.п.
№12. Не достроен. Видимо собирались строить т.к. на этом месте лежат мешки с окаменевшим 60 лет назад цементом.
№13. (Ма-26) Типовая конструкция. Взрывом проломило крышу и ДОТ развалился. Внутрь можно залезть, но не интересно. Особенно смотреть здесь нечего, за исключением остатков бронекупола: в основании до сих пор стоит единственный сохранившийся ролик (подшипник), из тех, на которых вращалась защитная задвижка наблюдательных щелей (если я, конечно, правильно понимаю). Ролик как новый - сверкает и крутиться бесшумно.
№14. (Ма-25) Типовая конструкция. Хорошо сохранились некоторые внешние стены и крыша. Дает представление о габаритах и планировке местных ДОТов.
№15. (Ма-13) Типовая конструкция. Разрушен и скрыт лесом и кустарником.
№16. Не достроен. Есть котлован характерной формы.
№17. (Ма-43) Также не достроен. Интересная особенность - в центре котлована, подготовленного под этот ДОТ, сначала был вырыт и укреплен бетонными кольцами колодец. В колодце стоит довольно чистая вода. Вокруг котлована следы стройплощадки.
№18. (Ма-23) Типовая конструкция. Сильно разрушен взрывом. Одну плиту отбросило на 50 м. Сохранилась плита с амбразурой для ручного пулемета, прикрывавшей вход в ДОТ.
№19. (Ма-42) Не достроен. Подготовлен котлован с колодцем.
№20. (Ма-22) Сильно разрушен взрывом. Смотреть нечего.
№21. (Ма-11) Типовая конструкция. Частично сохранились стены и крыша. Можно пройти в помещения. Не доходя 50 м до этого ДОТа справа от дороги следы строительства - окаменевший цемент в мешках, железо, сгнившие носилки, груда камней.

Приложение 3

Герой Советского Союза старший лейтенант Г. Хараборкин. Танки на высоте 65,5

В штабе танковой бригады я был назначен командиром 3-й роты. Ее личный состав имел крайне смутное представление о методах борьбы в укрепленных районах. Вообще экипажи не обладали еще должной выучкой, что объяснялось главным образом молодостью командного состава. Предстояло в короткий срок сколотить экипажи, научить их действиям против укрепленного района, да и самому получше «подковаться».

Наметив программу занятий, я приступил к делу. Провел командирскую разведку переднего края укрепленного района, отработал упражнение по курсу огневой подготовки. Много времени было уделено вопросам взаимодействия с подразделениями стрелкового полка, которым командовал майор Рослый.

Командиры машин и водители ходили в разведку, изучали подходы к дотам, характер противотанковых препятствий. Взаимодействие на наших занятиях осуществлялось полностью. Вместе с пехотинцами, артиллеристами и саперами рота училась в тех условиях, в которых ей предстояло вести бой.

Танкисты стали часто бывать у пехотинцев. Вместе обсуждали, как на данной местности действовать, чем танкист может помочь пехотинцу, и наоборот.

Особое внимание было обращено на готовность пулеметов к стрельбе в условиях больших морозов. Мы вымыли оружие бензином, насухо вытерли, и оно работало безотказно.

10 февраля, в 9 часов утра, я был вызван в клуб стрелкового полка. Это была просторная, хорошо освещенная землянка, где можно было свободно развернуть карту.

Командир полка отдал приказ о прорыве укрепленного района на высоте 65,5. Батальону капитана Сороки, согласно приказу, предстояло наносить удар в лоб. Моя рота придавалась этому батальону, получившему, кроме того, роту легких танков.

При уточнении вопросов взаимодействия я предложил бойцам и командирам стрелкового батальона засучить правый рукав белого халата: это необходимо было для того, чтобы танкисты могли отличать свою пехоту от вражеской. Помимо этого, я посоветовал обозначать синими флажками стрелковые подразделения, находящиеся ближе других к противнику. Флажок означал, что впереди уже нет нашей пехоты, можно открывать огонь.

Оба предложения были приняты.

С командиром батальона сразу же установился тесный контакт. Вместе обсудили все детали взаимодействия. Согласно боевому приказу, порядок наступления и прорыва был таков: вперед идут тяжелые танки моей роты. За ними – легкие танки совместно с пехотой.

Отдал роте устный приказ. Лично проверил, доведена ли задача до бойца. Все знали ее досконально.

После ужина легли спать, чтобы хорошо отдохнуть перед боем. Перед тем, как самому пойти на отдых, я заглянул в землянку 3-го взвода. Командир его лейтенант Комлев доложил:

– Товарищ старший лейтенант, разрешите взводу пару песен спеть. Что бы вы хотели послушать?

– «Махорочку», – ответил я.

Эта песня мне всегда нравилась. Спели «Махорочку», и я приказал немедленно ложиться спать. Дважды проверив часовых, улегся и сам.

Проснулся в 5 часов утра. За час, оставшийся до подъема, многое передумал: о том, что вот настал день, когда я буду командовать ротой в бою, о долге своем перед Родиной, о людях, которых поведу на штурм.

Зашел к товарищу моему – старшему лейтенанту Кожанову. Он тоже собирался в бой и спросил меня:

– Как ты думаешь, что главное при атаке?

– Биться смело, храбро, решительно управлять ротой, не теряться, – ответил я. – Это главное. А если придется погибать, так погибнуть со славой, как подобает коммунисту.

Он сказал:

– Это верно.

Дежурный объявил подъем. Зазвенели котелки, начался завтрак. После завтрака я подал команду: «Заводи!» Загудели моторы. Командиры взводов доложили о готовности машин к бою.

В 8 часов прибыли на исходную позицию. В 9 часов 40 минут началась артиллерийская подготовка. Под гул ее приказал проверить бой пулеметов. Они работали отлично.

В 11 часов 20 минут поступил приказ – в атаку. Вывел на дорогу ротную колонну, и на второй скорости машины двинулись к высоте 65,5. До нее было 5 километров. В пути, возле высоты 54,4, я посмотрел на часы. В.моем распоряжении имелось еще 15 минут, а до переднего края оставалось метров девятьсот не больше. Остановил машину, подтянул роту, выслушал доклады командиров взводов. Все было в порядке. Открыл люк башни, в танк ворвался гул канонады. Это наша артиллерия продолжала вести огонь. Быстро ехать нельзя было, чтобы не попасть под снаряды своей артиллерии. Решил чуть выждать.

Наконец, пришла пора в бой. Скомандовал:

– На первой скорости и малом газу – вперед! Пошли. Вскоре увидел надолбы и подал команду:

– Развернуться в линию взводных колонн.

До конца артиллерийской подготовки осталось полминуты. Водители прибавили газ.

Стали подъезжать вплотную к первым надолбам. Здесь саперы сделали два прохода. Открыв люк башни, высунул голову и огляделся. Пехота залегла у надолб. Синие флажки. Значит, дальше наших нет.

Через проходы подошли ко второй линии надолб. В ней уже не видно было следов работы наших саперов. Развернутым фронтом стали преодолевать препятствия. Моя машина качалась с боку на бок, словно лодка на волнах. Увидел траншеи и финнов с автоматами и пулеметами. Слева впереди дотов большой ров. Подал команду:

– Через ров вперед!

Первым преодолела ров машина командира 3-го взвода лейтенанта Комлева. Правее меня шел танк командира 1-го взвода лейтенанта Мухина. Свою машину я направил за Комлевым. В две колонны рота перебралась через ров, затем развернулась, и завязался ожесточенный бой. Финны открыли ураганный огонь. Мы отвечали. Позади не было ни легких танков, ни нашей пехоты. Ясно, что их продвижению мешал огонь из дотов. И мы всей силой своего огня обрушились на их амбразуры и двери. Моя машина оказалась сзади одного из дотов. Увидел двери. Приказал командиру орудия обстрелять их. Он сделал три выстрела бронебойным снарядом. Три отверстия зияли в дверях.

Огневой бой разгорался с каждой секундой. Стреляли из всех машин на кратчайших дистанциях. Финны несли большие потери. Стали и мы нести урон. Вот под одной машиной клубы черного дыма. «Взорвано днище. Управление не работает. Мотор не заводится». Отвечаю: «Ждите пехоту. Ведите огонь вдоль дороги». По радио младший лейтенант Кирейчиков сообщил, что убит радист и что слева замечено финское противотанковое орудие.

Немедленно скомандовал лейтенанту Коробко – уничтожить противотанковое орудие.

Вскоре получил от него радиограмму: «Орудие слева у дороги уничтожено». Проверил, действительно так.

Не остался в долгу у финнов и сам Кирейчиков. Его машина наехала на пулемет и пулеметчиков, развернулась и раздавила их.

Излишнюю нервозность стал проявлять лейтенант Комлев. Он часто запрашивал меня по радио и мешал управлять ротой. Приказал ему прекратить частые запросы, вести огонь из орудия и пулемета вдоль дороги, с которой могли появиться финские «бутылочники».

Вдруг под моей машиной раздается взрыв. С соседнего экипажа мне передали, что на моей машине оторваны фальшборт и передняя каретка. Но это повреждение не помешало продолжать бой и управлять им. Я непрерывно следил за действиями экипажей. В 1-м взводе не досчитал одной машины. Как оказалось, финский снаряд угодил ей в моторное отделение. Позднее этот танк удалось вывести к своим частям.

Наша пехота в сопровождении легких танков перебралась через ров и пошла на штурм.

Мы ликовали – значит неплохо помогаем пехоте…

Высота 65,5 – один из самых укрепленных узлов – была взята!

Уже стало темнеть, когда, связавшись с командиром стрелкового батальона, я получил от него дальнейшие указания. Рота участвовала в закреплении захваченного рубежа.

В этот день, 11 февраля, моя рота понесла следующие потери: в четырех машинах имелись повреждения материальной части, причем две из них были выведены из строя; погиб один радист.

Мы же нанесли финнам значительно больший урон, уничтожив несколько противотанковых орудий, поддерживавших доты и дзоты, немалое количество пулеметов с расчетами и т. п. Рота своим огнем способствовала уничтожению ряда долговременных огневых точек и всей живой силы врага на данном участке.

В ночь на 12 февраля поступил приказ выйти из боя, заправить машины, пополнить боеприпасы. А в 10 часов 30 минут утра снова начались действия роты. Снова встретился противотанковый ров огромных размеров. Его не удалось сразу преодолеть. Кстати сказать, этот ров сослужил нашей пехоте немалую службу. Под прикрытием огня из танков стрелковые подразделения накопились во рву, использовав его как укрытие и рубеж для дальнейших действий.

Этот день и утро следующего дня прошли в приготовлениях к окончательному очищению укрепленного района от противника. Рота на танках доставила ко рву саперов и тол. В 9 часов 30 минут 13 февраля, когда саперы срыли бруствер и наложили фашины в ров, машины в развернутом строю преодолели его и двинулись вперед. Рота прорвала четыре ряда проволочных заграждений и врезалась в траншеи, где было много финской пехоты с автоматами и пулеметами. Наша пехота поднялась и вслед за танками ворвалась в траншеи. Завязался рукопашный бой.

Преодолев траншеи, рота настигла одну группу финнов. Они подняли руки.

Командир 1-го взвода прицепил к машине финскую противотанковую пушку и повез ее за собой как трофей.

Сопротивление финнов было сломлено. Многие из них стали сдаваться в плен. Часть финнов в панике отступала.

Вечером этого дня получили приказ отойти на отдых. Нас сменило другое танковое подразделение.

Рота участвовала после этого еще в нескольких атаках. Экипажи всегда были полны решимости любой ценой достичь успеха. Танкисты не жалели ни сил своих, ни самой жизни. Каждый был готов погибнуть, но с честью выполнить боевой приказ.

(из сборника «Бои в Финляндии». Военное издательство Народного Комиссариата Обороны, Москва, 1941).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Асы корейской войны 1950-1953 автора Иванов С. В.

Приложение Точное количество самолетов, сбитых пилотами Объединенных Наций, вероятно, установить не удастся уже никогда. Так количество сбитых МиГов в послевоенных исследованиях постоянно снижается, а количество собственных потерь - растет. Критерии «воздушных побед

Из книги Проигранные сражения автора Фриснер Ганс

Приложение 2 Совершенно секретно18.8.1944 г.Штаб группы армий «Южная Украина»Командующий группой армий Отпечатано 110 экземпляровОперативный отделИсх. № 3160/44Экз. №103ВСЕМ НЕМЕЦКИМ И РУМЫНСКИМ КОМАНДИРАМ (ДО КОМАНДИРА ДИВИЗИИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)1. В ближайшие дни следует

Из книги Дневники казачьих офицеров автора Елисеев Федор Иванович

Приложение 6 ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВТК № 220170КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ2-го И 3-го УКРАИНСКИХ ФРОНТОВНА ПОДГОТОВКУ ЯССКО-КИШИНЕВСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ2 августа 1944 г. 24 ч 00 минПодготовить и провести операцию с целью силами 2-го и 3-го Украинских фронтов разгромить группировку

Из книги Великий Бартини [«Воланд» советской авиации] автора

Приложение 1 КопияКраткая записка о службе генерал-лейтенанта Фостикова1. Чин, имя, отчество и фамилия: Генерал-лейтенант Михаил Архипович Фоапиков.2. Должность по службе: Командиром 1-го Кубанского казачьего полка с 8 июля 1918 года, Командиром 1-й бригады 2-ой Кубанской

Из книги Кровавый Дунай. Боевые действия в Юго-Восточной Европе. 1944-1945 автора Гостони Петер

Приложение 2 Кубанское казачье Войско. Военно-административное деление (на апрель 1920 года)В административном отношении Кубанское казачье Войско состояло из 7 Отделов, в военном - из 11 полковых округов.1. Ейский Отдел в военном отношении делился на два полковых округа:

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Первые снайперы. «Служба сверхметких стрелков в Мировую войну» автора Хескет-Притчард Х.

Приложение Общие сведения о соединениях в германском вермахте, в Красной армии, в королевских сухопутных силах Венгрии и в царской армии

Из книги Греческие наемники. «Псы войны» древней Эллады автора Парк Герберт Уильям

Приложение Основные данные самолетов семейства ДБ-3 Основные данные самолетов Ил-4 (ДБ-ЗФ) Примечание. 1. С деревянными консолями крыла.Основные расчетные данные последних бомбардировщиков Ильюшина с поршневыми двигателями Примечание. 1. Дальность техническая, вес

Из книги КГБ СССР. 1954–1991 гг. Тайны гибели Великой державы автора Хлобустов Олег Максимович

Приложение № 1 Намеченная в этом приложении программа занятий дала отличные результаты при обучении бригадных, дивизионных и корпусных наблюдателей, а также Ловатских разведчиков -

Из книги Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор] автора Якубович Николай Васильевич

Приложение Т а б л и ц а 1Главные события в период 399–338 гг. до н. э. Т а б л и ц а 2Численность греческих наемников на период

автор
В.И. Смирнов

З имняя война 1939-1940 гг. и "Линия Маннергейма" стали в общественном сознании неразделимыми понятиями. Причем жители Карельского перешейка называют "линией Маннергейма" все, что по их представлениям может иметь отношение к войне и сделано из бетона. Это и ДОТы "Карельского вала", сооруженные финскими саперами и строителями в 1941-1944 гг., и казематы КаУРа (Карельского укрепрайона) - плод титанического труда красноармейских фортификаторов, начатого еще в конце 20-х годов, продолженного в 50-е и еще ждущий своих исследователей, и даже гражданские постройки.

А между тем название "Линия Маннергейма" родилось на страницах финской и европейской прессы для обозначения рубежа на Карельском перешейке, на котором были остановлены дивизии советского вторжения. Собственно же система долговременных укреплений на Перешейке в финской военно-исторической литературе носит название "Позиции Энкеля" - по фамилии ее строителя генерал-майора Р.О. Энкеля. Попутно отметим, что линия фронта, на которой на полтора месяца задержались советские войска, на 70% своей протяженности соприкоснулась с этой линией укреплений. (Подробнее о строительстве и прорыве "линии Маннергейма" можно прочитать в книге Е.А. Балашова и В.Н. Степакова, изданной редакцией альманаха "Цитадель" - прим. ред.).

Скелет "позиции Энгеля" составляли долговременные огневые точки (ДОТы). Они были разных лет постройки: от примитивных, с минимумом арматуры каменно-бетонных казематов начала 20-х годов, до весьма мощных и сложных по конструкции сооружений 1936-1939 гг. Наиболее, крупные из них получили из-за своей непомерной для тощего в те годы бюджета Финляндии стоимости (100 марок за 1 м 3 ) название "миллионных дотов", "Миллионеров" ("Миллионников"). Число их не превышало десятка из более, чем 190 ДОТов главной оборонительной полосы "позиции Энкеля", "Миллионеры" сооружались на наиболее опасных, с точки зрения возможного направления прорыва советских войск, участках.

Одним из них являлся район между шоссе Терийоки (Зеленогорск)-Вийпури (Выборг) и железной дорогой Ленинград-Вийпури. Через него проходила единственная дорога, связывавшая два дорожных узла - село Бобошино (Каменка) и станцию Кямяря (Гаврилово) 1 .

11 декабря 1939 г. части 123-й стрелковой дивизии (СД) в ночном бою заняли Бобошино. 12 декабря передовой 245-й стрелковый полк, преодолевая сопротивление разрозненных групп противника и продвигаясь по кямяревской дороге, к вечеру вышел на южную оконечность длинной и узкой лощины, замыкаемой с севера высотой 65,5, с востока - незамерзающим болотом Мунасуо (Кушевское), а с запада -- озером Сумма-ярви (Желанное) и длинной крутой грядой. Лощину перехватывал пояс надолб и проволочных заграждений. Встреченные ружейно-пулеметным огнем подразделения, проводившие разведку боем, понеся серьезные потери, отошли на исходные рубежи: было ясно, что финны через эту лощину постараются никого не пропустить.

На 15 декабря было назначено общее наступление. Подтянувшаяся артиллерия обстреляла надолбы, танки рванулись вперед, пехота - за ними. То, что произошло в последующие 5 дней в этой мало кому доселе известной лощине, требует отдельного описания. Оставив на поле боя около 20 подбитых танков, потеряв свыше 1800 убитых и раненых, 123-я СД была вынуждена на 2 месяца остановить свое победное наступление и перейти к обороне. Каждый день финны вводили в бой все новые и новые огневые точки. Вскоре стало ясно, что часть из них является ДОТами. Один сравнительно быстро удалось обнаружить на высоте 65,5 (ему присвоили номер 006)2, сложнее было с другим, хорошо замаскированным на возвышенности у озера Сумма. Последний, получивший номер 00113, прикрытый с фронта огнем ДОТа 006, фактически контролировал всю лощину и подступы к высоте 65,5. Эту лощину красноармейцы быстро окрестили "долиной смерти". Что же представлял собой этот ДОТ?

Каменистая возвышенность "Палец" ("Язык") протянулась с севера на юг почти на 700 м. В северной, возвышающейся над озером на 15-17 м части гряды, летом 1938 г начались строительные работы. В отличии от дотов серии "Инкеля" /монолитных/, ДОТ ОО11 строился в несколько этапов, так называемыми "плавающими секциями". Отрывался на глубину 8-10 м котлован, заливался фундамент, ставился арматурный каркас, секционная опалубка и производилась послойная заливка бетоном. По окончании работ переходили к возведению следующей секции. В отличие от дотов 20-х годов, арматура в дотах 1936-1939 гг. была значительно тоньше. Это делало железобетон излишне "мягким", как отмечал известный советский фортификатор генерал Д.М. Карбышев, обследовавший летом 1940 г. все захваченные финские ДОТы. Эта слабость железобетона стала причиной успешной "долбежки" ДОТов орудиями, вывезенными на прямую наводку. Не поправило положение и то, что в дотах 1936-1939 гг., используя бетон "600", финским военным инженерам удалось увеличить сопротивление сжатию до 450 кг/м 2 (в более ранних моделях дотов - - 350 кг/м 2 ). Потолочные перекрытия были рассчитаны на сопротивление сжатию до 550 и даже 600 кг/м 2 и могли выдерживать отдельные попадания 280-мм снарядов. В результате расчетов и испытаний, которые, кстати, проводились в 30-е годы рядом с высотой 65,5, определены требования к подобным сооружениям:
-толщина стен боевых казематов - 130 см
-крыша казармы /туннеля/ - 60-80 см
-боковые, вспомогательные стенки - 30 см.

После окончания бетонных работ производилась засыпка сооружения. На потолочное перекрытие укладывался слой песка в 2-3 метра, 1,3-1,5 м камней, причем передняя часть казематов и наблюдательный пункт /НП/ покрывалась 5-метровым, а задняя - 2-метровым слоем валунов.

В конструктивном плане ДОТ 0011 представлял собой капонир с казематами системы "ля Бурже" фланкирующего и косоприцельного огня. Западный каземат /А/ (см. схему 2) простреливал все заболоченное пространство до озера и его северный берег. Восточный каземат /Б/ держал под прицелом весь западный склон высоты 65,5, подходы к ДОТу 006 и дорогу на станцию Кямяря. Казематы имели соответственно 1 и 2 пулемета системы - X. Максима обр. 1910 г., установленных на специальных казематных станках. Имелись также амбразуры ближнего боя для ведения огня из винтовки, автомата или ручного пулемета. В случае опасности амбразуры закрывались броневыми заслонками, рассчитанными на сопротивление 37-мм снарядам. Оба каземата были снабжены специальными прожекторами, дававшими узкий луч света. Их включали после получения тревожного сигнала от электрических датчиков в проволочных заграждениях или по просьбе подразделений, занимавших прилегающие к высоте позиции (полевое заполнение).

Над каждым казематом, как и на наблюдательном пункте, были установлены бронеколпаки. Толщина стенок колпака составляла 18-20 см. Смотровые щели (2.5х20 см) обеспечивали наблюдателям круговой обзор и в случае опасности могли закрываться вращающейся внутри на роликах стальной полосой толщиной около 3 см практически без малейшего зазора. Наблюдатель поднимался по прикрепленной к стене лесенке и оказывался стоящим внутри купола на специальной платформе. При необходимости там могли находиться 2 человека, имея телефонную связь с командиром укрепления.

19 декабря во время обстрела финских позиций из 280-мм мортир одним из снарядов был сбит бронеколпак на НП. ДОТ со стороны фронта "ослеп". Срочно прибывшее фортификационно-ремонтное подразделение под командованием прапорщика К. Хелминена приступило к работе. Были сняты остатки колпака, в отверстие вставлен перископ, а основание армировано и залито свежим горячим бетоном. Работать ремонтникам приходилось лежа на животе под непрерывным пулеметным огнем красноармейцев. Бетон в ведрах через вспомогательный вход НП подавали из ДОТа.

Под блоком наблюдательного пункта находилось 3 помещения. Одно /1/ - занимал командир укрепления, рядом с ним, под лестницей, ведущей на НП и к вспомогательному выходу, было рабочее место связиста /2/. В помещении /3/ находился склад боеприпасов. Напротив располагался продуктовый склад /4/ и склад дров и хозинвентаря /5/. Рядом был оборудован колодец, откуда брали воду для приготовления пищи и охлаждения пулеметов /6/. Несколькими ступенями ниже находилась кухня, в которой имелась кирпичная плита с тремя конфорками и рабочим столом /7/.

Питание прожекторов /9/ и электрическое освещение ДОТа предусматривалось от бензинового "движка" и электрогенератора /8/. Нет сведений о том, что ДОТ ОО11, подобно ДОТам в узле сопротивления Суурниеми, был подключен к промышленной сети. Освещение жилых помещений, где находились двухъярусные нары на 40 человек, а также туннеля с двухъярусными нарами для отдыха внешнего боевого охранения также обеспечивалось движком, а в случае остановки последнего - керосиновыми лампами.

Специальной системы отопления ДОТ не имел, хотя не исключено, что в сильные морозы могли использоваться какие-либо тепловые элементы вроде жаровень.

Воздухоочистительная система состояла из ручных вентиляторов для проветривания помещений и пассивного забора воздуха через очистительные фильтры.

На случай захвата противником отдельных секций ДОТа была предусмотрена блокировка их стальными дверями. На этот же случай, а также для оперативной связи ДОТ 0011 был связан телефонным кабелем глубокого залегания с ДОТом 006, центром управления артиллерийским огнем узла сопротивления, командным пунктом 8-го пехотного полка. Эта кабельная сеть глубокого залегания была создана еще в 20-е годы, часть ее связывала огневые точки и НП тех лет постройки, а остальная - законсервирована.

Место для ДОТа 0011 выбиралось очень тщательно. Непосредственно перед высотой с юга, частично с востока и с запада до озера простирались болота, через которые протекал незамерзающий ручей. Местность к востоку от высоты, наоборот, покрытая редким лесом, представляла собой ровное пространство с незначительным подъемом к идущей с севера на юг дороге Кямяря - Бобошино. Финским строителям потребовалось провести минимум фортификационных работ для того, чтобы максимально затруднить подход к ДОТу бронетехники и пехоты противника.

Западный склон "Пальца" был срезан, и там оборудовали 2,5-метровый эскарп, на речке Майя-йоки (Лиснянка) осенью 1939 г. построили насыпную плотину, что позволило поднять уровень воды на 1,2 м и произвести подтопление местности перед высотой. Кроме того, перед высотой отрыли противотанковый ров, который потом пересекал ее.

Несколько севернее рва на возвышенности брала начало 4-рядная полоса гранитных, сравнительно невысоких надолб. Последние были опутаны колючей проволокой, закрепленной на низких металлических кольях. Далее в 15-20 метрах шло 4-рядное проволочное заграждение перед пехотными позициями, заполнявшими промежуток между ДОТами 0011 и 006.

Точное месторасположение "Миллионера" удалось выявить командиру отделения Парминову в конце декабря, во время одного из разведывательных ночных рейдов-поисков за линией финских траншей. Попытка разрушить обнаруженный ДОТ артиллерией большого калибра не принесла ДОТу сколько-нибудь заметных повреждений. Крепость оставалась неуязвимой.

В конце декабря финны заменили один из пулеметов восточного каземата на 37-мм противотанковую пушку "Бофорс" шведского производства образца 1936 г., а в январе в помещении, где находился прожектор, установили 12,7-мм противотанковое пятизарядное ружье системы Бойса. Получив в декабрьских боях кровавый урок, 123-я СД больше не предпринимала массированных атак пехотой, зато танки, особенно Т-26 и Т-35 доставляли финнам все больше и больше хлопот...

К середине января на соседних участках фронта был отработан новый способ борьбы с ДОТами. Танки подвозили к ДОТу бронесани со взрывчаткой и блокировочной группой, а сами корпусом закрывали амбразуры. Блок-группа и приданные ей подразделения выбивали противника из прилегающих траншей и окопов, окружали ДОТ и укладывали на крышу взрывчатку. Но многочисленные попытки уничтожить подобным образом "Миллионер" лишь увеличивали число потерь среди красноармейцев и танков. Особенно большие потери несла бронетехника от использования финнами бутылок с зажигательной смесью - "коктейля Молотова", как окрестили финские окопные острословы это весьма эффективное оружие.

11 февраля после 2,5 часовой артиллерийской подготовки, в которой было задействовано свыше 100 орудий, включая и 280-мм мортиры, части РККА в 12 часов перешли в наступление. 255-й СП наступал на высоту "Палец" ("Язык"). 272-й СП, 123-й СП шел во втором эшелоне. Им противостояли 2 батальона, понесшие большие потери от артподготовки. Непосредственно высоту "Палец" обороняла рота 11-го батальона под командованием лейтенанта Эриксона.

В 12 час. 30 мин. красноармейцы захватили 65,5, а в 13 часов прогремел взрыв, уничтоживший ДОТ 006. По другому разворачивались события на высоте "Палец". Двигавшиеся вместе с атакующими блокировочные группы младших лейтенантов Маркова и Емельянова несли большие потери и были вынуждены залечь в надолбах. Подбитые танки застряли в проделанных в надолбах проходах, загородив дорогу другим, а успевшие проскочить - горели. Финны то и дело переходили в контратаки.

Только после ввода в бой 272-го СП с западной стороны высоты, удалось выбить финскую пехоту из траншей и блокировать западный каземат. Началась укладка ящиков со взрывчаткой на его крышу. Гарнизон ДОТа перешел в восточную часть, закрыв за собой все двери. Но даже после произведенного взрыва финны не оставили попыток отбить ДОТ. Их атаки следовали одна за другой. Лишь около 4 часов ночи прапорщик Скаден с командой покинул ДОТ. Советские саперы спешно начали готовить ДОТ к взрыву, подтаскивая ящики со взрывчаткой к стенам восточного каземата. Вскоре 2 тонны тротила превратили "Миллионер" в развалины.

Рассказ о доте №0011 был бы неполный, если бы не было предоставлено слово современным исследователям или, как их в этих местах называют - сталкерам. Территория от Сумма-ярви до болота Мунасуо еще с начала 70-х годов получила название "Зона". С этой "Зоной" также связано множество легенд, мифов и аномальных явлений...

До 1961 г. вся эта местность мало того, что являлась частью действующего ракетного и танкового полигонов, но и была также защищена от непрошенных посетителей тем, что входила в существовавшую здесь в то время пограничную зону. Военным не было дела до заплывающих траншей и зарастающих иван-чаем разрушенных ДОТов, и потому местность сохранила относительно первозданный, с времен войны, вид.

Начавшиеся в конце 60-х годов более или менее регулярные посещения этих мест и связанные с ними раскопки, носили бессистемный и хаотичный характер. Но потом, когда "сталкеры", а, попросту говоря, молодые люди, проявившие глубокий интерес к истории самой кровавой в истории Европы войны, перезнакомились между собой, основные совместные усилия были сосредоточены на двух объектах: ДОТе 0011 и КП ("бункере"). Остановимся на некоторых результатах раскопок.

Западный каземат. Наиболее пострадавшая часть ДОТа. Его взрывали дважды: 11 февраля 1940 г. и, по всей видимости, летом 1948 г. во время съемок военно-учебного фильма о взятии и разрушении долговременных сооружений. Из находок, сделанных здесь, в первую очередь, нужно отметить большое количество (около 10) прекрасно сохранившихся знаменитых малых финских топоров "Фискар", треногу от "Максима". В углу каземата на полу у стены была найдена винтовка "Лайка" образца 1891/27 гг. В первый момент, когда ее вырубили из покрывавшей пол сцементировавшейся бетонной крошки, все остолбенели: лак на прикладе, вороненый ствол... Но прошло всего 15-20 минут - и дерево рассыпалось в прах, а ствол на глазах стал обрастать ржавчиной! Кроме этого, у входа был вырублен металлический ящик с инструментами в прекрасном состоянии с надписью на крышке - "Балнас". Американская оригинальная отвертка до сих пор служит нашедшему ее. Останков погибших, как здесь, так и в соединительном туннеле не было обнаружено.

Кухня. Здесь было найдено несколько складывающихся систем "вилка-ложка" фирм "Эппила" и "Килла коски", котелки, другая утварь и совершенно изумительная и превосходно сохранившаяся сковородка. Она имеет семь углублений в дне, позволяющих жарить яйца и оладьи. В настоящее время используется по своему прямому назначению.

Помещение под лестницей, несмотря на тонкий слой песка, покрывавший пол, скрывало мятый котелок с "эппилой" внутри ("эппила" изготавливалась из "нержавейки", а "килла коски" - из обычной стали), остатки телефонного аппарата, фрагменты позвоночника человека.

Склад боеприпасов. Кроме большого количества патронов, гильз, пустых цинков, здесь была обнаружена большая пачка листовок с обращением к красноармейцам, (на НП ДОТа также были найдены листовки, но совершенно не читаемые). Надо отметить, что в Зимней войне обе воюющие стороны широко использовали агитационные материалы, (а финны их по ночам доставляли прямо в советские траншеи!) и подобные находки в крупных ДОТах не редкость.
В ходе войны и после нее особенно стали множиться и широко тиражироваться прессой фронтовые байки и слухи, мифы и откровенные бредни вроде пронизывающих весь Карельский перешеек подземных ходов, соединяющих многоэтажные ДОТы, со всем мыслимым и немыслимым оснащением (вроде саун, лифтов и т.п.). Начитавшись в детстве книг вроде двухтомника "Бои в Финляндии", многие искатели приключений устремились на "линию Маннергейма" в надежде найти под взорванными верхними этажами нижние, набитые, как им представлялось, всяким добром. Не найдя лестниц, люков и т.д. взор их неизменно обращался к обычным колодцам, которые были практически во всех бункерах.

Неизвестно зачем, но колодец в 0011 после войны был взорван. Первые исследователи этого ДОТа добросовестно разобрали завал и вычистили его, но абсолютно ничего не обнаружили. В дальнейшем шахта его использовалась для сброса обработанной "породы". Весьма забавно, но каждые 5-7 лет, кто-то из неофитов проделывает дикую работу по его раскопке, считая за честь коснуться дна. Что же касается вторых, третьих и более глубоких этажей, то приведенная схема самого крупного на "линии Маннергейма" ДОТа лишь подтверждает тот факт, в котором убеждается любой спускающийся в ДОТ, что отдельные части и блоки этих сооружений располагались на разных уровнях, а не этажах, в отличие от ДОТов Карельского укрепленного района.

Дровяной склад. Умопомрачительного размера кирка (рабочая часть - около метра), топоры разных марок и размеров.

Интересные находки были сделаны в 3-ем жилом, считая от западного каземата, отсеке. Там, вероятно, обитали электрики: мотки проводов, лампочки (одна в 6,5 В - действующая), выключатели. Много было личных вещей: обувь, бритвенные приборы, ремни, круглые алюминиевые пенальчики с надписью "аспирин" и таблетками внутри, ложки, фрагменты шерстяных свитеров домашней вязки, больших рукавиц из свиной кожи и т.д. Нелишне напомнить, что обмундирования в финской армии не хватало, и солдаты воевали в гражданской одежде, имея из формы лишь знаменитую финскую шапочку, столь распространенную среди жителей Ленинграда в 40-50-е годы, с кокардой и поясной ремень с пряжкой, на которой выбит герб Финляндии - очень редкая находка.

Восточный каземат. Как более сохранившийся (по сравнению с западным), он таил в себе и больше находок. В прожекторном помещении была найдена в неплохом состоянии фара, отдаленно напоминавшая автомобильную. В "агрегатном" отсеке стоял ящик с большим количеством электроарматуры. В собственно пулеметных казематах поражало огромное количество стреляных гильз. Не считая нескольких полных ящиков, пол был покрыт слоем в 10-15 см. Среди этих гильз был найден шведский бинокль со слегка поврежденной оптикой, финка с монограммой, золотое кольцо с гравировкой, мелкие монеты, куски шинелей с гербовыми пуговицами и прочая мелочь.

Раскопки внутри разбитых артиллерией или взрывами ДОТов значительно отличаются от чисто полевых работ и даже от разборки блиндажей и землянок. От работающих здесь требуется значительная физическая сила, здоровье (жуткие сквозняки и сырость круглый год), техническая оснащенность. Перефразируя известные строки, можно сказать: лопатишь единой пуговки ради тонны бетонной "руды". Но бывают и очень интересные находки: редкие монеты, медали, значки, книги и даже штабные карты с пометками.

Эти находки помогают воссоздавать быт защитников ДОТов, неповторимую атмосферу фронтовых будней, психологию финских солдат, которые вынуждены были убивать, чтобы не быть убитыми, и, в свою очередь, погибать, защищая родину.

послесловие редакции

Мы считаем, что подобные раскопки, которые ныне, к сожалению, не проводятся, принесли бы огромную пользу Исторической науке. Мы уверены, что все найденные предметы рано или поздно окажутся в музее Финской войны, создание которого лишь вопрос времени.

примечания
источник

ДОТ "Поппиус" (Sj4). Знаменитый двухказематный ДОТ фронтального пулеметного огня был построен в 1937 году. Это укрепление расположено на высоте 65,5, рядом с дорогой, ведущей к развилке у Ляхде и затем на Кямяря (ныне ст. Гаврилово). ДОТ назывался финнами "форт Поппиуса", в честь младшего лейтенанта Поппиуса, первого командира укрепления. Этот ДОТ фактически являлся ключевым элементом финской обороны в секторе Сумма - Ляхде. 123я стрелковая дивизия Красной Армии после обнаружения укрепления присвоила этому ДОТу индекс "ДОТ №006".

Западный каземат фланкирующего огня простреливал все пространство до "Миллионного", а восточный каземат фронтального огня простреливал южные подступы к высоте 65,5. Боевые казематы "форта Поппиуса" были защищены стальной броней. Чертёж ДОТ можно посмотреть .

Подземная галлерея ДОТ, где располагались казармы. Под ногами трещал лёд, но вес человека выдерживал.

Вот такое чудо природы встретилось в подземной галлерее, рядом со входом. Сталагмит из льда, высотой сантиметров 60.

Уже в первый день наступления 123-й стрелковой дивизии, 17 декабря 1939 года, ДОТ был блокирован. Атаку поддерживали порядка 50 танков. Два финских взвода, оборонявших опорные пункты Лоухи и Харккила, не устояли перед натиском танков и пехоты РККА. Этому во многом способствовала потеря управления взводами - командиры взводов фенрики Лоухи и Харккила были смертельно ранены, помкомвзвода Харккила погиб. Часть финской пехоты отступила в ДОТ, часть ушла по траншеям на восток. В ночь с 17 на 18 декабря в ДОТ оказалось блокированым около полуторасот финских солдат - пехотницы, пулеметчики, артиллерийские разведчики и противотанкисты. ДОТ находился в блокаде три дня. 19 декабря красноармейцы попытались взорвали восточный вход в каземат. Контакт с гарнизоном ДОТ финны сумели установить только после успешной контратаки 20 декабря. Советские танки в упор били по амбразурам ДОТ из пушек. Только к вечеру 23 декабря траншеи опорных пунктов Лоухи и Харккила были полностью отбиты финнами.

В январе 1940 года ДОТ получил большое количество прямых попаданий. 27 января 1940 года с 10 утра советская артиллерия сосредоточила огонь на ДОТ "Поппиус" и "Миллионный". Уже в начале обстрела была пробита крыша западного каземата, поврежден пулемет и лафет. Через несколько минут после этого была пробита крыша подземной казармы, погибли 2 солдата из гарнизона.
Ко дню второго, решительного штурма 10 февраля 1940 года укрепление было настолько сильно повреждено, что финские солдаты боялись его использовать. Атака 245го стрелкового полка под командованием полковника Рослого (награжден за эти бои Золотой Звездой Героя Советского Союза), несмотря на высокие потери, удалась, и уже в 12.30 дня 10 февраля над развалинами ДОТа был поднят красный флаг. От роты лейтенанта Мальма, оборонявшей ДОТ, к исходу 10 февраля осталось в живых лишь 16 человек.

После войны ДОТ был взорван. Западный каземат фактически полностью уничтожен, на его месте лишь куски бетона. Восточный каземат был погребен под наблюдательной площадкой, которая была построена после войны как составная часть полигона (весь этот район сейчас - полигон МО РФ). Было немало попыток раскопать каземат, успехом увенчалась лишь последняя, в которой "археологическая" группа использовала экскаватор. Наблюдательный холм был снесен, на его месте осталась большая яма с глыбами бетона.

Вид на болото Мунасуо. и рощу "Молоток" (?).

Болото Мунасуо, которое красноармейцы окрестили "долиной смерти", было пристреляно финнами еще задолго до войны. Помимо этого, оно было незамерзающим и не выдерживало танки даже в морозную зиму 1939-1940 года. На окраине болота и сейчас видно множество индивидуальных ячеек и окопчиков передового охранения Красной армии.

Валенок "70 лет спустя".

Проход в надолбах, сделанный танкистами или сапёрами.

Испытательный бункер (артиллерийская стена). Это сооружение расположено в примерно 300 метрах севернее "форта Поппиуса". Фронтальная пулеметная точка (на фотографии виден вход в старую часть сооружения) в 1930е годы была перестроена в испытательный бункер - к старому каземату пристроили длинную бетонную стену, укрепленную контрфорсами. Стена была построена из разных марок бетона и с разной насыщенностью арматурой. Кроме того, использовалась арматура разной толщины. Затем эта стена была подвергнута обстрелу прямой наводкой из тяжелых орудий для выяснения оптимального сочетания бетона и арматуры.

Новая стена испытательного бункера со следами прямых попаданий. Следы в стены впечатляют!

Финское описание роли Испытательного бункера в боях (выдержка из журнала боевых действий 1-го батальона 15-го пехотного полка):
...Свое собственное значение приобрел испытательный бункер, расположенный за Поппиусом...Противник же очевидно принял его за гигантский ДОТ, потому что неоднократно подвергал его мощному артобстрелу (когда они стреляли с перелетом, снаряды взрывались в районе нашего батальонного КП). Также необходимо отметить, что танки противника постоянно кружились вокруг него. Поскольку долговременных укреплений у нас было мало, мы только радовались, и жалели, что в мирное время не было построено еще больше таких сооружений. Во всем остальном значение этого сооружения было ограничено тем, что под его защитой стоял один пулемет, а во время танковых парадов там находились истребители танков с противотанковыми гранатами.

В воспоминаниях офицеров Красной Армии это сооружение описывается как "гигантская бетонная стена", и что это сооружение было действующим укрытием для минометных батарей и противотанковой артиллерии финнов. Поэтому стена усиленно обстреливалась, а во время штурма ДОТ был взорван советскими саперами.

"Бетонная траншея" Sj7. Небольшое сооружение, вполне соответствующее своему названию. В передней стене траншеи имеется небольшое убежище, на 10 человек максимум.

На маршруте.

Батальонный КП Sj6.

После подрыва относительно хорошо сохранилась восточная часть командного бункера.

ДОТ "Поппиус" полностью окружён кольцом из противотанковых надолбов. На наиболее танкоопасных направлениях надолбы поставлены аж в шесть рядов.

От ДОТ "Поппиус" к ДОТ "Миллионер" тянется сплошная линия (не считая пары мест подрывов) гранитных противотанковых надолбов в 4 ряда. Лощину между высотой 65.5 и высотой "Язык" красноармейцы также прозвали "Долиной Смерти". Здесь за несколько декабрьских дней 1939 года было убито более тысячи русских солдат, пытавшихся с ходу прорвать Линию Маннергейма.

ДОТ "Миллионный" (Sj5). Одно из самых знаменитых укреплений линии Маннергейма, и последнее укрепление, державшееся день спустя после того, как соседний Форт Поппиуса пал и линия Маннергейма была фактически прорвана. ДОТ был официально назван "Миллионным" из-за крайне высокой стоимости постройки. Вместе с "фортом Поппиуса" "Миллионный" составлял костяк финской обороны в секторе Сумма - Ляхде.

Располагался ДОТ на высоте "Sormi" ("Палец"), простирающейся с юга на север (справа на фотографии).

Вид на ДОТ со стороны линии надолбов. Это был ДОТ фланкирующего огня, поэтому с фронта он выглядит как небольшой холмик.

На фотографии виден вход в центральную часть "Миллионного"; этим входом можно воспользоваться и сегодня. Слева от входа расположена комната наблюдателя, для чего в потолок был вмонтирован бронекупол с щелями для наблюдения. Бронекупол был расколот прямым попаданием из 280мм мортиры в январе 1940 года. Остатки бронекупола были сняты, вмето него был установлен перископ в трубе, а образовавшееся отверстие забетонировано. Среди арматуры видна труба для перископа. Труба пробита пулями в нескольких местах, и по ней можно судить о напряженности боев за "Миллионный".

Восточный каземат Sj5, который прикрывал фланкирующим огнем пространство до "форта Поппиуса".

Западный каземат (прикрывал фланкирующим огнем пространство от высоты Язык до озера Суммаярви) очень сильно пострадал - в первый раз он был взорван в феврале 1940 года во время штурма, и во второй раз после войны при создании учебного фильма о штурме укрепленных районов.

Описание штурма ДОТа Sj5 "Миллионный" можно прочитать .

Именно через западный каземат можно легче всего попасть в сохранившиеся внутренние помещения ДОТа.

Здесь когда-то были амбразуры западного каземата. Справа - южная сторона ДОТ, т.е. его фронт.

Вид от ДОТ на линию надолбов, ведущую к ДОТ "Поппиус", и "долину смерти".

Рогатка среди надолбов, на которой крепилась колючая проволока.

ДОТ хорошо сохранился, несмотря на многочисленные подрывы, и его можно пролезть насквозь, из западного каземата в восточный (или наоборот). Что я и сделал.

А так выглядят помещения внутри ДОТ.

Зимний закат.

В конце экскурсии, в память о погибших за 105 дней советско-финской войны, на памятнике бойцам и командирам Красной армии, были зажжены 105 светильников.

Вот так хорошо и красиво получилось.

Использовались материалы с сайта Линия Маннергейма .

Другие мои фотоотчёты с экскурсий Баира Иринчеева:
Последний день войны
Выборгская наступательная операция 1944 года
Линия Маннергейма. Укрепрайон Сумма-Хотинен
Форсирования реки Тайпалеенйоки и протоки Кивиниеми

P.s. Все фотографии с поездки можно скачать (архив zip, 83.95 Мб, фотографии уменьшены примерно в три раза от оригинального размера, если кому-то нужны полноразмерные - обращайтесь).