Мухаммад мир ему и благословение. Молодёжь и Ислам. Наставления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Благословение во сне

Что мы знаем о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха? Разные люди ответят по-разному. Но одно бесспорно: то, что сообщения о его жизни собраны до мельчайших деталей и бережно сохранены до наших дней в книгах по его жизнеописанию. Любой желающий может открыть их и ознакомиться с жизнью Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха – жизнью последнего из Пророков Всевышнего, через которого было ниспослано последнее, заключительное послание – Коран, являющееся руководством для всех людей вплоть до Судного дня.

Но в начале хотелось бы поговорить о том, для чего нам нужно изучать сиру. В чем польза от его изучения для мусульман и для всех людей в целом?

Есть несколько причин для этого:

1. Во-первых, изучение жизни этого человека приводит к осознанию того, что он действительно был Посланником Всевышнего. Вся его жизнь от рождения и до смерти подтверждает это. Его нрав, его образ жизни, его поведение с окружающими его людьми… Все это заставляло людей с почтением и уважением относиться к нему, и даже его ярые враги признавали его отличительные качества и подтверждали прозвище, данное ему еще до пророчества – «аль-Амин» — надежный, верный. Нам же достаточно слов Всевышнего в Коране, где говорится о нем: «Поистине, ты обладаешь великим нравом» .

2. Во-вторых, изучение жизни Пророка Мухаммада , мир ему и благословение Аллаха, и жизни Пророков вообще, служит назиданием для тех, кто возгордился в своем сердце и не хочет признавать господства Единого Бога и покориться Ему. Изучая жизнь пророков можно проследить одну закономерность – Истина всегда побеждает. Как говорится в Коране «Явилась истина и исчезла ложь. Поистине, ложь исчезающа» .

Это назидание и напоминание для людей. Изучить… Поразмыслить… Одуматься… На примере тех народов, которые противостояли и враждовали с божьими Посланниками и что с ними стало в итоге. Именно на их примере, чтобы самим не становиться примером для других.

Верующие же могут увидеть, что трудности, которые они встречают на своем пути – это закономерность. Таков был путь всех Пророков и тех, кто последовал за ними. И нам следует также, как и им проявлять терпение и стойкость на пути Аллаха.

3. Жизнь Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является примером подражания для верующих. В Коране говорится: «В Посланнике Аллаха был для вас наилучший пример» . Действительно, когда мы начнем изучать его жизнь мы увидим каким он был в детстве и юности, каким он был мужем и отцом, каким был соседом и членом общества, каким он был правителем. И во всех этих качествах он проявлял себя с наилучшей стороны. И любой человек сможет найти для себя пример для подражания.

С другой стороны, зачастую мусульмане не знают, как им поступить в той или иной ситуации. Особенно это касается нашего времени, когда трудности и испытания окружают верующих. Перед нами возникает вопрос «что делать?» Именно подробное изучение жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, с извлечением из нее уроков и мудростей, даст ответ на этот вопрос. Мы сможем увидеть, как вел себя Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а вместе с ним и его сподвижники в той или иной ситуации: в трудные времена и когда они были сильны, во время войны и мира.

4. Важность изучение сиры еще и в том, что жизнь Пророка является живым воплощением Корана. Как говорила жена Пророка Айша , да будет доволен ею Аллах, «Его нравом был Коран» .

Действительно, Коран был ниспослан для того, чтобы ему следовали, а не только для чтения. В нем исцеление, наставление и руководство для людей. И читая жизнь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, каждый мусульманин сможет увидеть насколько он близок к Корану и следует ему.

5. Также сира является и толкованием Корана. Она помогает правильно понимать его. Сира помогает раскрыть причину ниспослания тех или иных аятов, а знание об этом защищает от неправильного использования Корана и совершения ошибок.

6. Познание жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, увеличивает любовь к нему. Ведь невозможно полюбить того, кого не знаешь. Любовь к Пророку – это условие полноценности и совершенства имана (веры). В хадисе говорится «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока я не стану более любимым для него, чем его дети и его родители, и все люди (на свете)»

Кого-то, может быть, удивят такие слова. Как можно полюбить другого человека, например, больше собственных родителей? Но поразмыслив, мы поймем, что родители стали причиной нашего появления в этот свет, они стали причиной только этой жизни. Пророк же является тем, кто гарантирует жизнь вечную. Также любовь к нему дает усердие в следовании его пути, подражание ему, а не вымышленным персонажам фильмов или звезд шоу-бизнеса, которые в основе своей зовут к греху.

Любовь к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, является гарантией того, что в будущей, вечной жизни мы окажемся вместе с ним. Как говорится в хадисе «Каждый человек с тем, кого он полюбил».

7. Также важность изучении сиры заключается в том, что хорошее знание жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является защитой Ислама от нападок со стороны неверующих. На протяжении всех веков враги Ислама пытались подкопаться под эту религию. И конечно же они пытались бить по основам Ислама, которой является и личность Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Для этого они придумывали массу лжи. Его называли одержимым, душевно больным, эпилептиком, слабым на женщин и т.д.

Хорошее знание сиры помогает с легкостью отметать эти и другие виды лжи. Более того, беспристрастное изучение жизни Мухаммада заставляет честного человека сказать«Поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха!»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обладал качествами и совершал поступки, которые указывали на величие его миссии, на истинность его посланничества. Например, то, что он предсказывал события, мог знать о вещах, происходящих на расстоянии, будучи неграмотным, обладал скрытыми знаниями, а также возможностью совершать чудеса. И наверно размышляя о его особенностях мы часто упускаем нечто, что является не менее убедительным доводом в пользу его пророчества, близости к Всевышнему, чем какое-либо чудо или событие, произошедшее с ним. Речь идет о его благородном нраве…

Обычный человек не застрахован от недостатков. Если у него большие дела, он может быть малодушным в мелочах. Если он полезен для общества, то может быть тираном дома. Глубокий ум может сочетаться с плохим намерением, а внешние успехи с внутренним несовершенством. Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был не таким как все. Все в нем было удивительно красивым: нрав, манеры, внешность, дела, намерения. И одно из качеств, которое не может оставить равнодушным – его милосердие.

Поразительно, как несмотря на то, что ему пришлось пострадать от встречи не с самыми приятными человеческими проявлениями: преследования, жестокость, убийства его близких, оскорбления, притеснение, ложь, клевета и т.д., он не терял способности видеть в людях лучшее, быть с ними милосердным, прощать их, помогать им и молиться за них. И это касается не только его сподвижников или родных. Он был милостив к рабам, детям, женам, врагам, немусульманам и проявлял милость к животным. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». И некоторые из достоверных рассказов о его жизни – тому подтверждение.

Его милосердие к детям

Однажды, когда он целовал своего внука Хасана, его увидел некий Акра бин Хабис, который сказал: «Вы целуете детей? У меня их десять, но я их никогда не целую!» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему: «Кто не проявляет милосердия, к тому никто не проявит милости!» (Бухари).

Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери» (Ахмад, Бухари, Абу Дауд).

Как-то на вечернюю молитву он привел с собой в мечеть маленького внука. Во время совершения земного поклона в намазе, в котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был имамом, его внук забрался ему на спину. По этой причине он дольше обычного находился в положении поклона. Как только закончили совершение намаза, сподвижники заметили: «О Посланник Аллаха, вы затянули совершение намаза! Мы подумали, что, возможно, что-то случилось или же вам пришло Божественное откровение». В ответ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, ничего не случилось! Просто на мою спину забрался мой сын, и чтобы обрадовать его, я не стал торопиться и поднимать голову с поклона» (ан-Насаи, Татбик, 82).

Он, да благословит его Аллах и приветствует, первым здоровался с детьми, интересовался их делами, играл с ними. Если он узнавал, что кто-то из детей заболел, он спешил навестить его. Он любил шутить и играть не только со своими детьми, но и с другими, которые так же тянулись к нему и любили проводить с ним время.

Его милосердие к рабам

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, бывший у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что Пророк ни разу не упрекнул его за десять лет его службы, ни разу не ударил и не оскорбил его. Он рассказал также: «В один прекрасный день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил меня в одно место, однако я возразил ему: «Клянусь Аллахом, я не пойду туда!» Но в душе я принял решение пойти, ибо мне приказывал сам Посланник Аллаха. Я вышел в путь и дошел до того места, где уличные мальчишки играли в различные игры. Заинтересовавшись, я сразу же присоединился к ним. Вдруг чувствую, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за шею. Когда я обернулся, я увидел его смеющееся лицо. Он спросил у меня: «Мой Анас! Ты выполнил мое поручение?» Я ответил ему: «О Посланник Аллаха! Я сей же час направляюсь туда!» (Муслим)

Он побуждал людей к ласковому обращению с невольниками: «Пусть никто из вас не обращается к невольникам «мой раб», «мой слуга». Вы все являетесь рабами Аллаха. И женщины тоже. Когда возникает необходимость позвать их, говорите им «сынок», «дочка» или «юноша».

Он призывал их к хорошему обеспечению невольников. Как рассказывал Маърур бин Сувайд: «Как-то на Абу Зарре я увидел богатое платье. Его слуга был одет в точно такое же платье. Когда я спросил у Абу Зарра о причине этого, он мне поведал, как во время жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он оскорбил одного из мусульман. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты такой человек, который до сих пор не избавился от привычек джахилий. Они ваши слуги, но в то же время они ваши братья. Аллах дал их вам под ваше покровительство. У кого под руководством есть брат, пусть его кормит тем же, что ест сам. Пусть одевает в ту же одежду, какую носит сам. Не поручайте им заранее невыполнимые задания. Если же все-таки возникла необходимость выполнить тяжелую работу, помогите им!» (Бухари; Муслим)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помимо проявления милосердия к рабам, призывал к их освобождению. А тех, кто был ранее невольником, чествовал браками с хорошими женщинами и давал им ответственные должности. Так он старался искоренить социальное неравноправие и высокомерие одних по отношению к другим.

Продолжение следует…

Он происходит из лучшего рода на земле и его род обладал почетом, что признавали его враги. Это признал Абу Суфьян , который в тот момент был его врагом, когда находился у царя Рима. Он происходит из самого благородного народа, самого благородного племени и самого благородного колена.Он Мухаммад бин ‘Абдулла бин ‘Абдальмутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка’б бин Люай бин Галиб бин Фихр бин Малик бин Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудара бин Низар бин Ма’адд бин ‘Аднан .

До этих пор его родословная достоверно известна, с чем согласны ученые по генеалогии, в чем между ними никогда не было разногласий, а что касается его родословной выше ‘Аднана , то тут есть разногласия. Однако между ними нет разногласий в том, что ‘Аднан был потомком Исмаила , мир ему, а Исмаил это тот, кого хотел принести в жертву Ибрахим , мир ему, по более правильному мнению ученых из числа сподвижников и их последователей.

Нет разногласий в том, что он, мир ему и благословение Аллаха, был рожден в сердцевине Мекки в «год слона». Это событие стало подарком Аллаха для Его Пророка и Его дома (Ка’бы), так как армия напавшая на Мекку была христианской – людьми писания и их религия в тот момент была лучше религии жителей Мекки, которые поклонялись идолам. Аллах помог им одержать победу над людьми писания без участия людей сделав это предзнаменованием и даром для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который появился в Мекке и возвеличиванием Запретной Мечети.Ученые разногласят относительно смерти его отца: умер ли он, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в животе матери или же он умер после его рождения. Более достоверным является мнение, что он умер еще до рождения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Второе мнение говорит о том, что он умер через семь месяцев после его рождения.

Нет никаких разногласий в том, что его мать умерла в аль-Абва, которая находится между Меккой и Мединой, когда возвращалась из Медина, где была с дядей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В то время ему не исполнилось семь лет.

Его опекуном был дед ‘Абдальмутталиб , который умер, когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было примерно восемь лет. Также говорится, что ему было шесть лет.

Затем его опекуном стал дядя Абу Талиб . Когда он достиг двенадцатилетнего возраста, Абу Талиб отправился с ним в Шам. Так же говорится, что в этот момент ему было девять лет. В этом путешествии его увидел монах Бахира, который велел его дяде не ехать с ним в Шам, боясь, что иудеи навредят ему и дядя отправил его вместе с несколькими своими детьми в Мекку.

В книге ат-Тирмизи и у других приводится, что он отправил его в Мекку с Билялом , однако это является явной ошибкой, потому что, возможно, в то время Билял еще не существовал, а если и был, то он не был ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром . Этот хадис приводит Аль-Баззар в своем «Муснаде» и не говорит там: «и дядя отправил с ним Биляла», а говорит «мужчину».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он отправился в Шам по торговым делам в Бусру, а потом вернулся, после чего женился на Хадидже бинт Хувайлид . Также говорится, что ему было тридцать лет; двадцать один год. Ей же было сорок лет. Это была его первая жена и первой из его жен, которая умерла. Он не брал себе других жен, пока она была жива, и Джибриль повелел передать ей салам от ее Господа.Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению его Господу. Он стал уединяться в пещере «Хира», где поклонялся несколько ночей. И ему была внушена ненависть к идолам и религии его народа. И не было для него более ненавистной вещи, чем это.

Когда ему исполнилось сорок лет, над ним взошел свет пророчества, Всевышний Аллах облагодетельствовал его посланием и отправил к Его творениям, выделил его Своим почетом, сделал Своим доверенным между Собой и Своими рабами.

Нет разногласий в том, что его пророчество началось в понедельник, однако есть разногласия в месяце начала пророчества: говорится, что оно началось после восьмого числа месяца Раби уль-Авваль, на сорок первом году после «года слона». Это мнение большинства.

Также говорится, что оно началось в месяц Рамадан, и эти ученые, в качестве довода, приводят слова Всевышнего Аллаха: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (Коран. 2:185)

Они говорят: первым, чем облагодетельствовал его Всевышний Аллах из пророчества было то, что он ниспослал ему Коран. Так считали некоторые из ученых, среди которых был Яхья Сарсари , который сказал в своем стихотворении:

Ему исполнилось сорок лет

И над ним взошло солнце пророчества в Рамадан.Однако первые ответили им, что в «ночь могущества» месяца Рамадан Коран был ниспослан полностью, разом на Байт аль-‘Изза, а затем частями и по необходимости ниспосылался на протяжении двадцати трех лет.

Также говорится, что пророчество началось в месяц Раджаб.

Аллах дал , мир ему и благословение Аллаха, различные ступени откровений.

Первой из них были истинные видения, с которых и начались откровения, ниспосылавшиеся Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и какое бы видение он ни видел, то оно приходило подобно утренней заре.

Второй было то невидимое для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что приносил с собой ангел, доводя это до его ума и сердца, о чем сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал так: «Поистине, Святой Дух внушил мне, что ни в коем случае не умрет душа, пока не исчерпает своего удела, так бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами вашего удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его с помощью ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».Третьей было то, что ангел представал перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в образе человека и обращался к нему, пока он не усваивал того, что он ему говорил. На этой ступени его иногда видели и сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Четвертой было такое появление ангела, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, слышал нечто вроде звона колокола. Это было наиболее тяжким для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так как ангел крепко сжимал его, в результате чего лоб его покрывался испариной даже в очень холодные дни, а его верблюдица опускалась на колени, если он сидел верхом. Однажды, когда к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришло такое откровение, его нога касалась ноги Зайда бин Сабита , да будет доволен им Аллах, и нога Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стала такой тяжёлой, что нога Зайда чуть не сломалась.

Пятой было то, что он видел ангела в том облике, в котором тот был создан, и в это время ему ниспосылалось в виде откровений то, что Аллаху было угодно ему ниспослать. Подобное случалось с ним дважды, о чем в Коране упоминается в суре «Звезда».

Шестой было то, что Аллах вменил ему в обязанность совершение молитв, когда в ночь вознесения (ляйлят аль-ми‘радж) он вознесся выше семи небес.

Седьмой было то, что говорил ему Аллах без посредника и что было подобно тому, как разговаривал Он с Мусой бин ‘Имраном . То, что это было с Мусой, известно доподлинно, поскольку об этом упоминается в Коране, а о том, что это случилось и с нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, известно из хадиса о ночном путешествии.

Некоторые улемы добавляли к этому и восьмую, считая, что ею было открытое обращение к нему Аллаха безо всякой преграды. Это мнение тех, кто говорит, что он, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа. Относительно этого вопроса были разногласия у ранних и поздних ученых не смотря на то, что все сподвижники считали также как и Айша, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не видел Аллаха, как это передал Усман бин Са’ид ад-Дарими о том, что у сподвижников было единогласие в этом вопросе.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

«Зад уль-Ма’ад»

Перевод: Икрима абу Марьям

Празднование мавлида

В Медине у одного человека был сын, настолько нехороший, что когда он умер, отец не пришел провожать его в последний путь. После отец увидел сон, где его сын в Раю. Удивленный, он спросил, как тот попал в наилучшую обитель при таком неблагочестивом образе жизни. На что сын ответил: «Однажды я отправился с людьми на окраину города, когда Пророк (мир ему и благословение) возвращался из очередного похода. У одного из сподвижников, которые были с Пророком (мир ему и благословение) в этом пути, я спросил: «Как чувствует себя Пророк?» - он ответил – «Хвала Аллаху, он цел и невредим» - и это меня искренне обрадовало. Я просто обрадовался тому, что Пророк (мир ему и благословение) целый и невредимый возвратился домой. Вот из-за этой радости Аллах осчастливил меня, простив мне мои проступки».

Месяц раби-уль авваль - это месяц, в котором родился Пророк (мир ему и благословение), и если и мы обрадуемся его рождению, то есть надежда на то, что Аллах нам простит наши грехи. В Коране говорится (смысл): «Скажи им, по благости Аллаха и его милости – этому пусть они радуются» (сура «Юнус», аят 59).

Никто из нас не может знать, в какой группе людей он окажется в Судный День. Но Аллах уже в мирской жизни дает нам возможность выбрать, где и с кем мы будем находиться в Судный День. Ведь в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «В Судный день человек будет находиться с теми, кого он любит».

Многие из нас успели заметить, что исламские праздники очень часто совпадают c другими праздниками. В один год Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) совпал с празднованием Нового года. В 2009 году 12 раби-уль-авваль (день в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совпал с 8 марта.

Никто из нас не может знать, в какой группе людей он окажется в Судный День. Но Аллах уже в мирской жизни дает нам возможность выбрать, где и с кем мы будем находиться в Судный День. Ведь в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:«В Судный день человек будет находиться с теми, кого он любит»

У каждого есть возможность понять, чему он отдает предпочтение и радуется больше - наступлению месяца раби-уль-аввал или же какому-нибудь другому празднику, который приходится на эти дни?. Всевышний сделал день в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) днем радости мусульман. Как известно, рождение Пророка (мир ему и благословение) приходится на 12 ночь, перед утренним намазом - это время, когда Пророк (мир ему и благословение) появился на свет. В это время намного возрастает вероятность того, что наши мольбы будут приняты Аллахом, чем в другие дни.

Однажды шейха Мухаммад ибн-Аляви ибн-Аббас аль-Малики из Мекки (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Почему наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в месяце раби-уль авваль, а не в таких высокочтимых месяцах, как раджаб, шаабан и др?». Шейх Алави ответил: Если бы Пророк (мир ему и благословение) родился в месяце рамазан или же раджаб, то люди могли бы подумать, что Аллах украсил рождение Пророка (мир ему и благословение) этим месяцем. А разве что-нибудь может его возвысить? Всевышний сделал так, что Пророк (мир ему и благословение) родился в месяце раби-уль авваль, чтобы рождением нашего Пророка (мир ему и благословение) украсить этот месяц.

Аллах возвысил также и имя нашего Пророка (мир ему и благословение) еще до того, как мы появились на этот свет. Когда Адаму (мир ему) вложили (нур), сияние Пророка (мир ему и благословение) в позвоночник, все ангелы смотрели на спину Адама (мир ему). Тогда он попросил Всевышнего перенести это сияние ему на лоб, чтобы ангелы смотрели на него спереди. Потом он попросил дать возможность самому увидеть этот нур, тогда Аллах перенес этот нур на ногти его больших пальцев. И тогда Адам (мир ему) поцеловал свои пальцы и провел ими по своим глазам, произнося при этом: «О, радость моих очей, я - Расуляллах». Говорится также, что если отец дает своему сыну имя Мухаммад, то отцу желательно вставать, когда сын заходит. Настолько Аллах возвысил это имя.

Также, если на каком-нибудь собрании, где обсуждаются различные вопросы, будет присутствовать человек, носящий имя Мухаммад, то в этом будет благодать. Поэтому, когда мы решаем какие-то вопросы и нужно принимать решение, мы в надежде получить благодать этого имени, включаем человека по имени Мухаммад. Тогда благодатным будет это совещание и решение, вынесенное на нем. Настолько достойно имя Пророка (мир ему и благословение)!

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан Пророком не только к людям, но и джиннам, ангелам, и остальным.

По поводу милости к неверным стоит привести в качестве примера случай. Произошло это в день взятия Мекки, когда Пророк (мир ему и благословение) уставший, прислонился спиной к дому, в тени которого решил немного отдохнуть. Тут же спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О, Посланник Аллаха, не касайся спиной этого дома и не пользуйся его тенью, поскольку в этом доме живет женщина, которая тебя ненавидит, и для того, чтобы не слышать твой голос, когда ты будешь говорить, она закрыла окна, двери, заткнула уши и сидит внутри. Поэтому отойди от этого дома». Как только он отошел, ангел Джабраил (мир ему) вернулся и говорит: «Поскольку твоя спина коснулась этого дома, Аллах открыл врата своей милости для ее сердца, и она примет Ислам». Тут открылась дверь и из дома выбежала женщина, бросилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О, Посланник Аллаха, до этого дня не было на свете человека для меня ненавистнее тебя, не знаю, что случилось, но с этого момента нет человека, которого я люблю больше, чем тебя». Вот наглядный пример того, как Аллах даже неверующим открывает врата милости.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) услышал голос антилопы, за которой гнался охотник: «Помоги, о, Посланник Аллаха!». Антилопа обратилась к нему и сказала: «О, Посланник Аллаха, дай мне возможность вернуться к своим детенышам и накормить их, потом я предстану перед охотником, а если я не вернусь, пусть я буду хуже, чем тот человек, который, услышав твое имя, не читает салават (т. е. «Салляллаху алейхи ва саллям»)». Тогда Пророк (мир ему и благословение) стал в залог вместо антилопы. Она же побежала к детенышам и начала торопить их, а, узнав, что Пророк (мир ему и благословение) остался в качестве залога, они отказались и сказали: «Как ты могла прийти к нам, оставив под залог самое дорогое создание Аллаха?». Когда антилопа вернулась, бедуин был в изумлении, он не смог ничего сделать с животным и принял Ислам. Потом со временем, когда однажды, этот бедуин находился рядом с могилой, в коей покоится благословенное тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение), к нему подошла антилопа и по воле Аллаха заговорила. Он (бедуин) сказал: «Я думаю, что это детеныш той самой антилопы, вместо которой Пророк (да благословит его и приветствует) стал в залог».

Милосердие и благородство любимца Аллаха, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) видно и из того, как он учит нас милосердному отношению к жертвенному животному: «Не показывайте одному животному, как режут другое, накормите и напоите его и точите нож, как следует».

Рассказ про ястреба и ласточку

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) прилетела ласточка, а за ней ястреб. Ласточка просила у него (мир ему и благословение) защиты, так как ее ждут птенцы. Ястреб ответил, что у него тоже есть птенцы, которых он тоже должен кормить: «Это моя дичь, я не могу оставить ее. Ты ведь Пророк, посланный милостью ко всем. Как ты можешь ее спасти, а моих птенцов оставить голодными?». Пророк (мир ему и благословение) обладал безграничным милосердием и предложил этому ястребу свое мясо. И провел ножом по своему телу, чтобы отрезать ему кусок от своего тела, но нож не резал. И тогда ласточка и ястреб превратились в ангелов Джабраиля и Микаиля (мир им). Пророк (мир ему и благословение) понял, что это были ангелы, которые пришли к нему, чтобы проверить его. И сказали они: «Поистине ты послан, как милость для миров».

Когда Аллах создал нур (свет, сияние) Пророка (мир ему и благословение), он находился в жемчужине. Когда нур взяли из жемчужины и передали пророку Адаму (мир ему) и его потомкам, эта жемчужина рассыпалась, и из нее был создан рис. Во всем, что мы употребляем в пищу, есть полезное и вредное для здоровья, кроме риса. В нем же только польза и исцеление.

И в каждом Божьем творении есть нур Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Мавлид

Собрания людей, где восхваляется Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), рассказываются об особенностях и превосходствах, дарованные Всевышним только Любимцу Аллаха (мир ему и благословение), выражается радость от того, что мы являемся из его уммы – среди людей стали называться мавлидами. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже собирались и восхваляли его, рассказывали о нем, радовались ему, только такие собрания они не называли мавлидами. Смыслом жизни сподвижников был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), везде и всюду они говорили о нем и восхваляли его. И как нелепы слова тех, кто говорит, что нельзя собираться для совершения мавлида!

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), совершил переселение из достопочтенной Мекки в лучезарную Медину, то жители Медины встретили его, распевая известный всем нашид «Тала‘аль бадру алайна» , и Пророк (мир ему и благословение), не запретил им это. Это еще один пример того, как сподвижники выражали радость любимцу Аллаха.В месяце, в котором Пророку (мир ему и благословение) была дарована земная жизнь, часто проводятся мавлиды. Празднование мавлида – это одно из благочестивых и богоугодных поступков в Исламе. В нем повествуется о жизни Пророка (мир ему и благословение) в стихотворной форме, объединяющий в себе истигфар (просьба о прощении грехов), зикр (поминание Аллаха), салават (прославление Пророка), чтение Корана. Впервые такие собрания стали носить официальный характер в местности Ирбиль, правитель которой был очень богобоязненным мусульманином.

Совершение таких маджлисов одобрено такими выдающимися авторитетными учеными, поборниками сунны, борцами с новшествами, как Аль-хафиз ибн Хаджар Аскаляни, Аль-хафиз ас-Сахави, Аль-хафиз ас-Суюты (да смилуется над ними Аллах).

Проведение мавлидов несет в себе очень много пользы - проявление любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), это собрание мусульман для выражения своей радости, усиление уз братства и любви между мусульманами, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке (мир ему и благословение) и др.

Аль-Хафиз ас-Суюты, говоря об отношении Шариата к проведению мавлидов, сказал: "Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И это является одобряемым с точки зрения Шариата, т. к. это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)". Также в хадисе сказано “Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного Дня” (имам Муслим).

Но есть и противники, не признающие и отрицающие дозволенность подобных собраний и мероприятий, которые опираются на хадисы, понятые ими неправильно. В хадисе сказано: “Не возвеличивайте меня также чрезмерно, как это делают христиане по отношению к пророку Исе (мир ему)”. Истинно верующий мусульманин не должен называть Пророка Мухаммада (мир ему) сыном Бога. Именно так следует понимать этот хадис, а не подразумевать под ним запретность прославления и возвеличивания Пророка (мир ему и благословение) вообще.

Никто из мусульман никогда не относился к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) так, как христиане относятся к пророку Исе (мир ему) и никогда мусульмане не называли Мухаммада недопустимыми эпитетами, как сын Бога и т. д. И каждый мусульманин знает, что такое недопустимое возвеличивание кого-либо из рабов Аллаха выводит человека из веры. Поэтому обвинения в адрес мусульман, что они слишком возвеличивают Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) бессмысленны и беспочвенны.

Немало тех, кто говорит, что запрещено собираться для восхваления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Они считают, что такое собрание – новшество, запретное в Исламе. Но сами празднуют свои дни рождения и ходят к другим на такие торжества. И получается, что человек запрещает выражать радость рождения любимца Аллаха – Мухаммада (мир ему и благословение), а сам празднует свое рождение и рождение близких и друзей.

Невежество людей иногда не знает границ. Некоторые запрещают мероприятия, где люди собираются для восхваления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поминания Всевышнего, (назови это мавлидом или любым другим словом, просто в народе такие собрания получили название мавлид), но они не запрещают собрания людей, где они сидят перед телевизором и обсуждают все, что показывают там.

А что касается упреков по причине того, что мавлиды исполняются в стихотворной форме, то ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В стихах есть мудрость” (передал имам Бухари). Однажды Кахб ибн Зухайр исполнил назм (красноречивое повествование в стихотворной форме) перед Пророком (да благословит его и приветствует), за что он подарил ибн Зухайру свой плащ. Также сообщается о том, как халиф Умар (да будет доволен им Аллах) вошел в мечеть в то время, когда там читал стихи поэт Хасан бин Сабит (да будет доволен им Аллах). На осуждающий взгляд Умара Хасан сказал: “Я имел обычай декламировать стихи в мечети в присутствии того, кто был лучше тебя”, подразумевая Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Имеется огромное количество хадисов о том, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) читали стихи в его присутствии. Имам Шафии говорил: “Стихи - суть речение, и то благое, что сказано, хорошо, а что сказано плохо, то плохо”.

И после всего вышесказанного складывается определение понятию мавлид. Мавлид - это повествование о жизни Пророка (мир ему и благословение), о его поступках, величайших его качествах и великих достоинствах. В этом суть и идея мавлида, которая существовала и во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Иное дело, что не было термина, обозначавшего его, но при жизни Пророка (мир ему и благословение) не было и таких терминов, как, например фикх (исламское право), тафсир (толкование Корана), нахв (грамматика) и т. д.

Посему величайшую ошибку совершают те, кто считают проведение мавлида недопустимым.

Да воскресит нас Аллах и соберет в Судный День под знаменем нашего любимца Посланника Аллаха! Амин.

Воспоминания о трогательных моментах из жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников дают нам ощутить нашу связь с Пророком (мир ему и благословение).

Дорогие братья и сёстры, я бы хотел обратиться к Пророку (мир ему и благословение) с обращением, но прежде хочется обратиться к Аллаху. Хочется восхвалить Аллаха за Его безграничные дары, за то, что Он сделал нас частью уммы, уммы, в которой желал находиться даже такой великий пророк, как Муса (мир ему). Мы все просим Аллаха одарить нас искренней любовью к нашему Пророку (мир ему и благословение), ведь он тоже проявил нам эту любовь, назвав своими братьями.

Пророк (мир ему и благословение) как-то сказал: «Я бы хотел увидеть своих братьев». Сподвижники спросили: «А разве мы тебе не братья?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Вы мои сподвижники, а братья мои – это те, кто уверовали в меня, не увидев меня». Поэтому мы всегда должны стремиться приумножать свою любовь к Пророку (мир ему и благословение). А помогут нам в этом отрывки из жизнеописания сподвижников.

Когда Пророк (мир ему и благословение) впервые отправился в Мекку как паломник, враждовавшие с ним курайшиты не впустили Пророка (мир ему и благословение) в Мекку. Конечно, многое произошло в этот важный момент истории. Но нам хочется обратить внимание на отношение сподвижников к Пророку (мир ему и благословение). В хадисе говорится, что

– когда Пророк (мир ему и благословение) плевал, его плевок оказывался на руке одного из его сподвижников, и тот протирал им своё лицо или кожу;

– когда Пророк (мир ему и благословение) повелевал сподвижникам сделать что-то, они тут же стремительно выполняли его повеление;

– когда Пророк (мир ему и благословение) совершал омовение, сподвижники почти дрались за воду, которой он совершил омовение,

– когда Пророк (мир ему и благословение) говорил, сподвижники понижали голос,

– более того, они даже не смотрели на него пристально.

На это и указал Амр бин Ас (да будет доволен им Аллах), сказав, что если бы его попросили описать Пророка (мир ему и благословение), то он бы не смог это сделать, ибо не мог пристально на него смотреть.

Билял (да будет доволен им Аллах).

Этот хадис о Биляле привёл хафиз ас-Салихи в книге «Субулюл худа ва ар-рашади», назвав его достоверным, также его привёл ибн аль-Асир в книге «Усуд аль-габа», и ибн Асакир в пятидесятитомнике «Тариху Димашк», и другие хадисоведы.

Когда Пророк (мир ему и благословение) перешёл в мир иной, Билял, читавший азан Пророку (мир ему и благословение), не смог вынести жизнь в Медине. Потому что каждая улица, каждая стена, мечеть – всё напоминало ему о Пророке (мир ему и благословение). Он перестал читать азан, и попросил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) отпустить его жить в Шам (Сирия). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) просил его остаться, но тот настоял на своём. Находясь в Шаме, Билял (да будет доволен им Аллах) увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), который сказал ему: «Как понимать эту отчуждённость, Билял? Неужели не наступило время посетить меня?!». Тогда Билял проснулся опечаленным и напуганным. Ведь он знал, что тот, кого он увидел, в действительности был Пророком (мир ему и благословение). Ведь Пророк (мир ему и благословение) говорил, что тот, кто увидит его (мир ему и благословение) во сне, воистину его (мир ему и благословение) увидел, ибо шайтан не может принимать обличие Пророка (мир ему и благословение).

Тогда Билял (да будет доволен им Аллах) направился в Медину посетить могилу Пророка (мир ему и благословение). Увидев могилу Пророка (мир ему и благословение), он не сдержался, заплакал и уткнулся лицом в неё. Тогда к нему пришли Хасан с Хусейном, и Билял (да будет доволен им Аллах) стал целовать их (ведь он видел, как их целовал Пророк (мир ему и благословение)). Они попросили Биляла (да будет доволен им Аллах) прочитать азан, чтоб напомнить им времена Пророка (мир ему и благословение), хотя они и не забывали о том времени. Билял (да будет доволен им Аллах) согласился. В предрассветный час Билял (да будет доволен им Аллах) встал на то место, где он обычно стоял при Пророке (мир ему и благословение), и произнёс: «Аллаху акбар!». Медина содрогнулась, люди выбежали на улицу. «Ашхаду алля иляха илля Ллах», и Медина ещё сильнее содрогнулась от плача и шума. «Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» – и вышли все, даже молодые девушки, которые не выходили на улицу, и сказали: «Пророк (мир ему и благословение) вернулся!!!». Со дня кончины Пророка (мир ему и благословение) в Медине не видели столько плачущих мужчин и женщин, как в тот день.

Разве это не свидетельство любви, которую испытывали сподвижники к Пророку (мир ему и благословение)?! Разве это не говорит о том, что влияние Пророка (мир ему и благословение) на сподвижников не исчезло даже после его перехода в мир иной?!

Обратите внимание на свои сердца! Та горечь, что вы ощущаете сейчас, вспоминая эти трогательные моменты из жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, разве не дает она вам ощутить связь с Пророком (мир ему и благословение)?! Да, воистину это так. Пророк (мир ему и благословение) в наших сердцах, Пророк (мир ему и благословение) живёт полноценной жизнью барзаха.

Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах).

Представьте себе, Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) находится в кровопролитной битве, где каждая секунда жизни может стать последней, и что он делает? Приказывает своим воинам найти его шлем. Когда они его нашли, то обнаружили, что шлем не такой уж и ценный с виду.

Халид (да будет доволен им Аллах) объяснил свою привязанность к шлему тем, что в нём хранятся волосы Пророка (мир ему и благословение), которые он подобрал после того, как Пророк (мир ему и благословение) побрил свою голову. Далее Халид (да будет доволен им Аллах) говорит: «Во всех битвах, в которых я участвовал в этом шлеме, Аллах даровал мне победу»1. Так относился Халид (да будет доволен им Аллах) к Пророку (мир ему и благословение).

А как относишься к Пророку (мир ему и благословение) ты? Любишь ли ты его так, что смог бы сберечь его волос, даже в случае опасности для жизни? Или же ты один из тех, кто считает, что такое отношение к Пророку (мир ему и благословение) приводит к ширку (к неверию)?! Нет, ни в коем случае, ведь все мы знаем, что не будет полноценной вера наша, если мы не будем любить Пророка (мир ему и благословение) больше, чем себя самих.

Обратите внимание на Асму, дочь Абубакра (да будет доволен им Аллах), которая бережёт халат Пророка (мир ему и благословение) для того, чтобы у сподвижников и у других была возможность получить здоровье и благодать, выпив воду, которой они прополаскивали этот халат. Халат Пророка (мир ему и благословение), дающий здоровье по воле Аллаха2.

А мы? Любим ли мы так Пророка (мир ему и благословение), что убеждены в том, что вода от его халата быстрей нас излечит, чем любые лекарства? Или же мы из тех, кто называет такое отношение к халату Пророка (мир ему и благословение) предвестником неверия, а сами пьют анальгин, чтоб снять головную боль?! Где тогда наша вера в Пророка (мир ему и благословение)? Ведь формула верования включает в себя два свидетельства – что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его посланник (мир ему и благословение). Если ты убеждён в его посланничестве и достоинстве перед Аллахом, почему ты доверяешь аспирину больше, чем его халату?!

Вопросов много, ответы очевидны, и каждый предстанет перед Аллахом в Судный день. Также каждый предстанет перед Пророком (мир ему и благословение), когда он будет заступаться за нас перед Аллахом в День Суда. И тогда мы получим воздаяние в зависимости от того, как мы ценили Пророка (мир ему и благословение), как следовали за его сунной, как любили его и его наместников в лице учёных, алимов и праведных шейхов.

В итоге я обращусь к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой, которая завершит мою проповедь, ибо я убеждён, что Пророк (мир ему и благословение) в данный момент меня слышит так же, как слышит наши приветствия в намазе. Ведь в достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, у Аллаха есть ангелы, которые доставляют мне приветствие (салам) людей из моей уммы (общины)». Далее ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя жизнь для вас полезна, говорите со мной, и я говорю с вами. И моя смерть тоже полезна для вас, ибо мне показывают ваши деяния. Если я увижу хорошие деяния, то восхвалю Аллаха, а если увижу плохие – прошу Аллаха простить вас»3.

О Пророк! Попроси Аллаха принять все наши благие деяния, и сделать нас теми, кто приносит тебе радость. И не осуждай нас строго, если мы огорчаем тебя плохим поведением. Попроси прощения у Аллаха за нас тоже. Сделай нас из тех, кого ты не прогонишь от источника «Хавза» в День Великого Суда. Ведь ты рассказал нам, что будешь там ожидать нас, а тех же, кто сошли с истинного пути, не допустят к этому источнику. Так сделай нас теми, кто достигнет этого уровня!

1 Достоверный хадис передан Абу Яла в его «Муснаде», в разделе «Хадисы Маймунат, жены Пророка (мир ему и благословение)». Также этот хадис передан в книге «Итхафу хайри аль-махара» («Китабу алямати ан-нубува», раздел «О преданиях про волосы Пророка (мир ему и благословение)»). Автор этой книги Ахмад ибн Абу Бакр аль-Бусири говорит: «Этот хадис рассказал Абу Яла, и он достоверный».

2 Достоверный хадис, рассказан Муслимом в его сборнике достоверных хадисов «Глава одежды и украшений», «Раздел запрещённости использования золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин».

3 Достоверный хадис, см. в книге аль-Хайсами «Маджмау-ззаваид» («Китабу алямати ан-нубуввати», разделы о его смерти и о том, как Пророк (мир ему и благословение) просит о прощении грехов своей уммы).