Перекрестная кольцевая и. Системы рифмовки

Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы - или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, - различен в разных языках и в разное время.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три типа рифмы:

мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Смерть":
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

женская рифма, где оно падает на предпоследний.

дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С.А. Есенина "Русь", а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В.Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...

Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.

Повторение сходных сочетаний звуков, которые связывают окончания строк или симметрично расположенные части стихотворных строк, называется рифмой. Для русского классического стихосложения основной признак рифмы – это совпадение ударных гласных. В данной статье подробным образом рассмотрен вопрос о том, какие рифмы бывают и как они применяются.

Разновидности рифмы

Слово "рифма" в переводе с греческого означает "соразмерность". Рифмой называется композиционно-звуковой повтор, звучащий в конце нескольких стихов. Рифмы можно разделить на различные группы по их формам и положению в стихотворении.

В зависимости от положения, в рифмованном слове бывают следующие виды рифм:

  • Мужские - в них ударение ставится на последнем слоге, это самый простой вид рифм (например: "моя-семья", "ананас -бас-фас", "доска-тоска").
  • Рифмы женские - ударение ставится на слоге, предпоследнем от конца, в них будет совпадать больше звуков (например: "глина-картина", "раны-планы", "туманно-странно").
  • Дактилические - ударение ставится на слоге, третьем от конца (например: "просится-носится", "косточка-тросточка", "пьяница-тянется").

Если рифма будет оканчиваться гласным звуком, она будет открытой, если согласным – закрытой.

Рифмы различаются и по характеру звучания. Они бывают:

  • Приблизительные. В них будут совпадать не все звуки, начинающиеся от последнего ударного гласного, например, "сеча-навстречу", "Кинга-книга".
  • Точные. В них совпадают последний ударный гласный и звуки, следующие за ним, например, "дышит-слышит-пишет", "опять-рукоять".
  • Бедные;
  • Богатые;
  • Диссонансы;
  • Ассонансы;
  • Тавтологические;
  • Составные;
  • Разноударные;
  • Неравносложные.

По положению в стихотворении бывают следующие типы рифм:

  • Начальные;
  • Конечные;
  • Внутренние.

По положению рифм в строфе:

  • Смежные. Рифмуются смежные стихи, первый - со вторым, третий - с четвертым. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.
  • Перекрестные. Рифмуется первый стих с третьим, второй - с четвертым. АБАБ.
  • Опоясанные или охватные. Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.
  • Сплетенная. Она имеет много разных схем. Так, в общем, называются сложные виды рифмовки, например, АБВАБВ или АБВВБА и так далее.

Приемы рифмовки

Бывают рифмы частей речи, например:

  • существительное-глагол: "бездну-исчезну";
  • глагол-наречие: "стало-немало";
  • существительное-прилагательное: "безднам-железном";
  • существительное-наречие: "окна-допоздна";
  • существительное-числительное: "дважды-жажды";
  • существительное-предлог: "лес-без";
  • союз-существительное: "ни-дни";
  • местоимение-прилагательное: "них-земных";
  • числительное-прилагательное: "один-нелюдим".

Нужно сказать еще о таком приеме рифмовки, как усеченная рифма. Это когда при рифмовании двух слов в конце стихов одно из них покрывает созвучия другого не полностью. Например, "унылый-силы", "прекрасный-ясны".

Белыми называются стихи, которые совсем не имеют рифмы, рифмоидами - неточные рифмы.

Рифма Маяковского

Она занимает в технике русского языка особое место. Маяковским были открыты новые способы рифмовки, которые соответствовали строю его особенного ораторского стиха. В статье о том, как делать стихи, Маяковский писал о рифме. Речь в ней шла о том, что рифма должна возвращать к предыдущей строке, вынуждать вспомнить ее. По словам Маяковского, рифма должна заставлять все строки, которые оформляют одну мысль, быть вместе. Он ставил самое характерное слово в конце строки и во что бы то ни стало придумывал к нему рифму. Поэтому и была его рифмовка практически всегда необычайна, во всяком случае, до него нигде не употреблялась.

Теперь вы знаете, какие есть рифмы в стихах, и можете сами попробовать их писать. Желаем вам удачи в творчестве!

Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.

Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения , построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.

Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.

Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.

В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и . При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

Рифмой называют последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию. Рифма помогает создать в произведении акцент на ритмическом рисунке поэтического текста. Для определения рифмы используется несколько основных характеристик.

Инструкция

Чтобы определить первую характеристику , посчитайте, на какой слог в рифмованных падает .
Если ударение в последних рифмованных строк падает на последний слог, то такую называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.

Когда не в шутку занемог,

Картограф был, наверное, в азарте

Иль с дочкою судьи накоротке.
Обозначение: ABBA

Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто наблюдается в современных поэтов.
Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.

Видео по теме

Полезный совет

Есть и другие термины, связанные с рифмами.

Панторифма – это прием, при котором все слова в одной и в следующей строке рифмуются между собой.

Сквозной называют рифму, которая проходит через все стихотворение.

Рифма - это концевое созвучие слов. Наряду с ритмом, она является одним из признаков, отличающих поэзию от прозы. Любому поэту, таким образом, нужно уметь подбирать рифмы.

Инструкция

Основа рифмы - совпадение ударной гласной. Слова «палка» и «селедка», хотя и обладают одинаковыми окончаниями, но различаются ударными гласными, а потому и не рифмуются.

Следует избегать и слишком полного совпадения рифмующихся слов. В поэтической среде это явление известно под шутливым названием «рифма ботинок-полуботинок».

В качестве художественного приема вполне допускается рифмовать , если различие их смысла обыграно в стихе, а также слова, которые пишутся и произносятся одинаково в определенных грамматических формах. Например, у того же Пушкина есть строки:

На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и « -кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

Разновидности рифм

Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
Вместо имения вымыты
Местоимения "вы", "мы", "ты".

Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
А ты думал - я тоже такая (А),
Что можно забыть меня (В),
И что брошусь, моля и рыдая (А),
Под копыта гнедого коня (В).

Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

Гипердактилическая рифма – такая, в которой падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Поэтические хитрости

Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».

Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.

Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.

Видео по теме

Источники:

  • Изображение: как подобрать рифму в 2019
  • В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" в 2019
  • Ещё немного о банальных рифмах и стихосложении в 2019
  • Как найти рифму. Инструкция в 2019

РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:

Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы :

Мужскую рифму , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);
Женскую рифму , где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;
Трёхсложную рифму , дактилическую, в которой ударение - на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА).

Также существует разделение:

Панторифма - все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например - рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)
Сквозная рифма - проходит через всё произведение (например - одна рифма в каждой строке)
Эхо-рифма - вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Рифмы бывают точные и неточные.

В точной достаточной рифме совпадают:
а) последний ударный гласный,
б) звуки, начиная от последнего ударного гласного.

Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава). Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен).

Пример строфы с точными рифмами(совпадают именно звуки, а не буквы):

Приятно, катану сжимая,
Врага превращать в винегрет.
Катана – мечта самурая,
Но лучше ее – пистолет. (Гарет)

В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих.

Рифмы частей речи

Глагол - существительное:

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли. (М. Цветаева).

Глагол - наречие:

Ты всем была. Но, потому что ты
Теперь мертва, Бобо моя, ты стала
Ничем - точнее, сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский)

Существительное - прилагательное:

Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам. (Н. Гумилёв)

Существительное - наречие:

О чём шумят друзья мои, поэты,
В неугомонном доме допоздна?
Я слышу спор. И вижу силуэты
На смутном фоне позднего окна. (Н. Рубцов)

Существительное - числительное:

Птиц не видать, но они слышны.
Снайпер, томясь от духовной жажды,
То ли приказ, то ль письмо жены,
Сидя на ветке, читает дважды… (И. Бродский)

Существительное - предлог:

Голубой саксонский лес.
Грёз базальтовых родня,
Мир без будущего, без -
Проще - завтрашнего дня. (И. Бродский)

Существительное - союз:

Нас других не будет! Ни
Здесь, ни там, где все равны.
Оттого-то наши дни
В этом месте сочтены.

Прилагательное - наречие:

Не возьмёшь мою душу живу,
Не дающуюся, как пух.
Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, -
Безошибочен певчий слух!

Прилагательное - местоимение:

Прилагательное - числительное:

Он молчалив и нелюдим,
Всегда один, везде один…

Рифмовка - словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом - два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА - это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка«ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)

Мы хлеба горбушку - и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня - лавиной, (В)

Тебе - половина, и мне - половина! (В)

(А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал - истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

(А. Ахматова)

3. Кольцеваярифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

(А. Бунин)

4. Холостая рифмовка - в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются - «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки - «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка - вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом - (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

(А.С. Пушкин)

Исторически сложился ряд«твёрдых строфических форм»- устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма - промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, (D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

(А. Данте)

РУБАИ - четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели - младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

(Омар Хайям)

ЛИМЕРИК -пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже - амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА - строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол - Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. - В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, - хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

(Д.С.Мережковский)

ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

(К. Бальмонт)

СОНЕТ - стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности - ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» - ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AB AB CCDD EFF EGG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ -стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий вевропейской поэзии, но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются междусобой.

Опьяняетсмелыйбег,

Овеваетбелыйснег,

Режутшумытишину,

Нежатдумы про весну.

(В. Брюсов)

РИФМОВКА 4+4 ("квадратная рифмовка") -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий -

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

(Б.Л. Пастернак)

РИФМОВКА 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы - (A )

В белоснежных одеяньях (B )

Непокорные вершины, (C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины... (С)

(В. Невский)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Литература:

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». - URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm .

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL :