Анализ состояния здоровья по у-син. Система У-СИН и правильное питание (введение) Звезда у син восточная медицина

Огонь, Вода, Дерево, Металл, Земля… Пять первоэлементов. Какой соответствует вам? Что вам это дает? Система взаимодействия 5 первоэлементов весьма интересна, познавательна и понимание ее может принести даже ощутимую пользу в жизни.

Существует западноевропейская система/концепция пяти элементов (воздух, вода, земля, огонь, металл) и китайская, идущая из даосизма, которая называется У-син.

Концепция У-син широко использовалась и используется в традиционной китайской медицине, в гадательных практиках, в боевых искусствах (есть даже стиль боя, полностью построенный на этой системе – Синъицюань), в нумерологии, в Фэн-шуй и т.д.

Многим, наверное, известна другая концепция Инь/Ян и знаменитая монада, иллюстрирующая единство и движение противоположностей (день/ночь, мягкое/твердое, мужское/женское и т.д.). На самом деле за кажущейся простотой там много тонкостей и нюансов (начиная с того что их две, вращающаяся по часовой стрелке и против) , мы еще о ней поговорим в дальнейшем.

Лечить заболевание, когда оно возникло, все равно что уподобляться глупцу, который начинает рыть колодец, когда его уже мучает жажда.

Китайская мудрость.

У-Син. Теория и концепция пяти элементов

Концепция пяти первоэлементов не такая известная, но не менее глубокая и интересная.

Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первоэлементов (начал, стихий): земли, металла (неба), воды, огня и дерева.

  1. Природа воды – быть мокрой и течь вниз.
  2. Природа огня – гореть и подниматься вверх.
  3. Природа дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению.
  4. Природа металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться.
  5. Природа земли проявляется в том, что она принимает посев, дает урожай и присутствует во всем.

Графически концепция У-син выглядит так:

Взаимодействие 5 элементов в У-син

Здесь выделяют два процесса (на самом деле их больше, но это основные):

1. Круг порождения (или питания), идет по часовой стрелке: Огонь порождает землю, земля – металл, металл – воду, вода – дерево, дерево – огонь и круг замыкается.

2. Круг разрушения, идет по звезде: Огонь разрушает металл, металл – дерево, дерево – землю, земля – воду, вода – огонь и опять всё замыкается.

Получается, что у каждого элемента есть 2 близких ему. Один который питает его и второй которого питает он. Есть один «враждебный» - который его разрушает. И есть один зависимый, который разрушается им самим.

Это важно понять для того чтобы пользоваться дальше таблицей.

Какой элемент вам соответствует?

Теперь еще важно узнать каким элементом в этой концепции являетесь вы. Узнать, кто вы - очень просто! Нужно посмотреть на последнюю цифру вашего года рождения:

  • 0 и 1 – вы «Металл».
  • 2 и 3 – вы «Вода».
  • 4 и 5 – вы «Дерево».
  • 6 и 7 – вы «Огонь».
  • 8 и 9 – вы «Земля».

Человек - единое целое, и он неотделим от окружающей среды. Здоровье - это бесценный дар. Это возможность ощущать полноту жизни,реализовывать себя, достигать успеха, жить активной и яркой жизнью, дарить радость и заботу близким.

Чувствуя полноту энергии и силу, мы можем до бесконечности раздвигать горизонты своих возможностей, творить и преображать свой мир; дышать полной грудью и наслаждаться каждым мгновением! Наше здоровье - это капитал, благодаря которому мы в жизни можем достичь любой цели. А капитал нужно беречь и приумножать.

Как часто вы слышали в ответ на вопрос "Что для вас является самым важным в жизни?" высказывания услышим такие: "Финансовая независимость", "Карьерный рост и материальное благосостояние"? Но скажите, зачем человеку миллион долларов, если он лежит под капельницей? Вот когда происходит переоценка ценностей! Но, чтобы не задуматься о здоровье на больничной койке, нужно взглянуть на свои приоритеты с новой точки зрения и сохранить, и приумножить...не только деньги, но прежде всего здоровье!

Жизнь - величайшая тайна Вселенной, доверенная каждому из нас. Наше тело - безмерно красиво, безмерно сложно. Дыхание, пищеварение, сердцебиение, кровообращение - ничто не представлено нашему контролю, все работает в сокровенной гармонии внутреннего микрокосмоса. Нет ничего другого столь же удивительного и тонко настроенного, как наш организм, который состоит из семидесяти миллионов клеток. где каждая выполняет свою функцию и вырабатывает особую, только ей свойственную энергию! Почувствуйте знаки,которые ежедневно подают вам почки, печень или сердце, научитесь понимать их, ведь этот язык самой жизни! В вашем теле - вода океанов, огонь солнца и сияние звезд, в нем есть воздух и бесконечное изобилие земли.

И по мере того, как человек постигает язык собственного тела, учиться читать эту волшебную книгу, его отношение к организму меняется, он осознает всю тайну жизни и тот бесценный дар - здоровье, который вручен ему самой Природой. Открывая для себя тайны энергии, вы отправляетесь в путешествие, возможно, которое подарит вам открытия, озарения и новый взгляд на привычные вещи. И вы захотите познать истину вашего бытия, и с помощью природной силы растений вернуть своей жизни утраченную энергию, придать ей новое качество.

Что такое карта здоровья?

По теории У-СИН организм человека представляет единую взаимосвязанную систему. Карта здоровья показывает особенность энергообмена систем организма, которую Вы получили в момент рождения.

Что мне эта информация даёт?

Наше здоровье зависит от баланса энергии ИНЬ-ЯН. При нарушении баланса этих энергий (дисбаланс энергий) нарушается наша система энергообмена и начинается процесс развития хронических заболеваний. По карте с разу становиться видно возможное проявление дисбаланса, слабое место системы организма, которая при рождении получает недостаточно энергии или её избыток. Таким образом, сразу видна первопричина заболеваний в организме, первопричина хроники .

Помимо этого можно узнать краткую психологическую характеристику человека, которую условно можно перечислить так: « Думаю», «Делаю», «Эмоции», «Личность», «Цели и деньги».

Для познания сути и проявления вашего организма по теории У-син понадобиться полная дата рождения человека. Каждому первоэлементу поставлен в соответствие определенный орган и определенная цифра из числового ряда, который задается датой рождения. Каждая цифра в числовом ряду дает один плюсик в первоэлементе. Если такой цифры вообще не встречается - минус.

Мы рассмотрим системы, отражённые схематично:

3. Средний;

4. «Дэн».

Прежде всего нужно обращать внимание на те системы, которые работают в минимальном режиме, и режиме «Дэн».

Эти системы больше всего нуждаются в профилактике, чаще всего, это те очаги из которых развиваются хронические заболевания. «Дэн» - это, когда со стороны Инь, и со стороны Ян – одинаковое количество «+». Бывают например: Двойной Дэн (по два плюса), Тройной Дэн (по три плюса), Дэн (по одному плюсу) – это значит, система крутится вокруг своей оси. Не отдает и не принимает энергию. Нет взаимосвязи. Чем она и опасна. Не дает помощи и не берет. Дэн – система без развития. При стрессовых ситуациях неизвестно, как могут прореагировать органы, другими словами – это одни из уязвимых органов.

Минимальный режим – в конфигурациях «Инь» и «Ян» знаки «-». Система в этом режиме не отдает, а только принимает энергию. Взаимосвязь – односторонняя.

Если слева (Инь) знак «-», а с права знак «+» или несколько «+» - то это значит, что система работает в режиме ближе к минимальному, с преобладанием конфигурации Ян.

Индивидуальный расчет вы сможете заказать по телефону или при личной встречи с экспертом, данные указанны в разделе Контакты.

Будьте здоровы и счастливы!

С уважением и любовью, Виктория!

Основой китайской метафизики является концепция существования двух противоположных сил - Инь и Ян, возникших из первоначально единой энергии Ци. Это произошло под действием первоматерии «Тай-цзы» (буквальное значение - «Великий Предел»).
В результате «сгущения» Ци возникло разделение на светлые и легкие Ян-Ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые Инь-Ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.
Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов, которые являются основой всех вещей и состояний природы: Воду, Дерево, Огонь, Почву, Металл .
Стоит упразднить один элемент и жизнь станет невозможна.
Такое представление и сформировало концепцию «У-син», согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении.

Идея У-син широко используется в китайской медицине, астрологии и фэншуй. Этот термин был переведён с китайского как «пять элементов» (более корректный перевод - «Пять Движений или Пять Шагов). В действительности «У-син» является сокращением от «У чжун лю син чжи ци» или «пять типов Ци, доминирующих в разное время»:

  • вода доминирует зимой,
  • дерево - весной,
  • огонь - летом,
  • металл - осенью,
  • во время переходных периодов между двумя сезонами доминирует почва .

Названия «вода», «дерево», «огонь», «металл» и «почва» - лишь субстанции, которые по своим характеристикам максимально похожи на соответствующие типы Ци. Они помогают нам понять свойства пяти типов Ци, но они также могут и увести нас от понимания сути, если мы будем воспринимать их в буквальном смысле.
«Пять элементов» Вселенной не являются чем-то статичным, раз и навсегда установленным. Они постоянно вступают в различные взаимодействия друг с другом, и считается, что все движения и изменения во Вселенной, в конечном счете, проявляющиеся в людях, предметах и событиях, являются следствием взаимодействия этих фундаментальных сил и находятся под их влиянием. С другой стороны, Вселенная - это не хаос, и «элементы» взаимодействуют между собой в соответствии с определенными законами. Эти законы называются Циклами Порождения и Контроля (сян шэн 相生 и сян кэ 相克).

Цикл Порождения (чёрные стрелки на диаграмме) показывает, что каждый «элемент» порождает (поддерживает) еще один «элемент», в результате чего образуется замкнутая цепочка. Это гармоничные отношения, подобные отношениям между матерью и ребенком.

Цикл Контроля (красные стрелки на диаграмме), наоборот, определяет конфликтные отношения, в которых каждый «элемент» контролирует, подавляет какой-то другой.
Концепция «У-син» применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма. В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением Вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов.

На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами теория У-син создала стройную картину взаимоотношений человека и природы.
Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам.

Таблица «Качества Пяти элементов»

Элемент (определение)

Стихия

Вода

Дерево

Огонь

Почва

金 Металл

Аморфная,
изогнутая,
дополнения

Высокие колонны,
деревья/кусты,
небоскребы

Углы,
острота,
ребристая

Низкая,
тяжелая,
постоянная, квадратная

Круглая,
открытая

Глубокая,
тайная,
загадочная

Активная,
целеустремленная,
напористая

Живая,
импульсивная,
рассеянная

Питающая,
добрая,
основательная

Холодная,
сдержанная,
аристократическая

Черный,
синий

Красный,
розовый,
оранжевый

Коричневый,
желтый,
телесный

Белый,
любой металлический

Запахи

Прогорклый, затхлый

Паленый, горелый

Ароматный, сладкий

Плач (Вздохи)

Энергии природы

Ветер
(движение)

Влажность

Пора года

Сезон дождей

Сторона света

Мифические животные

Черная Черепаха

Лазурный Дракон

Красный Феникс

Желтый Единорог

Белый Тигр

Домашние животные

Коза, овца

Бык, корова

Петух, курица

Время суток

Жизненный цикл

Рождение

Зрелость

Увядание

Черты лица

Уши, лоб,
подбородок

Брови,
челюсти

Глаза,
губы

Рот,
щеки

Нос,
скулы, родинки

Типы телосложения

Крупные кости,
широкие бедра

Высокий/жилистый,
низкий/подвижный

Стройность,
красота

Округлость,
упитанность

Маленькие кости,
тонкая кожа

Пять внутренностей

Мочевой пузырь

Жёлчный пузырь

Тонкая кишка

Толстая кишка

Органы

Селезёнка

Пальцы

Указательный

Безымянный

Спектр эмоций

Гнев,
человечность

Возбуждение,
любовь

Беспокойство,
интуиция

Горе,
благодарность

Интеллект

Мудрость

Оригинальность

Устремление

Сознание

Число по Хун фань

Число по Юэ лин

Планеты

Меркурий

Небесные Стволы

. 癸

. 乙

. 丁

. 己

庚 . 辛

Земные Ветви

. 子

. 卯

. 午

辰 . 未 . 戌 . 丑

申 . 酉

Очень простой в выполнении, но удивительно эффективный комплекс по гармонизации внутренних энергий пяти элементов нашего тела УСИН. Его можно выполнять каждый день утром для профилактики, в течении дня для балансировки.В основном направлен на работу с сухожилиями рук. Убирает блоки в социальных контактах. Во время выполнения и после могут чесаться области с внутренней стороны предплечий. Это хороший показатель. Это говорит о энергетической "детоксикации" Ваших контактов с этим миром. Обращаю Ваше внимание на положение ног. Ноги как мягкие пружинки. Это дает проработку опор и на психологическом уровне уверенность и устойчивость.
Занимайтесь в удовольствие.

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы

В нормальных условиях эти процессы находятся в саморегулирующихся взаимоотношениях, определяя основу жизнедеятельности - Золотой Закон Вселенной: движение определяет жизнь .

Весь цикл начинается с рождения нового с Востока. Энергия первоэлемента Дерево-Ветер, силой гнева Юпитера, ответственного за Печень, дает импульс возникновению пламени, рожда­ется Огонь, его пляшущие языки несут жизнь, надежду, радость (могущественный Марс и его кузнецы плавят железо). Огненный мир - мир мысли дает идеи, образы, которые требуют реализа­ции в следующем элементе - Земле, навязывая ей беспокойный трепет и энергию для воплощения этих идей, обеспечивает энергией Металла - сухость формы, прочность и несгибаемость материи. Следующий этап - это информативность: нет материи-энергии без информации. Сбором и пере­дачей информации занимается Вода , которая подпитывает Дерево, передавая ему информацион­ный импульс для дальнейшего развертывания очередного цикла трансформации - рождения.

Следовательно, цикл последовательных порождений начинается с Дерева и заканчивается Водой.

Современная интерпретация последовательности в цепи созидания «пяти первоэлементов» - Путь Неба - принадлежит видному философу и государственному деятелю Древнего Китая Дун Чжун Шу (ок. 180 - ок. 120 гг. до н. э.).

В своей работе «Чунь-ую-фань-лу» он дополнил основные конфуцианские принципы положениями своих натурфилософских концепций, а также положениями Цзоу Яня о пяти стихиях. Здесь следует добавить, что любые философские концепции имеют смысл только в том случае, если они носят прикладной характер. Концепция о первоэлементах в том или ином варианте (речь идет об их числе и названиях) присутствует во всех без исключения философских системах мира, повес­твующих о жизни и строении Мироздания. Натурфилософия же древнего Китая в схеме У-син предлагает их реализацию в чисто практическом аспекте. Это прекрасно работающая система, построенная на тонких взаимодействиях элементов между собой, применима к любой сфере дея­тельности. Ее детальное изучение и использование в медицине может позволить разработать и внедрить в практику целый ряд естественнонаучных медицинских направлений.

«При движении каждый из пяти элементов строго следует своему порядку, при действии каждый из пяти элементов раскрывает свои способности», - писал Дун Чжун Шу.

Весьма интересно изложена в его трактате роль Земли.

Китайцы при всех расчетах стихий родившегося человека отдельно не выделяют Землю, спра­ведливо полагая, что ее энергия присутствует везде. Другое дело, что она может быть в недостатке либо избытке, что само по себе определяет клиническую картину заболевания . Но вот ее интегри­рующая и трансформирующая роль дана в произведении Дун Чжун Шу весьма ярко. Он писал: «Земля занимает центральное положение, ее можно назвать всерождающей «сыростью» Неба. (Элемент Земля относится к стихии Влажности, вспомним славянское выражение «мать-сыра зем­ля».) Земля - помощник Неба, его руки и ноги . Благая и порождающая сила ее полна и изобильна. Землю нельзя соотнести с делами какого-либо одного сезона, она объединяет в себе пять элементов и все четыре времени года. Металл, Дерево, Вода и Огонь хотя и имеют свои функции, но не могут выполнять их независимо от Земли, подобно тому, как кислое, соленое, острое и горькое, не могут вне зависимости от сладкого образовать настоящий вкус. Иными сло­вами, подобно тому, как сладкое является основой среди пяти вкусов, Земля является главной среди пяти элементов».

«Дыхание Земли - главного среди пяти элементов - подобно сладкому (жирному) среди пяти вкусов, оно совершенно необходимо для образования дыханий всех остальных элементов».

Это очень существенно для выбора определенных точек акупунктуры, а также лечебных препа­ратов природного происхождения.

Следует учесть, что каждый из «пяти первоэлементов» соотносится с временем года: с весной - Дерево, с летом - Огонь, позднее лето , сбор урожая - с Землей, с осенью - Металл, с зимой - Вода.

На функционирование человеческого организма оказывает активное влияние гравитационное поле. В зависимости от взаимного расположения Солнца, Луны и Земли это поле влияет по-разному. Весной гравитация «тянет» центр тяжести нашего тела влево (восток), при этом активизи­руется печень; осенью - вправо (запад), активизируются легкие, летом - вверх (юг), активизируют­ся сердце и кровообращение , зимой гравитация тянет вниз (север), активизируются почки.

В промежутках (время активности одного органа продолжается 72 дня) к каждому органу при­бавляется 18 дней - «центра» Земли - почвы, в это время активизируется селезенка , поджелудочная железа , желудок , т. к. энергия, вырабатываемая органами пищеварения - «питательная энергия», идет на обеспечение нужд всех органов.

Отдельно, как полноправный член У-син, Земля относится к сезону позднего лета.

Мы проанализировали всю схему взаимопорождения. Но в природе всегда имеет место усиле­ние одних звеньев и ослабление других. С этой целью для устранения «сбоев» в стройной системе взаимопорождения существует система контроля и регуляции, состоящая из циклов взаимоподавления:

  1. Дерево контролирует Землю.
  2. Земля контролирует Воду.
  3. Вода контролирует Огонь.
  4. Огонь контролирует Металл.
  5. Металл контролирует Дерево.

Весь процесс начинается слева направо - земная энергия движется влево в следующей последо­вательности. Дерево (восток) - угнетает, сдерживает Землю (юго-запад); Земля (юго-запад) сдер­живает Воду (север); Вода (север) сдерживает Огонь (юг); Огонь (юг) сдерживает (плавит) Металл (запад); Металл (запад) сдерживает Дерево (восток). Весь цикл вновь возвращается к Дереву (вос­ток) для рождения нового цикла.

Из годовой активности органов вытекают все практические рекомендации по оздоровлению и профилактике заболеваний.

  1. Наиболее благоприятным временем для воздействия на орган является время его максималь­ной активности. В данном случае имеется в виду сезон года. В дальнейшем нам необходимо будет сделать акцент на временной 2-часовой максимальной активности органов.
  2. Все профилактические мероприятия необходимо проводить по принципу противополож­ности. Например, весной наблюдается активность печени и ослабление функции легких, приводя­щие к их дестабильности.
    Следует, «успокаивая печень», поднять энергию легких. Осенью си­туация складывается наоборот: в повышенном внимании и профилактике нуждается печень.

Следовательно, сердце профилактируется зимой, а почки - летом, печень - осенью, легкие - весной. Органы пищеварения - круглый год, во все сезоны.

Остановимся на свойствах первоэлементов. Дерево содержит в себе тепло, об этом всегда нужно помнить, Огонь «спрятан» в тепле Дерева, его нужно раздуть. Вспомним, когда мы разжигаем печь, костер или камин, мы фактически добываем Огонь. Когда же он прорывается наружу, вполне умес­тно сказать, что Дерево порождает Огонь. Прорвавшийся наружу Огонь сжигает Дерево, превра­щая его в угли и пепел, и мы констатируем, что Огонь порождает Землю. Под влиянием влаги гидротермальных процессов в подземных рудниках и в горах появляются металл и камни , и мы утверждаем, что «Земля порождает Металл» (магматические процессы). Влага и энергия плавят металл (водород), превращая его в жидкость , следовательно, Металл порождает Воду. Вода, в свою очередь, обеспечивает рост дерева. Металлу свойственна прочность - он рубит дерево, земле свой­ственна сыпучесть - дерево внедряется корнями в землю; земля впитывает и задерживает воду; вода гасит огонь; огонь плавит металл. Таков процесс сдерживания одних элементов другими.

Учение У-син символизирует и отражает естественное развитие всех явлений и форм. При нару­шении естественных процессов регуляции происходит изменение взаимодействия «пяти первоэле­ментов». Например, если Дерево набрало чрезмерную силу и при этом Металл не может оказать необходимое «сдерживание» - это приводит к повышенному воздействию Дерева на Землю, вслед­ствие чего резко ослабляется Земля. При этой ситуации говорят, что «Дерево угнетает Землю».

Проанализируем другую ситуацию: Дерево пребывает в нормальной силе, а Земля ослаблена, тогда «нормальное» Дерево все равно подавляет Землю, т. к. она ослаблена, что в конечном итоге предполагает аналогичный результат . Но в этом случае мы говорим, что «Дерево подавляет сла­бую Землю». Может возникнуть и другая ситуация. Обычно Металл сдерживает (режет) Дерево, но при чрезмерной силе Дерева, превосходящей Металл, может возникнуть ситуация, когда угне­таемый элемент превращается в угнетателя. Например, Металл при обычной ситуации сдержива­ет Дерево, однако при слабом энергетическом потенциале Металла Дерево «разрастается» и об­ретает чрезмерную силу. Это приводит к обратному действию: Дерево начинает угнетать Металл, стрелка-указатель указывает на противопоток. Возможна ситуация, когда ослабленный Металл подвергается угнетению со стороны Дерева и одновременно подвергается подавлению со сторо­ны Огня. Таким образом, состояние порождения - это созидание, это проявление любви, взаимо­помощи, поэтому эти отношения древнекитайские медики любовно назвали взаимосвязью «мать- сын». Например, Дерево есть мать Огня, а Огонь - сын Дерева и т. д. по часовой стрелке.

Отношения же против часовой стрелки можно назвать отношениями «возвращения долгов», а именно: слабую мать поддерживает сильный сын. Например, Огонь возвращает Дереву тепло для возможности его дальнейшего существования и подъема. Что же касается отношений внутри звез­ды, а именно «подчинения», «сдерживания», мудрецы Китая окрестили их отношениями «муж -жена». В наши дни уместно было бы эти отношения интерпретировать как отношения «началь­ник-подчиненный».

Эти связи обусловлены всегда состоянием избыточности на одном из концов звезды.

К нормализации синдрома избыточности относится система регуляции - противоугнетение, известная в древней китайской медицине как отношение «внук-дед» или «подчиненный против начальника». Система стимуляции и помощи есть система сохранения здоровья, счастья, любви.

В системе подавления и противоугнетения скрыта причина возникновения патологических изменений в организме человека.

Задача медицины - восстановить утраченные связи в системе «узлов сборки» китайской звезды тогда, когда больной организм уже исчерпал свои компенсаторно-адаптационные возможности.

Эти отношения между органами и первоэлементами являются основным принципом Мирозда­ния, сохраняясь на протяжении тысячелетий существования Вселенной. Меняется и адаптируется только тактика терапевтического вмешательства в зависимости от манифестации энергий Эонов. Умение разобраться в системе взаимоотношения энергий, специфичных для работы каждой фун­кциональной системы, возглавляемой определенным органом, является основополагающим в сис­теме медицинских знаний, отражающих холистический (целостный) подход к человеческому ор­ганизму и его связи с окружающей средой (под окружающей средой следует понимать все косми­ческое содружество).

Поэтому наша цель и главная задача - дать интерпретацию основам взаимоотношений всех систем взаимодействий в человеческом организме, отражающих по закону аналогии работу всего космического организма.

В заключение, по принципу «повторение есть мать учения», постараемся подвести итог Вели­кой мудрости китайской медицины, заключенной в системе У-син. Вполне естественно, что мно­гих исследователей в их поисках уже не устраивает система пятиконечной звезды. В последнее время высказываются и другие, не лишенные смысла точки зрения. Например, предлагается сис­тема Лю-Син (шестиконечной звезды).

Таблица основных коррелятов «пяти элементов»

«Элемент»

дерево

огонь

почва

металл

вода

Время года

Мудрые люди говорят, что движение и правильное питание могут заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не в состоянии заменить их. Именно поэтому необходимо уделять своему организму должное внимание и «подкармливать» его полезными веществами и элементами. Можно, конечно, просто питаться правильно и регулярно заниматься фитнесом, но лучше проводить процедуры по комплексному оздоровлению и поддержанию работы внутренних органов в соответствии со своими внутренними биоритмами и временем года. В этой статье мы ознакомим вас с основами древнекитайской теории У-СИН (6–3 века до нашей эры). Это не просто свод правил оздоровления, это целая система, согласно которой человек в зависимости от сезона должен проводить соответствующие мероприятия для улучшения работы определенных органов и систем организма. От Вас не требуется соблюдения какой-либо диеты, все что нужно – это употреблять ту или иную пищу в «свое» время. Ученые столетиями накапливали знания о том, как продукты действуют на организм человека, и выяснили – чтобы организм работал без «сбоев», необходимо в зависимости от времени года есть пищу с определенным вкусом и питательными свойствами.

Врачи древнего Китая рассматривали человека как часть природы. Они утверждали, что мы находимся в тесном взаимодействии с ней, и те изменения, которые происходят в природе, протекают и в человеческом организме. Все болезни, изменения в настроении врачи древности объясняли с позиции пяти элементов, которые являются материальной основой мира. Сам термин «У-СИН» часто переводиться как «пять элементов». Однако правильнее переводить этот термин как «пять движений». Ведь в Китае испокон веков обращали внимание на цикличность явлений природы (ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло) и цикличность функций человека (бодрствование и сон, вдох и выдох).

Каждый из этих циклов состоит из чередования Инь (женская энергия, пассивные силы) и Ян (мужская энергия, активные силы):
рождение или возрастание (весна, утро, восход солнца, восток);
максимальная активность (лето, полдень, юг);
упадок или угнетение (осень, вечер, заход солнца, запад);
минимальная активность (зима, ночь, север).

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий. Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: Дерево, Огонь, Металл, Вода. Затем, был добавлен пятый символ – Земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле.

Дерево – символ рождения, роста (переход от пассивной силы Инь к активной – Ян)

Огонь – символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы Ян)

Металл – символ начинающегося упадка (от Ян к Инь)

Вода – символ минимальной активности (пассивной силы Инь)

Земля – центр и ось циклических изменений всего мироздания

Каждому элементу соответствует определенный сезон времени года. В отличие от традиционного деления на четыре сезона, в древнем Китае было еще и пятое время года – это межсезонье (конец лета), задача которого – подготовить все окружающее к грядущим переменам.

Древневосточные врачи применяли концепцию У-СИН к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения многообразных взаимоотношений человека и природы. Сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Количество таких аналогий может быть безгранично. В таблице приведены наиболее используемые из них.

Пять первоэлементов Пять видов вкуса Пять цветов Пять измерений Пять энергий Пять сторон света Пять времен года
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Кислый
Горький
Сладкий
Острый
Соленый
Зеленый
Красный
Желтый
Белый
Черный
Рождение
Развитие
Зрелость
Увядание
Смерть
Ветер
Жар
Влажность
Сухость
Холод
Восток
Юг
Середина
Запад
Север
Весна
Лето
Межсезонье
Осень
Зима

Концепция У-СИН демонстрирует непрерывную связь всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством созидающих и подавляющих (деструктивных) процессов. Смысл созидающих процессов заключается в следующем: Вода способствует росту Дерева, Дерево может произвести Огонь, Огонь создает Землю (пепел), Земля производит Металл, Металл превращается в Воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что Вода может погасить Огонь, Огонь может размягчать Металл, а Металл может резать Дерево, Дерево подчиняет Землю, а Земля впитывает Воду. Каждый из пяти первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами созидающими и подавляющими влияниями.

Представление об организме человека также выведено из представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы взаимосвязаны, то и все части организма связаны между собой, организм представляет собой единое целое. Древневосточные врачи обнаруживали целостный подход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они утверждали, что человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях.

Пять первоэлементов Пять органов Инь Пять органов Ян Пять отверстий (окон) Пять тканей тела Пять эмоций
Дерево Печень Желчный пузырь Глаза Мышцы, суставы Гнев
Огонь Сердце Тонкая кишка Язык Сосуды Радость
Земля Селезенка Желудок Рот Лимфа Тревога
Металл Легкие Толстая кишка Нос Кожа Печаль
Вода Почки Мочевой пузырь Уши Кости Страх

Несмотря на кажущийся нелепым набор разных по своему качеству явлений в системе У-СИН наблюдается определенный смысл и порядок, а практическая значимость подтверждена даже не веками, а тысячелетиями.

Итак, каждому сезону соответствует два органа (один Инь, другой Ян). Это значит, что в каждый сезон соответствующие два органа более всего нуждаются в правильном питании для регенерации (восстановления своих функций). К примеру, весной это печень и желчный пузырь, а зимой почки и мочевой пузырь. С другой стороны, если у нас есть хронические заболевания, то именно в сезон соответствующий больному органу наиболее вероятно обострение. Это не значит, что надо заботиться о своей печени только весной, наоборот, заботиться надо всегда, но весной ей стоит уделять повышенное внимание.

Как мы видим по системе У-СИН органы у нас парные. Из этого следует, что если у нас страдают почки, то это может негативно отразиться на мочевом пузыре. Поэтому зная слабые места в своем организме, можно заранее подстраховаться с профилактикой парных органов.

Также не стоит забывать о созидающих и подавляющих связях в круге У-СИН. К примеру, больной желудок и селезенка будут негативно воздействовать на легкие и толстый кишечник, а также на почки и мочевой пузырь.

Таким образом, можно разработать для себя сезонные диеты, которые будут максимально щадить больные органы и наиболее эффективно подпитывать другие. Однако выводы из концепции У-СИН могут относиться не только к питанию. Вся прелесть этого подхода заключается в том, что он может сочетаться с любыми аспектами деятельности человека. Приведем несколько разнообразных примеров:
Хорошо известно, что гневаться очень вредно для своего здоровья, но намного разрушительней для себя делать это весной.
С возрастом, мы часто теряем свою гибкость, чтобы восстановить ее следует не только подобрать нужные упражнения, но и заняться своей печенью, которая отвечает за наши мышцы и суставы.
При занятиях оздоровительной гимнастикой (йогой) или медитацией , направленной на свое здоровье, круг У-СИН может использоваться для составления правильной и эффективной программы занятий на год.

Примеров можно привести бесконечное множество, так как концепция У-СИН является не просто подбором правил, а представляет сложную динамическую модель взаимосвязей организма человека с окружающей средой.

Рекомендуем:
Правильное питание зимой по системе У-СИН
Правильное питание весной по системе У-СИН